СОГЛАСОВАНО
Директор ГБОУ школа №315
__________________________
«______»__________20---- г
ГБОУ № 315
Пушкинского района Санкт – Петербурга.
Рассмотрено на
методическом объединении
учителей начальной
школы ГБОУ школы №315
протокол №_________
от__________20----г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ школы
№315
Пушкинского района
г. Санкт –Петербурга
________________________Иванова
М.М.
«_______»____________________20---г.
Образовательная программа
« Я и мое Отечество»
Возраст учащихся 6-10
лет.
Срок реализации 4
года.
Количество часов: 576
ч
Разработчик
программы:
Никитина Л.И.
Учитель нач.классов
г. Санкт – Петербург
2013/14г.
Пояснительная записка
Данная программа имеет культурологическое направление, рассчитана на
учащихся 1-4 классов.
Санкт- Петербург всегда считался культурной столицей России.
Возрождение Санкт Петербурга немыслимо без возрождения общегородской культуры
населения. Одним из многих путей ее формирования является изучение
петербургского наследия. Основы этих знаний закладываются в школе на уроках
краеведения.
Задача школьного курса – краеведения- воспитание истинных горожан,
знающих, любящих свой город, понимающих его ценности и проблемы.
Реализация этой задачи может осуществляться через целенаправленное
комплексное и систематическое изучение разных сторон жизни, быта, культуры
Петербурга.
Основными целями программы являются:
Þ
формирование мировоззрения
через постижения истории мировой культуры
Þ
понимание, что история СПб
важна для новых поколений петербуржцев. Город стал ярчайшим символом русской
науки, культуры, духовного развития России.
Þ
осмысление истории и
культуры СПб в контексте всеобщей мировой и европейской истории и культуры.
Þ
развитие духовного
кругозора личности
Þ
изучение истории СПб через
судьбы знаменитых петербуржцев
Þ
формирование гражданской
позиции
Þ
воспитание петербуржца в
лучших традициях культуры Петербурга
Задачи программы:
Þ
умение адекватно оценивать
поступки (людей и свои)
Þ
развитие культуры общения
Þ
расширение и закрепление
представлений об улице, городе, архитектуре
Þ
знакомство и расширение
знаний умений о символах города, памятниках, достопримечательностях
Þ
формирование понятия « мы
- петербуржцы»
Þ
знакомство с праздниками
и традициями нашего города
Þ
знакомство с ремеслами
петербуржцев.
Предлагаемая программа рассчитана на четыре года обучения в начальной
школе 1класс-144 часа, 2 класс-144 часа, 3 класс-144 часа, 4 класс-144 часа:
всего 576 часов
Реализация программы осуществляется по учебным пособиям, видеофильмам,
дополнительной литературе по истории города, а также включают занятия в классе,
экскурсии, встречи с интересными людьми и тд..
Занятия носят
теоретическую и практическую направленность. Теоретическая часть- 288часов.
Практическая часть- 288часов.
Теоретические занятия проходят в форме лекций, бесед, презентаций, игр,
учебно-исследовательских конференций и др.
Практические занятия проводятся в форме экскурсий различного вида.
Программа состоит из 5 блоков :
§
исторический
§
искусствоведческий
§
литературный
§
праздничный
§
производственный
Занятия по данной программе проводятся в урочное или внеурочное время.
Содержание программы может быть интегрировано, как в проведение внеклассной
работы, либо включено в предметы гуманитарного цикла или как самостоятельная
исследовательская работа с последующей презентацией ее результатов.
Календарно-тематическое
планирование занятий «Я и мое Отечество»
1 класс.
Недельная нагрузка 4
часа в неделю (144 часа).
Теоретическая
часть
|
Практическая часть
|
№ п\п
|
Тема
|
Кол-во
уроков
|
№ п\п
|
Тема
|
Кол-во уроков
|
Исторический
блок 40 часов.
|
1
|
Русь-Россия-страна городов.
|
7
|
1
|
Экскурсия по улицам.
|
4
|
2
|
Первое знакомство с городом.
|
4
|
2
|
Творческая работа.
|
2
|
3
|
История возникновения города.
|
3
|
3
|
Обзорная экскурсия по городу.
|
6
|
4
|
Имя города.
|
7
|
|
|
|
5
|
Известные люди города.
|
7
|
|
|
|
Искусствоведческий
блок 40 часов.
|
6
|
Волшебный мир детского театра.
|
3
|
5
|
Экскурсии в театры:
|
|
7
|
Первое знакомство с детскими театрами
города.
|
4
|
|
БТК, театр «Домини»,
театр «Сказок»
|
|
8
|
Куклы в театре.
|
1
|
|
|
|
9
|
Куклы на ниточках.
|
1
|
|
|
|
10
|
Тайна нарисованного очага.
|
1
|
|
|
|
Литературный
блок 40 часов.
|
11
|
Музы нашего города.
|
6
|
6
|
Пешеходная экскурсия «В Лицейский садик»
|
2
|
12
|
А.С. Пушкин «Лицейские годы»
|
7
|
7
|
Творческая работа.
|
4
|
13-16
|
Первое знакомство со знаменитыми детскими
писателями города. Пушкин А. С., Толстой А.
|
1
|
|
|
|
Традиционный
блок 15 часов.
|
17
|
Традиционные праздники и забавы горожан.
|
2
|
10
|
Новогодняя экскурсия с Дедом Морозом
|
6
|
18
|
Знакомство с традициями русского народа
|
2
|
11
|
Посещение музея кукол.
|
6
|
19
|
Хобби моей семьи.
|
2
|
|
|
|
20
|
Школьные традиции
|
2
|
|
|
|
Производственный
блок 9 часов.
|
21
|
Школа ремесел. «Чем пахнут ремесла»
|
1
|
|
|
|
22-23
|
Знакомство с разнообразием профессий.
|
1
|
12
|
Экскурсия в этнографический музей
|
5
|
24
|
Семейные династии в моей семье.
|
1
|
13
|
Встреча с интересными людьми(родными)
|
6
|
|
Результат работы:
сбор материала к оформлению «Доски почета»
(люди нашего города)
конкурс устных выступлений по теме: «Мой
любимый уголок в городе»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание программы
Исторический блок.
История рождения города. День рождения
города. Символы города. Центральные улицы города. Люди, которые живут и жили
рядом со мной.
Искусствоведческий блок.
Что такое театр? Какими бывают театры и актеры
( виды кукол, скоморохи). Пальчиковый театр.
Литературный блок.
Знакомство с литературным наследием города.
Знаменитые писатели Царского села. А Толстой: Пиннокио и Буратино, кто они. А.
С. Пушкин: Сказки Золотого Петушка.
Традиционный блок.
Знакомство с традициями семьи, школы. Самая
старая вещь в доме. Знакомство с традициями русского народа.
Производственный блок.
Что такое ремесло? Откуда пошли ремесла.
Знакомство с разнообразием профессий. Профессии моих родителей.
2 класс.
Недельная нагрузка-4 часа в неделю (всего
144часа)
Теоретическая
часть
|
Практическая часть
|
№ п\п
|
Тема
|
Кол-во
уроков
|
№ п\п
|
Тема
|
Кол-во уроков
|
Исторический блок 40 часов.
|
1
|
Русь-Россия-страна
городов.
|
7
|
1
|
Экскурсия по
улицам.
|
4
|
2
|
Визитная карточка
города.
|
4
|
2
|
Творческая работа.
|
2
|
3
|
История рождения
моего города.
|
3
|
|
|
|
4
|
«По улице
Садовой..»
|
7
|
|
|
|
5
|
Город, возникший из
пепла..
|
7
|
4
|
Экскурсия «Музей
хлеба»
|
6
|
Искусствоведческий блок 40 часов.
|
6
|
Волшебный мир
детского театра.
|
3
|
5
|
Экскурсии в театры:
|
|
7
|
Что мы знаем о
театрах?
|
4
|
|
БТК, театр
«Домини»,
театр «Сказок»
|
|
8
|
Театр кукол «В мире
сказок»
|
1
|
|
|
|
9
|
Театр марионеток
«Куклы на ниточках»
|
1
|
|
|
|
10
|
Театр сказок «Там
на неведомых дорожках…»
|
1
|
|
|
|
Литературный блок 40 часов.
|
11
|
Музы нашего города.
|
6
|
6
|
Пешеходная
экскурсия «Город ,где жили великие»
|
2
|
12
|
А.С. Пушкин
«Лицейские годы»
|
7
|
7
|
Экскурсия в музей-
лицей.
|
4
|
13
|
Лермонтов в Царском
Селе.
|
1
|
|
|
|
14
|
Тютчев в нашем
городе.
|
1
|
|
|
|
15
|
Мамин -Сибиряк в
городе Пушкине.
|
1
|
8
|
Экскурсия в
краеведческий музей.
|
3
|
16
|
Художник Чистяков.
|
1
|
9
|
Экскурсия в музей
Чистякова.
|
3
|
Традиционный блок 15 часов.
|
17
|
Традиционные
праздники и забавы горожан.
|
2
|
10
|
Новогодняя лесная
сказка в Токсово.
|
6
|
18
|
Праздничные
семейные традиции.
|
2
|
11
|
Широкая масленица
на хуторе Ялкила.
|
6
|
19
|
Хобби моей семьи.
|
2
|
|
|
|
20
|
Школьные традиции
|
2
|
|
|
|
Производственный блок 9 часов.
|
21
|
Школа ремесел. «Чем
пахнут ремесла»
|
1
|
|
|
|
22
|
Разноцветный мир
стекла.
|
1
|
12
|
Экскурсия «Сказка
о волшебном стеклышке.»
|
5
|
23
|
История
возникновения гончарного круга.
|
1
|
13
|
«Чудо гончарного
круга.»
|
6
|
24
|
Семейные династии в
городе и дома.
|
1
|
|
|
|
|
Результат
работы:
Презентация по теме:
«Что в «имени» тебе моем» (рассказ о к-л улице или постройке города)
Игра по командам
«Кто больше» (название достопримечательностей города)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание программы
Исторический блок.
История рождения имени города. День рождения
города. Символы города. Улицы нашего города. История города во время ВОВ.
Искусствоведческий блок.
Что такое театр? История народного театра
(балаган). «Ручные» куклы. Посещение музея театра.
Литературный блок.
Знакомство с литературным наследием города.
Писатели, творившие в Царском селе: Тютчев, Лермонтов и Мамин – Сибиряк.
Традиционный блок.
Знакомство с традиционными праздниками семьи
и школы. Хобби. Что это такое? Хобби моей семьи. Знакомство с традициями
русского народа.
Производственный блок.
История ремесел. Знакомство с разнообразием
профессий. Что такое династия? Семейные династии.
3 класс
Недельная нагрузка 4часа в неделю ( всего 144
часа)
Теоретическая
часть
|
Практическая часть
|
№ п\п
|
Тема
|
Кол-во
уроков
|
№ п\п
|
Тема
|
Кол-во уроков
|
Исторический
блок 35 часов.
|
1
|
Русь-Россия-страна городов.
|
1
|
1
|
Экскурсия по Большому Царскосельскому
дворцу и парку.
|
4
|
2
|
Город – сад, город – парк.
|
4
|
2
|
Экскурсия по Александровскому парку и
дворцу.
|
4
|
3
|
Парк и дворец, воспетый поэтом.
|
2
|
3
|
Экскурсия в Лицей.
|
2
|
4
|
День рождения Лицея.
|
2
|
4
|
Экскурсия по местам боевой славы Пушкина и
его окрестностей.
|
3
|
5
|
Город Пушкин в годы В.О.В.
|
2
|
5
|
Экскурсия на Пулковский рубеж.
|
4
|
6
|
Любил я светлых вод и листьев шум.
|
2
|
6
|
Экскурсия в музей воды.
|
6
|
Искусствоведческий
блок 19 часов.
|
7
|
Волшебный мир детского театра.
|
2
|
7
|
Детский драматический театр «На Неве»
|
5
|
8
|
История Александринского театра
|
1
|
8
|
Пушкинский театр
|
5
|
9
|
Театр музыкальной комедии
|
1
|
9
|
Театр «Сказок»
|
5
|
Литературный
блок 51 час.
|
|
Музы нашего города.
|
|
|
|
|
10
|
Державин Г. Р.
|
1
|
10
|
Экскурсия в Русский музей (абонемент)
|
35
|
11
|
Карамзин Н. М.
|
1
|
12
|
Экскурсия «Героическая оборона Ленинграда»
|
6
|
12
|
Ломоносов М. Ф.
|
1
|
13
|
Экскурсия (петербургские писатели для детей
и о детях) «А ларчик просто открывался»
|
6
|
13
|
Анненский И. Ф.
|
1
|
|
|
|
Традиционный
блок 26 часов.
|
14
|
Хлебосольный Питер град
|
6
|
14
|
Обзорная экскурсия по Санкт- -Петербургу.
|
6
|
15
|
Белые ночи
|
2
|
15
|
Экскурсия «Мосты повисли над Невой»
|
6
|
16
|
День музея.
|
2
|
|
|
|
|
Результаты работы:
Сбор материала по теме: «Знаменитые мои
земляки»
Творческая работа:»Люблю я всей душой
прекрасный город мой»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание программы
Исторический блок.
Историческое прошлое города. Символы города:
Большой Царскосельский дворец и парк, Александровский дворец и парк (стили и
архитекторы). Лицей и его ученики. Герб города. Памятные места В. О. В.
Искусствоведческий блок.
Историческое прошлое детского театра. Виды
театров и его жанр. Домашний театр.
Литературный блок.
Душа литературных вечеров. (Карамзин Н. М.).
Директор Ц. С. гимназии (Анненский И.) . Личный секретарь императрицы (Державин
Г. Р.). Первый певец Царского Села (Ломоносов М.)
Традиционный блок.
Северная война. Петр I.
Кто и как строил наш город. Петровский город (основные и значимые постройки
города). Символы Санкт – Петербурга.
4 класс.
Недельная нагрузка-4 часа в неделю (всего
144часа).
Теоретическая
часть
|
Практическая часть
|
№ п\п
|
Тема
|
Кол-во
уроков
|
№ п\п
|
Тема
|
Кол-во уроков
|
Исторический
блок 40 часов.
|
1
|
Русь-Россия-страна городов.
|
2
|
|
|
|
2
|
Города Пушкин и Павловск в исторической летописи
России
|
4
|
1
|
Экскурсия в Павловский парк, дворец.
|
6
|
3
|
Этапы развития дворцово-паркового ансамбля
г. Павловска
|
3
|
|
|
|
4
|
Жемчужное ожерелье Петродворца
|
4
|
2
|
Экскурсия «Принцесса на горошине»
|
6
|
5
|
Город Пушкин в годы ВОВ
|
4
|
3
|
Экскурсия «Нижний парк и один из малых
дворцов г. Петергофа
|
6
|
Искусствоведческий
блок 40 часов.
|
6
|
Волшебный мир детского театра.
|
3
|
5
|
Экскурсии в театры
|
|
7
|
Мариинский театр. Звуки оперы и балета.
|
4
|
6
|
Экскурсия «Архитектурный ансамбль
Театральная площадь, Мариинского театра»
|
|
8
|
Александринский театр
|
1
|
|
|
|
9
|
Театр музыкальной комедии
|
1
|
7
|
Спектакль в театре Балтийский дом.
|
|
Литературный
блок 40 часов.
|
10
|
Музы нашего города.
|
2
|
|
|
|
11-12
|
Они родились, жили и творили на этой земле (
Тютчев Ф., Ахматова А., Карамзин. Некрасов Н.)
|
7
|
8
|
Пешеходная экскурсия «По следам литературных
героев г. Пушкина»
|
4
|
13
|
Царское Село и Павловск на страницах русской
поэзии
|
1
|
9
|
Творческая работа.
|
2
|
14
|
Великие зодчие Петербурга «Трезини,
Растрелли, Росси»
|
1
|
10
|
Поэты серебряного века (музей-квартира
Ахматовой А.)
|
5
|
|
|
|
11
|
Экскурсия по памятным местам А. С. Пушкина
(площадь Искусств, Русский музей).
|
5
|
|
|
|
12
|
Экскурсия в Елагин дворец.
|
5
|
Традиционный
блок 15 часов.
|
15
|
Традиционные праздники и забавы горожан.
|
2
|
13
|
Лесная сказка в Токсово.
|
6
|
16
|
Новогодний карнавал
|
2
|
|
|
|
17
|
«На улице – не в комнате!
О том ребята помните!»
|
2
|
14
|
Экскурсия пешеходная «Внимание светофор!»
|
3
|
18
|
Широкая Масленица на почтовой станции Выра
|
2
|
|
|
|
19
|
Куда уходит детство (выпускной бал )
|
6
|
15
|
Экскурсия «Мосты над Невой»
|
6
|
Производственный
блок 9 часов.
|
20
|
Школа ремесел. «Чем пахнут ремесла»
|
1
|
|
|
|
21
|
История фарфоровой чашки
|
1
|
16
|
Экскурсия «Фарфоровая мастерская»
|
5
|
22
|
Путешествие в «сладкую страну»
|
1
|
17
|
Экскурсия на завод «Чупа – Чуп»,
кондитерских изделий или завод сока.
|
6
|
23
|
На каланче пожарной
|
1
|
18
|
Музей пожарного дела
|
6
|
|
Результаты работы:
Презентация : «Знаменитые мои земляки»
Творческая работа: «Эти волшебные места»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание программы
Исторический блок.
История г. Павловска (этапы застройки,
архитекторы). Сходства и различия истории Пушкина и Павловска. История рождения
Петродворца. Оккупация Пушкина. Памятники, возрожденные из руин и пепла.
Искусствоведческий блок.
История античного театра. Виды театра. Символы
театра.
Литературный блок.
Царское Село в восприятии поэтов (Тютчев,
Ахматова, Некрасов, Рождественский). Произведение русских поэтов о Павловске и
Пушкине. Архитекторы и стили: Трезини, Растрелли, Росси.
Традиционный блок.
Знакомство с историей праздников различных
народов. Родословная семьи. Мои корни.
Производственный блок.
История ремесел. Знакомство с разнообразием
профессий. Профессии необходимые нашему городу.
Ожидаемые результаты
Должны знать: название города, имя основателя,
дату основания, названия детских театров,
названия архитектурных памятников и их создателей;
историю, традицию, культуру своего города;
иметь активную жизненную позицию;
осознавать собственную причастность и ответственность за судьбу семьи,
города;
понимание своего гражданского долга.
Должны уметь: самостоятельно работать с разнообразными справочниками,
краеведческими источниками, литературой;
«читать» архитектурные стили и музейные экспозиции, понимать их
ценность;
Критерии результативности
1.
Социально-творческая
активность учащихся.
2.
Высокий уровень рефлексии.
3.
Проявление чувства личной
активности.
4.
Способность проявления
чувства патриотизма.
Учебные пособия и список литературы
Для учащихся
1. Ермолаева
Л.К. Чудесный город. Петербургская тетрадь.:
Лебедева
И.М. /Учебное пособие для мл. классов./-СПб.:
АО
«Норинт», 1996.
2. Махинько Л.Н. Я-Петербуржец:
Пособие для учащихся
Начальных классов. В 2ч.-СПб.6:Питер, 1996.
Материал для учителя
1 Анцифиров
Н.П. Пригороды Ленинграда. Гослитмузиздат, 1946
2 Вильчковский
С.Н. Царское Село СПб,1992.
3 Голлербах
Э.Ф. Детскосельские дворцы, музеи, парки.
Путеводитель.
4 Голлербах
Э.Ф. Царское Село в поэзии. Город муз.
Л.,1993.
5 Махинько Л.Н. Я
- Петербуржец : Видеофильм.-СПб.1996
6 Состовитель Санкт -
Петербург: памятники истории и
Титов И.М. культуры.
СПб.:»Сфинкс СПб» 2003
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.