Главная / Начальные классы / внеурочное занятие"Традиции и обычаи на Дону"

внеурочное занятие"Традиции и обычаи на Дону"

Внеурочное занятие «Традиции и обычаи на Дону»

Цель занятия:

      • знакомство с традициями казаков: в быту, семье, воспитании детей;

      • развитие интереса к традициям народа родного края, развитие умения работать с разными источниками информации;

      • воспитание патриотических чувств.



Оборудование: интерактивная доска, презентация, книга «Природа и история родного края», хрестоматия «Край родной»





Ход занятия:

  1. Оргмомент.

- Доброе утро всем!

Какое утро вы , ребята , можете считать добрым утром?

( Правильно, доброе утро- это, когда все здоровы, все ладится в доме, семье, ярко светит солнце, когда душа поет )

Я хочу пожелать вам, чтобы у вас всегда все ладилось, все получалось ,и душа пела

( песня «Казачья») Песня не только поднимет вам настроение, но и подскажет тему нашего занятия сегодня .

-Вам понравилась песня?

- О чем она? Кто такой казак ? Что вы знаете о казаках?

Тема нашего занятия сегодня « Традиции и обычаи на Дону» . Наше занятие поможет вам больше узнать о жизни казаков , традициях казачества.

  1. Работа с пословицами.

Чтобы лучше узнать о казаках, обратимся к народной мудрости.

Работа в парах « собери пословицы».

  1. Земля донская – мать родная.

  2. Казаку честь за Родину лечь.

  3. Пусть знает ворог, что казаку Дон дорог.

  4. Казак без коня – кругом сирота.

  5. Каков казак , таков и рысак.

  6. Казак без друзей, что дуб без корней.

  7. От безделья нет у казака веселья.

  8. У ленивого курень течет и печь не печет.

Что вы узнали о казаках из пословиц? ( выводы детей)

Не зря с 2002 года казаков считают национальностью ,и язык у казаков свой особый- звенящий, журчащий.

  1. Работа (в группах) с текстом

Поработайте со словарем ( в уч.пособии «Природа и история родного края»), сделайте «перевод» текстов.

1 группа. (слайд 2)

Супротив нашего куреня расстилается степь. Казаки гутарят, что нет ей ни конца ни краю. Выйдешь за гумно, глянешь на колышущийся ковыль, ажник дух захватывает.

2 группа (слайд3)

У самого Дона займище. Вот пасется маштак, важно бродит по траве кочет, у берега в камышах стоит недвижно чапура.

3 группа ( слайд4)

Богат Дон рыбой. Все знают донского чабака, сулу. А у каждого казака на Дону байда или каюк. Был на Дону – значит ел наваристую щербу.

4 группа ( слайд5)

На майдане собрался весь мир. Ноне собрались все: и сидельцы, и ковал, и чеботарь. Все ждут атамана.

( отчеты групп, чтение исходного и «нового» текстов)

  1. Физминутка (казачьи пляски под музыку: притопывания, ходьба по кругу)

  2. Традиции и обычаи на Дону. (информационный блок)

Выступления детей с подготовленными материалами по теме.

  1. Какие дома строили казаки. (слайд6-7)

Курень – исключительно удобное жилище казака для условий Дона с его жарким летом и недлинной зимой. Курени строились по берегам Дона, который разливался весной. Поэтому курень имел высокий фундамент (каменный). Его называли подклеть или низы. Второй этаж – деревянный из досок, которые красили в зеленый, синий, желтый цвета .

  1. Кто в доме хозяин? (слайд8)

Главой семьи , конечно , был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами, ухаживал за домашними животными. Кроме того , он принимал участие в общественно- политической жизни станицы: казачьих Кругах, сходах.

  1. Мать в семье.

На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под ее неусыпным контролем находилось все, что было связано с питанием семьи, забота о белье и ремонте одежды.

  1. Как дочек воспитывали. (слайд 9)

Девочку в доме очень любили. Все девичьи праздники отмечались в узком кругу. Праздновали «первый шаг», дарили ленточки, платочек в церковь ходить. Девочки начинали работать очень рано. С пяти лет девочка уже могла быть нянькой, а постарше помогала во всем матери.

  1. Как воспитывали мальчиков.( слайд 10-11)

Мальчиков воспитывали гораздо строже. С пяти лет мальчики уже работали с родителями в поле, пасли скот. С трех лет приучали к верховой езде, рукопашному бою, стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.

  1. Как отдыхали казаки. (праздники)

Театрализация.

-Здорово кума!

-Да ,на рынке была.

-Никак , ты кума, глуха?

-Купила петуха.

- Прощай, кума!

-Пять рублей отдала.

Любили казаки и отдыхать и праздники почитали. Один из них – «Троица»

(рассказ о празднике сопровождается показом трав, плетением венков)

  1. Итог занятия. Отгадывание кроссворда.

  1. Выборный предводитель казаков.

  2. Маленький казачий городок.

  3. Этим оружием учат владеть казачат с 10 лет.

  4. Приземистый донской конь.

  5. Жилище (дом) казака.

  6. Место для хранения зерна.

-Все ли любо вам, ребята?

Будьте здоровы!



внеурочное занятие"Традиции и обычаи на Дону"
  • Начальные классы
Описание:

Внеурочное занятие "Традиции и обычаи на Дону" помогут ребятам познакомиться с жизнью и бытом донских казаков, услушать особый язык казаков, узнать о традициях в воспитании детей, об обязанностях в семье. А еще ребята послушают казачьи песни , попробуют плясать по-казачьи. Пословицы казачьи расскажут ребятам о главных ценностях казаков, а кроссворд поможет проверить степень усвоения материала.на занятии используются разные формы организации деятельности учащихся: работа в парах, групповая работа, работа со словарем , работа с деформированным текстом пословиц, инсценирование.

Автор Хрипунова Татьяна Евгеньевна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 460
Номер материала 8244
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓