Главная / Математика / ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Матушевич Л.В., учитель математики

высшей категории, высшего уровня квалификации


Сегодня никто не сомневается, что развитие человечества в мировом масштабе идет по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Многонациональность населения Земли, большинства государств и регионов, в том числе и Республики Казахстан, интенсификация экономических, политических и духовных отношений народов протекает в полиэтнической и поликультурной среде и усиливает связи людей разных национальностей и конфессий.

Исторически сложившийся многонациональный состав населения Казахстана не позволяет оставаться в стороне от рассмотрения вопросов развития поликультурного образования. Кроме того, усиливающиеся интеграционные процессы межкультурного взаимодействия стран и народов, «этнический ренессанс», перспективы разрешения глобальных проблем, увеличение количества конфликтов на этнической и религиозной почве определяют актуальность введения поликультурного образования в педагогическую практику.

В рассматриваемых условиях возникает социальная потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания не только по изучаемым предметам, но и в области национальной культуры, гармоничное национальное самосознание, ориентацию на этнокультурные духовные ценности, толерантность и способность к межэтническому и межкультурному диалогу. Это своеобразный социальный заказ эпохи, настоятельно требующий освоения подрастающим поколением общечеловеческих ценностей, приобщения к культуре других народов, сохранения многовековых традиций, создания необходимых условий для их дальнейшего развития.

В своем Послании Президент Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана говорит: « Мы, казахстанцы, единый народ! За 22 года суверенного развития  созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев  и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем.

Во-вторых, национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. …. В-шестых, общность истории, культуры и языка. …. Благодаря этим ценностям мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи» [1]

Возросший интерес к прошлому ставит перед каждым участником образовательного процесса задачи более глубокого изучения и обобщения культурного наследия каждого народа, отражающего его многовековые традиции, обычаи и нравы, его национальное самосознание и использование полученных знаний в процессе обучения и воспитания.

Поликультурность и поликультурное образование обусловливается государственной национально-языковой образовательной политикой. Ее принципы отражены в Конституции Республики Казахстан, законах «О языках в Республике Казахстан» и «Об образовании». Статья 6 «Закона о языках» гласит: «Каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на свободный выбор языка воспитания и обучения» [2]. В Законе «Об образовании» поставлены такие задачи, как «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам и государственному языку, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям; приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики; овладение государственным, русским, иностранным языками» [3].

С целью реализации полиэтнического воспитания и образования на уроках математики мы ставим перед собой задачи формирования у учащихся таких компетенций, как:

  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;

  • уметь определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;

  • владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;

  • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в Казахстане и других странах;

  • иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

  • уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;

  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

  • иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Современное математическое образование позволяет реализовать указанные компетенции как через различные методы организации учебной деятельности, так и при решении различных видов математических заданий.

Так, при изучении темы «Десятичные дроби» можно рассматривать задачи такого типа:

  1. Анализ качества очищенных сточных вод на очистных сооружениях г.Костаная показал, что при норме 24,3 миллиграмм на литр в воде содержится 330 млг/л хлоридов. На сколько больше содержится в воде хлоридов?

  2. Площадь лесных пожаров 2005 года в Иркутской области составила 307,5 тыс.га, в Якутии – на 176,5 тыс.га меньше, в Краснодарском крае на 198,1 тыс.га меньше. Какая площадь лесных пожаров в Краснодарском крае и Якутии?

По теме «Натуральные числа» можно рассмотреть задачи, позволяющими учащимся ознакомиться с различными видами валют. «Валовый национальный продукт на душу населения в Республике Казахстан в 2000 году составлял 1350 $, а в 2010 он составил 2013 $. На сколько увеличился ВНП за 10 лет?»

Изучая тему «Проценты. Пропорция» учащимся предлагаем такие задачи:

  1. Один из германских университетов обнаружил на 40 ручках 15 видов микробов. Сколько видов микробов можно обнаружить на 30 ручках?

  2. Взрыв на Чернобыльской АЭС выбросил в атмосферу 50 тонн ядерного топлива, а масса радиоактивных веществ бомбы, сброшенной на Хиросиму, составила 4,5 тонны. Вырази в процентах массу радиоактивного выброса в Чернобыле от массы бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Решая задачи на составление уравнений можно использовать такие:

  1. Площадь лесов в Азии и Европе составляет 1442 млн га. Причем площадь лесов в Азии на 680 млн га больше, чем в Европе. Найдите площадь лесов в Азии и Европе.

В ходе изучения темы «Объемы тел» прекрасный пример:

  1. Известна формула для вычисления комфортности жилища: К=36пV2/ S3,где К — изопериметрический коэффициент комфортности, V — объем, S — полная поверхность. Подсчитайте коэффициент комфортности

а) Восточно — Сибирского чума,

б) яранги континентальных эскимосов Аляски,

в) жилища береговых чукчей,

г) жилища аборигенов Северной Австралии,

д) жилища аборигенов Центральной Австралии,

е) жилища народов кирди в Камеруне,

ж) нашего обычного жилища.

Заметим, что наибольшее значение К = 1, возможно лишь для сферы, причем не зависит от ее радиуса. Для других тел К меньше 1, причем его величина не зависит от размеров, а зависит от формы тела.[4]

  1. Египетские пирамиды – древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Пирамида Хеопса - самая большая пирамида. Она была самым большим зданием мира, пока в 1889 года не уступила Эйфелевой башни. Сейчас высота пирамиды составляет 137 м, основание 230*230м, вес 6400000тонн. Вычислите объем пирамиды.

hello_html_m4eea5fd1.jpg

При рассмотрении задач на движение, масштаб (5, 6 классы) разнообразить учебный процесс и увлечь учащихся рассмотрением вопросов не только чисто математических, но и географических возможно при рассмотрении задач на определение расстояния, времени движения при путешествии по родному краю и по всему миру. Во время организации таких учебных занятий целесообразно воссоздавать атмосферу страны, по которой проходит «путешествие» с помощью музыкальных фрагментов, фотографий тех мест, о которых идет речь в задаче.

Во время изучения способов решения задач на совместную работу можно организовать групповую работу, включив в состав «бригады» учащихся разных национальностей. Тем самым воспитанники смогут не только учиться способам совместной деятельности в группе, приемам действий в ситуациях общения, но и понимать, что позитивные навыки общения в поликультурном обществе просто необходимы для получения положительного результата. Например:

1. Вы руководитель предприятия. Поставщик, указывая на кучу угля, имеющую коническую форму, предлагает вам вывезти ее, утверждая, что в ней такое- то количество тонн. Какие измерения вы можете выполнить, чтобы узнать объем этой кучи и убедиться, что вас не вводят в заблуждение?

Нам всегда необходимо помнить, что в процессе духовного становления каждого этноса складываются разносторонние традиции воспитания и образования, национальных культур. Они самобытны, неповторимы и, порой, весьма отличны друг от друга. Вместе с тем, в каждой национальной культуре содержится немало общезначимых черт, исходящих из универсальных нравственных и эстетических категорий, а также сходных условий исторического, социального, экономического развития того или иного народа.

Универсальные тенденции развития поликультурного образования выявляются при исследовании культуры и педагогики многонациональных народов Казахстана. Общечеловеческие гуманистические ценности гармонично сочетаются в ней с самобытными чертами, исходящими из специфики менталитета народов. Фольклорные и научные педагогические традиции во все времена являлись важнейшим средством просвещения, воспитания и образования. Уклад жизни, верования и обычаи сказывались на характере образования. Степень воздействия уклада жизни, верования, обычаев на формирование нравственно-эстетического потенциала народа определяет их значимость в педагогике.

Литература

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г.

  2. Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 151-I «О языках в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.01.2013 г.)

  3. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2014 г.)

  4. Журнал «Мастер класса» № 2 2011

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
  • Математика
Описание:

Сегодня никто не сомневается, что развитие человечества в мировом масштабе идет по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Многонациональность населения Земли, большинства государств и регионов, в том числе и Республики Казахстан, интенсификация экономических, политических и духовных отношений народов протекает в полиэтнической и поликультурной среде и усиливает связи людей разных национальностей и конфессий.

 

Исторически сложившийся многонациональный состав населения Казахстана не позволяет оставаться в стороне от рассмотрения вопросов развития поликультурного образования. Кроме того, усиливающиеся интеграционные процессы межкультурного взаимодействия стран и народов, «этнический ренессанс», перспективы разрешения глобальных проблем, увеличение количества конфликтов на этнической и религиозной почве определяют актуальность введения поликультурного образования в педагогическую практику. 

Автор Матушевич Лариса Викторовна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 679
Номер материала 8912
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓