Главная / Начальные классы / "Волшебная соль" познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста

"Волшебная соль" познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста


Проект « Волшебная соль»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация»


Задачи:

1.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)

2.Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека(«Познание»)

3.Развивать мышление, любознательность, наблюдательность(«Познание»)

4.Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы(«Познание»)

5. Развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации(«Познание»)

6.Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

(«Социализация»)

7. Продолжать расширять область социально нравственных ориентаций и чувств у детей; («Социализация»)

8.Обогащать представления детей об окружающих их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях («Социализация»);
9. Развивать связную и диалогическую речь;зрительное внимание, развивать речевой слух, слуховое внимание;развивать умение ориентироваться в пространстве;

развивать мелкую и общую моторику(«коммуникация»);

10. Развивать логическое мышление, внимание, память («коммуникация»)


Методы и приемы:

- опыты с солью, рассматривание кристаллов соли через лупу, выставка поделок из соли (практические)

- рассматривание слайдов, иллюстраций, наблюдение (наглядные)

- беседы, рассказ воспитателя, рассказ детей, объяснение, обсуждение, анализ работы(словесные)

Материалы и оборудование: литература, чашки ,кипяченая вода,соль, палочки для размешивания, нитки, чистая ткань, бисер,гайка,блюдце,гуашь, бесцветный лак, сырое яйцо, микроскоп, тарелка.


Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности


Двигательная

игровые упражнения, физминутка

Игровая

Игровые ситуации

Продуктивная

мастерские по изготовлению предметов из соли

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, экспериментирование

Коммуникативная

Беседы, речевые проблемные ситуации, ситуативные разговоры, вопросы

Чтение художественной литературы (восприятие)

Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание

Трудовая

познавательные опыты и задания

В соответствии с СанПиНом – п.6.13., 12.22.



Логика образовательной деятельности


Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Беседа воспитателя с детьми на тему «Хлеб-соль»


Загадки.

Дети проявляют интерес во время познавательной работы. Беседуют с воспитателем.

Формировать у детей представления о свойствах соли.

Закрепить знания детей о необходимости соли в жизни человека.

Изучить исторические сведения о соли.

2

Беседа «Соль в народном творчестве».

Народ всегда уделял соли особое внимание. Во многих русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито – трава», «Соли нет и слова нет», «Без соли стол кривой». Много народных загадок о соли сложено.

Отдельно – я не так вкусна, Но в пище — каждому нужна. В воде родится, а воды боится.


В русской народной сказке «Соль» говорится о том, как Иван продал заморскому королю корабль простой соли за полный корабль золота и серебра.


Русская народная сказка «Лиса и журавль» заканчивается такими словами: «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла – не солоно хлебала». Несолоно хлебавши - значит, не получила удовольствия, ничего не добилась, осталась голодная. Выражение появилось в те времена, когда соль была дорогим продуктом. Случалось, что в богатом доме важные гости «хлебали солоно», а незнатным гостям доставалась несолёная пища.


Принцесса из французской народной сказки сказала своему отцу:

«Я люблю тебя, как соль».

Король разгневался на такое неуважение и изгнал дочь из королевства. И лишь потом, оставшись без соли, он сумел осознать ее истинную ценность, а заодно и глубину дочерней любви.

Дети обсуждают материал с воспитателем.

Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.

Обогащать словарный запас, активизировать словарь у детей

3

Инструкции по безопасности и защиты при проведении опытов.

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

Внимательно слушают меры безопасности

Безопасное проведение опытов.

4

Опыты с солью.

«Выращивание кристаллов»

Так хотелось, чтобы выпал снег, но такого не бывает, решили сделать снег самим. Мы взяли чашку, налили в нее тёплой кипячёной воды, потом насыпали в воду много соли, размешали, обыкновенную палочку опустили в чашку с солью. Поставили на окно, на




Дети помогают наливать кипяченую воду,размешивают в ней соль,опускают палочку в эту чашку с солью.Ставят на окно,на кото котором было жарко и днём, и ночью. На следующий день на палочке появился первый налёт. Две недели дети наблюдают за чудом, которое происходило на наших глазах. Рассмотрели под микроскопом, увидели на палочке становилось всё больше и больше «солёного снега», а по краям чашки и на дне появились крупные квадратные .
Вывод:

Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.

Свойства соли


5

Опыт № 2.

«Выращивание кристаллов»

Чтобы вырастить кристаллы соли, мы опять налили в стакан тёплой воды, засыпали соль, постоянно помешивая, чтобы она быстрее растворялась. Добавляла соль до тех пор, пока она не перестала растворяться. Потом солёную воду процедили через чистую ткань. Это мы сделали для того, чтобы грязь не попала в раствор. Для начала роста кристаллов берут затравку - маленький кристаллик, на котором и станет образовываться большой кристалл. Но мы сделали разные опыты. Опустила в воду ниточку с гаечкой, с бисером. Привязали нитки к карандашу так, чтобы они погрузились в раствор, но не касались дна, взяли ещё две баночки, нитку, блюдце. В обе баночки налили солёной воды. Поставили их на некотором расстоянии друг от друга, соединили ниткой так, чтобы между банками она провисала, а в баночках касалась дна.

Но на этом мы не остановились, налили солёную воду в чашку и покрасили ее красной гуашью, опустили в воду середину нитки, а края опустили на блюдечко. Утром решили посмотреть, что же произошло. Оказалось, что середина нитки просто мокрая, зато её концы стали твёрдыми, упругими.

В банках на поверхности образовалась белая плёночка, мы хотела его размешать. Но у нас ничего не получилось. Оказалось, что это корочка из соли. Она похожа на первый лед на лужах обладающая свойствами тонкости и хрупкости.

Через четыре дня кристаллик, который привязали к нитке и опустили в солёный раствор, оброс новыми кристаллами соли. Гаечка покрылась кубиками соли, а над гаечкой образовался зонтик из солёных кристаллов. Со временем кристаллы увеличивались, у гаечки зонтик стал совсем большим.

Когда кристалл принял красивый вид, вынули его из раствора, дали подсохнуть, покрыли бесцветным лаком. Но через некоторое время кристалл стал терять свой красивый вид, пришлось побрызгать его лаком для волос.

В нашей «лаборатории» всё покрылось белой солью. Красивая коса спускается из банки по верёвочке.

Вывод:

Дети наблюдают, определяют, анализируют.

Продолжать накапливать опыт, установления частных связей при наблюдении.


Развивать творческие способности, воображение, любознательность.


6

Опыт № 3

«Плавающее яйцо».

Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий солёный раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать на поверхности. В эту банку потихоньку начали подливать пресной воды. Яйцо стало опускаться вниз, но не утонуло. Оно плавало в середине раствора, но при этом казалось большим и круглым.

Вывод:В пресной воде яйцо тонет, а в соленой-нет.

Доказать возможные решения, исходя из данных, провести опыты с солью;

проанализировать полученные результаты,

уточнения свойства соли.

7

Опыт № 4 «Соль – чистящее средство».

Соль продолжала удивлять. Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду. Мы взяли грязный бокал, насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету.


Наблюдают за тем, как соль очищает посуду.

Сформировано представления о свойствах соли

8

Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Когда мы идём по снегу, то он скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать соль и нажимать на нее сухой ложечкой, то слышен хруст.

Нажимают ложечкой на соль в тарелочке.

Формировать у детей представления о свойствах соли

9

Незамерзающая соль.

Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью. Мы налили в две чашечки воды, в одну добавили и размешали соль. Потом обе чашки поставили в морозилку. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставили воду в морозильной камере. Через два дня проверили. Солёная вода немного замерзла, похожа на жидкую кашу.

Помогают проводить опыт. Наблюдают.

Дать детям элементарные представления о свойствах соли

10

Знакомство с техникой “акварель + соль”.
- Рисовать мы будем с помощью соли, но основную работу выполним акварельными красками. Что значит “аква”?

- Эти краски любят воду и перед началом работы, давайте с ними “подружимся”. (В каждую ячейку краски капнуть несколько капель воды.)

- Я предлагаю вам написать зимний пейзаж. Как только вы его закончите, сразу же хорошенько “посолите” весь лист. Вы увидите, какое чудо сотворит соль с вашим рисунком. Эта техника называется “акварель плюс соль”.

Дети рисуют зимний пейзаж. В завершении - посыпают солью весь лист.

познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования “акварель + соль”; развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество; воспитывать аккуратность, самостоятельность.

11

Физминутка «Капуста».
Мы капусту рубим-рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём,

(«мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём.

(сгибание и разгибание кистей рук)

Повторяют за воспитателем.

снять напряжение, восстанавить умственную работоспособность детей. помочьрасслабиться, улучшить кровообращение, снить мышечную утомленность, успокоитьнервную систему.

12

Рассказ о проведенном исследовании.

В ходе реализации проекта дети творческой группы пришли к следующим выводам:

Соль вредный продукт, который может нанести вред здоровью человека.

Соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.

Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

Соль добывают в России.

Соль растворяется в воде (в горячей воде соль растворяется быстрее).


Применение выводов к новым данным, обобщение.














"Волшебная соль" познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста
  • Начальные классы
Описание:

1.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)

2.Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека(«Познание»)

3.Развивать мышление, любознательность, наблюдательность(«Познание»)

4.Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы(«Познание»)

5. Развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации(«Познание»)

6.Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

(«Социализация»)

7. Продолжать расширять область социально нравственных ориентаций и чувств у детей; («Социализация»)

8.Обогащать представления детей об окружающих их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях («Социализация»);
9. Развивать связную и диалогическую речь;зрительное внимание, развивать речевой слух, слуховое внимание;развивать умение ориентироваться в пространстве;

развивать мелкую и общую моторику(«коммуникация»);

10. Развивать логическое мышление, внимание, память («коммуникация»)

Автор Новокрещенова Татьяна Петровна
Дата добавления 12.12.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 848
Номер материала MA-063166
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓