Сценарий утренника
«Праздник хлеба»
Участники: ученики и их родители,
школьный библиотекарь
Разработка: Бердникова Т.Г.
ГБОУ СОШ № 1739
2014 год
Оборудование: презентация, плакаты о событиях Великой
Отечественной войны, хлебные изделия (баранки, пряники, каравай)
Ведущий: (на слайде – каравай)
Кто к нам пожаловал?
Каравай:
пышный, мягкий,
припеченный, подрумяненный слегка,
хлеб с горбушкой
золоченой – шел он к нам издалека.
В каждый дом на
каждый стол он пожаловал – пришел.
(на сцену входят мальчик и девочка в русских
национальных костюмах с караваем)
1. Если мы хотим кого-то встретить с честью и
почетом,
Встретить щедро от
души с уважением большим,
То гостей таких
встречаем круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
с белоснежным рушником.
2. С караваем соль подносим, поклонясь, отведать
просим:
«Дорогой наш гость и
друг, принимай хлеб-соль из рук!»
(Вручают хлеб-соль гостю, уходят)
Ведущий:
У народа есть слова:
хлеб – всему голова.
Почему так говорят,
объясним мы для ребят.
1. Хлеб– тяжелый труд людей, и бросать его не
смей.
На полях пшеница
зреет, хлебороб ее лелеет.
2. Срок придет, ее пожнет, зерно на мельницу
свезет.
Мельник там муки
намелет, по мешкам ее разделит,
3. На пекарню отвезет. Пекарь хлеб нам испечет.
Труд ребята уважайте,
хлеб под лавку не бросайте!
4. Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на
столе.
Люди долго и упорно
потрудились на земле.
5. Он не падает к нам с неба, появляется не
вдруг.
Чтобы вырос колос
хлеба, нужен труд десятков рук.
Ведущий:
Святое дело – вырастить
хлеб. Не в уютном помещении под крышей прорастает зернышко. Всем ветрам и
ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Но…
6. У селян торжественные лица, поле все зарей
освещено.
В спаханную землю за
станицей хлебное положено зерно.
7. Спит оно в земельной колыбели. Как отец
склонился над зерном,
Пусть уставший, но
довольный, что успели, бледный от волнения агроном.
8. Пусть же нива буйно колосится. Будут этой
осенью полны
Нашей рожью, нашею
пшеницей все зернохранилища страны.
Ведущий:
Пока растет хлеб,
можно передохнуть. Давайте поиграем: мы вам загадаем загадки, а вы их
отгадайте.
(Из какого произведения эти иллюстрации?)
1. Шел долговяз – в землю увяз. (дождь)
2. Красивое, светлое, на всех людей смотрит, а
людям на себя смотреть не разрешает. (солнце)
3. Под лежачий камень она не течет. (вода)
4. Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены
позолочены, ставни заколочены. (колос)
5. Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и
душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (хлеб)
6. Что на сковороду наливают, да вчетверо
сгибают? (блин)
7. Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят.
(колосок)
8. Крыльями машет, а улететь не может. (мельница)
9. Корабль-великан по земле идет. Поле пройдет –
урожай соберет. (комбайн)
Пословицы потеряли
свой конец. Помогите им, ребята. Соберите пословицы.
Без краюшки -
|
все не беда
|
Покуда есть хлеб да вода -
|
не прожить и седой старушке
|
Какова земля,
|
а хлеба край, так и под елью рай
|
Хлеба ни куска, так и в тереме тоска;
|
таков и хлеб
|
Ведущий: (показ слайдов)
Хлеб поспел. Колосья,
отягощенные золотым грузом зерен, словно сами просят поскорее убрать их с поля.
Золотой простор бескрайних полей бороздят комбайны.
С полей зерно везут
на элеваторы. Там его провеют, подсушат, очистят.
А потом зерно повезут
на мельницу, жернова которой перемелют зерна в муку. Вот зерно течет рекой,
чтобы сделаться мукой. Из муки первого обмолота выпекают праздничные караваи.
1. Вот он - хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
2. В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем душевное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Частушки о хлебе
На столе
у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк
Хлебные частушки.
Хлебом-солью
Всех встречаем
Самовар на стол несём
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.
Хороши к
обеду плюшки,
Хлеб, батоны и ватрушки.
Всех накормит вкусный хлеб,
Лучше хлеба в мире нет.
Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.
Прянички печатные,
До чего нарядные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.
Дети исполняют песню «Пряники русские»
В
концерт еще был включен танец «Сбор урожая»
Ведущий:
И вот он хлеб. В
таком виде он лежит на прилавках магазинов. Его люди едят каждый день и он
никому не надоедает. Выросло не одно поколение людей, которые не знают, что
такое хлебные карточки, очереди за хлебом, хлеб со вкусом сена, желудей, семян
лебеды… вы не знаете, что такое голод. А вот во время войны…
1. В дыму Ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм!
2. В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит правильны слова:
«Хлеб - всей жизни голова!»
Библиотекарь: (рассказ о блокадном Ленинграде)
В истории нашей
страны было время, когда людям не хватало хлеба. Его приходилось
отбирать для народа у врагов с оружием в руках. Во время Великой Отечественной
войны в осаждённом немцами Ленинграде (сейчас город называется Санкт-Петербург)
дневная норма хлеба одного человека была равна 125 граммам.
Для того чтобы
жителям блокадного Ленинграда доставить хлеб в зимнее время года, когда
Ладожское озеро, разделяющее город от линии фронта, замерзало, была создана
«дорога жизни».
По льду жителям
осаждённого города доставляли хлеб.
В это тяжелое
время ленинградцы продолжали трудиться и воевать в голодном и осажденном
городе.
Для получения хлеба
ленинградцам выдавались специальные карточки хлеба. С помощью такой карточки
человек мог получать каждый день 125
грамм хлеба.
Как мал был этот
кусочек жизни, вселявший надежду жителям блокадного Ленинграда.
Ведущий:
Хлеб – один из самых
удивительных продуктов человеческого труда. Изобилие хлеба – заветная мечта
миллионов людей. Мы порой забываем о истинной цене хлеба, о том, что
сравнительно недорогие булки и буханки вобрали в себя великий труд многих
людей.
1. Так повелось на всей земле: из года в год, из
рода в род – веками
Тот хлеб, что в
каждом доме на столе, согрет был человечьими руками.
2. Он их теплом, он их добром пропах и песней
той, что жаворонком спета.
Под синим небом в
золотых хлебах в июльский полдень солнечного лета.
3. Ты вырастешь и через много лет сюда вернешься
на рассвете,
И скажешь: «Ничего
дороже нет, чем теплый хлеб на этом белом свете».
Выходят
дети, инсценируют “Что самое ценное в нашей жизни?”
Однажды
добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к
ювелиру, спросил:
- Сколько
стоит мой самородок?
-1000 руб.
– ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его
самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:
-Стоит
твоя находка 10 тысяч рублей.
Совсем
растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.
-Я знаю,
что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не
могу я установить истинную цену самородку.
Взял в
руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не
гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете.
Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей
теперь, что самое ценное в нашей жизни”.
Ведущий:
Дорогие ребята! Я
думаю, вы сегодня много узнали о том, какой долгий путь проходит пшеничное
зернышко, прежде чем превратится во вкусное изделие. А знаете ли вы, что
называют словом «хлеб»?
На прощание я хочу
пожелать вам:
Чтоб хлеб был всегда
на вашем столе
И счастье в каждом
доме на Земле.
Пусть на Земле не
будет никакой беды,
Пусть зреет колос и
цветут сады.
Рефлексия
- Ребята, сегодня вы много услышали о
хлебе: о том как он попадает к нам на стол, о том, как надо беречь хлеб и
уважать труд людей, которые его выращивают.
- А как вы умеете беречь хлеб? Сейчас
мы посмотрим.
- На доске вы видите колосок, но в
этом колоске нет зёрнышек. Нам необходимо заполнить его. У каждой группы на
столах лежат зёрнышки. На этих зёрнах каждая группа должна написать ответ на
вопрос: «Как вы бережёте хлеб?». И прикрепить свои ответы к нашему колоску.
[Ребята выполняют задание]
- Давайте же посмотрим, как вы
умеете бережно относиться к хлебу и что вы для этого делаете?
[Читаю предложения на зёрнах]
- Я вижу, что вы умеете беречь хлеб.
Никогда не забывайте, сколько труда вложено в каждый кусочек хлеба.
Берегите хлеб, ведь ХЛЕБ – это жизнь!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.