Главная / Классному руководителю / воспитание нравственности у гимназистов

воспитание нравственности у гимназистов

уховно-нравственное развитие и патриотическое воспитание гимназистов


Топоркова Н.И., методист МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации», г. Новокузнецк

Двадцать лет тому назад в России началось возрождение гимназического образования. Если верна поговорка, что новое - это хорошо забытое старое, то можно сказать, что современная гимназия - это хорошо забытая прежняя российская общеобразовательная школа, дававшая общее (среднее) универсальное образование. 

Изучение источников по истории гимназического образования в России показывает, что гимназия в российской образовательной традиции - это школа, которая, готовя подрастающее поколение для поступления в российские университеты и другие высшие учебные заведения, давала ему не только целостное и гармоничное общее образование, но и нравственное образование, то есть добротное духовное и гражданское воспитание.

Так, например, устав мужской гимназии тульского дворянства начинался словами: «Гимназия тульского дворянства имеет целью дать своим воспитанникам не только образование, но и религиозно-нравственное воспитание в духе истинного патриотизма и верности царю и Отечеству…».

Известные русские ученые И.И.Срезневский и Ф.И.Буслаев, принимавшие активное участие в подготовке программ и учебников для гимназии, отмечали, что основной целью историко-филологического курса является воспитание уважения к общественно-историческим идеалам русского народа. За учебными предметами этого цикла признавались следующие функции: воспитательная (воспитание гражданина отечества, православного христианина, человека, обладающего высокими нравственными качествами); образовательная (язык как цель и средство образования); развивающая (развитие навыков правильной и красивой речи, а также мышления, овладение логическими операциями); эстетическая.

Специфику воспитательной системы российской гимназии достаточно глубоко раскрыл Борис Пивоваров в работе «Гимназия в Российской системе образования»: «российская гимназия воспитывала такие высокие чувства, как почтение к святыне, "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам", желание служить Богу и людям, милосердие и сострадание к униженным и оскорбленным, честность и ответственность за свои слова и дела, верность родителям и друзьям, преданность гражданскому долгу, понимаемому как жертвенность-патриотизм. Потому и сама образованность человека и гражданина в российской культурно-исторической традиции осознавалась прежде всего как важнейшее качество, необходимое в служении Богу, людям, Отечеству».

Новые поправки в Законе Российской Федерации «Об образовании» определяют цели образования в начале третьего тысячелетия: 

- «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования…включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». 

- «содержание образования должно обеспечить:…формирование духовно-нравственной личности…».

Эти небольшие, но принципиально важные поправки ориентируют на возвращение в школу духовно-нравственного образования и воспитания.

Являясь частью общего среднего образования, гимназическое образование имеет все основания для создания условий по возрождению духовности и духовно-нравственного развития личности.

В православной традиции России существует опыт успешного формирования духовной сферы личности, основанный на восприятии соответствующих идеалов и ценностей и «способствующих воспитанию личностей, хотящих и способных обустраивать нашу цивилизацию». Православная культура России в качестве общественных идеалов провозглашала и хранила святость, жертвенность, верность, милосердие, трудолюбие и другие добродетели. Воспитание любви к добродетельной жизни с самого раннего детства полагалось в основу православной педагогики. Согласие духовных принципов воспитания в семье, в Церкви и школе являлось залогом успешного нравственного воспитания подрастающего поколения .

Опыт российской гимназии XVIII - начала XX вв. может оказаться весьма полезным для становления современного гимназического образования и дальнейшего развития школьной реформы в целом.

Сохраняя свои лучшие образовательные и воспитательные традиции, современная российская гимназия не должна ограничиваться воспитанием лишь двух типов граждан - производителей и потребителей. Особую значимость приобретает процесс создания у гимназистов базовой иерархии представлений, ценностей и мотивов, которая, являясь сущностной характеристикой мировоззренческой и нравственной сфер сознания, могла бы обеспечить духовный рост каждой личности.


Литература:

1. Протоиерей Борис Пивоваров, Гимназия в Российской системе образования //http//image.websib.ru/03/news/school/work.html 

2. Захарова Л., Орлова Ю. Классическая гимназия. Вчера и завтра //http://www.voskres.ru/school/gymnaz.htm 

3. Игумен Георгий Шестун, Традиция или идеология: основная проблема современного образования //www.portal-slovo.ru/pedagogy/39537.php


Методологические и культурологические аспекты

патриотического воспитания школьников

в процессе освоения исторического опыта


Волкова Т.И., учитель истории МОУ «Гимназия», Заслуженный учитель Республики Хакасия, г. Абакан

История - одна из немногих наук, формирующих интерес учащихся к духовному и культурному наследию Отечества, приобщающих их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути патриотизма. При этом ученик является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы истории и современности. Оказать помощь в этом поиске может исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями. Обучение, воспитание и развитие молодого человека в сложном контексте межнациональных отношений должны быть ориентированы на объективное научное понимание всех составляющих патриотизма, проникнуты гуманистической идеей, направленной на уважение к людям вне зависимости от их этнической принадлежности и вероисповедания. История предоставляет для этого широкие возможности.

Опыт и уроки истории служат и целям освоения настоящего и прогнозирования будущего. Преподавание исторических дисциплин позволяет сделать исторический опыт достоянием молодежи. В истории мы ищем и находим примеры, достойные подражания.

Развивать чувство ответственности, долга помогает совместный анализ примеров-образцов служения Отечеству, без которых не мыслима жизнь любого цивилизованного человека. Особую ценность в этом смысле представляет наследие русских просветителей XVIII в., интеллигенции XIX в. Этому поколению в высшей степени свойственны патриотизм и гражданственность; их благородные устремления не дискредитированы временем. Это настоящие духовные ценности, главнейшая из которых – служение верой и правдой Отечеству. На данном этапе важна работа по изучению исторических личностей. Она имеет свои особенности:

1. Формирование знаний об исторической личности должно быть поэтапным: от внешнего облика и фактов биографии к познанию черт характера, анализу мотивов поступков, далее – к пониманию психологического состояния человека в момент принятия ответственного решения; наконец – к целостной характеристике.

2. Уделение особого внимания деятельности личности в переломные, решающие моменты исторического развития, когда человек осуществляет выбор, повлиявший и на его судьбу, и на судьбу страны. Это позволяет раскрыть возможные альтернативы истории, показать роль ситуаций выбора, историческую значительность жизненной позиции человека.

3. Оценивание личности с различных точек зрения, в то числе с точки зрения норм той эпохи, в которой жил человек. Учащиеся знакомятся не только с мнениями историков, но и с высказываниями современников. Предлагаются задания на описание личности глазами современников, используются такие приемы как инсценировка, моделирование жизненных ситуаций. Это помогает раскрыть взаимоотношения личности с окружающими людьми.

4. Получение права ученика на субъективность при формировании суждения о поступках исторического деятеля. Педагогический процесс строится по принципу диалога, который приводит к множеству путей решения. Истины одной быть не может. Результат такого общения подкрепляется позицией, пришедшей от древних «Ты прав, и ты прав… Но и ты тоже прав!» При этом, однако, нужно не только показать сложность и неоднозначность моральных оценок, но и сформировать представление об общечеловеческих ценностях.

Помимо практического и теоретического освоения среды обитания, человечество имеет еще один его вид, который можно назвать духовным, художественным. Он предполагает яркую эмоциональную окраску освоения и преобразования мира. В этом случае действительность рассматривается аксиологически, через призму ценности. Ценное - значит дорогое нашей душе. Но дорогое ценно своими подробностями. Узнать о дорогом всё - это одна сторона подробности в истории и одновременно потенциальная возможность данной науки. Эта возможность когнитивно-аксиологическая, но одновременно она предполагает и деятельность по расширению круга познания.

Вторая сторона - формирующая. Ведь узнавание подробностей само по себе повышает интерес к объекту. «Без знания об объекте не может быть и отношения к нему». Чем больше подробностей, тем больше знания, тем больше интереса и уважения. Но эти подробности должны быть эмоциональны.

Эмоциональная любовь, ненависть, противоборство, коллизии. Имея место в реальной истории, они драматургичны вдвойне. Герой войны 1812 года генерал Милорадович в критический момент Бородинского сражения, желая подбодрить русских солдат, устроил невероятный по лихости завтрак на виду у французских артиллеристов. Он избежал гибели в Отечественной войне. Но в 1825 г. на Сенатской площади он вновь подвергает свою жизнь опасности, пытаясь остановить «мятежников». И здесь его смертельно ранит Каховский.

Таких материалов для диспута, открытого столкновения мнений и гражданских, нравственных, патриотических позиций история даёт сотни. И ценность их только возрастает оттого, что, готовясь к диспуту, ученик узнает еще множество деталей и подробностей об этих людях и событиях.

Кроме этого дифференциация ценностей очень велика: общечеловеческие, государственные, этнические, групповые, личные. Отсюда проистекает выборочный интерес к историческим фактам, событиям, целым эпохам.

В ходе занятий целесообразно использовать диалогическую и проблемную формы подачи материала, создающие условия для включения «противоречия» в процессе обучения. Именно противоречие побуждает человека к размышлению, пробуждает интерес к поиску ответа. Проблемное обучение в ходе преподавания истории можно считать не частным дидактическим приёмом, а его органической основой.

Сама история подсказывает, каким образом можно и нужно строить формирование патриотической личности. Такие компоненты патриотизма как любовь к своей Родине и народу, его культуре и традициям, готовность к их защите складываются, как правило, бессознательно в процессе социализации ребенка, подростка, молодого человека, как чувство комплиментарности ко всему «своему», как опасение потерять это знакомое, близкое, родное.

Более сложные компоненты развиваются в связи с деятельностью людей на благо Отечества. В сфере образования деятельность предполагает серьезную работу духа, рефлексию, высокий культурный уровень. Здесь эффективным ресурсом являются элективные курсы, выводящие школьников за рамки учебных предметов. Например, элективный курс «Культура в годы Великой Отечественной войны», позволяет прочувствовать сторону патриотизма силой слова, музыки, образов, оставляя глубокий след в душе учеников.

В целом, накопленный опыт патриотического воспитания является значительной базой для реализации принципа историзма в формировании патриотического сознания молодежи.

Разнообразные коллизии истории, столкновение противоречий, героическое стремление наших соотечественников к самостоятельности, независимости, сохранению самобытности являются широкой интеллектуальной и эмоциональной основой для использования исторического опыта в формировании личности гражданина новой России.

Литература:

1. Волкова Т.И. Формирование гражданственности и патриотизма через личностное восприятие исторического процесса. Абакан, 2006. С. 8.

2. Ильенков Э.. Школа должна учить мыслить.// Наука и жизнь, 1984, № 8. С. 38.

3. Современная дидактика: теория-практике / Под. ред И.Я.Лернера, И.К.Журавлева.- М., 1994. С.7.


Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности

в условиях учреждений дополнительного образования детей


Кононенко О.С., заведующая кафедрой проблем воспитания и дополнительного образования, доцент Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кпн, г. Кемерово

Сегодня проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в нашей стране актуальна. Государственно-политические и социально-экономические преобразования в Российской Федерации получили свое отражение и закрепление в нормативно-правовых актах федерального уровня, обозначивших аспект нового видения проблемы воспитания патриотизма, духовности, гражданственности, толерантности, любви к природе, семье и т.д. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы определено содержание, основные направления и пути развития и формирования патриотического сознания «как важнейшей ценности».

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, составляет духовно-нравственную основу личности, формирующую ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Истинный патриотизм включает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений [3].

Патриот – это тот человек, который чтит историю своей страны, уважает существующий государственный строй, свято относится к долгу по защите государственных границ и приумножению авторитета и богатств, чувствует неразрывные корни со своей семьёй, малой Родиной и национальной культурой [4].

Достаточно сложно с точки зрения проявления активной позиции видится патриотическое воспитание. Реализация патриотических убеждений – это, прежде всего, демонстрация отношения к судьбе Родины, ее народа, своих близких. Отмечено, что массовые проявления патриотизма происходят во время войны. Потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служения Родине является высшим уровнем проявления чувства патриотизма. Проявить патриотизм в мирное время сложнее, воспитывать патриотизм в новых социально-экономических условиях – еще более сложная проблема. И все же это возможно. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД).

УДОД в настоящее время являются неотъемлемой частью образовательного пространства региона. Система, включающая многопрофильные учреждения – дворцы, дома и центры творчества, а так же однопрофильные учреждения – станции юных туристов, техников и экологов выполняет очень важные функции, ставящие ее, наряду со школами, в разряд востребованных обществом образовательных учреждений. Помимо того, что данный вид образования ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, он обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, создает «ситуацию успеха» для каждого обучающегося и способствует их творческому развитию. Воспитательно-образовательный процесс в УДОД имеет практическую направленность и реализует принцип единства обучения, воспитания и развития. Поэтому УДОД имеют большие возможности в патриотическом и духовно-нравственном воспитании обучающихся.

Направления воспитательной работы по развитию патриотизма обучающихся в УДОД следующие: героико-историческое, военно-патриотическое, краеведческое, культурно-историческое, духовно-нравственное, социально-политическое и т.д.

Героико-историческое направление патриотического воспитания ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за победу в Великой Отечественной Войне и за деяния героических предков. Историческая память народа выступает основой героико-исторического воспитания школьников.

Особенности педагогической деятельности в данном направлении связаны с положениями, отраженными в законах Российской Федерации: «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»; Указе Президента Российской Федерации «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации», постановлениях Правительства Российской Федерации.

Реализация героико-исторического направления в УДОД включает проведение следующих мероприятий:

• Увековечивание памяти погибших защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны;

• Организацию поисковой работы под руководством Всероссийского союза «Без вести павшим возвращаем имена»;

• Организацию Уроков Мужества с приглашением Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы;

• Деятельность поста №1;

• Проведение Вахт Памяти;

• Деятельность Музеев Боевой Славы;

• Создание портретной галереи Героев и т.д.

В ходе поисковых экспедиций обучающиеся занимаются не только поиском останков павших в годы Великой Отечественной войны воинов, но и приводят в порядок могилы, разыскивают родственников погибших.

Посты №1, осуществляющие свою деятельность при многопрофильных УДОД не только обеспечивают несение Вахты Памяти у Вечного огня, но и оказывают практическую помощь школам по обучению юнармейских отрядов, проводят ежегодные смотры-конкурсы этих отрядов, мероприятия военно-патриотической направленности, проводят агитационную, пропагандистскую работу, направленную на всестороннее развитие юнармейского движения.

Духовно-нравственное патриотическое направление базируется на идее актуализации духовных сил ребенка. Духовность сегодня рассматривается как свойство души, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. В названии направления выделяются два аспекта: духовный, как синоним устремленности, направленности личности на достижение личностно значимого идеала, и нравственный – систему гуманных отношений к окружающему миру.

Военно-патриотическое направление реализует военно-патриотическое воспитание, которое призвано способствовать формированию у граждан страны, особенно у молодежи, патриотических, морально-психологических качеств, необходимых для выполнения задач охраны безопасности Отечества.

Огромное значение в военно-патриотическом воспитании принадлежит общеобразовательной школе. Здесь закладываются основы знаний языка, естествознания, истории, изучения других наук, которые дают общий анализ окружающей действительности и человеческой деятельности. В школе юноши получают те знания по математике, физике и химии, которые необходимы для изучения сложной боевой техники, оружия, приборов, состоящих на вооружении в армии и на флоте. В школе развивается общая культура личности, мировоззренческие взгляды и убеждения, создаются условия для формирования чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимовыручки и взаимопомощи. У мальчиков возможно формирование интереса и желания испытать себя в области военной службы.

Патриотические клубы и объединения в системе учреждений дополнительного образования детей осуществляют знакомство школьников с армией, приобщают ребят к порядку, дисциплине, организуют изучение основ военного дела и военной службы, военного взаимодействия, знакомство с оружием ближнего боя и военной техникой, проводят военные игры с элементами морально-психологической закалки. В содержание военно-патриотического воспитания школьников в патриотических клубах включаются культурно-исторический, социально-политический, психолого-педагогический, военно-технический, духовно-нравственный и физический компонент.

Краеведческое направление патриотического воспитания широко реализуется в центрах детско-юношеского туризма и связано с познанием своей малой Родины и ее природных богатств в ходе экспедиций, походов и экскурсий. Реализация данного направления особенно актуальна в работе с младшими школьниками, так как понятие «Родина» в походе наполняется особым личностно-значимым смыслом, способствуя формированию любви к ней. 

воспитание нравственности у гимназистов
  • Классному руководителю
Описание:

уховно-нравственное развитие и патриотическое воспитание гимназистов


Топоркова Н.И., методист МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации», г. Новокузнецк

Двадцать лет тому назад в России началось возрождение гимназического образования. Если верна поговорка, что новое - это хорошо забытое старое, то можно сказать, что современная гимназия - это хорошо забытая прежняя российская общеобразовательная школа, дававшая общее (среднее) универсальное образование.

Изучение источников по истории гимназического образования в России показывает, что гимназия в российской образовательной традиции - это школа, которая, готовя подрастающее поколение для поступления в российские университеты и другие высшие учебные заведения, давала ему не только целостное и гармоничное общее образование, но и нравственное образование, то есть добротное духовное и гражданское воспитание.

Так, например, устав мужской гимназии тульского дворянства начинался словами: «Гимназия тульского дворянства имеет целью дать своим воспитанникам не только образование, но и религиозно-нравственное воспитание в духе истинного патриотизма и верности царю и Отечеству…».

Известные русские ученые И.И.Срезневский и Ф.И.Буслаев, принимавшие активное участие в подготовке программ и учебников для гимназии, отмечали, что основной целью историко-филологического курса является воспитание уважения к общественно-историческим идеалам русского народа. За учебными предметами этого цикла признавались следующие функции: воспитательная (воспитание гражданина отечества, православного христианина, человека, обладающего высокими нравственными качествами); образовательная (язык как цель и средство образования); развивающая (развитие навыков правильной и красивой речи, а также мышления, овладение логическими операциями); эстетическая.

Специфику воспитательной системы российской гимназии достаточно глубоко раскрыл Борис Пивоваров в работе «Гимназия в Российской системе образования»: «российская гимназия воспитывала такие высокие чувства, как почтение к святыне, "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам", желание служить Богу и людям, милосердие и сострадание к униженным и оскорбленным, честность и ответственность за свои слова и дела, верность родителям и друзьям, преданность гражданскому долгу, понимаемому как жертвенность-патриотизм. Потому и сама образованность человека и гражданина в российской культурно-исторической традиции осознавалась прежде всего как важнейшее качество, необходимое в служении Богу, людям, Отечеству».

Новые поправки в Законе Российской Федерации «Об образовании» определяют цели образования в начале третьего тысячелетия:

- «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования…включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

- «содержание образования должно обеспечить:…формирование духовно-нравственной личности…».

Эти небольшие, но принципиально важные поправки ориентируют на возвращение в школу духовно-нравственного образования и воспитания.

Являясь частью общего среднего образования, гимназическое образование имеет все основания для создания условий по возрождению духовности и духовно-нравственного развития личности.

В православной традиции России существует опыт успешного формирования духовной сферы личности, основанный на восприятии соответствующих идеалов и ценностей и «способствующих воспитанию личностей, хотящих и способных обустраивать нашу цивилизацию». Православная культура России в качестве общественных идеалов провозглашала и хранила святость, жертвенность, верность, милосердие, трудолюбие и другие добродетели. Воспитание любви к добродетельной жизни с самого раннего детства полагалось в основу православной педагогики. Согласие духовных принципов воспитания в семье, в Церкви и школе являлось залогом успешного нравственного воспитания подрастающего поколения .

Опыт российской гимназии XVIII - начала XX вв. может оказаться весьма полезным для становления современного гимназического образования и дальнейшего развития школьной реформы в целом.

Сохраняя свои лучшие образовательные и воспитательные традиции, современная российская гимназия не должна ограничиваться воспитанием лишь двух типов граждан - производителей и потребителей. Особую значимость приобретает процесс создания у гимназистов базовой иерархии представлений, ценностей и мотивов, которая, являясь сущностной характеристикой мировоззренческой и нравственной сфер сознания, могла бы обеспечить духовный рост каждой личности.


Литература:

1. Протоиерей Борис Пивоваров, Гимназия в Российской системе образования //http//image.websib.ru/03/news/school/work.html

2. Захарова Л., Орлова Ю. Классическая гимназия. Вчера и завтра //http://www.voskres.ru/school/gymnaz.htm

3. Игумен Георгий Шестун, Традиция или идеология: основная проблема современного образования //www.portal-slovo.ru/pedagogy/39537.php


Методологические и культурологические аспекты

патриотического воспитания школьников

в процессе освоения исторического опыта


Волкова Т.И., учитель истории МОУ «Гимназия», Заслуженный учитель Республики Хакасия, г. Абакан

История - одна из немногих наук, формирующих интерес учащихся к духовному и культурному наследию Отечества, приобщающих их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути патриотизма. При этом ученик является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы истории и современности. Оказать помощь в этом поиске может исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями. Обучение, воспитание и развитие молодого человека в сложном контексте межнациональных отношений должны быть ориентированы на объективное научное понимание всех составляющих патриотизма, проникнуты гуманистической идеей, направленной на уважение к людям вне зависимости от их этнической принадлежности и вероисповедания. История предоставляет для этого широкие возможности.

Опыт и уроки истории служат и целям освоения настоящего и прогнозирования будущего. Преподавание исторических дисциплин позволяет сделать исторический опыт достоянием молодежи. В истории мы ищем и находим примеры, достойные подражания.

Развивать чувство ответственности, долга помогает совместный анализ примеров-образцов служения Отечеству, без которых не мыслима жизнь любого цивилизованного человека. Особую ценность в этом смысле представляет наследие русских просветителей XVIII в., интеллигенции XIX в. Этому поколению в высшей степени свойственны патриотизм и гражданственность; их благородные устремления не дискредитированы временем. Это настоящие духовные ценности, главнейшая из которых – служение верой и правдой Отечеству. На данном этапе важна работа по изучению исторических личностей. Она имеет свои особенности:

1. Формирование знаний об исторической личности должно быть поэтапным: от внешнего облика и фактов биографии к познанию черт характера, анализу мотивов поступков, далее – к пониманию психологического состояния человека в момент принятия ответственного решения; наконец – к целостной характеристике.

2. Уделение особого внимания деятельности личности в переломные, решающие моменты исторического развития, когда человек осуществляет выбор, повлиявший и на его судьбу, и на судьбу страны. Это позволяет раскрыть возможные альтернативы истории, показать роль ситуаций выбора, историческую значительность жизненной позиции человека.

3. Оценивание личности с различных точек зрения, в то числе с точки зрения норм той эпохи, в которой жил человек. Учащиеся знакомятся не только с мнениями историков, но и с высказываниями современников. Предлагаются задания на описание личности глазами современников, используются такие приемы как инсценировка, моделирование жизненных ситуаций. Это помогает раскрыть взаимоотношения личности с окружающими людьми.

4. Получение права ученика на субъективность при формировании суждения о поступках исторического деятеля. Педагогический процесс строится по принципу диалога, который приводит к множеству путей решения. Истины одной быть не может. Результат такого общения подкрепляется позицией, пришедшей от древних «Ты прав, и ты прав… Но и ты тоже прав!» При этом, однако, нужно не только показать сложность и неоднозначность моральных оценок, но и сформировать представление об общечеловеческих ценностях.

Помимо практического и теоретического освоения среды обитания, человечество имеет еще один его вид, который можно назвать духовным, художественным. Он предполагает яркую эмоциональную окраску освоения и преобразования мира. В этом случае действительность рассматривается аксиологически, через призму ценности. Ценное - значит дорогое нашей душе. Но дорогое ценно своими подробностями. Узнать о дорогом всё - это одна сторона подробности в истории и одновременно потенциальная возможность данной науки. Эта возможность когнитивно-аксиологическая, но одновременно она предполагает и деятельность по расширению круга познания.

Вторая сторона - формирующая. Ведь узнавание подробностей само по себе повышает интерес к объекту. «Без знания об объекте не может быть и отношения к нему». Чем больше подробностей, тем больше знания, тем больше интереса и уважения. Но эти подробности должны быть эмоциональны.

Эмоциональная любовь, ненависть, противоборство, коллизии. Имея место в реальной истории, они драматургичны вдвойне. Герой войны 1812 года генерал Милорадович в критический момент Бородинского сражения, желая подбодрить русских солдат, устроил невероятный по лихости завтрак на виду у французских артиллеристов. Он избежал гибели в Отечественной войне. Но в 1825 г. на Сенатской площади он вновь подвергает свою жизнь опасности, пытаясь остановить «мятежников». И здесь его смертельно ранит Каховский.

Таких материалов для диспута, открытого столкновения мнений и гражданских, нравственных, патриотических позиций история даёт сотни. И ценность их только возрастает оттого, что, готовясь к диспуту, ученик узнает еще множество деталей и подробностей об этих людях и событиях.

Кроме этого дифференциация ценностей очень велика: общечеловеческие, государственные, этнические, групповые, личные. Отсюда проистекает выборочный интерес к историческим фактам, событиям, целым эпохам.

В ходе занятий целесообразно использовать диалогическую и проблемную формы подачи материала, создающие условия для включения «противоречия» в процессе обучения. Именно противоречие побуждает человека к размышлению, пробуждает интерес к поиску ответа. Проблемное обучение в ходе преподавания истории можно считать не частным дидактическим приёмом, а его органической основой.

Сама история подсказывает, каким образом можно и нужно строить формирование патриотической личности. Такие компоненты патриотизма как любовь к своей Родине и народу, его культуре и традициям, готовность к их защите складываются, как правило, бессознательно в процессе социализации ребенка, подростка, молодого человека, как чувство комплиментарности ко всему «своему», как опасение потерять это знакомое, близкое, родное.

Более сложные компоненты развиваются в связи с деятельностью людей на благо Отечества. В сфере образования деятельность предполагает серьезную работу духа, рефлексию, высокий культурный уровень. Здесь эффективным ресурсом являются элективные курсы, выводящие школьников за рамки учебных предметов. Например, элективный курс «Культура в годы Великой Отечественной войны», позволяет прочувствовать сторону патриотизма силой слова, музыки, образов, оставляя глубокий след в душе учеников.

В целом, накопленный опыт патриотического воспитания является значительной базой для реализации принципа историзма в формировании патриотического сознания молодежи.

Разнообразные коллизии истории, столкновение противоречий, героическое стремление наших соотечественников к самостоятельности, независимости, сохранению самобытности являются широкой интеллектуальной и эмоциональной основой для использования исторического опыта в формировании личности гражданина новой России.

Литература:

1. Волкова Т.И. Формирование гражданственности и патриотизма через личностное восприятие исторического процесса. Абакан, 2006. С. 8.

2. Ильенков Э.. Школа должна учить мыслить.// Наука и жизнь, 1984, № 8. С. 38.

3. Современная дидактика: теория-практике / Под. ред И.Я.Лернера, И.К.Журавлева.- М., 1994. С.7.


Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности

в условиях учреждений дополнительного образования детей


Кононенко О.С., заведующая кафедрой проблем воспитания и дополнительного образования, доцент Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кпн, г. Кемерово

Сегодня проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в нашей стране актуальна. Государственно-политические и социально-экономические преобразования в Российской Федерации получили свое отражение и закрепление в нормативно-правовых актах федерального уровня, обозначивших аспект нового видения проблемы воспитания патриотизма, духовности, гражданственности, толерантности, любви к природе, семье и т.д. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы определено содержание, основные направления и пути развития и формирования патриотического сознания «как важнейшей ценности».

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, составляет духовно-нравственную основу личности, формирующую ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Истинный патриотизм включает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений [3].

Патриот – это тот человек, который чтит историю своей страны, уважает существующий государственный строй, свято относится к долгу по защите государственных границ и приумножению авторитета и богатств, чувствует неразрывные корни со своей семьёй, малой Родиной и национальной культурой [4].

Достаточно сложно с точки зрения проявления активной позиции ви­дится патриотическое воспитание. Реализация патриотических убеждений – это, прежде всего, демонстрация отношения к судьбе Родины, ее народа, своих близких. Отмечено, что массовые проявления патриотизма происходят во время войны. Потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служения Родине является высшим уровнем проявления чувства патриотизма. Проявить патриотизм в мирное время сложнее, воспитывать патриотизм в новых социально-экономических условиях – еще более сложная проблема. И все же это возможно. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД).

УДОД в настоящее время являются неотъемлемой частью образовательного пространства региона. Система, включающая многопрофильные учреждения – дворцы, дома и центры творчества, а так же однопрофильные учреждения – станции юных туристов, техников и экологов выполняет очень важные функции, ставящие ее, наряду со школами, в разряд востребованных обществом образовательных учреждений. Помимо того, что данный вид образования ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, он обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, создает «ситуацию успеха» для каждого обучающегося и способствует их творческому развитию. Воспитательно-образовательный процесс в УДОД имеет практическую направленность и реализует принцип единства обучения, воспитания и развития. Поэтому УДОД имеют большие возможности в патриотическом и духовно-нравственном воспитании обучающихся.

Направления воспитательной работы по развитию патриотизма обучающихся в УДОД следующие: героико-историческое, военно-патриотическое, краеведческое, культурно-историческое, духовно-нравственное, социально-политическое и т.д.

Героико-историческое направление патриотического воспитания ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за победу в Великой Отечественной Войне и за деяния героических предков. Историческая память народа выступает основой героико-исторического воспитания школьников.

Особенности педагогической деятельности в данном направлении связаны с положениями, отраженными в законах Российской Федерации: «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»; Указе Президента Российской Федерации «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации», постановлениях Правительства Российской Федерации.

Реализация героико-исторического направления в УДОД включает проведение следующих мероприятий:

• Увековечивание памяти погибших защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны;

• Организацию поисковой работы под руководством Всероссийского союза «Без вести павшим возвращаем имена»;

• Организацию Уроков Мужества с приглашением Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы;

• Деятельность поста №1;

• Проведение Вахт Памяти;

• Деятельность Музеев Боевой Славы;

• Создание портретной галереи Героев и т.д.

В ходе поисковых экспедиций обучающиеся занимаются не только поиском останков павших в годы Великой Отечественной войны воинов, но и приводят в порядок могилы, разыскивают родственников погибших.

Посты №1, осуществляющие свою деятельность при многопрофильных УДОД не только обеспечивают несение Вахты Памяти у Вечного огня, но и оказывают практическую помощь школам по обучению юнармейских отрядов, проводят ежегодные смотры-конкурсы этих отрядов, мероприятия военно-патриотической направленности, проводят агитационную, пропагандистскую работу, направленную на всестороннее развитие юнармейского движения.

Духовно-нравственное патриотическое направление базируется на идее актуализации духовных сил ребенка. Духовность сегодня рассматривается как свойство души, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. В названии направления выделяются два аспекта: духовный, как синоним устремленности, направленности личности на достижение личностно значимого идеала, и нравственный – систему гуманных отношений к окружающему миру.

Военно-патриотическое направление реализует военно-патриотическое воспитание, которое призвано способствовать формированию у граждан страны, особенно у молодежи, патриотических, морально-психологических качеств, необходимых для выполнения задач охраны безопасности Отечества.

Огромное значение в военно-патриотическом воспитании принадлежит общеобразовательной школе. Здесь закладываются основы знаний языка, естествознания, истории, изучения других наук, которые дают общий анализ окружающей действительности и человеческой деятельности. В школе юноши получают те знания по математике, физике и химии, которые необходимы для изучения сложной боевой техники, оружия, приборов, состоящих на вооружении в армии и на флоте. В школе развивается общая культура личности, мировоззренческие взгляды и убеждения, создаются условия для формирования чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимовыручки и взаимопомощи. У мальчиков возможно формирование интереса и желания испытать себя в области военной службы.

Патриотические клубы и объединения в системе учреждений дополнительного образования детей осуществляют знакомство школьников с армией, приобщают ребят к порядку, дисциплине, организуют изучение основ военного дела и военной службы, военного взаимодействия, знакомство с оружием ближнего боя и военной техникой, проводят военные игры с элементами морально-психологической закалки. В содержание военно-патриотического воспитания школьников в патриотических клубах включаются культурно-исторический, социально-политический, психолого-педагогический, военно-технический, духовно-нравственный и физический компонент.

Краеведческое направление патриотического воспитания широко реализуется в центрах детско-юношеского туризма и связано с познанием своей малой Родины и ее природных богатств в ходе экспедиций, походов и экскурсий. Реализация данного направления особенно актуальна в работе с младшими школьниками, так как понятие «Родина» в походе наполняется особым личностно-значимым смыслом, способствуя формированию любви к ней.

Автор Иргашев Бахтиер Султандисонович
Дата добавления 17.05.2016
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 170
Номер материала MA-066966
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓