Муниципальное
казённое общеобразовательное учреждение Новохопёрского муниципального
района Воронежской области
«Ярковская
средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»:
«Утверждаю»
Зам. директора по
УВР Директор МКОУ «Ярковская СОШ»
Лисицына
В.В.
Хромова Н.Ю.
«___» ________ 2014
г. «___» _________ 2014
г.
Рабочая
программа по внеурочной деятельности
«
Уроки здоровья»
на
2014/2015учебный год для 1-2 классов
Спортивно-оздоровительное
направление.
Программа
по внеурочной деятельности «Уроки здоровья»
для 1-2 классов разработана в
соответствии:
- с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.:
Просвещение, 2011);
- с рекомендациями Примерной программы по
физической культуре(Примерная программа по физической культуре. 1-4классы. -
М.: Просвещение, 2011 год);
-
учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-2классов» (В. И. Лях,
А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);
Обухова Л.А. и Лемяскина Н.А.
«135 уроков
здоровья» Воронеж, ВОИПКРО, 2009 г
количество часов в неделю – 1
количество часов за год – 34
Учитель Чурсина Юлия Владимировна
Рассмотрена
на заседании методического объединения,
протокол №____ от «____» _____2014г.
- Пояснительная
записка
Программа по
внеурочной деятельности «Школа Здоровичков»
для 1-2 классов разработана в
соответствии:
- с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.:
Просвещение, 2011);
- с рекомендациями Примерной программы по
физической культуре(Примерная программа по физической культуре. 1-4классы. -
М.: Просвещение, 2011 год);
-
учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-2 классов» (В. И. Лях,
А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);
1.1 Актуальность программы
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши
дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов
здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная
экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения,
значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором
«школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание
ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья.
Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному
распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в
том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Значительная роль в формировании здорового образа
жизни у детей отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян.
Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит
понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой,
здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению,
самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно
учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей
судьбы.
Сегодня разработано много программ на различных
уровнях, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и
наркотическими веществами. Профилактику необходимо начинать с ранних лет.
Уделять особое внимание формированию полезных привычек как альтернативе
привычкам вредным и установкам на ведение здорового образа жизни. Не нужно
делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к
здоровому образу жизни. Дети 6-9 летнего возраста наиболее восприимчивы к
обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения
детей здоровому образу жизни. Что несовместимо с вредными привычками, которые
входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для
учащихся 1-2-3 класса поможет создать поведенческую модель,
направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный
выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни
школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической
и медицинской службой, администрацией школы.
Программа внеурочной деятельности составлена с учетом
интеграции основного и дополнительного образования, в соответствии с
нормативно- правовой базой, с учетом требований САНПИНа, на основе изучения интересов,
запросов детей и родителей. При разработке программы был проведен анализ
предметных программ по изобразительному искусству, природоведению, технологии.
1.2.Цель программы - создание
благоприятных условий для формирования у школьников позитивного отношения к
здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха;
стремления творить свое здоровье, применяя компетенции в согласии с законами
природы, законами бытия.
Задачи:
·
формирование
здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого
ученика;
·
формирование
у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни;
профилактика вредных привычек;
·
расширение
кругозора школьников в области физической культуры и спорта;
·
формирование
культуры проведения свободного времени через включение детей в разнообразные
виды деятельности.
1.3 Системно -
деятельностный подход.
В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который
предполагает:
Ø
воспитание
и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества
на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его
многонационального, поликультурного.
Ø
переход
к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки
содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения
социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития
занимающегося;
Ø
развитие
личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира;
Ø
признание
способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в
достижении целей личностного и социального развития занимающихся;
Ø
учёт
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
занимающихся;
1.4 Метапредметные
связи программы внеурочной деятельности.
Программа
внеурочной деятельности «Школа Здоровичков» носит комплексный характер, что
отражено в метапредметных связях с такими учебными дисциплинами как:
история, природоведение, технология, изобразительное искусство, физическая
культура, музыка.
Таблица
№1.
Метапредметные
связи программы «Школа Здоровичков»
Предмет
|
Интеграция
с другими науками
|
Содержание
программы
|
История
|
История
древнего мира.
|
Олимпийское
движение.
|
Природоведение
|
Организм
человека.
Опора
тела и движение.
Наше
питание.
|
Осанка
– это красиво.
Умеем
ли мы питаться.
|
Технология
|
От замысла к
результату. Технологические операции.
|
Правильное
питание.
|
Изобразительное
искусство
|
Мир фантазии.
|
Мир эмоций и
чувств. Выставка рисунков.
|
Физическая
культура
|
Отличие
физических упражнений от обыденных. Эстафеты по преодолению препятствий.
|
Зачем нужна
зарядка по утрам? Разучиваем комплекс утренней зарядки.
|
Музыка
|
Выразительность
музыкальной интонации.
|
Мир эмоций и
чувств. Прослушивание музыкальных композиций .
|
2.
Планируемые результаты освоения
программы
«Уроки здоровья»
В
процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья
у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные,
коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению является
формирование следующих компетенций:
Ø Определять и
высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей
правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Ø В предложенных
педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
Метапредметными
результатами программы внеурочной деятельности - является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
2.1Регулятивные
УУД:
Ø Определять и
формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
Ø Проговаривать
последовательность действий на занятии.
Ø Учить высказывать
своё предположение (версию), учить работать по предложенному
учителем плану.
Ø Средством
формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала.
Ø Учиться совместно
с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
класса на занятиях.
Ø Средством
формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Ø Уметь
организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя
зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
2.2
Познавательные УУД:
Ø Добывать новые
знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.
Ø Перерабатывать
полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
Ø Преобразовывать
информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков).
2.3
Коммуникативные УУД:
Ø Умение донести
свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
Ø Слушать и
понимать речь других.
Ø Средством формирования
этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий
диалог).
Ø Совместно
договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Ø Учиться выполнять
различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ø Средством
формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Ø Привлечение
родителей к совместной деятельности .
2.4
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Ø осознание
обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения,
которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет
уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности
обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные
мероприятия;
Ø социальная
адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с
окружающим миром.
Ø умение
систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических
нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями
развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости).
Первостепенным
результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное
отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
2.5
Компетенции, которые должны освоить занимающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности.
Ø составлять
индивидуальный режим дня и соблюдать его;
Ø выполнять
физические упражнения для развития физических навыков;
Ø различать
“полезные” и “вредные” продукты;
Ø использовать
средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
Ø определять
благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
Ø заботиться о своем
здоровье;
Ø применять
коммуникативные и презентационные навыки;
Ø использовать
навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
Ø оказывать первую
медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге,
травмах, тепловом и солнечном ударах;
Ø находить выход из
стрессовых ситуаций;
Ø принимать разумные
решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и
здоровой среды обитания;
Ø адекватно
оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
Ø отвечать за свои
поступки;
Ø отстаивать свою
нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию
культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим
людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что
содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут
демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим,
доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение
порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и
ловким.
3. Основные
направления содержания программы.
Ø Вводное
занятие. Правила
поведения в школе. Безопасность на дороге: просмотр и обсуждение фильма; беседа
по правилам пешехода. Составление безопасного маршрута от дома до школы.
Выставка рисунков. Подведение итогов, формирование портфолио.
Ø Уроки
здоровья.
В уроки
здоровья входят следующие темы:
Ø
1. Почему мы
болеем.
Причина
болезни. Признаки болезни.
2.Тест «Твое здоровье». Игра-соревнование
«Кто больше?».
Практикум «Как помочь больному»
|
3. Что и как
предохраняет нас от болезней?
Как организм
помогает себе сам? Что такое здоровый образ жизни.
Режим дня.
4.Тест «Умеешь
ли ты готовить уроки?». Составление памятки.
Оздоровительная
минутка.
|
5. Кто нас
лечит.
Какие врачи нас
лечат. Встреча с врачом-педиатром.
6.Динамический
час. Валеологический самоанализ.
|
7. Прививки от
болезней.
Инфекционные
болезни. О прививках.
8.Игра-соревнование
«Кто больше?». Анализ стихотворения
С. Михалкова
«Прививка». Игра «Полезно-вредно»
|
9. Что нужно
знать о лекарствах.
Какие лекарства
мы выбираем? Домашняя аптечка.
|
Ø
Ø Лыжная подготовка. История возникновения и развития лыжного спорта Передвижения на
лыжах. Подъемы, спуски, повороты, торможения.
Ø Ритмическая гимнастика. Понятие
о ритмике. Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и
комбинации. Разминка. Релаксация.
Ø Баскетбол. История
возникновения и развития спортивной игры баскетбол. Технические действия и
тактика игры. Баскетбол игра по правилам.
Ø Легкая
атлетика. История возникновения и развития легкой атлетики. Беговые
упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.
3.2 Содержание
процесса внеурочной деятельности.
Воспитательные
результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.
1
уровень
|
2
уровень
|
3
уровень
|
школьник
знает и понимает общественную жизнь
|
школьник
ценит общественную жизнь
|
школьник
самостоятельно действует в общественной жизни
|
Для
достижения данного уровня необходимо.
|
взаимодействие
обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
|
взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е.
в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает
(или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных
знаний, начинает их ценить (или отвергает).
|
взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной,
дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде
ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение
приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
|
Форма
внеурочная деятельность
|
Занятия
спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах
|
|
|
Школьные
спортивные турниры и оздоровительные акции
|
|
Спортивные
и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме
|
|
|
|
|
4.
Указание времени, места и форм организации программы.
Программа
внеурочной деятельности «Школа Здоровичков» предназначен для обучающихся 1-2-3
классов, с учётом реализации её учителями основной школы, занимающихся
вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6,5 до 9 лет.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю в 1-2 -3 классах.
Программа построена на основании современных научных представлений о
физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает
особенности соматического, психологического и социального здоровья.
4.1
Формы организации внеурочной деятельности
«Школа
Здоровичков»
Кружок – форма добровольного
объединения детей. (Ритмическая гимнастика и уроки здоровья)
Функции:
ü расширение,
углубление, компенсация предметных знаний;
ü приобщения
детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;
ü расширения
коммуникативного опыта;
ü организации
детского досуга и отдыха.
Форма
выражения итога, результата выступление, концерты,
фестивали, семинары.
Секция
– форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом
(
баскетбол, катание на (лыжах), легкая атлетика.).
Отличительные
признаки :
ü принадлежность
содержания деятельности к определенному виду спорта;
ü ориентированность
на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта;
Принципы
организации работы секции:
ü всесторонности
ü сознательности
и активности
ü постепенности
ü повторяемости
ü наглядности
ü индивидуализации
Занятия
в секциях должны носить регулярный характер. Тренировочные
занятия включают в себя следующие методы обучения спортивной технике:
словесный
(рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и
действий противника и т. д.)
наглядность
упражнений (показ отдельных упражнений, учебные фильмы, видеофильмы, макеты
игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем и т. д.)
методы
практических упражнений включают в себя две группы:
1)
методы, направленные на освоение спортивной техники (разучивание упражнения в
целом и по частям);
2)
методы, направленные на развитие двигательных качеств (повторный, переменный,
интервальный, соревновательный и др.).
Форма
выражения итога, результата -
демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений
детей (конкурсы, соревнования, состязания).
4.2 Формы
учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения
программы
внеурочной деятельности.
Программа
внеурочной деятельности предполагает обучение на двух основных уровнях: первый
- информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей
здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально
одобряемые модели поведения.
Социально
одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате
вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание
этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого
изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого
дела.
Компетенции
результатов освоения программы внеурочной деятельности будут, происходит путем
архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу
«портфолио».
Контроль
и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от
тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в
процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие
конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная
организация учета компетенции для контроля и оценки результатов освоения
программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и
поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет
способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый
обучающийся будет значимым участником деятельности.
Программа
рассчитана на 35 часов – 1 раз в неделю.
5. Описание
материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.
Не менее значимым при развитии здоровьесберегающей
среды учреждения является состояние и перспективы обогащения
материально-технической базы наглядными пособиями, техническими средствами
обучения, а также обеспечение и поддержка состояния экологической комфортности
среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.
Для
реализации программы необходима материально-техническая база:
1.
Учебные пособия:
Ø натуральные
пособия (реальные объекты живой и неживой природы,):
Ø изобразительные
наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты,
презентации: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней
гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни»,
«Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы:
витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
Ø измерительные
приборы: весы, часы.
2.
Оборудование для демонстрации
мультимедийных презентаций: компьютер,
мультимедийный проектор, DVD, и др.
3.
Спортивный инвентарь.
Ø Баскетбольная
площадка, щит, кольцо, баскетбольные мячи.
Ø Лыжная
экипировка (лыжи, палки, ботинки.)
Ø Гимнастические
коврики.
Ø Легкоатлетический
инвентарь. (набивной мяч, сантиметр для прыжка). Стадоин.
Подобная
связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью
обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности. Позволит сформировать
у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать
формированию компетенций о социальной, психологической и соматической
составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном
здоровья.
6.Список литературы.
1. Учебная программа «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-2классов»
.В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010.
2. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа
докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. М., 2004.
3. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая
педагогика оздоровления: программно-методическое пособие. М., 2002.
-
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.