Главная / Другое / Внеурочная деятельность учащихся основной школы в игровой форме

Внеурочная деятельность учащихся основной школы в игровой форме

Точилина Ирина

Викторовна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №70

Внеурочная деятельность учащихся основной школы

в игровой форме


Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей его разносторонности. Жизненная позиция личности формируется совокупностью всех социальных влияний на человека, и прежде всего системой общественного воспитания. Личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами.

Задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Внеурочная деятельность – внеурочная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. Внеурочная деятельность стала в настоящее время важной формой воспитания детей и духовно-ценностной ориентации. Постоянное расширение школ внеурочной деятельности по духовно-ценностной ориентации вызвано социальными потребностями общества и педагогической целесообразностью, так как во многих школах созданы дополнительные возможности для организации духовно-ценностного воздействия на детей в свободное от уроков время.

Часы должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством духовно-ценностной ориентации детей. В значительной мере это зависит от педагога, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.

Большую помощь в этом может оказать игра – постоянная и неизменная спутница детства. Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания.

Игра поможет педагогу сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Внеурочная деятельность может осуществляться через учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной); дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; организацию деятельности групп продленного дня; классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования; инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности. 
Классный руководитель является прямым связующим звеном во внеурочной деятельности учащихся. Главная задача классного руководителя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Для решения этой задачи в план воспитательной работы включены особенности физиологии, народные традиции, школьный уклад, игровые моменты, инсценировки, праздники, конкурсы, олимпиады, конференции …
Содержание деятельности учащихся среднего звена во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.
Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств, укрепляют свою позицию в классном коллективе.
Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья - школа».
Для внеурочной деятельности учащихся и организации дополнительного образования в школе созданы необходимые условия. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности;
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
-быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.
В современных условиях всё больше требуются активные волевые лич-ности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности.

В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание:
- на регуляции социального поведения ребёнка;
- привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями;
- сохранение положительного отношения к школе и учению;
- воспитание здорового образа жизни;
- интегрирование усилий учителя и родителей;
- привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.

Приведу некоторые выдержки из положения об организации деятель-ности на базе МБОУ СОШ в условиях введения ФГОС:
1.1. Данное положение регламентирует порядок нормирования и учета, организации внеучебной деятельности (неаудиторной занятости), а также определяет ее формы и виды и разработано с целью повышения эффективности использования средств, направляемых на реализацию основных общеобразовательных программ, улучшения качества предоставления образовательных и воспитательных услуг в МБОУ.
1.2. Внеурочная деятельность с учащихся является важнейшей составной частью образовательного процесса, обеспечивающего формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности.
1.3. Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими внеурочную деятельность, являются: закон РФ «Об образовании», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
1.4. Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
1.5. Время, отведенное на внеурочную деятельность, составляет до 10 недельных часов и не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки учащихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы. 
2. Цели и задачи:

2.1. Формирование личности, обладающей высокой культурой, интеллигент-ностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота.
2.2. Создание условий для раскрытия и развития творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации, гармонизации потребнос-тей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии.
2.3. Организация досуга учащихся во внеурочное время.
2.4. Сохранение и преумножение традиций школы.
2.5. Создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей -среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности.
2.6. Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся.
2.7. Проведение культурно-массовых, спортивных, физкультурно-оздоровительных, научных мероприятий.
2.8. Организация социально-психологической поддержки участников образо-вательного процесса.
2.9. Организация работы по пропаганде здорового образа жизни, профилак-тике девиантного поведения в молодежной среде.
2.10. Развитие системы информационного обеспечения обучающегося.
2.11. Проведение работы по адаптации учащихся при переходе на новую ступень обучения.    

3. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности.

3.1. Направления и виды внеурочной деятельности определяются в соответ-ствии с основной образовательной программой общего образования в МБОУ СОШ №70.
3.2. Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает организационную модель внеурочной деятельности: 
- модель дополнительного образования;
- модель «школы полного дня»;
- оптимизационная модель;
- -инновационно-образовательная модель
3.3. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
- Спортивно-оздоровительное;
- Духовно-нравственное;
- Общекультурное;
-Общеинтеллектуальное;
- Проектная деятельность (является составляющей любого направления).
3.4. Виды внеурочной деятельности:
- Игровая;
- Познавательная;
- Проблемно-ценностное общение;
- Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- Художественное творчество;
- Техническое творчество;
- Трудовая (производственная) деятельность;
- Спортивно-оздоровительная деятельность;
- Туристско-краеведческая деятельность.
3.5. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм.
4. Результаты и эффекты внеурочной деятельности.

4.1. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников расп-ределяются по трём уровням:
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, первич-ного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достиже-ния данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учите-лем;
Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к соци-альной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса.
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общест-венного действия. Для достижения данного уровня значение имеет взаимо-действие школьника с социальными субъектами за пределами школы.
5. Учет внеурочных достижений учащихся

5.1. Основной формой учета внеурочных достижений учащихся является портфолио.
5.2. Портфолио может иметь следующую структуру:
- Мой портрет» (информация о владельце);
- «Портфолио достижений» (дипломы, грамоты, сертификаты, результаты тестирования);
- «Портфолио творческих работ» (поделки, стихи, рисунки, фотографии);
- «Портфолио отзывов» (учебная деятельность, внеурочная деятельность, хобби);
- «Характеристика учебной и внеучебной деятельности обучающегося».
Цели и задачи внеурочной деятельности

Цель: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

- усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

-организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с ДДТ, библиотекой района, семьями учащихся;

-выявить интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

- оказать помощь в поисках «себя»;

- создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

- развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

- создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

- развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

- расширить рамки общения с социумом;

- воспитывать культуру досуговой деятельности учащихся.

Новизна опыта состоит в использовании мониторинга достижений учащихся, обученности, обучаемости для осуществления дифференцированного подхода; уровня развития познавательного интереса для отслеживания уровня развития учащихся и как результат этого - отбор содержания физического образования школьников; в систематическом обучении учащихся решению проблемных задач; построении процесса обучения соответственно циклу естественнонаучного творчества; гуманитаризация процесса обучения.

Результативность. Система работы позволяет отслеживать развитие уровня познавательного интереса учащихся к предметам и проводить своевременную корректировку в ходе педагогической деятельности. Наличие устойчивого познавательного интереса способствует осознанному усвоению учащимися системы знаний, умений и навыков, развитию логического, проблемного мышления и творческих способностей, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Высокий уровень познавательного интереса повышает уровень обученности школьников в ходе игровых моментов по предметам и занимает особое место в школьной среде, где происходит формирование творческого мышления, мировоззрение и убеждения учащихся. Растет уровень знаний школьников, увеличивается число учащихся, выбирающих не только гуманитарные науки, но и предметы естественного цикла на экзаменах. Высокий уровень развития творческого мышления имеет подтверждение на контрольных и экзаменационных работах, конкурсах, олимпиадах и конференциях на уровне ВУЗа.

Прогнозируемые результаты.
«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов:
-готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному);
-готовности к дальнейшему образованию;
-сформированности естественно-научного и социально- философского мировоззрения;
-сформированности общей культуры;
- сформированности потребностей и умений творческой деятельности;
- сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни;
-сохранения здоровья, т.е. оптимального развития  каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей,  интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.

Внеурочная работа – это обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Среди ее разнообразных форм физические вечера занимают видное место. Они могут быть разными по тематике, содержанию и организации. Основное внимание мы уделим игровой форме физических вечеров, которые проводятся как соревнование между двумя командами одного или двух классов.

Цель этих вечеров – в увлекательной форме расширить и углубить знания, получение на уроках, показать их широкое использование в жизни, пробудить в учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко излагать, проявлять находчивость в трудных ситуациях. Тот или иной вечер должен стать как бы заключительным этапом в изучении соответству-ющей темы.

Далее в данной работе будут подробно описаны структурные формы вечеров – соревнований, а также будут приведены методические рекомендации по их подготовке и проведению. Связь урочных занятий с внеклассной работой является дополнительным резервом повышения каче-ства знаний учащихся и воспитания у них инициативы, самостоятельности, чувства коллективизма и товарищества.

Русский мыслитель Д.И. Писарев в работе "Наша университетская наука" в 1863 г. писал о системе образования того времени: "Различные предметы не связываются в общий цикл знаний, не поддерживают друг друга, а стоят каждый сам по себе, стараясь вытеснить своего соседа… Каждый предмет бывает то победителем, то побежденным, история их бесконечных раздоров составляет историю умственной жизни каждого гимназиста; мозг ученика - вечное поле сражения, а пора экзаменов - время самых истребительных войн между отдельными предметами". Эта мысль находит подтверждение и в современной системе образования.

История развития внеурочной работы по предметам в форме игры, изменение ее содержания и форм свидетельствуют о том, что этот вид школьной и внешкольной деятельности всегда отражал основные тенденции развития общества, уровень развития науки, техники и производства. Он был направлен на выполнение актуальных задач образования и воспитания подрастающего поколения. На современном этапе развития школы наиболее важными задачами внеклассной работы являются следующие: повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
всемерное развитие познавательной и творческой активности учащихся;
усиление практической направленности знаний, формирование у учащихся устойчивых умений и навыков; осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с детьми; всестороннее развитие личности ребенка.

Список литературы:

Буяльский. Б. А. Курс на мастерство.,2008.

Средняя школа.2009. № 4.Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе.

Средняя школа. 1999.№2. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации.

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, Москва, Просвещение, 2010 г.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли./ Под ред. А. Г. Асмолова. Москва, Просвещение, 2010 г.

Оценка достижения планируемых результатов в средней школе. / Под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – Москва, Просвещение, 2010 г.

Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы./ Сост. Р. Г. Чуракова.- Москва, Академ Книга/ Учебник, 2010 г.


Технология и аспектный анализ современного урока в школе. – Чуракова Р. Г. , Москва, АкадемКнига/ Учебник, 2010 г.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, Просвещение, 2010 г.


Актуальность данного мероприятия обусловлена тем, что внеурочная деятельность учащихся является одним из инновационных компонентов федеральных государственных образовательных стандартов и рассматривается как дополнительный ресурс в достижении образовательных результатов. Вместе с тем образовательные учреждения столкнулись с рядом трудностей. С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы и педагогов – дело не новое; с другой стороны, в новых стандартах задан принципиально иной подход в её организации, ориентированный на формирование самоопределения обучающихся в социокультурной ситуации в целом и в образовательном пространстве школы в частности.

Основные сложности у образовательных учреждений возникают в формировании механизма реализации внеурочной деятельности: отсутствие помещений, недостаточность материально-технических условий, недостаточный кадровый ресурс, дефицит методического обеспечения. Каждая школа решает эти проблемы по-своему.

На семинаре был представлен опыт образовательного учреждения, располагающего особыми ресурсами для организации второй половины дня – социально-педагогической службой, ДДТ, библиотекой им.Белинского. Собравшимся была представлена модель внеурочной деятельности, основанная на мобилизации (актуализации) внутренних ресурсов общеобразовательного учреждения.

При неоспоримых преимуществах организации внеурочной деятельности непосредственно на базе школы перед коллективом встает ряд достаточно непростых задач:

  • Достижение нового уровня взаимодействия с родительским сообществом, более активное вовлечение родителей (законных представителей) обучающихся в жизнь школы.

  • Совершенствование методической работы внутри общеобразовательного учреждения, систематическое повышение квалификации педагогических работников во всем разнообразии форм.

  • Внедрение новых конструкций организации образовательного процесса.

  • Систематизация воспитательной работы, организация планирования и учета деятельности педагогов и обучающихся во вторую половину дня.

В организации внеурочной деятельности школа пошла по пути реализации вариативно-программного подхода, который позволяет формировать индивидуальные образовательные траектории обучающихся в рамках внеурочной деятельности. Для этого образовательным учреждением осуществляются следующие виды деятельности:

  • Ведётся учет запросов обучающихся и родителей на организацию второй половины дня (администрация, педагоги-психологи).

  • Проводится учёт занятости учащихся вне школы (классные руководители, социальный педагог).

  • Специалистами образовательного учреждения (учителя школы, педагоги организаторы, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, педагоги-психологи) разрабатывается широкий спектр программ внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительнму, общекультурному, общеинтеллектуальному, духовно-нравственному, социально-психологическому направлениям.

  • Программы разрабатываются с учетом их пролонгации на каждый учебный год Администрация школы осуществляет мониторинг эффективности внеурочной деятельности через экспертизу содержания программ, оценку востребованности форм и мероприятий внеклассной работы, сохранности контингента направлений внеурочной деятельности, удовлетворенности школьников и родителей организацией работы во вторую половину дня.

В качестве презентации опыта организации внеурочной деятельности присутствующим было предложено посетить открытые занятия педагогов школы, проводимые с учащимися во вторую половину дня.

Духовно-нравственное воспитание учащихся средней ступени в школе осуществляется в рамках реализации программы «Дорогою добра», разработанной заместителем директора по воспитательной работе Фединой Е.А. Одно из занятий по данной программе по теме «Волшебные слова» было представлено учителем истории и обществознания И.В.Точилиной. На данном занятии, включаясь в игровые виды деятельности, учащиеся познакомились со школьными правилами вежливости. В ходе работы педагог решал задачи развития речи, внимания памяти детей, расширял их кругозор, создавал основу для формирования ценностей вежливости и взаимного уважения в общении между людьми.

ДДТ Московского района представил две программы: исследовательско-ориентированную программу «Мир вокруг нас» и программу развития творческого потенциала обучающихся «Мастерица».

На занятии в библиотеке им.Белинского «История в портретах» учащиеся получили опыт исследовательской деятельности, направленной на самостоятельное изучение истории родного города, получили представления о ярких исторических событиях в судьбе родного края.

В ходе обсуждения увиденного все присутствующие отметили, что представленные педагогами школы занятия были интересными, самобытными, а реализуемые в образовательном учреждении программы внеурочной деятельности могут быть использованы в деятельности различных образовательных учреждений.

Подводя итог прошедшего семинара, необходимо отметить, что на сегодняшний день администрация и коллектив школы в качестве приоритетной задачи видят обеспечение модернизации внеурочной деятельности путём реализации вариативно-программного подхода (возможность выбирать объединение, переходить из одного объединения в другое, реализовывать проекты в соответствии со своими интересами и потребностями), интеграции системы общего и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС, развития проектной деятельности обучающихся, создания условий для развития ученического самоуправления и формирования детских общественных организаций на базе школы, поддержки детских социальных инициатив.  

Внеурочная деятельность

Программа внеурочной деятельности учащихся в 5-9 классах МБОУ СОШ №70

Введение

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Пояснительная записка

Основание для разработки Программы:

Федеральный уровень

  • Закон РФ «Об образовании» ст.14, п.5; ст.15;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования «, от 06.10.2009г., №373;

  • ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования;

  • Концепция духовно-нравственного воспитания;

  • Примерная программа духовно-нравственного воспитания и социализация обучающихся;

  • Базисный учебный образовательный план учреждений РФ, реализующих основные образовательные программы начального общего образования;

  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 4 октября 2010г. №986 г.Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях;

  • Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  • СанПиН 2.4.2 2821-10 в редакции от 23.07.2008г. №45;

  • Приказ Минобрнауки РФ №1241 от 26.11.2010г. регистрационный №19707 от 4 февраля 2011г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.21009г. №373»;

  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих; Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. №761нг.

Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, походы, экскурсии), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет учителям выявить у своих учеников потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, коллективно-трудовые дела). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Цель программы – обеспечение условий достижения планируемых результатов воспитания 5-9 класс в соответствии с основной образовательной программой общего образования общеобразовательного учреждения и программой воспитательной работы школы.

Основные направления внеурочной деятельности:

  • спортивно-оздоровительное;

  • духовно-нравственное;

  • общеинтеллектуальное;

  • социальное;

  • общекультурное.

Для реализации Программы в лицее используются следующие виды внеурочной деятельности:

- игровая деятельность;

- познавательная деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная деятельность;

- художественное творчество;

—социальное творчество;

- трудовая деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- туристско-краеведческая деятельность.

При организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС, были выдержаны два обязательных условия:

1) вариативность;

2) учет уличных потребностей учащихся.

При организации внеурочной деятельности школьников учитывается различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, эстетическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении обучения в школе создает у учащихся реальную возможность выхода в пространство общественного действия. Такой выход должен быть обязательно оформлен как выход в дружескую среду.

Учебно-тематический план

Многообразие форм обучения и воспитания порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.

На основе методической литературы и рекомендаций были разработаны программы по внеурочной деятельности, которые структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.

В основу программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;

  • системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

При организации внеурочной деятельности использована интеграция возможностей общего и дополнительного образования.

Внеурочная деятельность в школе представлена образовательными программами по конкретным видам деятельности.

.

Общеинтеллектуальное направление развития личности во внеурочной деятельности

  1. Программа «Начальное техническое моделирование»

Программа рассчитана на 17 часов. Специфика занятий (практическая, индивидуальная работа) предусматривает организацию обучения данному виду деятельности в малых учебных группах.

Программу реализует учитель технологии

Цель программы – развитие интереса учащихся к технике и техническому творчеству.

Задачи:

  • познакомить с практическим освоением технологии проектирования, моделирования, изготовления простейших технических моделей;

  • воспитать интерес к достижениям отечественных исследователей, творцов техники;

  • выявить и развить природные задатки и способности детей, помогающие достичь успеха в техническом творчестве.

Осваивая приемы проектирования и конструирования, ребята приобретают опыт создания реальных и виртуальных демонстрационных моделей.

Техническое моделирование, как направление деятельности в системе работы школы, успешно развивается, и поэтому начатая работа позволит многим учащимся добиться в дальнейшем высоких результатов.

Социальное направление развития личности во внеурочной деятельности

  1. Программа «Ты, я, он, она – вместе целая страна».

Данная программа реализуется в каждом классе, руководителями программы являются педагоги-организаторы и классные руководители.

Цель программы – сплочение детского коллектива, выявление и развитие задатков и способностей лидера и других способностей, помогающих достичь успеха в общественной деятельности в работе органов ученического самоуправления.

В ходе освоения программы учащиеся обучаются коммуникативным умениям, умениям проявлять свою активную жизненную позицию через участие в социально-значимых акциях, проводимых в классе, в школе, в городе. Под руководством взрослых дети придумывают идеи акции, определяют поле своей полезной деятельности.

  1. Программа «Зеленый огонек» (5-9 кл.)

Программа рассчитана на 17 часов. Программу может реализовывать педагог дополнительного образования.

Цель – целенаправленное, на основе психолого-педагогического подхода, воспитание и обучение школьников правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и транспорте.

Суть работы в этом направлении заключается не в механическом заучивании правил дорожного движения, а в формировании и развитии познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Чтобы ребенок осознал логику безопасных действий, необходимы знания обязанностей пешеходов, пассажиров и велосипедистов, изложенных в правилах дорожного движения и умение выйти из сложной и опасной ситуации на дороге. Обучение по программе организовано в игровой форме, так как игра-это одна из наиболее привлекательных, ярких, эмоционально окрашенных форм их самовыражения.

Учебные занятия имеют практическую направленность на обеспечение безопасности детей, формирование у них самооценки, самоконтроля и самореализации в сфере дорожного движения.

Следует отметить хорошее учебно-методическое обеспечение данной программы: учебные фильмы (документальные, мультипликационные), музыкальные произведения, компьютерные игры и программы. На занятиях детям, предлагается разнообразный дидактический материал: дорожные ситуации, загадки, кроссворды и игры.

В школе планируется организовать отряд детского общественного объединения «Юные инспекторы движения», оформит уголок в кабинете по ПДД. Этот потенциал будет использован для успешной реализации программы «Зеленый огонек».

Список литературы

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).

  2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).

  3. Ковалева Г.С. Планируемые результаты общего школьного образования. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).

  4. Осмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).

  5. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).


Внеурочная деятельность учащихся основной школы в игровой форме
  • Другое
Описание:

Внеурочная деятельность – внеурочная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. Внеурочная деятельность стала в настоящее время важной формой воспитания детей и духовно-ценностной ориентации. Постоянное расширение школ внеурочной деятельности по духовно-ценностной ориентации вызвано социальными потребностями общества и педагогической целесообразностью, так как во многих школах созданы дополнительные возможности для организации духовно-ценностного воздействия на детей в свободное от уроков время. 

Автор Точилина Ирина Викторовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1676
Номер материала 15645
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓