Главная / Директору-завучу / Воспитание гражданина России в образовательном учреждении (программа)

Воспитание гражданина России в образовательном учреждении (программа)

Программа «Патриоты»


Обоснование программы

В последнее десятилетие политические и социальные процессы в нашей стране привели к деформации в общественном сознании и сознании молодежи таких понятий как «государство», «гражданин», «гражданская культура», «патриотизм», «демократическое государство», «национальное самосознание». Вместе с тем, опыт показывает, что актуальность идейно-патриотического воспитания, воспитания грамотной мировоззренческой позиции личности юного гражданина, усвоение политического, социального, экономического опыта, традиционно присущего народу и стране, не только не снижается, но и напротив, возрастает.

Проблемы общества усилили негативные мировоззренческие тенденции среди молодежи: проявление правового равнодушия, опасные идеи национализма, мировоззренческий прагматизм, политическая наивность и пассивность и т.д. В связи с этим формирование грамотного гражданина становится одной из приоритетных задач современного образования и воспитания. Поэтому социальный заказ на воспитание юных граждан стал особо актуальным. Ориентиром в деятельности выступает государственная ПРОГРАММА «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»

Цели программы:

- воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;

- развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края;

- становление многосторонне развитого гражданина России в эсте­тическом, культурном, нравственном и физическом отношениях;

- освоение культурных, духовных традиций своего народа.


Важной задачей государство и государственного устройства является обеспечение структурности, планомерности, целенаправленности содержания человеческой жизни и развития конкретной личности. Государство – это социальный институт, в котором человек осваивает нормы поведения и деятельности, осознает свои права и обязанности в отношении других людей, вносит свой вклад в развитие общества. Любое государство сильно общими правилами, законами, целями, стратегией развития, идеологией. Идеология страны призвана объединить общество, способствует гражданскому согласию, выработке эффективного общественного сознания. Поэтому разработка, апробирование и внедрение новых эффективных форм педагогического взаимодействия в сфере патриотического воспитания является одним из приоритетных направлений в современной педагогике. Важность этого направления в современной воспитательной работе была обозначена на государственном уровне. В социальных дисциплинах оно рассматривается как одно из главных условий построения правового демократического государства, фактор устойчивого развития цивилизации, повышения социальной стабильности в обществе. Таким образом, патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.


Введение.

В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

МБОУ «ООШ пос. Анисовский» на основе Государственной программы разработала программу «Патриот», направленную на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина России - пат­риота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и в военное время.

Цели программы:

1. Способствовать получению и расширению знаний учащихся о Рос­сии: ее истории, традициях, культуре, праве и т. д.

2. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричаст­ности к истории и ответственности за будущее страны.

3. Воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу и краю как к малой Родине.

4. Воспитывать учащихся гражданами своей Родины, России.

5. Формировать у учащихся чувство гордости за свою Отчизну.

6. Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

7. Воспитывать у учащихся интернациональные чувства


Идея программы:

«Сберечь себя для России и Россию для себя!»


Задачи:

  1. Воспитывать патриотические и национальные чувства, уважение к своему народу посредством разработки, апробирования и внедрения новых воспитательных технологий.

  2. Развивать познавательный интерес к историческому прошлому своей Родины.

  3. Воспитывать личность гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

  4. Разработать эффективные формы деятельности по формированию национального и гражданско-патриотического самосознания.

  5. Воспитывать уважительное отношение к родному языку путем организации соответствующих форм работы.

  6. Разработать игровые проекты, социально-педагогические, социально-образовательные программы, которые эффективно решали бы поставленные задачи в области гражданского воспитания.

  7. Обучить детей навыкам демократической жизни посредством внедрения специализированных игровых методик.

  8. Обобщить опыт работы с детьми по формированию патриотического и национального самосознания, информационно оформить результаты.

  9. Воспитывать ответственность за свое поведение, умение противостоять асоциальным явлениям.

  10. Пропагандировать здорового образа жизни.

  11. Приобщать детей к культурно-историческому наследию нашего народа.


Паспорт программы «Патриот»


Составляющие

Характеристика

1

Наименование программы

программа «Патриот» по гражданско-патриотическому воспитанию в МБОУ « ООШ пос. Анисовский»

2

Цель программы

формирование у подрастающего поколения чувства гордости за свою страну, свой народ, приобщение детей к нравственному идеалу общества, воспитание патриотических, национальных и интернациональных чувств.

3

Основание для разработки

Программа «Воспитание гражданина России»

4

Сроки реализации

реализация комплексно-целевой программы «Патриот» рассчитана на 4 года (с сентября 2012 года по август 2016)

5

Этапы реализации

  • Организационно-подготовительный

  • Основной: теоретический и практический

  • Заключительный: рефлексивно-аналитический

6

Авторы

Зам.директора по ВР МБОУ «ООШ пос. Анисовский»

Копылова Маргарита Александровна

7

Направления

  1. Гражданско-патриотическое.

  2. Идейно-нравственное.

  3. Национальное и интернациональное.

  4. Краеведческое

8

Формы реализации

- КТД

-учебная деятельность через предметы;

- система тематических, творческих классных часов;

- проведение военно-патриотических, спортивных праздников;

- проведение конкурсов «Знатоки российской истории», «Знатоки российской науки и техники», «Знатоки российской культуры и традиций», «Знатоки российского слова».

- создание и проведение познавательных игр, викторин, способ­ствующих реализации целей проекта;

- выставки творческих работ;

- организация работы школьного самоуправления;

- система мероприятий школьной библиотеки.

-Межпредметные недели


9

Предполагаемый результат

  1. Разработка, апробация и внедрение действенных форм гражданско-патриотического воспитания в процессе педагогического взаимодействия в современных условиях .

  2. Выпуск методических сборников по проблематике патриотического воспитания с набором теоретического и практического материала.



Программа «Патриот» по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности представляет собой комплексную программу, поскольку соединяет в себе различные области, направления и виды деятельности в единое целое, где все составляющие взаимозависимы и взаимосвязаны. Программа «Патриот» включает следующие направления.


  1. Гражданско-патриотическое

Подразумевает формирование любви к Родине, чувства гордости за достижения своей страны, уважительное отношение к историческому прошлому Родины и унаследованным традициям, уважение Конституции России и других законов, забота об интересах Родины, стремление посвящать свой труд, силы и способности для процветания родного Отечества.

Основные понятия и ценности:

  • Патриот, патриотизм;

  • Любовь к своей стране, своему народу;

  • Родина, ее историческое прошлое;

  • Гражданин, гражданственность, гражданская ответственность, гражданский долг;

  • Социальная инициатива;

  • Лидер, общественно значимая позиция.


  1. Идейно-нравственное

Ориентировано на формирование у подрастающего поколения нравственного идеала общества, воспитание моральных качеств, нравственности, трудолюбия, уважения к семье, к окружающим людям, к природе, самому себе. Важную роль играет формирование у детей навыков здорового образа жизни, способности противостоять асоциальным общественным проявлениям, вредным привычкам и т.д. Главная цель – духовное и физическое оздоровление, социализация и гармонизация личности.


Основные понятия и ценности:

  • Нравственный идеал общества;

  • Морально-этические качества человека;

  • Коллективизм, трудолюбие;

  • Здоровый образ жизни.


  1. Национальное и интернациональное

Включает в себе формирование у подрастающего поколения осознания национальной гордости за свой народ, уважение к культуре народа России, ознакомление с ее традициями и обычаями, приобщение к национальному наследию, уважение к родному языку. Проблемой данного направления является формирование национального самосознания, противостояние девиантным формам национализма, воспитание интернациональности, т.е. уважение других наций, терпимое отношение к другой позиции и другому мнению, возможность мирного урегулирования конфликтов.

Основные понятия и ценности:

  • Национальное самосознание;

  • Интернациональное воспитание;

  • Национальная культура;

  • Толерантность;


Условия эффективной реализации комплексно-целевой программы «Патриот»


  1. Понимание важности и целесообразности проблемы педагогическим коллективом.

  2. Высокий уровень информированности по основным проблемам гражданско-патриотического воспитания.

  3. Широкое использование средств массовой информации.

  4. Знакомство с деятельностью выдающихся деятелей науки, искусства, спорта, здравоохранения, привлечение партнеров по оказанию информационно, кадровой, методической и т.д. помощи.

  5. Использование активных и интерактивных форм педагогического взаимодействия, развития детского самоуправления, детских самообъединений, школ лидера и т.д.

  6. Соблюдение принципа профильности, т.е. реализация проекта с учетом специальной подготовленности детей по той или иной тематике или направлению.

  7. Активное использование внешней атрибутики и символики, формирование уважения к государственной символике, ознакомление с правилами ее использования.

  8. Планирование работы исходя из календарно-знаменательных дат, праздников народного календаря.


Общешкольные коллективно-творческие дела


2010- 2011 учебный год - «Я люблю тебя, Россия!»

Сентябрь - День знаний. Урок мира.

Ноябрь- День матери «Моя мама лучше всех

Март- Масленица.

Апрель- День города «Нет лучше города, чем наш Энгельс»


2011-2012 учебный год - «Россия -родина моя!»

Сентябрь - День знаний День города «Нет лучше города, чем Энгельс».

Ноябрь – День семьи «Моя родословная»

Январь - Конкурс рисунков «Мой отчий дом».

Март - «Проводы русской зимы».

Конкурс чтецов «Мое отечество - Россия»,

Май - Торжественная линейка «Спасибо тебе, солдат!» к открытию уголка боевой славы.


2012-2013 учебный. год «Я люблю свою землю»

Сентябрь - Урок знаний «Что я знаю о России». Праздник « Истории русского флота посвящается...».

Октябрь - День учителя «Учителями славится Россия, ученики при­носят славу ей».

Утренник «Хлеб - всему голова».

Ноябрь - Экологическая неделя.

Декабрь - «Дела давно минувших дней, преданья старины глубо­кой».


Февраль - Праздник «Край мой - гордость моя». Экологическая акция:

«Два мира есть у человека,

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века,

Творим, по мере наших сил».

(Н. Заболоцкий)

Март - Фольклорный праздник «Проводы зимы».

Май - Торжественная линейка «Спасибо тебе, солдат!» к открытию уголка боевой славы.

2013-2014 учебный год. «Русь моя – милая родина»

Октябрь- Интеллектуальная игра «Знай своё Отечество»

Ноябрь - Экологический праздник.

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

(Ф. Тютчев)

Февраль – Фестиваль военно-патриотической песни.

Март - Праздник русского танца.

Апрель- Познавательная викторина «Великая отечественная война»


Гражданско-патриотическое воспитание


1


- Мероприятия навстречу годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

- Энгельс в годы войны.

2


- Организация работы по созданию уголка боевой славы.

- Уроки мужества.

- Военно-спортивный праздник.

- Тематические вечера «Защита Отечества - священный долг каждого гражданина России». «В жизни всегда есть место подвигу»

- Военно-исторические викторины.

- Просмотр героико-патриотических фильмов, спектаклей.

- Организация работы оборонно-спортивных кружков.


3


- «Я буду жить коротким словом - "память"».

- Читательские конференции. Чтение и обсуждение книг о герое Великой Отечественной войны.

- Конкурс сочинений «Бабушка, расскажи мне о своем отце!».

- Что мы знаем о войне?

- Организация вечеров: «Подвигу народа жить в веках», «Звучи памяти набат!»

- Поддерживать тесную связь с воинами-земляками, военнослужащими-выпускниками школы.

- Конкурс рисунков, посвященный Дню Победы.

- Конкурс исполнителей стихов и песен на тематику военных лет.


4


- Литературно-музыкальное представление «И помнит мир спасен­ный», посвящается 65 годовщине Великой Победы.

- Театральное представление. Книга-юбиляр автора Б. Васильева «А зори здесь тихие...» Литературная гостиная «Страницы дней, перебирая даты».

- Читательская конференция «Великая Отечественная воина в ху­дожественной литературе и краеведении».

- Военно-спортивный праздник: «Ой, вы, добры молодцы!».



Межпредметные недели


1

- Неделя русского языка. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!».

- Неделя истории. (Отчизны верные сыны. )

- Неделя экологии «Экология и мы».

- Биология, география, химия. Устный журнал «Экологический бумеранг».

- Ин. яз., музыка, ИЗО. «Летопись природы родного края».


2

- Неделя русского языка. «Православные праздники».

- Неделя начальных классов. Игра-викторина «Что за буквами спря­тано».


3

- Неделя музыки. «Саратовский фольклор».

- Неделя ИЗО. «Творчество школьных умельцев».

- Неделя истории, основы права. «История нашего края».

- Неделя химии, биологии, географии. «Охранять природу - это значит охранять Родину».


4

- Неделя музыки. «Песнь могучая, песнь раздольная».

- Неделя ИЗО.

«Пока дубрав размашист круг,

Лугам потерян счет,

Пока на юг река Битюг

Из вечных недр течет!».

- Неделя русского языка и литературы, химии. «Он с нами леген­дарный Пушкин, и Ломоносов, и Крылов...»

- Неделя экологическая.

«Одним дарит природа-мать

Не свет, а света отраженье,

В других желает увидать

Свое живое завершенье


Темы классных часов и мероприятий

для учащихся 1-9 классов


/ класс

1. «История моего имени и фамилии».

2. «Герб, флаг, гимн России».

3. «Вот она, какая моя Родина большая».

4. «Я - Россиянин».


2 класс

1. «История моей улицы».

2. «Мои семейные традиции»,

3. « Славные сыны нашего Отечества».


3 класс

I. «История моего посёлка Анисовский2.

2. «Духовное наследие России».

3. «Мой Саратовский край».

4. «Наши права и обязанности».


4 класс

1. «Мои предки в труде и бою»

2. «Обычаи и традиции народов России»

3. «Дисциплина и ответственность»

4. «Красота русской природы»



5 класс

1. «Что значит любить Родину?»

2. «Духовное наследие России»

3. «Мой Саратовский край»

4. «Наши права и обязанности»


6 класс

1. «Защищать Родину - это почетный долг».

2. «Отец, Отчизна, Отечество».

3. «Литературное наследие России».

4. «Праздники русского народа».


7 класс

1. «Что значит быть ответственным?»

2. «Праздники народов России».

3. «Искусство России и Саратовского края».

4. «Великая Отечественная война на Саратовской земле».


8 класс

1. «Отстаивая свои права, не забывай о правах других».

2. «Гражданин ли я России?»

3. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию».

4. «Русские за границей».


9 класс

1. «Обязанность, долг, присяга».

2. «Я патриот своей Родины?»

3. «Наши предки».

4. «Дети на защите Отечества».

5. «Семейные праздники и традиции».


10 класс

1. «Можно ли меня назвать гражданином России?»

2. «Достижения русских ученых и изобретателей».

3. «Мои замечательные земляки».

4. «Памятные места моего города».


// класс

1. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?»

2. «За что я люблю Россию?»

3. «Народ и я - единая семья».

4. «Чем я могу помочь, тем, кто в моей помощи нуждается?»























Примерный план месячника по патриотическому воспитанию «Я и отечество»



III

Содержание

Класс

Сроки

1

Классные часы (тематические), посвященные исто­рии России, Саратовского края: «Живи в веках родной Саратов», «Поклонимся великим тем годам», «Жизнь замечательных людей».

5-6

7,8, 9,


2

Военно-патриотическая экспедиция, посвященная Дню защитника Отечества (газетная галерея).

5-9


3

Викторина «Военная биография города».

5-7


4

Экскурсии по достопримечательным местам города, области.

5-9

в тече­ние года

5

Конкурсы: рисунков, посвященных Знаменательным датам; чтецов; военно-патриотические песни.

1-4,

5-8,

9


6

Праздники: «А ну-ка, мальчики»; «А ну-ка, парни» (ко Дню защитника Отечества); День Победы.

1-4

5-8

9





Учебно-военно-спортивной

тематический план программы «Сыны Отечества»

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма

занятий

Результативность


1

2

3

4

5


1

посещение памятных мест обороны Сталин­града: - Мамаева кургана; - музея-панорамы «Ста­линградская битва»; - Поля солдатской сла­вы;

10ч

Экскурсии

Культивирование высших идей, связанных с обще­ственными ценно­стями, с сущест­вованием и защи­той Родины


2

Профессия - Родину защищать: - история военной школы; - выбор военной про­фессии; - понятие о воинских

Дискуссии, тематические уроки

Воспитание социально-нравственных норм (патриотизм, уважение к воин­скому званию офицера России-


3

Физическая подготов­ка: - метание гранаты; - бег на длинные дис­танции; - бег по пересеченной местности; - преодоление полосы препятствий;

- подтягивания; - отжимания

10ч

Спортивные мероприятия, соревнования

Укрепление физической подготовки. Подготовка учащихся к еда нормативов

4

С| роевая подготовка. Посещение воинской

части

12ч

Строевая подготовка

Подготовка учащихся к неесьп-почетной вахты Посту К» 1

5

Несение почетной нах-ты: -история ПостаМ 1;

- посещение музея Поста 1



Формирование

преодолевать любые трудности

б

Творческая работа «След войны в моем доме»

1роекты, поисковая работа, дис­путы

Работа семьи

7

«Что значт быть пат-риотом сегодня'.'»

1 ч

Диспут

Формирование основных понят патриотизма чувства долга .

8

Новый закон о службе в Вооруженных Силах

1 ч

Юридический

лекторий

Ознакомление молодежи с законом






9

Медицинская подго­товка: - оказание первой ме­дицинской помощи; - транспортировка «раненых»

Практикум

Навыки оказания перкой медицинской

ПОМОЩИ

10

Радиационная, химиче­ская, биологическая зашита

Практикум

Формирование умений по истю. зованию средств индивидуальной зашиты

Продолжение табл.


2

3

4

5


Спортивный праздник «Служу Отечеству!»

1 Ч

Соревнования

Проверка навыков общефизической, медицинской,

строевой подго­товки


«Колесо истории»

1 ч

Викторина

Коллективный поиск решения трудных познава­тельных задач


Воспитание юных вол-гоградцев на историко-патриотических тради­циях города: - личность и защита Отечества; „ - что такое воля? му­жество? героизм? - твои защитники, Вол­гоград; - наши выпускники на службе Отечества; - мир памяти, мир сердца, мир души; - о военной профес­сиональной ориентации молодежи в России.

лекторий

Развитие граждан­ского сознания. Получение необ­ходимых будущим защитникам Оте­чества знаний


Уроки Мужества

5

Уроки

Воспитание ува­жения к ветеранам ВОВ, солдатам,

ВЫПОЛНЯЮЩИМ

ВОИНСКИЙ ДОЛГ В

«горячих точках»


Встреча с ветеранами ВОВ

1

Круглый стол



Спортивные праздни­ки: - «Бои неуловимых».

4

Соревнования

Подведение ито­гов и реализация задач военно-спортивной про­граммы



hello_html_m3cc7c19.pnghello_html_62b40ffb.pnghello_html_m5e6fcdfd.png

9


Воспитание гражданина России в образовательном учреждении (программа)
  • Директору-завучу
Описание:

Обоснование программы

В последнее десятилетие политические и социальные процессы в нашей стране привели к деформации в общественном сознании и сознании молодежи таких понятий как «государство», «гражданин», «гражданская культура», «патриотизм», «демократическое государство», «национальное самосознание». Вместе с тем, опыт показывает, что актуальность идейно-патриотического воспитания, воспитания грамотной мировоззренческой позиции личности юного гражданина, усвоение политического, социального, экономического опыта, традиционно присущего народу и стране, не только не снижается, но и напротив, возрастает.         

Проблемы общества усилили негативные мировоззренческие тенденции среди молодежи: проявление правового равнодушия, опасные идеи национализма, мировоззренческий прагматизм, политическая наивность и пассивность и т.д. В связи с этим формирование грамотного гражданина становится одной из приоритетных задач современного образования и воспитания. Поэтому социальный заказ на воспитание юных граждан стал особо актуальным. Ориентиром в деятельности выступает государственная ПРОГРАММА «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»

Цели программы:

-  воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;

-  развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края;

-  становление многосторонне развитого гражданина России в эсте­тическом, культурном, нравственном и физическом отношениях;

 

-  освоение культурных, духовных традиций своего народа.

 

Автор Копылова Маргарита Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 455
Номер материала 24418
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓