Воспитание патриотических
чувств у дошкольников.
Педагогика - наука
об образовании, исследующая процесс воспитания человека. Дошкольная педагогика
- фундамент будущего человека. Нравственно-патриотическое воспитание один из
императивов современного непрерывного образования.
"Воспитание
патриотических чувств дошкольников в системе художественно-эстетического
развития"
Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо
больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое
переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.
А.Н. Толстой
Человечество на протяжении своего существования и развития неразрывно связано с
педагогикой, о чём свидетельствует древнегреческая, древневосточная и
средневековая теология и философия. Как наука, педагогика - единственная
специальная наука об образовании, исследующая процесс воспитания человека.
Воспитание человека ( по проф. В.В. Кумарину) - выработка в нём устойчивых
привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т.д. Цель
воспитания - не только знание о том, что такое честность, но именно устойчивая
привычка быть честным, что является первоочередной задачей. В противном случае,
при дурном воспитании (как писал ещё К.Д. Ушинский), дополнительные знания
сделают такого человека только более опасным для общества.
В современном научном мире определение педагогики имеет многообразие трактовок,
каждая из которых заслуживает внимание. Так В.И. Слуцкий трактует педагогику
как искусство превращения человека в Человека, знания и умения, необходимые для
развития в человеке заложенных в нём от природы возможностей и сил. Помогая
стать Человеком другому человеку, воспитатель и сам становится Человеком.
Как только
нарушается эта взаимосвязь, взаимовлияние, человечество настигают глубокие
нравственные кризисы, ведущие к саморазрушению и уничтожению Человека в
человеке. Утрачивается связь поколений, культурный опыт, искажаются вечные
ценности и истины, разжигаются войны.
Наш современный мир настолько хрупок и беззащитен, не смотря на уроки истории,
что возникает вопрос - почему человечество, как высшая ступень цивилизации
допускает на каждом новом историческом витке своего развития те же самые
роковые ошибки? Какие механизмы управления приводят к тому, что
высоконравственные и культурно просвещённые сообщества и государства порождают
такие явления, как фашизм, расизм, терроризм? В наши дни, когда исторические
события искажаются и трактуются с позиции "как это выгодно сильным
мира сего", проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания
встаёт особо остро. Задача педагогики в сложившейся ситуации объединить и
сохранить единство процесса передачи человеческого опыта и подготовки
подрастающего поколения на всех ступенях воспитания и обучения.
Дошкольной педагогике здесь отводится особая роль, т.к. фундамент будущего
человека закладывается именно в раннем детстве. Дошкольный возраст наиболее
сенситивен для развития нравственно-этических норм, эмоциональной отзывчивости.
В этот возрастной период ребёнок открывает для себя мир, глубоко переживает
свою значимость в коллективе, проявляет интерес к событиям и социальным
явлениям.
Работу по патриотическому воспитанию в ДОУ необходимо начинать с создания
для детей уютной, доброй атмосферы. Любое общение педагога с детьми должно
носить
эмоциональную
окрашенность, что даёт свободу и право на выражение своих переживаний, рождает
духовную близость и доверие. В процессе общения речь педагога должна быть
содержательной, с использованием образных слов, выражений. Педагогу крайне
необходимо владеть языком движений, т.к. эмоциональное влияние на детей
осуществляется не только в речевой форме, но и невербально. Чувство патриотизма
многогранно по своей структуре и содержанию. В нём объединились
ответственность, бережное отношение к окружающему миру, желание быть нужным и
полезным. Эта работа должна вестись систематично и планомерно во всех
возрастных группах и в разных видах деятельности с учётом дидактических
принципов - от простого к сложному, от близкого к далёкому, от конкретного к
абстрактному. Этот процесс длительный и сложный, охватывающий нравственные
аспекты человека. В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может
быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. В этом тоже
проглядывается общепедагогическая проблема, чтобы нравственно-патриотическое
воспитание в образовании несло в себе непрерывность развития и цельность во
всех направлениях.
В программе "От
рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой
все темы логически взаимосвязаны и раскрывают на каждом возрастном этапе целостную
картину представлений о России.
- Родная
семья
(ребенок впервые осознает себя человеком - членом семьи, у них
воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются
представления о занятиях, именах близких, семейных историях, традициях).
- Родной
город, поселок (дети получают сведения о малой родине, об
истории ее возникновения, о достопримечательностях, промышленности, видах
транспорта, зданиях, учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях
культуры, знаменитых земляках, воспитывается гордость за свою малую
родину, желание сделать ее лучше).
- Родная
природа
(любовь к родной природе -одно из проявлений патриотизма, дети получают
сведения о природе участка детского сада, родного края, реках, растениях,
животных, о России, умение видеть красоту окружающего мира, относиться поэтически,
эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе).
- Родная
страна
(дети получают сведения о России, государственных символах - гербе,
флаге, гимне, об их значении, воспитывается уважение к ним, дети
знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России,
знаменитыми россиянами, формируется представление о том, что Россия -
многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами,
формируется любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре,
осознание личной причастности к жизни и судьбе Родины).
- Родная
культура
(знакомство детей с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками,
праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством, у детей
формируется представление о народной культуре, ее богатстве и красоте,
умение любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в нашем саду
организована как культурное пространство: оформлен мини-музей
"Хада", экспонаты которого содержат информацию о культуре и
декоративно-прикладном искусстве русского и хакасского народов; музей под
открытым небом "Хакасская юрта", где отражен быт и культура хакасской
семьи.
В музыкально-образовательной деятельности патриотическое воспитание строится на
основе творческого взаимодействия взрослых и детей. Музыкальный репертуар
составляют лучшие образцы классики и современности; фольклора русского,
хакасского, белорусского, украинского и др. народов России, где отражается
уклад жизни, традиции, любовь к природе, к матери, к родине, к своей семье.
Чувство патриотизма воспитывается и прививается во всех видах
музыкально-образовательной деятельности и во всех группах, с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Используются такие
формы работы, как беседы-концерты, посвященные "Дню защитников
Отечества", "Дню Победы"; экскурсии к памятникам павших воинов с
возложением цветов. Доброй традицией нашего сада стали ежегодные выступления
воспитанников в железнодорожном музее перед ветеранами ВОВ и ветеранами труда,
где ребята знакомятся с историей нашей Родины и подвигами своих прадедов.
Маленькие артисты трогают своей искренностью и согревают сердца старшего
поколения, даря надежду о том, что труд прадедов и жизненные силы были
потрачены не напрасно. Для нас, педагогов эти встречи также дороги и значимы,
ведь с каждым годом наших героев-ветеранов становится всё меньше. Нам нельзя
забывать их имена, связь поколений необходима для будущего. Для наибольшего
развития эмоционального восприятия воспитанников в стенах ДОУ,
проводятся государственные праздники и тематические занятия с мультимедийным
приложением по темам: "Вечный огонь", "Звезда Победы".
Ежегодно проводятся, согласно тематическому плану, народные праздники, где дети
приобщаются к истокам своей культуры, к духовно-нравственному наследию.
Изготовлены совместными усилиями сотрудников детского сада и родителей костюмы
русского и хакасского народов. Разработаны и внедрены сценарии по темам:
"День Матери", "Рождественские святки", "Масленица
широкая", "Пасха". Были осуществлены музыкально-театральные
постановки сказок "Гадкий утёнок" (По мотивам одноимённой сказки Г.Х.
Андерса), "Почему замолчали камни" (Хакасский эпос).
Особое место отводится профориентационному воспитанию дошкольников, т. к.
воспитанники нашего сада - дети работников железной дороги. Здесь ведётся
работа о преемственности поколений, бережное и уважительное отношение к
труду на железной дороге. Ежегодно в саду проводится праздник "День
железнодорожника". Подобран и пополняется регулярно тематический
музыкально-игровой материал, отражающий профессиональные особенности работы на
железной дороге. Огромную помощь в воспитании дошкольников педагогам оказывают
родители. Они активные участники всех событий нашего сада. Ведь как
сказал Ф. Бэкон: "Любовь к Родине начинается с семьи".
Благодаря проводимой работе, сотрудничеству педагогического коллектива и
родителей, у детей расширились представления о ценностях ближайшего
социокультурного окружения, обогатилась сфера нравственных чувств и отношений.
Наблюдается положительная динамика в формировании основ гражданской этики.
Жизнь наших воспитанников обогащается также взаимодействием разновозрастного
общения в игровой, трудовой, художественно-продуктивной деятельности. Педагоги
ДОУ воплощают в своей работе прогрессивные методы и технологии: моделирование
ситуаций, проектная и исследовательская деятельность, индивидуально-личностное
общение с ребёнком.
В заключение хочется вспомнить слова выдающегося педагога -гуманиста В.А.
Сухомлинского: "Чтобы в человеке утвердилась высокая идея, нужно дать ему
азбуку человеческой культуры. Ведь идейная жизнь — это жизнь мысли, разума, на страже
которого стоит чуткое сердце. В юном сердце и разуме надо воспитывать тонкую
чуткость к человеку. Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества
способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей
отдельного человека, кем бы тот ни был: близкий или далекий, знакомый или
незнакомый"
Список литературы
Александрова
Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007.
Антонов
Ю.Е. Как научить детей любить Родину. М.: АРКТИ, 2003.
Барсукова
Н.Г. Музыка в детском саду. Волгоград: Учитель,2011.
Зимина
А.Н. Государственные праздники для дошкольников. М.: Центр педагогического
образования, 2007.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.