Главная / Начальные классы / « Вода – путешественница. Круговорот воды в природе».

« Вода – путешественница. Круговорот воды в природе».

МОУ «Озеркинская средняя общеобразовательная школа»











Конспект урока по окружающему миру

Тема: « Вода – путешественница. Круговорот воды в природе».

3 класс









Составила учитель начальных классов:

Денисова Тамара Геннадьевна







2011г. д. Озерки



Тема урока: «Путешествие воды. Круговорот воды в природе».



Цели урока:

1.Сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе;

2. Обобщить знания детей о воде;

3.Увязать круговорот со свойствами воды (переход из одного состояния в другое;

4.Воспитывать бережное отношение к воде.



Оборудование: проектор, ноутбук, штатив, спиртовка, стекло, вода, спички, рисунки детей, маски «Туча» и «Вода», мультфильм « Приключения Капельки, или Круговорот воды в природе», «Песенка Капитошки», «Капельки», карточки зеленого и красного цвета, музыкальный центр ( музыка воды), баян.











1. Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте, все! Урок окружающего мира. 3 класс. Садитесь, ребята!



2.Послушайте внимательно загадку:

Учитель: Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я, кто я такая?



Учитель: Правильно, это вода.

3. Тема нашего урока: « Путешествие воды. Круговорот воды в природе».

Учитель: Посмотрите на экран



1 слайд (тема урока)



Учитель: Мы все в этом мире маленькие капельки и путешествовать сегодня мы будем вместе с нашим героем Капитошкой.

(показать Капитошку)

4.Учитель: Послушайте стихотворение о воде:



Учитель: Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

1 капелька: В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает!

2капелька: Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьется.

Средь высоких стройных елей рушится потоком селей.

3 капелька: На плите у вас кипит, паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Учитель: Мы ее не замечаем, мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.

Капельки: Без меня вам не умыться, ни наесться, ни напиться!

Учитель: Смею вам я доложить: без воды нам не прожить.

5. Словарная работа.

Учитель: В стихотворении прозвучало слово «Селей».

Кто знает, что это такое?

Д: Сель  — поток, вызванный ливневыми осадками или бурным таянием снегов.

2 слайд (сели)



6. Проверка д/з.

Учитель: Давайте проверим, что вы уже знаете о воде.

_ У вас на столах лежат кружочки красного и зелёного цвета.

Я буду говорить утверждения. Если вы согласны, то поднимите зелёные, если нет, то красные. Будьте внимательны!»



-Вода занимает ¾ поверхности земного шара +

-Вода входит в состав любого живого организма +

-Вода не является растворителем -

-Вода имеет запах -

-Вода при нагревании расширяется +

-Воду можно очистить при помощи фильтра +

-Вода прозрачна +

-Вода бесцветна +

-Вода расширяется при охлаждении - сжимается

-Вода имеет свойство – текучесть +



Итак, вы, молодцы!

- А сегодня, проделав опыт и внимательно послушав, мы узнаем о воде новое.

7. (опыт)

Учитель: Итак, мы зажигаем спиртовку, ставим над огнем воду, сверху крепим стекло и наблюдаем. (Инструктаж по т/б)

Подойдите очень аккуратно, т.к. огонь и горячая вода могут быть опасны для здоровья. Ни к чему не прикасаемся, только наблюдаем.

Учитель:- Какой вывод мы можем сделать из увиденного вами?

Дети: - Вода при нагревании испаряется. Пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Получается круговорот воды.

3 слайд (схема круговорота)

8. Мультфильм

Учитель: А сейчас то, что мы с вами наблюдали, мы посмотрим в мультфильме про Лунтика.

9. Загадка.

Учитель: Послушайте ещё одну загадку:

Летит орлица по синему небу, крылья распластала,

Солнышко застлала.

Д: туча.

Появляется Туча.

10. Физкультминутка

Я предлагаю вам отдохнуть и тоже попутешествовать.

Туча: Где тут мои капельки? (дети подбегают к Туче) Пора вам, мои детки-капельки, в путь отправляться! Посылаю вас на землю. Пролейтесь дождиком, напоите землю, растения. Попутешествуйте, а потом ко мне возвращайтесь. Да смотрите, не балуйтесь! Ведите себя хорошо!

Ручьи и ручейки весёлые и звонкие, бегут вперегонки.

(музыка)

Учитель: Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки, взявшись парами за руки, грают в игру «Ручеек»). Встретились разные ручейки и стали большой рекой. (Дети изображают реку) Плыли капельки по реке и вместе с ней попали в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в большой круг и идут в хороводе). Плавали, плавали капельки, но вдруг вспомнили, что мама Туча наказывала домой вернуться. А тут и Солнышко пригрело (появляется Солнышко, танцует)

Стали капельки легкими, поднялись вверх, испарились под лучами Солнышка, вернулись маме Туче (капельки возвращаются к Туче, Солнышко скрывается)

Туча: Молодцы, капельки, хорошо себя вели, хорошо путешествовали. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять отпущу вас путешествовать.

Учитель: Путешествуя, вода меняет своё состояние. Об этом нам расскажут ребята.

11.Сообщения:

Вода – уникальное вещество. Расскажет об этом Катя Юшакова.

Слайд (вода)

Вода – такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое, и обратно при незначительных изменениях окружающих условий.

При переходе одного состояния в другое могут происходить различные процессы: испарение(вода из жидкого состояния постепенно переходит в воздух в виде пара),

Слайд (испарение)

конденсация (водяной пар переходит в жидкое или твердое состояние),

слайд (конденсация)

замерзание (жидкая вода превращается в снег, лед),

слайд (замерзание)

индевение (образование инея – переход газообразной воды в твердое состояние),

слайд (индевение)

возгонка (переход твердой воды в газообразную).

Слайд (возгонка)

Таким образом, вода может осуществлять не только постепенные переходы из одного состояния в другое (лед – вода – пар – вода - лед), но и скачкообразные, минуя некоторые фазы (лед-пар или пар-иней).

Слайд (фазы)

При переходе воды из одного состояния в другое существенно изменяются её свойства.

Откуда берется дождь? Расскажет Никита Данилов

Слайд (дождь)

Сама природа подсказывает людям, какая будет погода. Многие из вас знают эти подсказки: цветы сильно пахнут – дождь близко; лягушки расквакались в пруду и вылезли на берег – жди дождя.

А почему идет дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождем?

На земле много океанов и морей, рек и ручейков, озер, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, т.е. становится прозрачным и невидимым паром. Этот легкий пар вместе с воздухом поднимается от земли все выше и выше – на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль капельки воды. Капельки ещё очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. Так они снуют над землей вверх-вниз, пока не сольются в крупные капли.

Но вот капель уже так много, что все вместе они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землей, пока тяжелые капли. Не в силах больше удерживаться, не прольются на землю дождем. Прошел дождь. Еще недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовывать тучку и пролиться на землю благодатным дождем.

Что такое туман? Расскажет Настя Дергина

слайд

Днем над рекой воздух нагрелся, и в нем собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю. Туман может быть и в городе, и в деревне – везде, если теплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днем едут с включенными фарами, чтобы не столкнуться.

О Ледяных бродягах расскажет Элина Ванюшкова

Слово «Айсберг» означает «ледяная гора». И в этом нет преувеличения. В океанах встречаются ледяные великаны в десятки и даже сотни километров. Нередко высота ледяных гор достигает 40-60 метров. Айсберги – это настоящие плавучие острова льда. Только небольшая часть айсберга находится над поверхностью воды, большая его часть – под водой. Надводная часть почти в 7 раз меньше подводной. Откуда же берутся в соленом море эти громады льда? Они постепенно сползают с антарктических островов, где копятся вечные льды. Или рождаются на ледниках, спускающихся к океану с гор.

Слайд

Айсберги очень опасны. Известна трагедия, которая случилась в океане с пассажирским лайнером «Титаник» на пути в Америку. На полном ходу ночью он столкнулся с громадной плавучей ледяной горой и получил пробоину длиной 90 метров. Водонепроницаемые отсеки начали быстро заполняться водой. Темный океан казался пассажирам страшнее, чем медленно погружающийся в воду лайнер. Радист передал в эфир сигнал бедствия «SOS», но помощи не было. Через 2 час к месту трагедии подошел пароход и взял на борт спасшихся пассажиров и моряков. Рядом на поверхности мирно покачивался гигантский айсберг. В последнее время все серьезнее становится проблема пресной воды. Возникла заманчивая и фантастическая мысль: буксировать ледяные горы туда, где больше всего ощущается потребность в пресной воде.

Слайд

«совушки» за сообщения

Учитель: В мире используется огромное количество пресной воды, её запасов становится все меньше и её необходимо беречь. Рома Исаков вместе со своей мамой Светланой Николаевной приготовили Презентацию «Берегите воду! Давайте внимательно посмотрим и послушаем.

12 . Презентация «Берегите воду!»

Учитель: Молодцы! Замечательно подготовились. Получай «совушку»

13. Д/з.

Учитель: А сейчас давайте запишем домашнее задание: Стр. 53-61 прочитать, сочинить рассказ, песню, стишок или сказку о путешествии воды. Нарисовать в тетрадях схему круговорота воды.

14. Частушки.

Учитель: Итог урока мы с вами сегодня подведем в виде Частушек. Пожалуйста, ребята.

Давайте внимательно посмотрим и послушаем

1.Дорогие наши гости, слушайте внимательно.

Мы про воду вам споем очень увлекательно.

2.Если будет очень жарко, вода испаряется

И на небе в облаках тучкой собирается.

3.Если тучка тяжела, то она прорвется

И тогда вода дождем на землю прольется.

4.Ручейками потечет в море – океаны

Снова пар и облака, и другие страны.

5.Мы узнали в этот год про воды круговорот.

Не забудем никогда, ведь с водою мы друзья.

6.Состояние воды часто изменяется:

То в кристалл, то пар, то снег красиво превращается!

7.Не имеет вода цвет, не имеет запаха.

Растворителем она является для сахара.

8.Что прозрачная она, тоже мы узнали:

Ложку бросили в стакан – тут же увидали!

9.Воду любим, воду пьем, на нее надеемся.

Если простудились мы, в бане паром греемся!

10.Без воды нам не прожить – это знаем точно!

Охранять ее мы будем – дело это срочно!

11.Приезжайте к нам купаться, место симпатичное.

Волга, Рутка и Ветлуга, озеро отличное!

слайды

15. Песенка Капитошки

Учитель: А сейчас, я предлагаю вам ещё раз совершить путешествие вместе с весёлым Капитошкой, и попрощаться с ним.

Песенка Капитошки

16. Послесловие.

Учитель:

***
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь!
В природу вглядитесь!
Вас окружает везде и всегда -
Эта волшебница – ВОДА!

17Дополнительно. Кроссворд.

Слайд (кроссворд)



« Вода – путешественница. Круговорот воды в природе».
  • Начальные классы
Описание:

Урок разработан с целью ознакомления детей с круговоротом воды в природе, ее применением в жизни. Урок разработан в занимательной форме, с применением ИКТ, с постановкой опытов. Используются частушки и игры автора.

Цели урока:

1.Сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе;

2. Обобщить знания детей о воде;

3.Увязать круговорот со свойствами воды (переход из одного состояния в другое;

4.Воспитывать бережное отношение к воде.

Автор Денисова Тамара Геннадьевна
Дата добавления 03.10.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 332
Номер материала MA-067867
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓