Главная / Биология / Вопросы для биологических олимпиад

Вопросы для биологических олимпиад

7 класс.

1. Срезанные цветы, поставленные в воду, быстро вянут. Почему? Что нужно сделать, чтобы цветы не завяли.

Ответ:

Цветы, поставленные в воду, вянут потому, что вода не может подниматься по сосудам проводящей системы из-за наличия в них пузырьков. Для того, чтобы пузырьков не было, нужно обрезать стебли растения под водой.

 

2. Чем помогает растению сложная форма цветка в семействе Бобовых? Какие дополнительные проблемы для растения создае такая форма цветка?

Ответ:

Закрытый цветок Бобовых могут посещать одни насекомые и не могут посещать другие. Это позволяет очень эффективно доставлять пыльцу по назначению. Кроме того, закрытый цветок защищает будущие семена от плохой погоды. Но с другой стороны сильно специализированный цветок ставит растение в зависимость от наличия в окружающей среде специализированных опылителей. При их отсутствии представителиБобовых или переходят к самоопылению, либо же в данном месте исчезают.   

 

3. Аварский поэт Гамзат Цадаса писал:

Конь ударом копыта свирепого волка убил,

Но крестьянин быку благодарность за это принес.

Как по Вашему, за что мудрый крестьянин мог принести благодарность быку? Попробуйте закончить четверостишие.

Ответ:

Далее в четверостишии следует:

Это подвиг овса, что коня богатырски вскормил,

Ну а кто, как не бык, наше поле вспахал под овес.

Мораль из этого четверостишия Г. Цадасы в том, что все члены агроценоза тесно связаны друг с другом. Кроме того, ученики должны собразить, что на Кавказе пахали не на лошадях, а на волах.

 

4. На главной оси еловой шишки расположены т.н. «кроющие чешуи». А чешуи, на которых расположены семена («семенные чешуи») растут из «пазух» кроющий чешуй («пазуха листа» - место его прикрепления к стеблю). Как по Вашему, из чего  могли возникнуть семенные чешуи? Можно ли их сравнивать с листьями? Свой ответ обоснуйте?   

Ответ:

В пазухе листа образуются почки, а из почек вырастают побеги. Отдельный лист из почки никогда не вырастает. Следовательно семенная чешуя – не лист, а видоизмененный (утерявший листья) побег. У ископаемых родственников Хвойных – Кордаитов на семенных чешуях развиваются листья.

 

5. «Плутишка вдруг увидела, как из озера поднялось большущее, все в присосках, щупальце и протянулось к мастеру Гимли.

- Водяной Страж!- закричала Плутишка. - мастер Гимли, спасайтесь!

- В тот же миг Барлог, почти не целясь, швырнул в щупальце пирожок. Бросок оказался снайперским - вместо гнома щупальце схватило пирожок и тут же скрылось обратно в озеро.

- Спасибо, Мастер Барлог! - сказал Гимли. - Вы спасли мне жизнь!

Прежде, чем Барлог успел ответить, вода в озере забурлила и оттуда вылез целый десяток щупалец. Неторопливо извиваясь, они двинулись к костру. Добравшись до бревна, с которого все уже успели соскочить, щупальца улеглись на него и замерли, просительно  раскрывшись.

Барлог рассмеялся и положил по пирожку в каждое щупальце. Осторожно схватив пирожки, щупальца втянулись обратно в озеро.

- Спасибо! - пробулькало из воды.»

В. Озеров. «Плутишкина сказка».

Как по вашему, каких животных напоминает Водяной Страж? А чем он на них не похож?       

Ответ:

Водяной Страж несколько напоминает гигантского осьминога (головоногие моллюски), хотя щупалец у осьминога не десять, а восемь. И в пресных водах осьминог не живет. Другие варианты – какое то Кишечнополостное или Плеченогое.

 

8 класс.

 

1. В 1849 г. Голландский ученый П. ван Бенеден предложил рассматривать солитера не как единый организм, а как колонию организмов. Какие доводы за и против этой точки зрения Вы можете привести. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?

Ответ:

Каждый членик солитера оладает собственной половой системой. Кроме того, он способен отрываться от червя и некоторое время жить самостоятельно. Образование члеников на шейке солитера можно сравнивать с размножением путем деления, нередко встречающимся у плоских червей. При половом размножении разные членики спариваются друг с другом, хотя самооплодотворение для животных не хаактерно. Но с другой стороны, членики солитера, оторвавшись от червя, обречены на более или менее быструю гибель. Для оценки этой точки зрения важно знать, были ли членики предков солитера самостоятельными организмами.       

 

2. Какая точка на теле улитки соответствует заднему концу тела кольчатого червя? Почему Вы так думаете? Каким образом эта точка смогла оказаться в столь неожиданном месте?

Ответ:

На заднем конце тела кольчатого червя находится анальное отверстие. А у улитки оно находится спереди у выхода из раковины под мантией. Это свидетельствует о том, что нога  - вырост с нижней стороны тела моллюсков, а сам "червяк" спрятан под раковиной.  Спрятаться под раковиной червяк мог, только сложившись вдвое (анальное отверстие должно быть вне раковины или у ее края). При этом, червяк сперва согнулся задней половиной тела назад, а затем развернулся на 180 градусов. О последнем свидетельствует перекручнность внутренних органов моллюска. 

 

3. С каким зверем дрался Мцыри? Почему Вы так думаете? 

Ответ: 

Судя по тексту поэмы Мцыри дрался с барсом. Но барс – это жаргонное название довольно многих крупных представителей сем. Кошачьих. Льва барсом никогда не называют, в 19 веке тигра на Кавказе не было, ягуар обитает в Южной Америке, ирбис не живет в лесах. Остается леопард.

 

4. Нарисуйте следы зайца и белки на снегу.

Ответ:

Следы зайца: Впереди рядом пара задних лап, сзади - пара передних (одна лапа впереди другой). Расстояния между лап достаточно большие.

Следы белки: Впереди задние лапы, концы которых смотрят вбок, сзади -  передние лапы, носки которых смотрят внутрь.

 

5. Замечено, что среди ряда богатых видами семейств (Лютиковые, Пасленовые и т.д.) встречается много ядовитых растений. Как по Вашему, случайно ли это?  

Ответ:

Яды защищают листья насекомых от поедания. Но отдельные насекомые приспосабливаются к ядам. А в растениях, в процессе эволюции, возникают, в свою очередь, новые яды. Таким образом, разнообразие ядов и разнообразие приспособившихся к ним насекомых формируют разнообразие растений.  

9 класс.

 

1. Как по Вашему, существует ли обмен веществ в неживой природе? Если да, то приведите примеры.

Ответ:

Да, конечно. Обмен веществ (по своему изначальному смыслу) – это непрерывное обновление вещества в каком-то природном объекте, который внешне выглядит пости неизменным. Наиболее ярким примером такого объекта является река или проточное озеро.

 

2. Имеет ли для стрекозы смысл понятия «артериальной» и «венозной» крови? Свой ответ обоснуйте. 

Ответ:

Нет, не имеет. У стрекозы, как и у других насекомых, трахейное дыхание и кровь не переносит кислород. Кроме того, у насекомых кровь в сосуде меняет свое направление.

 

3. Какими способами млекопитающие могут приспосабливаться к недостатку кислорода?

Ответ:

Более интенсивное дыхание, повышенное количество гемоглобина в крови, использвание форм гемоглобина с более высоким сродством к кислороду, запасание кислорода в мышцах с помощью миоглобина.

 

4. Как и почему возникает язва желудка? Что нужно делать, чтобы она, по возможности, не возникла?

Ответ:

Язва желудка возникает чаще всего из-за воздействия кислоты на стенки пустого желудка. Кислота выделяется с желудочным соком по сигналу из нервной системы. Если вслед за выделением кислоты не происходит прием пищи, кислота (вместе с пепсином) разрушает стенки желудка. Такое может быть при нерегулярном питании и при хроническом стрессе. Регулярное питание и предотвращение стрессовых ситуаций и составляет основу профилактики язвы.  

 

5. Более половины ученых, удостоенных Нобелевской премии в области науки, прожило более 80 лет. Как по вашему, почему крупные ученые живут в среднем дольше большинства людей? А выдающиеся поэты - в среднем меньше?

Ответ:

Крупные ученые обычно продолжают активно работать до глубокой старости. Жизненная и интеллектуальная активность помогает им сохранять высокий жизненный тонус. Человек, занимающийся наукой, ведет обычно размеренный образ жизни, чем и отличается от поэта, создающего свои творения на эмоциональном подъеме. А эмоциональные подъемы чередуются с эмоциональными спадами и злоупотреблением алкоголем и даже наркотиками. 

 



Вопросы для биологических олимпиад
  • Биология
Описание:

В настоящее время в нашей стране существует развитая сеть Биологических олимпиад школьников. Она включает Всероссийскую биологическую олимпиаду, проводимую по линии Министерства образования РФ, Биологическую олимпиаду школьников, проводимую Московским университетом, Соросовскую олимпиаду школьников и ряд других биологических олимпиад.Многие педагоги и не только педагоги считают, что Биологическая олимпиада – это экзамен повышенного уровня, ставящий своей целью проверку сверхпрограммных знаний. Это совершенно не так. Предметная олимпиада – это занимательная игра, участник которой должны показать свое умение применять знания, не выходящие за пределы школьной программы, в нестандартных ситуациях. Главная цель олимпиады – не проверить знания школьника, а чему-то его научить. Олимпиада – это не способ проверки чего бы то ни было – это один из методов обучения.

Автор Сатаева Адиля Шавкятовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 618
Номер материала 21681
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓