Главная / Русский язык и литература / Внеурочное мероприятие по литературе "В мире русского фольклора" (5 - 7 классы)

Внеурочное мероприятие по литературе "В мире русского фольклора" (5 - 7 классы)

«В МИРЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»

(ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 7 КЛАССОВ)

  1. Вступительное слово учителя. Русская культура уходит корнями в глубокую древность. В этом мы можем убедиться, посетив краеведческий музей, где собраны предметы быта и произведения живописи ушедших веков. Об ушедшей культуре, памятниках старины рассказывают нам многие художественные произведения, памятники древности: сохранившиеся храмы, монастыри и многое другое. Не зная истории прошлого, нельзя познать настоящее. Нам с вами знакомиться с прошлым помогает фольклор – устное народное творчество.

Вспомните, пожалуйста, какие жанры фольклора вы знаете. (Пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, скороговорки, песни (обрядовые, исторические и лирические), частушки, былины, сказки, пересмешки, нескладухи.)

Сегодня мы рады приветствовать вас на празднике русского фольклора. Здесь вы услышите прибаутки и нескладухи; будете отгадывать загадки, составлять пословицы и сочинять частушки; посмотрите сказки и станцуете; услышите народные песни и поиграете в народные игры. Уверена, вам не будет скучно: и сами посмеётесь, и других повеселите.

  1. Литературовед В.Аникин утверждает: «Загадками не только испытывается сообразительность человека – они открывают мир захватывающей поэзии, самой смелой в сравнениях». Вот и вы перво-наперво отгадайте загадки. Отгадавших прошу выходить к сцене.

    1. Сижу верхом не знаю на ком. Знакомца встречу, соскочу, привечу. (Шапка.)

    2. И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а всех милей. (Хлеб.)

    3. Бел, как снег, надут, как мех, на лопатах ходит. (Гусь.)

    4. Бегут плоски, загня носки. (Лыжи.)

    5. У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море. (Тень.)

    6. Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга.)

    7. У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (Пальцы.)

    8. Два брюшка, четыре ушка. (Подушка.)

    9. На сене лежит, сама не ест и другим не даёт. (Собака.)

  2. А теперь дело дошло и до сказок. Именно о них А.С.Пушкин сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Какие из народных сказок мы все знаем и любим? («Репка», «Колобок», «Теремок» и др.) Задание: нашим знатокам загадок предоставляется право стать героями сказки «Колобок».

А вот кто из них какую роль будет играть, определим самым надёжным способом – считалками, о которых известно следующее: считалками решали, кому водить. Когда-то считалка не была игрой: верили в силу чисел.

К сцене приглашается знаток считалок. Затем «актёрам» вручаются листочки со словами их героев и даётся 5 – 7 минут на репетицию.

IV. Скоро мы посмотрим сказку, а сейчас черёд скороговоркам. На сцену приглашаются желающие участвовать в конкурсе на лучшего говоруна. Задание: как можно быстрее и чётче прочитать данные скороговорки:

  1. Тара-бары, растабары, у Варвары куры стары!

  2. Сыворотка из-под простокваши.

  3. Идут бобры во сыры боры! Добры бобры идут во боры!

  4. Сыпь песочек в жёлтенький черепочек!

  5. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха! Ха! Ха! Ха! Ха!

    1. Я думаю, наши актёры уже готовы к представлению, и сейчас мы полюбуемся их талантом, но сначала приглашаю сюда четырёх поэтов. Задание: по данным вам рифмам (стенка – переменка; пицца – влюбиться) сочинить частушки на школьную тему.

    2. Очень любили в старину нескладухи-небылицы:

Вы послушайте, девчата, нескладуху будем петь:

На дубу свинья пасётся, в бане парится медведь.

Я с высокого забора прямо в воду упаду.

Ну, кому какое дело, куда брызги полетят!

Запрягу я кошку в дрожки, а котёнка в тарантас.

Поведу свою хорошую всем людям напоказ!

Наверное такие нескладухи многие из вас сочинят. Гораздо труднее сочинять частушки, да ещё не просто складные, а чтобы в них говорилось о школьном житье-бытье. Слово нашим поэтам. Хотелось бы, чтобы к ним присоединилась группа поддержки для исполнения сочинённых частушек.

    1. За свою многовековую историю русский народ создал немало мудрых пословиц и поговорок. Ими восхищается А.С.Пушкин: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Приглашаю на сцену 4 знатоков пословиц. Задание: собрать пословицу из данных слов и слогов.

    2. А мы в это время послушаем шутки, прибаутки, которые тоже относятся к русскому фольклору:

  1. Тётушка Арина кашу варила, Егор да Борис из-за каши подрались.

  2. Сказке конец. Кто слушал – молодец! А надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу. – Да покуда сказку слушали, огурцы на огороде зайцы скушали.

  3. Шла торговка мимо рынка, споткнулась о корзинку. И упала в яму, - бух. Раздавила сорок мух!

Слушаем «собранные» пословицы. Задание для зрителей: какие ещё пословицы вы знаете на эти темы? (О Родине, о труде.)

    1. Много интересного можно было увидеть в прежние века на народных гуляниях. Но обязательными были шуточные игры. Самыми популярными были «Бой петухов» и перетягивание канатов. (Желающие играют попарно в «Бой петухов»: убрав руки за спину, прыгая на одной ноге, надо толкнуть соперника так, чтобы он встал на обе ноги. Затем набираются 2 команда на перетягивание канатов.)

    2. Всегда и везде народные праздники сопровождала русская народная песня, которая согревала, печалила, веселила людей. На сцену приглашаются знатоки русской народной песни. Конкурс «Угадай мелодию» с использованием «Караоке».

    3. На сцену приглашаются мальчики для особенного конкурса-сюрприза. Для вас задание: хоровод! Ведь без него невозможно представить ни один народный праздник.

    4. Где страданье, где веселье, там обязательно и русская пляска! Хоровод переходит на пляску под «Барыню», желающие присоединяются.

    5. Заключение. Посмотрите, какое богатство оставил нам в наследство наш народ: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, поучительные сказки и многое другое. Это не только плод народного досуга. Это достоинство и ум народа, способствующие укреплению его нравственного облика. Русский фольклор стал исторической памятью народа, праздничными одеждами его души. А мы с вами, восхищаясь народным творчеством, должны донести его до наших потомков, передать всё это богатство следующим поколениям россиян.

На этом наш праздник заканчивается. Спасибо за активное участие в нём. До следующих встреч в мире русского фольклора.


Внеурочное мероприятие по литературе "В мире русского фольклора" (5 - 7 классы)
  • Русский язык и литература
Описание:

   Русская культура уходит корнями в глубокую древность. В этом мы можем убедиться, посетив краеведческий музей, где собраны предметы быта и произведения живописи ушедших веков. Об ушедшей культуре, памятниках старины рассказывают нам многие художественные произведения, памятники древности: сохранившиеся храмы, монастыри и многое другое. Не зная истории прошлого, нельзя познать настоящее. Нам с вами знакомиться с прошлым помогает фольклор – устное народное творчество.

  На данном мероприятии ученики погружаются в мир пословиц, поговорок, загадок, прибауток, скороговорок, частушек, нескладух. Они отгадывают загадки, составляют пословицы и сочиняют частушки; посмотрят сказки и попляшут; услышат народные песни и поиграют в народные игры. Этот праздник никого не оставит равнодушным.

Автор Иванова Ирина Павловна
Дата добавления 11.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 927
Номер материала 57833
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓