Главная / Классному руководителю / Вопросы воспитания толерантности младших школьников

Вопросы воспитания толерантности младших школьников


Вопросы воспитания толерантности младших школьников

в свете проблем современного общества


Я не согласен с тем, что вы говорите, но

пожертвую своей жизнью, защищая ваше

право высказывать собственное мнение.

Вольтер


Наши дети растут не изолированно от проблем окружающего мира. И если дошкольник не понимает сложности отношений между людьми, не всегда осознает степень правильности и целесообразности своих слов и действий, то у ребенка в возрасте 7-11 лет мозг активно впитывает информацию и начинает анализировать ее. Именно на этом жизненном этапе так важно внушить маленькому человеку базовые понятия общечеловеческих ценностей: добра, понимания, честности, культуры поведения, терпимости – толерантности.


Что такое толерантность? Для простого объяснения значения этого слова можно использовать более привычные синонимы: понимание, терпимость, человечность, гуманность, милосердие, доброта… Но это не лучший способ в полной мере раскрыть данное понятие. Вот как определяет толерантность «Философский энциклопедический словарь» (2010): «Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) − терпимость киного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции».


Для младших школьников это, в первую очередь, терпимое отношение к своим ровесникам, одноклассникам, учителям, родителям, родственникам и всем окружающим людям. Отсюда они придут к пониманию всех проявлений отличных от их личного вкуса, взглядов, пристрастий, вероисповеданий и т.д.


О программе воспитания толерантности у младших школьников «Детство – это смех и радость»


Бурные политические, экономические, социальные процессы, происходящие в обществе, заставили меня обратить самое серьезное внимание на воспитание толерантности у своих учеников. Именно поэтому в 2009 году была разработана воспитательная программа «Детство – это смех и радость».


Её задачи можно сформулировать такими тезисами:


  • ознакомление с понятием «толерантность», его происхождением и составными частями;

  • воспитание гуманизма, доброты, милосердия, сострадания, терпимости;

  • развитие умения оценивать других людей на основе сравнения себя с ними, выделяя сходства и различия;

  • глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа, формирование представления о многообразии культур в России и мире, воспитание уважения к истории культуре других стран;

  • повышение роли семьи в воспитании толерантной личности путем привлечения родителей учащихся к активной совместной деятельности;

  • воспитание активной жизненной позиции.


Четыре года реализации данной программы показали, что дети на самом деле открывают для себя новые знания о взаимоотношениях между людьми и стараются по-иному смотреть на ситуации, когда в конфликт вступают и дети, и взрослые с разными взглядами на какие-то проблемы.


Программа «Детство – это смех и радость» осуществляется по таким направлениям: обучение («Урок – всем впрок»), воспитание («Самый КЛАССный час»), семья и школа («Папа, мама, я…»).


Этапы реализации подразумевают последовательное достижение поставленных программой целей.


  • 1 этап. Подготовительный (1 класс, I полугодие). «Основы формирования толерантного сознания».

  • 2 этап. Основной (1 класс (II полугодие), 2, 3, 4 (I полугодие) класс). «Система мероприятий для формирования толерантного сознания».

  • 3 этап. Заключительный (4 класс (II полугодие)). «Обобщение результатов работы, мониторинг успешности реализации программы».


На мой взгляд, это оптимальный «календарь» эффективной работы с ребятами для развития в них гуманного отношения к окружающим.


Учитывая, что в нашей школе и в моем классе учатся дети разных национальностей, вероисповеданий и, конечно, ребята из семей с разным уровнем доходов, результаты работы в рамках программы можно считать успешными.Заметно уменьшилось количество конфликтов на почве неприятия другого человека по какой-либо из причин, уменьшилась и глубина разногласий. Ребята научились решать свои проблемы без моральной и физической агрессии – мирным путем. Многие дети получили способность принимать других людей такими, какие они есть: со своими привычками, взглядами, мыслями. А это привело к увеличению взаимопонимания между одноклассниками, учениками других классов, учителями и родителями – улучшению общей атмосферы в классе.

Для успешности воспитательной работы всегда важна система деятельности, ее обеспечивающая. Комплексный подход к реализации программы «Детство – это смех и радость» предусматривает гармоничное сочетание информационно-развивающих и творческих методов. Для меня было важно на уроках и внеклассных мероприятиях насыщать свои рассказы, беседы материалом, стимулирующим стремление к толерантному отношению с миру. Эффективными инструментами реализации программы стали творческие работы учащихся: сочинения, театрализованные представления, рисунки, музыкальные мероприятия. Ненавязчивому восприятию довольно сложных понятий очень помогли психологические тренинги, методы создания воспитывающих ситуаций. И, безусловно, при выполнении любой практической работы, участии во всех школьных мероприятиях акцентируется внимание ребят на пользе этих дел для тех или иных групп окружающих людей: ветеранов или воинов, малоимущих или пенсионеров, сирот или больных детей, а также для своих же товарищей, родителей, учителей или односельчан.

Актуальные методы и приемы воспитания толерантности

Чтобы правильно выстроить систему воспитательной работы, мною были проведены диагностические мероприятия: изучение состава класса, особенностей семейного уклада учеников, мнений, интересов и возможностей школьников и их родителей.

Какие проблемы общества сегодня можно считать наиболее здободневными и при этом активно снижающими качество межличностных отношений младших школьников? И, самое главное, как их можно решить или сделать менее острыми?

  • Национализм.

Понятие «национализм» имеет несколько значений. Но чаще всего мы следуем толкованию «Словаря иноязычных слов» (2004), где национализм – это «идеология и политика, направленные на разжигание национальной вражды путем утверждения превосходства одной нации над другими». Что делать, если в классе и школе наряду с русскими учатся армяне, грузины, осетины, корейцы,украинцы? В наши дни далеко не все соотечественники терпимо относятся к представителям других наций – и наоборот: русские ребятишки могут подвергаться негативу со стороны ребят других национальностей.

Весьма важным я считаю либо на подготовительном этапе программы, либо в момент назревания межнационального конфликта провести тестирование учащихся, где тест – это модель жизненной ситуации, выход из которой нарисует картину межнациональных отношений в классе в целом и раскроет мнение конкретных школьников к ребятам других национальностей.

Тест 1. «В полет!»


  • Цель теста: определить, к детям каких национальностей ребята относятся отрицательно.

  • Форма проведения: индивидуальная, групповая.

  • Вопрос. Представь, что исполнилась твоя мечта и ты отправился в длительный космический полет. Участниками экипажа и пассажирами являются дети разных национальностей. Кого из них ты бы не хотел видеть рядом с собой в этом полете? Почему? А может, ты рад общению с человеком любой национальной принадлежности?

  • Анализ результатов. Учитель делит ответы детей на две группы: «Толерантные», «Нетолерантные». Составляет статистику названных нежелательных национальностей.


Тест 2. «Забытая линейка»


  • Цель теста: проанализировать степень толерантности школьника к однокласснику другой национальности.

  • Форма проведения: индивидуальная.

  • Вопрос. На уроке математики оказалось, что твой одноклассник (указывается имя ребенка другой национальности) забыл линейку, необходимую для выполнения контрольной работы. Каковы твои действия?

  • Анализ результатов. Ответы школьников можно условно разделить на три группы:

«Поделюсь своей линейкой».

«Так ему и надо!».

«Не знаю. Мне все равно».


Тест 3. «Цирк»


Цель теста: выявить отношение школьников к детям других национальностей, находящихся в одном помещении.

Форма проведения: индивидуальная.

Вопрос. Представь, что ты пришел на цирковое представление, а некоторые места уже заняли другие дети. Посмотри на план зала и укажи крестиком место, какое бы ты выбрал.


(Ребятам раздаются примерно такие таблицы:

русский




армянин




кореец

украинец



белорус




цыган

грузин



русский


русский



белорус



еврей



татарин



немец


Анализ результатов: составляется таблица со списком класса и выбором ученика, выявляются самые «непопулярные» национальности −для дальнейшей коррекционной работы по формированию уважения к людям этой нации).

На основе результатов такого тестирования я и строю систему дальнейшей работы по искоренению признаков национализма.


  • Неуважение к людям другой веры.


В зависимости от уклада жизни семьи, религиозных убеждений моих учеников и учащихся школы можно разделить на несколько групп, членами которых являются православные христиане, мусульмане, иеговисты. Среди них есть и глубоко верующие, и менее увлеченные религиозными идеями. Моя цель – не допустить конфликтов между носителями разной веры, внушить школьникам уважение к любым религиям и их представителям.

Самым эффективным является информационный метод, в основе которого лежит ненавязчивая, деликатная подача знаний о религиях мира. Несомненно, что больше всего внимания уделяется библейским сюжетам, но при этом проводится параллель с главными священными книгами и мудрыми идеями других вероисповеданий.

Очень эффективными являются экскурсии в православные храмы, встречи со священниками, просмотр видеоматериалов, рассказы детей о посещениях других стран, когда учитель акцентирует внимание на религии этой страны (католицизм, мусульманство, иудаизм и т. д.)

Всегда популярны мероприятия, посвященные православным праздникам: конкурсы сочинений, стихов, рисунков, поделок.

Результат: интерес не только к своей религии, но и к особенностям других вероисповеданий А из интереса и вырастает уважение к вере и людям.


  • Нетерпимость в школьной жизни и в быту.


Дети смеются над одеждой одноклассника? Спорят до ссоры о достоинствах или недостатках того или иного фильма, артиста, певца? Не могут найти общий язык, обсуждая интересующие их проблемы? Значит, воспитание толерантности – то самое средство, которое поможет им стать добрее и терпимее.

Опыт работы по программе «Детство – это смех и радость» показывает, что хорошо зарекомендовали себя некоторые законы поведения ребят в школе, в классе, дома, подкрепленные специальными групповыми упражнениями.

  1. «Ты – лучший!».

Вначале учитель в общении с детьми подчеркивает лучшие качества каждого, подтверждая свои слова конкретными аргументами. Затем «похвалить» товарища доверяется ребенку: он поневоле задумывается о том, что же хорошего есть у одноклассника. И обнаруживает, иногда неожиданно для себя, массу достоинств у того, на кого ли не обращал внимания или конфликтовал с ним.

  1. «Строим прогнозы».

При наличии в классе конфликтной ситуации учитель просит детей сделать прогноз: как может она разрешиться при тех или иных условиях. Такая ситуация может быть вымышленной. В ходе прогнозирования находятся и пути примирения сторон. Это упражнение можно проводить и на примере конфликтов персонажей литературных произведений.

  1. «Давайте говорить друг другу комплименты

Эти слова Б. Окуджавы становятся эпиграфом к такому упражнению: нужно придумать добрые слова, чтобы сделать приятное собеседнику. Это может быть как реальный человек (одноклассник, член семьи, учитель и т. д.), так и герой книг или фильмов.

  1. «Палочка-выручалочка».

Педагог предлагает детям общее дело, где каждому найдется поручение. Ребята начинают понимать, что зачастую от усилия одного человека зависит общий результат.

  1. «Играем роль».

Детям предлагается для обсуждения проблемная ситуация (реальная, из литературного произведения или вымышленная). Дети пытаются найти из нее выход, вживаясь в образ одной из стороныконфликта. Интересное происходит, когда дети меняются местами и говорят уже от имени собеседника: это учит их ставить себя на место других в реальной жизни и понимать их поступки.

Это далеко не весь перечень средств воспитательной программы «Детство − это смех и радость». Да и сама программа не может быть панацеей от отсутствия в ребенке понимания того, что все мы разные. Но она проповедует простую истину: просто нужно любить других такими, какие они есть, и верить, что в каждом человеке есть что-то хорошее, не всегда заметное на первый взгляд. Данная программа воспитания помогает всем субъектам образовательно-воспитательного процесса – ученикам, учителю, родителям – гармонично вписаться в социум, строить свои взаимоотношения на основе толерантности. А в глобальном плане – уважать всех окружающих людей, учиться с ними договариваться и никогда не брать в руки оружие для разрешения конфликтов.




Вопросы воспитания толерантности младших школьников
  • Классному руководителю
Описание:

Для успешности воспитательной работы всегда важна система деятельности, ее обеспечивающая. Комплексный подход к реализации программы «Детство – это смех и радость» предусматривает гармоничное сочетание информационно-развивающих и творческих методов.

Данная программа  проповедует простую истину: просто нужно любить других такими, какие они есть, и верить, что в каждом человеке есть что-то хорошее, не всегда заметное на первый взгляд. Данная программа воспитания помогает всем субъектам образовательно-воспитательного процесса – ученикам, учителю, родителям – гармонично вписаться в социум, строить свои взаимоотношения на основе толерантности.

Автор Беловол Татьяна Федоровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 726
Номер материала 23696
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓