Главная / История / Вопросы истории русской культуры при подготовке к ГИА

Вопросы истории русской культуры при подготовке к ГИА


Русская культура в 9-15 веках.



9-12 века

14-15 века

Исторические условия

Формирование и развитие древнерусского государства Киевская Русь.

Принятие христианства на Руси.

Отношения с Византией.

Борьба с кочевниками.

Распад Руси на отдельные феодальные княжества.

Монголо-татарское иго на Руси.

Объединительный процесс русских земель вокруг Москвы.

Экономический подъем.

Борьба русских земель против ига монголо-татар.

Создание русского централизованного государства.

Особенности

-складывалась на основе культуры восточно-славянских племен

- испытала влияние кочевых народов степи и особенно Византии

-все влияния извне перерабатывались, преломлялись в абсолютно русском духе

- с начала 12 века в отдельных княжествах на основе культуры Киевской Руси начинают складываться культурно-художественные школы

- золотоордынское иго уничтожило многие материальные и духовные ценности

- возрождение национальных традиций, восстановление прерванных связей с Византией;

- со второй половины 14 века подъем культуры

- формирование общенациональной русской культуры

Письменность и просвещение

До принятия христианства была письменность – договор Олега с Византией- составлен на русском и греческом языках

2-ая половина 9 века – славянские просветители Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку ( глаголица), позже переименованную в кириллицу

Писали на пергаменте и бересте ( до 14 века)

С принятием христианства появились книги- – переводы.

При церквах и монастырях появлялись школы.

С 11 века начали учить девочек

( сестра Владимира Мономаха – Янка)

Середина 14 века – начинает использоваться бумага.

Получает распространение скоропись.

В 15 веке появляется первая запятая.

Литература

Древнейшая книга – Остромирово Евангелие

( сер.11.века)

Летописи:

-первая появилась в конце 10 века,

вторая- при Ярославе Мудром;

- самая известная – Повесть временных лет ( монах Нестор) – начало 12 века

Устное народное творчество ( фольклор): песни, сказания, былины, сказки. Легендарный сказитель - Боян

Жития:

- «Чтение о житии Бориса и Глеба»

Исторические повести:

- «Слово о полку Игореве» ( Игорь – северский князь, который в 1185 году совершил неудачный поход против половцев – неизвестный автор призывал князей к объединению)

Публицистика:

- «Слово о законе и благодати» ( митрополит Илларион);

- «Память и похвала Владимира» ( монах Иаков);

- «Поучение детям» ( Владимир Мономах)

13 век – «Моление» («Послание») Даниила Заточника (ок.1229г.)

Летописи:

- 1408- общерусский летописный свод – Троицкая летопись

1422 – «Хронограф» Пахомия Логофета

- 1480 – Московский летописный свод

Фольклор:

- Былины о Василии Буслаеве, Садко;

- Сказание о Евпатии Коловрате;

- Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче;

Жития Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, митрополита Петра;

Исторические повести:

- Сказание о Мамаевом побоище»

- «Задонщина» ( Софоний Рязанец)

- «Повесть о разорении Рязани Батыем»

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина,

тверского купца (15в.)

Зодчество

Деревянное зодчество – многоярусность строений, башенки, терема, резьба по дереву.

С принятием христианства – каменное зодчество.

Тип храма – крестово-купольный.

Первая каменная церковь Богородицы в Киеве ( Десятинная – Владимир отдавал на содержание церкви десятую часть своих доходов) – конец 10 века

1037-1041гг. – строительство Софийского собора в Киеве.

Сер.11 века:

- Софийский собор в Новгороде;

- Золотые ворота в Киеве

12 век – однокупольные храмы, сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.

Успенский (сер.12 века) и Дмитриевский ( конец 12 века) соборы во Владимире.

Церковь Покрова-на-Нерли (1165г.)


В Москве:

-1367 – белокаменный кремль

- 1393 – церковь Рождества Богородицы в Кремле

- 1397-1416 – Благовещенский собор (псковские мастера)

- 1475-1479 – Успенский собор

(Аристотель Фиораванти)

- 1487-91 – Грановитая палата (Руффо и Солари)

- 1485 – первая башня Московского кремля - Тайницкая


В Новгороде:

1361 – церковь Федора Стратилата

1374 – церковь Спаса на Ильине



Живопись

Внутреннее украшение храмов:

Фрески ( в Софийском соборе в Киеве изображение сыновей и дочерей Ярослава Мудрого)

Иконопись – «Владимирская богоматерь»,«Боголюбская богоматерь»

Мозаика, зернь, скань, чернь.

В 14 веке впервые в русских храмах появляются иконостасы.

Конец14в.- начало 15в.:

Феофан Грек - расписал фресками церковь Спаса на Ильине, церковь Рождества Богородицы.

Андрей Рублев ( иконопись) – «Троица Ветхозаветная» в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Вместе с Феофаном Греком расписывал стены Благовещенского собора в Москве, с Даниилом Черным – Успенский собор во Владимире










Русская культура в 16-17 веках.


16 век

17 век

Исторические условия

- завершение формирования великорусской народности;

- расширение территории;

- формирование государства как многонационального;

- укрепление централизованной власти;

- превращение сословно-представительной монархии в самодержавную;

- династический кризис в конце века;

- усиление крепостничества.

- расширение связей с западноевропейскими странами;

- складывание всероссийского рынка усиливало экономические и культурные связи между регионами;

- потребности экономики, постоянные войны требовали развития разных областей науки;

- укрепление экономического и политического положения России давали возможности для дальнейшего развития архитектуры, живописи, литературы.

Особенности

- ощутимее, чем прежде, проявляются светские элементы в культуре;

-весомо и звучно заявляют о себе мотивы патриотизма, национальной гордости;

- усиление «обмирщения» культуры, отход от религиозных канонов, усиление внимания к человеческой личности.

Просвещение, научные знания, книгопечатание

Центры грамотности и просвещения - монастыри, церкви. Ученики осваивали сначала азбуку, часослов ( молитвы), письмо, Псалтырь

( псалмы – песнопения), счет до тысячи, сложение, вычитание.

Учебники: «Начало грамоты греческой и русской» (Максим Грек), «Беседа о учении грамоте», «Азбуковник», «Книга - Арифметика, цифирная мудрость».

1553 - возникает Московский печатный двор

1564г. - начало книгопечатания на Руси: дъяк Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую русскую датированную книгу «Апостол».

На Украине ( Львов) они издали первый русский печатный букварь с грамматикой.

До конца 16 века было издано 20 названий богословских книг.

Научные знания носили прикладной характер:

- сочинения «Шестокрыл», «Космография» помогали вычислять лунные фазы, затмения луны и солнца;

- «Вертоград» - рукописная книга, переведенная с немецкого, содержала медицинские сведения, правила ухода за больными;

- 1586г. - Андрей Чохов отлил Царь-пушку(40т, длина 5м);

- словари: « Се татарский язык», «Толк язык половецкого»,«Славянские слова»

- массовым тиражом печатаются пособия по грамматике и арифметике: «Грамматика» М.Смирницкого, иллюстрированный букварь Истомина, «Азбука» В.Бурцева;

- появляются светские школы ( в Немецкой слободе, при Печатном дворе), где изучаются иностранные языки, риторика, философия;

- в 17 веке умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади;

- 1687 - в Москве открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее

( гуманитарное) учебное заведение - языки, философия, этика - в свое время ее закончили М.В.Ломоносов и А.Кантемир - дипломат 18 века, основатель сатирической русской литературы.

- О.Михайлов «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науке» - практические сведения по геометрии, механике, физике, химии;

- в Аптекарском приказе обучали фармацевтов и врачей;

- переведен труд ученого эпохи Возрождения Андрея Везалия

«О строении человеческого тела»;

- составление карт и атласов (Семен Ремезов - «Чертежная книга Сибири»);

- первая печатная книга по истории «Синопсис» Иннокентия Гизеля

- с 1621 года издается первая рукописная газета «Куранты»;

Литература

Фольклор: «Сказка о Барме-Ярыжке»,

«Умный мальчик-судья», «Мудрая дева».

Летописание: Воскресенская летопись первой половины 16 века, Никоновская летопись (50-е гг.), «Книга степенная царского родословия»


Жития: митрополит Макарий составил сборник житий святых по месяцам в соответствии с днями чествования церковью памяти каждого святого – «Четьи – Минеи»

Публицистика: Федор Карпов, Иван Пересветов, князь А.Курбский ( переписка с Иваном Грозным)

Митрополит Афанасий ( ученик Макария, духовник Ивана Грозного) – «Степенная книга» ( систематическое изложение русской истории от Владимира Святославовича до Ив..Грозного. Разделена на 7 граней – родословных степеней).

Исторические повести: «Сказание о царстве Казанском»,

«О прихождении Стефана Батория на град Псков»

Светская литература: «Домострой» ( Сильвестр)

Фольклор - три основные темы:

- борьба за независимость, песни и сказания о борьбе с польско-шведскими интервентами;

-рассказы о восстаниях крестьян и посадских людей, прославление народных героев (Ермак, Степан Разин);

- обличение произвола царского суда и служилых людей.

Преодолевается разрыв между фольклором и письменностью - первые записи произведений устного народного творчества.

Исторические повести, публицистика:

«Политика» Ю.Крижанича, сочинения Симеона Полоцкого- белорусский просветитель, наставник царских детей), «Житие протопопа Аввакума, написанное им самим».

Новые жанры:

А) бытовая повесть ( «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть об Ульяне Осорьиной»)

Б) бытовая сатира («Сказание о куре и лисице», «Повесть о бражнике», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Азбука о голом небогатом человеке»)

В) стихотворчество ( Симеон Полоцкий - два сборника стихотворений: «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион»)

Зодчество

- Архангельский собор в Кремле (1509г. , Алевиз Новый) - усыпальница русских князей и царей;

- возвращение к пятикупольному храму: Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, Смоленский собор Новодевичьего монастыря;

- Стоятся каменные кремли: Смоленский кремль и Белый город

( Федор Конь), Китай-город, кремли в Туле, Коломне, Серпухове;

- возводятся монастыри-крепости: Донской, Данилов, Новодевичий;

- шатровый стиль: первый памятник - церковь Вознесения в селе Коломенском ( построена в 1532 в честь родившегося Ивана IY)

- венец архитектуры 16 века - Покровский собор - храм Василия Блаженного ( 1561г., Барма и Постник Яковлев) - в честь взятия Казани - 9 куполов, ни один не повторяет другой.

- памятник деревянного зодчества - дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском;

- в стиле строго монументализма и церковных традиций - Новоиерусалимский монастырь под Москвой ( воспроизведен храм над «гробом Господнем» в Иерусалиме)

- монументальные храмы уступают место небольшим посадским церквам ( Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках) - шатровый стиль;

- конец 17 века - новый архитектурный стиль - нарышкинское или «московское барокко»- влияние западноевропейской архитектуры ( церковь Покрова в Филях, архитектор Л.К.Нарышкин - дядя Петра Первого)

- перестройка московского Кремля: оборонно-крепостной облик уступал место торжественному ансамблю.

Живопись

- крупнейший живописец - Дионисий: часть фресок Успенского монастыря в Кремле, роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове монастыре, житийная икона «Митрополит Алексий»;

- в конце 16 века складывается «строгановская школа» ( Чирин, Савин) - иконы в миниатюре, тонкие, изящные, праздничные, предпочитали светские сюжеты;

- «годуновская школа» - стремящаяся вернуться к монументальным формам, характерным для конца 15 века

- Симон Ушаков- икона «Спас Нерукотворный», «Троица»

- в росписи храмов библейские сюжеты на фресках изображаются в образах реальной жизни

( росписи церкви Троицы в Никитниках);

- светская портретная живопись - парсуна; к концу века начинают писать портреты красками на холсте.


Театр


В 1648 году были запрещены выступления бродячих актеров - скоморохов. 1672г. - возникает русский театр:

Алексей Михайлович в Преображенском велел построить потешную палату, где был дан спектакль в честь рождения Петра Первого.

Русская культура 18 века


1-я половина 18 века

2-я половина 18 века

Особенности

- дальнейшее обмирщение

- сословный характер культурных преобразований

- преодоление замкнутости культурного развития

- торжество личностного начала

- определяющим становится светское направление

- складывается новый, близкий к разговорному, литературный язык

- появляется национальная русская литература

Образование

-повсеместная практика отправления дворян на учебу за границу

-открыты школы: Навигацкая и Артиллерийская (1701г.), Медицинское училище (1707г.), Инженерная школа (1712)

- «цифирные школы» - для детей провинциальных дворян и чиновников

-горные школы – учились дети мастеровых

- гарнизонные – солдатские дети

- издание учебников: «Арифметика, сиречь наука численная» Л.Магницкого (1703г.), «Букварь» Ф.Поликарпова

- центр российского просвещения – Московский университет (1755г.)

- Академия художеств (1757)

- Академия Российская – по изучению русского языка и словесности (1783)

- для дворян – шляхетские корпуса и благородные пансионы, Смольный институт благородных девиц (1764)

- для мещан – школы, дающие специальное образование, для девочек – Екатерининский институт в Москве

- 1786 – «Устав народных училищ»: в губернских городах – 4-х классные народные училища, в уездных – 2-х классные

т.е., образуется система сословного образования

Наука

- Кунсткамера – первый естественно-исторический музей (1719)

- организованы научные экспедиции для картографирования и изучения России: Кириллов «Атлас Всероссийской империи», Ремезов – «Чертежная книга Сибири»

- ряд трудов по истории Северной войны

- первое сочинение по политэкономии «Книга о скудости и богатстве» И.Т.Посошкова

- новые технические изобретения: оптические приборы(Беляев), токарные и винторезные станки (Нартов)

1725 – открытие Академии наук

- деятельность М.В.Ломоносова

-математики Л.Эйлер, Д.Бернулли

-экспедиционная деятельность: открытие пролива между Азией и Америкой (Беринг); С.Крашенниников «Описание земли Камчатки

-первые труды по истории Российского государства (Татищев – «отец русской истории», Щербатов, Болдин

- взлет технической мысли: изобретения И.Ползунова, И.Кулибина

Печатное дело

- 1702 – первая печатная газета «Ведомости»

- 1705 – первая частная типография

- 1708 – гражданский шрифт

- А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

- Н.И.Новиков – русский просветитель, издание журналов «Трутень», «Живописец»

Литература

- в 1-й четверти 18 века – старые формы литературных произведений

- 30-50-е гг. – господство классицизма. Родоначальник –

А. Кантемир

- публицистика: Ф.Прокопович («Правда воли монаршей», «Духовный регламент»), Ф.Салтыков («Пропозиция», «Изъявления, прибыточные государству» - вопросы просвещения)

Классицизм:

- А.П.Сумароков (трагедия «Дмитрий самозванец», комедии «Опекун», «Лихоимец»)

- М.В.Ломоносов, Г.Державин – оды

Становление реализма

Д.А.Фонвизин – ( комедии «Бригадир», «Недоросль»)

Основоположник русского сентиментализма

- Н.М.Карамзин («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза»)



Живопись

На смену иконописи приходит светская живопись – искусство портрета

( братья Никитины, А.Матвеев – «Автопортрет с женой»), миниатюрный портрет (Адольский, Мусиковский)

- портретная живопись: Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, Аргунов, Антропов

- жанровая живопись:М.Шибанов

- родоначальник пейзажной живописи Ф.Я.Алексеев

Скульптура

Прикладной, орнаментальный характер

- реалистическое направление – Ф.И.Шубин

- классицизм – Э.Фальконе («Медный всдник»)

- родоначальник русского классицизма в скульптуре – М.И.Козловский (фонтан «Самсон» в Петергофе)

Архитектура

Ведущее направление – барокко

- в градостроительстве –переход к регулярной застройке по специальному плану

- архитекторы и важнейшие архитектурные памятники:

Д.Трезини – в Петербурге:

1711 – летний дворец Петра

1712-1713 – Петропавловский собор

И.Зарудный – в Москве:

1704-1707 – церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня)

Середина века:

В.Растрелли (Зимний дворец, Смольный монастырь)

На смену барокко приходит классицизм

В Петербурге:

- Д.Кварнеги – Академия наук, Александровский дворец в Царском селе

- И.Старов –Таврический дворец

В Москве:

- В.И.Баженов – Дом Пашкова

- М.Ф.Казаков – Петровский дворец

Театр

При Петре Первом на Красной площади построена «Комедиальная храмина»

В Ярославле создает театр группа актеров во главе с Ф.Волковым

1756г. – указ об учреждении в Петербурге «Русского театра» - сначала руководил А.П.Сумароков, затем Ф.Волков.

Преемник Волкова – Дмитриевский – создает в 1779 году частный театр















Русская культура в 19 веке.

Просвещение.

1-я половина 19 века

2-я половина 19 века

Университеты

До 19 в. – 1 университет- Московский

Открыты: Казанский ( 1804), Харьковский (1805),

Петербургский (1819),Киевский (1834г.)

Дерптский, Виленский

Одесский (60-е гг.)

Томский университет (1888г.)

Лицеи

Царскосельский (1811г.)

Демидовский в Ярославле


Высшие учебные заведения

Горный, Лесной, Институт гражданских инженеров, Петербургский Технологический,

Академия Генерального штаба,

Инженерная и Артиллерийские академии

Томский технологический институт

Консерватории в Петербурге и Москве

Средние учебные заведения

Гимназии ( 7 лет)

Уездные училища (3 года)

Классические гимназии и реальные училища

Женское образование

Институты для дворянских дочерей

С 1862г. – женские гимназии

1878г. – Высшие женские курсы

(Бестужевские) - положено начало высшему женскому образованию)

Народное просвещение

В городах – 50% неграмотных

Церковно-приходские школы

В городах – до 70% неграмотных.

Среди крестьян – 5-7%

Церковно-приходские школы. Воскресные ( для рабочих).

Земские (начальные)

Журналистика,

книгоиздательство

Официальная газета –

«С.-Петербургские ведомости»

Консервативные издания:

Газета «Северная пчела» (Булгарин, Греч), журнал «Москвитянин» ( М.Погодин)

Либеральные журналы:

«Московский телеграф» ( Н.Полевой)

«Телескоп»

«Современник» ( Пушкин)

«Отечественные записки» ( Краевский)

Передовые журналы:

«Современник» ( Чернышевский, Салтыков-Щедрин) – до 1866г.

«Отечественные записки»(Салтыков Щедрин) – до 1884г.

«Русское богатство» - народническое направление

(Михайловский)

«Русский вестник» - либеральный до 1862г.

«Вестник Европы» - журнал ученых и профессоров

Крупнейший книгоиздатель – Сытин.






наука


1-я половина 19 века

2- половина 19 века

Область науки

Ученый

Изобретение, открытие

Ученый

Изобретение, открытие

Математика

Н.И.Лобачевский

Неевклидова геометрия

П.Л.Чебышев


А.М.Ляпунов

Теория чисел, математический анализ

Химия

Н.Н.Зинин

Органическая химия

(синтез анилина)

А.М.Бутлеров

Теория химического строения

Д.И.Менделеев

Периодический закон химических элементов

Физика

В.В.Петров

Использование электрической

дуги для плавки металлов

А.Г.Столетов

Фотоэлектрические явления

П.Н.Яблочков

Дуговая лампа, трансформация электрического тока

Б.С.Якоби

Электродвигатель, метод гальванопластики

А.Н.Лодыгин

Лампа накаливания

А.С.Попов

радиотелеграф


В.Я.Струве

Астрономия, работал в Пулковской обсерватории



Биология

Н.И.Пирогов

Медицина, военная хирургия, эфирный наркоз

В.В.Докучаев

почвоведение

И.М.Сеченов

Физиология, психология

«Рефлексы головного мозга

И.И.Мечников

Микробиология, бактериология, медицина

История

Н.М.Карамзин

Становление исторической науки. «История государства российского» ( до 1611г.)

С.М.Соловьев

«История России с древнейших времен»- 29 томов – до 1775г.

Курс лекций о Петре Великом

В.О.Ключевский

«Курс русской истории»

М.М.Ковалевский

Всеобщая история

География, русские путешественники

И.Ф.Крузенштерн, Ю.Ф.Лисянский.

Первое русской кругосветное путешествие

П.П.Семенов-Тян-Шанский

Руководитель русского географического общества,

Исследование Средней Азии, Тянь-Шаня

Ф.Ф.Беллинсгаузен,

М.П.Лазарев

Открытие Антарктиды

Н.М.Пржевальский

Уссурийский край,

Монголия, Западный Китай

( Тибет, пустыня Гоби)

Ф.П.Литке

Основал Русское геогр.об-во

Н.Н.Миклухо-Маклай

Африка, Новая Гвинея, Филиппины

Г.И.Невельской

Камчатка, Сахалин - остров







А Р Х И Т Е К Т У Р А

1-я половина 19 века

2-я половина 19 века

Начало 19 в. - классицизм- ориентация на античное искусство. Разновидность- стиль ампир

Петербургский классицизм:

А.Д.Захаров - Адмиралтейство

А.Н.Воронихин - Казанский собор

О. Монферран - Исаакиевский собор

К.Росси- здание Главного штаба, Сенат,Синод, Александрийский театр, Михайловский дворец (Русский музей)

Московский классицизм:

О.И.Бове - Большой театр, Манеж

Середина 19в. - эклектика ( смешение стилей):

К.А.Тон ( русско-византийский стиль) :

Большой Кремлевский дворец, Храм Христа Спасителя (освещен в 1883г.), Московский и Ленинградский вокзалы, Сухарева башня Кремля.

Господствующий стиль - эклектика

( модерн и стилизация под старину)

В.О.Шервуд - Исторический музей

Д.Н.Чичагов - здание Городской думы

А.И.Померанцев - Верхние торговые ряды (ныне ГУМ),

Н.А.Шохин - Политехнический музей

С К У Л Ь П Т У Р А

П.К.Клодт- «Укротители коней»( Аничков мост в Петербурге), памятник Николаю ! на Исаакиевской площади.

Б.И.Орловский - Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором.

И.П. Мартос - первый московский памятник - Минину и Пожарскому

Ж И В О П И С Ь

Классицизм в живописи - академизм:

К.П.Брюллов, А.А.Иванов - античная, библейская тематика

О.А.Кипренский, В.А.Тропинин - портретисты

П.А.Федотов - художник-сатирик

1852г. - открытие Эрмитажа

М.М.Антокольский - скульптурные портреты «Петр 1», «Ярослав Мудрый», «Ермак»

А.И.Опекушин - памятник А.С.Пушкину на Тверском бульваре ( 1880)

М.О.Микешин - «Тысячелетие России» в Новгороде

Ж И В О П И С Ь

1870г. - Товарищество передвижных выставок ( Н.И.Крамской)

К.А.Коровин, В.М.Максимов, Г.Г.Мясоедов- сцены из крестьянской жизни;

А.К.Саврасов, Ф.А.Васильев, И.И.Шишкин, А.И.Куинджи, И.И.Левитан - пейзажисты

И.Е.Репин - монументальные жанровые полотна, революционная тематика, историческая, портреты ученых, писателей, композиторов, художников.

В.И.Суриков - исторические картины

В.А.Серов - портретист, также пейзажи, картины на исторические темы.

Купец-меценат П.М.Третьяков начал с 1856г.коллекционировать картины, в 90-е годы создает музей - Третьяковская галерея.

1898г. - открыт Русский музей









1-я половина 19.века

2-я половина 19 века

Театр

Романтизм

Александринский театр в Петербурге

П.С.Мочалов (Гамлет). В.А.Каратыгин

Реализм

Малый театр в Москве

М.С.Щепкин – основоположник реализма, реформатор русского актерского искусства. Роли Фамусова и Городничего

Главные центры – Александрийский и Малый театры.

Малый театр:

пьесы А.Н.Островского, актеры Мария Ермолова, Пров Садовский, Иван Самарин, Александр Ленский.

Театры в 100 городах ( Казань, Саратов, Астрахань, Воронеж)

1898г. – К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко создают Московский художественный театр (МХТ)

Музыка

Характерно обращение к народной мелодии и национальной тематике.

Основоположник русской национальной музыкальной школы – М.И.Глинка:

Оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин),

«Руслан и Людмила»; романсы, песни, симфоническая музыка.

А.И.Верстовский – опера «Аскольдова могила»

Романсы – А.А.Алябьев («Соловей»), А.Е.Варламов, Гурилев А.Л.

Расцвет русского музыкального искусства.

1862г. – «Балакиревский кружок» - «Могучая кучка» ( определение критика В.В.Стасова):

М.А.Балакирев, Ц.Кюи, М.П.Мусоргский ( оперы «Борис Годунов», «Хованщина»),

Н.А.Римский-Корсаков ( «Псковитянка»), А.П.Бородин( «Князь Игорь»).

Творчество П.И.Чайковского:

6 симфоний, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»,

Оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»,«Мазепа», «Иоланта», «Чародейка»

Конец 19в. – композитор, дирижер, пианист А.Рубинштейн создает в Петербурге

«Русское музыкальное общество»













История развития русской живописи

Исторический период

Особенности развития

9-12 века

Внутреннее украшение храмов:

Фрески ( в Софийском соборе в Киеве изображение сыновей и дочерей Ярослава Мудрого)

Иконопись – «Владимирская богоматерь»,«Боголюбская богоматерь»

Мозаика, зернь, скань, чернь.

14-15 века

В 14 веке впервые в русских храмах появляются иконостасы.

Конец14в.- начало 15в.:

Феофан Грек - расписал фресками церковь Спаса на Ильине, церковь Рождества Богородицы.

Андрей Рублев ( иконопись) – «Троица Ветхозаветная» в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Вместе с Феофаном Греком расписывал стены Благовещенского собора в Москве, с Даниилом Черным – Успенский собор во Владимире

16 век

- крупнейший живописец - Дионисий: часть фресок Успенского монастыря в Кремле, роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове монастыре, житийная икона «Митрополит Алексий»;

- в конце 16 века складывается «строгановская школа» ( Чирин, Савин) - иконы в миниатюре, тонкие, изящные, праздничные, предпочитали светские сюжеты;

- «годуновская школа» - стремящаяся вернуться к монументальным формам, характерным для конца 15 века.

17 век

- Симон Ушаков- икона «Спас Нерукотворный», «Троица»

- в росписи храмов библейские сюжеты на фресках изображаются в образах реальной жизни

( росписи церкви Троицы в Никитниках);

- светская портретная живопись - парсуна; к концу века начинают писать портреты красками на холсте.

18 век

1-я половина

На смену иконописи приходит светская живопись – искусство портрета

( братья Никитины, А.Матвеев – «Автопортрет с женой»), миниатюрный портрет (Адольский, Мусиковский)

18 век

2-я половина

- портретная живопись: Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, Аргунов, Антропов;

- жанровая живопись: М.Шибанов; Ф.Я.Алексеев - родоначальник пейзажной живописи

19 век

1-я половина

Классицизм в живописи - академизм:

К.П.Брюллов, А.А.Иванов - античная, библейская тематика

О.А.Кипренский, В.А.Тропинин - портретисты

П.А.Федотов - художник-сатирик

1852г. - открытие Эрмитажа

19 век

2-я половина

1870г. - Товарищество передвижных выставок ( Н.И.Крамской)

К.А.Коровин, В.М.Максимов, Г.Г.Мясоедов- сцены из крестьянской жизни;

А.К.Саврасов, Ф.А.Васильев, И.И.Шишкин, А.И.Куинджи, И.И.Левитан - пейзажисты

И.Е.Репин - монументальные жанровые полотна, революционная тематика, историческая, портреты ученых, писателей, композиторов, художников.

В.И.Суриков - исторические картины

В.А.Серов - портретист, также пейзажи, картины на исторические темы.

Купец-меценат П.М.Третьяков начал с 1856г. коллекционировать картины, в 90-е годы создает музей - Третьяковская галерея. 1898г. - открыт Русский музей



Вопросы истории русской культуры при подготовке к ГИА
  • История
Описание:

При подготовке к ЕГЭ большая часть учащихся, особенно общеобразовательных школ, испытывает затруднения при выполнении заданий, связанных с историей русской культуры. Это вызвано как объективными причинами (невысокий культурный уровень основной части современного общества, снижение интереса к истории культуры, к  жизни и деятельности её  выдающихся представителей, к культурно-историческим памятникам), так и субъективными (особенности организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях). Вследствие этого, к моменту обучения в старших классах и своего профессионального самоопределения, когда встает вопрос о необходимости сдачи ЕГЭ по истории, многие старшеклассники забывают те знания, которые были получены ими по истории культуры в основной школе на уроках музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, в курсах истории и литературы. В лучшем случае, часть учащихся имеет об этом смутные представления. В старших классах, даже там где реализуется профильное обучение, в т.ч. и по социальному или гуманитарному профилям, не всегда остаются в учебным плане часы на введение элективных курсов культурологической направленности.

Удельный вес числа заданий по истории русской культуры в контрольно-измерительных материалах не слишком велик, но подчас, невыполнение именно этих заданий не позволяет набрать выпускникам необходимых им баллов. В различных пособиях, которые педагоги и учащиеся используют при подготовке к ЕГЭ, содержится достаточно много таблиц и схем по  истории русской культуры. Это пособия таких авторов, как М.И.Ивашко, В.В.Корнилов, П.А.Баранов, С.В.Шевченко, Н.И.Вурста и другие. Но во всех этих пособиях схемы и таблицы отражают развитие культуры в определенный исторический период. Вместе с тем, в заданиях КИМов часто встречаются такие, когда необходимо установить хронологическую последовательность творчества деятелей культуры или созданных ими произведений, изобретений, научных открытий, установить соответствие или выполнить задания на сравнение. В этом случае помощь могут оказать так называемые синхронистические таблицы, в которых можно проследить развитие тех или иных областей культуры (видов искусства) на протяжении различных периодов русской истории. Предлагаемые таблицы легко модифицируются (можно обобщить необходимый материал или наоборот детализировать (см.таблицу «История развития русской живописи»), из них хорошо видно, на каком этапе исторического развития возникла русская наука, появился театр, было создано национальное музыкальное искусство.        

Удель

 

Автор Рыхлова Надежда Леонидовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 461
Номер материала 17890
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓