Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыВодопады как часть водоема

Водопады как часть водоема

Скачать материал

Краснодарский край

Управление по образованию и науки администрации г. Сочи

Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий

урока  Окружающего мира

на конкурс методических разработок

 

 

 

 

 

Огнева Галия Касимовна

учитель начальных классов

высшей категории

педстаж  24 года

 

 

СОЧИ

2009

 

Тема урока:  Водопады как часть водоема.

Цель:

Создать условия для активной самостоятельной деятельности учащихся, способствовать развитию умений самостоятельно анализировать имеющуюся информацию.

 

З а д а ч и.

1.    Научить учащихся определять водопады по их характерным признакам;

2. Познакомить учащихся с наиболее крупными водопадами мира и водопадами города Сочи.

 2.  Развивать умение учащихся сравнивать, анализировать, систематизировать; развивать умение работать и взаимодействовать в группе.

3.    Воспитывать у младших школьников гражданскую позицию и  любовь к родине на  основе природоведческого     материала.

 

Оборудование: сигнальные карточки, карточки с названиями водопадов, карточки со словами «водоемы», «ручьи», «ледники», «реки», «озера», «водопады», «пруды», «моря», «океаны», «родники», «каналы», «Адлерский район», «Хостинский район», «Лазаревский район», «Центральный район».

Тексты для работы в группах.

Интерактивная доска, демонстрационный материал с водопадами мира и города.                                                                                                                                                                             

Фотографии водопадов города для  каждой группы. Цветные мелки. Магниты.

 Книги с иллюстрациями водопадов мира.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Ход урока

Методы обучения

1.                 Орг.

момент

Дети рассаживаются по группам, по желанию

 

 

2.      

Актуали-зация знаний

 

Составление кластера.

(В центре доски учитель вывешивает слово «Водоемы».)

- Ребята, назовите известные вам термины и понятия, имеющие отношение к воде.

По мере поступления ответов детей учитель вывешивает на доске следующие карточки:  ручьи, ледники, реки, озера, водопады, пруды, моря, океаны, родники, каналы.

Теперь давайте выберем, что из этих понятий те, которые были изучены нами.

- Океаны.

- Перечислите названия океанов.

(Индийский, Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический)

- Моря.

- Какие моря вы знаете?

(Дети перечисляют название морей)

- Какие моря омывают территорию России с юга?

- Черное и Азовское.

- О каком из этих морей мы с вами подробно узнали на предыдущих уроках?

-  О Черном море.

- Какие еще из перечисленных водоемов мы знаем?

- Реки.

- Какие реки нашего города и Краснодарского края вы знаете?

(Дети перечисляют названия рек)

- Чем отличается река Кубань от реки Мзымты?

- Река Кубань течет по равнине, а Мзымта через горы.

- Какие виды рек имеются на территории Краснодарского края?

- Горные и равнинные

-Сейчас, отгадав загадку, назовите тему нашего урока.

ЗАГАДКА

Он так бесстрашен и могуч,

Что не боится горных круч –

Привык он с них всю жизнь срываться

И головою вниз бросаться

И, поднимая тучи брызг,

О камни разбиваться вдрызг.

(водопад)

- Что же характерно только для горных рек?

- Водопады.

- Какие водопады вы посещали с родителями, с друзьями?

Опишите водопад, какой он…

(Выслушиваются ответы детей.)

- Вы часто бываете на природе, посещаете водопады. Как вы думаете, что мы должны помнить с точки зрения охраны природы, находясь вблизи водопадов в лесу?

- Не оставлять после себя мусор, в костре обжигать железные банки, сжигать сухой мусор, но не пластиковые бутылки, ничего не бросать в воду, не разбивать стеклянные бутылки, уходя, залить костер водой.

- Так как изучение большого начинается с малого, то сегодня на уроке мы рассмотрим  водопады, которые находятся на реках Сочи, и узнаем, что же такое водопад с научной  точки зрения.

    Но прежде, проверим домашнее задание.

(Учащиеся подготовили короткие сообщения о крупных водопадах мира.)

1. Работа в группах первого состава

(Во время сообщений учащихся на интерактивной доске сменяются видео изображения водопадов.)

Крупные водопады мира

Приложение 1

1 группа – Водопад Анхель.

2 группа – Водопад Тугела и Йосемитский.

3 группа – Водопад  Игуасу и Виктория.

4 группа – Водопад  Ниагарский.

 

Словесный

Проблемнопоисковый

Наглядный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный

Проблемнопоисковый

Индуктив-ный

Дедуктив-ный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный

Проблемнопоисковый

 

 

 

 

 

 

 

Работа с интерактивной доской

3.

Поиск новых знаний

 

Учитель раздает тексты по группам:                Приложение 2

1 группа – Образование водопада.

2 группа – Водопад.

3группа – Водоскат, порог.

4группа – Водопад Безымянный.

 (Во время работы в группах, учитель на доске заменяет вывески на фотографии водопадов. Доска закрыта)

 Каждой  группе предоставляется слово.

2. Работа в группах сменного состава

Дети  пересаживаются по сигнальным карточкам. 

Во вновь образованных группах дети получают тексты о водопадах Сочи.                                                  Приложение 3

1группа – Водопады Адлерского района.

2 группа – Водопады Хостинского района

3группа – Водопады Центрального района (условно).

4группа – Водопады Лазаревского района.

(Работа идет 5 минут, затем дети пересаживаются по одному человеку по сигнальной карточке и рассказывают свой текст новой группе.

 В результате данной работы все члены группы ознакомлены

с предложенными водопадами районов города.)

Индуктивный

Дедуктивный

Репродук тивный

Метод

сам. работы

Практичес кий

4.

Закрепле-ние

 

1.Знакомство с информацией о водопадах Сочи (по районам).

Внутри групп дети выбирают одного представителя для выступления  с информацией по своей теме.

2. Демонстрация презентации о водопадах Сочи.

3. Расположение водопадов по районам города с использованием фотографий.        

 - Во всех группах перед вами лежат фотографии водопадов. Предлагаю вам узнать эти водопады и расположить их по районам города на доске.

(Учитель открывает доску и вместе с детьми называет водопады, располагая их по районам города.)

Наглядный Словесный

Проблемно поисковый

Индуктив ный

 

 

5.

Итог урока

 

- Чем отличаются водопад от водоската, от порога?

( В процессе разбора учитель приводит примеры водоскатов и порогов на примере 33 водопадов, «жизнь» водопада на примере Агурского.)

-Сегодня мы узнали характерные особенности водопадов,

в частности познакомились  и вспомнили известные вам водопады нашего города. Полученные на этом уроке знания и мы сможем применять во время следующих экскурсий по городу, посещая  разные рекреационные объекты.

Наглядный Словесный

Пробемно-поисковый

Индуктив ный

 

6. Домашнее задание

-Все, что вы изучали в группах и рассказывали друг другу, написано в текстах, которые я вам раздаю.  (Приложение 4)

А вы самостоятельно находите информацию еще о 3 водопадах края и на следующем уроке мы поделимся найденной информацией.

Наглядный Словесный

Практичес кий

 

 

Пояснение.

·        Урок построен по технологии критического мышления.

·        Учащиеся на протяжении всего урока работают в группах.

·        Информация по водопадам мира (Приложение 1) получена учащимися в результате поисковой работы по материалам Интернета и энциклопедиям, выполнено, как домашняя работа.

·        Водопад, водоскат и порог (Приложение 2) выполняются в виде схем на бумаге в клетку с использованием транспортира (угол падения) и масштаба (высота), где за 1 метр берется 10 клеток.

·        Местный материал (Приложение 3) исследуется по фотографиям, сделанным на экскурсиях.

·        На уроке активно используется интерактивная доска для демонстрации водопадов мира и водопадов, находящихся  высоко в горах, которые дети не могут увидеть на экскурсиях.

·        В результате такой работы  у детей расширяется кругозор, углубляются знания о планете, легче усваивается теоретический материал.

·        За время урока дети не устают, появляется желание узнать больше по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

1 группа – Водопад Анхель.

В 1935 году американский летчик Джимми Эйнджел, занимавшийся поисками золота в Венесуэле, обнаружил сокровище – самый высокий водопад мира. Пролетая на самолете по узкому каньону, он заметил фонтанчик воды, бьющий из отвесной скалы – горы Дьявола. Этот водопад получил название Анхель, слово в переводе означает «ангел», в честь первооткрывателя. Высота водопада примерно 1000 метров.

2 группа – Водопад Тугела и Йосемитский.

Второй по высоте водопад мира находится на юге Африки. Называется Тугела, его высота 933 метра.

Третье место в мире занимает водопад в калифорнии – Йосемитский – 727 метров.

3 группа – Водопад  Игуасу и Виктория.

Самый широкий водопад – 3 км – Игуасу. В Южной Америке. Высота 82 метра.

Африканский водопад Виктория имеет ширину 1600 метров и падает с высоты 128 метров.

4 группа – Водопад  Ниагарский.

Один из самых знаменитых водопадов мира – Ниагарский. Он состоит из двух водопадов на границе США и Канады. Один водопад находится на территории США – 51 метр, а второй «Подкова» - 49 метров

находится в Канаде.

 

 

 

 

 

Приложение 2                        Вода камень точит

1 группа – Образование водопада

Водопад – это падение воды реки с уступа, образовавшегося в ее русле. Уступы возникают в тех местах, где река на своем пути встречает твердые, трудно размываемые горные породы (камни). Иногда водопады образуются в результате землетрясений. Вода размывает уступ в двух местах – сверху, в верхнем ребре, и внизу, куда она падает. Место внизу называется подошва. В результате размыва падающей струей воды образуются ямы, иногда очень глубокие. Они называются котлами. С годами (сотнями лет) в результате продолжающегося подмыва камней водопад может перемещаться вверх по течению. А со временем (может через тысячелетие) может совсем исчезнуть. Иногда водопад под действием размыва превращается в порог, но котлы остаются. По ним можно узнать место бывшего водопада.

2 группа – Водопад

ВОДОПАД   - ЭТО ПАДЕНИЕ ВОДЫ  РЕКИ  С  УСТУПА

НЕ МЕНЕЕ  1 м  ПОД  УГЛОМ ПАДЕНИЯ ВОДЫ 45 градусов и больше

(Ученики делают схему водопада)

3 группа – Водоскат и порог.

ВОДОСКАТ, ИЛИ СТРЕМНИНА – ЭТО ПАДЕНИЕ ВОДЫ РЕКИ

ПОД УГЛОМ МЕНЕЕ  45 градусов,

ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫСОТА ПАДЕНИЯ 1 м и более.

ПОРОГ – ЭТО ПАДЕНИЕ ВОДЫ РЕКИ МЕНЕЕ 1 м,

ДАЖЕ ЕСЛИ ПОД УГЛОМ 45 градусов и круче.

(Ученики делают схему водоската и порога.)

4группа – Водопад Безымянный

Самый высокий из сочинских водопадов — Безымянный. Он расположен на южном склоне горы Аибга, на ручье Безымянном, в 4 км к северу от села Аибга.

        Это один из самых высоких водопадов Краснодарского края. Высота трех его ступеней 75 метра.   Водопад находится в Адлерском районе города Сочи.

 

Приложение 3

1группа – Водопады Адлерского района.

Водопад Глубокий Яр.

    Водопад Глубокий Яр находится в устье реки Глубокий Яр. Эта река является левым притоком реки Мзымты Адлерского района города Сочи.   Ущелье, где срывается водопад, замыкается отвесной стеной. Высота водопада 41,5 м. Это один из самых высоких водопадов Большого Сочи.  Под водопадом находится небольшой водоем и вход в пещеру, из которой вырывается поток ледяной прозрачной воды. Пещера глубиной 1070 метров. В пещере рядом с входом подземная река образует водопад – 18 м. Очень редкий случай: река Глубокий Яр имеет двойное русло – поверхностное и подземное   и два водопада, вложенные один в другой, - поверхностный и подземный. Этот водопад по-другому называется «Пасть Дракона». Ниже по течению реки есть еще один водопад – 9 м. Вокруг водопада произрастает лес из самшита, ольхи, клена, из цветов – цикламены и подснежники.

2 группа – Водопады Хостинского района

Змейковские (Дикарькины) водопады

       Водопады находятся на реке Змейка в Хостинском районе.  Река Змейка — правый приток реки Мацеста. Называют ее Змейкой либо за очень извилистое русло, либо по названию близлежащей горы Змейка - 481 м.       Прежде эта река называлась Дикарька, название, данное первыми переселенцами, за очень буйный нрав. Есть в русле реки и крутые скалистые берега, и пороги, и корыта, в которых резвятся, посверкивая серебром, стайки рыбешек, и широкие каменистые плесы, и целый каскад водопадов. Общая протяженность реки 6 км. На реке 5 водопадов. Первый водопад двухъярусный. Из верхнего бассейна вода стекает  круто с высоких порогов шестью туго свитыми серебряными жгутами. Над верхним ярусом водопада слева от дороги из скального обнажения вытекает родник Изумрудный. Его ледяная вода пригодна для питья. За вторым ярусом водопада река круто поворачивает влево и течет по гладкому желобу до второго трехкаскадного водопада. В 200 метрах находится третий однокаскадный водопад, под которым образовалась неглубокая чаша.  Выйти к четвертому и пятому водопадам можно, спустившись по крутым тропинкам. Оба водопада как будто слились в один двухкаскадный, каждый из которых по 10 метров. Между водопадами образовалась глубокая (4 метра) ванна. Живописная чаша под пятым водопадом — диаметр ее 10 метров, а глубина 2 метра.

          Змейковские водопады примечательны тем, что, благодаря родникам, не пересыхают даже в засушливое лето.

3 группа – Водопады Центрального района.

Т.к. в Центральном районе водопадов нет, берём для знакомства Водопад Ажек.  Он находится на реке Сочи, которая впадает в Черное море в Центральном районе города.

Водопад Ажек.

Водопад Ажек находится в устье реки Ажек. Река Ажек – это правый приток реки Сочи. Высота водопада 9,5 м. Водопад состоит из двух ступеней: верхняя – 2,5 м, нижняя – 7 м.   Вода срывается с отвесного уступа, а скалы под водопадом нависают козырьком над небольшим каменным островком за водопадом. Скалы нависают полукругом и замыкают ущелье. Под водопадом неглубокое озеро.

Вокруг водопада по берегам растут самшит, иглицы, папоротники, а со скал к воде спускаются плети плюща. Водопад Ажек находится на реке Сочи, которая впадает в Черное море в Центральном районе города.

4 группа – Водопады Лазаревского района.

33 водопада.

  Ручей Джегош и является правым притоком реки Шахе. Длина ручья Джегош - 2 км. Ручей Джегош берет начало на горе Колокольня - 832 м. На ручье Джегош 500 м – это каскад из невысоких водопадов, порогов и водоскатов. Выше самого верхнего водопада расположен источник, дающий воду ручью Джегош. Самый высокий водопад – нижний, его высота 10,5 м. Высота остальных водопадов меньше 10 метров. На этом ручье 33 водопада, 7 водоскатов и 13 порогов. По берегам ручья растут густые заросли самшита колхидского, подснежник Воронова, цикламен, иглица колхидская и другие растения. Особую ценность представляет роща лапины крылоплодной в устье ручья Джегош. Некоторые деревья достигают высоты 30 м. Эта роща является памятником природы.

33 водопада находятся в Лазаревском районе города Сочи.


Приложение 3

Водопады.


ВОДОПАД   - ЭТО ПАДЕНИЕ ВОДЫ  РЕКИ

С  УСТУПА НЕ МЕНЕЕ  1 м  ПОД  УГЛОМ ПАДЕНИЯ ВОДЫ 45 градусов и больше.

ВОДОСКАТ, ИЛИ СТРЕМНИНА – ЭТО ПАДЕНИЕ ВОДЫ РЕКИ ПОД УГЛОМ МЕНЕЕ  45 градусов,

ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫСОТА ПАДЕНИЯ 1 м и более.

ПОРОГ – ЭТО ПАДЕНИЕ ВОДЫ РЕКИ МЕНЕЕ 1 м,

ДАЖЕ ЕСЛИ ПОД УГЛОМ 45 градусов и круче.

 

На многих реках Сочи находится множество водопадов. Все они находятся на территории заповедника и национального парка. Они различаются своими размерами, внешним видом, мощью потока воды. Некоторые имеют цельный поток воды, другие образуют каскады. На территории сочи несколько десятков водопадов. Многие из них являются памятниками природы.

 Лазаревский район
33 водопада
на ручье Джегош, притоке реки Шахе, находятся в четырех километрах от аула Большой Кичмай.

Ореховский водопад расположен в устье реки Безуменки, у впадения ее в реку Сочи. Общая высота этого двухкаскадного водопада составляет 33 м.

 

 

Хостинский район

Водопад на реке Ажек – 9,5 м, притоке реки Сочи.

Змейковские (Дикарькины) водопады находятся на реке Змейка, правом притоке реки Мацеста. В русле реки Змейка есть и пороги, и корыта, и широкие каменистые плесы, и целый каскад изумительно красивых водопадов. Первый водопад двухкаскадный высотой около 30 м. Благодаря многочисленным родникам Змейковские водопады не высыхают даже в самое засушливое время.

 

Агурские водопады на реке Агуре. 3 водопада: верхний – 21 м, второй – 23 м, нижний состоит из двух падений – 12м и 18м – высота 30 м.  

 

Адлерский район

Водопад «Пасть Дракона» на реке Глубокий Яр – 41,5м, приток реки Мзымты. Водопад состоит из двух водопадов – один на надземном русле реки,  

второй внутри горы в пещере, на русле подземной реки.

 

Самый высокий из Сочинских водопадов Безымянный. Он расположен на южном склоне        горы Аибга, на ручье Безымянном, в 4 км к северу  от села Аибга. Это один из самых высоких водопадов Краснодарского края.

Высота трех его ступеней 75 м.


Литература:

1.     В.И. Коровин «Природа Краснодарского края». Краснодарское  книжное издательство, 1979 г.

2.     «Сочиведение/ Выпуск 1/ Учебно-методические материалы к курсу «Кубановедения» / Составитель: Гоголадзе С.Г., 2004 г.

3.     «1000 чудес природы», ред.Н. Ярошенко, издательский дом Ридерз Дайджест. 2002 г.

4.     «Азбука природы», ред.Н. Ярошенко, издательский дом Ридерз Дайджест. 1997 г.

5.     «Кавказский государственный природный биосферный заповедник»,     В.А. Бриних, П.А. Тильба, Б. С. Туниев, Издательство «Дорос», Новочеркасск, 2000 г.

6.     Журнал «Сочинский краевед». Издательство Сочинского географического общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Водопады как часть водоема"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока:  Водопады как часть водоема.

Цель:

Создать условия для активной самостоятельной деятельности учащихся, способствовать развитию умений самостоятельно анализировать имеющуюся информацию.

 

З а д а ч и.

1.    Научить учащихся определять водопады по их характерным признакам;

2. Познакомить учащихся с наиболее крупными водопадами мира и водопадами города Сочи.

 2.  Развивать умение учащихся сравнивать, анализировать, систематизировать; развивать умение работать и взаимодействовать в группе.

3.    Воспитывать у младших школьников гражданскую позицию и  любовь к родине на  основе природоведческого     материала.

 

Оборудование:сигнальные карточки, карточки с названиями водопадов, карточки со словами «водоемы», «ручьи», «ледники», «реки», «озера», «водопады», «пруды», «моря», «океаны», «родники», «каналы», «Адлерский район», «Хостинский район», «Лазаревский район», «Центральный район».

Тексты для работы в группах.

Интерактивная доска, демонстрационный материал с водопадами мира и города.                                                                                                                                                                             

Фотографии водопадов города для  каждой группы. Цветные мелки. Магниты.

 Книги с иллюстрациями водопадов мира.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Ход урока

Методы обучения

1.                Орг.

момент

Дети рассаживаются по группам, по желанию

 

 

2.      

Актуали-зация знаний

 

Составление кластера.

(В центре доски учитель вывешивает слово «Водоемы».)

- Ребята, назовите известные вам термины и понятия, имеющие отношение к воде.

По мере поступления ответов детей учитель вывешивает на доске следующие карточки:  ручьи, ледники, реки, озера, водопады, пруды, моря, океаны, родники, каналы.

Теперь давайте выберем, что из этих понятий те, которые были изучены нами.

- Океаны.

- Перечислите названия океанов.

(Индийский, Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический)

- Моря.

- Какие моря вы знаете?

(Дети перечисляют название морей)

- Какие моря омывают территорию России с юга?

- Черное и Азовское.

- О каком из этих морей мы с вами подробно узнали на предыдущих уроках?

-  О Черном море.

- Какие еще из перечисленных водоемов мы знаем?

- Реки.

- Какие реки нашего города и Краснодарского края вы знаете?

(Дети перечисляют названия рек)

- Чем отличается река Кубань от реки Мзымты?

- Река Кубань течет по равнине, а Мзымта через горы.

- Какие виды рек имеются на территории Краснодарского края?

- Горные и равнинные

-Сейчас, отгадав загадку, назовите тему нашего урока.

ЗАГАДКА

Он так бесстрашен и могуч,

Что не боится горных круч –

Привык он с них всю жизнь срываться

И головою вниз бросаться

И, поднимая тучи брызг,

О камни разбиваться вдрызг.

(водопад)

- Что же характерно только для горных рек?

- Водопады.

- Какие водопады вы посещали с родителями, с друзьями?

Опишите водопад, какой он…

(Выслушиваются ответы детей.)

- Вы часто бываете на природе, посещаете водопады. Как вы думаете, что мы должны помнить с точки зрения охраны природы, находясь вблизи водопадов в лесу?

- Не оставлять после себя мусор, в костре обжигать железные банки, сжигать сухой мусор, но не пластиковые бутылки, ничего не бросать в воду, не разбивать стеклянные бутылки, уходя, залить костер водой.

- Так как изучение большого начинается с малого, то сегодня на уроке мы рассмотрим  водопады, которые находятся на реках Сочи, и узнаем, что же такое водопад с научной  точки зрения.

    Но прежде, проверим домашнее задание.

(Учащиеся подготовили короткие сообщения о крупных водопадах мира.)

1. Работа в группах первого состава

(Во время сообщений учащихся на интерактивной доске сменяются видео изображения водопадов.)

Крупные водопады мира

Приложение 1

1 группа – Водопад Анхель.

2 группа – Водопад Тугела и Йосемитский.

3 группа – Водопад  Игуасу и Виктория.

4 группа – Водопад  Ниагарский.

 

Словесный

Проблемнопоисковый

Наглядный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный

Проблемнопоисковый

Индуктив-ный

Дедуктив-ный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный

Проблемнопоисковый

 

 

 

 

 

 

 

Работа с интерактивной доской

3.

Поиск новых знаний

 

Учитель раздает тексты по группам:                Приложение 2

1 группа – Образование водопада.

2 группа – Водопад.

3группа – Водоскат, порог.

4группа – Водопад Безымянный.

 (Во время работы в группах, учитель на доске заменяет вывески на фотографии водопадов. Доска закрыта)

 Каждой  группе предоставляется слово.

2. Работа в группах сменного состава

Дети  пересаживаются по сигнальным карточкам. 

Во вновь образованных группах дети получают тексты о водопадах Сочи.                                                  Приложение 3

1группа – Водопады Адлерского района.

2 группа – Водопады Хостинского района

3группа – Водопады Центрального района (условно).

4группа – Водопады Лазаревского района.

(Работа идет 5 минут, затем дети пересаживаются по одному человеку по сигнальной карточке и рассказывают свой текст новой группе.

 В результате данной работы все члены группы ознакомлены

с предложенными водопадами районов города.)

Индуктивный

Дедуктивный

Репродук тивный

Метод

сам. работы

Практичес кий

4.

Закрепле-ние

 

1.Знакомство с информацией о водопадах Сочи (по районам).

Внутри групп дети выбирают одного представителя для выступления  с информацией по своей теме.

2. Демонстрация презентации о водопадах Сочи.

3. Расположение водопадов по районам города с использованием фотографий.        

 - Во всех группах перед вами лежат фотографии водопадов. Предлагаю вам узнать эти водопады и расположить их по районам города на доске.

(Учитель открывает доску и вместе с детьми называет водопады, располагая их по районам города.)

Наглядный Словесный

Проблемно поисковый

Индуктив ный

 

 

5.

Итог урока

 

- Чем отличаются водопад от водоската, от порога?

( В процессе разбора учитель приводит примеры водоскатов и порогов на примере 33 водопадов, «жизнь» водопада на примере Агурского.)

-Сегодня мы узнали характерные особенности водопадов,

в частности познакомились  и вспомнили известные вам водопады нашего города. Полученные на этом уроке знания и мы сможем применять во время следующих экскурсий по городу, посещая  разные рекреационные объекты.

Наглядный Словесный

Пробемно-поисковый

Индуктив ный

 

6. Домашнее задание

-Все, что вы изучали в группах и рассказывали друг другу, написано в текстах, которые я вам раздаю.  (Приложение 4)

А вы самостоятельно находите информацию еще о 3 водопадах края и на следующем уроке мы поделимся найденной информацией.

Наглядный Словесный

Практичес кий

 

 

Пояснение.

·        Урок построен по технологии критического мышления.

·        Учащиеся на протяжении всего урока работают в группах.

·        Информация по водопадам мира (Приложение 1) получена учащимися в результате поисковой работы по материалам Интернета и энциклопедиям, выполнено, как домашняя работа.

·        Водопад, водоскат и порог (Приложение 2) выполняются в виде схем на бумаге в клетку с использованием транспортира (угол падения) и масштаба (высота), где за 1 метр берется 10 клеток.

·        Местный материал (Приложение 3) исследуется по фотографиям, сделанным на экскурсиях.

·        На уроке активно используется интерактивная доска для демонстрации водопадов мира и водопадов, находящихся  высоко в горах, которые дети не могут увидеть на экскурсиях.

·        В результате такой работы  у детей расширяется кругозор, углубляются знания о планете, легче усваивается теоретический материал.

·        За время урока дети не устают, появляется желание узнать больше по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

1 группа – Водопад Анхель.

В 1935 году американский летчик Джимми Эйнджел, занимавшийся поисками золота в Венесуэле, обнаружил сокровище – самый высокий водопад мира. Пролетая на самолете по узкому каньону, он заметил фонтанчик воды, бьющий из отвесной скалы – горы Дьявола. Этот водопад получил название Анхель, слово в переводе означает «ангел», в честь первооткрывателя. Высота водопада примерно 1000 метров.

2 группа – Водопад Тугела и Йосемитский.

Второй по высоте водопад мира находится на юге Африки. Называется Тугела, его высота 933 метра.

Третье место в мире занимает водопад в калифорнии – Йосемитский – 727 метров.

3 группа – Водопад  Игуасу и Виктория.

Самый широкий водопад – 3 км – Игуасу. В Южной Америке. Высота 82 метра.

Африканский водопад Виктория имеет ширину 1600 метров и падает с высоты 128 метров.

4 группа – Водопад  Ниагарский.

Один из самых знаменитых водопадов мира – Ниагарский. Он состоит из двух водопадов на границе США и Канады. Один водопад находится на территории США – 51 метр, а второй «Подкова» - 49 метров

находится в Канаде.

 

 

 

 

 

Приложение 2                        Вода камень точит

1 группа – Образование водопада

Водопад – это падение воды реки с уступа, образовавшегося в ее русле. Уступы возникают в тех местах, где река на своем пути встречает твердые, трудно размываемые горные породы (камни). Иногда водопады образуются в результате землетрясений. Вода размывает уступ в двух местах – сверху, в верхнем ребре, и внизу, куда она падает. Место внизу называется подошва. В результате размыва падающей струей воды образуются ямы, иногда очень глубокие. Они называются котлами. С годами (сотнями лет) в результате продолжающегося подмыва камней водопад может перемещаться вверх по течению. А со временем (может через тысячелетие) может совсем исчезнуть. Иногда водопад под действием размыва превращается в порог, но котлы остаются. По ним можно узнать место бывшего водопада.

2 группа – Водопад

ВОДОПАД   - ЭТО ПАДЕНИЕ ВОДЫ  РЕКИ  С  УСТУПА

НЕ МЕНЕЕ  1 м  ПОД  УГЛОМ ПАДЕНИЯ ВОДЫ 45 градусов и больше

(Ученики делают схему водопада)

3 группа – Водоскат и порог.

ВОДОСКАТ, ИЛИ СТРЕМНИНА – ЭТО ПАДЕНИЕ ВОДЫ РЕКИ

ПОД УГЛОМ МЕНЕЕ  45 градусов,

ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫСОТА ПАДЕНИЯ 1 м и более.

ПОРОГ – ЭТО ПАДЕНИЕ ВОДЫ РЕКИ МЕНЕЕ 1 м,

ДАЖЕ ЕСЛИ ПОД УГЛОМ 45 градусов и круче.

(Ученики делают схему водоската и порога.)

4группа – Водопад Безымянный

Самый высокий из сочинских водопадов — Безымянный. Он расположен на южном склоне горы Аибга, на ручье Безымянном, в 4 км к северу от села Аибга.

        Это один из самых высоких водопадов Краснодарского края. Высота трех его ступеней 75 метра.   Водопад находится в Адлерском районе города Сочи.

 

Приложение 3

1группа – Водопады Адлерского района.

Водопад Глубокий Яр.

    Водопад Глубокий Яр находится в устье реки Глубокий Яр. Эта река является левым притоком реки Мзымты Адлерского района города Сочи.   Ущелье, где срывается водопад, замыкается отвесной стеной. Высота водопада 41,5 м. Это один из самых высоких водопадов Большого Сочи.  Под водопадом находится небольшой водоем и вход в пещеру, из которой вырывается поток ледяной прозрачной воды. Пещера глубиной 1070 метров. В пещере рядом с входом подземная река образует водопад – 18 м. Очень редкий случай: река Глубокий Яр имеет двойное русло – поверхностное и подземное   и два водопада, вложенные один в другой, - поверхностный и подземный. Этот водопад по-другому называется «Пасть Дракона». Ниже по течению реки есть еще один водопад – 9 м. Вокруг водопада произрастает лес из самшита, ольхи, клена, из цветов – цикламены и подснежники.

2 группа – Водопады Хостинского района

Змейковские (Дикарькины) водопады

       Водопады находятся на реке Змейка в Хостинском районе.  Река Змейка — правый приток реки Мацеста. Называют ее Змейкой либо за очень извилистое русло, либо по названию близлежащей горы Змейка - 481 м.       Прежде эта река называлась Дикарька, название, данное первыми переселенцами, за очень буйный нрав. Есть в русле реки и крутые скалистые берега, и пороги, и корыта, в которых резвятся, посверкивая серебром, стайки рыбешек, и широкие каменистые плесы, и целый каскад водопадов. Общая протяженность реки 6 км. На реке 5 водопадов. Первый водопад двухъярусный. Из верхнего бассейна вода стекает  круто с высоких порогов шестью туго свитыми серебряными жгутами. Над верхним ярусом водопада слева от дороги из скального обнажения вытекает родник Изумрудный. Его ледяная вода пригодна для питья. За вторым ярусом водопада река круто поворачивает влево и течет по гладкому желобу до второго трехкаскадного водопада. В 200 метрах находится третий однокаскадный водопад, под которым образовалась неглубокая чаша.  Выйти к четвертому и пятому водопадам можно, спустившись по крутым тропинкам. Оба водопада как будто слились в один двухкаскадный, каждый из которых по 10 метров. Между водопадами образовалась глубокая (4 метра) ванна. Живописная чаша под пятым водопадом — диаметр ее 10 метров, а глубина 2 метра.

          Змейковские водопады примечательны тем, что, благодаря родникам, не пересыхают даже в засушливое лето.

3 группа – Водопады Центрального района.

Т.к. в Центральном районе водопадов нет, берём для знакомства Водопад Ажек.  Он находится на реке Сочи, которая впадает в Черное море в Центральном районе города.

Водопад Ажек.

Водопад Ажек находится в устье реки Ажек. Река Ажек – это правый приток реки Сочи. Высота водопада 9,5 м. Водопад состоит из двух ступеней: верхняя – 2,5 м, нижняя – 7 м.   Вода срывается с отвесного уступа, а скалы под водопадом нависают козырьком над небольшим каменным островком за водопадом. Скалы нависают полукругом и замыкают ущелье. Под водопадом неглубокое озеро.

Вокруг водопада по берегам растут самшит, иглицы, папоротники, а со скал к воде спускаются плети плюща. Водопад Ажек находится на реке Сочи, которая впадает в Черное море в Центральном районе города.

4 группа – Водопады Лазаревского района.

33 водопада.

  Ручей Джегош и является правым притоком реки Шахе. Длина ручья Джегош - 2 км. Ручей Джегош берет начало на горе Колокольня - 832 м. На ручье Джегош 500 м – это каскад из невысоких водопадов, порогов и водоскатов. Выше самого верхнего водопада расположен источник, дающий воду ручью Джегош. Самый высокий водопад – нижний, его высота 10,5 м. Высота остальных водопадов меньше 10 метров. На этом ручье 33 водопада, 7 водоскатов и 13 порогов. По берегам ручья растут густые заросли самшита колхидского, подснежник Воронова, цикламен, иглица колхидская и другие растения. Особую ценность представляет роща лапины крылоплодной в устье ручья Джегош. Некоторые деревья достигают высоты 30 м. Эта роща является памятником природы.

33 водопада находятся в Лазаревском районе города Сочи.


Приложение 3

Водопады.


ВОДОПАД   - ЭТО ПАДЕНИЕ ВОДЫ  РЕКИ

С  УСТУПА НЕ МЕНЕЕ  1 м  ПОД  УГЛОМ ПАДЕНИЯ ВОДЫ 45 градусов и больше.

ВОДОСКАТ, ИЛИ СТРЕМНИНА – ЭТО ПАДЕНИЕ ВОДЫ РЕКИ ПОД УГЛОМ МЕНЕЕ  45 градусов,

ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫСОТА ПАДЕНИЯ 1 м и более.

ПОРОГ – ЭТО ПАДЕНИЕ ВОДЫ РЕКИ МЕНЕЕ 1 м,

ДАЖЕ ЕСЛИ ПОД УГЛОМ 45 градусов и круче.

 

На многих реках Сочи находится множество водопадов. Все они находятся на территории заповедника и национального парка. Они различаются своими размерами, внешним видом, мощью потока воды. Некоторые имеют цельный поток воды, другие образуют каскады. На территории сочи несколько десятков водопадов. Многие из них являются памятниками природы.

 Лазаревский район
33 водопада на ручье Джегош, притоке реки Шахе, находятся в четырех километрах от аула Большой Кичмай.

Ореховский водопад расположен в устье реки Безуменки, у впадения ее в реку Сочи. Общая высота этого двухкаскадного водопада составляет 33 м.

 

 

Хостинский район

Водопад на реке Ажек – 9,5 м, притоке реки Сочи.

Змейковские (Дикарькины) водопады находятся на реке Змейка, правом притоке реки Мацеста. В русле реки Змейка есть и пороги, и корыта, и широкие каменистые плесы, и целый каскад изумительно красивых водопадов. Первый водопад двухкаскадный высотой около 30 м. Благодаря многочисленным родникам Змейковские водопады не высыхают даже в самое засушливое время.

 

Агурские водопады на реке Агуре. 3 водопада: верхний – 21 м, второй – 23 м, нижний состоит из двух падений – 12м и 18м – высота 30 м.  

 

Адлерский район

Водопад «Пасть Дракона» на реке Глубокий Яр – 41,5м, приток реки Мзымты. Водопад состоит из двух водопадов – один на надземном русле реки,  

второй внутри горы в пещере, на русле подземной реки.

 

Самый высокий из Сочинских водопадов — Безымянный. Он расположен на южном склоне        горы Аибга, на ручье Безымянном, в 4 км к северу  от села Аибга. Это один из самых высоких водопадов Краснодарского края.

Высота трех его ступеней 75 м.


Литература:

1.     В.И. Коровин «Природа Краснодарского края». Краснодарское  книжное издательство, 1979 г.

2.     «Сочиведение/ Выпуск 1/ Учебно-методические материалы к курсу «Кубановедения» / Составитель: Гоголадзе С.Г., 2004 г.

3.     «1000 чудес природы», ред.Н. Ярошенко, издательский дом Ридерз Дайджест. 2002 г.

4.     «Азбука природы», ред.Н. Ярошенко, издательский дом Ридерз Дайджест. 1997 г.

5.     «Кавказский государственный природный биосферный заповедник»,     В.А. Бриних, П.А. Тильба, Б. С. Туниев, Издательство «Дорос», Новочеркасск, 2000 г.

6.     Журнал «Сочинский краевед». Издательство Сочинского географического общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 765 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 802
    • DOCX 96.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем ОГНЕВА ГАЛИЯ КАСИМОВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    ОГНЕВА ГАЛИЯ КАСИМОВНА
    ОГНЕВА ГАЛИЯ КАСИМОВНА
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9902
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 274 человека из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 884 человека

Мини-курс

Wildberries: от управления заказами до продвижения товаров

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 25 регионов

Мини-курс

Судебные процессы и взыскание убытков: правовые аспекты и процедуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе