Воспитание семейных ценностей и развитие
личности учащихся на уроках русского языка.
Как
посмотришь на нашу молодёжь,
То
нельзя не пожалеть её! Как она ветрена!
Как
не думает ни о чём кроме удовольствий,
растлевающих
и нравственность, и здоровье,
приготовляющих
самую печальную будущность.
Мне
кажется, что всему этому причина –
Неправильное
воспитание, дающее молодым людям
Неправильный
взгляд на себя и на жизнь.
Святитель
Игнатий Брянчанинов
Как бы много не говорили сегодня о
негативном воздействии на ребёнка улицы и средств массовой информации, всё же
социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем
воздействие других факторов (влияние семьи на развитие ребёнка составляет 40 %;
средств массовой информации -30%; школы -20%; улицы -10%). Хотя, конечно, здесь
необходимо учитывать два существенных обстоятельства: первое – возможности
семьи объективно ограничены; второе – современная семья в силу ряда причин
зачастую не может актуализировать педагогический потенциал своего позитивного
влияния.
Одной из причин кризиса в
духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиций
устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны: разрушены
нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, утрачено
традиционное восприятие родительства и детства, система общественного
воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в
восстановление традиционных ценностей семьи и, наконец, современное общество
утратило представление о чистоте и целомудрии.
Массовая культура и средства массовой
информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие,
цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти «свободной
любви», половой распущенности, всевозможных извращений.
Сейчас общество находится в огромной
зависимости от телевидения и Интернета. Все образцы, мелькающие на экране,
вплетаются в детское сознание, отражаясь в нём и отчасти формируя его.
Очевидно, приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями,
разрушение семьи, утрата ею воспитательной функции приводит духовно
неполноценных молодых людей, что надрывает корни благосостояния и стабильности
российского общества. Выход из сложившейся кризисной ситуации один:
содействовать укреплению семьи посредством:
-восстановления в общественном сознании
традиционной ценности брака;
-творческого воссоздания в современных
условиях традиционного уклада жизни общества и семьи.
Известно, что основой духовно-нравственного
воспитания является духовная культура той среды, в которой живёт ребёнок, в
которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная
культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя
функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух,
который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух, которым
живут родители и педагоги –люди, составляющие ближайшее семейное окружение,-
оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка. Итак,
духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.
Нравственное воспитание подрастающего
поколения – главная и первостепенная задача учителя русского языка и
литературы. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для
воспитания юных сердец.
На уроках русского языка полезно
использовать тексты, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных
ценностей в жизни. При знакомстве с произведениями устного народного творчества
идёт обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве,
стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость,
себялюбие, лень, праздность. Пословицы о поговорки отражают все главные
жизненные ценности, в том числе и взаимоотношения в семье. Ни в одной из форм
устного народного творчества не проявляется с такой силой ум народа, его
национальная история, быт, мировоззрение и семейные уклады.
Таким образом, пословицы и поговорки
являются ценнейшим материалом, играющим важную роль в воспитании.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.