Главная / Классному руководителю / Военной песни негасимый свет

Военной песни негасимый свет







hello_html_401a07ab.gif









Литературно-музыкальная композиция

«Военной песни негасимый свет»,

посвященная празднованию 70 годовщины Победы

в Великой Отечественной войне




















Тема: «Военной песни негасимый свет».



Цели: познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне; вызвать интерес к песням военных лет;

формировать активную жизненную позицию посредством музыкальных образов;

прививать любовь и уважение к прошлому своего народа, своей страны.


Оборудование: презентация к композиции, записи песен военных лет, фрагменты из документальных фильмов о войне.



Ход мероприятия


Чтец 1 (голос за сценой).


Чем дальше мы уходим от войны

И нас с тобою тишина объемлет,

Тем все сильней и явственней слышны

Ее раскаты, вздыбившие землю.

Чем дальше мы уходим от войны

И чем спокойней синие раскаты,

Тем резче нам в закатной мгле видны

Огнем войны обугленные хаты.

Чем дальше мы уходим от войны,

Сполна всю горечь этих дней познавши,

Не понаслышке, не со стороны,

Тем ближе нам воспоминанья наши

Чем дальше мы уходим от войны

И четче обнажаются вершины,

Тем полнозвучней голос тишины,

Тем все понятней, что мы совершили.


Ведущий 1. С каждым годом уходят от нас все дальше героические годы Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу. Весь советский народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины проявили чудеса героизма, их жены, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу. Страна напрягла все силы, сплоченная одной мыслью: «Все для фронта, все для победы!».


Просмотр фрагмента.

Чтец 2.

Сердце с последним дыханием жизни

Выполнит твердую клятву свою:

Песни всегда посвящал я отчизне,

Ныне отчизне я жизнь отдаю.

Пел я, весеннюю свежесть почуя,

Пел я, вступая за родину в бой.

Вот и последнюю песню пишу я,

Видя топор палача пред собой.

Песня меня научила свободе,

Песня бойцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней борьбы прозвучит.


Звучит песня «Память ветерана» на слова С. Ветловского, музыку

Л. Татариновой


Ведущий 2. Где, как не в песне, человек может излить свое горе, высказать свою душу, поделиться радостью, выразить сочувствие, обрести уверенность, ощутить силу дружеского участия. Испокон веков шла песня бок о́ бок с русским человеком, вместе с ним была в радости, объяснялась в любви и страдала от неразделенного чувства, в поте лица добывала хлеб насущный, на чужбине грустила по родной сторонушке, мерзла у костров в дальнем походе, не сдалась на милость врагу, защищала землю русскую и русскую честь.


Чтец 3.

Отцов и прадедов примета,

Как будто справдилась она:

Таких хлебов, такого лета

Не год, не два ждала война.

Как частый бор, колосовые

Шумели глухо над землей.

Не пешеходы – верховые

Во ржи скрывались с головой.

И были так густы и строги

Хлеба, подавшись грудь на грудь,

Что, по пословице, с дороги

Ужу, казалось, не свернуть.

И хлеба хлеб казался гуще,

И было так, что год хлебов

Был годом клубней, землю рвущих,

И годом трав в лугах и пущах,

И годом ягод и грибов,

Как будто все, что в почве было, -

Ее добро, ее тепло –

С великой щедростью и силой

Ростки наружу выносило.

В листву, в ботву и колос шло.

В свой полный цвет входило лето,

Земля ломилась, всем полна…

Отцов и прадедов примета, -

Как будто справдилась она;

Гром грянул – началась война…

А Твардовский


Ведущий 1. Сорок первый год разделил жизнь страны и народа на две эпохи. «До войны», - говорили люди о том, что было до 22-го июня. С оружием в руках уходили на фронт коммунисты, «уходили комсомольцы…».

И в первый же день боев с фашистами Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихотворение «Священная война», которое 24-го июня было опубликовано в двух газетах – «Известиях» и «Красной звезде». Композитор Александр Васильевич Александров, создатель и художественный руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии, прочел эти стихи. Утром он пришел на репетицию и написал на грифельной доске слова и мелодию сочиненной им песни…


Ведущий 2. И она отправилась воевать. Ее увезли на фронт три бригады Ансамбля, выехавшие обслуживать части действующей армии. А группа Ансамбля, оставшаяся пока в Москве, выступила прямо на перроне Белорусского вокзала перед призывниками.

Вот как рассказывает о первых слушателях песни писатель Константин Федин в романе «Костер».

«…Наперекор разности лиц было в них не́что единя́щее, и оно вспыхивало общим отзывом, когда хор начинал повторять припев. Он был торжественен, как гимн, призывен, как походный марш…»


Ведущий 1. С песней «Священная война» шли колонны советских солдат по фронтовым дорогам на запад, эту песню пели шепотом в партизанских землянках, на торжественных парадах и в короткие интервалы между боями.

Она прошла зе́млями освобожденной Польши и Румынии, Чехословакии, Венгрии и Болгарии. Она зазвучала в побежденном Берлине, когда «война народная, священная война» завершилась разгромом ненавистного фашизма.


Ведущий 2. Песня и сейчас жива. Часто звучит она в концертах дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, которым руководит сын одного из ее авторов, народный артист СССР Борис Александров, исполнивший эту песню со своими товарищами-музыкантами в июне 1941 года на перроне Белорусского вокзала.


Звучит песня «Священная война» (слова В.И. Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова) в записи в сопровождении кадров из документальных фильмов.


Ведущий 1. Песни войны… Как необходимы они были воинам, как тянулись к ним тысячи сердец… Каждый композитор и поэт, который вкладывал в свою творческую работу все душевные силы, все свое страстное стремление служить общему делу, ощущал и себя воином. А ведь у каждой песни, как и у людей, своя судьба, свой жизненный путь, своя история.


Звучит мелодия песни «В землянке».


Чтец 4.

На улице полночь.

Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо, мне, моя дорогая,

В пылающей адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь.

Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома – и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И Родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной…

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером, вместе с тобой,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтем…

К. Уткин. Ты пишешь письмо мне.



Звучит песня «В землянке» (слова А. Суркова, музыка К. Листова)

Ведущий 2. Эта песня сразу же, безоговорочно была принята и сердцем солдата и сердцами тех, кто ждал их дома. А стихотворение, из которого она родилась, появилось, в общем-то, случайно. Поэт Алексей Сурков написал жене с фронта 16 «домашних» строк. Написал в 41-м, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков.


Ведущий 1. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 42-го не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав, отдал Листову. Через неделю композитор вновь появился в редакции и запел песню «В землянке» под гитару. Слова и музыка были написаны сердцами поэтов, которые знали, что солдату нужны не только лозунги и призывы, но и ласковое, тихое слово, чтобы освободится от страшной ноши, которую обрушивала на него жестокая действительность.


Ведущий 2. Важное место в творчестве поэтов военного времени занимают лирические стихотворения-раздумья, в них раскрывается духовная жизнь личности на войне, а размышления о своей собственной судьбе сливаются с тревогой за судьбу страны.


Ведущий 1. Чаще всего эти размышления перед боем, а каждый бой – решающий. Одной из таких песен стала песня «Темная ночь», слова которой написал поэт Владимир Агатов, а музыку – Никита Богословский. Интересна история создания этой песни. Вначале была написана мелодия к фильму «Два бойца» по повести Льва Славина «Мы земляки» о фронтовой дружбе двух солдат, роли которых исполняли Борис Андреев и Марк Бернес. Фильм снимался в Ташкенте весной 1942 года. Сцена в землянке, проникновенная мелодия помогли поэту Агатову создать песню, которая и спустя десятилетия никого не оставляет равнодушным.


Звучит песня «Темная ночь» (слова В. Агатова, музыка Н. Богословскго) из кинофильма «Два бойца» в исполнении Марка Бернеса.


Ведущий 2. Под Москвой и Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.

Знали люди, что – война пропасть, гибель…


Чтец 5.


Ах, война, что ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад!

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите, но все-таки

Постарайтесь вернуться назад!

Б. Окуджава


Ведущий 1. Матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила похоронка. Ждали, надеялись и верили…


Чтец 6.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет.

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.


Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло. –

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

К. Симонов


Ведущий 2. Поколение сороковых прошло страшную войну: пришлось видеть страдания и смерть, но они не переставали быть людьми. Конечно, научились ненавидеть, но не разучились любить. Любовь и верность были так необходимы солдату.


Чтец 7.

Этот маленький белый листок

Посылаю в землянку к тебе,

Чтобы строчками этими мог

Часто думать в бою обо мне.

Не давая пощады врагу,

Чтоб, в землянке порой находясь,

Знал: любовь я твою берегу,

Вспоминаю тебя каждый час.

Знаю я: презираешь ты смерть

Ради нашей с тобою любви,

И мне хочется чуть посмотреть

На черты дорогие твои.

Но ведь, милый, грохочет война,

Рыщет враг по просторам родным,

И любовь наша, наша судьба

Проверяется в дыме войны…

Не тоскуй же, герой дорогой!

Этим самым хочу я сказать:

Далеко ты, но сердце с тобой,

Вижу я дорогие глаза…

Ветер песню мою унесет,

Чтоб тебе помогала в бою.

Помни: девушка верит и ждет

И любовь, и победу твою!

М. Исаковский


Ведущий 2. Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. Неслучайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Максима Исаковского.


Ведущий 1. Эта песня написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность… «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Поэтому песня эта в день войны стала столь популярной не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан.


Чтец 8. Стихи будущей песни Михаил Исаковский начал писать в начале 1938 года. Поэт сочинил первые две строфы, а потом работа застопорилась…

«Я не знал, - вспоминал впоследствии М.В. Исаковский, - что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. Поэтому стихи пришлось отложить…»

И может быть, они так и остались бы недописанными, если бы не композитор Матвей Блантер. Он как-то спросил у Исаковского, нет ли у него стихов, на которые можно написать музыку.

«Я вспомнил начатую «Катюшу», - продолжал Исаковский, - и ответил:

- Знаете, стихи есть, и, по-видимому, их можно положить на музыку, но вся беда заключается в том, что они не закончены: я писал лишь восемь начальных строк.

- А вы можете сейчас переписать эти восемь строк для меня?

- Конечно же, могу, - согласился я.

И тут же, сев за какой-то столик, написал первые восемь строк:

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.


Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла…


Исаковский, по его собственному признанию, вскоре забыл об этом разговоре, не веря, что из незаконченных стихов может что-то получиться.

Композитора необычайно увлекли певучие строки Исаковского. «Катюша» без остатка заняла мое воображение, - рассказывает М.И. Блантер. – Вслушиваясь в слова Исаковского, я заметил, что в стихотворении его очень звонкая интонация. И, в частности, вот это: берег, на берег! Какая причудливая игра ударений!»

Множество вариантов сочинил композитор, пока наконец не родилась замечательная мелодия «Катюши». Но песни все еще не было, так как стихотворение по-прежнему оставалось незаконченным... Так продолжалось до лета того же года, пока авторы не встретились вновь, и Исаковский передал Блантеру несколько вариантов окончания песни.

- Мы выбрали из них строчки о бойце-пограничнике, которого любит и ждет Катюша, - вспоминает композитор.

Премьера новой песни состоялась в Колонном зале Дома союзов осенью 1938 года. Ее исполнила Валентина Батищева (а через некоторое время Вера Красовицкая) в первой программе Государственного джаз-оркестра СССР под управлением Виктора Кнушевицкого (художественный руководитель коллектива – Матвей Блантер).

«Катюша» сразу же покорила сердца слушателей. Ее пели чуть ли не все профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, армейские ансамбли песни и пляски, солисты филармонии и эстрады, ее пели на демонстрациях, собраниях, да и просто в домашнем кругу.

Уже через год, в сентябре 1939 года, во время освободительного похода нашей армии в Западной Украине и Западной Белоруссии местное население встречало наших бойцов пением «Катюши».

В годы Великой Отечественной войны «Катюша» воевала и на фронте, и в партизанском краю.


Ведущий 2. Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась все ближе, еще нужнее. Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправилась в партизанский отряд или на передовые позиции, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, свое счастье.


Звучит песня «Катюша» (слова М. Исаковского, музыка М. Блантера)


Ведущий 1. Не будем забывать, что в дни войны бойцы прозвали «Катюшей» гвардейский многоствольный миномет – грозное оружие, которого панически боялись враги. И об этом была сложена песня.


Ведущий 2. Мы предлагаем спеть новый текст песни «Катюша» на слова М. Исаковского всем вместе.


Слова песни «Катюша» на экране.


Шли бои на море и на суше,

Грохотали выстрелы кругом,

Были слышны песенки «Катюши»

Под Москвой, за Курском и Орлом.


Дух солдат советских поднимала,

Пела марш победный, боевой

И врагов в могилу зарывала

Под великой Курскою дугой.


На фронтах она не унывала,

Песни пела громкие она,

Лишь тогда «Катюша» замолчала,

Как победой кончилась война!


Ведущий 1. Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев...


Чтец 9.


Мяли танки теплые хлеба,

И горела, как свеча, изба.

Шли деревни. Не забыть вовек

Визга умирающих телег,

Как лежала девочка без ног,

Как не стало на земле дорог.

Но тогда на жадного врага

Ополчились нивы и луга,

Разъярился даже горицвет,

Дерево и то стреляло вслед,

Ночью партизанили кусты

И взлетали, как щепа, мосты.

Шли с погоста деды и отцы,

Пули подавали мертвецы,

И, косматые, как облака,

Врукопашную пошли века,

Шли солдаты бить и перебить,

Как ходили прежде молотить,

Затвердело сердце у земли,

А солдаты шли, и шли, и шли,

Шла Урала темная руда,

Шли, гремя, железные стада,

Шел Смоленщины дремучий бор,

Шел худой зазубренный топор,

Шли пустые тусклые поля,

Шла большая русская земля.

И. Эренбург


Ведущий 2. Песня «Эх, дороги» была написана в ноябре 1945 года к празднику 7 Ноября. Нужна была песня о тяжелых военных годах, о пережитом, о том, что довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Авторы этой песни, поэт Лев Иванович Ошанин и композитор Анатолий Григорьевич Новиков, сами не раз бывали на фронте и до этого написали уже немало песен на военную тему.


Ведущий 1. Замысел песни «Эх, дороги» родился, когда они, застигнутые бомбежкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал. Сначала появился припев, который начинался со вздоха «эх». Песня «Эх, дороги» стала одной из самых любимых. И слова, и музыка доходили до сердца каждого слушателя. Ведь это была песня-воспоминание о пройденных дорогах войны.


Звучит песня «Эх, дороги» (слова Л.И. Ошанина, музыка А.Г. Новикова) в записи, прослушивание сопровождается текстом и просмотром фрагментов из документальных фильмов.


Ведущий 2. Много прекрасных строк посвятили поэты суровой солдатской дружбе. Эти строки звучат как призыв к пробуждению добрых человеческих чувств – сострадания, душевной отзывчивости и участия.


Ведущий 1. Песен, посвященных дружбе, много: «Соловей», «Алеша», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» и, конечно же, замечательная песня «На безымянной высоте».


Чтец 10. Поэт Михаил Матусовский не любил придумывать сюжеты для песен, он искал их в реальных событиях, считая, что жизнь неизмеримо изобретательней любой фантазии.

Работая во время Великой отечественной войны во фронтовой газете, Матусовский писал стихи, очерки, информационные заметки. Подвиги были фронтовым бытом, и в блокнотах поэта сохранилось много фактов, не использованных в газете.

О чем написать песню для «Тишины»?

Просматривая военные блокноты, поэт нашел запись о подвиге восемнадцати солдат на Безымянной высоте. Запись краткую.

Высота была занята немцами, мешала продвижению наших войск. Подступы к ней казались неприступными.

Восемнадцать солдат вызвались обойти высоту ночью с тыла и занять ее. Это были сибирские добровольцы, коммунисты. Бой продолжался до рассвета. Вызвав на себя огонь, смельчаки дрались до последнего патрона. Последняя радиограмма восемнадцати бойцов заканчивалась словами: «…принимаем бой».

Утром высотой овладели советские войска, похоронив на ней погибших бойцов.

Еще в 1943 году Матусовский пытался написать поэму об этом фронтовом эпизоде, но поэма его не удовлетворила и где-то затерялась в архиве.

Теперь поэт писал вновь о безымянном подвиге на Безымянной высоте, у незнакомого поселка. Песню-воспоминание о буднях войны, песню о долге, о совести.


Чтец 11. Стихи взволновали композитора Баснера. Но песня не получалась. Может быть, его сковывало величие темы – здесь нужна была, он понимал это, какая-то особая, безошибочно простая, суровая и трогательная мелодия. То, что находил он, казалось пресным и повторяло уже известное.

Песня определенно не получалась. Два варианта режиссер отверг.

Композитора охватило отчаяние. Честно говоря, он должен был отказаться от сочинения музыки к фильму, который ему очень нравился игрой чудесных актеров, талантливой режиссурой В. Басова (вместе с

В. Басовым он уже работал, создавая музыку к двухсерийному фильму «Битва в пути»).

Дело происходило в Москве, на студии «Мосфильм», где снималась картина. Удрученный композитор решил уехать в Ленинград. Вечерних поездов ожидать не хотелось: он купил билет на дневной экспресс, уходивший в полдень. Усевшись в кресло, Баснер приготовился проскучать шесть часов пути. На душе было скверно. Вагон сильно качало. Где-то плакал ребенок. Студенты бренчали на гитаре. Летняя духота не давала уснуть.

На память вновь пришли стихи о Безымянной:

У незнакомого поселка

На Безымянной высоте…


Вдруг стихи «запелись». Сразу прояснилось начало фразы и «зацепило» следующую интонацию. По опыту он знал: главное – найти «зерно», потом не упустить, не снизить напряжения мелодии, развить ее.

Закрыв глаза, чтобы не отвлечься, он повторял мотив, боялся его забыть. Часто случалось: удачные мелодии, возникшие в обстановке, где не было ни пера, ни бумаги, ни фортепиано, быстро забывались, и потом он долго жалел о них.

Нет, здесь он не мог, не должен был упустить мелодию. Бумага? Перо? Где их взять? Да и неловко казалось приниматься в вагоне за запись.

Он ехал и бормотал мотив. Звук за звуком. Повторял, что-то меняя. И так все шесть часов. Ехал и напевал, почти неслышно. Напевал и в метро, пока добирался домой, в конец Московского проспекта.

Дома удивились его преждевременному возвращению. Ничего не объясняя, он вбежал в кабинет и быстро записал главное.

Нужно было срочно возвращаться в Москву. С песней.

До отхода «Красной стрелы» оставалось три часа.

Наутро композитор появился на «Мосфильме» веселый, спокойный, с новой песней.

Обычно режиссеры избегали исполнения песни до выхода фильма на экран: хотелось, чтобы появление песни связывалось с фильмом. Удача песни воспринималась как удача фильма.

С согласия В. Басова на сей раз сделали исключение: разрешили Льву Барашкову спеть «На Безымянной высоте» в концерте.

После выхода фильма «Тишина» на экраны, песню запела вся страна – пожилые люди, для которых она звучала как волнующее, суровое воспоминание, и молодежь, для которой она стала олицетворением подвига их сверстников в годы войны.


Звучит песня «На безымянной высоте» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера)

Ведущий 2. Песни, написанные уже в послевоенное время, объединены с песнями военных лет чувством глубокого патриотизма, гордости за свою страну, отличаются высокой нравственностью и человечностью.


Ведущий 1. Ольга Очаковская рассказывает: «Как-то включила телевизор. Увидела на экране хорошо знакомое лицо композитора Френкеля. Он исполнял свою новую песню «Журавли» на слова Расула Гамзатова. Я была совершенно ошеломлена ее глубиной, лиричностью и напевностью, силой поэтического слова.

После «Журавлей» слушать что-либо еще было невозможно. Мысли и тяжелые и радостные завладели мной. Как могло появиться такое произведение-раздумье, в котором мелодия, стихи, аккомпанемент, голос исполнителя – все слилось в такую щемяще-волнующую музыкальную новеллу! Каждый ее звук, казалось, исходил из самого сердца автора. Песня не могла оставить равнодушным никого, вызывая глубочайшее сопереживание, став твоей песней, твоей частицей жизни.

Задумалась о редкой удаче композитора, поэта, о творческом слиянии их замыслов в единый, вроде бы незамысловатый напев. Сколько же надо пережить, передумать, чтобы создать такой песенный шедевр скупыми, простыми средствами!»


Учащиеся читают стихотворение в виде монтажа.


1. Война... Жесточе нету слова.

Война… Печальней нету слова.

Война…Святее нету слова.

В тоске и славе этих лет

И на устах иного

Еще не может быть и нет.


2. А мы не будем памяти перечить

И часто вспоминаем дни, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, недетская беда.


3. Была земля и жесткой, и метельной.

Была судьба у всех людей одна

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.


4. В годы войны было горя много,

И никто никогда не сочтет,

Сколько раз на своих дорогах

Оставляла война сирот.


5. В эти годы порой казалось,

Что мир детства навек опустел.

Что не вернется радость

В города, где дома без стен.


6. Был серебряным смех девчонок,

Но его заглушила война.

В середины ребячьих челок…

Разве этому есть цена?


7. Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вами вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.


8. Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.


9. Сколько вас? Попробуй перечислить -

Не сочтешь, а впрочем, все равно

Вы сегодня с нами в наших мыслях,

В каждой песне, легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.


Звучит песня «Журавли» (слова Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля)


Ведущий 2. Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда начиналась война, в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали люди, ради жизни на земле...


Чтец 12.

Гремят истории колокола,

Взывая к памяти моей,

И в них набаты

Жестоких битв и созиданий даты,

И праздники, чья ширь и даль светла.

И позабытый вновь встает рассвет,

И кто-то в травы падает, сраженный,

И город, артиллерией сожженный,

От дыма черен и от пепла сед.

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намек, подсказка, предостереженье.

Кто помнит, тот не знает пораженья,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.

Н. Грибачев


Все участники мероприятия выходят на сцену, читают стихи.


1-ый: Вспомним всех поименно.

2-ой: Горем

вспомним

своим…

3-ий: Это нужно -

не мертвым!

4-ый: Это надо живым!

5-ый: Люди!

Покуда сердца

стучатся –

помните!

6-ой: Какой ценой

завоевано счастье, -

пожалуйста,

помните!

7-ой: Песню свою

отправляя в полет –

помните!

8-ой: О тех,

кто уже никогда не споет, -

помните!

9-ый: Детям своим

расскажите о них,

чтоб запомнили!

10-ый: Детям

детей

расскажите о них,

чтобы тоже запомнили!

11-ый: Во все времена

бессмертной Земли

помните!

12-ый: К мерцающим звездам

ведя корабли –

о погибших

помните!

13-ый: Встречайте трепетную весну,

люди Земли.

14-ый: Убейте

войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

15-ый: Мечту пронесите через года

и жизнью наполните!

16-ый: Но тех,

кто уже не придет

никогда, -

заклинаю –

помните!


Ведущий 1. Почтим память погибших героев минутой молчания.


Ведущий 2. Давно отгремели последние бои Великой Отечественной.


Ведущий 1. Давно выросли травы на полях былых сражений.


Ведущий 2. Давно сняли гимнастерки поэты-фронтовики.


Ведущий 1. Но сколько бы лет ни прошло со дня нашей Победы, стихи и песни той поры остаются в строю.


Ведущий 2. Долго будут жить, не старея, их вдохновенные строки, которые окрыляли в годы войны душу солдата, поднимали его боевой дух.


Ведущий 1. Спустя три десятилетия после Победы поэт Владимир Харитонов написал песню «День Победы».


Чтец 13. «День Победы» прозвучал впервые на праздничном «Огоньке», посвященном 30-летию Победы над фашистской Германией. Через несколько дней на телевидение стали приходить письма. Слушатели благодарили за песню, они писали: «Чувствуется, что сочинял ее человек, который видел и пережил войну!» А некоторые даже спрашивали: «На каком фронте воевал он?».

Что касается поэта Владимира Харитонова, телезрители не ошиблись: он действительно воевал, был ранен, познал все тяготы войны. А вот автору музыки на фронте быть не пришлось. Когда началась война, ему исполнился…один год.

За несколько месяцев до празднования 30-летия победы Первый секретарь Правления Союза композиторов СССР Т.Н. Хренников собрал композиторов, работавших в жанре песни, и поставил перед ними задачу: создать произведения, достойные великой даты.

Эта задача увлекла и композитора и поэта.

- Для меня написать песню к юбилею Победы было и легко, и трудно, - говорит В. Харитонов. – Нужно было вспомнить всю войну, да проанализировать все, написанное мною на эту тему за тридцать лет…

Д. Тухманов рассказывает, что поэт написал несколько вариантов стихов, которые они вместе тщательно и придирчиво обсуждали. Не дожидаясь их окончательного завершения, он начал писать музыку. Была строка, на которую можно было опереться: «Этот день мы приближали, как могли». Она стала рефреном всей песни.


Ведущий 2. Сегодня праздник входит в каждый дом,


Ведущий 1. И радость к людям с ним приходит следом.


Ведущие 1-ый и 2-ой (вместе) Мы поздравляем вас с великим днем,


Ведущий 2. С днем нашей славы!


Ведущий 1. С Днем Победы!


Звучит песня «День Победы» (слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова)


Список литературы



  1. Беленко В.В. Нам дороги эти забывать нельзя… Сценарий акций, вечеров, классных часов. – М.: Педагогическое общество России, 2005. - 47 с.


  1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы /авт.-сост. М. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2005. – 303 с.


  1. И помнит мир спасенный. Научно-методические материалы «Липецкий опыт патриотического воспитания школьников», посвященные 60-летию Победы. – Липецк: ЛОИРО, 2005. – 68 с.


  1. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.


Военной песни негасимый свет
  • Классному руководителю
Описание:

Скоро вся наша страна будет праздновать 70-летие Великой Победы. Предлагаю вашему вниманию разработку литературно-музыкальной композиции "Военной песни негасимый свет". В ней мы старались познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне; вызвать интерес к песням военных лет; формировать активную жизненную позицию посредством музыкальных образов; прививать любовь и уважение к прошлому своего народа, своей страны.

Презентацию и музыкальные файлы пользователи добавляют по своим предпочтениям. Буду рада, если кому-то помогла.

 


 


 

    

Автор Шпира Наталья Евгеньевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 602
Номер материала 28910
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓