Главная / Начальные классы / Внеурочная деятельность "Служу Отечеству пером!

Внеурочная деятельность "Служу Отечеству пером!

Служу отечеству пером

Пояснительная записка

Цель данной программы – развитие у обучающихся способности чувствовать, воспринимать, понимать красоту человека, природы, искусства, стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира на началах красоты.

Задачи:

* воспитание эстетической чуткости;

* воспитание чувства красоты;

* формирование нравственно-эстетической потребности;

* формирование эстетических вкусов и идеалов личности;

* развитие способности к созиданию красоты;

* воспитание культуры речи;

* обогащение словарного запаса.



Эстетическое воспитание детей представляет собой синтез возвышенной творческой деятельности людей по сотворению красоты (культуры).

Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка, как в эстетическом плане, так и в нравственном. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально - психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю .

Эстетическое воспитание пробуждает и развивает чувство красоты, облагораживает личность. Человек, чуткий к красоте, испытывает потребность строить свою жизнь на её началах. Красота вызывает в нём светлую радость, создает радостное, торжественное настроение.

Эстетическое воспитание затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений, способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.

«Конечная цель эстетического воспитания - это гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства» (М.М.Рукавицин).

Воспитание у детей доброты, ответственности, аккуратности, вежливости, соблюдение гигиены - является важной стороной эстетического воспитания. Правильные, красивые отношения в семье, отношения в школе между учителями и учащимися, между товарищами составляют фундамент эстетического воспитания. Чувство такта, умение в трудной обстановке найти правильное решение и поступиться своими желаниями ради близких людей, способность создавать хорошее настроение - все это не только нравственная воспитанность ребенка, но и проявление его эстетической культуры.

Как и любая черта личности, эстетическая культура развивается в деятельности, и если вся жизнь ребенка, его учение, труд, отдых будут проникнуты эстетической направленностью, тогда он будет вносить в свою жизнь элементы прекрасного. Именно в деятельности, имеющей эстетическую направленность, и развивается эстетическая активность преобразователя и устроителя жизни по законам красоты.

На занятиях по эстетическому воспитанию дети не только узнают о прекрасном, учатся им восхищаться, но и сами активно участвуют в создании прекрасного в жизни, искусстве, труде, поведении, отношениях. Это требует развитие у ребёнка нравственных качеств, развития эмоционально- чувственной сферы.

Важно, чтобы ребенок не только чувствовал, но и понимал прекрасное, мог судить о нем. Этому помогают специальные знания. Знания о взаимоотношениях людей, форме и цвете, свете и тени в области изобразительного искусства, знания о ритме, гармонии, о звуках в музыке и пении, знания о выразительных средствах художественного слова, знания направлений, жанров, методов искусства.

Учащиеся на занятиях овладевают такими навыками и умениями, которые необходимы в индивидуальной, коллективной и общественной работе. Дети рисуют, пишут заметки, зарисовки, выпускают стенные газеты, готовят выставки, стенды, творческие альбомы, авторские книги.

Такая многообразная и интересная деятельность дает разумный выход познавательной, трудовой, творческой активности детей.

Современная система образования делает ориентир на формирование у обучающихся умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Особое значение в этом приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Этому способствуют методы организации познавательной деятельности в работе с источниками информации. В связи с этим, данная Программа предполагает работу с детскими периодическими изданиями. Такая работа формирует у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, включая умение определять примерное содержание текста при беглом его просмотре, выработку высокой техники чтения, умение извлекать информацию из текста и оформлять полученную информацию. В итоге, дети способны не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование нравственных качеств, повышение культурного уровня и эстетической воспитанности.











Принципы Программы:

* Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа.

* Личностныйразвитие личностных качеств, эстетических чувств, развитие готовности к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.

* Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.

* Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование эстетической культуры на основе целостного миропонимания.

* Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.

* Принцип творчестваразвитие творчества через художественную деятельность, слово, творческую деятельность.

* Принцип ответственностииспользование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки.

* Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, наглядным. Этот принцип формирует у обучающихся стремление к прекрасному, способствует желанию с радостью выполнять предлагаемые виды заданий и достичь результата.

* Принцип справедливости – использование правдивого, актуального, общественно значимого материала.

Показатели освоения Программы:

Социальный критерий

Эстетическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всём комплексе поведения и отношения ребёнка. Его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид – всё это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности школьника. Его подлинная эстетическая воспитанность проявляется в наличии эстетического идеала и художественного подлинного вкуса, органически соединённых с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству, в развитии умений и навыков изготовления собственных творческих работ.

Воспитанники проявляют широкий интерес к различным видам искусства, глубокую потребность общения с эстетическими явлениями искусства и жизни. Проявляется отношение к творчеству и искусству как к созиданию красоты и пользы.

Педагогический критерий

Проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства, в оценке явлений искусства и жизни; в результате их разнообразной деятельности, особенно художественно-эстетического творчества. Педагогические критерии дают возможность обнаружить у ребят уровень художественно-образного мышления и творческого воображения; умение создавать собственный, новый, оригинальный образ, а также навыки творческой деятельности. Для высокого уровня эстетической воспитанности в творчестве характерно отточенное исполнительское мастерство, объединённое с импровизацией, созиданием нового образа.

Психологический критерий

Проявляется в развитии у детей эмоциональной отзывчивости на красоту, в развитии эстетического восприятия народного и профессионального искусства. У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, устойчивая потребность к общению с искусством в различных формах. Дети способны восхищаться художественными образами, воссоздавать их в своём воображении. У детей развита любознательность, потребность проявлять творческую инициативу.

Критериями оценки эстетической воспитанности, сформированной при обращении к искусству дизайна, на уровне творческой деятельности являются:

  • оригинальность,

  • гармоничность,

  • выразительность,

  • колористическое решение,

  • художественно-графические умения,

  • техника исполнения.



Программа формирования универсальных учебных действий



* Личностный блок

Развитие нравственных качеств, эстетической воспитанности, творческих и литературных способностей. Формирование межличностных отношений.

* Познавательный блок

Получение знаний о красоте, культуре, культурных ценностях. Знакомство с произведениями композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (рисунки, поделки, стихи, заметки). Овладение первоначальными оформительскими навыками.

* Регулятивный блок

Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.

* Коммуникативный блок

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Обучение владению диалогической и монологической речью.



Методическое обеспечение Программы


- Рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Я красивый мир творю» для детей предшкольного возраста. Рабочая тетрадь предназначена для всех, кто хочет научить детей чувствовать и видеть красоту мира и людей, творчески мыслить и понимать смысл слов. Рисунки-раскраски, творческие задания, добрые стихи и тексты развивают воображение и чувства, учат понимать красоту как основу всего сущего. Настоящее пособие содержит 2 приложения для индивидуальной работы детей: «Словарь добрых слов» и предметные картинки для раскрашивания и вырезания;

- методические рекомендации к рабочей тетради «Я красивый мир творю». Предлагаемое методическое пособие адресовано, в первую очередь, воспитателям дошкольных учреждений разных типов, учителям предшкольной подготовки, студентам и преподавателям педагогических вузов, колледжей, училищ и всем, кто хочет научить детей чувствовать и видеть красоту мира и людей, творчески мыслить и понимать смысл слов.

Пособие содержит конспекты занятий, методические рекомендации по использованию приложения к тетради, оформлению настенного панно, сценарии праздников;

- эксклюзивная «Цветочная азбука» предназначена для знакомства детей с русским алфавитом. «Цветочная азбука» представляет собой набор карточек размером 10х14 см в удобной упаковке. В наборе – 33 карточки. На каждой - красивый яркий цветок с буквой на одной стороне, на другой – печатная и письменная буква русского алфавита и позитивное стихотворение для разучивания;

- рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Дорогою Добра» для учащихся первых классов. В основе содержания тетради – детские работы, фрагменты рассказов детских писателей, великих педагогов, фольклорные тексты от малых жанров (пословицы, заклички) до былин и сказок. Рабочая тетрадь может быть адресована каждому ребенку, который только научился читать и готов выразить богатство своей фантазии в разных видах творчества от рисунка до художественного текста.

- методические рекомендации к рабочей тетради «Дорогою Добра». Настоящее пособие содержит календарно-тематическое планирование и подробные поурочные планы по основам детской журналистики. В пособии описаны особенности уроков, дан перечень необходимого оборудования, выделен музыкальный ряд. Предлагаются разнообразные приёмы работы с учащимися, направленными на развитие мыслетворчества и рукотворчества через идею Добра.

- рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Радужный мир» для учащихся вторых классов. Тетрадь знакомит детей с профессией журналиста, помогает им приобрести навыки собственного литературного творчества. Рисунки-раскраски, стихи, кроссворды, способствуют лучшему освоению предлагаемых занятий.

- методические рекомендации к рабочей тетради «Радужный мир». Пособие содержит календарно-тематическое планирование, конспекты занятий и сценарии праздников, фрагменты портфолио юнкоров, словарь газетных терминов. Отличительной особенностью занятий, представленных в пособии, является развитие творческого мышления, воображения, навыков устной и письменной речи у детей через знакомство и изучение основ профессии журналиста.

- рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Звонкий голос детства» для учащихся третьих классов. Используя материал, данный в тетради, дети научатся писать тексты в таких газетных жанрах, как заметка, отзыв, зарисовка, интервью, репортаж. В тетради даются советы по выпуску стенных газет, созданию авторской книги в компьютерном варианте и оформлению уголка журналиста.

-методические рекомендации к рабочей тетради «Звонкий голос детства». Пособие содержит календарное планирование, конспекты занятий и сценарии праздников, описание оформления уголка юного журналиста, рекомендации по созданию авторской книги.

- рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Мыслью строим мир» для учащихся четвёртых классов. В тетради раскрываются этические понятия, формирующие у детей осознанные нравственные ориентиры,

приводятся примеры высоконравственного поведения людей.

- методические рекомендации к рабочей тетради «Мыслью строим мир». Пособие содержит календарное планирование, подробные конспекты занятий, рекомендации по созданию творческих книг-учебников («Дети для детей»).

- брошюра «Проект: школьная газета в начальных классах». В пособии на конкретном примере дан алгоритм реализации проекта и разработаны рекомендации по его выполнению. Пособие содержит план работы кружка юных журналистов и работы пресс-центра, темы для творческих работ, фото проектных листов, вопросы для анкетирования, рекомендации по работе с газетой в учебном процессе, словарь газетных терминов. Материал, представленный в пособии, будет интересен всем, кто создаёт школьную газету и принимает участие в проектной деятельности.

- всероссийская газета-журнал «Добрята». В реализации Программы помогает полноцветная всероссийская газета «Добрята», которая издается в г. Томске с 2003г. Уникальность газеты в том, что она состоит из творческих работ детей: заметок, зарисовок, стихотворений, рисунков, размышлений о добре, мире и нашей родной земле. Цель газеты – с помощью позитивной информации заложить в сознание детей понятия Добра, Любви, Справедливости. Издание помогает детям в выработке правильного миропонимания, творческого подхода к любому делу, учит патриотизму, гражданственности, любви к родному Слову.

Газета «Добрята» способствует установлению дружеских контактов со сверстниками по всей стране и за рубежом.






































Тематическое планирование

2 класс

(32 часа в год/ 1 час в неделю)


на основе методического пособия и рабочей тетради

«Дорогою Добра»

(дополнительная образовательная программа «Служу Отечеству пером»)





Тема

Содержание

Дата

1.

«Страна Красоты и Добра»

стр. 5

Просмотр видеосюжета о красоте родной природы под классическую музыку. Беседа о ДОБРЕ и КРАСОТЕ. Чтение заметок о добре и красоте в газете-журнале. Творческая работа: рисование страны Добра и Красоты. Подбор цветовой гаммы. Выставка рисунков.


2.

«Страна Красоты и Добра»

стр. 6-7

Работа со словами ЧЕЛОВЕК, ЛУЧШЕ. Чтение рассказа «Как Федя почувствовал в себе человека», работа по содержанию. Раскрашивание рисунков в тетради. Творческая работа: оформление панно «Страна Добра и Красоты» (коллективная работа – аппликация).


3.

«Дорога Добра»

стр. 8-9

Чтение сказки «Дорога Добра», беседа по содержанию. Разучивание песни «Дорогою добра». Раскрашивание рисунка в тетради. Творческая работа: рисование иллюстрации к сказке. Выставка рисунков.


4.

«Дворец красоты»

стр. 10-11

Размышление над мудростью «Твори добро другим во благо». Чтение и анализ стихотворений «Родной любимый дом», «Добрый мир». Раскрашивание рисунков в тетради. Творческая работа: рисование Дворца Красоты. Выставка рисунков.


5.

«Мыслить – значит жить»

стр. 12-13

Работа над мудростью «Каждая добрая мысль даётся человеку на исполнение». Чтение рассказа «Письмо отцу». Раскрашивание рисунков в тетради. Творческая работа: рисование добрых мыслей. Выставка рисунков.


6.

«Культура речи»

стр. 14-15

Работа с деревом-корнесловом РЕЧЬ. Чтение стихотворения «Родной язык», работа по содержанию. Чтение заметок в газете-журнале о чистоте речи. Раскрашивание рисунков в тетради. Творческая работа: аппликация «Дерево-корнеслов». Выставка работ.


7.

«Словесный сад»

стр. 16-17

Работа с деревом-корнесловом - СЛОВО. Чтение рассказа «Я хочу сказать своё слово». Просмотр видеосюжета о красоте родной природы. Игра «Называем красивые слова». Игра-путешествие «В словесном саду». Работа со словами: СЛОВО, САД, РОДИНА, ДОБРО, КРАСОТА. Творческая работа: раскрашивание рисунков в тетради.


8.

«Жить – добро творить»

стр. 18-19

Беседа о нравственных качествах. Беседа о добрых делах людей. Чтение заметок о добротворчестве в газете-журнале. Просмотр видеосюжета «Творчество во благо других». Игра «Назови профессию». Раскрашивание рисунков в тетради. Творческая работа: рисование по представлению «Моя профессия». Выставка работ.


9.

«Ладошка-полянка»

стр. 18-19

Чтение стихотворения «Какого цвета добро?», работа по содержанию. Работа над мудростью «Награда за доброе дело – в самом его свершении. Беседа о бережном отношении человека к природе. Чтение заметок о защите природы в газете-журнале. Творческая работа: рисование ладошки-полянки. Выставка работ.


10.

«Красота спасёт мир»

стр. 20-21

Чтение рассказа «Для чего человек живёт на свете?», работа по содержанию. Значение слова КРАСОТА. Размышление над мудростью «Красота есть Добро, и Добро прекрасно». Чтение заметок о красоте в газете-журнале. Чтение заметки «Красота спасёт мир», работа по содержанию. Раскрашивание рисунков в тетради. Творческая работа: рисование по представлению «Что такое красота?». Выставка рисунков.


11.

«В культуре – свет и радость»

стр. 23

Размышление над словом КУЛЬТУРА. Размышление над мудростью «В культуре – свет и радость». Выставка «Культурные ценности». Творческая работа: дорисуй картины в тетради.


12.

«Человек – творец культуры»

стр. 22

Чтение рассказа «Ника». Качества культурного человека. Размышление над словами «Я красивый мир творю». Выставка книг о культуре. Творческая работа: изготовление книжки-малышки.


13.

«Огоньки Радости»

стр. 24-25

Беседа о РАДОСТИ. Игра «От чего человек получает радость?». Чтение сказки «Огоньки Радости», работа по содержанию. Разучивание песни «Волшебный цветок». Творческая работа: раскрашивание рисунков в тетради.


14.


«В гостях у зимушки-зимы»

стр. 28

Чтение рассказа «Моя новость», работа по содержанию. Экскурсия-наблюдение за красотой зимней природы. Наблюдение «Снежинки – чудо природы». Творческая работа: оформление класса к новогоднему празднику.


15.

«Здравствуй, праздник Новый год»

стр.32-33

Беседа о подарках. Размышление над мудростью «Сердце сердцу весть подаёт». Чтение стихотворения «Пожелание». Просмотр слайдов «Новогодние открытки». Раскрашивание рисунков в тетради. Творческая работа: изготовление поздравительной новогодней открытки.


16.

«Круглый год»

стр. 34-35

Инсценировка сказки «Старик-годовик». Просмотр видеосюжета о красоте природы в разное время года. Разгадывание кроссворда «Календарь». Беседа «Народный календарь». Выставка репродукций картин художников «Времена года». Рассматривание детских рисунков в газете-журнале. Раскрашивание рисунков в тетради. Творческая работа: рисование любимого времени года.


17.

«Моя Родина»

стр. 36-37, 43, 45

Раскрытие смысла слов РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО. Беседа о героизме, подвиге. Чтение заметки «Знаете ли вы?». Просмотр видеосюжета «Русские берёзы». Творческая работа: раскрашивание рисунков в тетради.


18.

«Любимый город»

стр. 38-39

Беседа о родном городе. Просмотр слайдов «Достопримечательности города». Чтение заметок о городе в газете-журнале. Беседа о красоте архитектуры. Просмотр слайдов «Красивая архитектура нашего города». Раскрашивание рисунков в тетради. Коллективная творческая работа: конструирование домов из картонных коробочек.


19.

«Родной дом»

стр. 41

Беседа о членах семьи. Значение слова ЛАД. Взаимоотношение в семье. Чтение заметок о семье в газете-журнале. Беседа «Уют в доме». Просмотр видеосюжета «Домашний интерьер». Творческая работа: изготовление мебели из картонных коробочек.


20.

«Вселенная в доме»

стр. 40-41

Значение слова ВСЕЛЕННАЯ. Чтение рассказа «Вселенная в доме», работа по содержанию. Понятие СИМВОЛИЗМА. Просмотр слайдов «Украшение окон – деревянные наличники». Раскрашивание рисунка в тетради. Творческая работа: рисование русского терема, украшение наличников.


21.

«Поздравляем мам»

стр. 46-47

Чтение рассказа «Моя мама». Беседа о мамах. Помощь маме. Чтение заметок в газете-журнале о мамах. Творческая работа: рисуем мамин портрет. Выставка работ.


22.

«Игрушка матрёшка»

стр. 47

Символизм матрёшки. Разучивание танца матрёшек. Творческая работа: раскрашивание матрёшек в тетради.


23.

«Краски природы»

стр. 48-49

Чтение заметки «Всё кругом говорит». Размышление над словами: «Пойми живой язык природы – и скажешь ты: «Прекрасен мир!». Творческая работа: раскрашивание рисунка в тетради «Матушка-Природа».


24.

«Краски природы»

Экскурсия-наблюдение за весенней природой.


25.

«Теремок дружбы»

стр. 50-51

Беседа о братьях наших меньших. Размышление над словами: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Чтение заметки «Дружба», работа по содержанию. Раскрашивание рисунков в тетради. Творческая работа: изготовление персонажей сказки «Теремок» из перчатки.


26.

«Теремок дружбы»

стр. 50

Чтение заметки «Дерево дружбы», работа по содержанию. Инсценировка сказки «Теремок».


27.

«Музыка Земли»

стр. 52-53

Беседа о звуках. Чтение заметки «Звуки в мире». Прослушивание записи «Звуки природы». Беседа о музыке. Значение музыки в жизни человека. Разучивание песни о красоте природы. Исполнение песни под видеосюжет о красоте природы.


28.

«Космические дали»

стр. 54-55

Значение слова КОСМОС. Просмотр видеосюжета «Красота космоса». Раскрашивание рисунков в тетради. Творческая работа «Звёздное небо»: вырезание шаблонов-звёздочек, распыление красок.


29.

«Красота науки»

стр. 56-57

Беседа о науке. Чтение заметок в газете-журнале об открытиях, изобретениях. Чтение рассказа «Разные миры», работа по содержанию. Беседа «Чему научился человек у природы». Беседа о научных изобретениях. Просмотр видеосюжета об изобретениях. Раскрашивание рисунка в тетради. Творческая работа: изготовление макета самолёта.


30.

«Цветик-семицветик»

стр. 58-59

Беседа о сказках. Размышление над словами: «В сказке – мудрость народа». Чтение сказки «Цветик-семицветик», работа по содержанию. Беседа о мечте и желаниях. Творческая работа: аппликация из бумаги «Цветик-семицветик». Запись желаний на лепестках.


31.

«Будем здоровы!»

стр. 60-61

Беседа о здоровье. Чтение рассказа «Содружество», работа по содержанию. Беседа о влиянии звука, цвета цветосочетания, красоты на здоровье человека. Раскрашивание рисунка в тетради. Творческая работа: изготовление коврика из лоскутков.


32.

Праздник «Красота мира»

Чтение стихотворений о красоте мира. Исполнение песни о красоте. Выставка творческих работ. Коллективная творческая работа – изготовление панно «Красота мира».




Внеурочная деятельность "Служу Отечеству пером!
  • Начальные классы
Описание:

Цель данной программы – развитие у обучающихся способности чувствовать, воспринимать, понимать красоту  человека, природы, искусства, стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира на началах красоты.

Задачи:

* воспитание эстетической чуткости;

* воспитание чувства красоты;

* формирование нравственно-эстетической потребности;

* формирование эстетических вкусов и идеалов личности;

* развитие способности к  созиданию красоты;

* воспитание культуры речи;

* обогащение словарного запаса.

 

Эстетическое воспитание детей представляет собой синтез возвышенной творческой деятельности людей по сотворению красоты (культуры).

Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка, как в эстетическом плане, так и в нравственном. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей  создает в   ребенке   особые   эмоционально -  психические   состояния,    возбуждает непосредственный интерес  к  жизни,  обостряет  любознательность,  развивает мышление, память, волю .

Автор Лейниш Алёна Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1101
Номер материала 44669
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓