Главная / Классному руководителю / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ




ГБОУ СПО «ЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ





ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ







преподаватель педагогики

И.А.Орел





Ейск

2014




Оглавление


Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое обоснование организации внеурочной деятельности в образовательной школе…………………………………………6

1.1. Роль физического воспитания в формировании личности младшего школьника…………………………………………………………………………6

1.2. Внеурочная деятельность в воспитании младших школьников………………………………………………………………….......8

1.3. Характеристика физкультурно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в рамках ФГОС…………………………………….14

Глава 2. Проект программы кружка «Здоровейка» физкультурно- оздоровительного направления…………………………………………………21

2.1. Программа кружка «Здоровейка» физкультурно-оздоровительного направления………………………………………………………………………21

2.2. Методический материал к кружку «Здоровейка»……………...…..33

2.2.1. Разработка сценариев внеурочных мероприятий к программе кружка «Здоровейка»……………………………………………………………33

2.2.2. Комплекс подвижных игр к программе кружка «Здоровейка»...46

Заключение…….………………………………………………………….50

Список литературы……………………………………………………….52

Приложение……………………………………………………………….54









Введение


Актуальность. Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

С сентября 2008 года в большинстве регионов нашей страны успешно используются государственные стандарты начальной школы второго поколения. Под влияние государственного стандарта попала также внеурочная деятельность с детьми в школе.

На современном этапе развития общества акцент ставится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. При этом ориентация нового стандарта не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты образования определяет развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Такая работа помогает удовлетворить потребность детей и молодежи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров ,праздников, фестивалей и т . д.

Необходимость построения внеурочной деятельности нужна для того, чтобы ученик сохранил физическое и духовное здоровье, укрепил веру в свои силы, сформировал симпатию к людям, окружающим его в лицее, проявил интерес к содержанию школьной жизни.


Большое развитие внеурочная деятельность получила при таких педагогах как: А.С. Макаренко, С.Т .Шацкий ,В.Н. Сорока-Росинский. Они рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанную на принципах добровольности, активности и самостоятельности.

Объект работы: процесс физического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Предмет: формы и виды физкультурно-оздоровительной работы младших школьников

Цель: изучить многообразие видов и форм воспитательной работы в школе в рамках ФГОСТ и предложить проект программы спортивно-оздоровительного направления

Задачи:

1. Обосновать цели и принципы внеурочной работы.

2. Раскрыть место внеурочной работы системе воспитания

3. Охарактеризовать организацию внеурочной работы

4. Разработать и предложить проект программы физкультурно-оздоровительного направления.

В работе использованы следующие теоретические методы педагогического исследования:

  1. Сравнительно исторический анализ

  2. Анализ литературы

  3. Анализ базовых понятий и исследования

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в учебном процессе, в ходе педагогической практики студентов, а также в педагогической деятельности учителей физической культуры в современной школе.

Структура дипломной работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе рассмотрены принципы организации внеклассной работы по физкультурно-оздоровительному направлению, цели и задачи, а также формы и методы внеклассной работы в школе.

Во второй главе представлена разработка программы по физкультурно-оздоровительному направлению и методический материал к занятиям представленным в плане.
























Глава 1. Теоретическое обоснование организации внеурочной деятельности в общеобразовательной школе


1.1. Роль физического воспитания в формировании личности младшего школьника


Физическое воспитание, о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие воспитания. Это означает, что, так же как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса, либо осуществляется в порядке самовоспитания.

Отличительные особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качеств человека.[5]

В физическом воспитании различают две стороны, или части:

1. обучение движениям (двигательным действиям)

2. воспитание физических качеств (способностей).

Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование, т. е. системное освоение человеком в процессе специального обучения рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.[9]

Образовательная сторона физического воспитания имеет первостепенное значение для рационального использования человеком своих двигательных возможностей в жизненной практике. Другая не менеe существенная сторона физического воспитания целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим качествам человека: стимулирование и pегулирование их развития посредством нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (физическими упражнениями), а также путем оптимизации индивидуального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды. Эту сторону физического воспитания называют воспитанием физических качеств (или физическим воспитанием в узком смысле).[13]

В определенном смысле можно сказать, что суть воспитания физических качеств заключается в управлении их развитием.

Непосредственным объектом и одновременно фактором управления является процесс двигательной деятельности. С помощью двигательной деятельности, организованной соответствующим образом (физических упражнений), и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.). [19] Совокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Воспитывая таким путем физические качества, достигают при известных условиях существенного изменения степени и направленности их развития. Это выражается в прогрессировании тex или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется, в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма). Развитию физических качеств в процессе их воспитания придается, таким образом, направленный характер, что и позволяет в этом смысле говорить об управлении их развитием.

Таким образом, физическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания личности младшего школьника.


1.2. Роль внеурочной деятельности в воспитании младших школьников


Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. Анализ различной научно-педагогической литературы показал, что помимо множества определений внеурочной деятельности, существует проблема с использованием в данной тематике таких смежных понятий, как «внеклассная» и «внеучебная» деятельность.

С целью анализа были выбраны источники разных лет, начиная с 1960 г. по современное время. В таблице они представлены во временной последовательности от старого к новому, чтобы при анализе можно было проследить эволюцию педагогических идей. [12, с 78- 90]

В качестве источников использовались разные типы педагогической литературы: текст Федерального Государственного Образовательного Стандарта и его сайт, учебные пособия для педагогических учебных заведений (в том числе географической специальности), педагогические словари и энциклопедии, отдельные труды авторов.

Анализ составленной таблицы даёт возможность сделать следующие выводы:

  • В методико-педагогической литературе 1960-1990 гг. использовалось только понятие «внеклассная работа».

  • В 90-е годы появляется термин «внеурочная работа», не имеющий принципиального отличия от определений «внеклассной» , а чаще всего отождествляемый с ней.

  • Позже в отдельных учебно-методических пособиях и в глоссарии Федерального Государственного Образовательного Стандарта начинает встречаться понятие «внеучебной деятельности», которое вообще не находит самостоятельного определения, являясь равным «внеурочной деятельности».

Попытки найти определение данного понятия в глобальной информационной сети дали всего лишь два результата, которые нельзя отнести к полноценно научным:

  • Внеучебная деятельность – это специфический вид деятельности, основанной на принципах выбора, самообразования, добровольности, имитации основных сфер деятельности будущего специалиста. [10, с 12]

  • Внеучебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время. [10, с 12]

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество;

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско – краеведческая деятельность.

Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно – оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ , а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Результат–это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, пойдя в туристический поход, школьник не только переместится в пространстве географии, но и приобретет некое знание о себе и окружающих, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). [9, с 10]

Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества и поведения в нем и др.).

Для достижения этого уровня необходимо непосредственное взаимодействие ученика с учителем, как значимого для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.Например, в беседе о здоровом образе жизни ребенок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает ее с образом педагога. Информация будет доверительней, если педагог пропагандирует сам здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечества, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеют взаимодействия школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в этой среде ребенок получает или не получает практическое подтверждение полученных социальных знаний.

Третий уровень результатов - получением школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном действии, при другом общественном социуме, вне дружеской обстановки он действительно становится социальным деятелем, гражданином, человеком. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой среде. [12, с 34- 56]

Таким образом, мы видим, что достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, тендерном и других аспектах.

Система школьного внеклассного воспитания должна быть направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д.

Главные идеи:

-формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

-передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;

-воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Главная цель:

Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Задачи воспитания:

-знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;

-использовать активные и творческие формы воспитательной работы;

-создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся;

- демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;

-воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;

-способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений.

Исходя из вышесказанного, можно вывести некоторые формы внеклассной работы:

  • Дискотеки к праздничным и памятным датам;

  • Концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;

  • Чествования спортсменов школы, учащихся-победителей олимпиад, конкурсов, конференций;

  • Конкурсы состязания талантов;

  • Дни творчества школы;

  • Театральные премьеры и спектакли школьных и классных арт-студий. [14 с.210-211]

Цели, которые должны достигаться внеурочной работой детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения образовательной программы, интересами и потребностями обучающихся ,требования родителей, целевыми установками образовательного учреждения.

Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность на основе методологических принципов, таких как:

Принцип гуманистической направленности. При организации в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности, создаются условия для формирования умений и навыков самореализации, самоопределения, самоутверждения.

Принцип системности. Создается система внеурочной работы, в которой устанавливаются связи между :

-всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися ,педагогами, родителями, социальными партнерами;

-основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельными оценочно-результативным;

-урочной и внеурочной деятельностью.

Принцип вариативности. Культивирование широкого выбора видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, которые дают детям реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, пробы своих сил и способностей в различных видах деятельности, поисках собственной ниши для удовлетворения потребностей и желаний.

Принцип креативности. Развитие во внеурочной деятельности творческих способностей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

Принцип успешности и социальной значимости. Главное направление это формирование у детей потребности в достижении успеха .Важно чтобы результаты достигнутые ребенком были ценными для окружающих, особенно для его одноклассников.[16 с 37 - 39]

Исходя из этого, цели и принципы внеурочной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации и их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. И чем точнее и профессиональнее мы – педагоги будем к этому подходить, тем интересней ,познавательней и запоминающейся будет наше занятие.

Таким образом мы видим, что внеурочная деятельность предполагает огромное количество форм для воспитания личности младших школьников.


1.3. Характеристика физкультурно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в рамках ФГОС


Одним из видов внеклассной работы в школе является массовая физкультурная и спортивная работа.

Задачи внеклассной работы:

- содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;

- содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;

- углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры;

- воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;

- организовывать здоровый отдых учащихся;

- прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.[1]

Внеклассная работа проводится во внеурочное время в виде занятий по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке к туризму, в секциях, группах, командах.

Основным содержанием внеклассных занятий с детьми является материал учебной программы по физической культуре, используемый с целью совершенствования умений и навыков учащихся в выполнении различных упражнений как в обычных условиях, так и в усложнённых, в частности на местности.[2]

Дополнительный материал берется из периодической печати. Значительнее место отводится общеразвивающим упражнениям без предметов и с предметами, упражнениям на гимнастических скамейках и стенке, со скакалками, в равновесии, лазанье, прыжках. Разучиваются комбинации вольных упражнений и пирамиды для выступлений на пионерских сборах, утренниках, праздниках.

Самое большое место во внеклассной работе занимают игры. При этом программный материал по играм значительно расширяется за счет дополнительных игр, близких по своему содержанию к программным. Особое внимание при проведении внеклассных занятий, в том числе и игр, уделяется соответствию используемого материала изучаемому на уроках учебному материалу, чтобы сочетание учебных и внеклассных занятий способствовало совершенствованию двигательных умений и навыков детей.

Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях.[9]

Общее руководство работой коллектива физической культуры возлагается на учителя физической культуры, а руководство кружком — на одного из учителей начальных классов. В кружок и коллектив физической культуры учащиеся вступают добровольно, для этого достаточно устного заявления.

На общем собрании членов коллектива (кружка) выбирается совет, который организует и проводит всю работу по плану, утвержденному директором школы.

Во всех классах школы избираются физкультурные организаторы. Они работают под руководством классных руководителей, организуя учеников своего класса для участия в различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых школой.

Для проведения практической работы с учащимися организуются секции. В первую очередь создается секция общей физической подготовки, работающая весь учебный год. Осенью — игры, легкая атлетика и гимнастика; зимой — лыжная подготовка и игры; весной — игры, гимнастика и легкая атлетика. Основой занятий секции общей физической подготовки является учебная программа.На занятиях секции совершенствуются умения и навыки, в выполнении упражнений, усложненных условиями местности, иной расстановкой снарядов, введением новых элементов. Кроме программного материала, на занятиях секции разучиваются новые игры, комбинации вольных движений, пирамиды. Учебные группы секции выступают на школьных праздниках.

В секцию общей физической подготовки следует привлекать как можно больше учащихся, в том числе и тех, которые несколько отстают в физическом развитии от своих сверстников.[3]

В школе наряду с секцией общей физической подготовки могут быть организованы секции по видам спорта: для детей I класса по плаванию, теннису и настольному теннису, фигурному катанию на коньках; для детей II класса, кроме тех, которые предусмотрены для І класса,— по спортивной гимнастике (девочки с восьми, мальчики с девяти лет); начиная с III класса допускаются занятия в секциях плаванья и прыжков в воду. С десятилетнего возраста учащиеся допускаются к занятиям в секциях: бадминтона, художественной гимнастики, конькобежного спорта, легкой атлетики, парусного спорта, футбола.

Обязательными условиями для создания секций по видам спорта являются: наличие мест для занятий, необходимое оборудование и инвентарь, а главное — квалифицированное руководство. Руководители спортивных секций должны хорошо знать данный вид спорта, методику проведения занятий, особенности занятий с детьми.

Разносторонняя общая физическая подготовка является основой успехов в любых видах спорта, поэтому на занятиях всех секций значительное внимание уделяется гимнастике, играм, легкой атлетике.

Занятиями в группах и командах могут руководить учителя или инструкторы-общественники, старшеклассники (в средней школе), а также спортсмены и тренеры спортивных обществ.

Кроме организации практических занятий, коллектив (кружок) физической культуры вместе с учителями, привлекает учащихся к работе по устройству новой спортивной площадки; в тесном контакте с кружком «умелые руки» организует изготовление простейшего инвентаря; проводит спортивные соревнования, физкультурные праздники, выступления на утренниках и других мероприятиях; помогает врачу и учителям в пропаганде физической культуры и спорта среди учащихся и родителей и т. д.

Членов коллектива (кружка), проявивших интерес к занятиям физической культурой и спортом и добившихся некоторых успехов, школа может направить в детскую спортивную школу.

К учащимся, состоящим в коллективе (кружке) физкультуры, предъявляются определённые требования. Они должны успевать по воем предметам, соблюдать правила личной гигиены, заниматься в одной из групп или команд и участвовать в проведении физкультурных мероприятий.

Члены коллектива, показывающие хорошие успехи в занятиях физкультурой и сочетающие это с высокой успеваемость во всем предметам и примерной дисциплиной, поощряются директором школы.[4]

Формы организации внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению

Место проведения

Время проведения

Форма организации.

Школа

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка.

Школа

Вторая половина учебного дня

Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.

Учреждения дополнительного образования.

Вторая половина учебного дня. Выходные.

Детские спортивные секции и школы.

Школьные оздоровительные лагеря.

Каникулы.

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря.


Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.



Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников

Методы

Формы

Методы формирования сознания.

- Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы. - Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции.

- Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

- Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях

- Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом.

Метод проектов.

- Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе).

- Творческие проекты – санитарные бюллетени, стенгазеты, рисунки и поделки по теме здорового образа жизни.


Таким образом, значимость физкультурно-оздоровительного направления определена влиянием на личность и организм школьника через специальные программы и средства реализации.


Вывод. Физическое воспитание часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Главным целевым ориентиром ставят достижение интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития школьника, становление и проявление их индивидуальности организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию самих себя и окружающей действительности.
























Глава 2. Проект программы кружка «Здоровейка» физкультурно-оздоровительного направления


2.1. Программа кружка «Здоровейка» физкультурно-оздоровительного направления


Изучив содержание форм внеурочной деятельности, роль физического воспитания в воспитании личности и влиянии физкультурно-оздоровительной работы на младшего школьника. Мы разработали программу физкультурно-оздоровительного направления для первоклассников, направленную на формирование личности школьника, формирование у него потребности в здоровом образе жизни, формировании потребности в общении и полезном время при провождении.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы - по конкретным видам внеурочной деятельности

Направление - физкультурно-оздоровительное

Кружок « ЗДОРОВЕЙКА»

Срок реализации 1 год

Возраст обучающихся 6 – 7 лет


Пояснительная записка

Актуальность. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Необходимо обратить внимание на воспитание полезных привычек и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве..

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

Срок реализации программы – 1 года

Возраст обучающихся – 6-7 лет

Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год

Цели программы

1.формировать установки на ведение здорового образа жизни и

коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести

ответственность за принятые решения;

2.развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного

здоровья;

3.обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного

здоровья.

Задачи

  1. формирование представлений о факторах, оказывающих влияющих на организм;

  2. формирование понятия о здоровье; правильном питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  3. формирование рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;

Форма организации внеурочной деятельности по программе «Здоровейка» - коллективная, групповая и индивидуальная. Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, выражать своё мнение.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая индивидуальная;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий, внеаудиторные, индивидуальные занятия.






УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

П№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

В том числе

Характеристика деятельности учащихся

лекции

практические

занятия

1

Введение «Вот мы и в школе».

4

1

2


1.1

Что мы знаем о ЗОЖ

1


1

Что знаем мы о здоровом образе жизни. Обсуждение

1.2

По стране «Здоровейке»

1


1

Что знаем мы о здоровье. Опрос

1.3

В гостях у Мойдодыра

1

1


Игра-соревнование. Смотреть методический материал

1.4

Я хозяин своего здоровья

1


1

КВН

2

Питание и здоровье

5

3

2


2.1

Правильное питание - залог здоровья. Меню из трех блюд на всю жизнь.

1

1


Опрос кто как питается

2.2

Культура питания. Этикет.

1


1

Урок презентация «Питание от начала эры и до 21 века»

2.3

«Я выбираю кашу»

1

1


Рассказывают о любимой каше

2.4

«Что даёт нам море»


1


Отдыхали ли вы на море.Опрос

2.5

Светофор здорового питания

1


1

Викторина

3

Моё здоровье в моих руках

7

4

3



3.1

Сон и его значение для здоровья человека

1

1


Рассказывают кто как спит

3.2

Закаливание в домашних условиях

1

1


Теоритическое обоснование закаливания

3.3

День здоровья «Будьте здоровы»

1

1


Смотреть методический материал.

3.4

Иммунитет

1


1

Выявляем свой иммунитет

3.5

Беседа «Как сохранять и укреплять свое здоровье».

1


1

Кто как укрепляет свое здоровье

3.6

Подвижные игры на развитие ловкости и координации

1

1


«Охотники и утки», Удочка».Смотреть приложение

3.7

Слагаемые здоровья

1


1

Обсуждают весь пройденный материал за круглым столом

4

Я в школе и дома

6

3

3



4.1

Я и мои одноклассники

1

1


Игры на внимание

4.2

Почему устают глаза?

1

1


Учатся правильно смотреть

4.3

Гигиена позвоночника. Сколиоз

1


1

Учатся правильно сидеть

4.4

Шалости и травмы

1


1

Учатся отличать тяжесть травм и оказание первой помощи

4.5

«Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление

1

1


Рассказ о том кто как делает уроки

4.6

Умники и умницы

1


1

Проведение КВН

5

Чтоб забыть про докторов

4

1

3



5.1

Подвижные игры как фактор оздоровления

1

1


«Гуси-лебеди», «Дедушка-рожок».Смотреть приложение

5.2

Как защитить себя от болезни (выставка рисунков)

1


1

Обсуждение материала за круглым столом

5.3

День здоровья

«Самый здоровый класс»

1


1

Праздник дня здоровья

5.4

«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности

1


1

Конкурс рисунков

6

Я и моё ближайшее окружение

4

2

2



6.1

Мир эмоций и чувств.

1

1


Определение своей эмоциональности. Тест

6.2

Вредные привычки

1

1


Учатся определять вредные привычки

6.3

Подвижные игры

1


1

«День-ночь», «Белые медведи». Смотреть приложение

6.4


В мире интересного

1


1

Дети готовят сообщения о своих интересах

7

«Вот и стали мы на год взрослей»

4

2

2



7.1

Я и опасность.

1

1


Определяют опасные места

7.2

Чем и как можно отравиться

1


1

Учатся отличать ядовитое от не ядовитого

7.3

Первая помощь при отравлении

1

1


Учатся оказывать первую медицинскую помощь

7.4

Наши успехи и достижения

1


1

Подведение итогов

учебного года


Итого:

33

16

18



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 . Введение «Вот мы и в школе» (4ч.)

Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Понятие ЗОЖ, роль в жизни человека.

Здоровье, его составляющие, как правильно его поддерживать, что делать если заболел. Игра-соревнование «К нам приехал Мойдодыр».

2. Питание и здоровье (5ч.)

Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.

Понятие о питание. Тест о питании ,смотреть методический материал

Урок презентация «Питание от начала эры и до 21 века».Умение различать крупы и их роль в здоровье. Море и его влияние на здоровье. Викторина «Светофор здорового питания»

3. Моё здоровье в моих руках (7ч.)

Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений. Почему мы спим, какой сон нормальный и кто такие жаворонки и совы. Закаливание , его формы, как правильно закаляться дома. Понятие об иммунитете, его роль в организме. Вспомнить о закаливании, иммунитете. Что делаете вы для сохранения своего здоровья.

4. Я в школе и дома (6ч.)

Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.

Знаем ли мы своих одноклассников. Игры на внимание. Профилактика проблем со зрением. Что такое осанка. Профилактика проблем искривления позвоночника. Что такое травмы. Первая медицинская помощь. Как избежать травм. Понятие о утомлении и переутомлении. Как подобрать время для уроков. Как составить режим дня, чтобы не уставать.

5.Чтоб забыть про докторов (4 ч.)

Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор «быть здоровым».

6. Я и моё ближайшее окружение (4ч.)

Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки , настроение в школе и дома ; моё настроение , ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе , потребности в саморазвитии , стимулирование к самовоспитанию. Понятие об эмоциях и чувствах .Зачем они нам нужны. Что такое вредная привычка. Ее влияние на нас и родных. Как с ними бороться.

7. «Вот и стали мы на год взрослей» (4 ч.)

Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. Где может подстерегать опасность. Как ее обойти . Отравление. Чем можно отравиться. Симптомы отравления. Как оказать первую помощь при отравлении.

Результат деятельности

К концу обучения младшие школьники должны

Знать

  1. основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных

заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

  1. особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

  2. основы рационального питания;

  3. правила оказания первой помощи;

  4. способы сохранения и укрепления здоровья;

  5. соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях ;

  6. значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

  7. знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.

Уметь

  1. выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

  2. различать «полезные» и «вредные» продукты;


  1. определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;

  2. заботиться о своем здоровье;

  3. находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет


ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

В том числе

Форма

контроля


лекции

практические

занятия

I

Введение «Вот мы и в школе».

4

1

3

праздник

II

Питание и здоровье

5

3

2

викторина

III

Моё здоровье в моих руках

7

3

4

Викторина

IV

Я в школе и дома

6

3

3

Игра - викторина

V

Чтоб забыть про докторов

4

1

3

Круглый стол

VI

Я и моё ближайшее окружение

3

1

2

Ролевая игра

VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

4

2

2

Диагностика


Итого:

33

14

19



Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;

  • практические работы;

  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;


Материально-техническое обеспечение программы:

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Литература для педагога

1

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).


2

Стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897).


3

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).


4

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (стандарты второго поколения).


5

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).


6

Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2009г.


7

Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.


8

Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008.


9

Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2011г.


10

Развивающие задания. 1 класс /сост. Е.В Языканова/ М.: Издательство «Экзамен», 2012. –5-е изд., перераб. и доп. –79 с (Серия «УМК»)


11

Калугин М.А. Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников (кроссворды, викторины, головоломки). -Ярославль: «Академия развития» – 2005. – 224с., ил.


Литература для детей

1

Савенков А.И.Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 6-7 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.


2

Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 7-8 лет. Ярославль. Академия развития.2010г.


3

Развивающие задания. 1 класс /сост. Е.В Языканова/ М.: Издательство «Экзамен», 2012. –5-е изд., перераб. и доп. –79 с (Серия «УМК»)


2Технические средства обучения

1

Компьютер


2

Интерактивная доска


3

Принтер


4

Магнитная доска


  1. Экранно-звуковые пособия

1

CD диск «В мире логики»

1

2

Мультимедийные образовательные ресурсы


  1. Игры и игрушки

1

Настольные развивающие игры


2

Набор предметных картинок


3

Объёмные модели геометрических тел


4

Наборы ролевых игр


5

Набор пластмассовых игрушек


  1. Оборудование кабинета

1

Ученические столы с комплектом стульев.


2

Стол учительский.


3

Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и пр.


4

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.




2.2. Методический материал к программе кружка «Здоровейка»


В этой главе представлен методический материал к занятиям в кружке « Здоровейка». Методический материал представлен в разработке дня здоровья «Будьте здоровы» и игры - соревнования «К нам приехал Мойдодыр»,а так же группы подвижных игр, которые можно использовать на занятиях. Задачи решаемые материалом оздоровительные, направленные на приобщение младших школьников к занятиям физической культуры, развитие понимания здорового образа жизни, значения личной и общественной гигиены.


2.2.1. Разработки сценариев внеурочных мероприятий к программе кружка «Здоровейка»


День здоровья «Будьте здоровы»


Цель – развивать у детей понимание значения здорового образа жизни для человека.

Задачи:

  • приобщать детей к занятиям физической культуры;

  • осуществлять тесное взаимодействие между школой и родителями;

  • воспитывать чувство поддержки, взаимопомощи, уверенности.

Форма проведения: соревнование

Возраст участников: 6,6 – 8 лет (учащиеся 1-х, 2- х классов)

Необходимое оборудование : свисток, 3 флажка, кегли, 15 кубиков, 3 мяча. (оборудование берётся из количества команд)

Подготовительная работа: разделить учащихся на команды;

выучить названия команд и девизы;

выучить частушки о здоровье (родители);

подготовить родителей для участия, раздать слова;

Межпредметные связи: окружающий мир, физкультура, музыка.

Время проведения: 40 минут

Ход мероприятия

Учащиеся строятся на площадке, где проводится мероприятие.


1 ведущий: Приветствуем всех, кто время нашёл

И на праздник здоровья пришёл!

2 ведущий: Пусть осень холодная смотрит в окно,

Но на полянке уютно и светло!

1 ведущий: Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь

И набираем естественно, вес!

2 ведущий: Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,

Нам спорт с физкультурой, как воздух, нужны!

Выходит группа детей. Звучит музыка, танцуют и один из них падает.

1 ведущий: Да-а, вот это видно класс!

Стало плохо мне сейчас!

Передо мной всё закружилось,

В голове всё помутилось.

2 ведущий: Так нельзя его бросать!

Надо доктора позвать!

1 ведущий: Не хочу я докторов!

Я почти уже здоров!

2 ведущий: У тебя ужасный вид.

Визит к врачу не повредит.

1 ведущий: Послушай! У меня болели уши,

Так мне в день по три укола

Месяц медсестра колола!

И, как видишь, жив-здоров

И живу без докторов!

2 ведущий: Без уколов можно жить –

Начинай таблетки пить.

Вот тебе таблеток куча –

Я купил на всякий случай.

(даёт мешок, на котором написано «Таблетки»)

1 ведущий: У меня есть пожеланье –

Занимайся обливаньем!

Я вот эту процедуру

Не меняю на микстуру.

И в мороз, и в жаркий день

Закаляться мне не лень!

2 ведущий: Физкультура – вот рецепт!

Больше двигайся, давай!

Бегай, прыгай, приседай!

Мяч лови и мяч кидай!

Приготовился? На старт! (кидает « больному» мяч)

1 ведущий: Погоди! Нам с тобой не пути.

Лишь подумаю про спорт,

Слёзы катятся на пол.(падает)

Все: Врача! Врача!

Айболит: Здравствуйте, ребята!

Что случилось? Что болит?

Есть и йод, и вата.

1 ведущий: Боли, доктор, в голове.

Помогите, доктор, мне,

У меня такая слабость –

Не хочу я даже сладость!

Айболит: Сейчас осмотр проведу,

Чем смогу – тем помогу.

Ручки слабые, ножки тоже…

Та-ак, на что ж это похоже?

Ну-ка, рот открой пошире:

Раз и два, и три, четыре.

Зубы все пока на месте.

Посоветуемся вместе.

2 ведущий: Надо дать ему таблетки!

В нос закапать из пипетки!

Надо выпить порошок!

Антибиотиков – мешок!

Надо дать ему микстуры!

Справку дать от физкультуры!

Айболит: Нет, ребята, в этом вы совершенно не правы!

Ваши знания видны, но таблетки вам вредны!

Витамины – это жизнь!

С ними нужно всем дружить!

У тебя болезней нет!

Дам тебе такой совет:

Витамины потребляй

И здоровье прибавляй!

Айболит раздаёт всем витаминки.

1 ведущий: Вот спасибо, доктор, Вам!

Каждый должен думать сам,

Как болезни победить

И здоровье сохранить!

Витамины – это жизнь!

С ними нужно всем дружить!

Все ребята: Все, и взрослые, и дети,

Помните вы наш совет:

Круглый год – зимой и летом-

Без витаминов жизни нет!

Ведущий: Здоровье – это главная ценность в жизни человека. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на создание. И на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире.

- А что значит быть здоровым? Как вы это понимаете?

Здоровый человек – это (ответы детей) крепкий, здоровый, выносливый, ловкий, стройный ит.д.

Здоровый человек – это состояние полного душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или повреждений.

Внимание, внимание,

Начинаем соревнование.

Команды представляют названия команд и девизы.

Приветствия команд:

«Спортивные друзья»

Девиз: Приходим, чтобы победить, уходим потренироваться.

«Здоровые ребята»

Девиз: Чтобы день твой был в порядке,

Начни его с зарядки.

«Крепыши»

Девиз: Нам смелым и сильным, и ловким

Со спортом всегда по пути!

Ведущий объясняет правила эстафет.

Игра-разминка «Чья команда быстрее соберётся»

По сигналу ведущего участники бегут врассыпную, затем по сигналу, команды выстраиваются в шеренгу по росту. Побеждает команда, которая построится первая.

Эстафета «Пронеси флажок»

Команды выстраиваются на линии старта. У первых игроков в руках флажки (или эстафетная палочка). По свистку они добегают до кегли, обегают её и возвращаются на старт, передают флажок и становятся в конец колонны.

Конкурс для капитанов «Не упусти».

На площадке на расстоянии 10 шагов начерчены две параллельные линии. На одной из них , расположены 5 кубиков. Капитаны команд – на противоположной линии. По сигналу они бегут к кубикам, переносят их по одному на свою линию и строят башенку. Затем её осторожно переносят на противоположную линию. Выигрывает тот, кто перенесёт башенку , не разрушив её.

Эстафета «Без рук»

Игроки встают парами, лицом друг к другу, руки на плечах друг у друга, между ними мяч.

Переносят его до ориентира и обратно. Передают мяч следующей паре.

Ведущий: Проведём игру на внимание. Слушайте вопросы, которые задаёт ведущий. Если ответ отрицательный то все молчат, а если положительный отвечают хором фразой: "Это я, это я, это все мои друзья”.

- Кто ватагою веселой
Каждый день шагает в школу?
- Знает кто, что красный цвет
Означает: хода нет.
- Кто из вас из малышей,
Ходит грязный до ушей? ………..
- Кто любит маме помогать,
По дому мусор рассыпать? …………
- Кто одежду бережёт,
Под кровать её кладёт?.............

Эстафета «Самый длинный прыжок»

Все члены команды по очереди прыгают. Каждый участник начинает прыжок от той черты, где закончился прыжок предыдущего. Побеждает команда, чей общий «прыжок2 окажется длиннее.

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Жюри объявляет результаты проведённых эстафет.

Ведущий: Угадайте, кто это?

Про меня говорят,

Будто пячусь я назад.

Не назад, а вперёд,

Только задом наперёд. (Рак)

Эстафета «Раки-забияки».

До обозначенной отметки участники передвигаются на четвереньках, задом наперёд, обратно - бегом. Побеждает команда, которая пройдёт весь путь.

Конкурс "Здоровье”

Нужно команде на каждую букву этого слова придумать и записать слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни. За каждое правильно подобранное слово

присуждается 1 очко. (Записывать помогают родители)

З- здоровье, зарядка, закалка; Д - диета, душ; О- отдых; Р- режим, расческа, ракетка, рюкзачок; О ; В - вода, витамины, врач; Ь; Е- еда

Дети исполняют частушки о здоровье.

Частота – залог здоровья,

Чистота нужна везде:

Дома, в школе, на работе,

И на суше, и в воде.

Руки с мылом надо мыть,

Чтоб здоровенькими быть.

Чтоб микробам жизнь не дать,

Руки в рот не надо брать.

Всякий раз, когда едим,

О здоровье думаем:

Мне не нужен жирный крем,

Лучше я морковку съем.

Любим спортом заниматься:

Бегать, прыгать, кувыркаться.

А зима настанет –

Все на лыжи встанем.

Подведение итогов. Объявляются победители. Команды награждаются грамотами. Ведущий: Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, энергию и достичь долголетия. Надеемся, что сегодня встреча не прошла даром, и вы многое почерпнули из нее. Ведь "Здоров будешь – всё добудешь!”


Игра-соревнование «К нам приехал Мойдодыр!»


Цель: сформировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни

Задачи:

обучающие

- помочь ученикам осознать важность разумного отношения к своему здоровью;

- различными методами и средствами способствовать укреплению здоровья;

воспитательные

- развивать навык работы в группах, коммуникативные способности, внимание, смекалку, творческие способности;

- воспитывать культуру поведения и общения при работе в группах;

развивающие

- стимулировать стремление к ведению здорового образа жизни.

Оборудование:

1. Плакаты с высказываниями о здоровом образе жизни
2. Письмо от Мойдодыра

3. Полотенце, носовые платки, расчески, зеркало, туалетная бумага, зубные щетки, паста, мыло

4. Кроссворд

5. Карточки со словами

6. Советы

7. Музыкальное оформление

8. Костюм Мойдодыра


Ход мероприятия


Звучит фонограмма песни «Улыбка»

Ведущий:

День хороший наступает,

Солнце светит нам с утра,

И природа оживает,

Всем вставать уже пора!

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы проводим игру-соревнование «К нам приехал Мойдодыр!» и выберем самого аккуратного, спортивного, знающего правила гигиены.

Вбегает почтальон с письмом

Ведущий зачитывает письмо:

«Дорогие ребята!

Я и мои помощники организовали общество друзей чистоты. Членами этого общества могут быть только те дети, у которых есть мыло, зубная щетка, паста, расческа, носовой платок и, которые умеют пользоваться ими.

Все желающие, вступив в наше общество должны выдержать экзамен.

Посылаю вам вопросы для экзамена вместе с моими помощниками.

С приветом ваш Мойдодыр!»

Ведущий:

Ребята, кто из вас хочет вступить в общество друзей чистоты?

Тогда сейчас вам необходимо быть внимательными и активно участвовать во всех соревнованиях.

Для того чтобы начать соревнования нужно разбиться на две команды, выбрать капитанов и придумать названия.

Оценивать все ваши знания и умения будет жюри……………………….

Отводится пять минут на разбивку команд, выбор капитанов и придумывания названия

1. Первое соревнование проводится среди капитанов:

Кто быстрее и правильнее выберет из предложенных предметов те, которые необходимы для умывания

(полотенце, носовые платки, расчески, зеркало, туалетная бумага, зубные щетки, паста, мыло)

Звучит веселая музыка

Первый совет – умываться и чистить зубы по утрам и вечерам

2. Второе соревнование называется «Отгадай кроссворд»

По восемь человек из каждой команды должны по одному правильно отгадать слова, которые относятся к чистоте, аккуратности, правильному образу жизни

Грязнулю всегда

Выручает… (вода)

Плещет теплая волна

В берега из чугуна

Отгадайте, вспомните

Что за море в комнате (ванна)

Дождик теплый и густой

Этот дождик не простой

Он без туч, без облаков,

Целый день идти готов (душ)

Ускользает как живое

Но не выпущу его я

Белой пеной пенится

Руки мыть не ленится (мыло)

Говорит дорожка

Два вышитых конца

Помойся хоть немножко

Чернила смой с лица

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня (полотенце)

Хожу-брожу не по лесам

А по усам, по волосам

И зубы у меня длинней

Чем у волков и медведей (расческа)

Второй совет – знать и соблюдать правила личной гигиены

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю … (зарядку)

3. Третье соревнование «Утренняя зарядка»

Каждая команда должна придумать комплекс из 5-и упражнений

Третий совет – утром делать зарядку, соблюдать режим дня

4. Четвертое соревнование «Исправь внешний вид»

(вызываются два ученика и им меняют нормальный внешний вид на неаккуратный и неряшливый)

Каждый участник команды подходит и исправляет на то, как должно быть

Четвертый совет – следить за внешним видом, быть аккуратным

5. Пятое соревнование «Походка спортсмена»

Сейчас мы узнаем, дружны ли вы со спортом. Вам предстоит изобразить походку спортсмена, но не любого, а того, который достанется вашей команде. Команда-противница должна по движениям отгадать этого спортсмена.

Штангист, Пловец, Бегун, Лыжник, Фигурист, Боксер

Пятый совет –заниматься физкультурой и спортом

6.Шестое соревнование «Здоровый образ жизни»

На столе лежат карточки со словами; из них нужно выбрать и прикрепить на стенд только те, которые относятся к здоровому образу жизни (спорт, гимнастика, зарядка, закалка, режим, расческа, мыло, растирание, душ, правильное питание, просмотр телевизора, лень, грязь, лекарства)

Шестой совет – избавляться от вредных привычек

Стук в дверь

Входит Мойдодыр

Все Чуковского читали

И меня вы все узнали.

Я – Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Рад приветствовать вас. Походил я тут по школе, посмотрел. Хорошие здесь ребята учатся. За чистотой, за порядком следят, нерях не терпят. Дежурные никого в грязной обуви не пускают. В классах чисто, аккуратно.

Мойдодыр:

Ребята я дарю вам подарки, чтобы вы всегда были чистыми, аккуратными, здоровыми

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас мыть почаще

Ваши руки и лицо.

Все равно какой водой:

Кипяченой, ключевой,

Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем –

Перед каждою едою

После сна и перед сном.

И чернила и варенье

Смоют мыло и вода.

Не подам руки грязнулям,

Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто.

До свидания! Мойдодыр.

Ведущий:

Мы открыли вам секреты,

Как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы,

И легко вам будет жить!

На этом наш праздник завершен, до новых встреч


2.2.2. Комплекс подвижных игры к программе кружка «Здоровейка»


Охотники и утки

Цель игры: развитие глазомера, ловкости.

На игровой площадке чертится круг диаметром 5— 8 м (в зависимости от возраста игроков и их числа).

Все играющие делятся на две команды: «утки» и «охотники». «Утки» располагаются внутри круга, а «охотники»    за кругом. «Охотники» получают мяч.

По сигналу или по команде учителя «охотники» начинают мячом выбивать «уток». «Убитые утки», в которых попал мяч, выбывают за пределы круга. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все «утки» из круга. Во время броска мяча «охотникам» нельзя переступать черту круга.

Когда будут выбиты все «утки», команды меняются местами.

Вариант игры: из числа играющих выбираются 3— 4 «охотника», которые стоят в разных концах площадки. У каждого «охотника» по малому мячу. Играющие разбегаются по площадке, но не выходят за ее пределы.

По сигналу или команде учителя все играющие останавливаются на своих местах, а «охотники» целятся и бросают в них мячи. Играющие могут уклоняться от летящего мяча, но им нельзя сходить со своего места.

Выбитые «утки» выходят из игры. Выигрывает «охотник» выбивший наибольшее число «уток».

Удочка

Цель игры: развитие ловкости, координации движений.

Из общего числа играющих выбирается водящий. Остальные игроки встают в круг диаметром 3—4 м.

Водящий становится В центр крута. У него в руках веревочка длиной 2 м с привязанным к концу мешочком с песком. Водящий вращает веревочку так, чтобы мешочек с песком летел над уровнем пола на высоте 5—10 см.

Каждый из играющих должен подпрыгнуть и пропустить летящий мешочек. Тот, кого водящий задел летящим мешочком, получает штрафное очко. Подсчиты-вается общее число штрафных очков после того, как мешочек совершит 8—10 полных кругов. Побеждает тот, кого веревочка ни разу не задела по ногам.

После смены водящего игра начинается сначала.

Гуси-лебеди

На игровой площадке чертятся две линии на расстоянии 15—25 м (в зависимости от возраста играющих). Из числа играющих выбирается «волк» (реже — два), который стоит между линиями. За одной линией находятся остальные участники — «гуси», а за другой — учитель.

Учитель обращается к гусям: «Гуси-гуси!»

Гуси отвечают:

Га-га-га!
—Есть хотите?
— Да, да, да!
— Ну летите!
— Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!
— Ну летите, злого волка берегитесь!

После этих слов гуси спешат домой от одной линии к другой, а выбежавший волк (волки) старается поймать («запятнать») как можно больше гусей. Пойманных гусей волк отводит в свое логово.

После двух-трех таких «перелетов» выбирается новый волк, а пойманные гуси возвращаются в игру, которая начинается сначала.

Дедушка-рожок

На игровой площадке проводят две линии на расстоянии 10—15 м. Между ними посередине в стороне чертится круг диаметром 1—1,5 м.

Из числа играющих выбирается водящий («пятнашка»), но его называют «дедушка-рожок». Он занимает свое место в круге. Остальные играющие делятся на две команды и становятся в своих домах за обеими линиями.

Водящий громко спрашивает: «Кто меня боится?»

Играющие дети отвечают ему хором: «Никто!»

Сразу после этих слов они перебегают из одного домика в другой через игровое поле, приговаривая:

«Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!
Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!»

Водящий выбегает из своего домика и старается «запятнать» (дотронуться рукой) бегущих игроков. Тот, кого водящий «запятнает», уходит вместе с ним в его дом-круг.

Когда дети перебегут из дома в дом и займут свои места, игра возобновляется, но водящих уже двое.

Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.

День и ночь

Цель игры: развитие силовой выносливости, быстроты реакции.

На игровой площадке на некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой — девочки. Между ними находится ведущий. Команда мальчиков — «ночь», команда девочек — «день». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков.

Правила игры: «осаленные» переходят в команду соперника.

Белые медведи

В середине игровой площадки чертится круг или овал, который изображает льдину. Из числа играющих выбирают двух «белых медведей», которые встают на «льдину». Остальные играющие свободно ходят и бегают вне пределов «льдины» на игровой площадке.

По сигналу руководителя (свисток, хлопок в ладоши и т. д.) или по его команде «белые медведи» отправляются «на охоту». Они идут, взявшись одними разноименными руками (левая—правая) и пытаются обхватить кого-нибудь из играющих свободными руками. Пойманного игрока они отводят на льдину. Когда на льдине оказывается двое пойманных игроков, они становятся второй парой «белых медведей».

Игра оканчивается по договору: когда большая часть играющих стала «белыми медведями» или когда останется 2 — 3 играющих на игровом поле.





















Заключение


Физическое воспитание органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Основные средства и пути физического воспитания – занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами – гимнастическими, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровительных сил природы – солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение специальными знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и общественной гигиены в целях физического развития и совершенствования (т. н. физическое образование).

Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:

-тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы и т. д.);

-доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;

-преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива;

-привлечение родителей и шефов к материально-техническому обеспечению условий для занятий, к руководству секциями, командами;

-четкое руководство со стороны администрации и учителей деятельностью школьного коллектива физической культуры.

В данной работе были рассмотрены такие вопросы:

- задачи организации внеклассной работы;

- организация внеклассной работы по физическому воспитанию;

- формы организации внеклассной работы по физическому воспитанию.

Для того, чтобы форма работы дала желаемый результат, нужно, чтобы она была внутренне принята учителем физической культуры, педагогическим коллективом школы и её руководством и конечно же учениками.





















Список литературы


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241).

  2. Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. «программы внеурочной деятельности, игра.Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- м.: Просвещение 2011

  3. Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. «программы внеурочной деятельности. Игра.Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.-м.: просвещение 2011

  4. Дик Н.Ф. «Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе». Ростов 2009

  5. Евладова Е.Б. «Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования» 2011

  6. Лебедев О. Е. «Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений» 2011

  7. Макарова Т. Н. Планирование и организация методической работы в школе. М., 2012 г.

  8. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. – М., 2010.

  9. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 2012.

  10. Воспитательная работа в школе / Подред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2012.

  11. Рубин А. А. Юрченко З. В. "Внеурочная работа по общественным предметам". Журнал "Преподавание истории в школе" N 5, 2010.

  12. Журнал «Директор школы», № 8, 2011.

  13. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. - М.,2011.

  14. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. – М., 2012.

  15. Дереклеева Н. И. Справочник завуча: Воспитательная работа. 5-11 классы. – М., 2006.Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2012.- 205 с.

  16. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебновоспитательного комплекса // Начальная школа - 2011 - № 12 - С. 3-6.

  17. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2012 г. - / Мастерская учителя.

  18. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2012 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

  19. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2012. - 85 с.

  20. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа - 2009. - № 11. - С. 75

  21. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. - М. :Вако, 2009. - 124 с.

  22. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2009 г. - / Мастерская учителя.

  23. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2009. - 134 с.

  24. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2009. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

  25. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. - М.: Владос, 2009. - 112 с.

  26. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2009. - 268 с.

Приложение 1


Тестовый материал


Тест «Правильно ли Вы питаетесь?»

  1. Как часто в течение дня Вы питаетесь?

а) Три раза в день.

б) Два раза.

в) Один раз.

  1. Всегда ли Вы завтракаете?

а) Всегда.

б) Не всегда.

в) Никогда.

  1. Из чего состоит Ваш завтрак?

а) Каша и чай.

б) Мясное блюдо и чай.

в) Чай.

  1. Часто ли Вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом ужином?

а) Один раз в неделю.

б) Три-четыре раза в неделю.

в) Каждый день.

5.Что Вы намазываете на хлеб?

а) Маргарин.

б) Масло с маргарином.

в) Только масло.

  1. Сколько раз в неделю Вы едите рыбу?

а) Три-четыре раза.

б) Один-два раза.

в) Один раз и реже.

  1. Как часто Вы едите хлебобулочные изделия?

а) Менее трёх раз в неделю.

б) От 3 до 6 раз в неделю.

в) За каждой едой.

  1. Сколько чашек чая или кофе выпиваете за день?

а) Одну-две.

б) От трёх до пяти.

в) Шесть и более.

  1. Прежде чем приступить к употреблению в пищу мясного блюда, с мяса нужно:

а) убрать весь жир;

б) убрать часть жира;

в) оставить весь жир.

Ключ: а - 2 балла, 6-1 балл, в - 0 баллов.

Подсчитайте сумму баллов. Если Вы набрали:

0-13 баллов - будьте внимательны, есть опасность для здоровья;

14 -17 баллов - надо улучшить питание;

18 - 24 балла - отличный режим и качество питания



54


ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  • Классному руководителю
Описание:

На современном этапе развития общества акцент ставится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. При этом ориентация нового стандарта не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты образования определяет развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Такая работа помогает удовлетворить потребность детей и молодежи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров ,праздников, фестивалей и т . д.

Автор Орел Инна Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 4973
Номер материала 30341
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓