Главная / Классному руководителю / ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ОБЩЕНИЕ разработки тематических классных часов ( В помощь учителю)

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ОБЩЕНИЕ разработки тематических классных часов ( В помощь учителю)





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Ростовский государственный педагогический университет


Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования кафедры управления образованием РГПУ




Шенцова Е.Ф.




ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ОБЩЕНИЕ

разработки тематических классных часов

( В помощь учителю)






Ростов-на-Дону 2008


Печатается по решению редакционно-издательского совета Ростовского государственного педагогического университета.

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор,


Е.В. Ковалевская



Редакционная коллегия:

доктор педагогических наук, профессор Л.М. Сухорукова,

кандидат педагогических наук, доцент Власова Н.К.

кандидат педагогических наук, доцент

Е.Р. Гавриленко



К.п.н Шенцова Е.Ф.

М 26.3 Воспитание через общение

Рос­тов н/Д: Изд-во РГПУ, 2008. - 34 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для учителей средней школы, выполняющих функции классного руководителя в среднем общеобразовательном учреждении .


© Шенцова Е.Ф. 2008

Содержание:







Классный час в современной школе

(вместо предисловия)

В Концепции модернизации российского образования, в качестве одного из важнейших условий, заявлено обеспечение личностной направленности, следовательно, становится очевидна необходимость отказа от традиционного образования, которое неразрывно связано с идеологической составляющей, в пользу новой, гуманистической парадигмы. В соответствии с её установками, образование является не только ведущим фактором формирования трудовых ресурсов, но и решающим фактором развития общества, обеспечивающим развитие личностных структур, а через личность – изменение менталитета общества в целом. Глобализация во всех сферах жизни современного социума ведёт к осознанию единства человеческих потребностей, вне зависимости от индивидуальных или групповых интересов. Но, вместе с тем, воспитание в нашей стране всегда было неразрывно связано с национальным менталитетом, определяющей характеристикой которого является духовность высокого ранга.

В педагогической теории воспитание рассматривается как деятельность учителя направленная на создание условий для самовоспитания учащегося на основе непреходящих национальных ценностей и осуществления осознанной самостоятельной оценочной деятельности.

Ценностями образования, в целом, и его неотъемлемого компонента - воспитания являются личностные смыслы, индивидуальные особенности и самостоятельная деятельность, жизненный опыт личности, педагогическая поддержка целостное саморазвитие и личностный рост ученика, диалог и сотрудничество. Цель личностно-ориентированного воспитания - найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить механизмы адаптации, самореализации, саморегуляции, самовоспитания и самозащиты. Содержанием служит материал, необходимый для строительства собственной личности, включающий аксиологический, когнитивный, личностный, деятельностно-творческий. Педагогические технологии в личностно-ориентированном образовании являются авторскими, они выращены в процессе педагогической деятельности и характеризуются такими чертами как диалогичность, сотрудничество, деятельностно-творческий характер направленность на поддержку индивидуального развития ребёнка, предоставление пространства для самостоятельного принятия решений, выбор содержания и способов учения и поведения участников учебно-воспитательного процесса. Главная цель воспитательной работы в школе - самоактуализация личности - выявление и развитие сущностного ядра личности, полное использование растущим человеком своего личностного потенциала.

К средствам воспитания принято относить создание благоприятных условий для востребования личностного отношения и порождения личностных смыслов, совместное проектирование целей и содержания занятий, создание условий для проявления ценностно-смысловых и ценностно-эмоциональных отношений, их востребование на занятиях, использование смыслопоисковых операций, основанных на, деятельности личностных структур сознания, преобразование содержания знаний в открытый текст.

Внеурочное время учащихся, как и урок, должно быть наполнено содержанием, интересным и увлекательным. Наш ученик - это не только школьник, а, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Кем он будет, когда вырастет? Каким он будет? Это не праздные вопросы - это вопросы жизни. Воспитать гражданина, целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого - это долг каждого учителя - воспитателя. Решить эту задачу поможет хорошо продуманная система работы с ребятами во внеурочное время.

Тревога, озабоченность, беспокойство - вот слова, которые передают дух нашего времени, а также дух наших встреч под девизом: «А душу можно ль рассказать?» Это индивидуальные беседы классного руководителя, где затрагивается все, что волнует воспитанника. О них заранее ребята знают и в удобное время проходят эти встречи, иногда место их меняется в зависимости от просьб или каких-то ситуаций (это может быть скамейка в парке, родительский дом или школьный кабинет) Главное - услышать душу ребенка, а потом продолжить ее воспитание. Интересы, как и вкусы, воспитываются. Поэтому уже на первых порах работы с классным коллективом необходимо наметить тематику мероприятий, продумать шаги по их организации и проведению.

Существуют разнообразные формы воспитательной работы, направленной на реализацию заявленной задачи. Среди них: вечера, праздники, поэтические чтения, устные журналы, интеллектуальные бои, предметные гостиные, КВН, защита школьных предметов, различных хобби, посиделки, разговоры по душам, театр одного актера, конкурсы, часы пик, сценические картинки и другие. Но, всё же, наиболее распространённой формой воспитательной работы учителя-воспитателя с ученическим коллективом остаётся классный час.

Классный час - это форма развития и расширения сознания или коррекции поведения ученика через влияние на его сознание содержанием, формами, методами и технологиями. Можно выделить тематические и ситуативные

классные часы. Задачи у них разные.

Первый отвечает в большей мере потребностям духовного роста ребенка, его интересам, природному самовыражению.

Второй служит социально-нравственной адаптации личности.

В школах в основном проводятся тематические классные часы, к ним заранее готовятся сами учащиеся. Подобного рода мероприятия могут проводится в различных формах: "круглого стола", устного журнала, композиции.

На классных часах используется общая структура развивающего метода, но различаются технологии и методики. На ситуационных классных часах -технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания. На тематических классных часах - специальные сценарии.

Тематические классные часы, посвященные определенной тематике, могут стать комплексным тематическим блоком воспитательных мероприятий, дополненных другими формами воспитательной работы.

Например, классные часы, посвященные культуре поведения: "Словарь вежливого человека", "Что такое хороший вкус?", "Вкус и мода" и т. д. могут быть дополнены:

  • игрой-путешествием " В страну Вежливости";

  • викториной "Путешествие в историю" (знакомство с правилами этикета
    народов мира);

  • КВН: "Смеяться вовсе не грешно над тем, что кажется смешно";

  • вечером-игрой: "История происхождения хороших манер. Зачем они нужны?" и т. д.

Наши дети в школе должны получить не только знания, но и научиться общаться, знать правила этикета. Этому помогут занятия в школе вежливости, которую надо, открыв с 5 класса, довести до выпускного.

В среднем звене заседания этой школы могут выглядеть так:

  1. Азбука вежливости.

  2. В гостях у разных народов России.

  3. Уважение к людям. В чем оно проявляется?

  4. Нужно ли иметь доброе сердце?

  1. Что в нас отмирает со временем, а что остается свято и неприкосновенно.

  2. Что делает человека сильным?

  3. Искусство общения.

  4. История имени, фамилии, рода.

Заседания этой школы надо проводить не от случая к случаю, а регулярно (1-2 раза в четверть). Они не требуют большой подготовки, в основе слово за воспитателем. Дети готовят примеры из жизни.

Как повысить в наш век интерес к знаниям, как воспитать в ребятах
желание знать «все больше и больше о все меньшем?» Эти вопросы, бесспорно, волнуют. Правда, заметим отрадное явление, что на телевидении стали, появляться интересные программы для развития ума, но и их недостаточно, а потому надо, используя различные формы, играть в эрудитов. Например, защита любимого предмета, интеллектуальные бои - «Ваше слово, эрудиты!» Мы хотим видеть наших учащихся сообразительными, знающими и остроумными ребятами. Пусть они проявят свой талант в защите любимого предмета. Структура данного мероприятия может быть такова: игроки делятся на команды, каждая команда выбирает себе название и создаёт эмблему, подбирает девиз, на доске под номерами закрыты игровые поля, каждое из которых имеет свое название и набор вопросов. Из ребят назначается ученый совет, который отбирает весь материал по предмету. Девизом всех защит предметов становятся слова: «Иди, куда влечет тебя твой ум». Выбрав тот или иной предмет, надо выделить основные этапы предстоящего мероприятия и выступлений команд:

  • Похвальное слово предмету;

  • Сообщение «В мире интересных фактов»;

Предметный вернисаж - наши вундеркинды. (В этом предмете);

Предметная викторина;

Аукцион предметных терминов (обязательное объяснение их);

  • Дружеский шарж на знатоков предмета;

  • Сценические картинки из жизни класса: «А вот что было на уроке»;

Заключительный этап - похвальное слово предмету (каждый из
участников говорит о роли этого предмета в жизни нашей.

Звучит песня - гимн предмету {ребята могут сочинить его сами);

Подведение итогов, предложения и пожелания участников и зрителей.

Интеллектуальные игры можно проводить по типу телевизионных: «Звездный час», «Счастливый случай», «Умники и умницы» и т.д. В школе - это бой эрудитов, КВН. Обязательным условием успешного проведения мероприятий подобного рода является наличие ведущего. В процессе разработки мероприятия необходимо осуществить ряд шагов, направленных на его организацию:

  1. Наметить тематику и предложить литературу для чтения;

  2. Выбирать знатоков (можно командно, а можно индивидуально);

  3. Определить количество и содержание конкурсов;

  4. Выбирать «совет мудрейших» - жюри.

К интеллектуальным играм очень близки разнообразные турниры - это своего рода состязания сильнейших в различных областях знаний. Иногда они могут приурочиваться к каким-то календарным датам, как, например, к Дню защитника Отечества - и называться рыцарскими турнирами. Турниры обычно оформляются книжными выставками по теме. К 23 февраля игровые поля можно назвать так; «Богатырская застава», «Защитники России», «Дороги мужества и славы», «Звезды бессмертия», «Небо для смелых», «По морям, по волнам», «Знай своих защитников», «Помоги себе сам» (в последнем поле практические умения показывает команда - даются ситуации - надо рассказать, как можно выйти из нее). Представители команд поочередно подходят к игровому полю, выбирают номер и отвечают на вопрос.

Комплексные мероприятия имеют большее воспитательное значение для учащихся, практическую направленность, решают целый ряд задач, стоящих перед классным руководителем с учетом специфики класса, школы, региона. Мы не можем представить себе гармонически развитую личность без умения воспринимать прекрасное. Это прекрасное всюду: в природе, в искусстве, в чувствах, побуждениях, поступках человека.

Хочется, чтобы первые шаги наших детей за пределами уроков были бы шагами в мир прекрасного: надо как можно раньше воспитать в них черты борца, черты внутренне красивого и мужественного человека.

В данной брошюре Вашему вниманию предложено несколько вариантов классных часов, которые можно использовать в качестве основы при подготовке воспитательных мероприятий в классных коллективах различного возраста, исходя из их возрастных и индивидуальных особенностей и интересов.

При подготовке данного материала мы исходили из твёрдого убеждения в том, что успехов в воспитании и образовании подрастающего поколения можно добиться только при осознании того, что школа - целостное культурно-образовательное пространство. Именно здесь в процессе общения со старшими наставниками-профессионалами развивается и самоактуализируются главный субъект образовательного процесса - ученик– человек, которому предстоит жить и работать в новых, очень непростых условиях, предъявляющих всё более жёсткие требования к каждому представителю социума.

Разработки тематических классных часов

Тема: «В гостях у народов России»

Вступительное слово учителя: Доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность, совестливость - качества, которые пестует каждый народ в детях. Это основа нравственного здоровья. Сегодня мы побываем в гостях у народов России и посмотрим, что же было главным в прошлом в воспитании молодого поколения. Давайте послушаем старую аварскую сказку.

Слово ученику: «Жила очень давно мать, растила сыновей и, повзрослев, отправились они в мир. Каждому она дала совет, как верного выбрать товарища. Одному сказала: нарочно отстать в пути, а спутнику крикни: подпруга, мол, у коня ослабла, поезжай догоню. Уедет, не предложит помочь - не товарищ он тебе. Другому сказала: проголодаешься, достань лепешку, протяни спутнику, чтобы делил. Возьмет он себе большую часть, а меньшую отдаст - жаден, не иди с ним».

Учитель: Уже в этой давнишней сказке намечены черты настоящего человека. Какие они? Очень интересны кодексы народов России, (несколько пунктов записаны на карточках, лежащих на столе, ученики подходят и зачитывают их).

Вот несколько примеров:

  1. Аварец завещает сыну не деньги, мебель, дом, а дело, мысли, мечту.
    Завещает стать мужчиной.

  2. У народов Севера уже при рождении мальчика вручали ему топорик и какой-нибудь инструмент, чтобы мастерить учился. Когда девочка появлялась на свет, ей дарили маленькую прялку. Словом, с самого начала приобщали к труду.

  3. Чукчи. Первая заповедь гласит: С младенчества усвой - будь добр с
    природой, так и говорили: «Земля кормит оленей, олени кормят нас. Цветок - если нужен, сорви, если нет - просто полюбуйся и уйди.

  4. У нанайцев есть такая заповедь: человека не заставить стать сильным.
    Надо, чтобы он этого захотел.

  5. Сибиряки считали, что настоящий человек состоит из силы духа, верности и справедливости. Вопрос к ребятам:

Учитель: Так что же, по-вашему, надо больше всего ценить в людях?

Ученики высказывают своё мнение и обосновывают его

В заключение учитель приводит размышление Авиценны: Как-то у восточного мудреца Авиценны спросили:

У кого ты учился благовоспитанности?

У невежественных, - ответил он, - я избегаю делать то, что делают они. Учитель: Как вы это понимаете?

Пусть ребята приведут поучительные случаи из жизни, остроумные афоризмы. Думается, это подействует сильнее на ребят, чем любая нотация.

Тема: «Ты и твое имя»

Сегодня, как никогда, нужно сформировать глубокий интерес детей к истории их семьи, рода. В процессе подготовки к классному часу проходит поисковая работа: знакомство с литературой, дающей ответы на вопрос «Что означает ваша фамилия» и др., расспросы домашних, вывешиваются вопросы:

  1. Всегда ли существовали фамилии?

  2. Чем отличается прозвище от фамилии?

  3. Что означает отчество?

  4. Когда людей стали звать по имени - отчеству?

Вступительное слово учителя: Сегодня, как ни печально это отметить, мы теряем родовые корни. А ведь было время, когда люди знали всех своих предков, род до последнего колена, очень гордились. А что же сейчас. Порой, мы не помним, как зовут наших прабабушек.

Учитель: «Слово фамилия на латинском языке, - скажет учитель, - означает «семья». В этом смысле оно и употреблялось когда-то. Теперь фамилия - это имя собственное, оно дается человеку и переходит от родителей к детям. Фамилии появились не сразу. Происхождение их растянулось на несколько веков. Вначале они появились у знатных людей - родовые прозвания, например, князья Галицкие. Шуйские, Волынские, Ростовские. Это еще не фамилии, а указание места, откуда они.

Затем фамилии стали указывать на то, чей он ребенок. Так, русский первопечатник Иван Федоров, т.е. он сын Федора.

Только потом, спустя много лет, фамилии стали закрепляться за родами.

Слово 1 ученику: Рассказывает об образовании фамилий, (одни - от личных имен; другие - от названий мест, где они жили; третьи -указывают на профессию; четвертые -от названия зверей)

(Во время выступления ученика проходит аукцион фамилий - ребята называют на каждый случай фамилии: Иванов, Петров, Минин, Горский, Волков, Зайцев и т.д.)

Слово 2 ученику: Выступает ученик с рассказом о появлении отчества, затем.ребята доказывают, знают ли они свои отчества, имена своих бабушек, дедушек. А теперь возникает разговор о том, как выбрать имя для ребенка.

Слово 3 ученику: Рассказывает, что обозначают некоторые наши имена (Александр - защитник людей (греч,), Андрей - мужественный, Антон -цветок, Никита - победитель (греч); Галина - тишина (греч.), Елена, Марина, Софья, Наталья и т.д.)

Учитель: Каждая семья имеет древнюю историю, уходящую корнями в далекое прошлое. Помнить об этом - это наш долг.

В заключение ребятам предлагается подготовить рассказ и воссоздать по рассказам родственников генеалогическое дерево «Моя родословная».

Тема: «Нельзя» и «Помни» в нашем классе.

(Ребята заранее получают задание - написать небольшой текст на одно из ваших «НЕЛЬЗЯ»)

Вступительное слово учителя: (Учитель объясняет, почему возникла такая тема нашего заседания лучше, если разговор по этой теме будет на заключительном заседании среднего звена). Итак, ребята, наше сердце должно быть умным, а ум - сердечным, Нам надо для себя составить маленький свод правил. Говорят, что не надо усваивать понятие: НЕЛЬЗЯ. Так ли это?

Слово ученикам: (зачитывают свои рассказы)

Учитель: Прослушав рассказы учащихся, давайте попытаемся сделать выводы.

ИТАК, «НЕЛЬЗЯ» ДЛЯ НАС: (возможные варианты )

  1. Нельзя бездельничать;

  2. Нельзя смеяться над старостью;

  3. Нельзя быть назойливым, без надобности постоянно напоминать о себе;

  4. Нельзя сквернословить;

  5. Нельзя оставлять одиноким родного близкого человека;

  6. Нельзя выражать недовольство по поводу отсутствия той или иной вещи;

  7. Нельзя сидеть, когда стоит взрослый человек, особенно пожилой, тем более женщина;

  8. Нельзя обижать малышей;

  9. Нельзя выбрасывать животных на улицу, если ты их имел дома;

  10. Нельзя нападать группой на одного.

Учитель: Сколько много нельзя, чтобы оставаться человеком. А теперь поговорим о том, что же надо помнить. В слово «ПОМНИ» надо вложить содержание:

  • Ты рожден человеком;

  • Ты сильный! Вокруг тебя много существ значительно слабее тебя. Ты должен защищать и беречь их;

  • Твое слово, твоя улыбка, твое обращение - все это может быть спасением для других;

  • Надо помогать всегда друг другу. Помни: ты человек, Так будь им, мой юный друг! Чтением стихотворных строк завершается заседание:

  • Благословен пусть будет дом;

  • Где путнику откроют двери;

  • Где хватит места за столом;

  • Где слову на слово поверят.

Тема: «Азбука вежливости»

Вступительное слово учителя: Внутренний мир человека, его душевные качества - это целое море чувств. Тут и черты характера, и волевые качества, и идейные устремления, и моральные принципы. Все они в комплексе определяют поведение человека. Каждый человек хочет, чтобы люди были к нему добры, учтивы, уважительны, и дружелюбны, но нередко забывают проявлять эти качества в отношении других, а затем искренне удивляются, что их обижают и с ними не хотят общаться, не понимая, что причина подобного отношения окружающих кроется в них самих. Давайте попробуем разобраться в этом. Вспомните и запишите слова, которые мы используем, характеризуя того или иного человека

(ученики по алфавиту записывают слова: авторитет, аккуратность бережливость, благородство и т.д.)

Учитель: Попробуйте объяснить как вы понимаете каждое из записанных вами слов, сравните своё понимание слова, используемого для характеристики человека, с пониманием одноклассников. К примеру, рассмотрим содержание толкования слова: «Бережливость: важно не только хорошо потрудиться, но и сберечь сделанное». Таков закон жизни. И нам надо воспитывать привычку к бережливости с самого раннего детства.

(Ребята дополняют толкование примерами из окружающей жизни.)

Выбор слов определяется самими ребятами, что поможет определить наиболее актуальные для каждого черты личности, дать им этическую оценку и сравнить её с оценками окружающих. Необходимо развернуть при толковании слов небольшую дискуссию. Говоря, например, об авторитете. Можно поговорить, обсудить, на чем держится авторитет. После обсуждения предложить ученикам узелок на память:

Помни, что слепое преклонение перед авторитетом вредно и опасно.

И еще: авторитет держится на уважении и доверии.

В заключение можно предложить ребятам самостоятельно проранжировать названные в процессе обсуждения черты с точки зрения каждого участника дискуссии, а затем составить общий список качеств наиболее значимых для данного классного коллектива. Подобный подход позволит установить нравственно этические ориентиры как каждого ученика в отдельности, так и классного коллектива в целом.


Тема: «Города - герои»

(сопровождается показом слайдов)

Вступительное слово учителя: Более 60 лет прошло с тех пор, как прогремели залпы Победы. Но в памяти народной всегда будут жить великие ратные дела и трудовые подвиги советского народа, его доблестных сынов и дочерей, вставших на защиту первого в мире социалистического Отечества, отстоявших свободу и незави­симость своей Родины и спасших народы мира от фашистского ига.

Сегодня мы с вами обратимся к страницам истории и вспомним, чем заслужили 13 городов нашей великой родины звание Город-герой. И не важно, что сегодня на территории современной Российской федерации осталось только 8 из этих городов, а 5 - Киев, Одесса, Севастополь, Минск, крепость Брест - находятся на территории независимых ныне государств. Все города-герои, удостоенные этого звания за героизм, проявленный их защитниками и жителями в годы Великой Отечественной войны, никогда не будет забыт российским народом и народами других стран.

Давайте же вспомним, как это было.

22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно нарушила договор о ненападении и вторглась в пределы советской страны. К этому времени в ее распоряжении находились ресурсы почти всей Западной Европы. Заранее отмобилизованная и сосредоточенная у государственных границ СССР фашистская армия обрушила на нашу страну удар огромной силы.

В это грозное время народы многонациональной советской Родины под руководством Коммунистической партии приложили героические усилия, чтобы организовать отпор врагу, укрепить армию, перестроить экономику на военный лад, превратить страну в сплоченный военный лагерь.

Основные группировки врага были нацелены на захват важнейших стратегических и экономических центров страны. Как могучие бастионы, встали на пути вражеских полчищ города: Москва, Ленинград, Сталинград, Киев, Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Мурманск, Смоленск, крепость Брест. В сражениях за эти города ярко проявились вдохновляющая и организующая воля Коммунистической партии, боевая доблесть войск, мужество населения. Воины и труженики тыла, взрослые и дети, не жалея сил, ковали победу. Ни разрывы бомб и снарядов, ни яростные атаки врага не сломили боевой дух народа. Плечом к плечу с советскими воинами сражались народные ополченцы, мужественные партизаны и бесстрашные подпольщики. Шла борьба за каждую пядь советской земли.

Около месяца героически сражался гарнизон Брестской крепости. Мужественно отражал удары отборных фашистских войск Киев, более чем на два месяца задержав продвижение врага. 73 дня длилась оборона Одессы. Не померкнет в веках подвиг Ленинграда, 900-дневная оборона кото­рого — незабываемая повесть мужества. 250 дней и ночей стойко сражались защитники Севастополя. Героически боролся Новороссийск, не пропустив врага на Кавказ. Огненной землей стала для фашистов Керчь. Незабываемой страницей в истории останется борьба подпольщиков и партизан Минска. Более трех лет в суровых условиях Севера защитники Мурманска в одном строю защитников Советского Заполярья стояли на пути врага. Двухмесячное сражение у стен древнего Смоленска сорвало стратегические расчеты гитлеровского командования на безостановочное продвижение к Москве. 45 дней продолжались - оточенные бои у стен Тулы, прикрывшей подступы к столице.

Великая битва развернулась под Москвой, захвату которой гитлеровцы придавали первостепенное значение. В ожесточённых боях враг был измотан, обескровлен и отброшен от столицы. Историческая победа под Москвой явилась началом коренного поворота в ходе войны. Более шести месяцев продолжалась Сталинградская битва. Блестящая победа Советской Армии под Сталинградом внесла обойный вклад в достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и всей второй мировой войны. Советская Армия и Военно-Морской Флот, увеличивая темпы наступления по всему фронту, наносили противнику сокрушительные удары. За четыре года непрерывной кровопролитной войны завершились полным разгромом фашистской Германии.

Советские Вооруженные Силы под руководством Коммунистической партии одержала всемирно-историческую победу над гитлеровской Германией, отстояли свободу независимость своей Родины и помогли народам Европы сбросить оковы фашистского рабства.

9 мая 1945 года стало Днем Победы, великим праздником всего советского народа, и всего прогрессивного человечества.

Нелегко далась нашему народу победа. Столь жестокой войны, какую перенес Советский Союз, не выпадало на долю ни го народа.


А теперь предоставим слово вашим товарищам, которые расскажут о том, как это было.


Слово ученику: 1. Город-герой Москва — столица СССР, сердце нашей Родины. Отсюда Центральный Комитет Коммунистической партии, Советское правительство, Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования осуществляли руководство боевыми действиями на фронте и работой тыла, мобилизуя весь советский народ на борьбу против фашистских захватчиков.

В конце сентября 1941г. немецко-фашистская армия, имея численное превосходство в танках, самолетах, артиллерии и пехоте, начала наступление на Москву. Развернулось одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны.

Воины Западного фронта и Московской зоны обороны, трудящиеся столицы прилагали все усилия, чтобы отразить удары врага. Вместе с войсками мужественно сражались москвичи-добровольцы в дивизиях народного ополчения.

По призыву Московского городского и областного комитетов партии сотни тысяч москвичей под дождем и снегом строили оборонительные сооружения, возводили на окраинах города баррикады. Рабочие столичных заводов днем и ночью ковали оружие для фронта. Москва приняла суровый облик фронтового города. 19 октября в городе было введено осадное положение.

Вся страна встала на защиту столицы. Из всех краев и республик к Москве шли эшелоны с войсками и вооружением. Опираясь на прочный тыл, советские воины остановили наступление противника.

7 ноября 1941г., как всегда, на Красной площади состоялся военный парад. Трудящиеся всего мира восприняли этот парад как выражение непреклонной решимости советского народа отстоять свою столицу, как выражение его силы и уверенности в победе. 15—16 ноября гитлеровцы возобновили наступление. 27 ноября 1941 г. „Правда" вышла с призывом к защитникам Москвы: „Нельзя ни на шаг дальше подпускать врага к Москве. И враг был остановлен.

Гигантское оборонительное сражение на подступах к столице было выиграно Советской Армией, советским народом.

5—6 декабря 1941г. началось контрнаступление советских войск. Враг был отброшен от столицы. Разгром гитлеровцев под Москвой явился началом коренного поворота в ходе войны.

Победа Советской Армии под Москвой имела большое историческое значение. Она оказала решающее влияние на ход Великой Отечественной и всей второй мировой войны. На полях Подмосковья был развеян миф о непобедимости германской армии.

Подвиг Москвы навсегда войдет в историю нашей Родины как символ стойкости и беспримерного массового героизма.


Слово ученику: 2. Город-герой Ленинград — один из крупнейших политических, экономических, научных и культурных центров нашей страны.

Разрабатывая план нападения на Советский Союз, немецко-фашистские агрессоры одной из ближайших задач ставили захват Ленинграда. В июле 1941 г. в тяжелых кровопролитных боях войска Северо-Западного и Северного фронтов, моряки Балтийского флота задержали врага на дальних подступах к Ленинграду. Активное участие в обороне Ленинграда приняло ополчение. Однако ценой больших потерь в начале сентября гитлеровцам удалось подойти непосредственно к городу. Не сумев овладеть Ленинградом с ходу, враг перешел к длительной осаде. Советские воины самоотверженно отразили мощный удар противника. Оказавшись не в силах преодолеть сопротивление героических защитников Ленинграда, немецко-фашистское командование пыталось задушить город голодной блокадой, разрушить его варварскими налетами авиации артиллерийскими обстрелами.

Мужество и стойкость советских воинов и населения слились в едином стремлении—отстоять родной город. Их сплоченность являлась важнейшим условием непобедимости Ленинграда.

Ставка Верховного Главнокомандования, Военный совет Ленинградского фронта, Ленинградская партийная организация приняли все меры к укреплению обороны Ленинграда. Была проведена огромная работа по созданию оборонительных сооружений. Промышленные предприятия и в тяже­лых условиях блокады давали фронту боевую технику, вооружение, боеприпасы. Большую роль в снабжении Ленинграда играла единственная коммуникация через Ладожское озеро, названная „Дорогой жизни". Защита города Ленина стала всенародным делом. И город жил, работал и героически сражался. В январе 1943г. после тщательной подготовки войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление на шлиссельбургско-синявинском выступе и 18 января 1943г. соединились. Блокада была прорвана. 14 января 1944 г. Войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов при поддержке Краснознаменного Балтийского флота перешли в решительное наступление под Ленинградом и Новгородом.

Советским воинам активно помогали партизаны. Они наносили удары по подходившим фашистским резервам, нарушали вражеские коммуникации.

В конце января 1944 г. величественный город, площади и улицы которого овеяны дыханием революции, политы потом и кровью героических защитников, был полностью освобожден от вражеской блокады.


Слово ученику: 3. Город-герой Волгоград (Сталинград) — крупный промышленный и культурный центр, узел коммуникаций, связывающих юг с центром страны.

В середине июля 1942г. противник прорвался в большую излучину Дона, Советские войска в ожесточенных оборонительных боях задержали продвижение врага, однако угроза Сталинграду продолжала оставаться. -

Город под руководством Сталинградской партийной организации готовился к обороне. Воины и население строили на подступах к городу оборонительные сооружения. На предприятиях создавались вооруженные отряды.

Во второй половине августа враг возобновил наступление и 23 августа прорвался к Волге севернее Сталинграда. Одновременно вражеская авиация совершила массированный налет на город. До 12 сентября продолжались бои на подступах к городу.

13 сентября противник, введя в бой дополнительно 9 дивизий и одну бригаду, начал штурм города. Развернулась беспримерная по своему упорству и напряженности борьба на улицах города. Битва не затихала ни днем, ни ночью. ,,3а Волгой земли для нас нет" — под этим девизом защитники города вели бои за каждый квартал, улицу, дом.

Трудящиеся Сталинграда не уступали в мужестве доблестным воинам. Когда уличные бои приближались непосредственно к предприятиям, рабочие с оружием в руках вместе с воинами отстаивали каждое заводское здание, каждый цех.

Летом и осенью 1942 г. в район Сталинграда шли эшелоны с воинским пополнением и вооружением. Ставка Верховного Главнокомандования направляла сюда большую часть резервов, планируя крупное контрнаступление. Предусматривалось мощными ударами прорвать линию фронта на флангах основной группировки противника, сосредоточенной в районе Сталинграда, окружить и разгромить ее. Несмотря на исключительно тяжелые условия, защитники Сталинграда выстояли.

19 ноября 1942- г. после тщательной подготовки советские войска перешли в наступление и к 23 ноября замкнули кольцо окружения вокруг вражеских войск. В окружении оказались 22 дивизии — более 330 тыс. немецких солдат, офицеров и генералов. В начале февраля 1943 г. окру­женная группировка была ликвидирована.

Победа под Сталинградом явилась крупнейшим военно-политическим событием. Она внесла огромный вклад в достижение коренного перелома в Великой Отечественной и всей второй мировой войне.

О величии бессмертного подвига героических защитников Сталинграда будет всегда напоминать замечательный памятник — ансамбль на Мамаевом кургане.


Слово ученику: 4. Город-герой Киев. В Киев — столицу Советской Украины — война пришла на рассвете 22 июня 1941г. На город обрушились первые бомбы врага.

Еще в начале войны, когда непосредственная опасность городу не угрожала, трудящиеся Киева под руководством ЦК КП(б) Украины делали все возможное, чтобы превратить город в неприступную крепость. В кратчайшие сроки была проведена мобилизация в Советскую Армию, построена первая оборонительная полоса, сформированы отряды народного ополчения.

Противник пытался захватить город с ходу, но не смог преодолеть упорное сопротивление войск Юго-Западного фронта. Два месяца продолжались упорные и ожесточенные бои с превосходящими силами противника. В конце августа фашистское командование повернуло на юг, в обход Киева, сильную танковую группировку. Из-за создавшейся угрозы окружения советских войск 19 сентября по приказу Ставки Киев был оставлен.

В условиях оккупации борьба с врагом не прекращалась, каждый день отмечался подвигами советских патриотов. Боевым штабом борющихся киевлян был подпольный городской комитет партии. В городе и окрестностях отважно действовали тысячи партизан и подпольщиков. В ходе широкого наступления Советской Армии осенью 1943г. войска 1-го Украинского фронта провели Киевскую наступательную операцию. Призыв Коммунистиче­ской партии: „Освободим Киев к 26-й годовщине Великого Октября" - нашел горячий отклик у советских воинов. В битве за Днепр, в освобождении Киева советские войска и содействовавшие их наступлению партизаны и подпольщики Украины проявили стойкость и отвагу, мужество и героизм. Это была поистине легендарная операция.

Вместе с советскими воинами в боях за освобождение Киева сражалась 1-я Чехословацкая отдельная бригада. 26-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции трудящиеся праздновали в освобожденной от врага столице.

Многочисленные памятники, обелиски и открывшийся в Киеве Государственный музей Великой Отечественной войны напоминают о грозных годах героической борьбы столицы Украины.


Слово ученику: 5. Город-герой Минск — столица Белоруссии — один из первых советских городов, принявших на себя удар гитлеровской военной машины. 28 июня 1941г., преодолев упорное сопротивление советских войск, фашисты захватили Минск. Призыв ЦК ВКП(б) и Советского правительства к развертыванию всенародной партизанской войны в тылу врага нашел горячий отклик среди трудящихся Белоруссии. Непосредственным организатором пар­тизанского движения белорусского народа была Коммунистическая партия Белоруссии. На оккупированной территории БССР действовала сеть подпольных областных, городских, районных комитетов партии, первичных партийных организаций в партизанских отрядах.

Большую роль в развертывании всенародной партизанской борьбы в республике сыграли патриоты Минска. Здесь действовала крупная подпольная парторганизация во главе с городским комитетом партии. Борьба с оккупантами велась в сложных условиях. Несмотря на крупные провалы, минское подполье продолжало жить и бороться.

Подпольщики печатали и распространяли листовки, сообщения Совинформбюро; яркой страницей в истории минского подполья явился выход газеты подпольного горкома партии „Звезда", а затем „Минский большевик".

Особенно активизировалась работа минского подполья в 1943—1944 гг. Усилилась организационная работа по созданию подпольных групп на предприятиях и в учреждениях Минска. Из-за массового саботажа рабочих и диверсий подпольщиков в городе бездействовали многие предприятия. Ни один день враг не чувствовал себя в городе в безопасности. Полторы тысячи боевых операций — таков итог трех лет борьбы минских подпольщиков. Тысячи нитей связывали подпольщиков города с партизанами. Ряд партизанских отрядов был создан при непосредственном участии минского подполья.

Партизаны и подпольщики контролировали более половины оккупированной территории республики. В Минске они помогли спасти от разрушения многие важные объекты, заминированные врагом.

В ходе Белорусской наступательной операции 1944г., свыше тысячи партизанских отрядов активно помогали советским войскам освобождать города и села. 3 июля, после ожесточенных боев, войсками 3-го, 2-го и 1-го Белорусских фронтов при участии партизан Минск был освобожден.

Ныне Минск, возрожденный из руин и пепла, является одним из крупных современных индустриальных и культурных центров страны.

Беспримерный ратный подвиг воинов и партизан, освободивших Белоруссию от фашистских захватчиков, навечно останется в памяти народной.


Слово ученику: 6. Город-герой Одесса с первых же дней войны по существу оказалась прифронтовым городом. Ожесточенные бои на дальних подступах к Одессе развернулись в начале августа 1941 г.

Ставка Верховного Главнокомандования б августа отдала приказ об обороне Одессы, ,до последней возможности".

По призыву областной и городской партийных организаций тысячи трудящихся вышли на строительство оборонительных рубежей. В кратчайшие сроки на подступах к городу было создано шесть оборонительных поясов.

С 8 августа город был объявлен на осадном положении. 10 августа враг начал штурм одесских укреплений. Ожесточенное наступление вражеских сил отражали войска Отдельной Приморской армии, части и корабли Черноморского флота.

В конце августа войска противника прорвались к Днепру на участке от Кременчуга до Херсона. Одесса оказалась в глубоком вражеском тылу.

Несмотря на многократное превосходство в живой силе и технике, трехсоттысячная группировка противника вынуждена была в течение 73 дней топтаться у стен города.

Черноморский флот обеспечивал морские сообщения и прикрывал Одессу с моря.

Город стоял насмерть. Население Одессы мужественно переносило тяготы и опасности осады — систематические налеты вражеской авиации и артиллерийские обстрелы, недостаток продовольствия. В этих трудных условиях ни на один день не прекращалась работа фабрик и заводов.

Воины и население стали единым боевым гарнизоном.

Врагу так и не удалось овладеть городом. Только в связи с изменением общей обстановки на фронте советское командование 30 сентября 1941 г. отдало приказ об эвакуации войск из Одессы. Длившаяся в течение двух недель эвакуация была завершена на рассвете 16 октября. Она прошла четко, организованно и без потерь.

Длительная оборона Одессы сковала значительные силы противника и сорвала его замыслы захватить город сходу. Враг потерял под Одессой 160 тыс. солдат и офицеров.

Около 30 месяцев длилась оккупация Одессы. Под руководством партийной организации одесские партизаны и подпольщики ни на один день не прекращали борьбу с захватчиками.

В 1944г. на всем советско-германском фронте развернулись широкие наступательные операции. 10 апреля 1944г. войска 3-го Украинского* фронта при активном участии партизан и подпольщиков освободили Одессу.

Аллея Славы, могила Неизвестного матроса в парке культуры и отдыха имени Т. Г. Шевченко, обелиски, мемориальные доски, названия проспектов и улиц — все это напоминает о бессмертном подвиге героических защитников Одессы.


Слово ученику: 7. Город-герой Севастополь. Для севастопольцев война началась на рассвете 22 июня, когда вражеская авиация сбросила на город первые бомбы.

Прорыв немецко-фашистских войск Крым в октябре 1941г. создал непосредственную угрозу Севастополю. Враг стремился овладеть городом с ходу, но натолкнулся на героическое сопротивление советских войск. Севастополь отважно защищали войска Приморской армии и моряки Черноморского флота.

30 октября враг вышел на ближние по, ступы к городу. Началась 250-дневнг героическая оборона Севастополя.

Городская партийная организация направляла все силы населения на помощь войскам и флоту.

Глубоко под землей был построен целый город: госпитали, школы, детские сады. Здесь же, на недоступных воздушно противнику заводах и мастерских, производили и ремонтировали оружие и боевую технику.

11 ноября противник перешел в наступление. В упорных оборонительных боях севастопольцы отбили все атаки противника 21 ноября враг, понеся большие потери, вынужден был прекратить наступление.

С 17 по 31 декабря враг предпринял новое наступление на Севастополь, которое та же было отбито мужественными защитниками.

Морские коммуникации оставались единственным путем, который связывал осажденный город с тылом. Корабли и суда в сложных условиях доставляли пополнение боеприпасы и продовольствие. Севастополь оставался неприступным, сковывал крупные силы врага.

К началу нового наступления враг создал большое превосходство в людях, артиллерии, танках. В течение б суток, с 2 7 июня 1942г, противник провел мощную артиллерийскую и авиационную подготовку после которой перешел в наступление.

Войска Приморской армии, моряки и летчики Черноморского флота сражались насмерть, проявляя массовый героизм, и только после получения, приказа Ставки Верховного Главнокомандования 4 июля о оставили город.

Героическая эпопея Севастополя, продолжавшаяся восемь месяцев, вошла историю, как пример несгибаемой стойкости советских людей и их беззаветной преданности Родине. Враг не сломил воли и мужества севастопольцев, оказавшихся в оккупации. Они продолжали героическую борьбу в тылу врага.

Освобождение Севастополя в начале мая 1944 г. в ходе Крымской наступательной операции. Особенно жаркие бои разразились на Сапун-горе, являвшейся ключом вражеской обороны. 9 мая 1944г. Севастополь—город русской боевой славы—был освобожден.


Слово ученику: 8. Город-герой Новороссийск. Битва за Кавказ началась в конце июля 1942г. Одним из важных районов этой борьбы свыше года оставался Новорос­сийск. Оборона Новороссийска началась во второй половине августа. Здесь отважно сражались войска 47 армии, моряки Черноморского флота и Азовской военной флотилии, партизаны и подпольщики. Врагу не удалось полностью овладеть Новороссийском. На окраине города, в районе цементных заводов был создан огненный рубеж, который остановил наступление противника и не допустил его прорыва в Туапсе.. Враг так и не смог воспользоваться Новороссийским морским портом.

8 боях за Новороссийск немеркнущей славой покрыли себя герои легендарной „Малой земли". 225 дней продолжались кровопролитные бои на этом плацдарме площадью в 30 квадратных километров. По этому клочку земли вели ураганный огонь десятки артиллерийских и минометных батарей. ,,Малая земля" приковала к себе крупные силы врага и сыграла большую роль в разгроме его войск в этом районе в 1943 году.

Ближайшим тылом Новороссийской группировки советских войск был Геленджик, трудящиеся которого обеспечивали фронт всем необходимым.

9 сентября 1943 года началось наступление войск Северо-Кавказского фронта. Одновременно с высадкой десанта в порт Новороссийск на суше советские воины нанесли сокрушительные удары по врагу. Разгром гитлеровцев под Новороссийском явился началом крушения мощных укреплений противника на Таманском полуострове, так называемой „Голубой линии".

Победа под Новороссийском привела к изгнанию врага с Таманского полуострова. В октябре 1943г. в результате наступления войск Северо-Кавказского фронта было завершено освобождение Кавказа от немецко-фашистских захватчиков и началось освобождение Крыма.

Трудящиеся Новороссийска свято чтят память тех, кто сражался за их родной город. Площадь Героев с Вечным огнем, монументальные скульптуры „Воинам-защитникам", „Неизвестному матросу", „Непокоренным", обелиски и мемориальные доски на „Малой земле", в „Долине смерти", в районе Шесхариса, Сухумского шоссе, музей истории города напоминают современникам и будут напоминать потомкам о героических защитниках Новороссийска, беззаветно выполнивших свой священный долг перед Родиной.


Слово ученику: 9. Город-герой Керчь. В славной летописи городов-героев достойное место занимает Керчь — крупный порт на берегу Керченского пролива, род металлургов, корабелов и рыбаков. %

Уже с октября 1941 года, город неоднократно подвергался массированным ударам вражеской авиации, а в середине ноября, после двухнедельных ожесточенных боев, на Керченском полуострове, он был захвачен фашистами. 30 декабря 1941 года входе Керченско-Феодосийской десантной операции Керчь была освобождена войсками 61-й армии, Черноморского флота и Азовской военной флотилии. В мае 1942 года противник, сосредоточив крупные силы на Керченском полуострове, начал новое наступление. После упорных боев город вновь был оставлен советскими войсками.

Легендарной страницей в историю Великой Отечественной войны вошла длительная и упорная борьба в Аджимушкайских каменоломнях. Советские патриоты показали миру великий образец верности во­инскому долгу, взаимной выручки, боевого братства. Активную борьбу с гитлеровскими захватчиками вели подпольщики и партизаны.

Разгром гитлеровцев на Кавказе и выход советских войск на Таманский полуостров позволили начать бои за освобождение Керчи и всего Крыма. 1 ноября 1943 года воины 18-й армии и Черноморского флота высадились в районе Эльтигена. Неувядаемой славой покрыли себя защитники Эльтигена, вошедшего в историю под названием „Огненной земли". 36 дней и ночей бушевал здесь огненный смерч. Десантники вели неравный бой с фашистами, проявив изумительную отвагу, стойкость и 1 массовый героизм. Высадка десанта 18-й армии в районе Эльтигена отвлекла значительные силы противника, содействовала успеху ,56-й армии, войска которой захватили важный плацдарм северо-восточнее Керчи. 11 апреля 1944 года воины Отдельной Приморской армии, Черноморского флота и Азовской военной флотилии при поддержке с воздуха соединений 4-й воздушной армии начали штурм города и после упорных боев освободили его. Победное знамя взвилось на горе Митридат, там, где ныне высится гранитная стрела обелиска Славы и горит Вечный огонь в память павших и в честь живых, тех, кто здесь, на керченской земле, отстаивал свободу и незави­симость нашей Родины.


Слово ученику: 10. Город-герой Тула — крупный административный и промышленный центр Тульской области, важный узел коммуникаций на южных подступах к Москве. В суровую осень 1941г. город успешно выполнил роль южного форпоста столицы. В конце октября 1941г. танковые дивизии немецко-фашистских захватчиков, преодолевая упорное сопротивление советских войск, вышли к Туле. На их пути встали воины Советской Армии, Тульский рабочий полк и полк НКВД, сформированный из работников тульской милиции.

В течение трех дней противник яростно атаковал Тулу, но ее защитники мужественно отражали все его атаки. Не сломив сопротивление защитников Тулы лобовыми атаками, гитлеровцы решили обойти город с юго-востока и востока. Но и эта попытка не удалась. Советские войска не только выдержали все атаки немецко-фашистских войск, но и сковали крупную группировку врага, яростно рвавшегося к Москве.

Образцы мужества, стойкости и героизма при защите Тулы проявили советские воины и бойцы народного ополчения. Самоотверженность и беспримерную преданность Родине проявили трудящиеся города, сделавшие его неприступной крепостью для врага.

Героическая оборона Тулы сорвала замыслы противника овладеть Москвой до начала зимы. Сопротивление ее защитников обеспечило устойчивость войск левого крыла Западного фронта на дальних южных подступах к столице. Оно также способствовало стабилизации положения на Брянском фронте.

В декабре 1941г. войска левого крыла Западного фронта в ходе Тульской наступательной операции разгромили ударную танковую группировку немецко-фашистских войск. Угроза столице Советского государства с юга была ликвидирована.

Слово ученику: 11. Город-герой Мурманск — крупный промышленный культурный" центр Советского Заполярья, имевший жизненно важное значение для нашей страны. Город являлся крупным морским портом. Кроме того, Мурманск важнейший железнодорожный узел Кировской железной дороги, которая имела стратегическое значение.

22 июня 1941г. немецко-фашистские захватчики обрушили бомбы на пограничные заставы, базы флота, города и поселки Кольского полуострова, промысловые суда, железную дорогу. Учитывая экономически важность и большое стратегическое значение Заполярья для нашей страны, гитлеровское командование в конце июня развернуло широкое наступление своих войск на Севере.

С первых дней Великой Отечественной войны Мурманск стал фронтовым городом Трудящиеся Мурманска и Мурманской области, как и весь советский народ, поднялись на священную борьбу с врагом.

В первые дни войны Мурманский обком партии развернул многогранную работу по мобилизации трудящихся на отпор врага. Тысячи добровольцев являлись в военкоматы с просьбой направить их в действующую армию. На фронт ушли 360 ответственных работников партийного аппарата Мурманской областной партийной организации ВКП(б).

Сложной и ответственной задачей являлась перестройка промышленности на военный лад. Судоремонтные заводы с первых дней войны были переведены на обслуживание нужд армии и Северного флот переоборудовали суда торгового и рыболовного флота в боевые корабли, осуществляли ремонт боевых кораблей. Некоторые заводы изготовляли автоматы, гранаты, минометы. Торговый порт Мурманска был важным транспортным центром. С января 1942г. через Мурманск осуществлялась связь с нашими союзниками по антигитлеровской коалиции и шла доставка военных грузов по ленд-лизу. Заслуживает высочайшей оценки и подвиг экипажей судов Мурманского тралового флота, которые раб< тали в течение четырех военных лет непосредственно на театре военных действий

Каждый выход траулеров в море являлся то же время решением- боевой задач Самоотверженно трудились в дни войн железнодорожники Мурманска. Работая под непрерывными бомбежками врага, он обеспечивали ритмичную, бесперебойную работу Мурманского участка железной дороги.

Мурманск сражался героически. Его защитники стояли насмерть в окопах и заводских цехах, на палубах кораблей и на пылающих улицах, на портовых причалах на партизанских тропах. Город лечил раненых, формировал резервы, делал оружие лыжи и шлюпки, готовил теплую одежда собрал свыше 60 млн. трудовых рублей фонд обороны страны, помогал блокадном Ленинграду. Город-солдат, город-труженик Мурманск стал неприступной крепостью на Севере. Он парализовал ударные силы врага, стойко и надежно держал государственную границу.


Слово ученику: 12. Город-герой Смоленск — административный, промышленный и культурный центр Смоленской области, один из древнейших русских городов. Он с давних пор служил важной крепостью, преграждавшей путь иноземным захватчикам. Именно здесь, у стен Смоленска, противник не раз получал решительный отпор.

Неувядаемой славой покрыли себя жители Смоленщины в годы Великой Отечественной войны. Из всех стратегических направлений, на которых наступали гитлеровские полчища, первостепенным было смоленско-московское. Рассчитывая на пресловутый, ,блицкриг", немецко-фашистское командование предполагало в первые же недели войны захватить район Витебск-Могилев—Смоленск, окружить и уничтожить основные силы войск Западного фронта и таким образом открыть путь на Москву.

Смоленское оборонительное сражение началось 10 июля 1941г. 13 июля гитлеровцы вторглись в пределы области, а вечером 15 июля их передовые части ворвались в Смоленск. В окрестностях и на улицах города завязались бои, которые длились более двух недель. Под напором превосходящих сил противника наши части в ночь на 29 июля вынуждены были оставить Смоленск.

Самой горячей точкой Смоленского сражения явилась битва за

ликвидацию Ельнинского выступа, в ходе которой советские войска разгромили 5 фашистских дивизий и 6-го сентября 1941г. освободили старинный город Ельню. Задержка наступления гитлеровцев на решающем, московском, направлении была первым стратегическим успехом Советской Армии в ходе войны, позволившим советскому командованию выиграть время для развертывания резервов и создания оборонительных рубежей на подступах к столице.

Немалые испытания выпали на долю смолян в период фашистской оккупации. Более двух лет область была фронтовой, являлась оперативным тылом немецко-фашистской группы армий „Центр". Стремясь обезопасить свои тылы, враг осуществлял жесточайший кровавый террор по отношению к местному населению, однако сломить героизм и волю советских людей ему не удалось. На оккупированной территории развернулось мощное партизанское движение. В городах области и крупных населенных пунктах героически боролись подпольщики. Партизаны Смоленщины, осуществляя тесное взаимодействие с наступавшими частями Советской Армии, создали в январе-феврале 1942г. в полосе Западного и Калининского фронтов на оккупированной территории 3 партизанских края.

Освобождение Смоленской области происходило неодновременно. Зимой 1942г. были освобождены юго-восточные и часть северо-западных, а весной 1943г.— большая часть восточных и центральных районов. В ходе Смоленской наступательной операции 1943г. 25 сентября был освобожден Смоленск, а к середине октября было полностью завершено освобождение области от немецко-фашистских оккупантов.

Слово ученику: 13. Крепость-герой Брест. Брестской крепости Героическая оборона Брестской крепости началась в первый же день Великой Отечественной войны.

Брестская крепость, построенная царской Россией в 1833—1842 гг. в двух километрах к западу от Бреста, на правом берегу Западного Буга, использовалась для расквартирования частей Советской Армии.

Враг рассчитывал захватить крепость стремительным ударом. Ему
удалось овладеть мостами через реку Западный Буг, ворваться в город Брест
и вплотную подойти к стенам крепости. Однако попытка гитлеровцев взять
крепость с ходу была отбита ее защитниками.

Немногочисленный гарнизон крепости вступил в неравную борьбу с превосходящими силами противника. Бойцы и командиры, верные своей воинской присяге, превратили маленький клочок земли в крупный очаг сопротивления.

Душой обороны и могучей организующей силой были коммунисты и комсомольцы. Они сумели сплотить силы воинов, организовать их в боевые группы и возглавить оборону. Применяя смелые контратаки, устраивая засады и ночные вылазки, героические защитники Брестской крепости наносили противнику урон и заставляли его держать здесь значительные силы.

В конце июня враг предпринял генеральный штурм крепости. Мощные удары авиации, интенсивный огонь артиллерии, наступление пехоты и танков позволили фашистам захватить значительную территорию крепости и уничтожить большую часть оборонявшихся.

В это время сопротивление врагу оказывали отдельные группы бойцов, еще удерживавших некоторые сооружения крепости, ее глубокие подземелья и переходы. Последние очаги обороны находились в Цитадели и на Кобринском укреплении. Именно здесь были найдены надписи, оставленные защитниками крепости и свидетельствующие об их героизме и самоотверженной борьбе.

Ничто не могло сломить несгибаемую волю и мужество бессмертного гарнизона: ни голод, ни жажда, ни большие потери.

Около месяца продолжалась героическая оборона Брестской крепости. Она продемонстрировала всему миру величайшую стойкость и мужество, богатырскую силу советского солдата. Это был легендарный подвиг сынов народа, безгранично любивших свою Родину и отдавших за нее жизнь.

28 июля 1944 года в ходе Люблин -Брестской наступательной операции советские войска штурмом освободили Брест.

Символом вечной славы героев стала крепость над Бугом. О беспримерном подвиге советских воинов многих национальностей, сражавшихся в Брестской крепости, в Цитадели и на ее укреплениях, напоминает Мемориальный комплекс.


Заклюительное слово учителя: Никто не забыт и ничто не забыто. Советские люди помнят и высоко чтят дела и подвиги героев. На их примере они учатся жить, бороться и побеждать и эту героическую связь времен и поколений передают своим потомкам. В бронзе, граните и мраморе обелисков, мемориальных досок, стел, в названиях улиц увековечил народ память славных воинов, ставших гордостью нашего народа.

Золотыми буквами вписаны в летопись истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1946 гг. имена городов: Москвы, Ленинграда, Волгограда, Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Тулы, Мурманска, Смоленска и Брестской крепости. Они олицетворяют немеркнущий подвиг советского народа, разгромившего немецко-фашистских захватчиков и отстоявшего честь и независимость социалистической Родины.

Не будем забывать, «какою ценой завоёвано счастье» и что именно массовый героизм и мужество людей привели к тому, что города были удостоены почетного звания „Город-Герой". За этим званием море крови, огромное количество человеческих жизней и беспримерной самоотверженности.

Почтим же память павших героев минутой молчаня.

Тема: Геро́й Сове́тского Сою́за — высшая степень отличия СССР.

Вступительной слово учителя: Мы с вами уже говорили о городах героях нашей страны. Давайте выясним, как отмечен подвиг людей, которые привели нашу страну к победе и способствовали тому, чтобы города стали героями.

Геро́й Сове́тского Сою́за — высшая степень отличия СССР. Почётное звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также, в виде исключения, и в мирное время. Медаль «Золотая Звезда» — атрибут Героя Советского Союза. Звание впервые установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года, дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда» — учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года.

Положение о звании «Герой Советского Союза»

16 апреля 1934 года постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Героя Советского Союза в редакции: «Установить высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза». Никакие знаки отличия не предусматривались, выдавалась только грамота от ЦИК СССР.

Орден Ленина к званию получили все 11 лётчиков — первых Героев Советского Союза. Практика награждений была закреплена Постановлением ЦИК в Положении о звании Героя Советского Союза 29 июля 1936 года. В этой редакции гражданам, удостоенным звания, кроме грамоты полагался также орден Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введён особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утверждён внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда». В отличие от первоначального Положения теперь предусматривалась возможность многократного награждения «Золотой Звездой». Дважды Герою Советского Союза выдавали вторую медаль «Золотая Звезда» и ему сооружали бронзовый бюст на родине. Трижды Герою Советского Союза выдавали третью медаль «Золотая Звезда», и его бронзовый бюст должен быть установлен при Дворце Советов в Москве. Выдача орденов Ленина при награждении второй и третьей медалями не предусматривалась. О присвоении звания в 4-й раз в Указе ничего сказано не было, как и о возможном количестве награждений одного человека.

Нумерация медалей для первого, второго и третьего награждения была отдельная. Так как строительство грандиозного Дворца Советов в Москве в связи с войной закончено не было, то бюсты трижды Героев устанавливались в Кремле.

Указом от 6 сентября 1967 года был введен ряд государственных льгот для Героев Советского Союза.

В новой редакции утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1973 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1973 г., № 20, ст. 268). Положение гласит:

Звание Героя Советского Союза является высшей степенью отличия и присваивается за личные или коллективные заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с совершением геройского подвига.

Звание Героя Советского Союза присваивается Президиумом Верховного Совета СССР.

Герою Советского Союза вручаются:

высшая награда СССР — орден Ленина;

знак особого отличия — медаль «Золотая Звезда»;

грамота Президиума Верховного Совета СССР

Герой Советского Союза, совершивший вторично геройский подвиг, не меньший того, за который другие, совершившие подобный подвиг, удостаиваются звания Героя Советского Союза, награждается Орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда», и в ознаменования его подвигов сооружается бронзовый бюст Героя с соответствующей надписью, устанавливаемый на его родине, о чём делается запись в Указе Президиума Верховного Совета СССР о награждении.

Герой Советского Союза, награждённый двумя медалями «Золотая Звезда», за новые геройские подвиги, подобные ранее совершенным, может быть вновь награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

При награждении Героя Советского Союза орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» ему одновременно с орденом и медалью вручается грамота Президиума Верховного Совета СССР.

В случае, если Герою Советского Союза будет присвоено звание Героя Социалистического Труда, то в ознаменование его геройского и трудового подвигов сооружается бронзовый бюст Героя с соответствующей надписью, устанавливаемый на его родине, о чём делается запись в Указе Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Социалистического Труда.

Герои Советского Союза пользуются льготами, установленными законодательством.

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза носится на левой стороне груди над орденами и медалями СССР.

Лишение звания Героя Советского Союза может быть произведено только Президиумом Верховного Совета СССР.

Слово ученику: 1. Первым человеком, удостоенным звания Героя, стал 20 апреля 1934 года лётчик Анатолий Ляпидевский, за спасение терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин». За эту акцию также были награждены: Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов, Иван Доронин.

Первое присвоение звания Героя Советского Союза за воинские подвиги состоялось 31 декабря 1936 года, когда награды удостоились одиннадцать командиров Красной Армии — участников гражданской войны в Испании. Примечательно, что все они были лётчиками, среди них трое являлись иностранцами: итальянец Примо Джибелли, немец Эрнст Шахт и болгарин Захари Захариев. Всего за время войны в Испании (1936 — 1939 гг.) звание Героя было присвоено 59 её участникам.

Слово ученику: 2. За героизм, мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевых заданий командования по разгрому японских интервентов в районе озера Хасан в августе 1938 года звания Героя Советского Союза были удостоены 26 человек. Менее чем через год состоялось первое награждение введённым знаком отличия медалью «Золотая Звезда»: её получили 73 бойца за подвиги, совершённые ими в апреле — сентябре 1939 года при проведении войсковой операции в районе реки Халхин-Гол. После советско-финского военного конфликта 1939—1940 гг. количество Героев Советского Союза составляло 412 человек.

К началу 1941 года звание Героя страны получили 626 человек, в их числе три женщины и пять дважды Героев (см. Категория:Списки Героев Советского Союза). Подавляющее число Героев Советского Союза появилось в период Великой Отечественной войны: около 11 тысяч 600 человек, или 92% от общего числа награждённых лиц. За героизм, мужество и отвагу, проявленные во время выполнения боевых заданий в тылу противника, это звание получили, в числе прочих, и 234 участника партизанского движения, в том числе 24 женщины; дважды награды удостоились легендарные организаторы и руководители освободительных отрядов С. А. Ковпак и А. Ф. Фёдоров.

Слово ученику: 3. Первыми дважды Героями Советского Союза (29 августа 1939) стали летчики Грицевец С. И. и Кравченко Г. П. Причем Грицевец так и не получил знаки особого отличия Медаль «Золотая Звезда», так как она, Медаль «Золотая Звезда», была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1939 года, через месяц после гибели майора Грицевца в авиационной катастрофе в районе посёлка Болбасово Оршанского района Витебской области.[1]

В ходе войны звания Героя Советского Союза удостоено 14 воинов союзных армий, в основном польские и чехословацкие военнослужащие, а также 4 лётчика французского авиаполка «Нормандия-Неман».

Слово ученику: 4.За заслуги перед Советской Родиной и укрепление её оборонного могущества трижды наградой «Герой Советского Союза» отмечены гвардии подполковник (будущий Маршал авиации) Покрышкин А. И. (1943, 1943, 1944), гвардии майор (будущий Маршал авиации) Кожедуб И. Н. (1944, 1944, 1945) и Маршал Советского Союза Буденный С. М. (1958, 1963, 1968).

Четырьмя медалями «Золотая Звезда» были награждены всего два человека в СССР[2]: Маршалы Советского Союза Жуков Г. К. (29.08.1939, 29.07.1944, 01.06.1945, 01.12.1956) и Брежнев Л. И. (18.12.1966, 18.12.1976, 19.12.1978, 18.12.1981), причём последний был также и Героем Социалистического труда (17.06.1961).

К началу 1982 года звание Героя получили свыше 12 тысяч 500 человек, из которых 141 награждён двумя, трое — тремя, и двое — четырьмя медалями «Золотая Звезда». Во время боевых действий на территории Афганистана Героями Союза стали 66 воинов-интернационалистов, 23 из них удостоились этого высокого звания посмертно.

Слово ученику: 5.. За время существования СССР звания Героя Советского Союза были удостоены 12 тысяч 772 человека, в том числе дважды — 153; за подвиги в Великой Отечественной войне — всего 11 тысяч 635 человек, в том числе дважды 115 (из них семеро посмертно). В числе Героев Советского Союза, участников Великой Отечественной войны — 87 женщин.

Последним, кому была вручена медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 11664 за участие в водолазном эксперименте, имитирующем длительную работу на глубине 500 метров под водой, стал 24 декабря 1991 года младший научный сотрудник — водолазный специалист, капитан 3-го ранга Леонид Солодков. При получении медали Героя ему как офицеру полагалось по Уставу ответить: «Служу Советскому Союзу!» Однако, в момент вручения награды 16 января 1992 года СССР не существовал уже 22 дня. Устав ещё не был переписан, а упоминать СССР Солодков посчитал нецелесообразным, поэтому сказал вручавшему ему награду маршалу авиации Е. И. Шапошникову только: «Спасибо».

Слово ученику: 6. После распада СССР, звание «Герой Советского Союза» было упразднено. В настоящее время в России существует звание «Герой Российской Федерации», также присваиваемое за выдающиеся подвиги во славу Родины. Юридически герои Союза имеют те же права, что и герои России.

Примечательно, что четверо Героев Советского Союза являются сегодня и Героями России: космонавты Сергей Крикалёв и Валерий Поляков, а также учёный-полярник Артур Чилингаров; посмертно звание получил офицер Российской Армии полковник Николай Майданов.



ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ОБЩЕНИЕ разработки тематических классных часов ( В помощь учителю)
  • Классному руководителю
Описание:

В данной брошюре Вашему вниманию предложено несколько вариантов классных часов, которые можно использовать в качестве основы при подготовке воспитательных мероприятий в классных коллективах различного возраста, исходя из их возрастных и индивидуальных особенностей и интересов.

При подготовке данного материала мы исходили из твёрдого убеждения в том, что успехов в воспитании и образовании подрастающего поколения можно добиться только при осознании того, что школа - целостное культурно-образовательное пространство. Именно здесь в процессе общения со старшими наставниками-профессионалами развивается и самоактуализируются главный субъект образовательного процесса - ученик– человек, которому предстоит жить и работать в новых, очень непростых условиях, предъявляющих всё более жёсткие требования к каждому представителю социума.

 

Автор шенцрва Елена Федоровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 326
Номер материала 28916
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓