Главная / Начальные классы / Внеурочная деятельность "Занимательная математика"

Внеурочная деятельность "Занимательная математика"

Пояснительная записка


Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа кружка рассчитана на 4 года (1-4 классы). Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.



Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

  • развивать математический образ мышления

Задачи:

    • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

    • расширять математические знания в области многозначных чисел;

    • содействовать умелому использованию символики;

    • учить правильно применять математическую терминологию;

    • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

    • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

  • Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 135 занятий.

    • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы







Учебно-тематическое планирование

на третий год занятий кружка «Математический калейдоскоп»

(3 класс)



Наименование тем курса

Виды деятельности

Форма контроля

1.Вводное занятие

«Математика – царица наук»



2. Как люди научились считать.

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»


3. Интересные приемы устного счёта.

устный счёт


4. Решение занимательных задач в стихах.

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач


5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

работа с алгоритмами


6. Учимся отгадывать ребусы.

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

решение теста - кроссворда

проверочный тест

8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

работа с алгоритмом

контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.


самостоятельная работа

мини-олимпиада

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

составление схем, диаграмм


11. Загадки- смекалки.

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12. Игра «Знай свой разряд».

работа с таблицей разрядов

тест

13. Обратные задачи.


работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14. Практикум «Подумай и реши».

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами


15.Задачи с изменением вопроса.

инсценирование задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16. «Газета любознательных».

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

17.Решение нестандартных задач.

решение задач на установление причинно-следственных отношений


18.Решение олимпиадных задач.

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

20. Школьная олимпиада

решение заданий повышенной трудности


21. Игра «Работа над ошибками»

работа над ошибками олимпиадных заданий


22.Математические горки.

решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

23. Наглядная алгебра.

работа в группах: инсценирование


24.Решение логических задач.

схематическое изображение задач


25.Игра «У кого какая цифра»

творческая работа


26.Знакомьтесь: Архимед!

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27.Задачи с многовариантными решениями.

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения


28.Знакомьтесь: Пифагор!

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

29.Задачи с многовариантными решениями.

Работа в парах по решению задач


30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

составление знаковых систем

тест

31.Задачи с многовариантными решениями.

индивидуальная работа


32.Математический КВН

работа в группах


33. Повторение. Конкурс знатоков

соревнование в группах


34. Круглый стол «Подведем итоги»

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование

ИТОГО: 34 часа



Учебно-тематическое планирование

на четвертый год занятий кружка «Математический калейдоскоп»

(4 класс)

Наименование тем курса

Виды деятельности

Форма контроля

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

разгадка «математических фокусов»


2. Конкурс эрудитов

«А ну, познания человеческие, поглядим, кто – кого!» (Жан Поль Сартр)

групповая работа,

решение нестандартных задач


3. Проектная деятельность «Великие математики»

работа со словарями, энциклопедиями

конкурс буклетов о великих математиках

4. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию»

запись геометрических понятий, решение геометрических заданий


5. Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.

Практическая работа

выставка «Я – чертёжник!»

6. Игра «Удивительный квадрат».

Работа в группе, решение упражнений с квадратами


7. Преобразование фигур на плоскости.


Конструирование фигур на плоскости из различного материала


8. Задачи-смекалки.

Решение нестандартных задач


9. Симметрия фигур.

Создание мини-альбома «Узоры геометрии»

выставка альбомов «Узоры геометрии»

10.Соединение и пересечение фигур.

Вычерчивание геометрических фигур


11.Познавательная игра «Семь вёрст…»

решение нестандартных заданий на меры длины


12.Вычисление площади фигур.

Создание мини-проекта «Наш школьный стадион»


13.Школьная олимпиада по математике

решение заданий повышенной трудности


14.Объём фигур.

проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион»

защита проекта

15.Математика в играх и задачах.

Презентация


16.Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

решение задач на упорядочивание множеств


17.Конструирование предметов из геометрических фигур.

мини-проект «Наша детская площадка»


18.Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата».

работа над проектом «Наша детская площадка»

защита проекта

19.Районный тур олимпиады

решение заданий повышенной трудности


20. Международная игра «Кенгуру»

Решение нестандартных математических заданий


21. Открытие нуля.

исследовательская работа «Почему так?»


22. Экскурсия в компьютерный класс.


экскурсия

конкурс рисунков «Наш школьный компьютерный кабинет»

23.Компьютерные математические игры.

сообщения о домашних компьютерных математических играх


24. Конкурс знатоков (отборочный тур)

решение нестандартных заданий


25.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

составление суперпримеров

защита работ «Мой суперпример – самый лучший!»

26. Конкурс знатоков (итоговый тур)

решение нестандартных заданий


27. Учимся разрешать задачи на противоречия.

решение игровых заданий «Богатыри и разбойники»


28. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

повторение единиц измерения


29. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах.

Решение задач повышенной сложности


30. Математическая викторина

решение нестандартных заданий


31,32 .Решение геометрических задач



33. Сочинение «Место математики в моей жизни»

творческая работа


34.Повторение. Конкурс- соревнование

Математические игры и задания



ИТОГО: 34 часа










Учебно-тематическое планирование

на первый год занятий кружка «Математический калейдоскоп»

(1 класс)


Наименование тем курса

Основное содержание каждой темы

Виды деятельности

1. Математика – царица наук.

Значение математики в жизни людей и общества. Применение математики в разных сферах деятельности человека.

Выступление учителя. Обсуждение в группе «Математика в жизни людей».

2. Как люди научились считать.

Правила счета у древних людей. Отношение «много» и «один».

Счет – требование жизни.

Беседа. Рассказ учителя. Практическая работа в парах. Знакомство с научно-популярной литературой связанной с математикой.

3. Как люди научились записывать цифры.

Способы записывать числа.

Запись чисел у разных народов.

Рассказ учителя. Игры «Сколько», «Поставь числа».

4. Все началось с пятерни.

Первобытный «компьютер», который всегда с нами.

Первые пять цифр – самые главные. Ручной счет разных народов.

Творческая работа. Игры: «Правильно расставь вагоны», «Рисунок и число»

5. Геометрия вокруг нас.

Геометрические фигуры. Из истории круга. Квадрата, треугольника.

Инсценировка «Круг и треугольник». Игра «Танграмм»

6. Игра – занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА»

Пространственные представления. Геометрические фигуры.

Математические лабиринты. Инсценировки. Магические квадраты.

7. Развивающие игры. Путешествие по стране «Красная Шапочка»

Решение математических закономерностей.

Лабиринты. Закономерности. Графические диктанты. Игры: «Что изменилось», «Найди то что спрятано»

8. Цифра ноль. История открытия ноля.

Загадочная и необычная цифра, которой обозначают отсутствие чего – либо.

Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Игры «Число и цифру я знаю»

9. Экскурс в историю чисел.

История чисел от 1 до 10.

Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Математические цепочки.

10. История возникновения знаков «+»,

«-», «=».

Откуда в тетрадках и учебниках появились простые знаки «+», «-», «=».

Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой.

11. История линейки.

Линейке исполнилось 220 лет.

Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой.

12. Праздник от 1 до 10.

Обобщение знаний о числах.

Представление – презентация «От 1 до 10»

13. Внеклассное занятие «Кто нам в школе помогает: чертит, пишет и стирает?»

Знакомство со школьными принадлежностями: циркуль, ручка, линейка, карандаш. Ластик.

Инсценировки, сообщения детей, разгадывание загадок, чтение стихотворений.

14. Математические игры.

Обобщение знаний о числах.

Игры: «Бегущие минутки», «Угадай фигуру», «Угадайка».

15. Математические ребусы.

Задания на развитие математического представления.

Ребусы. Работа в парах и группах.

16. Заседание Клуба знатоков математики.

Отношения «больше», «меньше», «равно». Знаки операций сложения и вычитания.

Математический диктант, игра «Рыбалка»,

Эстафета.

17. Математический КВН.

Участие в конкурсах с математической направленностью.

Конкурсы «Сосчитай треугольники», «Бой скороговорок», «Театрализованный»

18. История игры «Танграмм».

История игры «Танграмм»

Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Складывание фигурок.

19. Задачи в стихах.

Решение занимательных задач в стихах.

Самостоятельное решение. Работа в группах. Индивидуальная работа.

20. Математические сказки.

Как родилась линия? Приключения точки.

Упражнения в черчении разных отрезков, сравнение по длине.

21. Час веселой математики.

Участие в математических конкурсах.

Конкурсы «Кто решит раньше», «Таблица сложения», «Не собьюсь», «По порядку номеров», «Узнай свое число».

22. Математический бой.

Участие в дидактических играх соревновательного характера.

Игры: «В какой дом отнести телеграмму», «Найди себе пару», «Угадай место игрушки», «Воздушные шары».

23. Проект «Создание задачника по математике»

Подбор задач о животных и растениях нашего края.

Работа в группах и парах. Работа с энциклопедической и справочной литературой.

24. Решение олимпиадных задач.

Задачи повышенной сложности.

Коллективная работа. Работа в группах и парах.

25. Математика и профессии людей.

Знакомство с профессиями людей .

Презентация – проект «Профессии и математика»

16. Знакомьтесь: ПИФАГОР!

Вклад Пифагора в развитие математики.

Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой.

27. Математические цепочки.

Решение математических цепочек.

Работа в парах и группах.

28. Знакомьтесь: АРХИМЕД!

Вклад Архимед в развитие математики.

Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой.

29. Практикум «Подумай и реши»

Сложение и вычитание чисел , решение задач.

Самостоятельная работа, решение задач и выражений на заданные темы. Игра «Лучший счетчик»

30. Игра «Самый внимательный»

Закрепление навыков сложения и вычитания через игру.

Коллективная работа

31.Общественный смотр знаний

Решение математических заданий.

Веселый задачи, решение примеров, математические квадраты.

32-33. Просмотр видеофильмов, кинофильмов по математике. Работа в группе: инсценирование загадок, решение задач.


ИТОГО: 33 часа


Учебно-тематическое планирование

на второй год занятий кружка «Математический калейдоскоп»

(2 класс)




Тема

Кол-во часов

Содержание занятий

1

Математика – это

интересно

1

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по

командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3

клетки).

2

Танграм: древняя

китайская

головоломка.


1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка

выполненной работы.


3

Путешествие

точки.


1

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной

последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы.

Построение собственного рисунка и описание его «шагов».


4

«Спичечный»

конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу.

5

Танграм: древняя

китайская

головоломка.


1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление

картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка

выполненной работы.


6

Волшебная

линейка


1

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история

возникновения линейки.

7

Праздник числа 10


1

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число».

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.


8

Конструирование

многоугольников

из деталей

танграма


1

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с

частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

Составление многоугольников, представленных в уменьшенном

масштабе. Проверка выполненной работы.

9

Игра-

соревнование

«Веселый счёт»


1

Найти, показать и назвать числа по порядку

Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.


10

Игры с шахматными фигурами.


1

Научить видеть шахматную доску и поле боя, маневрировать шахматными фигурами. Взаимный контроль.


11

«Спичечный»

конструктор


1

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание

нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной

работы.

12

Игры с шахматными фигурами

1

Выполнение заданий по образцу, делать выводы и обосновывать их, использовать метод от обратного.

13

Весёлая геометрия


1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.


14

Математические

игры


1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10».

15

«Спичечный»

конструктор


1

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание

нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

16

Задачи-смекалки.


1

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

17

Прятки с

фигурами


1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»

18

Математические

игры


1

Построение «математических» пирамид


19

Числовые

головоломки


1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение

числового кроссворда (судоку).


20

Математическая

карусель.


1

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические

головоломки», «Занимательные задачи».

21

Уголки


1

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному

замыслу.

22

Игра в магазин.

Монеты.

1

Сложение и вычитание в пределах 100.

23

Конструирование

фигур из деталей

танграма


1

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление

фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка

выполненной работы.

24

Игры с шахматными фигурами

1

Выполнение заданий по образцу, делать выводы и обосновывать их, использовать метод от обратного.

25

Математическое

путешествие.


1

Сложение и вычитание в пределах 100. Вычисления в группах.


26

Математические

игры


1

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».


27

Игры с шахматными фигурами

1

Делать выводы и обосновывать их, используя два типа рассуждения: доказательное и правдоподобное (догадки)

28-29

Секреты задач

1

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

30-31

Числовые

головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение

числового кроссворда (судоку).

32-33

Математические

игры


1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 100»;

«Вычитание в пределах 100».

34

Математическая

карусель.


1

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические

головоломки. Занимательные задачи.



ИТОГО: 34 часа




















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

  4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

  5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

  6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

  7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

  9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

  10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

  11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

Внеурочная деятельность "Занимательная математика"
  • Начальные классы
Описание:

     Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

     Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

 

 

Автор Фролченко Ольга Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 794
Номер материала 25286
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓