Главная / Другое / Воспитание во внеурочную деятельность

Воспитание во внеурочную деятельность

Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одаренных детей. Сама по себе эта идея не нова – способные, талантливые люди всегда нужны государству: именно они, одаренные, разрабатывают новые технологии, покоряют Космос, создают шедевры искусства. Сегодня информационное общество требует ускорения технологического и гуманитарного развития – поэтому не случайно внимание государства к созданию системы выявления и поддержки одаренных детей. И первая, на наш взгляд самая важная ступень этой системы – дошкольное образование. Рассмотрим некоторые возможности современной дошкольной педагогики в вопросах выявления и развития одаренных детей. Начнем с того, что гуманистическая педагогика выдвигает идею одаренности всех детей. То, что каждый ребенок обладает огромным потенциалом способностей и возможностей, которые не раскрываются и не развиваются в полной мере – это тоже известно. Тогда в чем же проблема: если мы ее осознаем, почему не получаем результаты? Ответ на этот вопрос тоже очевиден: легко сказать, но нелегко сделать, особенно при нынешнем кадровом обеспечении дошкольного образования. Известно, что воспитывать талантливых детей могут только талантливые воспитатели… Безусловно, проблема не только в практике, но и в науке: педагогика не может с полной уверенностью дать «рецепты по выращиванию гениев». До сих пор феномен человека, его роль во Вселенной, его потенциальные возможности – это великая Тайна. Но будем оптимистичны и попробуем предложить тем, кто действительно хочет создать условия для развития одаренных детей, некоторые советы. Если внимательно посмотреть на многих гениев, сделавших прорыв в науке и в искусстве, то при всем разнообразии судеб, характеров, индивидуальных почерков  деятельности, можно выделить некоторые общие черты. Это, прежде всего, яркая увлеченность работой, творческий характер деятельности и наличие воображения и фантазии, позволяющих предвидеть, предвосхищать результаты этой деятельности. Пожалуй, все перечисленные особенности можно наблюдать уже в дошкольном возрасте. Из воспоминаний о детстве многих музыкантов, художников мы знаем, что они с ранних лет проявляли свое желание заниматься той или иной творческой деятельностью. Приобщение детей к искусству – одна из тех педагогических проблем, которые всегда являются современными и актуальными. Практически любая программа дошкольного образования декларирует этот раздел работы как один из основных, способствующих воспитанию у детей таких важных качеств, как эстетические потребности, творческая активность, художественный вкус, и, наконец, эмпатия, умение тонко чувствовать настроение, эмоциональные переживания другого человека. Теоретически эта проблема вполне «прозрачная», и существует множество различных методических рекомендаций о том, как организовать эту деятельность в условиях детского сада. Однако на практике далеко не всем педагогам удается распахнуть волшебную дверь искусства перед своими воспитанниками, поскольку эта «дверь» открывается не так легко и просто, как хотелось бы методистам и воспитателям. Возможно, причина таится в том, что восприятие настоящего искусства не поддается методическому «препарированию». Главное здесь – непосредственное восприятие, восхищение, озарение, переживание чуда, которое человек постигает при встрече с настоящим искусством, и каждый раз но-новому его видит, слышит и чувствует. Если взрослые – педагоги и родители – сами не способны искренне восхищаться картиной, музыкой, стихотворением, то и детей научить этому практически невозможно. Дошкольники отличаются своей непосредственностью и эмоциональностью, умением интуитивно «считывать» настроение взрослых. Поэтому, если самим взрослым скучно и неинтересно, то никакие конспекты не помогут заинтересовать детей. Итак, вывод первый – все произведения искусства, которые педагоги выбирают для работы с детьми, должны нравиться им самим. Из этого положения вытекает второй вывод: педагоги должны хоть немного разбираться в искусстве, иметь развитый художественный вкус, кругозор, эрудицию, эстетические потребности. Следующая проблема – а как же отобрать такие произведения, которые бы увлекали взрослых и при этом были доступны детям? Вот тут, пожалуй, нужно подумать об особенностях детского восприятия. С одной стороны, важно, чтобы и музыка, и изобразительное искусство затрагивало что-то в душе ребенка, в его жизненном опыте,  его внутренних переживаниях и таким образом было ему созвучно. С другой стороны, детское восприятие не всегда предсказуемо и не поддается нашей взрослой логике. На практике, наверное, многие не раз удивлялись, как малыши иногда удивительно тонко чувствуют, казалось бы, недоступное для их понимания музыкальное произведение (или стихотворение, картину). Действительно, если вспомнить утверждения психологов о целостности восприятия дошкольников, о развитии у них наглядно-интуитивного мышления (Н.Н. Поддъяков [7]), о способности подниматься до понимания очень сложных и тонких связей, то становится очевтдно, что подходы к приобщению детей к искусству должны быть тоже тонкими, деликатными. И главную роль в этом процессе играют взрослые – как посредники, «проводники», от которых зависит, откроется ли для детей дверь в волшебный мир искусства, или наоборот, навсегда закроется. Для дошкольников важно иметь возможность самим творить, активно действовать, экспериментировать с различным материалом. Для них нет стереотипов, рамок и границ: они творят так, как чувствуют, как спонтанно идет творческий процесс. И в этом процессе взрослым важно уметь занять свою игровую партнерскую позицию, чтобы вместе с детьми познавать, открывать и творить, иногда деликатно подсказывая возможные варианты и способы «творения». ожалуй, самая эффективная форма такой совместной творческой деятельности – это творческо-исследовательские проекты, в которых свои усилия объединяют педагоги, родители и дети. Приведем несколько примеров из практики работы воспитателей Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Проект «Картинки с выставки» на музыку М.Мусоргского, реализованный в «ЦРР – детский сад №15» г. Сосновый Бор, объединил различные виды художественно- творческой деятельности: знакомство с прекрасной музыкой и отражение ее содержания, настроения в танцевально-пластических импровизациях, а также в словесно-поэтическом и изобразительном творчестве. Цели – развитие у детей музыкального восприятия на основе знакомства с сюитой М.Мусоргского «Картинки с выставки», воспитание творческой активности, образного мышления, выразительной пластики, умений выразить свои впечатления различными средствами изобразительной деятельности, приобщение к поэтическому творчеству. Работа над проектом проходила в четыре этапа. 1-й этап – слушание музыки, беседы об истории ее создания, о композиторе, о содержании выбранных пьес, музыкальном образе. На этом этапе можно привлечь учащихся музыкальных школ, которые могут выступить с концертом перед детьми и исполнить произведения Мусоргского «вживую». Желательно также дать детям послушать эти пьесы в разном исполнении: оркестровом звучании (грамзапись) и в исполнении музыкального руководителя на фортепиано. В процессе восприятия музыки дети могут спонтанно двигаться, используя различные атрибуты. Можно предложить детям музыкальные загадки: придумать названия этим пьесам, либо отгадать, какие названия каким произведениям соответствуют. 2-й этап – рисование картин на основе музыкального образа (совместная деятельность детей и взрослых). Начинать эту работу можно с подбора уже готовых иллюстраций к музыкальным пьесам. Далее педагог предлагает детям «стать художниками» и самостоятельно создать картины к пьесам Мусоргского, используя разные материалы и разную технику. Желательно подключить к этой творческой работе и родителей – в результате могут получиться очень интересные коллективные работы. 3-й этап. Импровизация движений и постановка пластических картин на музыку Мусорского. В таких картинах могут участвовать и дети, и взрослые. Так, в картине «Баба Яга» кто-то из педагогов исполняет главную роль – Бабы Яги, а дети изображают ее слуг. 4-й, заключительный этап – синтез поэтического, изобразительного и пластического творчества на основе создания целостного музыкального спектакля. Работа над костюмами, оформлением зала. В процессе слушания музыки дети с педагогами (или родителями) придумывали сюжет каждой пьесы, сочиняли свои рассказы-описания, стихи. Вот, например, стихи к пьесе «Балет невылупившихся птенцов». Мама-Курица забыла Сделать срочные дела, И, оставим без присмотра Яйца, встала и ушла… Вдруг – «трик-трак» - и треск раздался В белой скорлупе. Желтый ключик показался: - Вот я! Здравствуйте! Тут один, другой, и третий… Ну и писк подняли дети! И, вприпрыжку - танцевать, Маме деток не унять. Итоговое событие проекта «Картинки с выставки» - это выставка работ,  музыкально-пластическое представление, на котором дети в костюмах исполнили миниатюры на музыку великого композитора. Реализация данного проекта позволила педагогам достигнуть значительных эффектов в развитии детей: они сумели поднять их на уровень настоящего искусства, когда дошкольники своей выразительной пластикой удивительно тонко и музыкально передали художественный образ произведений Мусорского. Работа над сценическими костюмами требует отдельного описания. Этот процесс может стать самостоятельным проектом, поскольку он сам по себе очень важен и содержит много возможностей для побуждения детей к творчеству. Приведем пример создания сценических костюмов для проекта «Музыкальны шедевры в пластике». Цели проекта: развитие музыкального восприятия детей, умение тонко чувствовать и передавать выразительный образ музыкального произведения в пластике, в изобразительной деятельности, знакомство с профессией художника-костюмера. Для этого проекта музыкальный руководитель подбирает музыкальные произведения известных композиторов, такие, как: «Танец Феи Драже» П. Чайковского, «В пещере горного короля», «Танец Анитры» Э Грига, «Шутку» И. Баха, «Итальянскую польку» С. Рахманинрова, и др. На 1-м этапе педагог проводит «музыкально-творческие мастерские», на которых дети имеют возможность послушать музыку, попробовать импровизировать движения под ее звучание, используя различные атрибуты (ленты, шарфы, цветы, палочки, и т.д.). На 2-м этапе педагог вместе с детьми (на основе их импровизаций) создает танец или композицию. В процессе разучивания танцев и композиций параллельно идет работа над созданием эскизов костюмов, которые выполняются в разной технике: это могут быть как рисунки, аппликации, такт и модели костюмов для кукол (плоскостных и обычных). Для таких моделей обычно используются «бросовые» материалы: обертка для цветочных букетов, упаковочная бумага и т.д. При создании сценического костюма вместе с детьми обсуждаются требования, которым он должен соответствовать: - выражать музыкальный образ; - должен быть оригинальным, красивым; - должен быть удобным для движения. Для создания сценических костюмов проводятся «художественные мастерские», в которых принимают участие и родители. Кроме того, некоторые эскизы могут изготавливаться дома.  Желательно организовать конкурс на лучший эскиз – в дальнейшем отобранные модели станут основой для изготовления костюмов для танцев. Обычно перед «премьерой» - представлением «Музыкальные шедевры в пластике» - устраивается «Вернисаж», где выставляются все работы, выполненные детьми и взрослыми. В реализации подобных проектов важно создать творческую атмосферу, особую эмоционально насыщенную среду, увлекающую и детей, и взрослых, наполняющую их творческой энергией и побуждающую к активности. И эта творческая атмосфера, та радость, которую испытают дети, станет их внутренним эмоциональным «эталоном», который в дальнейшем будет побуждать их к новым встречам с прекрасным. Однако в дошкольном детстве еще трудно выявить какое-то конкретное дарование и насколько оно уникально. Важно предоставить ребенку возможность делать то, то ему хочется: танцевать, петь, рисовать, лепить, сочинять сказки, и т.д. Поэтому первым условием для выявления и развития одаренности у детей является создание предметно- развивающей среды, накопления опыта художественно-творческой деятельности в различных ее видах. Второе условие – это развитие творческого воображения, которое можно назвать «волшебной палочкой», данной каждому человеку при рождении. Вот только нужно научиться пользоваться этой «волшебной палочкой», и тогда каждый ребенок сможет стать настоящим Волшебником! Эта идея великолепно представлена Е.Е.Кравцовой в ее книге «Разбуди в ребенке волшебника» [5]. Е.Е. Кравцова убедительно показала, что многие ученые, конструкторы «получали свои звания и правительственные награды за свое… воображение. Они создавали сказки из самых будничных и обычных дел и поступков. Они были волшебниками! »Автор книги, ссылаясь на известного психолога В.В.Давыдова, показала особенности проявления и развития воображения у детей. Во-первых, «воображение имеет место там, где ребенок видит целое раньше частей…Это же качество – видеть целое раньше частей – лежит в основе способности детей оживлять разные игрушки и предметы, разговаривать, дружить или ссориться с ними, бояться или любить их». Другим важным свойством воображения, по мнению В.В. Давыдова [4], является способность детей переносить функции с одного предмета на другой. Это второе свойство воображения лежит в основе развития человеческой цивилизации (это можно проследить на примере появления огромного мира полезных предметов: чашек, колес, и др.). По мнению Е.Е.Кравцовой, «умение переносить функции с одного предмета на другой тесно связано со способностью ребенка ставить себя в позицию другого»,  принимать на себя различные роли. (Отсюда понята роль игры и театрализованной деятельности!) Перечисленные свойства воображения возникают и развиваются у детей постепенно. Профессиональный педагог должен владеть методикой развития воображения у дошкольников в различных видах игровой и художественно-творческой деятельности. Итак, следующий совет – широко использовать различные виды театрализованных игр, поскольку театрализация – один из самых универсальных, доступных и любимых видов детской деятельности, позволяющих решать практически все задачи воспитания и коррекции развития ребенка. К сожалению, сегодня в детских садах используют театрализацию не столько как средство воспитания и развития детей, сколько как форму отчета о работе педагогов перед родителями. Театрализованные представления в детском саду уже вошли в традицию. Родители ждут от работников детского сада «шоу», а администрация стремиться оправдать ожидания пап и мам, которые не всегда понимают и представляют, какой ценой подготовлено это «шоу». Сегодня, в основном, педагоги сами выбирают или разрабатывают сценарий, затем разучивают с детьми стихи, танцы, песни, тщательно репетируют и затем выступают перед родителями. Костюмы и декорации также готовят взрослые. Таким образом, дети в такой деятельности – в основном, исполнители. Это можно увидеть по тому, как выступающие ищут глазами взрослого, подсказывающего им текст, движения танца и др. Основная польза таких представлений (она тоже есть!) – приобретение детьми опыта публичного выступления, опыта коллективной работы. Однако очень жаль, что огромный потенциал театрализованной деятельности не использован для таких важных задач, как развитие воображения, рефлексивного мышления, речи и др. При описанном выше подходе дети вряд ли станут Волшебниками! А путь превращения ребенка в Волшебника в театрализованной деятельности - следующий. Хорошо бы пойти с детьми в настоящий Театр и посмотреть какой-нибудь интересный спектакль. Затем – обсудить, обменяться впечатлениями. (Понравлюсь? Да! Это было здорово! .. А хотите, мы с вами тоже устроим настоящее представление? Да!!!). Очень важно мотивировать детей на любую деятельность, преподнести ваш педагогический замысел таким образом, чтобы дети почувствовали свою заинтересованность в нем. А дальше начинаются проблемы, «которые таят дар» для нас (Ричард Бах). Ведь любое творчество начинается с проблемы: чего-то не нет – значит, нужно придумать и сделать! Нет сценария – сочиним его! (взрослый предлагает детям придумать сказку или  историю для дальнейшей театрализации. Можно использовать технологию А.И.Бурениной, представленную в пособии «Театр Всевозможного» [6] Нет артистов, режиссера – сами распределим роли! Нет декораций – нарисуем! Не костюмов – подберем одежду, изготовим детали и т.п. Конечно, педагог в этом процессе является наставником, мудрым советчиком, главным Волшебником. Для того, чтобы дети «включили» свое воображение и увидели, как оно «работает», важно осознать творческий процесс и его результаты. (В начале ничего не было – ни сценария, ни костюмов, ни декораций. Мы вместе это все придумали, а затем – сделали! Вот оно, волшебство – из «ничего» получился настоящий спектакль!). Конечно, чтобы стать настоящим Волшебником, нужна тренировка, уверенность в своих силах. Поэтому педагог использует любую возможность, чтобы подчеркнуть волшебные свойства воображения в различных играх и различных видах деятельности, особенно – в продуктивных. Таким образом, дети приобретают собственный чувственный опыт созидательной деятельности, у них вырабатываются такие важные качества, как умение довести дело до конца, объективно оценить результат. (Если что-то не так получилось – то ничего страшного, «Я еще не Волшебник, я только учусь…»). Процесс «превращения детей в Волшебников» - очень ответственный, так как на всю жизнь закладываются способности к творчеству, раскрывается эмоциональная сфера, дается толчок к развитию Сознания. При этом чрезвычайно важно воспитывать не только Умных Волшебников, но, в первую очередь, и Добрых. Злой Волшебник – это ужасно! К сожалению, в мире их немало и мы постоянно наблюдаем борьбу Добра и Зла. Важно, чтобы дети поверили, что Добро всегда побеждает Зло ( хотя для добрых дел нужно значительно больше усилий, чем для дурных. «Разрушить – не строить»!). Детям важно внушить, что овладение «Волшебной палочкой» (Творческим воображением) накладывает огромную ответственность на человека. Настоящий Волшебник ответственен за свои Мысли, Слова и Поступки! (Это можно продемонстрировать на содержании различных сказок). Итак, воспитание маленьких добрых и умных Волшебников, – вот сверхзадача современного воспитателя детского сада. Но для этого нужно педагогу и самому быть Добрым Волшебником! А значит нужно, чтобы каждый воспитатель захотел им стать. Поверьте: так легче и интереснее жить!

Воспитание во внеурочную деятельность
  • Другое
Описание:

Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одаренных детей. Сама по себе эта идея не нова – способные, талантливые люди всегда нужны государству: именно они, одаренные, разрабатывают новые технологии, покоряют Космос, создают шедевры искусства. Сегодня информационное общество требует ускорения технологического и гуманитарного развития – поэтому не случайно внимание государства к созданию системы выявления и поддержки одаренных детей. И первая, на наш взгляд самая важная ступень этой системы – дошкольное образование. Рассмотрим некоторые возможности современной дошкольной педагогики в вопросах выявления и развития одаренных детей. Начнем с того, что гуманистическая педагогика выдвигает идею одаренности всех детей. То, что каждый ребенок обладает огромным потенциалом способностей и возможностей, которые не раскрываются и не развиваются в полной мере – это тоже известно. Тогда в чем же проблема: если мы ее осознаем, почему не получаем результаты? Ответ на этот вопрос тоже очевиден: легко сказать, но нелегко сделать, особенно при нынешнем кадровом обеспечении дошкольного образования. Известно, что воспитывать талантливых детей могут только талантливые воспитатели… Безусловно, проблема не только в практике, но и в науке: педагогика не может с полной уверенностью дать «рецепты по выращиванию гениев». До сих пор феномен человека, его роль во Вселенной, его потенциальные возможности – это великая Тайна. Но будем оптимистичны и попробуем предложить тем, кто действительно хочет создать условия для развития одаренных детей, некоторые советы. Если внимательно посмотреть на многих гениев, сделавших прорыв в науке и в искусстве, то при всем разнообразии судеб, характеров, индивидуальных почерков деятельности, можно выделить некоторые общие черты. Это, прежде всего, яркая увлеченность работой, творческий характер деятельности и наличие воображения и фантазии, позволяющих предвидеть, предвосхищать результаты этой деятельности. Пожалуй, все перечисленные особенности можно наблюдать уже в дошкольном возрасте. Из воспоминаний о детстве многих музыкантов, художников мы знаем, что они с ранних лет проявляли свое желание заниматься той или иной творческой деятельностью. Приобщение детей к искусству – одна из тех педагогических проблем, которые всегда являются современными и актуальными. Практически любая программа дошкольного образования декларирует этот раздел работы как один из основных, способствующих воспитанию у детей таких важных качеств, как эстетические потребности, творческая активность, художественный вкус, и, наконец, эмпатия, умение тонко чувствовать настроение, эмоциональные переживания другого человека. Теоретически эта проблема вполне «прозрачная», и существует множество различных методических рекомендаций о том, как организовать эту деятельность в условиях детского сада. Однако на практике далеко не всем педагогам удается распахнуть волшебную дверь искусства перед своими воспитанниками, поскольку эта «дверь» открывается не так легко и просто, как хотелось бы методистам и воспитателям. Возможно, причина таится в том, что восприятие настоящего искусства не поддается методическому «препарированию». Главное здесь – непосредственное восприятие, восхищение, озарение, переживание чуда, которое человек постигает при встрече с настоящим искусством, и каждый раз но-новому его видит, слышит и чувствует. Если взрослые – педагоги и родители – сами не способны искренне восхищаться картиной, музыкой, стихотворением, то и детей научить этому практически невозможно. Дошкольники отличаются своей непосредственностью и эмоциональностью, умением интуитивно «считывать» настроение взрослых. Поэтому, если самим взрослым скучно и неинтересно, то никакие конспекты не помогут заинтересовать детей. Итак, вывод первый – все произведения искусства, которые педагоги выбирают для работы с детьми, должны нравиться им самим. Из этого положения вытекает второй вывод: педагоги должны хоть немного разбираться в искусстве, иметь развитый художественный вкус, кругозор, эрудицию, эстетические потребности. Следующая проблема – а как же отобрать такие произведения, которые бы увлекали взрослых и при этом были доступны детям? Вот тут, пожалуй, нужно подумать об особенностях детского восприятия. С одной стороны, важно, чтобы и музыка, и изобразительное искусство затрагивало что-то в душе ребенка, в его жизненном опыте, его внутренних переживаниях и таким образом было ему созвучно. С другой стороны, детское восприятие не всегда предсказуемо и не поддается нашей взрослой логике. На практике, наверное, многие не раз удивлялись, как малыши иногда удивительно тонко чувствуют, казалось бы, недоступное для их понимания музыкальное произведение (или стихотворение, картину). Действительно, если вспомнить утверждения психологов о целостности восприятия дошкольников, о развитии у них наглядно-интуитивного мышления (Н.Н. Поддъяков [7]), о способности подниматься до понимания очень сложных и тонких связей, то становится очевтдно, что подходы к приобщению детей к искусству должны быть тоже тонкими, деликатными. И главную роль в этом процессе играют взрослые – как посредники, «проводники», от которых зависит, откроется ли для детей дверь в волшебный мир искусства, или наоборот, навсегда закроется. Для дошкольников важно иметь возможность самим творить, активно действовать, экспериментировать с различным материалом. Для них нет стереотипов, рамок и границ: они творят так, как чувствуют, как спонтанно идет творческий процесс. И в этом процессе взрослым важно уметь занять свою игровую партнерскую позицию, чтобы вместе с детьми познавать, открывать и творить, иногда деликатно подсказывая возможные варианты и способы «творения». ожалуй, самая эффективная форма такой совместной творческой деятельности – это творческо-исследовательские проекты, в которых свои усилия объединяют педагоги, родители и дети. Приведем несколько примеров из практики работы воспитателей Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Проект «Картинки с выставки» на музыку М.Мусоргского, реализованный в «ЦРР – детский сад №15» г. Сосновый Бор, объединил различные виды художественно- творческой деятельности: знакомство с прекрасной музыкой и отражение ее содержания, настроения в танцевально-пластических импровизациях, а также в словесно-поэтическом и изобразительном творчестве. Цели – развитие у детей музыкального восприятия на основе знакомства с сюитой М.Мусоргского «Картинки с выставки», воспитание творческой активности, образного мышления, выразительной пластики, умений выразить свои впечатления различными средствами изобразительной деятельности, приобщение к поэтическому творчеству. Работа над проектом проходила в четыре этапа. 1-й этап – слушание музыки, беседы об истории ее создания, о композиторе, о содержании выбранных пьес, музыкальном образе. На этом этапе можно привлечь учащихся музыкальных школ, которые могут выступить с концертом перед детьми и исполнить произведения Мусоргского «вживую». Желательно также дать детям послушать эти пьесы в разном исполнении: оркестровом звучании (грамзапись) и в исполнении музыкального руководителя на фортепиано. В процессе восприятия музыки дети могут спонтанно двигаться, используя различные атрибуты. Можно предложить детям музыкальные загадки: придумать названия этим пьесам, либо отгадать, какие названия каким произведениям соответствуют. 2-й этап – рисование картин на основе музыкального образа (совместная деятельность детей и взрослых). Начинать эту работу можно с подбора уже готовых иллюстраций к музыкальным пьесам. Далее педагог предлагает детям «стать художниками» и самостоятельно создать картины к пьесам Мусоргского, используя разные материалы и разную технику. Желательно подключить к этой творческой работе и родителей – в результате могут получиться очень интересные коллективные работы. 3-й этап. Импровизация движений и постановка пластических картин на музыку Мусорского. В таких картинах могут участвовать и дети, и взрослые. Так, в картине «Баба Яга» кто-то из педагогов исполняет главную роль – Бабы Яги, а дети изображают ее слуг. 4-й, заключительный этап – синтез поэтического, изобразительного и пластического творчества на основе создания целостного музыкального спектакля. Работа над костюмами, оформлением зала. В процессе слушания музыки дети с педагогами (или родителями) придумывали сюжет каждой пьесы, сочиняли свои рассказы-описания, стихи. Вот, например, стихи к пьесе «Балет невылупившихся птенцов». Мама-Курица забыла Сделать срочные дела, И, оставим без присмотра Яйца, встала и ушла… Вдруг – «трик-трак» - и треск раздался В белой скорлупе. Желтый ключик показался: - Вот я! Здравствуйте! Тут один, другой, и третий… Ну и писк подняли дети! И, вприпрыжку - танцевать, Маме деток не унять. Итоговое событие проекта «Картинки с выставки» - это выставка работ, музыкально-пластическое представление, на котором дети в костюмах исполнили миниатюры на музыку великого композитора. Реализация данного проекта позволила педагогам достигнуть значительных эффектов в развитии детей: они сумели поднять их на уровень настоящего искусства, когда дошкольники своей выразительной пластикой удивительно тонко и музыкально передали художественный образ произведений Мусорского. Работа над сценическими костюмами требует отдельного описания. Этот процесс может стать самостоятельным проектом, поскольку он сам по себе очень важен и содержит много возможностей для побуждения детей к творчеству. Приведем пример создания сценических костюмов для проекта «Музыкальны шедевры в пластике». Цели проекта: развитие музыкального восприятия детей, умение тонко чувствовать и передавать выразительный образ музыкального произведения в пластике, в изобразительной деятельности, знакомство с профессией художника-костюмера. Для этого проекта музыкальный руководитель подбирает музыкальные произведения известных композиторов, такие, как: «Танец Феи Драже» П. Чайковского, «В пещере горного короля», «Танец Анитры» Э Грига, «Шутку» И. Баха, «Итальянскую польку» С. Рахманинрова, и др. На 1-м этапе педагог проводит «музыкально-творческие мастерские», на которых дети имеют возможность послушать музыку, попробовать импровизировать движения под ее звучание, используя различные атрибуты (ленты, шарфы, цветы, палочки, и т.д.). На 2-м этапе педагог вместе с детьми (на основе их импровизаций) создает танец или композицию. В процессе разучивания танцев и композиций параллельно идет работа над созданием эскизов костюмов, которые выполняются в разной технике: это могут быть как рисунки, аппликации, такт и модели костюмов для кукол (плоскостных и обычных). Для таких моделей обычно используются «бросовые» материалы: обертка для цветочных букетов, упаковочная бумага и т.д. При создании сценического костюма вместе с детьми обсуждаются требования, которым он должен соответствовать: - выражать музыкальный образ; - должен быть оригинальным, красивым; - должен быть удобным для движения. Для создания сценических костюмов проводятся «художественные мастерские», в которых принимают участие и родители. Кроме того, некоторые эскизы могут изготавливаться дома. Желательно организовать конкурс на лучший эскиз – в дальнейшем отобранные модели станут основой для изготовления костюмов для танцев. Обычно перед «премьерой» - представлением «Музыкальные шедевры в пластике» - устраивается «Вернисаж», где выставляются все работы, выполненные детьми и взрослыми. В реализации подобных проектов важно создать творческую атмосферу, особую эмоционально насыщенную среду, увлекающую и детей, и взрослых, наполняющую их творческой энергией и побуждающую к активности. И эта творческая атмосфера, та радость, которую испытают дети, станет их внутренним эмоциональным «эталоном», который в дальнейшем будет побуждать их к новым встречам с прекрасным. Однако в дошкольном детстве еще трудно выявить какое-то конкретное дарование и насколько оно уникально. Важно предоставить ребенку возможность делать то, то ему хочется: танцевать, петь, рисовать, лепить, сочинять сказки, и т.д. Поэтому первым условием для выявления и развития одаренности у детей является создание предметно- развивающей среды, накопления опыта художественно-творческой деятельности в различных ее видах. Второе условие – это развитие творческого воображения, которое можно назвать «волшебной палочкой», данной каждому человеку при рождении. Вот только нужно научиться пользоваться этой «волшебной палочкой», и тогда каждый ребенок сможет стать настоящим Волшебником! Эта идея великолепно представлена Е.Е.Кравцовой в ее книге «Разбуди в ребенке волшебника» [5]. Е.Е. Кравцова убедительно показала, что многие ученые, конструкторы «получали свои звания и правительственные награды за свое… воображение. Они создавали сказки из самых будничных и обычных дел и поступков. Они были волшебниками! »Автор книги, ссылаясь на известного психолога В.В.Давыдова, показала особенности проявления и развития воображения у детей. Во-первых, «воображение имеет место там, где ребенок видит целое раньше частей…Это же качество – видеть целое раньше частей – лежит в основе способности детей оживлять разные игрушки и предметы, разговаривать, дружить или ссориться с ними, бояться или любить их». Другим важным свойством воображения, по мнению В.В. Давыдова [4], является способность детей переносить функции с одного предмета на другой. Это второе свойство воображения лежит в основе развития человеческой цивилизации (это можно проследить на примере появления огромного мира полезных предметов: чашек, колес, и др.). По мнению Е.Е.Кравцовой, «умение переносить функции с одного предмета на другой тесно связано со способностью ребенка ставить себя в позицию другого», принимать на себя различные роли. (Отсюда понята роль игры и театрализованной деятельности!) Перечисленные свойства воображения возникают и развиваются у детей постепенно. Профессиональный педагог должен владеть методикой развития воображения у дошкольников в различных видах игровой и художественно-творческой деятельности. Итак, следующий совет – широко использовать различные виды театрализованных игр, поскольку театрализация – один из самых универсальных, доступных и любимых видов детской деятельности, позволяющих решать практически все задачи воспитания и коррекции развития ребенка. К сожалению, сегодня в детских садах используют театрализацию не столько как средство воспитания и развития детей, сколько как форму отчета о работе педагогов перед родителями. Театрализованные представления в детском саду уже вошли в традицию. Родители ждут от работников детского сада «шоу», а администрация стремиться оправдать ожидания пап и мам, которые не всегда понимают и представляют, какой ценой подготовлено это «шоу». Сегодня, в основном, педагоги сами выбирают или разрабатывают сценарий, затем разучивают с детьми стихи, танцы, песни, тщательно репетируют и затем выступают перед родителями. Костюмы и декорации также готовят взрослые. Таким образом, дети в такой деятельности – в основном, исполнители. Это можно увидеть по тому, как выступающие ищут глазами взрослого, подсказывающего им текст, движения танца и др. Основная польза таких представлений (она тоже есть!) – приобретение детьми опыта публичного выступления, опыта коллективной работы. Однако очень жаль, что огромный потенциал театрализованной деятельности не использован для таких важных задач, как развитие воображения, рефлексивного мышления, речи и др. При описанном выше подходе дети вряд ли станут Волшебниками! А путь превращения ребенка в Волшебника в театрализованной деятельности - следующий. Хорошо бы пойти с детьми в настоящий Театр и посмотреть какой-нибудь интересный спектакль. Затем – обсудить, обменяться впечатлениями. (Понравлюсь? Да! Это было здорово! .. А хотите, мы с вами тоже устроим настоящее представление? Да!!!). Очень важно мотивировать детей на любую деятельность, преподнести ваш педагогический замысел таким образом, чтобы дети почувствовали свою заинтересованность в нем. А дальше начинаются проблемы, «которые таят дар» для нас (Ричард Бах). Ведь любое творчество начинается с проблемы: чего-то не нет – значит, нужно придумать и сделать! Нет сценария – сочиним его! (взрослый предлагает детям придумать сказку или историю для дальнейшей театрализации. Можно использовать технологию А.И.Бурениной, представленную в пособии «Театр Всевозможного» [6] Нет артистов, режиссера – сами распределим роли! Нет декораций – нарисуем! Не костюмов – подберем одежду, изготовим детали и т.п. Конечно, педагог в этом процессе является наставником, мудрым советчиком, главным Волшебником. Для того, чтобы дети «включили» свое воображение и увидели, как оно «работает», важно осознать творческий процесс и его результаты. (В начале ничего не было – ни сценария, ни костюмов, ни декораций. Мы вместе это все придумали, а затем – сделали! Вот оно, волшебство – из «ничего» получился настоящий спектакль!). Конечно, чтобы стать настоящим Волшебником, нужна тренировка, уверенность в своих силах. Поэтому педагог использует любую возможность, чтобы подчеркнуть волшебные свойства воображения в различных играх и различных видах деятельности, особенно – в продуктивных. Таким образом, дети приобретают собственный чувственный опыт созидательной деятельности, у них вырабатываются такие важные качества, как умение довести дело до конца, объективно оценить результат. (Если что-то не так получилось – то ничего страшного, «Я еще не Волшебник, я только учусь…»). Процесс «превращения детей в Волшебников» - очень ответственный, так как на всю жизнь закладываются способности к творчеству, раскрывается эмоциональная сфера, дается толчок к развитию Сознания. При этом чрезвычайно важно воспитывать не только Умных Волшебников, но, в первую очередь, и Добрых. Злой Волшебник – это ужасно! К сожалению, в мире их немало и мы постоянно наблюдаем борьбу Добра и Зла. Важно, чтобы дети поверили, что Добро всегда побеждает Зло ( хотя для добрых дел нужно значительно больше усилий, чем для дурных. «Разрушить – не строить»!). Детям важно внушить, что овладение «Волшебной палочкой» (Творческим воображением) накладывает огромную ответственность на человека. Настоящий Волшебник ответственен за свои Мысли, Слова и Поступки! (Это можно продемонстрировать на содержании различных сказок). Итак, воспитание маленьких добрых и умных Волшебников, – вот сверхзадача современного воспитателя детского сада. Но для этого нужно педагогу и самому быть Добрым Волшебником! А значит нужно, чтобы каждый воспитатель захотел им стать. Поверьте: так легче и интереснее жить!

Автор Ибрагимов Алим Редиванович
Дата добавления 23.11.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 38
Номер материала MA-068708
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓