Служу
отечеству пером
Пояснительная
записка
Цель
данной программы – развитие у обучающихся способности
чувствовать, воспринимать, понимать красоту человека, природы, искусства,
стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира на началах
красоты.
Задачи:
*
воспитание эстетической чуткости;
* воспитание чувства
красоты;
*
формирование нравственно-эстетической потребности;
*
формирование эстетических вкусов и идеалов личности;
*
развитие способности к созиданию красоты;
*
воспитание культуры речи;
*
обогащение словарного запаса.
Эстетическое
воспитание детей представляет собой синтез возвышенной творческой деятельности
людей по сотворению красоты (культуры).
Вся
система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка, как в
эстетическом плане, так и в нравственном. Чувство красоты природы, окружающих
людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально - психические
состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет
любознательность, развивает мышление, память, волю .
Эстетическое
воспитание пробуждает и развивает чувство красоты, облагораживает личность.
Человек, чуткий к красоте, испытывает потребность строить свою жизнь на её
началах. Красота вызывает в нём светлую радость, создает радостное,
торжественное настроение.
Эстетическое
воспитание затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта,
поведения, труда, отношений, способствует формированию нравственности человека,
расширяет его познания о мире, обществе и природе.
«Конечная
цель эстетического воспитания - это гармоничная личность, всесторонне развитый
человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением
трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства»
(М.М.Рукавицин).
Воспитание
у детей доброты, ответственности, аккуратности, вежливости, соблюдение гигиены
- является важной стороной эстетического воспитания. Правильные, красивые
отношения в семье, отношения в школе между учителями и учащимися, между
товарищами составляют фундамент эстетического воспитания. Чувство такта, умение
в трудной обстановке найти правильное решение и поступиться своими желаниями
ради близких людей, способность создавать хорошее настроение - все это не
только нравственная воспитанность ребенка, но и проявление его эстетической
культуры.
Как
и любая черта личности, эстетическая культура развивается в деятельности, и
если вся жизнь ребенка, его учение, труд, отдых будут проникнуты эстетической
направленностью, тогда он будет вносить в свою жизнь элементы прекрасного.
Именно в деятельности, имеющей эстетическую направленность, и развивается
эстетическая активность преобразователя и устроителя жизни по законам красоты.
На
занятиях по эстетическому воспитанию дети не только узнают о прекрасном, учатся
им восхищаться, но и сами активно участвуют в создании прекрасного в жизни,
искусстве, труде, поведении, отношениях. Это требует развитие у ребёнка
нравственных качеств, развития эмоционально- чувственной сферы.
Важно,
чтобы ребенок не только чувствовал, но и понимал прекрасное, мог судить о нем.
Этому помогают специальные знания. Знания о взаимоотношениях людей, форме и
цвете, свете и тени в области изобразительного искусства, знания о ритме,
гармонии, о звуках в музыке и пении, знания о выразительных средствах
художественного слова, знания направлений, жанров, методов искусства.
Учащиеся
на занятиях овладевают такими навыками и умениями, которые необходимы в
индивидуальной, коллективной и общественной работе. Дети рисуют, пишут заметки,
зарисовки, выпускают стенные газеты, готовят выставки, стенды, творческие
альбомы, авторские книги.
Такая
многообразная и интересная деятельность дает разумный выход познавательной,
трудовой, творческой активности детей.
Современная
система образования делает ориентир на формирование у обучающихся умения
учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Особое
значение в этом приобретает организация информационного образования и
повышение информационной культуры личности. Этому способствуют методы
организации познавательной деятельности в работе с источниками информации. В
связи с этим, данная Программа предполагает работу с детскими периодическими
изданиями. Такая работа формирует у детей навыки самостоятельной работы с
различными источниками информации, включая умение определять примерное
содержание текста при беглом его просмотре, выработку высокой техники чтения,
умение извлекать информацию из текста и оформлять полученную информацию. В
итоге, дети способны не только ориентироваться в потоке информации, но и
продуктивно использовать полученные знания и информацию, как в личных, так и в
социально значимых целях, включая совершенствование нравственных качеств,
повышение культурного уровня и эстетической воспитанности.
Принципы
Программы:
* Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурно-исторических
традиций народа.
* Личностный – развитие
личностных качеств, эстетических чувств, развитие готовности
к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие
самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
*
Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями
детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.
* Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире.
Формирование эстетической культуры на основе целостного миропонимания.
* Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с
использованием материала, понятного и доступного детям.
* Принцип творчества – развитие
творчества через художественную деятельность, слово, творческую деятельность.
* Принцип ответственности – использование
учебного материала, способствующего развитию ответственности за
собственные слова и поступки.
* Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным, наглядным. Этот принцип формирует у обучающихся стремление к
прекрасному, способствует желанию с радостью выполнять предлагаемые виды
заданий и достичь результата.
* Принцип
справедливости – использование правдивого, актуального, общественно
значимого материала.
Показатели
освоения Программы:
Социальный критерий
Эстетическая
воспитанность в социальном смысле проявляется во всём комплексе поведения и
отношения ребёнка. Его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми
в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид – всё это очевидные и
убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности школьника. Его
подлинная эстетическая воспитанность проявляется в наличии эстетического идеала
и художественного подлинного вкуса, органически соединённых с развитой
способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому
творчеству, в развитии умений и навыков изготовления собственных творческих
работ.
Воспитанники
проявляют широкий интерес к различным видам искусства, глубокую потребность
общения с эстетическими явлениями искусства и жизни. Проявляется отношение к
творчеству и искусству как к созиданию красоты и пользы.
Педагогический критерий
Проявляется
в качестве выбираемых детьми произведений искусства, в оценке явлений искусства
и жизни; в результате их разнообразной деятельности, особенно художественно-эстетического
творчества. Педагогические критерии дают возможность обнаружить у ребят уровень
художественно-образного мышления и творческого воображения; умение создавать
собственный, новый, оригинальный образ, а также навыки творческой деятельности.
Для высокого уровня эстетической воспитанности в творчестве характерно
отточенное исполнительское мастерство, объединённое с импровизацией, созиданием
нового образа.
Психологический критерий
Проявляется
в развитии у детей эмоциональной отзывчивости на красоту, в развитии
эстетического восприятия народного и профессионального искусства. У детей
сформировано эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, устойчивая
потребность к общению с искусством в различных формах. Дети способны
восхищаться художественными образами, воссоздавать их в своём воображении. У
детей развита любознательность, потребность проявлять творческую инициативу.
Критериями оценки эстетической
воспитанности, сформированной при обращении к искусству дизайна, на уровне творческой
деятельности являются:
·
оригинальность,
·
гармоничность,
·
выразительность,
·
колористическое
решение,
·
художественно-графические
умения,
·
техника
исполнения.
Программа
формирования универсальных учебных действий
*
Личностный блок
Развитие
нравственных качеств, эстетической воспитанности, творческих и литературных
способностей. Формирование межличностных отношений.
*
Познавательный блок
Получение
знаний о красоте, культуре, культурных ценностях. Знакомство с произведениями
композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством
сверстников (рисунки, поделки, стихи, заметки). Овладение первоначальными
оформительскими навыками.
*
Регулятивный блок
Обучение
планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей
деятельности и деятельности сверстников.
*
Коммуникативный блок
Учебное
сотрудничество с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в
диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации.
Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах.
Обучение владению диалогической и монологической речью.
Методическое
обеспечение Программы
-
Рабочая тетрадь по основам детской
журналистики «Я красивый мир творю» для детей предшкольного возраста.
Рабочая тетрадь предназначена для всех, кто хочет научить детей чувствовать и
видеть красоту мира и людей, творчески мыслить и понимать смысл слов. Рисунки-раскраски,
творческие задания, добрые стихи и тексты развивают воображение и чувства,
учат понимать красоту как основу всего сущего. Настоящее пособие содержит 2
приложения для индивидуальной работы детей: «Словарь добрых слов» и предметные
картинки для раскрашивания и вырезания;
-
методические рекомендации к рабочей тетради «Я красивый мир творю». Предлагаемое
методическое пособие адресовано, в первую очередь, воспитателям дошкольных
учреждений разных типов, учителям предшкольной подготовки, студентам и преподавателям
педагогических вузов, колледжей, училищ и всем, кто хочет научить детей
чувствовать и видеть красоту мира и людей, творчески мыслить и понимать смысл
слов.
Пособие содержит
конспекты занятий, методические рекомендации по использованию приложения к
тетради, оформлению настенного панно, сценарии праздников;
-
эксклюзивная «Цветочная азбука»
предназначена для знакомства детей с русским алфавитом. «Цветочная азбука»
представляет собой набор карточек размером 10х14 см в удобной упаковке. В
наборе – 33 карточки. На каждой - красивый яркий цветок с буквой на одной
стороне, на другой – печатная и письменная буква русского алфавита и позитивное
стихотворение для разучивания;
-
рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Дорогою Добра» для учащихся
первых классов. В
основе содержания тетради – детские работы, фрагменты рассказов детских
писателей, великих педагогов, фольклорные тексты от малых жанров (пословицы,
заклички) до былин и сказок. Рабочая тетрадь может быть адресована каждому
ребенку, который только научился читать и готов выразить богатство своей
фантазии в разных видах творчества от рисунка до художественного текста.
- методические
рекомендации к рабочей тетради «Дорогою Добра». Настоящее
пособие содержит календарно-тематическое планирование и подробные поурочные
планы по основам детской журналистики. В пособии описаны особенности уроков,
дан перечень необходимого оборудования, выделен музыкальный ряд. Предлагаются
разнообразные приёмы работы с учащимися, направленными на развитие
мыслетворчества и рукотворчества через идею Добра.
- рабочая тетрадь по основам детской журналистики
«Радужный мир» для учащихся вторых классов. Тетрадь знакомит детей с профессией журналиста, помогает
им приобрести навыки собственного литературного творчества. Рисунки-раскраски,
стихи, кроссворды, способствуют лучшему освоению предлагаемых занятий.
- методические рекомендации к рабочей тетради
«Радужный мир». Пособие содержит календарно-тематическое планирование,
конспекты занятий и сценарии праздников, фрагменты портфолио юнкоров, словарь
газетных терминов. Отличительной особенностью занятий,
представленных в пособии, является развитие творческого мышления, воображения,
навыков устной и письменной речи у детей через знакомство и изучение основ
профессии журналиста.
- рабочая
тетрадь по основам детской журналистики «Звонкий голос детства» для учащихся
третьих классов. Используя материал, данный в тетради, дети
научатся писать тексты в таких газетных жанрах, как заметка, отзыв, зарисовка,
интервью, репортаж. В тетради даются советы по выпуску стенных газет, созданию
авторской книги в компьютерном варианте и оформлению уголка журналиста.
-методические рекомендации к рабочей тетради
«Звонкий голос детства». Пособие содержит календарное планирование, конспекты
занятий и сценарии праздников, описание оформления уголка юного журналиста,
рекомендации по созданию авторской книги.
- рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Мыслью
строим мир» для учащихся четвёртых классов. В тетради раскрываются этические понятия, формирующие у
детей осознанные нравственные ориентиры,
приводятся примеры высоконравственного поведения людей.
- методические рекомендации к рабочей тетради «Мыслью
строим мир». Пособие содержит календарное планирование, подробные
конспекты занятий, рекомендации по созданию творческих книг-учебников («Дети
для детей»).
- брошюра «Проект: школьная газета в начальных классах». В
пособии на конкретном примере дан алгоритм реализации проекта и разработаны
рекомендации по его выполнению. Пособие содержит план работы кружка юных
журналистов и работы пресс-центра, темы для творческих работ, фото проектных
листов, вопросы для анкетирования, рекомендации по работе с газетой в учебном
процессе, словарь газетных терминов. Материал, представленный в пособии, будет
интересен всем, кто создаёт школьную газету и принимает участие в проектной
деятельности.
- всероссийская газета-журнал «Добрята». В реализации
Программы помогает полноцветная всероссийская газета «Добрята», которая
издается в г. Томске с 2003г. Уникальность газеты в том, что она состоит из
творческих работ детей: заметок, зарисовок, стихотворений, рисунков,
размышлений о добре, мире и нашей родной земле. Цель газеты – с помощью
позитивной информации заложить в сознание детей понятия Добра, Любви,
Справедливости. Издание помогает детям в выработке правильного миропонимания,
творческого подхода к любому делу, учит патриотизму, гражданственности, любви
к родному Слову.
Газета «Добрята» способствует установлению дружеских
контактов со сверстниками по всей стране и за рубежом.
Тематическое
планирование
2 класс
(32 часа в год/ 1
час в неделю)
на основе
методического пособия и рабочей тетради
«Дорогою Добра»
(дополнительная
образовательная программа «Служу Отечеству пером»)
№
|
Тема
|
Содержание
|
Дата
|
1.
|
«Страна
Красоты и Добра»
стр.
5
|
Просмотр
видеосюжета о красоте родной природы под классическую музыку. Беседа о ДОБРЕ
и КРАСОТЕ. Чтение заметок о добре и красоте в газете-журнале. Творческая
работа: рисование страны Добра и Красоты. Подбор цветовой гаммы. Выставка
рисунков.
|
|
2.
|
«Страна
Красоты и Добра»
стр.
6-7
|
Работа
со словами ЧЕЛОВЕК, ЛУЧШЕ. Чтение рассказа «Как Федя почувствовал в себе
человека», работа по содержанию. Раскрашивание рисунков в тетради. Творческая
работа: оформление панно «Страна Добра и Красоты» (коллективная работа –
аппликация).
|
|
3.
|
«Дорога
Добра»
стр.
8-9
|
Чтение
сказки «Дорога Добра», беседа по содержанию. Разучивание песни «Дорогою
добра». Раскрашивание рисунка в тетради. Творческая работа: рисование
иллюстрации к сказке. Выставка рисунков.
|
|
4.
|
«Дворец
красоты»
стр.
10-11
|
Размышление
над мудростью «Твори добро другим во благо». Чтение и анализ стихотворений
«Родной любимый дом», «Добрый мир». Раскрашивание рисунков в тетради. Творческая
работа: рисование Дворца Красоты. Выставка рисунков.
|
|
5.
|
«Мыслить
– значит жить»
стр.
12-13
|
Работа
над мудростью «Каждая добрая мысль даётся человеку на исполнение». Чтение
рассказа «Письмо отцу». Раскрашивание рисунков в тетради. Творческая
работа: рисование добрых мыслей. Выставка рисунков.
|
|
6.
|
«Культура
речи»
стр.
14-15
|
Работа
с деревом-корнесловом РЕЧЬ. Чтение стихотворения «Родной язык», работа по
содержанию. Чтение заметок в газете-журнале о чистоте речи. Раскрашивание
рисунков в тетради. Творческая работа: аппликация «Дерево-корнеслов».
Выставка работ.
|
|
7.
|
«Словесный
сад»
стр.
16-17
|
Работа
с деревом-корнесловом - СЛОВО. Чтение рассказа «Я хочу сказать своё слово». Просмотр
видеосюжета о красоте родной природы. Игра «Называем красивые слова». Игра-путешествие
«В словесном саду». Работа со словами: СЛОВО, САД, РОДИНА, ДОБРО, КРАСОТА. Творческая
работа: раскрашивание рисунков в тетради.
|
|
8.
|
«Жить
– добро творить»
стр.
18-19
|
Беседа
о нравственных качествах. Беседа о добрых делах людей. Чтение заметок о
добротворчестве в газете-журнале. Просмотр видеосюжета «Творчество во благо
других». Игра «Назови профессию». Раскрашивание рисунков в тетради. Творческая
работа: рисование по представлению «Моя профессия». Выставка работ.
|
|
9.
|
«Ладошка-полянка»
стр.
18-19
|
Чтение
стихотворения «Какого цвета добро?», работа по содержанию. Работа над
мудростью «Награда за доброе дело – в самом его свершении. Беседа о бережном
отношении человека к природе. Чтение заметок о защите природы в
газете-журнале. Творческая работа: рисование ладошки-полянки. Выставка
работ.
|
|
10.
|
«Красота
спасёт мир»
стр.
20-21
|
Чтение
рассказа «Для чего человек живёт на свете?», работа по содержанию. Значение
слова КРАСОТА. Размышление над мудростью «Красота есть Добро, и Добро
прекрасно». Чтение заметок о красоте в газете-журнале. Чтение заметки
«Красота спасёт мир», работа по содержанию. Раскрашивание рисунков в тетради.
Творческая работа: рисование по представлению «Что такое красота?».
Выставка рисунков.
|
|
11.
|
«В
культуре – свет и радость»
стр.
23
|
Размышление
над словом КУЛЬТУРА. Размышление над мудростью «В культуре – свет и радость».
Выставка «Культурные ценности». Творческая работа: дорисуй картины в
тетради.
|
|
12.
|
«Человек
– творец культуры»
стр.
22
|
Чтение
рассказа «Ника». Качества культурного человека. Размышление над словами «Я
красивый мир творю». Выставка книг о культуре. Творческая работа:
изготовление книжки-малышки.
|
|
13.
|
«Огоньки
Радости»
стр.
24-25
|
Беседа
о РАДОСТИ. Игра «От чего человек получает радость?». Чтение сказки «Огоньки
Радости», работа по содержанию. Разучивание песни «Волшебный цветок». Творческая
работа: раскрашивание рисунков в тетради.
|
|
14.
|
«В
гостях у зимушки-зимы»
стр.
28
|
Чтение
рассказа «Моя новость», работа по содержанию. Экскурсия-наблюдение за
красотой зимней природы. Наблюдение «Снежинки – чудо природы». Творческая
работа: оформление класса к новогоднему празднику.
|
|
15.
|
«Здравствуй,
праздник Новый год»
стр.32-33
|
Беседа
о подарках. Размышление над мудростью «Сердце сердцу весть подаёт». Чтение
стихотворения «Пожелание». Просмотр слайдов «Новогодние открытки».
Раскрашивание рисунков в тетради. Творческая работа: изготовление
поздравительной новогодней открытки.
|
|
16.
|
«Круглый
год»
стр.
34-35
|
Инсценировка
сказки «Старик-годовик». Просмотр видеосюжета о красоте природы в разное
время года. Разгадывание кроссворда «Календарь». Беседа «Народный календарь».
Выставка репродукций картин художников «Времена года». Рассматривание детских
рисунков в газете-журнале. Раскрашивание рисунков в тетради. Творческая
работа: рисование любимого времени года.
|
|
17.
|
«Моя
Родина»
стр.
36-37, 43, 45
|
Раскрытие
смысла слов РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО. Беседа о героизме, подвиге. Чтение заметки
«Знаете ли вы?». Просмотр видеосюжета «Русские берёзы». Творческая работа:
раскрашивание рисунков в тетради.
|
|
18.
|
«Любимый
город»
стр.
38-39
|
Беседа
о родном городе. Просмотр слайдов «Достопримечательности города». Чтение
заметок о городе в газете-журнале. Беседа о красоте архитектуры. Просмотр
слайдов «Красивая архитектура нашего города». Раскрашивание рисунков в
тетради. Коллективная творческая работа: конструирование домов из
картонных коробочек.
|
|
19.
|
«Родной
дом»
стр.
41
|
Беседа
о членах семьи. Значение слова ЛАД. Взаимоотношение в семье. Чтение заметок о
семье в газете-журнале. Беседа «Уют в доме». Просмотр видеосюжета «Домашний
интерьер». Творческая работа: изготовление мебели из картонных коробочек.
|
|
20.
|
«Вселенная
в доме»
стр.
40-41
|
Значение
слова ВСЕЛЕННАЯ. Чтение рассказа «Вселенная в доме», работа по содержанию.
Понятие СИМВОЛИЗМА. Просмотр слайдов «Украшение окон – деревянные наличники».
Раскрашивание рисунка в тетради. Творческая работа: рисование русского
терема, украшение наличников.
|
|
21.
|
«Поздравляем
мам»
стр.
46-47
|
Чтение
рассказа «Моя мама». Беседа о мамах. Помощь маме. Чтение заметок в
газете-журнале о мамах. Творческая работа: рисуем мамин портрет. Выставка
работ.
|
|
22.
|
«Игрушка
матрёшка»
стр.
47
|
Символизм
матрёшки. Разучивание танца матрёшек. Творческая работа: раскрашивание
матрёшек в тетради.
|
|
23.
|
«Краски
природы»
стр.
48-49
|
Чтение
заметки «Всё кругом говорит». Размышление над словами: «Пойми живой язык
природы – и скажешь ты: «Прекрасен мир!». Творческая работа: раскрашивание
рисунка в тетради «Матушка-Природа».
|
|
24.
|
«Краски
природы»
|
Экскурсия-наблюдение
за весенней природой.
|
|
25.
|
«Теремок
дружбы»
стр.
50-51
|
Беседа
о братьях наших меньших. Размышление над словами: «Мы в ответе за тех, кого
приручили». Чтение заметки «Дружба», работа по содержанию. Раскрашивание
рисунков в тетради. Творческая работа: изготовление персонажей сказки
«Теремок» из перчатки.
|
|
26.
|
«Теремок
дружбы»
стр.
50
|
Чтение
заметки «Дерево дружбы», работа по содержанию. Инсценировка сказки «Теремок».
|
|
27.
|
«Музыка
Земли»
стр.
52-53
|
Беседа
о звуках. Чтение заметки «Звуки в мире». Прослушивание записи «Звуки
природы». Беседа о музыке. Значение музыки в жизни человека. Разучивание
песни о красоте природы. Исполнение песни под видеосюжет о красоте природы.
|
|
28.
|
«Космические
дали»
стр.
54-55
|
Значение
слова КОСМОС. Просмотр видеосюжета «Красота космоса». Раскрашивание рисунков
в тетради. Творческая работа «Звёздное небо»: вырезание
шаблонов-звёздочек, распыление красок.
|
|
29.
|
«Красота
науки»
стр.
56-57
|
Беседа
о науке. Чтение заметок в газете-журнале об открытиях, изобретениях. Чтение
рассказа «Разные миры», работа по содержанию. Беседа «Чему научился человек у
природы». Беседа о научных изобретениях. Просмотр видеосюжета об
изобретениях. Раскрашивание рисунка в тетради. Творческая работа: изготовление
макета самолёта.
|
|
30.
|
«Цветик-семицветик»
стр.
58-59
|
Беседа
о сказках. Размышление над словами: «В сказке – мудрость народа». Чтение
сказки «Цветик-семицветик», работа по содержанию. Беседа о мечте и желаниях. Творческая
работа: аппликация из бумаги «Цветик-семицветик». Запись желаний на
лепестках.
|
|
31.
|
«Будем
здоровы!»
стр.
60-61
|
Беседа
о здоровье. Чтение рассказа «Содружество», работа по содержанию. Беседа о
влиянии звука, цвета цветосочетания, красоты на здоровье человека.
Раскрашивание рисунка в тетради. Творческая работа: изготовление
коврика из лоскутков.
|
|
32.
|
Праздник
«Красота мира»
|
Чтение
стихотворений о красоте мира. Исполнение песни о красоте. Выставка творческих
работ. Коллективная творческая работа – изготовление панно «Красота мира».
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.