Главная / История / Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории.

Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории.

Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории.


"Я не вижу предмета, - писал М.И. Калинин, - который не давал бы возможности развивать любовь к Родине, воспитывать лучшие гражданские чувства в молодежи".


Патриотическое воспитание сегодня – задача актуальная и для общества в целом, и для школы в частности. Происходящие в этой сфере процессы свидетельствуют об определенных достижениях в данной области.

Вопросы патриотического воспитания столь же многогранны, сколь сложны и остры, а, следовательно, ответственны для тех ученых-педагогов, руководителей образования всех уровней, преподавателей и учителей, педагогов и воспитателей, которые признаны их осмыслить и разрешить. История, как ни один из предметов, располагает для этого большими возможностями, формирует интерес учащихся к духовному и культурному наследию Отечества, приобщает их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути понятия - патриотизм. При этом ученик является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы истории и современности. Оказать помощь в этом поиске может исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями. Обучение, воспитание и развитие молодого человека в сложном контексте межнациональных отношений должны быть ориентированы на объективное научное понимание всех составляющих патриотизма, проникнуты гуманистической идеей, направленной на уважение к людям вне зависимости от их этнической принадлежности и вероисповедания.

Урок был, есть и останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. В своей работе я стараюсь учитывать и состав класса, и особенности текущего учебного материала. Каждый урок имеет определенные цели, задачи, единые требования.

Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. Особенно ярко должны представляться борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую.

Патриотическое воспитание осуществляется на основе формирования нравственных качеств личности.

Нравственность - совокупность норм поведения человека в обществе.

Менее всего внутри воспитания патриотизма изучен и используется нравственный аспект.

В учебниках истории чаще не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта. И если даже учащиеся хорошо знают заслуги перед Отечеством Петра I, М. Сперанского, Александра II, Л. Толстого, С. Королёва, они даже не представляют нравственные мотивы их деятельности. Поэтому детям надо об этом рассказывать.

В конечном итоге я считаю: уроки любого типа позволяют вести разговор о патриотизме и гражданственности. Но все же главным целям воспитания патриотизма, гражданственности и национального самосознания подчинена, прежде всего, историко-краеведческая работа, которую я провожу с обучающимися.

Главная цель школьного краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач: - познакомить учащихся с историей и современностью края;
- сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;
- развить у школьников стремление знать свой край; - способствовать формированию личностного отношения учащихся к нему;
- способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине и др.

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ.

В данный момент мы с ребятами продолжаем работу над Всероссийским проектом «Имя героя-школе»: собираем материал о героях-земляках. По-новому начинают звучать знакомые имена. Радует, что мои ученики это понимают.

Один из эпизодов в плане нравственно - патриотического воспитания обучающихся, это рассказ о выпускнике нашей школы Дударове Амире Расуловиче, награжденном посмертно орденом Мужества.

Большая работа по изучению местного краеведческого материала ведется после уроков. Школьники приобщаются к первоначальному научному поиску, развивают исследовательские способности, учатся ориентироваться в потоке информации. В частности из местной прессы, компоненте как о составной части школьного образования. У каждого обучающегося закладываются основы формирования системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой Родины. Наше будущее - в нашем настоящем и нашем прошлом. Высказанную мысль трудно вместить в рамки только уроками истории. Следуя от частного к общему, я думаю, что историческое, а также литературное краеведение служит гражданскому образованию. А гражданское образование - это вовсе не школьный предмет, это вся окружающая среда, атмосфера школы, реальное участие в жизни своего села, района, города и т.д. Я стараюсь сделать так, чтобы школьники научились, сталкиваясь с проблемами современного общества, с различными общественно-политическими вопросами, применять полученные знания, чтобы они приобрели навыки коллективной работы по достижению общих целей, могли критически рассматривать различные точки зрения и факты, оценивать ситуацию, принимать решения в спорных вопросах и отстаивать их.

Подводя итог, могу сказать, что высокая нравственность гражданина предполагает высокую отдачу в служении Отечеству, делу, человеку, то есть является одной из главных составных патриотизма.

Патриотическое воспитание не допускает проявлений превосходства своей нации над другими, шовинизма.

Патриотизм обретает полную силу в том обществе, где отношение к его пониманию и восприятию одинаково для всех граждан, независимо от занимаемого в нём места. Каждый соотносит свои действия с пользой родной земле. Каждый - президент, подписывающий очередной указ, руководитель правительства, утверждающий новое постановление, член Государственной думы, голосующий за новый закон, фермер, возделывающий землю, учащийся и студент думают не только о сегодняшнем дне, о сегодняшней выгоде, но обязательно о будущем. Осознающие, что сегодняшние их деяния не выльются в бедствие завтра, - патриоты настоящие.














Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории.
  • История
Описание:

Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории.

"Я не вижу предмета, - писал М.И. Калинин, - который не давал бы возможности развивать любовь к Родине, воспитывать лучшие гражданские чувства в молодежи".

Патриотическое воспитание сегодня – задача актуальная и для общества в целом, и для школы в частности. Происходящие в этой сфере процессы свидетельствуют об определенных достижениях в данной области.

Вопросы патриотического воспитания столь же многогранны, сколь сложны и остры, а, следовательно, ответственны для тех ученых-педагогов, руководителей образования всех уровней, преподавателей и учителей, педагогов и воспитателей, которые признаны их осмыслить и разрешить. История, как ни один из предметов, располагает для этого большими возможностями, формирует интерес учащихся к духовному и культурному наследию Отечества, приобщает их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути понятия - патриотизм.
Автор Дадов Зелимхан Абрекович
Дата добавления 29.11.2015
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 596
Номер материала MA-062777
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓