Главная / Директору-завучу / «Воспитание в семье и школе» родительское собрание в форме тренинга

«Воспитание в семье и школе» родительское собрание в форме тренинга

Дюсембаева А.

Долинская ОСОШ,

Теректинский район,

Западно-Казахстанская область




«Воспитание в семье и школе»

родительское собрание в форме тренинга


Цель:

1. Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка;

2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.

План проведения собрания:

1. Вводная часть: приветствие, орг.момент (разъяснение целей и задач собрания, в рамках чего оно проводится), задание «Помощник/свободный микрофон» (чего я жду от собрания), задание 1 (нарисовать портрет своего ребенка).

2.Тренинговое задание «Ребенок».

3. Сообщение лектора «Ценностное ориентирование подростка в современном обществе и семье».

4. Тренинговое задание «Ценности».

5. Сообщение лектора «Нравственное воспитание учащихся в семье и в школе»

6. Тренинговое задание «Мой ребенок».

7. Подведение итогов. «Душа ребенка – это полная чаша», «Последний помощник или Свободный микрофон».


Ход собрания

I. Вводная часть.

1. Приветствие.

2. Организационный момент.

- Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем треугольник (при этом я не умаляю роль общественных учреждений, домов культуры, соседей и др.). Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.

-Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!

-А что сказано в басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”? “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”.

-Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его “втором” доме – в школе.

-Участие родителей в школьной жизни детей имеет большое значение и для ребят, и для меня, и для самих родителей.

- Тема нашего родительского собрания звучит следующим образом «Воспитание в семье и школе». Сегодня мы с вами поговорим о наших детях, об их воспитании и роли семьи и школы в процессе воспитания.

- Сейчас вы услышали тему, немного погрузились в жизнь школы. Давайте каждый из вас представится и скажет, чего он ждет от сегодняшнего собрания.

3. Задание 1.

- Сейчас я прошу вас выполнить следующее задание. Вам нужно на листке нарисовать портрет своего ребенка (это может быть лицо или какой-то предмет, набор предметов, которые его бы характеризовали). Выберите, пожалуйста, инструмент, которым бы вам хотелось порисовать, и приступайте к работе (затем рисунки без подписей вывешиваются на доску)

II. Тренинговое задание «Ребенок»

- Возьмите в руки вот этого маленького человечка. Его зовут Арман. Проживите день с маленьким Арманом

- Утром мама подошла к Арману и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание... Арману стало так грустно, что его не понимают...

- Оторвите кусочек от мальчика.

- Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его новую рубашку. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул Армана, закричав на него, что тот не садится завтракать... На душе у Армана стало еще грустнее...

- Оторвите кусочек от мальчика.

- Позавтракав, Арман собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это Арману не прибавило...

- Оторвите кусочек от мальчика.

- На крыльце школы Арман встретил своего друга Руслана. Руслан шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия он сильно пнул портфель Армана так, что у портфеля оторвалась ручка. Наш Арман мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.

- Оторвите кусочек от мальчика.

- А на уроке сегодня была контрольная работа. Арман так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика совсем упало...

- Оторвите кусочек от мальчика.

- Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел Арман домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома. Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и двойку по математике. А вдруг мама с папой не заметят?! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира... Дверь была открыта, Арман страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама...

- оторвите кусочек от мальчика. А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка только за один день. Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и школа и даже собака. А с чего начался день? Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это будет действеннее, чем окрики и толчки.

- Уважаемые родители, проанализируйте, пожалуйста, какое у вас было состояние во время проведения этого упражнения. («Помощник/ свободный микрофон» по кругу).

III. Сообщение лектора «Ценностное ориентирование подростка в современном обществе, семье» (текст лекции Приложение 1).

IV. Тренинговое задание «Ценности» (под мелодию «Хрустальная грусть» )

- Напишите, пожалуйста, на листочках три ценности. Положите их для себя так, чтобы самая дорогая для вас оказалась в самом низу, а менее дорогая сверху.

- Итак, вы каждое утро встаете и проживаете свой день, так как считаете нужным, испытываете различные трудности, преодолеваете препятствия. Где-то спешите, где-то ленитесь, но живете в ритме нашего современного общества. Дни летят незаметно, время не остановишь... И вот однажды проснувшись утром, вы понимаете, что ценность, которая лежит перед вами, ушла, ее больше нет. Уберите ее.

- Вы снова живете, ведь жизнь продолжается. Вы спешите, спешите все сделать, что только можно. Где-то не дослушали, где-то не доглядели, где-то не долюбили. И вот однажды, проснувшись утром, вы понимаете, что ценность, которая лежит перед вами, ушла, ее больше нет. Уберите ее.

- Посмотрите, не все потеряно, вы продолжаете жизнь. Стремитесь каждый день прожить более насыщенно, бежите, бежите, приходя домой, падаете без сил на диван, закрываете глаза, спите. На следующий день снова дела, работа, суета... И опять, где-то не дослушали, где-то не доглядели, где-то недопоняли , где-то не долюбили. Проснувшись однажды, вы понимаете, что, и последняя ценность от вас ушла. Все... Их больше нет...

- У вас есть возможность взять, если хотите, четвертую бумажку и написать на ней еще что-то, что удержит вас в этой жизни...

- Посмотрите, на то, что вы написали или на пустое место, если вы ничего не написали. Что вы сейчас переживаете, ответьте на этот вопрос себе сами, внутри себя.

- А сейчас верните все свои ценности, мы не в праве их у вас забирать, они с вами. Просто подумайте, что же в ваших силах, чтобы эти ценности были дольше с вами.

- Уважаемые родители, проанализируйте, пожалуйста, какое у вас было состояние во время проведения этого упражнения. («Помощник» по кругу).

- Для каждого из вас ваш ребенок – это, несомненно, ценность. Подумайте, что вы делаете не так, может где-то ему не хватает внимания, где-то вашей любви и понимания. Может быть это упражнение поможет вам решить какие-нибудь ваши семейные проблемы воспитания.

V. Сообщение лектора «Нравственное воспитание учащихся в семье и в школе» (текст лекции Приложение 2).

VI. Тренинговое задание «Мой ребенок».

- Нарисуйте на листочке свою ладошку – это ваш ребенок. В центре ладошки напишите его имя, только так как вы его обычно называете, на пальчиках напишите его самые лучшие качества. А вокруг ладошки напишите все возможные способы, как уберечь вашего замечательного ребенка от негативного влияния общества. Окружающей среды. Что вы или кто-нибудь другой можете сделать для него?

VII. Подведение итогов. Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана ). Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

hello_html_73f2e0a4.png


- У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (стикеры), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу).

- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще

«Последний Помощник».

- Уважаемые родители, в начале нашего собрания вы говорили о том, чего бы вы хотели, что вы ждете от этого собрания. Сейчас мы вас попросим написать свои отзывы о собрании на этих стикерах. Они могут быть как позитивные, так и негативные, возможно вы выразите какие-нибудь свои впечатления и пожелания. Нам будет интересно любое ваше мнение. Затем мы разместим на доске.

богаче?. Выражаем вам огромную благодарность, что вы сегодня нашли время и посетили школ у. Надеемся на скорую нашу встречу с вами, на сотрудничество со школой. Давайте наших детишек будем воспитывать вместе.













































Приложение №2

«Нравственное воспитание учащихся в семье и в школе»

В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу объек­тивных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Шко­ла сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрос­лением учащихся, касаются не только старшего школьного возра­ста, но и младших подростков. Именно переход во взрослость зачастую сопровождается измене­нием в глазах ребенка ценности собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ре­бенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.

Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минималь­ными потерями для него и для родителей?

В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, ро­дители должны сопереживать, понимать, принимать и поддержи­вать свое дитя уже только потому, что они его родители.

Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют свое­го ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», — говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к кра­ху детско-родительских отношений.

Первым и главным чувством родителей по отношению к свое­му ребенку должна быть глубокая вера в него и дове­рие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.

Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родите­ли, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток — слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слиш­ком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и школы — воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам.

Одна из важнейших особенностей школьного возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми ребенок в школе начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает, какую нрав­ственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной.

Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Конец 2 тысячелетия ознаменован катастрофами, влекущими за собой нарушение равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Следствием (или причиной?) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача

родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

1) Родители должны осознавать важность этой задачи.

2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Следует отметить следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье:

1) Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».

При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие.

Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»

3) Разъяснение. Воздействие словом.

Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.

В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей,переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает

взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни

упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха, В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

5) Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считал наказание.

Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

6) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

7) Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.

Таким образом потворство родителей действует очень вредно. «…искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».

8) Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

9) Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

10) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Важнейшим

методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация.Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные

нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

Выводы:

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности,духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности ребёнка; найти пути и условия формирования нравственности ребёнка.

Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.

Принципы взаимодействия:

Взаимное уважение и доверие.

Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху.

Верить в творческие силы ребёнка.

Главное в воспитании ребёнка – ласка, похвала, поощрение за хорошее поведение и добрые поступки.


Приложение №1

«Ценностное ориентирование подростка в современном обществе, семье»

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.

Взросление из “ребенка в подростка” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различить жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития. В подростковом возрасте актуальны потребности: в самоутверждении, в друге, занять достойное место в коллективе, в общении со сверстниками.

В этом возрасте заметно усиливается критическое отношение детей к действиям, поступкам, поведению взрослых. Если слова взрослых расходятся с их делами и поступками, они неизбежно теряют авторитет в глазах воспитанников. Подростку нужен взрослый друг, с которым он мог бы обсуждать свои жизненные проблемы, делиться своими сомнениями, тревогами, рассчитывать на его помощь и поддержку. Однако часто родители не понимают подростков, причин их бунтов, неповиновения, противоречивых поступков.

Всем родителям подростков надо помнить каждый день и час: отрочество – самый взрывоопасный возраст: подросток в это время – как раскаленная лампочка.

Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).

Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.

Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка – главное, социальное окружение, которое формируют его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным видам действий. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация. С другой стороны положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э. Берн назвал жизненным сценарием.

Все это делает семью очень важным и незаменимым звеном в общей системе развития личности. По мнению некоторых авторов, семья, формируя у ребенка социально-ценные качества (гуманизм, патриотизм, добросовестное отношение к общественному долгу и др.), вносит в их формирование тот личностный момент, который обеспечивает не просто знание норм поведения, но и убеждения, стремление утверждать эти нормы в своей повседневной жизни.

Важнейшей функцией семьи, в формировании личности ребенка, является закладка нравственного фундамента его личности: усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости), эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств. В семье у ребенка складываются “первые представления о хорошем и дурном, прекрасном и безобразном, добром и злом… закладываются основные (базовые) потребности личности”. Именно в семье он приобретает навыки общения с близкими людьми, получает уроки любви к старшим, сочувствия, взаимопонимания, иными словами, проходит школу непосредственного практического гуманизма во взаимоотношениях с людьми. И если на ранних этапах становления семья что-то недодала в этом плане, несформированность нравственных ценностей и нравственных чувств может сказываться на протяжении всей последующей жизни, выражаясь в неспособности к глубоким чувствам дружбы, любви, сострадания.

Простые нравственные нормы, чувства доброты и человечности, усвоенные в семье, становятся основой для формирования более сложных понятий нравственности и нравственных чувств – патриотизма, чувства долга перед обществом.

Другая важная функция семьи – это подготовка к труду: формирование трудолюбия; ответственности, самостоятельности, формирование практических трудовых навыков и навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Основными элементами трудового воспитания детей являются: семейно-бытовой труд, приобщение к общественно трудовой деятельности родителей через общение и формирование нравственных стимулов к труду. Оберегание ребенка от домашних забот и хозяйственной деятельности семьи, чрезмерная опека, увлечение “словесными” методами нарушают принцип единства сознания и деятельности в сфере семейного воспитания. Между тем всякая попытка “внести” в сознание ребенка “познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает “самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитание его личности свойств и качеств”. Нормальный процесс семейного влияния требует гармоничного развития всех функций семьи и помогает воздействовать на формирование личности ребенка всеми сторонами жизнедеятельности, всем стилем своей жизни.

Основной характеристикой семейного климата являются эмоциональные взаимоотношения между членами семьи, в которых ведущая и определяющая роль принадлежит отношениям между супругами-родителями, поскольку именно они определяют общую организацию семейной жизни и особенности семейного влияния. Психологический климат семьи формирует у ребенка гуманистические свойства личности и определенный стиль взаимоотношений с другими людьми, который проявляется в его повседневном поведении, в контактах с товарищами и др.

Рассматривая факторы, влияющие на развивающий потенциал семьи, нельзя обойти молчанием вопрос о характеристиках личности отца и матери, чертах их образа жизни и родительском авторитете. В работах по педагогике и педагогической психологии неоднократно указывалось на значение личности воспитателя в процессе воспитания. По мнению В.А. Сухомлинского, “ничто… так не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек”. “Ум воспитывается умом, совесть совестью, преданность родине – действенным служением родине”. Черты образа жизни и личностные характеристики родителей могут влиять на процесс формирования личности следующим образом:

  1. служить непосредственным образцом поведения для ребенка;

  2. являются основанием, на котором строится их авторитет, как воспитателей и тем самым повышается эффективность воздействий.

Семья проявляет заботу не только о произведении на свет потомства, но и о всестороннем его развитии, акцентируя внимание, главным образом, на формирование у него хозяйственно-бытовых умений и нравственности.

Семья является основным источником воспроизводства населения и выделяется среди других институтов воспитания своим ответственным отношением к выполнению функций накопителя и ретранслятора общечеловеческого нравственного богатства. Она, как форма объединения людей, вечна, как вечны отношения между мужем и женой, родителями и детьми. В различных социально-экономических формациях, пусть не в одинаковых модификациях, но эти отношения все же будут существовать, что подтверждает мысль о вечности семьи, как института формирования личности.

Среди доминирующих мотивов заинтересованности общества в сохранении и совершенствовании семьи следует отметить: во-первых, семья оказывает огромное влияние на социализацию подрастающего поколения. Правильно отмечает Н.Я. Соловьев: “Умная, активная, творческая позиция личности и организации семейной жизни нужна всем: как самой личности, так и обществу, как взрослым, так и детям, как современным поколениям, так и грядущим”. На брачно-семейные отношения оказывают влияние не только экономические условия развития общества, но и духовная культура, выработанная человечеством тысячелетиями.

Жизнь доказывает, что не только общество влияет на семью, но и семья как его необходимая ячейка, оказывает существенное влияние на развитие общества в целом. Она вечна, как вечна сама жизнь. Вечна потому, что семья, это в первую очередь, отношение между мужем и женой, родителями и детьми, которые характерны любому человеческому обществу.

В формировании у подростков многих гражданских и личностных качеств важную роль играет социальное окружение.

Вместе с тем семейный микроклимат может оказать неоценимую помощь в своевременном достижении этой цели. Приоритет в формировании многих качеств личности принадлежит семейному окружению.

Формирование личности, с самого рождения до полной зрелости, зависит от влияния социальной среды, которая содействует оптимальной реализации программы развития, унаследованной с генотипом. Наиболее важную роль в осуществлении этой программы играет семейная среда, так как она ближе всех к пониманию наследственных факторов организма. Кроме того, как хранительница достижений прошлого, она лучше других может донести это образцы до новых поколений.

Поэтому, в настоящее время, на этапе возрождения духовного и культурного наследия, опора на семью, как на средоточие нравственного богатства народа, является объективной потребностью обществ. “Система обычаев и традиций любого народа – результат его усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений”. Отсюда и повышенное внимание современного общества к тем духовным ценностям народной педагогики и народной психологии, которые, естественно, могли сохраниться только в семейном быту.

Общество заинтересовано в преемственности только прогрессивного духовного богатства народа. В осуществлении этой цели огромная роль принадлежит семье, которая впитала в себя современный образ мысли, педагогическую и общечеловеческую культуру. Благополучие любого цивилизованного общества в огромной степени зависит от социальной зрелости его членов, достигаемой путем формирования личности, развивающейся и самореализующейся в гармонии с самим собой и обществом. Важными показателями развития личности являются готовность подрастающего человека к трудовой, общественной и личной жизни.

Вопросы семьи, закономерность ее развития во все времена были и остаются предметом глубокого изучения социологии, философии, юриспруденции, педагогики, психологии, медицины и многих других наук.

Не случайно, в древнейших исторических памятниках, в таких как Законы Вавилонского царя Хаммурапи, Среднеассирийские законы, Хеттских законах, индийском Артшахастре, Каутильи, иудейской и христианской Библии, мусульманском Коране и других, вопросы семьи, отношений в семье занимают значительное место.

Семья является одним из основных факторов социализации личности, и народ стремился к тому, чтобы этот процесс был целенаправленным. Социализация личности в семье охватывала подготовку ее к производительному труду на благо семьи и общества, овладение ролями мужчины и женщины, нормами и требованиями морали, выполнение гражданских обязанностей, усвоение культурных ценностей, а также реализацию активности личности, ее саморазвитие и самоосуществление.

Семья, как первичная общность людей, является формой реализации “первоначальной исходной духовности”. Семья – колыбель человечества, первая школа жизни, решающий фактор формирования личности. Именно в семье проходит очень важный период формирования ценностного сознания индивида, когда ценности, имеющие у родителей значение непреложных, механически осваиваются ребенком. Семья выступает первой референтной группой, чьи нормы и ценности он принимает как собственные и воплощает их в своем поведении. Через семью ребенок узнает особую версию культуры, основанную на позиции и опыте членов семьи.

Ценностные приоритеты детей формируются не только целенаправленным воздействием, словом родителей, но и всей их жизнью. Будучи составной частью того или иного этноса, семья выступает как микросреда этнических процессов. Формирование общественного мнения на семейно-родственных советах, строгое разделение труда между полами, взаимопомощь всех ее членов, бережное отношение к детям, культ материнства, гостеприимство, система избегания, ограничивающая отношения между супругами и между родителями и детьми, радостное восприятие рождения ребенка, уважение к возрасту, старости, женщине, строгое соблюдение национальных традиций. Все это создавало благоприятные условия для развития и формирования личности подростка.

































.

14


«Воспитание в семье и школе» родительское собрание в форме тренинга
  • Директору-завучу
Описание:

«Воспитание в семье и школе»

родительское собрание в форме тренинга

Цель:

1. Показать, чтосемейныетрадиции,моральныепринципы, педагогическоемастерство родителей являются необходимымиусловиямиформированиянравственных убеждений ребёнка;

2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитаниядетейв семье.

План проведения собрания:

1. Вводная часть: приветствие, орг.момент (разъяснение целей и задач собрания, в рамках чего оно проводится), задание «Помощник/свободный микрофон» (чего я жду от собрания), задание 1 (нарисовать портрет своего ребенка).

2.Тренинговое задание «Ребенок».

3. Сообщение лектора «Ценностное ориентирование подростка в современном обществе и семье».

4. Тренинговое задание «Ценности».

5. Сообщение лектора «Нравственное воспитание учащихсяв семье и в школе»

6. Тренинговое задание «Мой ребенок».

7. Подведение итогов. «Душа ребенка – это полная чаша»,«Последний помощник или Свободный микрофон».

Ход собрания

I. Вводная часть.

1. Приветствие.

2. Организационный момент.

- Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем треугольник (при этом я не умаляю роль общественных учреждений, домов культуры, соседей и др.). Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.

-Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!

-А что сказано в басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”? “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”.

-Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его “втором” доме – в школе.

-Участие родителей в школьной жизни детей имеет большое значение и для ребят, и для меня, и для самих родителей.

- Тема нашего родительского собрания звучит следующим образом «Воспитание в семье и школе». Сегодня мы с вами поговорим о наших детях, об их воспитании и роли семьи и школы в процессе воспитания.

- Сейчас вы услышали тему, немного погрузились в жизнь школы. Давайте каждый из вас представится и скажет, чего он ждет от сегодняшнего собрания.

3. Задание 1.

- Сейчас я прошу вас выполнить следующее задание. Вам нужно на листке нарисовать портрет своего ребенка (это может быть лицо или какой-то предмет, набор предметов, которые его бы характеризовали). Выберите, пожалуйста, инструмент, которым бы вам хотелось порисовать, и приступайте к работе (затем рисунки без подписей вывешиваются на доску)

II. Тренинговое задание «Ребенок»

- Возьмите в руки вот этого маленького человечка. Его зовут Арман.Проживите день с маленьким Арманом

- Утром мама подошла к Арману и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание... Арману стало так грустно, что его не понимают...

- Оторвите кусочек от мальчика.

- Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его новую рубашку. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул Армана, закричав на него, что тот не садится завтракать... На душе у Армана стало еще грустнее...

- Оторвите кусочек от мальчика.

- Позавтракав, Арман собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это Арману не прибавило...

- Оторвите кусочек от мальчика.

- На крыльце школы Арман встретил своего друга Руслана. Руслан шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия он сильно пнул портфель Армана так, что у портфеля оторвалась ручка. Наш Арман мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.

- Оторвите кусочек от мальчика.

- А на уроке сегодня была контрольная работа. Арман так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика совсем упало...

- Оторвите кусочек от мальчика.

- Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел Арман домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома.Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и двойку по математике. А вдруг мама с папой не заметят?! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира... Дверь была открыта, Арман страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама...

- оторвите кусочек от мальчика. А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка только за один день. Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и школа и даже собака. А с чего начался день? Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это будет действеннее, чем окрики и толчки.

- Уважаемые родители, проанализируйте, пожалуйста, какое у вас было состояние во время проведения этого упражнения. («Помощник/ свободный микрофон» по кругу).

III. Сообщение лектора «Ценностное ориентирование подростка в современном обществе, семье» (текст лекции Приложение 1).

IV. Тренинговое задание «Ценности» (под мелодию «Хрустальная грусть» )

- Напишите, пожалуйста, на листочках три ценности. Положите их для себя так, чтобы самая дорогая для вас оказалась в самом низу, а менее дорогая сверху.

- Итак, вы каждое утро встаете и проживаете свой день, так как считаете нужным, испытываете различные трудности, преодолеваете препятствия. Где-то спешите, где-то ленитесь, но живете в ритме нашего современного общества. Дни летят незаметно, время не остановишь... И вот однажды проснувшись утром, вы понимаете, что ценность, которая лежит перед вами, ушла, ее больше нет. Уберите ее.

- Вы снова живете, ведь жизнь продолжается. Вы спешите, спешите все сделать, что только можно. Где-то не дослушали, где-то не доглядели, где-то не долюбили. И вот однажды, проснувшись утром, вы понимаете, что ценность, которая лежит перед вами, ушла, ее больше нет. Уберите ее.

- Посмотрите, не все потеряно, вы продолжаете жизнь. Стремитесь каждый день прожить более насыщенно, бежите, бежите, приходя домой, падаете без сил на диван, закрываете глаза, спите. На следующий день снова дела, работа, суета... И опять, где-то не дослушали, где-то не доглядели, где-то недопоняли , где-то не долюбили. Проснувшись однажды, вы понимаете, что, и последняя ценность от вас ушла. Все... Их больше нет...

- У вас есть возможность взять, если хотите, четвертую бумажку и написать на ней еще что-то, что удержит вас в этой жизни...

- Посмотрите, на то, что вы написали или на пустое место, если вы ничего не написали. Что вы сейчас переживаете, ответьте на этот вопрос себе сами, внутри себя.

- А сейчас верните все свои ценности, мы не в праве их у вас забирать, они с вами. Просто подумайте, что же в ваших силах, чтобы эти ценности были дольше с вами.

- Уважаемые родители, проанализируйте, пожалуйста, какое у вас было состояние во время проведения этого упражнения. («Помощник» по кругу).

- Для каждого из вас ваш ребенок – это, несомненно, ценность. Подумайте, что вы делаете не так, может где-то ему не хватает внимания, где-то вашей любви и понимания. Может быть это упражнение поможет вам решить какие-нибудь ваши семейные проблемы воспитания.

V. Сообщение лектора «Нравственное воспитание учащихся в семье и в школе» (текст лекции Приложение 2).

VI. Тренинговое задание «Мой ребенок».

- Нарисуйте на листочке свою ладошку – это ваш ребенок. В центре ладошки напишите его имя, только так как вы его обычно называете, на пальчиках напишите его самые лучшие качества. А вокруг ладошки напишите все возможные способы, как уберечь вашего замечательного ребенка от негативного влияния общества. Окружающей среды. Что вы или кто-нибудь другой можете сделать для него?

VII. Подведение итогов. Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана ). Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

- У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (стикеры), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу).

- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще

«Последний Помощник».

- Уважаемые родители, в начале нашего собрания вы говорили о том, чего бы вы хотели, что вы ждете от этого собрания. Сейчас мы вас попросим написать свои отзывы о собрании на этих стикерах. Они могут быть как позитивные, так и негативные, возможно вы выразите какие-нибудь свои впечатления и пожелания. Нам будет интересно любое ваше мнение. Затем мы разместим на доске.

богаче?. Выражаем вам огромную благодарность, что вы сегодня нашли время и посетили школ у. Надеемся на скорую нашу встречу с вами, на сотрудничество со школой. Давайте наших детишек будем воспитывать вместе.

Приложение №2

«Нравственное воспитание учащихсяв семье и в школе»

В современных условиях ситуация складывается так, что семья ишкола являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу объек­тивных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Шко­ла сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрос­лением учащихся, касаются не только старшего школьного возра­ста, но и младших подростков. Именно переход во взрослость зачастую сопровождается измене­нием в глазах ребенка ценности собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ре­бенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.

Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как онимогут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минималь­ными потерями для него и дляродителей?

В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержкаребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, ро­дители должны сопереживать, понимать, принимать и поддержи­вать свое дитя уже только потому, что они его родители.

Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют свое­го ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», — говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к кра­ху детско-родительских отношений.

Первым и главным чувством родителей по отношению к свое­му ребенку должна быть глубокая вера в него и дове­рие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.

Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родите­ли, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток — слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слиш­ком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и школы — воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам.

Одна из важнейших особенностей школьного возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми ребенок в школе начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает, какую нрав­ственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодняоченьактуальной.

Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, оченьтяжёл.Конец2 тысячелетия ознаменованкатастрофами,влекущимизасобой нарушениеравновесия вфизическоми нравственномздоровье людей.Ужаснымипроявлениямисоциальныхиэкономическихкатаклизмов являются возросшая детскаяпреступность,цветущаяпышнымцветоми,как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Следствием(илипричиной?)этого выступаютбездуховность,переоценкаценностей,потерянравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Семейноевоспитаниенеразрывно связано с жизнью общества,государства.

Ребёнок и общество, семья иобщество,ребёнокисемья.Этитесно связанные понятия можно расположитьвтакойпоследовательности:семья– ребёнок -общество.Ребёноквырос,сталсознательнымчленомобщества, создал семью, в которой опять родились дети…Из этого можносделатьвывод, что от того, наскольконравственными,добрымиипорядочнымибудутнаши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционноглавныминститутомвоспитания.То,что ребёнок в детские годы приобретает в семье,онсохраняетвтечениевсей последующей жизни. Важность семьи обусловленатем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни,ипо длительностисвоеговоздействияналичностьниодинизинститутов воспитаниянеможетсравнитьсяссемьёй.Внейзакладываютсяосновы личности ребёнка, и к поступлениювшколуонужеболеечемнаполовину сформирован как личность.

Нравственные ценности, ориентиры и убежденияличностизаключаютсяв семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий ввоспитанииосновную, долговременную и важнейшую роль.

Основным содержанием нравственного воспитанияВ. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности,какидейность, гуманизм, гражданственность,ответственность,трудолюбие,благородствои умение управлять собой.

Одноизцентральныхпонятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – этоспособностьчеловека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок.Совесть исконноозначаетзнаниеобщихсведенийочеловеческомповедении,его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

Нравственныепотребностичеловекатеснейшимобразомсвязаныс нравственнымичувствами,которыеявляютсятакжемотивамичеловеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие

Воспитатьразвитыенравственныепотребности–главнейшаязадача

родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешногорешения?

1) Родители должны осознавать важность этой задачи.

2) Развивать самивсебеэтинравственныепотребности,таккак совершенствование продолжается всю человеческуюжизнь.Родители, которыехотелибывоспитатьсвоегоребёнканестихийно,а сознательно, должны начатьанализвоспитаниясвоегоребёнкас анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

3) Знать, как,какимиметодамиформироватьвдетяхнравственные потребности.

Следует отметить следующие методы и условия нравственноговоспитания ребёнка в семье:

1) Атмосфералюбви.Лишённыйэтогочувствачеловекнеспособен уважать своих близких,сограждан,Родину,делатьлюдямдобро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости,заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние надетскую психику, даётширокийпростордляпроявлениячувствребёнка, формированияиреализацииегонравственныхпотребностей.

АмериканскийпсихологДжеймсДобсонотмечает:«Всемыочень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать котдельнойгруппе людей, занятых своими делами и проживающими водномдоме,нои чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферойсемьи, которая осознаётсвоюиндивидуальностьинеповторимость,свой особый характер, свои традиции».

При этом П. Лесгафт утверждал, что слепаянеразумнаяматеринская любовь«забиваяребёнкахуже,чемрозги»,делаетчеловека безнравственным потребителем.

2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни.Всякуюложь,всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой ибыстротой;и,подметив,впадаетвсмущение,соблазни подозрительность. Если ребёнкунельзясообщитьчего-нибудь,то всегда лучшечестноипрямоотказатьвответеилипровести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор ипотом запутываться в нёмиличемлгатьиобманыватьипотомбыть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно непоймёшь»;такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытствоисамолюбие.

Лучше отвечать так: «Я не имеюправосказатьтебеэто;каждый человек обязанхранить известные секреты, а допытываться очужих секретах неделикатно и нескромно». Этим ненарушаетсяпрямотаи искренность,идаётсяконкретныйурокдолга,дисциплиныи деликатности…»

3) Разъяснение. Воздействие словом.

Слово должно применятьсяименнокконкретномучеловеку,словодолжнобытьсодержательным,иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобыслововоспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать наэмоциональноевоздействие.Подростки любятрассуждать,нородителичастопресекаютэтирассуждения,подчёркиваяих незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы,апотомуимрано высказыватьсвоимнения.Ноименновходеэтихрассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том,чтонеобходимо знать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что оночень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манеройнашегоразговора, чтобы избежать «отчитываний» и«скучныхпроповедей».Нито,ни другое не западает в душу ребёнка.

В-третьих, надо продумывать, каксвязатьнашубеседусжизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. Втомизаключаетсямастерствовоспитателя(родителя),чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственныхмыслей,переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера вслововзрослых.Сребятамистаршегошкольного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух,делитьсяс ними сомнениями,обращатьсязасоветом.Такаянепринуждённость утверждаетдоверие,чистосердечность,искренность,сближает

взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

4) Большойошибкойвсемейномвоспитанииявляютсяупреки.Одни

упрекают ребенка в том, чтоонужебольшой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха, В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

5) Крайней мерой воздействия В. А.Сухомлинскийсчиталнаказание.

Наказание имеетвоспитательнуюсилувтомслучае,когдаоно убеждает, заставляет задуматься надсобственнымповедением,над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблятьдостоинство человека, выражать неверие в него.

6) Порицание. Воспитательнаясилапорицаниязависитотморальных качеств,тактичностивоспитателя.Надо суметь,неоскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценкуего действиям.Искусствопорицаниясостоитвмудромсочетании строгости идоброты.Оченьважно,чтобыребёноквпорицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

7) Очень важным методомввоспитанииВ.А.Сухомлинскийсчитает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении,учит детей разумно относиться ксвоимжеланиям.Желанийудетейи подростковочень много,ноихвсеневозможноиненужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка,вырастаеткапризноесущество,рабприхотейитиран ближних.Воспитаниежеланий–тончайшаяработа воспитателя,мудрого ирешительного,чуткогои безжалостного». С детства надоучитьчеловека управлятьсвоими желаниями, правильно относиться к понятиямможно, надо,нельзя.

Таким образом потворствородителейдействуеточеньвредно.«…искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Новздоровыхи счастливых семьях оно цветёт всегда».

8) Необходимо воспитыватьчувства.Этозначитисловомиделом вызыватьпереживания,пробуждатьчувства,умышленносоздавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связискаким-либособытием,поступкомчеловекощущает тончайшиепереживаниядругогоиотвечаетнанихсвоими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

9) Регулярный трудвприсутствииребёнка.Постояннонаблюдаяза работой взрослых, ребёнок начинает,имитироватьэтовигре,а затем и сам включается в процесс труда как помощник,и,наконец, как самостоятельный исполнитель.

10) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми.Важнейшим

методом овладения знаниями и опытом у ребёнкаявляетсяимитация.Инстинкт имитации заставляет ребёнкапытатьсявоспроизвестивсе действия и поступкиокружающих его людей.Воспроизвёл–значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатываетсвоисобственные

нравственные основания иможетоцениватьповедениеипоступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобыне послужить ему примером безнравственного поведения.

Выводы:

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семьявоспринимаетипередаётсвоим воспитанникамкультурныеи моральные ценности. «Семья есть первичное лоночеловеческойдуховности;а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».

Родителисоставляютпервуюобщественнуюсредуребёнка.Родители являются образцами, на которыеребёнокориентируетсяежедневно.Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Толькоприуверенностиребёнкавродительскойлюбвивозможно правильное формированиепсихическогомирачеловека,возможновоспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка – это необходимоеусловиеегопринципиальных позиций, последовательности его поведения,уважениядостоинстваличности,духовности.

Самонравственноевоспитаниеосуществляетсяпутёмформированияу ребёнканравственныхпотребностейиубеждений,нравственныхчувстви эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Задачи педагога – объяснить любящим родителям, чтоихпедагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желанияразобратьсяв сложном и трудном процессе становления и развития личности ребёнка;найти путии условия формирования нравственности ребёнка.

Бесспорно,работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.

Принципы взаимодействия:

Взаимное уважение и доверие.

Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху.

Верить в творческие силы ребёнка.

Главное в воспитании ребёнка – ласка, похвала, поощрение за хорошее поведение и добрые поступки.

Приложение №1

«Ценностное ориентирование подростка в современном обществе, семье»

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.

Взросление из “ребенка в подростка” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различить жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития. В подростковом возрасте актуальны потребности: в самоутверждении, в друге, занять достойное место в коллективе, в общении со сверстниками.

В этом возрасте заметно усиливается критическое отношение детей к действиям, поступкам, поведению взрослых. Если слова взрослых расходятся с их делами и поступками, они неизбежно теряют авторитет в глазах воспитанников. Подростку нужен взрослый друг, с которым он мог бы обсуждать свои жизненные проблемы, делиться своими сомнениями, тревогами, рассчитывать на его помощь и поддержку. Однако часто родители не понимают подростков, причин их бунтов, неповиновения, противоречивых поступков.

Всем родителям подростков надо помнить каждый день и час: отрочество – самый взрывоопасный возраст: подросток в это время – как раскаленная лампочка.

Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).

Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.

Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка – главное, социальное окружение, которое формируют его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным видам действий. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация. С другой стороны положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э. Берн назвал жизненным сценарием.

Все это делает семью очень важным и незаменимым звеном в общей системе развития личности. По мнению некоторых авторов, семья, формируя у ребенка социально-ценные качества (гуманизм, патриотизм, добросовестное отношение к общественному долгу и др.), вносит в их формирование тот личностный момент, который обеспечивает не просто знание норм поведения, но и убеждения, стремление утверждать эти нормы в своей повседневной жизни.

Важнейшей функцией семьи, в формировании личности ребенка, является закладка нравственного фундамента его личности: усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости), эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств. В семье у ребенка складываются “первые представления о хорошем и дурном, прекрасном и безобразном, добром и злом… закладываются основные (базовые) потребности личности”. Именно в семье он приобретает навыки общения с близкими людьми, получает уроки любви к старшим, сочувствия, взаимопонимания, иными словами, проходит школу непосредственного практического гуманизма во взаимоотношениях с людьми. И если на ранних этапах становления семья что-то недодала в этом плане, несформированность нравственных ценностей и нравственных чувств может сказываться на протяжении всей последующей жизни, выражаясь в неспособности к глубоким чувствам дружбы, любви, сострадания.

Простые нравственные нормы, чувства доброты и человечности, усвоенные в семье, становятся основой для формирования более сложных понятий нравственности и нравственных чувств – патриотизма, чувства долга перед обществом.

Другая важная функция семьи – это подготовка к труду: формирование трудолюбия; ответственности, самостоятельности, формирование практических трудовых навыков и навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Основными элементами трудового воспитания детей являются: семейно-бытовой труд, приобщение к общественно трудовой деятельности родителей через общение и формирование нравственных стимулов к труду. Оберегание ребенка от домашних забот и хозяйственной деятельности семьи, чрезмерная опека, увлечение “словесными” методами нарушают принцип единства сознания и деятельности в сфере семейного воспитания. Между тем всякая попытка “внести” в сознание ребенка “познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает “самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитание его личности свойств и качеств”. Нормальный процесс семейного влияния требует гармоничного развития всех функций семьи и помогает воздействовать на формирование личности ребенка всеми сторонами жизнедеятельности, всем стилем своей жизни.

Основной характеристикой семейного климата являются эмоциональные взаимоотношения между членами семьи, в которых ведущая и определяющая роль принадлежит отношениям между супругами-родителями, поскольку именно они определяют общую организацию семейной жизни и особенности семейного влияния. Психологический климат семьи формирует у ребенка гуманистические свойства личности и определенный стиль взаимоотношений с другими людьми, который проявляется в его повседневном поведении, в контактах с товарищами и др.

Рассматривая факторы, влияющие на развивающий потенциал семьи, нельзя обойти молчанием вопрос о характеристиках личности отца и матери, чертах их образа жизни и родительском авторитете. В работах по педагогике и педагогической психологии неоднократно указывалось на значение личности воспитателя в процессе воспитания. По мнению В.А. Сухомлинского, “ничто… так не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек”. “Ум воспитывается умом, совесть совестью, преданность родине – действенным служением родине”. Черты образа жизни и личностные характеристики родителей могут влиять на процесс формирования личности следующим образом:

1.служить непосредственным образцом поведения для ребенка;

2.являются основанием, на котором строится их авторитет, как воспитателей и тем самым повышается эффективность воздействий.

“Семья проявляет заботу не только о произведении на свет потомства, но и о всестороннем его развитии, акцентируя внимание, главным образом, на формирование у него хозяйственно-бытовых умений и нравственности.

Семья является основным источником воспроизводства населения и выделяется среди других институтов воспитания своим ответственным отношением к выполнению функций накопителя и ретранслятора общечеловеческого нравственного богатства. Она, как форма объединения людей, вечна, как вечны отношения между мужем и женой, родителями и детьми. В различных социально-экономических формациях, пусть не в одинаковых модификациях, но эти отношения все же будут существовать, что подтверждает мысль о вечности семьи, как института формирования личности.

Среди доминирующих мотивов заинтересованности общества в сохранении и совершенствовании семьи следует отметить: во-первых, семья оказывает огромное влияние на социализацию подрастающего поколения. Правильно отмечает Н.Я. Соловьев: “Умная, активная, творческая позиция личности и организации семейной жизни нужна всем: как самой личности, так и обществу, как взрослым, так и детям, как современным поколениям, так и грядущим”. На брачно-семейные отношения оказывают влияние не только экономические условия развития общества, но и духовная культура, выработанная человечеством тысячелетиями.

Жизнь доказывает, что не только общество влияет на семью, но и семья как его необходимая ячейка, оказывает существенное влияние на развитие общества в целом. Она вечна, как вечна сама жизнь. Вечна потому, что семья, это в первую очередь, отношение между мужем и женой, родителями и детьми, которые характерны любому человеческому обществу.

В формировании у подростков многих гражданских и личностных качеств важную роль играет социальное окружение.

Вместе с тем семейный микроклимат может оказать неоценимую помощь в своевременном достижении этой цели. Приоритет в формировании многих качеств личности принадлежит семейному окружению.

Формирование личности, с самого рождения до полной зрелости, зависит от влияния социальной среды, которая содействует оптимальной реализации программы развития, унаследованной с генотипом. Наиболее важную роль в осуществлении этой программы играет семейная среда, так как она ближе всех к пониманию наследственных факторов организма. Кроме того, как хранительница достижений прошлого, она лучше других может донести это образцы до новых поколений.

Поэтому, в настоящее время, на этапе возрождения духовного и культурного наследия, опора на семью, как на средоточие нравственного богатства народа, является объективной потребностью обществ. “Система обычаев и традиций любого народа – результат его усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений”. Отсюда и повышенное внимание современного общества к тем духовным ценностям народной педагогики и народной психологии, которые, естественно, могли сохраниться только в семейном быту.

Общество заинтересовано в преемственности только прогрессивного духовного богатства народа. В осуществлении этой цели огромная роль принадлежит семье, которая впитала в себя современный образ мысли, педагогическую и общечеловеческую культуру. Благополучие любого цивилизованного общества в огромной степени зависит от социальной зрелости его членов, достигаемой путем формирования личности, развивающейся и самореализующейся в гармонии с самим собой и обществом. Важными показателями развития личности являются готовность подрастающего человека к трудовой, общественной и личной жизни.

Вопросы семьи, закономерность ее развития во все времена были и остаются предметом глубокого изучения социологии, философии, юриспруденции, педагогики, психологии, медицины и многих других наук.

Не случайно, в древнейших исторических памятниках, в таких как Законы Вавилонского царя Хаммурапи, Среднеассирийские законы, Хеттских законах, индийском Артшахастре, Каутильи, иудейской и христианской Библии, мусульманском Коране и других, вопросы семьи, отношений в семье занимают значительное место.

Семья является одним из основных факторов социализации личности, и народ стремился к тому, чтобы этот процесс был целенаправленным. Социализация личности в семье охватывала подготовку ее к производительному труду на благо семьи и общества, овладение ролями мужчины и женщины, нормами и требованиями морали, выполнение гражданских обязанностей, усвоение культурных ценностей, а также реализацию активности личности, ее саморазвитие и самоосуществление.

Семья, как первичная общность людей, является формой реализации “первоначальной исходной духовности”. Семья – колыбель человечества, первая школа жизни, решающий фактор формирования личности. Именно в семье проходит очень важный период формирования ценностного сознания индивида, когда ценности, имеющие у родителей значение непреложных, механически осваиваются ребенком. Семья выступает первой референтной группой, чьи нормы и ценности он принимает как собственные и воплощает их в своем поведении. Через семью ребенок узнает особую версию культуры, основанную на позиции и опыте членов семьи.

Ценностные приоритеты детей формируются не только целенаправленным воздействием, словом родителей, но и всей их жизнью. Будучи составной частью того или иного этноса, семья выступает как микросреда этнических процессов. Формирование общественного мнения на семейно-родственных советах, строгое разделение труда между полами, взаимопомощь всех ее членов, бережное отношение к детям, культ материнства, гостеприимство, система избегания, ограничивающая отношения между супругами и между родителями и детьми, радостное восприятие рождения ребенка, уважение к возрасту, старости, женщине, строгое соблюдение национальных традиций. Все это создавало благоприятные условия для развития и формирования личности подростка.

.

Автор Дюсембаева Алия Гвайдулловна
Дата добавления 29.02.2016
Раздел Директору-завучу
Подраздел Планирования
Просмотров 866
Номер материала MA-065275
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓