Главная / Математика / Внеурочное занятие по математике в 5 классе по курсу: «Развитие познавательных способностей учащихся»

Внеурочное занятие по математике в 5 классе по курсу: «Развитие познавательных способностей учащихся»

1hello_html_m395c18a4.gif001 идея интересного занятия с детьми


Внеурочное занятие по математике в 5 классе по курсу: «Развитие познавательных способностей учащихся»

Никонорова Любовь Аркадьевна, МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа, учитель математики, Калужская область

Предмет (направленность): математика.

Возраст детей: 5 класс.

Место проведения: класс.


Цель занятия:

Показать пути применения материала по математике во внеурочной деятельности и в жизни. Прививать интерес к математике через исторический материал, в частности: Старинные меры длины на Руси.


Личностные УУД:

Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, инициативы, находчивости.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Коммуникативные:

Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Познавательные:

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели для решения познавательных задач.


Необходимое оборудование: ПК с материалами для занятия: Русские меры длины; линейки, рулетка, таблицы. Зашифрованные послания, поговорки, сертификаты. Система оценивания – Шерлок, интерактивная доска.


Ход занятия:

Ведущий. Добрый день! Вам, наверное, не терпится узнать, что же сегодня будет происходить? Мы решили открыть детективное агентство. А кто же будет в нем работать? Я предлагаем провести практические курсы для подготовки помощников детективов. Какими же качествами должен обладать детектив?

Отвечают дети. Хороший детектив обладает такими качествами: внимание, хорошая память, чувство времени, умение работать с информацией, сообразительность, интуиция, логическое мышление, способность к перевоплощению. Скажите, хотели ли вы стать мастерами сыскного дела?

Чтобы определить подойдете ли вы нам, мы предлагаем проверить ваши способности и умение работать в команде.

Разделимся на три группы практикантов.

Выходят три человека - старшие по группе. Каждый выбирает себе напарника. Из трех вышедших, каждый тоже выбирает себе напарника. Получится по 5 человек в каждой команде. За каждой группой закреплен свой стол. Оценивать мы вас будем с помощью Шерлоков: зачтено, хорошо, отлично. Почему Шерлоки? Верно: в честь Шерлока Холмса, гениального сыщика с Бейкер-Стрит 221 Б., героя произведений Артура Конан Дойля.

Как вы думаете, что на них может быть изображено? (скрипка, колба, кепка) У нас на Шерлоках изображен Шерлок Холмс.

Итак, мы начинаем. (Музыка из кинофильма - Шерлок Холмс и доктор Ватсон-Увертюра)

Задание первое. Работа с текстом

Хороший детектив должен уметь работать с текстом и грамотно преобразовывать информацию.

Перед вами небольшой текст. Читает один из учеников.

Текст:

В нашей школе в 5 классе есть ученица. Вот некоторые сведения о ней.

Её рост равен 2 аршинам 3 вершкам. Она стройная девочка. Её талия примерно 3 пяди. Из одежды она предпочитает синюю юбку, длина которой 0,9 локтя.

Она хорошая спортсменка, прыгает с места на 3 шага. Каждый день она преодолевает расстояние от дома до школы равное100 косым саженям.

По данному описанию мне трудно представить эту ученицу.

В чем заключаются особенности данного текста? Используются Старинные русские меры длины.

Ваша задача воспроизвести текс на современном языке. Какими мерами длины мы пользуемся сейчас? Учащиеся называют.

Ваша задача заполнить таблицу. Перевести старинные меры в современные. Скажите, вы помните их наизусть? Я думаю, что нам пригодятся навыки работы с электронными документами. На рабочем столе ПК вы найдете папку « Старинные меры длинны». Она содержит документ и две презентации. Приятно отметить, что это проекты наших учеников прошлых лет и этого года. Проект ученицы5 класса Шавердиной Дианы, вашей одноклассницы, вам сегодня поможет в работе. Здорово, когда исследовательская работа может быть использована как информационно - справочный материал для учителей и учащихся.


Название старинной меры длины на Руси

Перевод с современные меры длины

аршин

71см

вершок

4,5 см

пядь

18 см

локоть

38-46 (42см)

шаг

71см

Косая сажень

248см


Во вторую таблицу вы вписываете данные из текста и производите вычисления

Данные из текста

Вычисления

Рост- 2 аршина 3 вершка

2*71+3*4,5=155,5 см

Талия -3 пяди

18*3=54см

Длина юбки -0,9 локтя

0,9*42=37,8см

Прыжок с места – 3 шага

3*71=213см

Расстояние от дома до школы 100 косых саженей

2,48*100=248м




Текст

В нашей школе в 5 классе есть ученица. Вот некоторые сведения о ней. Её рост равен ___________. Она стройная девочка. Её талия примерно _______. Из одежды она предпочитает синюю юбку, длина которой _______. Она хорошая спортсменка, прыгает с места на _____________. Каждый день она преодолевает расстояние от дома до школы равное _______________.


После обработки:

В нашей школе в 5 классе есть ученица. Вот некоторые сведения о ней. Её рост равен 155,5см. Она стройная девочка. Её талия примерно 54 см. Из одежды она предпочитает синюю юбку, длина которой 37,8см. Она хорошая спортсменка, прыгает с места на 2м13см. Каждый день она преодолевает расстояние от дома до школы равное 248м

Задание второе. Шифровальщики.

В программу подготовки будущих детективов входит освоение разных способов передачи собранной информации. Любой детектив должен уметь придумать свой язык для шифрования - формальный язык. Примером формального языка является нотная грамота. А какие вы знаете? Азбука Морзе. Буквы в этой азбуке представлены в виде сочетаний точек и тире. При любой избранной системе очень важно правильно передавать комбинации точек и тире, иначе вас не поймут или, того хуже, командование будет дезинформировано! На морском корабле информацию передают с помощью флажков.

Предлагаем учащимся ключ к шифровке. Каждой букве алфавита соответствует определенная цифра:1-а, 2-б, 3-в и так далее.

Воспользуемся интерактивной доской и зашифруем предложение: «Семь пядей во лбу». У доски ученик работает самостоятельно.

Каждой группе необходимо придумать свою систему передачи информации и закодировать данную фразу.

1 группе:

«Не уступить ни пяди».

2 группе:

«Все хорошо в меру».

3 группе:

«Его за версту видно».

Зная ваш ключ, другая группа должна будет разгадать зашифрованный текст.

Задание третье. Работа с измерительными инструментами.

Детектив, оказавшись на месте преступления, должен умело работать с измерительными инструментами. Какими? Сейчас вы должны продемонстрировать практические навыки и умение работать в группе. Вам нужно будет измерить средний шаг группы, среднюю пядь, средний локоть. Давайте вспомним, как эти Старинные меры длины выглядят (показывают с помощью частей тела).


Фамилия, имя

Малая пядь. Результат измерения

Среднее арифметическое













Фамилия, имя

Локоть. Результат измерения

Среднее арифметическое















Фамилия, имя

Шаг. Результат измерения

Среднее арифметическое














Почему во всех случаях измерения получились меньше нормы?

Учащиеся предлагают свои версии, например: У взрослых руки и ноги длиннее, чем у детей

Подведение итогов.

Команды находят среднее арифметическое полученных оценок, которые они получили за выполнение трех заданий и выводят средний балл.

Рефлексия:

На занятии мне……

Особенно понравилось….

Самым интересным было…

Звучит музыка

Всем вручаются сертификаты помощников детективов.


ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика, Москва «Наука», 1991.

5

Внеурочное занятие по математике в 5 классе по курсу: «Развитие познавательных способностей учащихся»
  • Математика
Описание:

Данное занятие способствовало развитию Личностных УУД: Умению ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи. Метапредметных УУД: Умению определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели для решения познавательных задач.

Автор Никонорова Любовь Аркадьевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 819
Номер материала 40386
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓