Главная / Химия / Воспитание экологической культуры на уроках химии

Воспитание экологической культуры на уроках химии

hello_html_3d883aec.gifВоспитание экологической культуры
на уроках химии                                                        Экология – наука очень простая, и в то же время- очень сложная, т.к. она  старается понять взаимоотношения между существами и веществами. В современную эпоху научно-технической революции необычайную сложность и важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека.


Бурный рост населения земного шара, интенсивное развитие техники во много раз увеличили степень воздействия человека на природу, потребление различных природных ресурсов. Всё это заставило сегодня человечество обратить особое внимание на вопросы охраны природы.

Охрана природы – одна из важнейших обязанностей каждого гражданина нашей страны. Вот почему формирование личности современного человека включает в себя как необходимую составную часть воспитание в нём правильного отношения к природе. Нужно сделать так, чтобы природа не скудела, а становилась богаче и краше. Этого добиться можно путём формирования у каждого человека правильного экологического мышления


 У большинства населения Земли отсутствует правильное экологическое воспитание и мышление. Экологическое мышление складывается из комплекса качеств, которые необходимо воспитывать у ребенка: эстетическое восприятие окружающего, чувство прекрасного и прочные естественно-научные знания.


Именно поэтому естественные науки  биология, физика, химия представляют особую важность. 

  • Экологическая культура каждого отдельного человека включает в себя: культуру познавательной деятельности,

  • культуру труда,

  • культуру духовного общения с природой.

 В этом отношении для учителя важны каналы, с помощью которых он может воздействовать на личность ученика, и педагогические средства, с помощью которых осуществляется экологическое образование и воспитание учащихся. В школьном курсе химии предлагается ознакомление учащихся с химическими проблемами экологии. Основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьёзную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации.

Химические знания – неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном использовании и разумном преобразовании окружающей человека среды.

Роль химии в решении экологических проблем на современном этапе значительна: Она может ответить на вопрос , о том, как ведёт себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывают оно и продукты его превращений на биологические системы;Она способствует решению задачи наиболее естественного и «безболезненного» вхождения промышленного производства в природные циклы, делая его частью какой-либо экосистемы;Она позволяет получить информацию, необходимую для последующего принятия решений о предотвращении поступления вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, способах их защиты и т.д.

Моими экологическими целями на уроках химии являются:                                              Сформировать у школьников экологическую компетентность, направленную на положительное отношение к экологии окружающей среды.

создание системы непрерывного экологического образования;   формирование у учащихся общественной позиции;

выявление связи между теоретической и научно-практической деятельностью;

формирование основ здорового образа жизни;

формирование и развитие межпредметных связей в изучении экологических проблем (химия – география, химия – биология, химия – экономика, химия – социология).

Для осуществления поставленных целей мне нужно решить следующие задачи: -Подвести учащихся к усвоению понятия необходимости усиленного внимания человека к природной среде, как фактору пространственной организации общества,

-Способствовать вовлечению учащихся в глубокую познавательную деятельность,

-Развивать творческую активность и самостоятельность учащихся,

-Воспитывать интерес к здоровому образу жизни и сохранению своего здоровья.

Существуют правила взаимодействия человека и природы, которые сформулировал американский эколог Барри Коммонер:

«Все связано со всем».

«Все должно куда-то деваться».

«Природа знает лучше».

«Ничто не дается даром».

В процессе изучения экологических аспектов учитель формирует у школьников умения:

анализировать и оценивать процесс формирования и проведения общественной политики в области защиты окружающей среды,

Определять роль каждого гражданина в этом процессе,

Применять знания по химии для объяснения причин возникновения экологических проблем и поиска путей их решения,

Использовать дополнительный материал для проведения исследований по изучению местных экологических проблем.

Экологизация школьного курса химии даёт возможность учителю раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации,

Вовлечение учащихся в глубокую познавательную деятельность, воспитание у них интересов к экологическим проблемам и к предмету, формирование экологической компетентности осуществляются через:

Эксперимент,

Практические и лабораторные работы,

Занимательные опыты,

Изучение дополнительной литературы,

Экскурсии в историю развития предмета.

«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» Б.Шоу.

Эти слова Б.Шоу взяты мною  за основу воспитания и обучения.

Только, вовлекая школьников в активную деятельность, можно добиться положительных результатов в учебно-воспитательном процессе, то есть выпустить ученика воспитанного и образованного, способного любым жизненным проблемам найти достойное и правильное решение

Творчеству школьников нет предела

Я стараюсь постоянно вовлекать школьников в самостоятельную, творческую работу:

Конкурсы рисунков, плакатов, листовок, эмблем, стенгазет на экологические темы.

Подготовка сообщений,

рефератов,

докладов,

исторических справок,

мини-сочинений -

традиционны на каждом этапе изучения экологических вопросов на уроках и во внеурочной деятельности, что способствует расширению кругозора и глубокому научному изучению Реализовать задачи экологического образования и воспитания бережного отношения к природе и собственности можно, имея под руками весь материал, собранный и оформленный самими учащимися под руководством педагога, поэтому  Кабинет - средство формирования экологической культуры.

Силами учащихся изготовлены красочные плакаты практически по всем экологическим проблемам, которые систематически используются как наглядный и дидактический материал. Демонстрация рисунков и плакатов, выполненных учениками - это хороший прием обратной связи. Объясняю учащимся, что важно не столько качество исполнения, сколько правильность понимания проблемы, оригинальность ее интерпретации. Работа эта творческая, и ее оценивание следует проводить очень тактично, чтобы не отбить желания творить дальше, может быть в другом жанре

Содержание листовок носит познавательный характер, используется для организации различных этапов работы учителя по проблеме на уроках и во внеурочной деятельности.

               По ходу объяснения материала или во время опроса часто провожу «экологические минутки» и, чтобы усилить эмоциональное воздействие, чтобы сказанное запало в душу, я использую стихотворные строки: Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.

(Е. ЕвтушенкоК нам с неба падает вода, Она чудесный растворитель. Но растворится в капле той, То, что зовем мы – загрязнитель. И дождь кислотный упадет на землю, Вред неся живому, Сброс предприятий каждый год Буквально губит водоемы. Так много ль на Земле воды?

Проблема состоит в том, как  преподнести экологический материал чтобы учащимся он был интересен, чтобы не вызывал «отторжения» как нечто надоевшее и « приевшееся». Хочу привести некоторые приемы, которые позволяют это сделать. Например, использование компьютерных программ. Они учитывают возрастные особенности, производят достаточно сильное впечатление, а их обсуждение позволяет сформировать правильное понимание той или иной экологической проблемы.

Все дети – артисты: и маленькие и большие с огромным удовольствием играют на сцене. Постановка экологических спектаклей - это благодатная почва для экологического воспитания при достаточно большом выборе экологических сценариев, публикуемых в предметных журналах и газетах. В конце семинара я покажу театрализованный урок по теме « углекислый газ»

В условиях экологизации химического образования возрастает роль расчетных и творческих задач с экологическим содержанием. Использование на уроках химии таких задач направлено на изучение богатств родного края, способствует пониманию сущности экологических проблем, способствует гуманитарному воспитанию.

Предлагаю задачи, которые можно решать в соответствующих разделах курса химии, а также отдельным блоком на итоговых уроках при закреплении и обобщении знаний в конце изучения курсов неорганической и органической химии.

Я  попыталась взглянуть на экологические вопросы и проблемы сквозь призму химических знаний, так как для глубокого понимания современной экологической ситуации (как на всей планете, так и в региональном, местном масштабе) человеку совершенно необходимо знание химических основ или причин этой ситуации.

Недостаток знаний учащихся по химическому загрязнению можно восполнить, используя дополнительную информацию в различных темах. Однако такие знания будут фрагментарными, нецелостными. Поэтому по химическому загрязнению нужна система обобщающих уроков, а не отдельные уроки.

Я приведу  несколько примеров экологизации курса неорганической химии

Например,

Тема I. Первоначальные химические понятия

При изучении темы учащиеся должны получить начальные представления о химическом элементе и связанных с ним понятиях. Помимо теоретических знаний учащиеся приобретают практические умения по проведению химического эксперимента, например при очистке веществ и разделении смесей. В связи с этим представляется возможным знакомить учащихся с рядом понятий: «загрязнители», «источники загрязнений», «современные способы очистки веществ (отходов) в промышленности».

В начале изучения темы дается задание: найдите в каких-либо печатных изданиях (газеты, журналы, книги) сообщения о неблагоприятных экологических ситуациях. Составьте краткий реферат или аннотацию прочитанного вами. Сформулируйте свое отношение к этой публикации. Представьте себе, что вы – ответственное лицо, и предложите свой вариант решения проблемы. (Рефераты можно проверять без участия учеников, но эффективнее будет выделить время для анализа хотя бы некоторых из них.)

Тема II. Кислород. Оксиды. Горение

Главная воспитательная цель – подвести учащихся к восприятию здоровья человека как общественной ценности, к оценке роли зеленых насаждений в улучшении состояния окружающей среды, научить их определять масштабы загрязнения и предвидеть возможные последствия этого процесса для природы и человека. Перед изучением темы дается перспективное задание: сделать плакаты с высказываниями об охране природы; таблицы, на которых указаны основные мероприятия по защите атмосферы от загрязнения; схемы сжигания топлива малоотходным способом, схему «Город – производство – природа»

Курс органической химии достаточно сложен для восприятия и усвоения. Учащиеся часто утрачивают к нему интерес уже после первой темы. Однако трудно переоценить мировоззренческое значение изучения органических веществ, из которых состоит весь природный мир Земли и каждый из нас. Экологизация курса органической химии не только поможет ввести ученика в этот мир «изнутри» и раскрыть особенности и свойства биомолекул, но и рассмотреть проблемы, касающиеся живых организмов, отдельных экосистем и биосферы в целом.

Итак, было предложено несколько уроков с экологическим содержанием. Однако знания у учеников имеют фрагментарный характер. Поэтому необходима именно система обобщающих уроков по химическому загрязнению

Процесс обучения включает в себя важный этап – контроль знаний и умений. С помощью контроля можно оценить соответствие реально полученных результатов обучения запланированным.

Цели экологического образования придают этому этапу некоторую специфику, поскольку у учащихся должна быть сформирована не только система знаний и умений в области изучения окружающей природной среды, но и система отношений к экологическим проблемам.

В этой связи представляют интерес задания следующих типов:

1 тип-Задания, имеющие несколько решений (ответов), из которых учащийся должен выбрать одно в соответствии со своей нравственной позицией.

Такие задания позволяют подвести учащихся к оценке «добра» и «зла» в отношении природы в целом или ее отдельных объектов.

2 тип -Задания, требующие от учащихся выработки самостоятельного решения по какой-либо экологической проблеме.

3 тип -Задания, предусматривающие оценку (анализ) экологической ситуации, прогнозирование возможных последствий и выбор природозащитных мер.

Задания позволяют оценить глубину знаний учащихся и понимание ими природных закономерностей, поведения биологических систем в условиях антропогенного пресса, а также из умение выбрать способ защиты от загрязнения и деградации.    

Эти задания дают возможность определить способность учащегося абстрагироваться, анализировать ситуацию, а также позволяют оценить степень ответственности, которую он может взять на себя

4 тип -Задания, требующие объяснения явлений (процессов), происходящих в природной среде естественно или вызванных хозяйственной деятельностью человека.

Такие задания позволяют оценить уровень сформированности у учащихся умения переносить химические знания в сферу экологических проблем. В случаях выбора учащимися «безразличных», негативных или неверных ответов следует организовать обсуждение предложенных ситуаций (проблем), убедить учащихся в ошибочности их оценки и подвести к правильному решению

В заключение следует подчеркнуть, что контролирующие задания должны соответствовать уровню сформированных экологических знаний у учащихся и обязательно затрагивать эмоциональную, нравственную и поведенческую стороны личности каждого из них.



Воспитание экологической культуры на уроках химии
  • Химия
Описание:

Экология -наука очень простая  и,в то же время сложная,так как она пытается понять взаимоотношения между веществами и существами.

В школьном курсе химии предлагается ознакомление учащихся с химическими проблемами экологии.Основное  внимание сосредоточено на тех явлениях,которые вызывают обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации.Химические знания -это  неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы,рациональном использовании и разумном расходовании природных ресурсов, преобразовании и охране окружающей среды,формировании здорового образа жизни.

Автор Смирнова Вера Матвеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 657
Номер материала 53047
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓