Главная / Классному руководителю / «ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ »

«ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ »

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Московской области

социально-технологический техникум










«Роль преподобного Сергия Радонежского

в книжном наследии России»

доклад: «ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ »



Подготовила мастер производственного обучения высшей категории Ковальчук Галина Михайловна





г. Орехово-Зуево 2014 год



В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями ряд принципиальных вопросов, от которых зависит будущее образования молодого поколения. Не смотря на гуманизацию современного образования, на увеличение предметов гуманитарного цикла, нравственное состояние общества продолжает падать, если сравнивать его с советской эпохой. В обществе снижается престиж таких понятий как патриотизм, самопожертвование, альтруизм, гуманизм, коллективизм. Современное образование пытается влиять на формирование мировоззрения учащихся, способствовать их духовному и нравственному развитию. И далеко ходить не надо, ведь русская педагогика оставила нам в наследство величайшее сокровище педагогической мысли, которое необходимо использовать для формирования в учениках нравственных качеств и ценностей. В связи с этим (я думаю) у многих педагогов вызывает интерес культурно-историческое наследие Древней Руси, такое наследие является фундаментом отечественной просветительской мысли, колыбелью тех обычаев и традиций, которые в течение многих веков составляли основу народного воспитания. Неотъемлемой частью этого наследия является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского - величайшего подвижника и просветителя 14 века.

Уже более семи столетий имя Сергия Радонежского в сознании русских людей неразрывно связано с делом созидания Отечества. Православная церковь причислила Преподобного к Лику святых. Он почитается как духовный наставник и просветитель, как искусный врачеватель и чудотворец, как самоотверженный подвижник и устроитель монастырей, как умиротворитель враждующих и заступник Земли Русской, благословивший ее на борьбу с татаро-монгольскими поработителями.

Жизнь преподобного Сергия Радонежского учит нас таким его качествам как тихость, кротость слова, молчание, смирение, безгневие, простота, любовь равная ко всем. Эти качества распространились по всей Руси и поэтому основой духовно-нравственного наследия Сергия Радонежского являются такие идеи как:

  • идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой в соответствии с идеалами православного вероучения;

  • идея преемственности в воспитании и образовании молодого поколения;

  • идея целостного и комплексного воспитания;

  • идея непрерывности воспитания;

  • идея общинного (соборного) воспитания;

  • идея гражданского воспитания, служения народу, Отечеству.

Духовное учение Преподобного Сергия Радонежского обладает мощным педагогическим потенциалом, который может эффективно использоваться в сфере современного образования. Основными направлениями реализации педагогических идей Сергия Радонежского в сфере современного воспитания являются:

  • провозглашение духовно-нравственного воспитания центральной задачей педагогической работы в школе;

  • тесная взаимосвязь между классно-урочной, внеклассной и внешкольной формами педагогической работы;

  • комплексное использование идей и принципов духовного наследия Сергия Радонежского в учебной и во внеурочной деятельности педагогов и учащихся.

Я работаю мастером производственного обучения по профессиям швейного цикла и всегда привожу в пример то, что преподобный Сергий Радонежский сам ткал ткань, кроил и шил одежду для своих духовных братьев и то, что одежда эта была удобной, прочной, носилась долгое время, отдавая тепло его рук и согревая духовную братию. Это ли не пример для современных подростков? Всей своей жизнью святой являл современникам пример христианского благочестия, любви к людям, простоты, неприхотливости, скромности, трудолюбия.

Также в своей работе (учебно-воспитательном процессе) много времени уделяю не только изготовлению изделий, но и творческим работам, творческим формам обучения – изготовлению изделий из лоскута, изделий с применением вышивки, бисероплетения. Начинаю занятия по выполнению этих работ с показа красочных схем и рисунков, выполненных мной или учащимися. Важно в начале занятия рассказывать и об истории данного вида искусства, о его распространении у различных народов, о значимости этих работ для учащегося, педагога, учебного учреждения, города и т.д.. Это всегда интересно, а интерес на уроке – залог успешной работы учащихся. Наряду с индивидуальными заданиями широко применяю групповые и коллективные формы деятельности, благодаря которым подростки учатся решать трудовые проблемы сообща, сотрудничать в труде. Коллективный труд на уроке производственного обучения создаёт благоприятные условия для того, чтобы учащийся почувствовал себя членом ученического коллектива, осознал свою неразрывную связь с ним. Такой труд даёт возможность ребёнку пережить удовлетворение от взаимопомощи и товарищества в работе, в труде воспитываются трудолюбие, уважение к труду других людей. Формируются такие качества, как дисциплинированность, ответственность, инициатива, самостоятельность, стремление преодолевать трудности. Результатом творческой деятельности являются ежегодные выставки работ учащихся, которые в дальнейшем становятся экспонатами в музее творческих работ учащихся нашего лицея, участвуем мы и в различных городских и районных конкурсах.

Совместная творческая и коллективная деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной деятельности на уроках технологии и производственного обучения учащиеся приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена знаниями и умениями, богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения, что свидетельствует о реализации одной из идей Сергия Радонежского.

Нет ничего в нашей стране важнее, как научить ребят любить свое Отечество, свой город, край, учебное учреждение. Я уже несколько лет работаю над темой: «Храним память предков» и в связи с этим серьезное внимание уделяю в работе с учащимися воспитанию православной культуры – одной из составляющей духовно-нравственного наследия преподобного Сергия Радонежского. На уроках и внеурочное время стараюсь развивать гражданско-патриотические, духовно-нравственные качества учащихся на основе личностно ориентированного, деятельного подхода. Примером могут быть такие мероприятия, как мастер-классы по изготовлению обрядовых кукол и кукол-оберегов, ангелов-хранителей, классные часы по истории русского костюма, общелицейские мероприятия, посвященные Дню лицея, Дню Победы, Дню матери и т.д.. Проведение таких мероприятий способствует гармоничному, всестороннему развитию учащихся, яркому и плодотворному раскрытию их способностей, воспитывает патриотические чувства, любовь к историко-культурному наследию прошлого, что реализует один из важнейших заветов преподобного Сергия Радонежского.

Урок и внеурочная деятельность – это творчество, которое предполагает новизну, оригинальность. Умение правильно выбирать цели урока, внеклассного мероприятия, продумывать их содержание, определять взаимосвязь различных ситуации, выбирать приоритетные методы, приёмы, средства обучения, развития и воспитания, спрогнозировать конкретный результат занятия и внеклассных мероприятий. Прочная взаимосвязь между классно-урочной и внеклассной деятельностью учащихся придает целостному педагогическому процессу непрерывный характер, что также свидетельствует о реализации одной из важнейших идей Сергия Радонежского.

Как я уже отмечала выше, в своей работе использую различные формы учебных и внеклассных занятий. Вместе с традиционными формами учебных занятий я использую и нетрадиционные методы и формы уроков. Особое внимание в процессе обучения профессии и воспитательной работе уделяю использованию игровых технологий, технологии бригадной организации производственного обучения, технологии применения активных методов и др.

Сегодня внедрение различных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью учебного процесса, так как повышает эффективность обучения и качество знаний, придаёт уроку эмоциональную окрашенность, психологически облегчает процесс усвоения учебного материала, развивает познавательную активность учащихся. Компьютерные технологии использую в основном в домашних заданиях. С применением данных технологий учащиеся могут самостоятельно готовить презентации к уроку при изучении той или иной темы, тем самым являясь активными участниками урока при повторении, закреплении или объяснении нового материала, также ребята могут участвовать и участвуют в городских, районных и областных научно-практических конференциях.

Полнота человеческого счастья, на мой взгляд, заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании величия того дела, которому отдаёшь свои силы. В отношениях детей в процессе урочной и внеурочной деятельности отражается уровень их моральной воспитанности, поэтому стараюсь делать всё возможное, чтобы жизнь детского коллектива была яркой, интересной, насыщенной.

































Приложение к докладу;C:\Documents and Settings\Галина Михайловна\Мои документы\ГалМих\училище\IMG_1665.JPG



Выставка работ учащихся 2010 г. Работа в стиле лоскутной мозаики – жилет.

C:\Documents and Settings\Галина Михайловна\Мои документы\ГалМих\домфото\IMG_1348.JPG





Выставка работ

учащихся 2012г.





C:\Documents and Settings\Галина Михайловна\Мои документы\ГалМих\училище\IMG_1589.JPG





C:\Documents and Settings\Галина Михайловна\Мои документы\ГалМих\училище\IMG_1661.JPG

C:\Documents and Settings\Галина Михайловна\Мои документы\ГалМих\училище\IMG_1667.JPG

Куклы, изготовленные учащимися к классному часу «Русский народный костюм

Куклы-обереги и обрядовые куклы



E:\DSC03741.JPG























Рисунки для проведения мастер-класса «Мой ангел-хранитель»

«Как я представляю своего ангела-хранителя»

E:\DSC03757.JPG

Работы ребят «Ангел – хранитель мой». Работа с фетром.



сканирование0016

Общелицейское мероприятие «И помнит мир спасенный»



IMG_1625

Общелицейское мероприятие, посвященное Дню матери

C:\Documents and Settings\Галина Михайловна\Мои документы\все фото\конкурс 2012\DSC03763.JPG























Конкурс профмастерства



Наши экскурсииC:\Documents and Settings\Галина Михайловна\Мои документы\все фото\Москва\DSCF7281.JPG

C:\Documents and Settings\Галина Михайловна\Рабочий стол\Выставка\DSCF2154.JPG

















Дом Моды В.Зайцева Выставочный зал г. Орехово-ЗуевоC:\Documents and Settings\Галина Михайловна\Мои документы\ГалМих\зима\DSC00129.JPGC:\Documents and Settings\Галина Михайловна\Мои документы\ГалМих\фото\Экскурсия\DSCF6743.JPG

На выставке C:\Documents and Settings\Галина Михайловна\Мои документы\все фото\фото группы - разные\DSC01637.JPG

А.Васильева

В д. Петрищево



Поход выходного дня

Список литературы:

  1. А.Е. Какунин автореферат диссертации «Педагогическое наследие Сергия Радонежского»

  2. Проторией Борис Балашов «Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского»

  3. С.В. Перевезенцев «Преподобный Сергий Радонежский»

  4. Протрирей Игорь Лепешинский «Патриотизм без духовности не бывает»

  5. Диакон Сергий Попкович доклад «Вневременное наследие преподобного Сергия Радонежского»

  6. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, 14-17 вв. /Сост. Бабишина С.Д., Митюрова Б.Н. М., 1985.

  7. В.С. Горячев Слово о Русской школе. // Русский дом. 1998 №9.

  8. Жития и творения русских святых. /Сост. С.Тимченко. М., 1993.

  9. С.А. Нилус Великое в малом. Сергиев Посад, 1992.

























«ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ »
  • Классному руководителю
Описание:

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями ряд принципиальных вопросов, от которых зависит будущее образования молодого поколения. Не смотря на гуманизацию современного образования, на увеличение предметов гуманитарного цикла, нравственное состояние общества продолжает падать, если сравнивать его с советской эпохой. В обществе снижается престиж таких понятий как патриотизм, самопожертвование, альтруизм, гуманизм, коллективизм. Современное образование пытается влиять на формирование мировоззрения учащихся, способствовать их духовному и нравственному развитию. И далеко ходить не надо, ведь русская педагогика оставила нам в наследство величайшее сокровище педагогической мысли, которое необходимо использовать для формирования в учениках нравственных качеств и ценностей. В связи с этим (я думаю) у многих педагогов вызывает интерес культурно-историческое наследие Древней Руси, такое наследие является фундаментом отечественной просветительской мысли, колыбелью тех обычаев и традиций, которые в течение многих веков составляли основу народного воспитания. Неотъемлемой частью этого наследия является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского - величайшего подвижника и просветителя 14 века.

Автор Ковальчук Галина Михайловна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 785
Номер материала 10857
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓