Главная / Начальные классы / Воспитание учащихся средствами национальной культуры в условиях группы продлённого дня

Воспитание учащихся средствами национальной культуры в условиях группы продлённого дня

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«Средняя школа № 11 г. Гомеля»






Воспитание учащихся средствами национальной культуры в условиях группы продлённого дня




hello_html_403693d5.pnghttp://probelarus.by/tmp/generate_pic/upload/page/4075.jpg%21250%2110000%21reduce.jpg

http://img.tyt.by/620x620s/n/prazdniki/05/3/9_prazdnik_bulbasha_20140511_bur_tutby_phsl.jpg

hello_html_m1019ae0.pnghello_html_2b64087.png

http://www.palacegomel.by/uploads/posts/2012-03/1330611293_pervaya.jpghello_html_7a4d046a.png











Из опыта работы воспитателя

Н.В. Морозовой





Оглавление

Введение …………………………………………………………………3-5стр.

1. Гл. I Теоретическая часть

1.1. Национальная культура как средство формирования национального самосознания современной личности младшего школьника.…………6-8 cтр.

1.2. Содержание национального воспитания

1.2.1. Педагогический потенциал белорусских народных традиций, обрядов, праздников в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников ………………………………………………………………9-11cтр.

1.2. 2. Белорусский народный календарь …………………………….12-14 стр.

1.2.3. Значение фольклора в системе национального воспитания…...15-16 стр.

1.2.4. Самоценность белорусской народной игры как педагогического явления…………………………………………………………………...17-18 стр.

Гл. II.

2.1. Содержательный потенциал народных праздников в системе национального воспитания……………………………………………..19-20 стр.

3. Заключение ………………………………………………………………24 стр.

4. Список использованной литературы …………………………………..25 cтр.

5. Приложение




























Введение

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдаётся тем, которые, во-первых, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура: она имеет познавательную развивающую, развлекающую, корректирующую и другие воспитательные функции; она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

Социализация личности младшего школьника требует специальной педагогической поддержки. Начальная школа должна помочь ребёнку формировать и использовать свой социальный опыт, воспитывать личность на основе народной культуры, формировать навыки духовного восприятия народного культурного наследия. Построение воспитательной системы с учётом включения средств народной культуры в разнообразные формы жизнедеятельности школьников в современном обществе даёт возможность для создания целостного воспитательного процесса становления богатой духовно-нравственной личности, способной реализовать себя как в школе, так и в микросреде. Необходимость работы над данной темой возникла в связи с тем, что я столкнулась с живым интересом детей к нашей народной культуре. Надо отметить, что, к сожалению, часто мы сами недостаточно обладаем знаниями о многих народных праздниках. Сказались многие годы безрелигиозного воспитания в нашей стране, а многие праздники проникнуты духом христианства.

Актуальность данного вопроса определяется ростом интереса современного общества к культурным народным традициям, развитию национального самосознания.

Научно-методическое обоснование осуществляемых изысканий составили: философские идеи социальной обуславливаемости развития и становления личности гражданина, труженика, семьянина ( Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория духовно-нравственного совершенствования молодого поколения в национально-региональных жизненно-практических обстоятельствах на базе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и национальной культуры ( В.А. Караковский, Д.С. Лихачев); воззрения ведущих специалистов по исследуемой проблематике на народную культуру как перспективную форму развития интереса младших школьников к историческому прошлому своего народа и других этносов, их обрядов и традиций (К.Ш. Ахияров, З.Т. Гасанов, Л.А. Ибрагимова, Т.Г. Исламшина).

Степень новизны опыта заключается в инновационном подходе к решению проблемы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников на основе народной культуры. Инновационный подход состоит в понимании этнокультурного воспитания как «организации всей жизни и деятельности растущего человека как нравственно ориентированной личности»[5, С. 43]

Знакомство с историей, традициями своего народа, его культурой – это одно из направлений патриотического воспитания учащихся, которое, как указано в Кодексе Республики Беларусь об Образовании, является одним из основных составляющих воспитания школьников. Поэтому поиск путей и возможностей воспитания младших школьников на материале народной культуры считаю наиболее интересным и перспективным в современных условиях жизни нашего общества.

С целью решения вышеобозначенного вопроса определена ведущая идея работы: Воспитание учащихся средствами национальной культуры в условиях группы продлённого дня.

Следует отметить, что вопросы воспитания детей младшего школьного возраста средствами народной культуры не получили ещё значимого освещения; не достаточно разработана целостная система использования традиций, обычаев в школьной практике. Вместе с тем, основательное изучение содержательного богатства народных традиций, обычаев, обрядов, календарных праздников позволяет нам утверждать об их больших возможностях в духовно-нравственном развитии младших школьников. Таким образом, в отечественной педагогической теории и практике объективно существует проблема: каковы по своему составу, сути и назначению рациональные общеметодические приёмы и организационно-педагогические условия, способствующие повышению продуктивности задействования средств белорусского народного календаря, народных традиций и обычаев в процессе формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся младших классов в условиях современной школы. Решение этой проблемы составляет цель моего опыта. Для достижения поставленной цели необходимо решение в единстве следующих задач:

- выявить знания учащихся о народных   традициях, праздниках;

- повысить уровень знаний учащихся об особенностях национальной культуры, белорусского народного календаря, важнейших праздниках, обрядах, ритуалах;

-использовать народные традиции, обряды, праздники в общем контексте педагогических воздействий, дать установку на реализацию имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.

Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания. Поэтому поиск путей и возможностей воспитания младших школьников на материале народной культуры, считаю наиболее интересным и перспективным в современных условиях жизни нашего общества.



Глава I

1.1. Национальная культура как средство формирования национального самосознания современной личности младшего школьника.

Как показало время, технический прогресс ХX века породил личность, отказывающуюся от традиционной народной культуры. На мой взгляд, выросли целые поколения, не знающие традиций, духовных, этических, моральных ценностей своих предков.

А ведь именно вдумчивое отношение к прошлому всегда делает нас более справедливыми к настоящему, к нашей современности, и чтобы по достоинству оценить это настоящее, необходимо знать историю своего края, народа, хозяйственную и духовную жизнь наших далёких предков, всё то, что продолжает жить в сознании народа.

С погружением ребёнка в стихию народных традиций, обрядов закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером.

На протяжении многих тысячелетий традиционная культура помогала человеку в познании мира, природы, самого себя, адаптировала к жизни, систематизировала и хранила знания, становясь источником прогресса.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, позволяет ему ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Белорусская национальная культура представляет совокупность материальных и духовных ценностей, складывающихся в жизнедеятельности белорусского народа на основе традиций, обычаев, обрядов, поведенческих норм, социальных взаимоотношений и других факторов.

Знания о культуре – это ключ к пониманию традиций народа. Молодое поколение на сегодняшний день, к глубокому сожалению, имеет очень слабое представление о нравственной культуре своего народа.

Именно поэтому нужно чаще говорить учащимся о национальном возрождении, о возрождении нравственности и духовности.

Имена белорусских деятелей искусства, науки, спорта, политики известны далеко за пределами страны. Франциск Скорина (белорусский просветитель, ученый, первопечатник - на территории Восточной Европы впервые выдал Библию на белорусском языке), Семеон Полоцкий (белорусский духовник, просветитель), Ефросиния Полоцкая (полоцкая княгиня, святая, небесная заступница Беларуси), Кирилл Туровский (церковный деятель, писатель X в.) - по мнению многих ученых-литературоведов, считается автором знаменитого «Слова о полку Игореве», Николай Гусовский (белорусский писатель-гуманист эпохи Возрождения). Это и Игнат Домейка (ученый, исследователь, геолог, национальный герой Чили), Лев Сапега - государственный и военный деятель Великого княжества Литовского, дипломат и политический мыслитель. И еще десятки великих умов прошлого и современности.

Приобщение школьников к общечеловеческим, ценностям, воспитание бережного отношения к культурному наследию своего народа начинается с познания национальной культуры. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.

По народным представлениям нравственно совершенный человек "i галінку не зломіць, i травінку не вырве". Подлинные человеческие качества как раз и проявляются через отношения индивида к животным и птицам. Не случайно белорусы считают: "Дзе знішчаецца прырода, там знішчаецца жыцце", "Хто заб'е бабра - не будзе мець дабра" или "Што мне золата, свяціла б сонца" [10, с. 102 - 103]. Проектируя личностную основу человека, белорусы акцентируют внимание на совести, чести, мудрости, считая их основными показателями духовного совершенства: «Сумленне - ста чалавека», «З сумлення бруду не змыеш», «Краса прыглядзщца, а розум прыгадзщца».
Наряду с этими важными составляющими человечности, необходимым дополнением в нравственно-эстетическом развитии личности белорусы считают стремление к нравственной чистоте: «Твар белы, а душа чорная», «Глядзець прыгожы, да не гожы», эстетической оценке труда и его результатов: «Як кветка не бывае без плода, так i праца не бывае без асалоды».

Народно-воспитательная система твёрдо придерживалась, казалось бы, очевидной истины, которую, к сожалению, недооценивают современные педагоги, а именно: уровень эффективности и многосторонности воспитания детей и молодёжи зависит от уровня настоящей их включенности во все сферы деятельности в конкретном природном и общественном окружении. И хотя в становлении личности специально организованному воспитанию не всегда отводилось первое место, считалось, что без него невозможно формирование достойного человека ("Не кручаны - не рэмень, не вучоны - не чалавек", "Чаго чалавек не зможа, таго i Бог не дапаможа" [10, с. 148 - 149]. Не зря в средневековье прочно утвердился обычай "дзядзькавання", когда представители зажиточной шляхты отдавали своих детей на воспитание в простые крестьянские семьи для приобретения общественно и личностью значимых человеческих качеств.

Высокая оценка давалась учителям-воспитателям: "Калі б можна было без настаўніка, то бараны б чыталі кніжкі" [10, с. 147], "Шануй настаўніка лепей, як крамніка, болей, чым мельніка" [10, с. 257].

Успешное развитие национальной культуры возможно только на естественном многовековом фундаменте народных годичных традиций и обрядов.

"Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным",- говорил великий педагог К.Д. Ушинский. Формирование знаний о традиционной народной культуре – не самоцель, а основа для воспитания осознанно – бережного отношения к человеку, природе, к миру, созданному трудом человека, проявляющегося  в конкретных поступках детей.



1.2. Содержание национального воспитания


1.2. 1. Педагогический потенциал белорусских народных традиций, обрядов в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников.

Огромное значение в развитии современной личности играет использование всего богатства народной мудрости, содержащей бесценные идеи обучения и воспитания. Культурные народные традиции, обряды и праздники служат источником развития гуманистической культуры человека. Раскрытие социально-психологического смысла народных традиций как сложного функционального фактора формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка есть условие его социального развития.

Слово "традиция" (от лат. tratitio - передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Общество существует, воспроизводя традиции, следуя определённым образцам деятельности, без которых немыслимо саморазвитие. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными.

Говоря о необходимости иметь историческую память, Чингиз Айтматов писал: "«Забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений, а человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём".

Следовательно, духовное возрождение немыслимо без возвращения к истокам, без восстановления и творческого осмысления забытых культурных народных традиций и обычаев.

"Трудно предвидеть, - писал историк В.О. Ключевский,- каков будет человек через тысячу лет; но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитый скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит всё житейское своё умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принуждён всё начинать сызнова".

Изучение культурных народных традиций даёт основание говорить об их глубоком духовно-нравственном содержании. Они способствуют поступательному движению человеческого духа к Добру, Истине и Красоте.

Трудовые традиции формируют нравственное отношение к труду, уважение к человеку труда, традиции патриотизма питают национальное достоинство и гордость, закладывают чувства гражданственности. Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа [4, с.89].

Оценивая эти возможности, надо отметить несколько основных принципов их использования в современной учебно-воспитательной работе:

- во-первых, должно использоваться именно то позитивное в культурных народных традициях, что благодаря своему прогрессивному социальному звучанию и общечеловеческому содержанию имеет актуальное значение и в наши дни;

- во-вторых, главными стратегическими ориентирами в нравственном воспитании личности в современных условиях должны стать ключевые ценности культурных народных традиций: ответственность, трудолюбие, человечность.

- в-третьих, если подрастающее поколение сохраняет верность своим культурным народным традициям, то оно будет находить смысл жизни и путь дальнейшего продвижения вперёд.

Признание приоритета национальных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей требует определение способов включения в эти ценности с раннего возраста, в период формирования личности ребёнка.

Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена.

В чём же заключается сила народных традиций и обрядов? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Таким образом, народные традиции оказывают нормативно-регулятивное воздействие, способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступают важнейшим средством личностного развития детей, приобщения их к национальной культуре.

Эффективность использования народных традиций зависит не только от понимания их роли, но и от умения воспитателя использовать все ценное, что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий.


1.2. 2. Белорусский народный календарь

Большое место в приобщении детей к национальной культуре занимают народные праздники и традиции, связанные с народным календарём.

Народный календарь - энциклопедия культуры и быта народа, мощный и гармоничный комплекс морально-эстетических средств воспитания подрастающих поколений. [7, с.12]. Каждая дата, праздник, торжество народного календаря тесно связана с природой родного края, а также с природой самого человека. У каждого народа испокон веков вёлся свой календарь, в котором из поколения в поколение передавались мудрость, знания, опыт жизненных наблюдений. Такой календарь имели и белорусы. Богатый духовный мир наших предков, их необыкновенный талант, яркая фантазия, юмор оставили след в обрядах и традициях, играх и песнях, поверьях и приметах, которыми заполнен почти каждый день в годовом цикле. В огромном количестве присказок, баек, пословиц, загадок сохранился для нас бесценный опыт множества поколений, универсальные правила поведения буквально для каждого дня в году.

В народном календаре практически не существовало дней «неотмеченных», ибо каждый день рассматривался в едином целом со всем годом, был подготовлен днём предыдущим и готовил день последующий.

Многовековой опыт, запасённый многими поколениями предшественников, был для человека азбукой и грамотой всей его жизни.

Старое название календаря - месяцеслов - слово о месяцах, временах года. Месяцеслов создавался для того, чтобы помогать крестьянину в его нелёгкой жизни при начале и окончании работ в поле и на огороде, и был связан с явлениями природы и всевозможными приметами (по научным подсчётам, примет в народном календаре около 1000). Недаром в народе утверждалось: «Приметами дом держится».

Практически все белорусские названия месяцев до нашего времени сохранили свою первоначальную основу.
Январь – студзень (в этот месяц было холодно, была стужа).
Февраль – люты (в этот месяц сильные метели, лютый мороз).
Март – сакавiк (деревья начинают сок пускать).
Апрель – красавiк (все начинает расцветать, становится красиво).
Май – май, травень (начинает расти трава).
Июнь – чэрвень (черви вылезают из земли).
Июль – лiпень (цветет липа).
Август – жнiвень (пора жатвы (жнива)).
Сентябрь – верасень (цветет верас).
Октябрь – кастрычнiк (цветет кострица).
Ноябрь – лiстапад (в этот месяц начинают опадать листья).
Декабрь – снежань (в этот месяц начинает идти снег).

Издавна у белорусов каждый день недели имел определённую цель в выполнении той или иной работы:
Понедельник – сильный день; это день для посадки огурцов, тыквы, фасоли; это мужской день и поэтому в этот день очень хорошо квасить капусту.
Вторник – мужской день, удачный день, в этот день необходимо начинать работать.
Среда – женский день, постный день, хорошо в этот день сажать овощи.
Четверг – в этот день нельзя ничего сажать в огороде.
Пятница – женский день, постный день, в этот день нельзя вязать, ткать, можно сеять, строить.
Суббота – женский день, можно работать в доме.
Воскресение – нельзя работать в доме, выполнять полевые работы, купать детей.
Археологические данные, исторические документы свидетельствуют о том, что у истоков древнего славянского календаря стоял цикл сельскохозяйственных работ, которые соответствовали состоянию природы. Дохристианские обряды произошли из самой жизни народа, который свой уклад строил на природном календаре. К XX веку из славянских народов календарная обрядность более всего сохранилась у белорусов.

В поэзии белорусского земледельческого календаря выделяются четыре больших цикла. Каждое время года, каждый сезонно-производственный период имели соответствующие обычаи, поверья, песенное сопровождение.
Зимний период в крестьянском календаре имел подготовительный характер. Обряды и песни зимнего цикла были направлены на то, чтобы заранее, наперёд повлиять на будущий урожай, сохранить озимые посевы.
Весенние обряды и песни должны были освящать собой особо ответственный период в жизни древнего земледельца - начало полевых работ, время весенних всходов, выгона скота на пастбище.
Летние обряды и песни предназначались для того, чтобы уберечь хлеба в пору дозревания, поспособствовать успешному сбору урожая.
Осенний период земледельческого календаря был беден на обряды. Связан с уборкой яровых, выборкой, обработкой льна, засевание озимых - окончанием полевых работ.

В самом древнем слое календарных обрядов, поверий, песен уже отразился культ Солнца, поэтому в народном календаре такие праздники, как Рождество, Гуканне весны, Купалье занимали важное место.

Традиционный календарь связывал человека не только с природой, но и с верованиями, представлениями, бытовой системой людей - с культурой. На нем фактически была возведена и первичная система культуры белорусского этноса. Пришедший на смену христианский календарь не смог полностью вытеснить календарь традиционный. Напротив, языческий календарь стал той основой, фундаментом, на котором установился календарь христианский.

К.Д.Ушинский писал: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека..." Именно поэтому в школе я обращаюсь к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа через народный календарь.


1.2.3. Значение фольклора в системе национального воспитания

Устная поэзия народа всегда была неиссякаемым источником идей, образов, способов художественного отображения жизни белорусского народа.

Многие фольклорные произведения создавались и бытовали при определённых обстоятельствах - во время праздников, работы. Они сопровождали трудовую деятельность человека (трудовые песни), помогали в воспитании детей (песни-колыбельные, загадки, сказки), передавали новым поколениям жизненный опыт и мудрость (легенды, предания, поговорки, пословицы и др.). Устное народное творчество представляет большую педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой [11, с.123].

Приобщаясь к фольклорным источникам, ученики наполняются стремлением утверждать в жизни добро, правду, красоту. Усваивая песни, сказки, пословицы и поговорки, другие фольклорные богатства, учащиеся щедро черпают из них эмоционально-нравственные ценности - ведь в фольклоре в концентрированном виде зафиксировано культурно-исторический опыт народа. Результат изучения фольклорных источников: учащиеся умеют готовить выставки рисунков к текстам народной мудрости, сочинять сказки, писать стихи. Все это широко используется в процессе воспитательной работы.

Термин фольклор, который возник в середине XIX в., в переводе означает народную мудрость. Фольклор в его узком значении - один из видов народного искусства, отражающий действительность в образах, созданных при помощи поэтических слов. Фольклорный процесс всегда происходит в рамках традиции, опирается на предыдущий опыт, использует художественные ценности, которые принадлежат всему народу. В его основе заложен большой воспитательный потенциал, способный содействовать гармоничному развитию личности, формированию системы ценностей и ориентиров.

Белорусский национальный фольклор – один из самых богатых в славянском мире. Это огромный пласт духовной культуры белорусов, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий. На основе народного фольклора был создан огромный пласт этико-педагогических идей: уважение к старшим, трудолюбие, толерантность, доброжелательность, терпимость к чужому мнению.

Белорусский фольклор представлен почти всеми жанрами: календарная и семейно-обрядовая поэзия, сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки, загадки, заговоры, народный театр в разных его видах, социально-бытовая лирика. Не было в белорусском фольклоре таких произведений, как былины или думы, специфичных для русского и украинского фольклора. Но белорусский народ тоже создал свой героический и исторический эпос, который довольно полно отражал многие героические старания нашего прошлого. Национальный колорит белорусскому фольклору придают поэтические образы богатырей и силачей, отдельные художественные средства, поэтический язык.

К сожалению, в современной школьной практике знакомство с фольклорными праздниками обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен и восприятие музыки. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса. Все это обуславливает необходимость работы с детьми на материале белорусского традиционного художественного творчества, белорусской культуры. Используя фольклор, можно проводить музыкальные конкурсы, конкурсы знатоков пословиц и поговорок, инсценировок, ситуаций нравственного содержания, игры-соревнования и т.д. Размышления учащихся над фольклорными материалами побуждают их анализировать не только поступки персонажей, но и свои собственные, позволяют разобраться (преимущественно с помощью учителя) в различных ситуациях. Я убеждена, что успешность формирования нравственных качеств у младших школьников обеспечивается конкретными средствами народной педагогики, каковы родной язык, история, народный календарь, природа родного края, фольклор, народные традиции, обряды и т.д.


1.2.4. Самоценность белорусской народной игры как педагогического явления

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для младших школьников, является игра. Именно в младшем школьном возрасте ребёнок осознает половину информации через игру, а в народных играх много поучительного.

Истоки белорусской игровой деятельности выходят из глубокой древности и генетически связаны с первыми попытками человека воплотиться в другое существо. Первобытное искусство было синкретичным, и длительное время оно сохраняло тесную связь с повседневной трудовой деятельностью человека. Раскрытию физических возможностей направленны народные игры семейно-родовой обрядности белорусов. Они издавна отражали комплекс имитационных трудовых действий, которые характеризировали земледельческий цикл работ белорусского народа. К таким играм относятся народные обрядово-игровые мероприятия проверки готовности школьников к ответственному делу (игра на праздник Юрье «Пастушок», на Масленку «Жеребец или Вожак», на Купалье «Испытание через реку», «Прыжки через костёр» и другие) [1, 65-69].

Под влиянием советской идеологии игра в народном празднике - как основное средство воспитания человека, отошла на второй план, уступив своё место идеологическим мероприятиям: манифестам, театрализованным митингам и представлениям.

Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. При этом имеются в виду не только игры в собственном смысле слов, но и все деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и др.).

Игры складывают отдельный раздел народного драматического творчества. По своему функциональному назначению, они чаще всего приспосабливались к общенародным праздникам, игрищам, являлись их своеобразным художественным украшением.

В современной праздничной культуре Беларуси при разработке, организации и проведении массовых праздников игра также занимает второстепенное место. Режиссёры и организаторы праздничных мероприятий в лучших случаях наделяют народную игру ролью отдельного элемента в комплексе всего мероприятия. Сейчас белорусская народная игра имеет свободное существование только в традиционных народных праздниках и любительских художественных объединениях Беларуси, что ограничивает её влияние на воспитательный процесс в системе современного образования, тем более не достаточно происходит реализация её педагогического потенциала и воспитательных возможностей.

Первоначальное назначение народной игры в празднике - это воспитание в человеке чувства национальной принадлежности, патриотизма, смелости, ловкости, нравственности, свободы и стремление к победе. Поэтому на современном этапе организации и проведения игровой деятельности нужно реанимировать практичную значительность народной игры, максимально использовать её творческий и воспитательный потенциал в системе социокультурной деятельности.

Глава II

2.1. Содержательный потенциал народных праздников в системе национального воспитания младших школьников в условиях группы продлённого дня

Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры - все это очень эффективное средство для воспитания гуманности, справедливости и взаимопомощи, любви к Родине.

Работая в группе продлённого дня уже долгое время, постоянно общаясь с детьми и их родителями, с какой-то внутренней тревогой замечаю, что в современной жизни резко снизилось следование народным традициям и обычаям. Дети практически не знакомы с праздниками народного календаря, отражающими духовное становление человека.

Эффективное приобщение младших школьников к белорусской культуре происходит при условии, когда оно естественно вплетается в их жизнь и связывается с детскими интересами, желаниями, мотивами, ожиданиями. Та или иная форма общественной деятельности даёт ощутимый воспитательный эффект в том случае, если она воспринимается школьниками не только как общественно значимая, но и как субъективно значимая. Поэтому с самого начала нужно стремиться установить мотивы приобщения младших школьников к народным традициям и обычаям, а затем воспитывать эти мотивы в нужном направлении. Это требует особого построения педагогического процесса.

Хочется поделиться некоторыми методическими находками, которые в определённой степени помогают решать проблемы внеклассной работы по изучению элементов народного календаря, проведению народно-обрядовых праздников.

Для формирования традиций очень важно давать школьникам начальное знание о народе, обычаях, истории, культуре. Эти ценности в моей группе реализуются путём ознакомления детей с национальными народными праздниками, содержащимися в них обрядами, традициями, песнями, играми (Приложение 1). Моя задача - раскрыть духовный и нравственный потенциал народной культуры и довести его до ребёнка в доступной форме. Также большое значение придаю увеличению словарного запаса детей, путём смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Необходимо поэтапное введение детей в образный мир народной календарной обрядовости. В первую очередь дать детям представление о связи народного календаря с годовым кругом земледельческих работ; разъяснить смысл обрядовых игр (призыв на помощь в каком-либо деле "вышних" сил -духов, мифологических существ, Богов, наших предков; изменение облика, чтобы нечисть не узнала – Коляды и другие); познакомить с поэтическими воплощениями природы в народной фантазии. Затем следует познакомить с православным календарём, христианскими сюжетами, основными праздниками православной церкви, их духовным смыслом.

В этом мне помогает пятилетнее сотрудничество с Собором Петра и Павла, где накануне больших православных праздников (Рождество, Крещение, Покров, Пасха) с ребятами проводятся познавательные беседы. Каждая экскурсия в Собор  – событие, открытие неизвестного, прикосновение к душе, её очищение, дети, да и мы, взрослые, узнаём очень многое  из истории христианства, и значение веры в жизни человека. Даже родители просятся с нами на экскурсию.

На занятиях в группе мы знакомимся со многими праздниками народного календаря, их особенностями, обычаями, обрядами, структурой.

Народная обрядность сложна переносным звучанием отдельных вопросов, своей исторической отдалённостью событий, религиозной особенностью отдельных толкований, поэтому воспитателю следует использовать соответствующий иллюстративный и видео материалы.

Учащиеся привлекаются к сбору материала, описанию обрядов, созданию художественных атрибутов праздника. Подбирается музыкальное сопровождение, с большим желанием дети разучивают колядки, заклички, потешки, танцы, частушки, песни.

На рождественские Калядки (Приложение 2), которые мы проводим в школе, дети наряжаются в народные костюмы. Взрослые с детьми изготавливают рождественские звезды, и начинается интересное действо - игра-колядование, когда дети по кабинетам ходят друг к другу в гости, поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания.

Уже стало традицией ежегодно проводить в школе праздники «Рождество», «Пасха», «Масленица» (Приложение3). На территории школы силами учителей начальной школы и физкультуры организуются игры, поединки, забавы. Дети учатся общаться, играть, соревноваться. А потом под песни и хороводы жгут Зиму и едят горячие блины.

На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актёрские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребёнка нет ярко-выраженных музыкальных и актёрских способностей, или он долго не посещал школу, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника: поёт вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребёнок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.

Подготовка и проведение таких праздников позволяют использовать богатые возможности народной культуры для духовного развития школьников, дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству, а наиболее одарённым детям – стать творцами в сфере народной художественной культуры. Главная задача - провести праздник ярко, красиво, чтобы каждый участник мог проявить свои способности и приобщиться к коллективному творчеству, чтобы совместное действо зародило в его душе добрые чувства.

Широко применяю в своей работе включение родителей в воспитание детей посредством проведения совместных мероприятий. Формы работы разнообразные: экскурсии, посещение выставки народного творчества, занятия с использованием видеоматериалов, организация тематических мероприятий, ярких народных фольклорных праздников с народными песнями и костюмами, музейных уроков, посиделки, традиционные игры.

Яркой формой, которую полюбили и дети и родители стали семейные праздники. Наряду  с историей и культурой русского народа, мы изучаем историю, культуру, традиции своего края: песни и частушки, колядки и заклички, игры и хороводы. Таким образом, задачи воспитания уважения к своей семье решаются в процессе совместных мероприятий детей и родителей: проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Осенины», «Богач», ярмарка «Дары Осени»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Колядки», «Татьянин день», «День Святого Валентина», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые мамы», «Праздник птиц», « Сороки», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», классно-семейные походы.

На отдельное место в системе праздников и досуга в школе необходимо вынести праздник Матери. Он не является календарно-обрядовым, но празднуется по традиции 14 октября, совпадая с церковным праздником Покрова. Можно выяснить с ребятами, почему в этот день рядом стоят два образа: образ матери и образ Богородицы.

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Школьники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а так же с важными датами, событиями в общественной жизни.

Мой опыт проведения народных праздников и игр в школе показывает, что народный праздник это не просто мероприятие, а событие, в котором задействованы все участники образовательного процесса - и дети, и родители, и педагоги. Проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Приобщаем будущее поколение к культуре проведения праздничного досуга, не в буйном разгуле, а следуя мудрой традиции предков.  

Многообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания младших школьников.

Проводимая работа дет возможность сориентировать ребёнка на настоящие нравственные ценности, привить ему уважительное отношение к окружающим людям и обществу в целом, научить понимать добро и зло, милосердие и покаяние, любовь к Родине и своему народу, смысл жизни на земле. А ведь давно известно, что страна будет завтра такой, каковы её дети сегодня. И педагог добьётся большего успеха, если будет строить свою работу с опорой на национальную культуру, традиции народного православного календаря.

Очень хочется верить, что добрые зёрна, посеянные в школьные годы, прорастут и не погибнут в дальнейшем. Что наши дети станут настоящими рачительными хозяевами своей Земли, достойными продолжателями традиций своего народа.









































Заключение

Главной целью воспитания на основе народных обрядов и праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния белорусского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений. Создание организационно-педагогических возможностей для совместной работы, изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, целенаправленный выбор наиболее интересных и полезных традиций для духовно-нравственного воспитания, создание психологического настроя к участию в выбранных традициях, коллективная и индивидуальная их подготовка и проведение, подведение итогов, и включение младших школьников в эти условия общественной деятельности вполне могут составить реальную основу духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Проведённая работа полностью подтвердила: возможности духовно-нравственного воспитания младших школьников значительно усилятся в процессе приобщения их к национальной культуре. Таким образом, можно сделать вывод, что введение учащихся в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путём действенного познания, через многообразие форм и методов работы с учащихся и воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Именно такой подход поможет подвести учащихся к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек, и что это есть приобщение к красоте.

Качественное образование-это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека- значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

Важно научить молодое поколение комплексному подходу, умению увидеть весь спектр наследия своего народа, все его грани и аспекты.















Список использованной литературы:

  1. Аксаменова, О.П. Осенний народный календарь //Классный руководитель.- №6. 2008,с.34-40.

  2. Буткевiч, В. В., Ванiна, Н. Г. , Талкачоў, А. У. На парозе грамадзянскага сталення: методыка арганізацыі грамадзянскага выхаванння вучняў пачатковых класаў, Мінск, 2005.

  3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.

  4. А.В. Кенеман, «Детские подвижные игры народов СССР». Москва 1989.

  5. Кирчук, И. И. Воспитание на национальных традициях, Минск, 2008.

  6. Куприна, Н. Народные календарные праздники и обряды как средство экологического воспитания детей. //Воспитание школьников.-№4. 2005,с.43-50.

  7. Лозка, А. Беларускі народны каляндар. – Мн.: Полымя, 1993

  8. Матвеева, Н.М. Ушинский, К.Д.  о воспитании: Для педагогов, родителей и студентов педвузов. – М.; Школьная пресса, 2003. –  191 С.

  9. Немировский, Е. Л. "По следам Франциска Скорины", Мн., "Беларусь", 1990.-стр. 141.

  10. Семеняков, В. С. Белорусские народные танцы, хороводы, гульни. - Мн., 1989.

  11. Суханов, И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.- М., 2001. С.43-48

  12. Унатова, Г.Н., Санина, Н.Н. Знать традиции народа. // Начальная школа. – 2001.- №5

  13. Интернет ресурсы: «Фестиваль педагогических идей»; http://sibac.info/index.php/2009-07-01

  14. http://probelarus.by/belarus/information/tradition/

  15. http://www.docme.ru/doc/1125892/tradicii-i-kul._tura-belorussii

  16. http://mirznanii.com/info/a177172_narodnye-traditsii-v-vospitanii-detey



Воспитание учащихся средствами национальной культуры в условиях группы продлённого дня
  • Начальные классы
Описание:

Выпускная работа на курсах повышения квалификации

Важную роль в сохранении и трансляции культурного наследия играют народные традиции и обычаи, как наиболее близкие детскому опыту. Усвоение их ребёнком обогатит представления об окружающем мире, о культуре не только своего, но и другого народа, вызовет интерес к познанию.

Цели данной работы: повышение эффективности воспитательного процесса через создание воспитательного пространства – нравственного становления личности учащихся на основе традиций национальной культуры.

Автор Морозова Наталья Викторовна
Дата добавления 09.10.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 295
Номер материала MA-067909
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓