Главная / Начальные классы / Внеурочное занятие на основе авторской программы Н. А.Чураковой, Н. М. Лавровой «Музей в твоем классе» по картине Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «За завтраком».

Внеурочное занятие на основе авторской программы Н. А.Чураковой, Н. М. Лавровой «Музей в твоем классе» по картине Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «За завтраком».

Конспект внеурочного занятия

на основе авторской программы Н. А.Чураковой, Н. М. Лавровой «Музей в твоем классе»

по картине Зинаиды Евгеньевны Серебряковой

«За завтраком».



Искусство - океан, открывающий

ищущему взору волшебные глубины.

                                                     А.П. Платонов


Цели:

предметные:

познакомить учащихся с жанром живописи: портрет, групповой портрет;

метапредметные:

  • обогащение словарного запаса учащихся;

  • понимание неповторимости и уникальности каждого изучаемого художественного полотна;

  • дальнейшее развитие интереса к художественному творчеству русской художницы З.Е. Серебряковой; 

личностные:

  • воспитание толерантности;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;

  • способствовать развитию умения сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение отстаивать и доказывать свою собственную точку зрения;

Задачи:

- находить на картине указанные детали, а затем самостоятельно открывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения.

- выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность.

- устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения.

Формы работы: работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа.


Оборудование: магнитная доска, репродукции картины З.Е. Серебряковой «За завтраком» различных форматов (А4, А3, А1), лупы, картонные рамки, карточки с заданиями.

Ход занятия

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я так рада видеть вас сегодня. Готовясь к нашей встрече, я не могла прийти к вам с пустыми руками. И приготовила для вас небольшой подарок. Для того, чтобы узнать что находится внутри этой коробочки, попробуйте отгадать загадку.


Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.


Дети: Это краски и кисточка

Учитель: Верно, ребята. А как вы думаете, кому для работы нужны эти предметы?

Дети: Они нужны художникам для рисования.

Учитель: Правильно, ребята. Как заметил однажды Константин Паустовский: «Дело художника – рождать радость». Объясните, в чем смысл этих слов?

Дети: Художники, создавая свои картины, дарят радость людям.

Учитель: Как интересно! Когда я была такой же маленькой как вы, меня заинтересовало творчество удивительной художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. О ее творчестве я прочитала впервые в детском журнале и так увлеклась, что сегодня хочу и вас познакомить с ее творчеством, ведь Зинаида Евгеньевна является автором множества картин. Вы со мной?

Дети: Да.

Учитель: Известно, что в жизни каждой семьи есть свои традиции, обычаи. Сегодня на занятии мы поговорим о традициях семьи. Одна из них описана в картине знаменитой художницы.

(учитель показывает репродукцию картины в формате А1, у каждого ребенка в формате А4)


Учитель: О какой традиции идет речь?

Дети: Собираться за столом.

Учитель: верно, раньше в дворянских семьях было принято собираться во время завтрака, обеда или ужина собираться всей семьей для трапезы. Попробуйте дать название этой картине? Докажите.

Дети: Эту картину можно назвать «За столом», потому что здесь собрались люди для трапезы, «За обедом», потому что на столе стоит супница, из нее наливают суп.

Учитель: В нашем современном мире, действительно, эта картина могла бы называться именно так, но эта картина была написана в 1914 году. Зинаида Евгеньевна – представитель дворянской семьи. И по традиции в дворянских семьях завтрак состоял из двух частей. Первых завтрак – в 7 утра, а второй – ближе к полудню. Поэтому авторское название картины - «За завтраком». Сколько детей сидит за столом?

Дети: Трое.

Учитель: А сколько всего человек находится в столовой? Как вы догадались?

Дети: В столовой находится четыре человека. Трое детей и женщина. Видны только женские руки.

Учитель: Подумайте, родные ли это друг другу люди? Как вы догадались?

Дети: Это братья и сестра. Они похожи друг на друга.

Учитель: Конечно, ребята. На картине изображена семья. Мало того, это семья художницы Зинаиды Евгеньевны. Ее трое детей и она сама. Вообще, на тот момент в этой семье было уже четверо детей. Но младшая дочь Катя была еще слишком мала чтобы сесть за стол. Мальчика и девочку, которые смотрят прямо на зрителя, зовут Шура (Александр) и Тата (Татьяна). Шуре – семь лет. Тате – два с половиной года. Мальчик, сидящий по другую сторону обеденного стола. – Женя, старший брат Шуры и Таты. Ему восемь лет. А руки женщины – это руки самой художницы.

(дети рассматривают картину, знакомятся с основным сюжетом)

Учитель: Справа от картины расположены портреты самой художницы – Зинаиды Евгеньевны и ее мужа Бориса Анатольевича Серебрякова. Посмотрите внимательно на картину. На кого из родителей похожи Шура и Тата? А Женя?

Дети: Шура и Тата похожи на папу, а Женя – на маму.

Учитель: Попробуйте описать, что делают дети на этой картине?

Дети: Тата и Женя ждут, когда мама нальет им суп, а Шура уже кушает.

Учитель: Предположите, чем могли заниматься дети перед тем как сесть за стол? Почему вы так думаете?

Дети: Дети играли в подвижные игры. У них румянец на щечках?

Учитель: Теперь становится понятно, почему Женя пьет воду?

Дети: Да, он хочет пить, так как много бегал.

Учитель: Молодцы, ребята! Оказывается, каждое художественное произведение таит в себе много загадок! Давайте попробуем разгадать загадки этой картины. Мы сможем сделать это только внимательно рассматривая ее детали, на которые с первого взгляда можно и не обратить внимание. Проведем небольшие исследования. На столе у вас лупы. Работая в группах, с помощью этого прибора постарайтесь ответить на вопросы, которые записаны на карточках.


(Дети работают в группах. Рассматривают детали картин с помощью луп. У всех групп различные по содержанию задания.)


Группа 1

А) Кому мать наливает суп и куда она поставит тарелку? рядом с Женей или рядом с Татой?

Б) А кому предназначена четвертая тарелка на столе?


Группа 2.

А) Почему салфетка, свёрнутая в трубочку и продёрнутая в кольцо, находится рядом с тарелкой Таты?

Б) Рассмотрите стул, на котором Тата сидит. Какая подробность подтверждает, что в доме заботятся о том, чтобы ребёнку было удобно?


Группа 3

А) Предмет, из которого мать наливает в тарелку суп, называется супницей. На чём стоит супница: прямо на скатерти или на подставке? А почему не прямо на скатерти?

Б) найдите на картине еще столовые предметы из этого же сервиза


(каждая группа отвечает на поставленные вопросы, доказывая свое мнение)


Учитель: А теперь вопрос для всех групп. Какую еще посуду вы видите на столе? Рассматривая с помощью лупы все предметы посуды, ответьте на вопрос: сколько окон в этой комнате? Докажите.

Дети: В этой комнате два окна, так как на предметах посуды отражается два окна.


У: Молодцы! Вы настоящие исследователи! Но на этом сюрпризы этой картины не закончились. Предлагаю вам занять места за столами, которые находятся в конце класса.


(группы пересаживаются за другие столы, на которых подготовлены репродукции картины в формате А3, рамки)


Учитель: Работая в парах, с помощью рамок выделите фрагмент с портретом Жени. Можно ли назвать этот фрагмент «Женя за завтраком»? Почему?

Дети: Нет, потому что в объективе рамки остается только Женя, пьющий воду.

Учитель: Переместите рамку вертикально так, чтобы фрагмент мог называться “Тата за обеденным столом”. А может быть вы предложите свое название?

Учитель: А теперь передвиньте рамку так, чтобы этот фрагмент можно было назвать «Портрет Татьяны».

Учитель: Обратите внимание на скатерть. Выделите фрагменты картины, которые доказывают нам, что скатерть, которой застелен обеденный стол, лежала в шкафу в сложенном виде?

Учитель: Рассматривая эту картину, мы увидели, как тщательно описаны все детали. А кому интересно было бы смотреть на эту картину? Почему?

Дети: Интересно было бы смотреть родителям, бабушкам и дедушкам. Ведь смотря на эту картину, они могли бы вспомнить свое детство.

Учитель: Верно ребята, по числу картин посвященных семье, детям этой художнице нет равных. В своих картинах она изображает очень дружную, любящую семью, теплые взаимоотношения между детьми и родителями, традиции, которые не подвластны времени. Свою любовь к детям Зинаида Евгеньевна показывает через трепетную заботу о каждом из них. Здесь мы видим и свежую выпечку для лакомства детей, и мягкую подушечку для дочки. А особый уют в этот дом приносит белоснежная скатерть, красивая посуда, красиво накрытый стол. Мама с детства приучает своих детей видеть прекрасное вокруг себя, и конечно же это не могло пройти бесследно. Ведь все дети Зинаиды Евгеньевны связали свою жизнь с искусством. В семье, ребята мы учимся жить в этом мире, семья дает нам основу для того, чтобы быть успешными в этой жизни.


Учитель: «Давным-давно жила семья, в которой было сто человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью?». Ребята, а какой по-вашему мнению должная быть ваша семья? Выберите на карточках те качества, которые необходимы для того, чтобы в доме было всем хорошо.


(дети выбирают те качества, которые необходимы для создания дружной семьи)


Учитель: Ребята, давайте построим домик для вашей семьи. Я думаю, что в основание мы должны положить любовь. А какие еще качества будут присущи вашей семье?

C:\Users\user\Desktop\Безымянный.png












Учитель: Надежная, любимая семья нужна каждому человеку. Задача каждого из вас суметь дарить радость членам своей семьи, дарить им свою любовь. Я благодарю вас за работу. До новых встреч.

Внеурочное занятие на основе авторской программы Н. А.Чураковой, Н. М. Лавровой «Музей в твоем классе» по картине Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «За завтраком».
  • Начальные классы
Описание:

Конспект внеурочного занятия "Музей в твоем классе" по картине З. Серебряковой "За завтраком" в 3 классе. 

Цели:

предметные:

познакомить учащихся с жанром живописи: портрет, групповой портрет;

метапредметные:

·         обогащение словарного запаса учащихся;

·         понимание неповторимости и уникальности каждого изучаемого художественного полотна;

·         дальнейшее развитие интереса к художественному творчеству русской художницы З.Е. Серебряковой; 

личностные:

·         воспитание толерантности;

·         различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;

·         способствовать развитию умения сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

·         умение отстаивать и доказывать свою собственную точку зрения;

Задачи:

- находить на картине указанные детали, а затем самостоятельно   открывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения.

- выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность.

- устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения.

Формы работы: работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа.

 

 

Автор Вихарева Фаина Алексеевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 619
Номер материала 41253
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓