Главная / Начальные классы / внеурочное занятие"Музей в твоём классе"-З.Серебрякова"За завтраком.За обедом"

внеурочное занятие"Музей в твоём классе"-З.Серебрякова"За завтраком.За обедом"

Музей в твоем классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Класс: 1

МБОУ гимназия «Перспектива» г. о. Самара

Тема занятия : З.Серебрякова «За завтраком (за обедом)»

Цель занятия : формирование эстетического восприятие через наблюдение, развитие способности видеть и объяснять детали картины. Задачи:

1. Учить обращать внимание на мельчайшие подробности, которые приводят к пониманию смысла картины и её настроения.

2. Формировать информационно-коммуникативные компетенции. 

3. Продолжать работу по формированию бережного отношения к миру искусства 

Форма организации занятия :  аудиторное.

Оборудование: лупы, рамки, дополнительные картины для работы по теме исследования,презентация «Картины З.Серебряковой»; раздаточный материал- список репродукций ;компьютер;мультимедийный проектор

Планируемые результаты образования.

Метапредметные ( критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД).

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

Будут сформированы:

  1. Эстетическое чувство прекрасного на основе созерцания картин художников

  2. Осознание значимости полученных знаний об искусстве

Регулятивные УУД:

Научится:

  1. Принимать ,сохранять учебную задачу и стараться её выполнить

  2. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  3. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  4. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Получит возможность научиться:

  1. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  2. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

  3. Оценивать свои достижения на занятии.

Познавательные УУД:

Научится:

  1. Ориентироваться в различных жанрах искусства: .

  2. Извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах (картина, презентация , таблица,пазл);

  3. Объединять разрозненные впечатления в целостную картину окружающего мира;

  4. Оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы;

  5. Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Получит возможность научиться:

  1. Различать некоторые особенности натюрморта, портрета и группового портрета

  2. Осознанно и произвольно  строить речевые высказывания в устной и письменной форме; умение делать выводы на основании полученных результатов.

Коммуникативные УУД:

Научится:

  1. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

  2. Участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

  3. Задавать вопросы;

  4. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении результатов поиска информации

Получит возможность научиться:

  1. Точно, последовательно,  полно передавать  необходимую информацию.

  2. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, выступающего ) .

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся: внимательно рассматривать и устно описывать картину, называя автора, определяя тему и настроение картины;

Обучающиеся получат возможность научиться: пробовать себя в роли исследователя, реставратора; оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.















2.





































3







4









5



































.

6



















7.





















































































8.



















9

































































10








































Организационный момент. Мотивация.















Актуализация и обобщение знаний





































Постановка цели и задач



Планирование работы









Этап актуализации пробного учебного действия



































Изучение нового материала



















Самостоятельная работа учащихся.Поиск нужной информации











































































Этап включения в систему знаний и повторения















Рефлексия






















































































Учитель (предлагает на слайде прочесть стихотворение) 

   Как обычно, в красивом здании

  Где хранится кладезь знаний

    Обо всем, что нас окружает

 И, конечно, всегда поражает

   Здесь предметы культуры всей.

  Что же это – МУЗЕЙ!

Что означает слово музей? (на доске появляется слово « МУЗЕЙ»)

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью

   Учит.- С помощью людей каких профессий вещи приобретают вторую жизнь в музее, становятся музейными экспонатами?-реставраторы

- Выберете те профессии, которые являются музейными профессиями. Искатель,строитель, исследователь, хранитель, врач,экскурсовод, реставратор,учитель.

-Услышать безмолвный хор музейных предметов бывает непросто, если о предметах ты знаешь недостаточно. Без какого музейного сотрудника не обойтись в данном случае? (экскурсовод).

Сегодня вашим экскурсоводом буду я, вы в этой роли себя попробуете на следующем занятии. А вы примериете на себя роли реставраторов., а затем исследователей

Итак, в путь. Мы с вами на пороге Третьяковской картинной галерии. Давайте войдём в неё. Как много здесь различных залов. Мы останавливаемся перед картиной И.Хруцкого. Что на ней изображено?

Работа в творческих группах.

А сейчас вы попробуете стать реставраторами и восстановить следующие картины. ( в группах разложены пазлы натюрмортов)

  1. Презентация работ в каждой группе.



А теперь мы переходим в другой зал- здесь висят портреты. С творчеством какой художницы-портретистки мы знакомы? (З.Серебрякова) мы рассматривали «Портрет Кати» Давайте вспомним её. Кто такая Катя?

Открытие нового

А теперь самостоятельно найдите ещё одну картину по списку этой же художницы в перечне картин.(За завтраком-за обедом)

Как вы думаете, какую цель мы сегодня с вами поставим на занятии?

Давайте вспомним правила работы с картиной:

- Вход в картину, -

- Внутри картины ходим не спеша, дружно, не ссоримся, чтобы не спугнуть тех, кто находится внутри.

Выход из Что значит выйти из картины?(Значит разгадать её секрет)



Открыть тему урока

- Зайдите в

РАБОТА В ГРУППАХ

Экскурсия к картине З. Серебряковой «За обедом» («За завтраком»).

Зайдите в картину. Где удобнее зайти в картину, что не помешать тому, кто в ней находится?

Текст экскурсии.

Перед вами известная картина Зинаиды Серебряковой «За обедом». В некоторых источниках её можно видеть под названием «За завтраком».

На полотне группа людей (детей) - несколько человек, сидящих близко друг к другу, вместе. Картина выполнена в жанре группового портрета. Что же такое групповой портрет?

Групповой портрет - вид портрета, на котором изображено три и более персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единством действия.



Мы видим трёх детей, сидящих за обеденным столом. Зинаида Евгеньевна изобразила своих детей. Мальчика, который смотрит прямо на зрителя, зовут Шура – именно так называли его в семье.

  1. Покажите Шуру используя зоркое око.

Шуре семь лет.

Мальчика, сидящего по другую сторону стола – зовут Женя, он старший из братьев. Ему восемь лет.

  1. Покажите Женю используя зоркое око.

И, наконец, Тата (Татьяна). Ей всего два с половиной года.

  1. Обратите внимание на Тату используя зоркое око.

Итак, мы видим трёх симпатичных ребятишек.

1. Но, позвольте спросить, сколько всего человек находится в столовой? (Внимательный зритель заметил женскую руку.

2. Покажите пожалуйста женскую руку используя зоркое око.

Кто же эта женщина? (пауза) Может горничная? А может сама хозяйка?

Кто она по вашему мнению?

И опять я обращаюсь к внимательному зрителю. Скажите, приготовлено ли за столом место для четвёртого человека? Да

Как вы догадались?

( Мы видим пустой стул и прибор, стоящий на столе.

Становится очевидно, что это рука хозяйки дома Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Вот сейчас она нальёт суп и присядет на свободное место, чтобы пообедать со своими детьми.

Давайте посмотрим на лица детей.

1. Похожи ли дети между собой? Да.

Справа от репродукции расположены фрагменты портретов написанных Зинаидой Серебряковой. Вверху – фрагмент автопортрета, то есть самой художницы. А чуть ниже – фрагмент портрета её мужа, Бориса Анатольевича Серебрякова, отца детей.

2. Рассмотрите эти фрагменты.

3. На кого похож Шура и Тата? (выслушай мнение своего соседа).

4. На кого похож Женя? (выслушай мнение своего соседа).

Да конечно, рассмотрев детей мы с уверенностью можем сказать, что Шура и Тата похожи на свою мать. Особенно ярко об этом говорят тёмные открытые глаза. А также на сходство с матерью указывает форма носа и губ. Женя, даже с опущенными глазами сильно походит на отца. И цветом небесно – голубых глаз и овалом лица.

Продолжим рассматривать картину.

  1. Возьмите лупы и обратите внимание на обеденный стол.

  2. Рассматривая репродукцию обратите внимание вот на эти фрагменты.

  3. Расскажите пожалуйста, что Вы заметили?

Да стол достаточно большой. Он накрыт белой скатертью. Изящный столовый сервиз из белого фарфора с голубым орнаментом. Супница, порционные и суповые тарелки, солонка и другие предметы из одного сервиза.

Всё просто и одновременно эстетично, что указывает на хороший вкус хозяйки дома.

Вернёмся к детям .

  1. Используя зоркое око обратите внимание на жест Таты. О чём он говорит?

(Да, наверное, девочка не хочет кушать, поэтому закрывает тарелку своей пухленькой ручкой. А возможно предпочитает супу, сдобную булочку, лежащую в центре стола на специальном блюде)

Посмотрите на стул, на котором сидит Тата. Что вы видите?

Ответ слушателей: Подушечку.

Как вы думаете почему Тате положили подушечку?

Да, конечно, Тата ещё мала и обеденный стол для неё слишком высок, именно поэтому Тате предложили специальную подушечку. Это говорит о том, что в доме Серебряковых любят детей и заботятся о них, создавая удобство и комфорт.

Все дети изображены с румянцем на щеках.

1. Подумайте, чем они занимались перед обедом?

Теперь понятно, почему Женя пьёт воду. Набегался и разгорячился.

А теперь попрошу всех сосредоточиться. Сейчас мы будем слушать картину.

2. Какие звуки вы слышите?

Меня радует, что вы внимательно слушали. Да, мы слышим: стук половника, звук, льющегося супа, глухое постукивание ладошкой.

Давайте рассмотрим сначала жесты, а затем позы всех, кто собрался за столом.

  1. Найдите взглядом по порядку: руку матери, руку Таты, руки мальчиков.

Представьте, что сделает каждый из них в следующую секунду?

Ответ слушателей

Да, верно, мать поставит тарелку перед Женей, Тата будет постукивать ладошкой о пустую тарелку, Шура звякнет ложкой о дно тарелки, а Женя наберёт в рот очередной глоток воды. Они застыли лишь на секунду.

Рассмотрите позы детей.

  1. Что вы можете сказать о Тате?

Тата вот-вот готова сползти со стула и выскочить из-за стола.

  1. О чем вам говорит поза Шуры?

Резкий поворот головы Шуры говорит о том, что он вернётся к своему занятию.

  1. А что можете сказать о позе Жени?

Лишь Женя продолжает задумчиво пить воду. Вряд ли он изменит наклон головы или направление взгляда. Позы детей в полной мере подтверждают наше первоначальное мнение об их характерах.

  1. Обращая внимание на позы и жесты, попробуйте догадаться кто первым выскочит из-за стола.

Первой из-за стола конечно же выскочит Тата, об этом говорят и жест и поза девочки. Вслед за ней, не доев до конца, ускользнёт Шура. И медлительный Женя как обычно дольше всех задержится за столом.

Зрителю может открыться ещё немало тайн, скрытых в картине .Их можно читать до бесконечности. Для этого нужно быть очень внимательным и заинтересованным человеком. А ещё вооружившись рамкой и лупой смело работать с репродукциями нашего Музейного дома.(пауза)

Наша экскурсия подошла к концу. Спасибо за внимание.

Учитель:

- Теперь нам необходимо выйти из картины.

-Так в чем же секрет картины З. Серебряковой «За обедом»? (любовь к детям и заботливое отношение)



Итог. Отзыв .

 Что особенно понравилось на занятии?

Что нового вы узнали? Мы достигли цели занятия?

Что вы расскажете сегодня своим родителям?

Готовят рабочие места, настраиваются на работу.











Ответы детей.



Дети самостоятельно читают определение на слайде





















Дети разбиваются на команды. Распределяют обязанности в группе.





Ответы детей.



Ответы детей



Совместно с учителем формулируют цель и задачи занятия







Ответы детей








Групповая работа по исследованию картины















































































 

.





























Ответы на вопросы  





Ответы на вопросы  











Учащиеся высказывают свои мнения, делятся впечатлениями























Устные ответы детей


















































внеурочное занятие"Музей в твоём классе"-З.Серебрякова"За завтраком.За обедом"
  • Начальные классы
Описание:

Внеурочное занятие кружка"Музей в твоём классе" по программе ПНШ.Тема З.Серебрякова "За завтраком. За обедом" 1 класс предполагает различные виды интерактивной работы с детьми- работапарами, в группе, работа с презентацией.Дети пробуют себя в различных ролях:исследователи, реставраторы и частично-экскурсоводы.Продолжают знакомятся с основными видами живописи-натюрмортом и портретом(уточняют понятие групповой портрет),продолжают изучать  основные правила рассматривания и исследования картины, учатся находить основной смысл картины художника.Идёт совершенствование навыка работы с основными инструментами-рамкой и лупой.

Автор Симендейкина Ирина Петровна
Дата добавления 15.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1508
Номер материала 54137
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓