Главная / Школьному психологу / Внеурочное занятие для 5-х классов по проблемно-ценностному общению

Внеурочное занятие для 5-х классов по проблемно-ценностному общению

Конспект внеурочного занятия по проблемно-ценностному общению

Учитель: ФИО, место работы (полностью)

Комарова Надежда Викторовна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Вологды.

Программа: «Проблемно- ценностное общение»

Тема внеурочного занятия: Мы живем в нашем городе. Дебаты о спорте.

Цель и ожидаемый результат: формирование критического мышления, навыков системного анализа,

формирование собственной позиции и искусства аргументации по спортивной теме, повышение интереса учащихся к занятиям спортом

Задачи внеурочного занятия:

  • актуализировать знания учащихся о возможностях и пользе занятиями спортом;

  • создать условия для формирования и отстаивания своей позиции;

  • формировать умения ораторского мастерства и умение вести диалог;

  • воспитывать командный дух и лидерские качества.

Методики:

1.Психологические игры на начало и конец занятия

2.Использование классического формата дебатов, так называемых дебатов Карла Поппера.

Оборудование к внеурочному занятию: Ноутбук с презентацией об олимпиаде, 2 видеофрагмента о спорте, музыкальное произведение: «Песня о спорте!», протокол для жюри, бумага, ватман, магниты.


Этапы занятия;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент



2. Актуализация знаний учащихся, опыта: с помощью игры и презентации об олимпиаде настроить на разговор о спорте

1.Организует игру –приветствие со словами о занятиях физической культурой и спортом


1.Какое сейчас у нас в России самое главное событие? Какой вид спорта вы наблюдали? Знаете ли имена победителей?(Несколько слайдов об олимпийских чемпионах).

.Игра «Приветствие» по типу «Снежный ком» (Я, Надежда Викторовна, люблю кататься на лыжах, здравствуйте. Надежда Викторовна любит кататься на лыжах, я, Настя, люблю кататься на коньках. И.т.д. последний называет всех по очереди.)

ЛУУД – действия смыслообразования;

КУУД – действия планирования учебного сотрудничества

РУУД- действия прогнозирования

  1. Целеполагание, планирование деятельности.





Показ двух фрагментов о занятиях спортом

3. Как вы думаете , о чем пойдет речь сегодня на занятии? А можно занятия спортом назвать проблемой нашего времени? Давайте определим проблемы:

Есть возможности, но нет желание и есть желание , но нет возможности.

Спорт приносит пользу или вред?


Попробуем решить ее с помощью игры «Дебаты»

3.После просмотра фрагментов выбирают проблему.


Деление на команду утверждения и команду отрицания. В каждой команде по три спикера, остальные в ходе дебатов могут менять команду, в зависимости от вопросов и ответов на них. Жюри: 3 человека. Заполняют протокол:

- аргументы;

- отношение к теме игры;

- доказательность;

- полнота ответов на вопросы;

- фактические ошибки;

- логика построения речи;

- соблюдение регламента;

- культура речи;

- корректность.

Делают вывод.

ЛУУД – действия смыслообразования;

КУУД – действия планирования учебного сотрудничества

РУУД- действия прогнозирования

3. Осуществление деятельности по плану: подготовка к выступлениям в защиту позиции, подготовка вопросов и ответов.

Педагог по очереди подходит к командам, оказывает помощь, направляет, корректирует.

Помогает записать аргументы на ватмане



Команды обсуждают:

1.Возможности занятиями спортом у нас в школе, городе. 2.Положительное и отрицательное влияние спорта на здоровье человека: 3 аспекта: психологический, физический, социальный.

3. Желание и нежелание детей заниматься спортом.

4. Записывают аргументы на ватмане.

ЛУУД –действия в личностном самоопределении

РУУЛ - действия прогнозирования; действия контроля; действия коррекции; действия оценки

ПУУД - общеучебные действия по выбору языковых средств;

Логические - анализ

4. Самоконтроль:

Выступление- отстаивание своих позиций.

Собственно дебаты.

Организует выступление команд.

Активизирует задавание вопросов.
























Вопросы:

1.Вопрос: Мы хотели бы уточнить, что вы понимаете под понятием «спорт»?

2.Вопрос: Что вам дает спорт?


















1. Вопрос: как вы прокомментируете слова Гиппократа: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»?

2. Вопрос: Вы считаете, что в нашей школе большой процент детей, занимающихся спортом?

























































1. Вопрос: Вы считаете, что в нашей школе большой процент детей, занимающихся спортом?












1.Вопрос. Фигуристка Ирина Бережная после сильнейшей травмы восстановилась, вернулась в спорт и стала олимпийской чемпионкой. Как вы думаете, если бы спорт так не закалил бы ее характер, могла бы она так бороться за свою жизнь?






































Поводит итоги дебатов: Какова же польза спорта в нашей жизни? Есть люди, которые заявляют, что не признают никакого спорта, однако, как и все они играют в спортивные игры, занимаются на уроках физкультуры, смотрят спортивные каналы. Следовательно, спорт - есть явление социальное, часть общественной жизни. И как бы мы не относились к спорту, мы не можем жить в стороне от него.

Выступает 1 – й спикер команды утверждения:

1.Спорт положительно влияет на жизнь человека

Актуальность проблемы мы видим в том, что в настоящее время занятия спортом объявлены одним их главных направлений государственной политики, чтобы создать условия для регулярных занятий спортом, пропаганды активного здорового образа жизни.

«Жизнь требует движений» утверждал Аристотель. А что как ни спорт даст нам это движение?

В связи с этим мы выдвигаем следующий критерий:

Занятия спортом положительно влияют на жизнь человека.

Аргументы

(физический аспект):

1. Занятия спортом увеличивает мышечную массу и силу

2. Вырабатывают выносливость и силу воли.

3.Спорт укрепляет сердечнососудистую систему и формирует красивую фигуру.

(психологический аспект):

4.Занятия спортом укрепляет нервную систему.

5.Вырабатывают целеустремлённость.

6.Дисциплинируют подростка.

7.Спорт, объединяя детей, отвлекает их от вредных привычек.

(личностный аспект):

8. Самоутверждение в обществе.

9. Работоспособность.

10.Самореализация: как правило, люди, занимающиеся спортом успешны.

Спасибо за внимание. Я готов выслушать ваши вопросы.


Команда отрицания. 1 спикер

Мы согласны с актуальностью, которую вы обозначили, но хотим ещё добавить, что споры на тему полезен ли спорт не смолкают до сих пор.

В связи с этим мы выдвигаем свой критерий:

Занятия спортом отрицательно влияют на здоровье человека

Аргументы:

( физический аспект )

  1. Спорт травмоопасен.

  2. Спорт – это сверхнагрузки.

  3. После занятий спортом снижается иммунитет

  4. (психологический аспект):

  1. Частые переживания на соревнованиях, боязнь травм, мысли о неудачах, страх сопровождают спортсмена на протяжении всего времени.

  2. Спорт занимает очень много свободного времени.

(социальный аспект):

  1. Стрессы, чувство брошенности, забвения.

  2. Вопрос «а что же дальше?» в итоге спортивной деятельности.

Спасибо за внимание. Я готова выслушать ваши вопросы.

Команда утверждения. 2 спикер

Здравствуйте уважаемые гости и оппоненты.

Я второй спикер команды утверждения

Мы внимательно выслушали ваши аргументы и продолжаем отстаивать свой критерий

Авиценна сказал: «Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранении болезни»

На чём же основывали свои утверждения мудрецы? Если древние опирались на интуицию, личные наблюдения, то современные используют данные науки. Есть достаточно убедительные доказательства того, что, если постоянно заниматься физическими упражнениями, риск заболеть сердечно - сосудистыми заболеваниями снизится на 30 - 40%.

Результаты исследований свидетельствуют, что малоподвижный образ жизни сочетается с более высокой частотой заболевания сосудов сердца. У людей, которые отличаются повышенной двигательной активностью, очень маленький шанс умереть от внезапной остановки сердца. Регулярные занятия физическими упражнениями могут снимать повышенное артериальное давление. Одно исследование убедительно показало, что половина больных с повышенным артериальным давлением, которые получали препараты, снижающие давление, могли прекратить приём лекарств после 4 - месячной программы физических упражнений.

Психологические исследования показали, что у людей, которые регулярно занимаются физическими упражнениями, снимаются проявления стресса, они чувствуют себя комфортно, повседневные заботы не приносят им чувства усталости, у них высокая работоспособность. Они практически всегда успешны в профессиональной карьере. Рациональные физические нагрузки могут замедлить даже старение. Учёные считают, что наступление старости хотя и нельзя предотвратить, но можно в значительной степени замедлить. Учёными доказано, что ежедневная утренняя зарядка продлевает жизнь на 15 лет.

По мнению 90% учащихся нашей школы спорт играет важную роль в их жизни. И это подтверждается многочисленными дипломами, завоеванными в соревнованиях учениками нашей школы. По данным фонда общественного мнения 74% россиян регулярно занимаются спортом, и по их мнению чувствуют себя отлично и практически не болеют простудными заболеваниями.

Спорт полезен как для умственного, так и для физического развития. Во время занятий спортом повышается работоспособность, улучшается работа головного мозга, и человек чувствует себя бодрым.

В нашей школе большое внимание уделяется спорту. И это правильно, ведь человек, занимающийся спортом, как правило, не подвержен вредным привычкам, дисциплинирован, пунктуален, надёжен.

Мы считаем, что привели достаточно аргументов, подтверждающих наш критерий:

Занятия спортом положительно влияют на жизнь человека.

Команда отрицания. 2 спикер

Я – второй спикер команды отрицания - Мы выслушали поддержку ваших аргументов. Вы нас по-прежнему не убедили. Мы продолжаем отстаивать наш критерий:

Занятия спортом отрицательно влияют на здоровье человека.

В чём же заключается это отрицательное влияние?

В данном случае на занятие спортом можно посмотреть с двух аспектов: физического и психологического.

Что касается физического аспекта, то спорт в первую очередь травмоопасен. Он, как правило, оставляет о себе память в виде травм, дающих о себе знать в зрелом возрасте. Это - перелом, вывихи, сильные удары и т.д. Многие травмы сопровождают спортсменов на протяжении всей их жизни.

Спорт - это, прежде всего сверхнагрузки. Вследствие таких перегрузок организма приостанавливается рост, нарушаются многие функции организма, уродуется фигура.

Команда утверждения. 3 спикер

Здравствуйте, я 3 спикер команды утверждения

Мы внимательно выслушали 1 и 2 спикера команды отрицания. Ваши доводы были очень эмоциональны, но мы не услышали здесь конкретных позитивных и конструктивных предложений.

В ходе наших дебатов мы доказали, что спорт положительно влияет на здоровье человека.

Во-первых, спорт укрепляет организм, улучшает работу сердца, суставов. Повышает иммунитет, укрепляет здоровье человека. И еще к тому же занятия спортом могут замедлить старение организма, там самым, продлив жизнь человеку.

Во-вторых, спорт улучшает психологическое состояние человека. Делает его более устойчивым к стрессам и психологическим нагрузкам. У людей, которые занимаются спортом, вырабатывается целеустремленность, уверенность в себе. Спорт помогает самоутвердиться и реализоваться в обществе.

В-третьих, спорт - это профилактика вредных привычек. Сегодня эта тема актуальна, так как многие подростки подвержены вредному влиянию. Как говорится в пословице: «Занимайся спортом, худое на ум не пойдет», ведь чаще приходят к вредным привычкам чаще всего от безделья. А для тех, кто занимается спортом, на это нет времени и интереса.

Занятие спортом улучшают не только здоровье, но и улучшат работу мозга, способствуя увеличению умственных способностей человека.

Спорт прекрасно укрепляет организм, помогает повысить иммунитет, а также самоутвердиться. Так почему бы не начать укреплять свой организм уже с завтрашнего утра. Таким образом, мы считаем, что наши аргументы были более убедительными и мы смогли отстоять свой критерий: Занятия спортом положительно влияют на жизнь человека.

Спасибо за внимание!

Команда отрицания. 3 спикер.

Уважаемые коллеги, оппоненты. Я третий спикер команды отрицания.

Наша команда отстаивала критерий:

Занятия спортом отрицательно влияют на здоровье человека

Мы выслушали позицию команды утверждения и отметили, что наши мнения столкнулись по ряду аргументов.

Отрицательное влияние спорта на человека связано со следующими аспектами:

1. Психологический.

Спорт наносит большой психологический вред - частые переживания на соревнованиях, боязнь травм, мысли о неудачах сопровождают спортсмена на протяжении всего времени, разрушительно сказываясь на его психическом здоровье, а психическое здоровье - как и здоровье физическое весьма важно для человека.

2. Физический.

При занятиях спортом травмы - обычное дело, но как это «обычное дело» сказывается на здоровье? Понятное дело, что вовсе не положительно: так как организм спортсмена испытывает большие нагрузки, то полученные травмы могут отрицательно сказаться не только на его карьере, но и на здоровье и даже всей жизни. Часто после того как травма была излечена она постоянно дает о себе знать. В старости все травмы в целом дают знать о себе, причиняя много ущерба бывшему спортсмену.

3. Социальный.

Зачастую многие спортсмены посвящают занятию спортом всю свою жизнь, все свои силы, но общество знает много случаев того, когда спортсмен из-за травмы либо по другим причинам уходит из спорта и осознает, что кроме спорта в жизни он ничего не может делать. Возникают трудности с работой, и как следствие стрессы, чувство брошенности, забвения... что может стать причиной не только деградации личности, но в отдельных случаях даже суицида...

Даже если спортсмен не уходит из спорта раньше срока, то все равно испытывает трудности, так как продолжительность карьеры спортсмена относительно весьма коротка, то и вопрос «а что же дальше?» в итоге спортивной деятельности актуален.

Нельзя пренебрегать тем, что весьма важно для человека и дано раз и на всю жизнь... нельзя пренебрегать своим драгоценным здоровьем.


Жюри оценивает выступление команды


КУУД - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

ПУУД – общеучебные – действия по выбору выразительных средств.


5. Рефлексия

Организация игры «Круг»

Каждый в кругу по очереди высказывается о результатах, которые получили на занятии.

Игра «Спасибо за разговор»

( под музыку о спорте жмут друг другу руку и благодарят за интересные дебаты).

ЛУУД – действия смыслообразования;

РУУД – действия оценки;

ПУУД – действия, связанные с рефлексией деятельности, анализ;

КУУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.




Внеурочное занятие для 5-х классов по проблемно-ценностному общению
  • Школьному психологу
Описание:

Подробная разработка внеурочного занятия  по проблемно-ценностному общению с использованием технологиии дебатов. В разработке указаны приемы для развития  универсальных учебных действий. В разработке указаны примерные вопросы для спикеров команд. В конспекте Вы найдете  цели, задачи, планируемые результаты и этапы занятия.Для удобства, конспект представлен ввиде таблицы.



Конспект внеурочного занятия по проблемно-ценностному общению

Учитель: ФИО, место работы (полностью)

 Комарова Надежда Викторовна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Вологды.

Программа: «Проблемно- ценностное общение»

Тема внеурочного занятия: Мы живем в нашем городе. Дебаты о спорте.

Цель и ожидаемый результат: формирование критического мышления, навыков системного анализа,

            формирование собс­твенной позиции и  искусства аргументации по спортивной теме,  повышение интереса учащихся к занятиям спортом

Задачи внеурочного занятия:

§  актуализировать знания учащихся о возможностях и пользе занятиями спортом;

§  создать условия для формирования и отстаивания своей позиции;

§  формировать умения ораторского мастерства  и умение вести диалог;

§  воспитывать командный дух и лидерские качества.

Методики:

1.Психологические игры на начало и конец занятия

2.Использование классического формата дебатов, так называемых дебатов Карла Поппера.

Оборудование к внеурочному занятию: презентация  об олимпиаде, 2 видеофрагмента о спорте, музыкальное произведение: «Песня о спорте!», протокол для жюри, бумага, ватман, магниты.

Автор Комарова Надежда Викторовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 950
Номер материала 16206
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓