Главная / Русский язык и литература / «Восхищение подвигом защитников Отечества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». (к 200-летию Бородинской битвы)»

«Восхищение подвигом защитников Отечества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». (к 200-летию Бородинской битвы)»

16


Тема урока:

«Восхищение подвигом защитников Отечества

в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

(к 200-летию Бородинской битвы)»

Цели:

  • познакомить учащихся с биографическими сведениями о М.Ю. Лермонтове;

  • познакомить с историческим прошлым народа и, прививая интерес к истории, подготовить учащихся к эмоциональному и глубокому восприятию стихотворения «Бородино»;

  • при осмыслении текста стихотворения  «Бородино» раскрыть патриотические чувства автора, его восхищение подвигом народа в войне 1812 года; подчеркнуть изобразительность языка; развивать умение выделять главное, передавать голосом чувства и настроение рассказчика;

  • использовать богатые возможности произведения для воспитания учащихся в духе патриотизма.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация;

Неотъемлемыми качествами русского

народа являются бодрость, смелость,

находчивость, трудолюбие, мудрость,

героизм в борьбе с иноземными

захватчиками.

Белинский В. Г.

А главное всё-таки: люби, люби и люби

свое отечество. Ибо любовь эта даст тебе

силу, и всё остальное без труда совершишь.

Салтыков-Щедрин М. Е.

Сhello_html_m5878d480.pngлайд 1

  1. Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас не обычный урок литературы, а, скорее, урок литературно-исторический.

Во все времена, ребята, почётной обязанностью мужчин была защита родной земли. Народ прославлял своих защитников, слагал о них песни, былины. На картине Василия Михайловича Васнецова «Богатыри» вы видите трёх богатырей, которые, находясь в дозоре, оберегают свою землю и готовы защитить её от врагов. Во многих сражениях они проявили свою богатырскую силу, были настоящими защитниками своего Отечества.

Земля русская знала много войн. А две из них, когда на защиту родной земли вставал весь народ, названы Отечественными. Какие вы знаете Отечественные войны? (1941-1945 гг.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о событиях двухсотлетней давности, об Отечественной войне 1812 года.

Сhello_html_m1293f9bd.pngлайд 2

  1. Сообщение темы и целей урока

Мы познакомимся с замечательным стихотворением Михаила Юрьевича Лермонтова, в котором поэт описал события боя около русской деревни Бородино. Бой этот получил в истории название Бородинский бой.

Итак, ребята, тема нашего урока - восхищение подвигом защитников Отечества

в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

На уроке вы узнаете о великом русском поэте М.Ю.Лермонтове, получите исторические знания о войне 1812 года, обогатите свой словарный запас, будете учиться выразительному чтению стихотворного текста.

  1. Сообщение новых знаний

Сhello_html_m56c135ca.pngлайд 3

Учитель: 200 лет назад, к 1812 году, император Франции Наполеон I подчинил своему влиянию почти все страны Европы и решил покорить Россию. Наполеон планировал быстро закончить войну.Он хотел поразить русскую армии в одном или двух сражениях и заставить русских принять его условия.

Подробнее об этих событиях нам расскажет подготовленная группа «историков».

а) Выступление группы историков (сведения о Наполеоне и войне 1812 г., сопровождающиеся демонстрацией слайдов)

hello_html_59357aa0.png

1ученик

Слайд 4

Ночью 24 июня 1812 года по четырём наведённым  мостам началась переправа французских войск через  пограничную реку Неман. Переправившись за 4 дня, французская армия стала продвигаться к Москве.

hello_html_m4d5d60b8.png

Слайд 5

Наполеон говорил: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги; если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, я поражу Россию в самое сердце».

hello_html_m6a93179f.png

Слайд 6

26 августа (7 сентября) у деревни Бородино 

(в 125  км западнее Москвы) произошло крупнейшее сражение 1812 года между русской и французской армиями. После кровопролитной 12-ти часовой битвы победить не удалось ни одной, ни другой. В обеих армиях было много убитых и раненых.

hello_html_7a7f945e.png

2 ученик

Слайд 7

Русской армией командовал Михаил Илларионович Кутузов.


hello_html_47a0112b.png

Слайд 8

Через несколько дней в деревне Фили у Кутузова состоялось совещание о дальнейшем плане действий. Большинство генералов высказались за новое сражение. Кутузов прервал заседание и приказал отступать, для того чтобы сохранить армию.

hello_html_360b8aa7.png

Слайд 9

Москву пришлось оставить врагу. Москвичи с семьями покидали город.


hello_html_76c82b2.png

Слайд 10

Вечером 14 сентября в опустевшую Москву вступил Наполеон. Французы вошли в древнюю столицу, но не чувствовали себя победителями.


hello_html_410e50b1.png

Слайд 11

Уже ночью того же дня город был охвачен пожаром, и Наполеон был вынужден покинуть Кремль. Пожар бушевал несколько дней и уничтожил большую часть города.


hello_html_m71158a4f.png

Слайд 12

Около 400 москвичей были расстреляны французским военно-полевым судом по подозрению в поджогах.


hello_html_174d1417.png

3 ученик. Слайд 13

В Москве Наполеон оказался в западне. Зимовать в разорённом пожаром городе было невозможно: французским солдатам не хватало продовольствия, они перестали подчиняться своим командирам. Находясь в пустой Москве, Наполеон предпринял три попытки заключить мир с русскими, но ответа от русского императора Александра I Наполеон не дождался. Тогда Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России.

hello_html_m51a9be5c.png

Слайд 14

Кутузов вынудил Наполеона отступать по той дороге, по которой французская армия шла на Москву. Это была разорённая войной Смоленская дорога. Сильные морозы истребляли ослабленных голодом французов.

hello_html_m2f9532de.png

Слайд 15

На защиту отечества поднялся весь русский народ. Были организованы партизанские отряды, которые вместе с русской армией били французов, преследовали их, изгоняя с родной земли.

hello_html_m27c79750.png

Слайд 16

Наполеон покинул свою армию и отправился в Париж набирать новых солдат, взамен погибших в России. От многотысячной французской армии, вошедшей в Россию с императором, через полгода осталось совсем мало.

hello_html_m7383fc9a.png

Слайд 17

Отечественная война 1812 года завершилась практически полным уничтожением вторгнувшейся Великой Армии Наполеона.


hello_html_m5871d468.png

Слайд 18

Учитель: крах наполеоновской армии потряс и удивил весь мир, все восхищались победой русских. И ещё долгие годы после этих знаменательных событий тема войны 1812 года была на устах многих людей.

Обратите внимание на портрет молодого человека в военной форме. Это Михаил Юрьевич Лермонтов.

б) Чтение статьи о М.Ю. Лермонтове в учебнике

- Что вы узнали о Лермонтове?

Учитель: в связи с 25-летием Отечественной войны 1812 года М.Ю. Лермонтов обратился к теме Бородинской битвы.

Сhello_html_10b63387.pngлайд 19

В стихотворении рассказ ведётся от имени старого солдата, участника битвы, который точно воссоздаёт важнейшие эпизоды сражения. Лермонтов правдиво показал мужество и стойкость участников боя, их пламенный патриотизм, беззаветную преданность Родине. Михаил Юрьевич Лермонтов, отлично представляя себе расположение войск на Бородинском поле и зная ход событий, точно воспроизвёл важнейшие эпизоды исторической битвы.

А теперь, ребята, из легендарного исторического прошлого мы вернёмся к литературному произведению, прослушаем стихотворение «Бородино» в художественном исполнении. Послушав, подумайте, какое чувство особенно сильно выразил Лермонтов в этом стихотворении.

Слайды 20 - 46

в) Прослушивание стихотворения «Бородино» в художественном исполнении (в формате mp3) c демонстрацией слайдов к каждой строфе.

hello_html_25487477.png

hello_html_mf667119.png

hello_html_6281e69f.png

hello_html_32a34521.png

hello_html_2af16d97.png

hello_html_72ea423e.png

hello_html_m4d7a7f45.png

hello_html_653fb0d2.png

hello_html_m4ba370e7.png

hello_html_3c44164f.png

hello_html_m5ae93c59.png

hello_html_m48e5ceba.png

hello_html_6445fae.png

hello_html_2957f7f6.png

hello_html_m3b1bdd66.png

hello_html_553d68e5.png

hello_html_m910fd7d.png

hello_html_m421560e2.png

hello_html_m328345bd.png

hello_html_2ba65a27.png

hello_html_m5b0f1a4f.png

hello_html_m28d07f1.png

hello_html_m5d510523.png

hello_html_m5334011.png

hello_html_m5452289d.png

hello_html_m1334a0c9.png

hello_html_m153b0528.png


Уhello_html_6750a0fa.pngчитель: - Какое чувство особенно сильно выразил Лермонтов в этом стихотворении? (восхищение героизмом солдат)

Слайд 46 Физкультминутка (выполняется под «Бородинский марш» Апостолова (запись 1962г.) из альбома «1812. Старинные военные марши и песни» в исполнении Отдельного показательного оркестра Минобороны СССР).

Настроение у нас теперь бодрое, и мы, ребята, постараемся сейчас сами выразительно прочитать стихотворение «Бородино», осмыслить его, познакомиться с новыми словами.

Мы, ребята, будем читать это стихотворение по строфам. А что такое строфа?

Так как к следующему уроку нам нужно подготовить выразительное чтение стихотворения, сегодня на уроке мы будем осмысливать прочитанное и определять задачу чтения каждой строфы.

г) Обучение выразительному чтению стихотворения «Бородино»

Чтение стихотворения - 14 строф

(ученики читают по строфе)

Беседа по содержанию каждой строфы.

Комментарий учителя.

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Каким по цели высказывания является первое предложение? (вопросительным).

А как вы поняли, ребята, кто кого

спрашивает? (не племянник спрашивает своего дядю о сражении, а молодой солдат – ветерана, участника этой великой битвы).

С каким чувством нам нужно читать слова молодого человека? (с гордостью).

Давайте прочитаем эту строфу ещё раз.

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Как старый солдат называет героев своего поколения? (богатыри)

Почему он так их называет? (сильные люди, которые защищали свою Родину)

Как вы понимаете выражения: «Плохая им досталась доля», «Немногие  вернулись с поля»? (пришлось воевать, погибли).

С какой интонацией необходимо читать эти строки? (с упрёком молодому поколению и сожалением о погибших товарищах).

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

Учитель: – Французов было в два раза больше, поэтому русские войска вынуждены были отступать.

Зимние квартиры - расположение войск на отдых на всю зиму в домах мирных жителей.

Почему ворчали старики? (хотели сражаться, чтобы победить врага).

Недовольство солдат мы должны передать интонацией. Прочитайте строфу ещё раз.

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.


Что построили солдаты на поле? (редут). Учащимся предлагается сказать значение этого слова (редут демонстрируется на слайде).

Слайд 48

hello_html_m3bb51361.png

Как вы понимаете выражение «у наших ушки на макушке»? (не спят, в любой момент готовы принять бой).

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

- Какое настроение было у солдата в ожидании сражения?

(боевое, с иронией он относится к французу, называя его «мусью» - испорченное французское слово, означающее «господин» - monsieur).

- Меняется ли это настроение к концу строфы? (да)

Как вы понимаете выражение «Уж мы пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!»?

(напролом пойдут русские солдаты, готовые отдать жизнь за свою родину). Передайте это в чтении.

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Учитель: медленно тянется время, и ожидание боя становится томительным. Солдатам не терпится сразиться с врагом. В голосе – недовольство.

- Прочитайте сноску, что обозначает слово картечь.

Слайд 49

hello_html_7c75794e.png


Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

hello_html_m4dfdc7b8.png

hello_html_346ad61e.png

Слайд 50

hello_html_69c9313c.png

- Как автор передаёт настроение русских солдат и французов накануне сражения? (у врагов до рассвета не умолкали песни и шумные споры, там уже праздновали победу. Русские же спокойно и серьёзно готовились к бою).

- Прочитайте сноски, что обозначают слова лафет, бивак и кивер.

Слайды 51,52



И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.

Слайд 53

hello_html_3dc14c72.png

Слайд 54

hello_html_29e5051.png

Учитель: начался бой, «сверкнул за строем строй»… и тут появляется новое лицо – полковник. Как солдат относится к полковнику? (с уважением: слуга царю, отец солдатам)

- Как вы понимаете слово хват? (в толковом словаре В. Даля «хват» - молодец, удалец, бойкий, ловкий, расторопный).

Булат (устаревшее слово) - меч, клинок, кинжал и т.п. из очень прочной стали. - Как нужно читать первые строки (бодро, решительно).

А с каким чувством нужно читать последние 2 строки, где говорится о гибели полковника? (с сожалением, с понижающейся интонацией).

Прочитайте ещё раз эту строфу.

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

- К чему призвал полковник своих солдат перед боем? (защищать свою землю, не жалея жизни, до последней капли крови).

Учитель: В призыве полковника соединились высокая мысль и горячее чувство патриотизма. Прочитать эти слова, ребята, нужно торжественно и вместе с тем задушевно, искренне, горячо.

Полковник своей жизнью и смертью доказал любовь к родине.

Прочитайте ещё раз эту строфу.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Слайд 56

hello_html_6e0753.png

Учитель: начался бой. Как вы понимаете выражение «французы двинулись, как тучи»? (их было очень много).

Посмотрите на сладах, кто такие драгуны и уланы.


Слайд 55

hello_html_691e5965.png

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Слайд 57

hello_html_m2e7ced2f.png

Учитель: русские войска, неся огромные потери, с честью исполняли свой долг. Один из участников сражения вспоминал: «Под Бородиным мы сошлись и стали колоться. Колемся час, колемся два… устали, руки опустились! И мы, и французы друг друга не трогаем, ходим как бараны! Которая-нибудь сторона отдохнет и ну опять колоться. Колемся, колемся, колемся! Часа, почитай, три на одном месте кололись!»

- Как мы можем при чтении передать напряжение и тяжесть боя?

Прочитайте ещё раз эту строфу.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

- Как вы понимаете слова «рукопашный бой»? (ближний ручной бой).

Учитель: в XIX в. в рукопашном бою использовались штыки, пики, сабли, тесаки и др. виды холодного оружия, а также ружейные приклады.

Один из участников вспоминал: «С безумной отвагой наступал неприятель на наши батареи; залитые целыми потоками крови, переходили они к неприятелю, вновь нами отбивались — и так несколько раз. Грохот тысячи орудий, ружейная пальба — все это слилось в один непрерывный гул; сознание терялось, все чувства притупились; гул уж не слышен; наступает состояние, которое невозможно описать, как будто уж ничего не чувствуешь; является сомнение: да жив ли ты?»

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

- Как вы понимаете слово басурманы?

(Басурманы (устаревшее слово) - люди иной веры (обычно мусульманин). 2) Употреблялось иногда как бранное слово).

Учитель: в чтении этой строфы нужно выразить два чувства: гордость за русских солдат и скорбь о погибших. Потери российской армии были слишком велики: около 40 тыс. человек убитыми и ранеными, из них 27 генералов. Потери французов были примерно такими же: не менее 40 тыс. убитыми и ранеными, из них 49 генералов.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Учитель: вы заметили, наверное, что эта последняя строфа почти повторяет 2-ю строфу. Почему? (старый солдат подводит итог своим воспоминаниям. Молодой солдат, услышав рассказ ветерана, тоже, возможно, проникнется чувством гордости за участников Бородинского сражения и постарается быть похожим на них).

Учитель: Несмотря на  прошедшие двести лет, Бородино всё еще остается символом величия народного духа и предметом национальной гордости. Свидетельство тому – более сотни тысяч человек, ежегодно собирающихся на месте сражения.

Сhello_html_7337d4ba.pngлайд 58

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения «Бородино» и составить небольшой рассказ об артиллеристе-ветеране; желающим – сделать иллюстрации к стихотворению.



«Восхищение подвигом защитников Отечества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». (к 200-летию Бородинской битвы)»
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока:

«Восхищение подвигом защитников Отечества

в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

(к 200-летию Бородинской битвы)»

Цели:

Ø                познакомить учащихся с биографическими сведениями о М.Ю. Лермонтове;

Ø                познакомить с историческим прошлым народа и, прививая интерес к истории, подготовить учащихся к эмоциональному и глубокому восприятию стихотворения «Бородино»;

Ø                при осмыслении текста стихотворения  «Бородино» раскрыть патриотические чувства автора, его восхищение подвигом народа в войне 1812 года; подчеркнуть изобразительность языка; развивать умение выделять главное, передавать голосом чувства и настроение рассказчика;

Ø                использовать богатые возможности произведения для воспитания учащихся в духе патриотизма.

Автор Крючкова Надежда Валериановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 936
Номер материала 26446
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓