Главная / Классному руководителю / "Воспитание как трансляция ценностей"

"Воспитание как трансляция ценностей"

F:\09.jpg

ФИО – Костина Оксана Васильевна

Должность – учитель истории и обществознания

Место работы – МБОУ СОШ № 15 с. Казинка Шпаковского района

Педагогический стаж – 15 лет

Квалификационная категория - высшая

Достижения – победитель краевого этапа конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», 2003 г., победитель приоритетного национального проекта «Образование», 2008 г, призёр краевого этапа Всероссийского конкурса «Воспитать человека» в номинации «Классный руководитель», 2013 г.

Тема мастер – класса:

«Воспитание как трансляция ценностей» (о формирование основ гражданской идентичности воспитанников)

Цель: сформировать основных подходы к процессу формирования основ гражданской идентичности в систем работы классного руководителя.

Основной принцип мастер-класса – «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца». В. А. Сухомлинский

План проведения мастер-класса

1.Лейтмотив мастер-класса - погружение в проблему – оценка и анализ видеофрагментов

2. Постановка проблемы – «Как воспитать?» с использованием приёма «Корзина грецких орехов»

3. Основная часть:

А) основная идея и новизна воспитательной системы

Б) знакомство с основными идеями концепции Эрика Берна

В) практическая часть: определение типов жизненных сценариев участников мастер-класса

Г) основные элементы авторской системы работы по духовно-нравственному воспитанию

Д) практическая часть: проигрывание ситуаций нравственно-правового выбора – организация групповой работы

Е) активные формы воспитательной деятельности

Ж) практическая часть: проигрывание приёма активных форм воспитания «Социодрама»

З) приём трансляции ценностей через собственный жизненный путь

4. Рефлексия – использование приёма «Корзина грецких орехов»

Ход мастер – класса:

  1. Лейтмотив мастер-класса – показ видеоролика об избиении учителя физической культуры, пожилой женщины 70 лет.

Не правда ли ужасающие кадры. Временем нравственный глухоты называет наше время известный кинорежиссёр Павел Лунгин.

- Как вы оцениваете ситуацию, отражённую в сюжете? Почему, на ваш взгляд они возникают?

Били учительницу… Часто ли мы, классные руководители глубоко задумываемся над проблемами духовно-нравственного воспитания наших детей? Часто ли говорим о нравственных ценностях человека? Одним из ответов подростков, издевавшихся над учителем физической культуры, был такой: она старенькая, с памятью плохо, а мы просто развлекались. Это, наверное, приговор не только родителям, но и приговор гораздо более страшный: всему порядку вещей, всей пропаганде патриотизма по-новому. Всё общество, каждый человек, президент обеспокоены проблемой нравственности общества. В ежегодном послании Федеральному собранию 12 декабря 2012 года В.В. Путин сказал: - видеофрагмент.

2. Постановка проблемы мастер-класса - Как научить? – первый и самый главный вопрос каждого учителя. Как воспитать? – этот вопрос задают себе гораздо реже и далеко не все. Но именно он волнует меня, как классного руководителя. Уверена, что этот вопрос волнует и Вас. Приглашаю, Вас, к откровенному разговору о проблемах нравственного воспитания, о ценностях, которые необходимо формировать у наших детей (предлагаю быть сегодня не сторонними наблюдателями, а активными участниками нашего общения) – каждому из Вас, предлагаю взять орех, орех – это наша сегодняшняя проблема, по окончании мастер-класса каждый из Вас попытается найти своё решение проблемы

3. Основная часть:

А) новизна и основная идея собственного педагогического опыта

Педагогическая идея системы работы

Основой моей системы является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в образовательном процессе через трансляцию ценностей, с целью формирования духовно-нравственной личности.

Новизна

Новизна опыта заключается в создании системы методов и приёмов в обучении и воспитании, направленных на формирование духовно-нравственных качеств личности школьников, через созданную модель воспитания в процессе трансляции духовно-нравственных ориентиров. В созданной системе выделены основные субъекты воспитательной деятельности:

Транслятор – тот, кто транслирует нравственные ценности (учащиеся, учителя, классный руководитель, семья, психолог, социальный педагог и т.д.)

Интегратор – личность, способная к интеграции духовно-нравственных ценностей (учащиеся, родители).

Трансляция ценностей, в созданной системе осуществляется через два типа трансляции.

Традиция – трансляция в норме, когда порождение происходит естественным путём как порождение личности (системы деятельности) отца в сыне, матери в дочери, учителя в ученике.

Аварийный способ трансляции ценностей, который заключается в непосредственном обращении к первоучителю традиции и порождение личности от него, минуя промежуточных учителей.

Б) знакомство с концепцией жизненных сценариев Эрика Берна.

В ходе практической реализации опыта большое место в системе моей работы заняло мониторинговое исследование по определению жизненных сценариев моих воспитанников, после которого я и строю траекторию своей педагогической деятельности с классным коллективом. (слайд типы жизненных сценариев). Данное диагностическое исследование проводится мной совместно с психологом школы.

В) Практическая часть.

Предлагаю, Вам проиграть один из приёмов данной технологии, который часто использую в работе с детьми, по формированию собственного жизненного сценария.

Повесть вашей жизни уже написана, и написана она вами. Вы начали писать ее с момента рождения. К четырем годам вы решили, каким будет в общих чертах ее сюжет. К семи годам ваша повесть была в основном завершена. С семи до двенадцати вы шлифовали ее, добавляя то тут, то там некоторые детали. В подростковом возрасте вы пересмотрели свою повесть, придав ей более реалистичные черты. Как и любое другое повествование, повесть вашей жизни имеет начало, середину и конец. В ней есть свои герои и героини, злодеи и второстепенные персонажи. В ней есть основной сюжет и побочные сюжетные линии. Она может быть комичной или трагичной, захватывающей или скучной, воодушевляющей или бесславной. Теперь, будучи взрослыми, вы уже не помните о том, как начинали писать свою повесть. Возможно, вы не подозревали до сего момента, что писали ее вообще. Но даже не сознавая этого, вы скорее всего воспроизводите ее в своей жизни – повесть, которую сочинили много лет назад. Эта повесть представляет собой сценарий вашей жизни, жизненный сценарий.

Предположим теперь, что вы действительно написали повесть, сюжетом которой является ваша жизнь.

Возьмите ручку и бумагу и ответьте на приведенные ниже вопросы. Работайте быстро и интуитивно, записывая первое, что приходит в голову. 1.Как называется ваша повесть?

2.Какая это повесть? Счастливая или печальная? Победная или трагичная? Интересная или скучная? Скажите об этом своими словами, записывая их сразу, как только они вам приходят.

3. Опишите в нескольких предложениях заключительную сцену: чем заканчивается ваша повесть?

Сохраните свои ответы. Вы можете обращаться к ним по мере дальнейшего написания вашего жизненного сценария.

Исходя из данных диагностики, по определению жизненных сценариев и выстраиваю индивидуальную траекторию воспитательной деятельности с каждым моим воспитанником, пытаясь формировать у них позитивный жизненный сценарий.

Г) основные элементы системы работы по духовно-нравственному воспитанию СЛАЙДЫ

Опираясь на философские подходы к процессу воспитания духовно-нравственной личности, сформировала собственную концепцию воспитательной деятельности. Это позволило разработать и реализовывать на практике классную программу, которая базируется на основных направлениях школьной программы воспитания. Дополнениями программы стали подпрограмма духовно-нравственного воспитания учащихся класса, программа взаимодействия с родительским коллективом, а также модели ученического самоуправления и мониторинговой деятельности. Всё это позволило взглянуть на духовно-нравственное воспитание моих воспитанников комплексно, под другим углом. Существенным признаком процесса духовно-нравственного воспитания в моей системе работы является его концентрическое построение. Концентр выстраивается по возрастной и содержательной вертикалям. Исходя из возрастных особенностей учащихся, меняются как формы работы с ними, так и содержание воспитательной деятельности.

Следует отметить, что в силу особенностей возраста, и негативных примеров социума учащимися часто нарушаются этические нормы. Средством коррекционного воздействия при формировании нравственных ориентиров моих воспитанников я вижу использование ситуаций нравственно-правового выбора и нравственных дилемм. При проигрывании ситуаций я предлагаю учащимся действовать в рамках разработанного мною алгоритма. Опыт работы позволил мне сформировать банк ситуаций.

Д) проигрывание ситуаций нравственно-правового выбора

Предлагаю и Вам, определиться с собственной позицией по одной из ситуаций нравственно-правового выбора, побывав в роли родителей. Данный приём использовала на родительском собрании «Простые истины»

Практическая часть:

Группа 1

«Ваш ребёнок в последнее время сильно изменился: грубит, хамит Вам». Группа 2

«Ваш ребёнок говорит о том, что у него не складываются отношения с одним из учителей, он просто не согласен с его требовательностью и системой оценивания».

Группа 3

«Вы узнали, что Ваш ребёнок участвует в травле одного из одноклассников, проявляя агрессивное к нему отношение».

Коллеги проигрывают данные ситуации по плану:

1.Возможные действия в данной ситуации.

2. Ваша цель в данной ситуации.

3. Действия для достижения цели.

4. Соответствуют ли эти действия этическим нормам.

5. Какое действие вы выбираете.

6. Каковы последствия выбранного вами действия для Вас и других участников ситуации.

Е) активные формы воспитательной деятельности

Для формирования основ гражданской идентичности, основ духовно-нравственного воспитания часто использую активные формы воспитательной деятельности: корзина грецких орехов, волшебный стул, диалог с веком, уроки-хитрости, 5 минут с искусством, сократовская беседа, открытая кафедра.

Использование данных форм взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса позволяет:

1.Создавать сильнейшее поле эмоционального заряда, когда ребёнок приобретает опыт эмоциональных переживаний.

2.Концентрировать внимание детей на социальном значении происходящего, высвечивать социально-культурные ценности личности.

3.Формировать умения взаимодействовать с самим собой и окружающими.

Ж) Практическая часть – проигрывание приёма «Социодрама»

Предлагаю Вам, стать участники сюжетно-ролевой игры, с использованием одного из приёмов активной формы воспитания «Социодрама».

Алгоритм ее организации состоит из последовательных простых шагов, которые вы видите на слайде.

Ситуация, которую я предлагаю Вам проиграть возникла на одном из классных часов в 9 классе, тема «А в жизни по-разному можно жить», о жизненных ценностях современных подростков. Данная ситуация искусственно была создана классным руководителем, и проиграна с использованием данного приёма.

Хотела бы представить вам позицию ученицы 9 класса школы, в которой я работаю. Она уже определила для себя главные ценности жизни. Послушаем её рассказ. Свой жизненный сценарий я представляю в виде лестницы и вершина этого пути - пик счастья. Материал для своей лестницы я выбирала самый благородный – жизненные ценности. А их у меня всего три. Деньги, ведь на них можно купить практически всё. Власть, дающая то, чего не купишь за деньги. Слава – символ общественного признания. Разве это не круто, когда ты популярна, тебя все узнают.

Позиция 2 – деньги в жизни не главное, за них всего не купишь, власть, престиж и деньги ценности приходящие.

Мои коллеги любезно согласились помочь мне в проигрывании данного приёма, каждый из них отражает ту или иную позицию.

Необходимо каждой группе, так называемому «хору» привести как можно больше аргументов, почему именно ваша позиция является правильной.

З) трансляция ценностей через собственный жизненный опыт

Часто при проведении различных мероприятий транслятором ценностей для моих воспитанников являюсь я сама. Через собственную жизнь, жизнь своих родственников (мы – семья Мамцевых, большая учительская династия) стараюсь воспитывать у ребят, сопричастность к своей семье, а через это к истории и культуре родной страны. На одном из классных часов рассказала о том, что совсем недавно мной был найдено захоронение моего предка Мамцева Василия, пропавшего без вести в годы Великой Отечественной войны. Ребята были заинтересованы, а на следующий день, попросили совместно со мной найти информацию о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны.

4. Практическая часть – рефлексия – использование приёма «Корзина грецких орехов»

Сегодня, я попыталась поделиться с Вами с небольшим перечнем тех приёмов, которые использую в практике своей воспитательной деятельности. Проблема, которая была поставлена в начале мастер-класса открыта – КАК ВОСПИТАТЬ? – Предлагаю Вам, наполнить нашу корзину орехами – предложив свои методы и приёмы, изюминки в процессе воспитания духовно-нравственной личности подростка.

Таким образом, система работы по трансляции ценностей помогает незоорганизовано, непринуждённо решать сложнейшие воспитательные задачи,

  • формировать человека деятельным, ибо бездеятельный не имеет будущего;

  • формировать человека, имеющего систему знаний, ибо «пустая голова» не мыслит;

формировать человека мыслящего, ибо бездумный опаснее врага;

формировать человека нравственного, ибо общество заинтересовано в гражданине, знающем и понимающем, в чём именно заключается национальный интерес страны и её граждан в современном мире.

Часто задаю себе вопрос. Какой должна быть хорошая школа?

  • Это школа, в которую ребёнка не надо гнать силой;

  • Это школа, в которую можно прийти и без опаски посоветоваться с учителем или даже директором;

  • Это школа, в которой никогда никто ни на кого не жалуется.

Уверена, что школа может воспитать, но не мероприятиями, а тем духом, который сложился между учителями и учениками, классным руководителем и его детьми. И ещё раз утверждаюсь в мысли, что главное не воспитывать детей, а жить с ними совместной деятельностью это и будет лучший образец воспитания.





"Воспитание как трансляция ценностей"
  • Классному руководителю
Описание:

«Воспитаниекак трансляция ценностей» (о формирование основ гражданской идентичности воспитанников)

Цель: сформировать основных подходы к процессу формирования основ гражданской идентичности в систем работы классного руководителя.

Основной принцип мастер-класса«Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца». В. А. Сухомлинский

План проведения мастер-класса

1.Лейтмотив мастер-класса - погружение в проблему – оценка и анализ видеофрагментов

2. Постановка проблемы – «Как воспитать?» с использованием приёма «Корзина грецких орехов»

3. Основная часть:

А) основная идея и новизна воспитательной системы

Б) знакомство с основными идеями концепции Эрика Берна

В)практическая часть: определение типов жизненных сценариев участников мастер-класса

Г) основные элементы авторской системы работы по духовно-нравственному воспитанию

Д) практическая часть: проигрывание ситуаций нравственно-правового выбора – организация групповой работы

Е) активные формы воспитательной деятельности

Ж) практическая часть: проигрывание приёма активных форм воспитания «Социодрама»

З) приём трансляции ценностей через собственный жизненный путь

4. Рефлексия – использование приёма «Корзина грецких орехов»

Автор Костина Оксана Васильевна
Дата добавления 29.06.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 713
Номер материала 60171
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓