Главная / Начальные классы / Внеурочная деятельность " Земля - наш дом" 1 класс

Внеурочная деятельность " Земля - наш дом" 1 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ « Лицей № 23»





УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Лицей № 23»


_______________ /Евсеев В.С./


«______» ______________ 20____ г.




Рабочая программа

по внеурочной деятельности

курса « Земля - наш дом »

для 1 класса

(духовно-нравственное направление )






Составитель программы:

Комарова Татьяна Николаевна

учитель начальных классов









Белоозерский 2013 г.



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут».
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитываются основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует оптимизация пропедевтического, корригирующего обучения, - коммуникативная направленность всего комплекса как воспитательного, так коррекционного воздействия через нравственное направление, что поможет устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников. Высшие нравственные ценности у учащихся поможет сформировать духовно-нравственное воспитание.


  1. Цель и задачи курса «Земля – наш дом»

Цель: формирование и развитие нравственного и экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие

Задачи:
1)воспитание уважения к нравственным нормам;
2) осознание обучающимися своего места в обществе и их социальная адаптация в окружающем мире.
3) систематическая работа по формированию и закреплению лексико-грамматических категорий;
4) формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей;
5) обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;
6) развитие самоконтроля детей за собственной речью.
7). Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

8). Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

9). Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

10). Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

11).Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

12).Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7). Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Таким образом, основная задача - научить учащихся связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций, словесные.

  1. Особенности программы.

Программа «Земля – наш дом», имеет духовно-нравственную направленность.

Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Новизна программы.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования,соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческий;

  • принцип практической направленности.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.

  • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.

  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной деятельности.

Результативность. Результативность и целесообразность работы выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся, в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей.


Место факультативного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год, 66 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут.

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой .

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России, Московской области;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение животных в жизни человека, условия и правила ухода;

- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/_____________________/


«______» ______________ 20____ г.







СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО

_____________ /__________________/

подпись расшифровка подписи


















































































Тематическое планирование. Содержание программы.

1-й класс

п/п

урока

В раз-деле, теме


Плановые сроки изу-чения уче-бного мате-риала

Скорректированные сро-ки изучения учебного ма-териала


Тема занятия

1 четверть


«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»

1. Введение (1 час)

  1. 1

1


02.09.-06.09.


Вводное занятие: Что такое Экология?

Игра «Поле чудес»

2. Дикие животные ( 37 часов)

  1. 2



Заяц - «Длинное ухо» Разбор фразеологизмов.

  1. 4

09.09.-13.09.


Лисица. «Лиса Патрикеевна»

  1. 5



Использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок

  1. 6

16.09.-20.09.


Серый хищник - волк

  1. 7



Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».

  1. 8

23.09.-27.09.


Хозяин леса - медведь

  1. 9



Знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

  1. 10

30.09.-04.10.


Любознательный зверёк – белка.

  1. 11



Разгадывание загадок. «Собери мозаику».

  1. 12

07.10.-11.10.


Куница - охотник на белок.

  1. 13



Отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»

  1. 14

14.10.-18.10.


Лесной красавец – лось.

  1. 15



Панно «Лесной красавец»

  1. 16

21.10.-25.10.


Сердитый недотрога – ёж.

  1. 17



Творческая работа «Вылепи ёжика».

  1. 18

28.10.-01.11.


Подземный житель – крот

  1. 19



Игра: «Поле чудес»

2 четверть

  1. 20

11.11.-15.11.


Всеядное животное — барсук

  1. 21



Разгадывание кроссвордов. «Собери мозаику»

  1. 22

18.11.-22.11.


Бобр-строитель

  1. 23



Работа над скороговорками и народными приметами.

  1. 24

25.11.-29.11.


Запасливый бурундук

  1. 25



Разгадывание ребусов, загадок.

  1. 26

0

02.12.-06.12.



Кабан - дикий родственник домашней свиньи.

  1. 27



Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.

  1. 28

09.12.-13.12.


Мышка-норушка

  1. 29



Разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

  1. 30

16.12.-20.12.


Рысь - родственник кошки

  1. 31



Рисование домашней кошки или рыси. Разгадывание загадок.

  1. 32

23.12.-27.12.


Соболь - «дорогой» зверёк

  1. 33



Игра «Эти забавные животные».

  1. 34

30.12.


Тигр - самая большая кошка на Земле

  1. 35



Составление портрета. Разгадывание ребусов, загадок.

3 четверть

  1. 36


13.01.-17.01.



Косуля - самый маленький европейский олень

  1. 37



Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги». Разгадывание ребусов, загадок.

  1. 38

20.01.-24.01.


Обобщающие занятие о диких животных.

38

37



Викторина «Эти забавные животные»

  1. 3. Пернатые жители (28часов)

  1. 40

1

27.01.-31.01.


Воробей - самая распространённая птица на Земле

  1. 41

2



Загадки, пословицы, народные приметы.

  1. 42

3

03.02.-07.02.


Ворона - «интеллектуальная» птица.

  1. 43

4



Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»

  1. 44

5

17.02.-21.02.


Ворон - красивая, умная птица

  1. 45

6



Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»

  1. 46

7

24.02.-28.02.


Сорока-белобока - «лесная сплетница»

  1. 47

8



Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока»

  1. 48

9

03.03.-07.03.


«Лесной доктор» - дятел

  1. 49

10



Загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами.

  1. 50

11

10.03.-14.03.


Соловей - «великий маэстро»

  1. 51

12



Беседа «Жизнь на птичьих правах»

  1. 52

13

17.03.-20.03.


Галка - городская птица

  1. 53

14



Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».

  1. 54

15

31.03.-04.04.


Загадочная птица - кукушка

  1. 55

16



Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

  1. 56

17

07.04.-11.04.


«Пернатая кошка» - сова

  1. 57

18



Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

  1. 58

19

14.04.-18.04.


Любимая птица - снегирь

  1. 59

20



Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

  1. 60

21

21.04.-25.04.


«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России

  1. 61

22



Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички -жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.

  1. 62

23

28.04.-02.05.


Наш добрый сосед - скворец

  1. 63

24



Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари».

  1. 64

25

05.05.-09.05.


Золотая птица» — иволга

  1. 65

26



Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки».

  1. 66

27

12.05.-16.05.


Обобщающее занятие о птицах Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке».

28



КВН - крылатая компания
























Содержание курса .


«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»

Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час)

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»

Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».

Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (2часа)

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

Тема 4.Серый хищник – волк (2часа)

Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»

Тема 5. Хозяин леса – медведь (2часа)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

Тема 6. Любознательный зверёк – белка (2часа)

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»

Тема 7. Куница - охотник на белок (2часа)

Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»

Тема 8. Лесной красавец – лось (2часа)

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»

Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (2часа)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»

Тема 10. Подземный житель – крот (2часа)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»

Тема 11. Всеядное животное — барсук (2часа)

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

Тема 12. Бобр-строитель (2часа)

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Тема 13. Запасливый бурундук (2часа)

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.

Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (2часа)

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.

Тема 15. Мышка-норушка (2часа)

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Тема 16. Рысь - родственник кошки (2часа)

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.

Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (2часа)

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (2часа)

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.

Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (2часа)

Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (2часа)

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

Раздел 2. . «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»

Тема 21. Воробей - самая распространённая птица на Земле (2часа)

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (2часа)

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.

Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (2часа)

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»

Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (2часа)

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»

Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (2часа)

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Тема 26. Соловей - «великий маэстро» (2часа)

Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

Тема 27. Галка - городская птица (2часа)

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».

Тема 28. Загадочная птица - кукушка (2часа)

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (2часа)

Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

Тема 30. Любимая птица – снегирь (2часа)

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

Тема 31. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (2часа)

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.

Тема 32. Наш добрый сосед - скворец. (2часа)

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари». Чтение стихотворения «Скворец».

Тема 33. «Золотая птица» — иволга. (2часа)

Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки».

Тема 34. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. (2часа)

Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут ? Конкурс «Знатоки сказок».



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/_ Волкова О. Н./


«______» ______________ 20____ г.





СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО

_____________ /_Зотова Ю. В._/
























«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА»

Тема 35. Что такое экология? (1час)

Знакомство детей с целями и задачами курса, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров

Тема 36. Мой дом (1час)

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе

Тема 37. Дом, где мы живем (1час)

Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.

Тема 38. Практическое занятие «Уборка школьного двора» (1час)

Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.

Тема 39. Практическое занятие «Деревья твоего двора» (1 час)

Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?

Тема 40. Птицы нашего двора (1час)

Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

Тема 41. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» (1 час)

Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек

« Я И МОЁ ОКРУЖЕНИЕ»

Тема 42. Моя семья (1 час)

Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить

Тема 43. Соседи-жильцы (1 час)

Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа

Тема 44. Мой класс (1 час)

Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу

Тема 45. Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» (1 час)

Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе

Тема 46. Дом моей мечты (1 час)

Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?

Тема 47. Рассказы, стихи о семье (1 час)

Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде

Тема 48. Комнатные растения в квартире, в классе (1 час)

Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями

Тема 49. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» (1 час)

Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

Тема 50. Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» (1 час)

Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени

Тема 51. Гигиена класса (1 час)

Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными

Тема 52. Практическое занятие «Гигиена класса» (1 час)

Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены

Тема 53. Бытовые приборы в квартире (1 час)

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации

Тема 54. Экскурсия в школьную кухню (1 час)

Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов

Тема 55. Наша одежда и обувь (1 час)

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические ^гигиенические требования, условия содержания, уход.

Тема 56. Русская народная одежда (1 час)

История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой

Тема 57. Практическое занятие «Русская национальная одежда» (1 час)

Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю одежду?

Тема 58. Вода в моем доме и в природе (1час)

Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?


Тема 59. Стихи, рассказы о воде в природе (1 час)

Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана


Тема 60. Вода в жизни растений и животных. (1 час)

Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?


Тема 61. Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена.» (1час)

Зачем человеку нужна вода? Как по ступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется

из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды


Тема 62. Солнце, Луна, звезды – источники света (1 час)

Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток


Тема 63. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения (1 час)

Влияние тепла и света на комнатные растения


Тема 64. Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света (1 час)

Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Распределить! обязанности. Отчет о выполненной работе. Наблюдение после произведённой работы


Тема 65. Воздух и здоровье человека (1 час)

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.


Тема 66. Практическое занятие «Уборка в классе» (1 час)







СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/_____________________/


«______» ______________ 20____ г.







СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО

_____________ /__________________/

подпись расшифровка подписи



Внеурочная деятельность " Земля - наш дом" 1 класс
  • Начальные классы
Описание:

        В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут».
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитываются основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует оптимизация пропедевтического, корригирующего обучения, - коммуникативная направленность всего комплекса как воспитательного, так коррекционного воздействия через нравственное направление, что поможет устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников. Высшие нравственные ценности у учащихся поможет сформировать духовно-нравственное воспитание.


Автор Комарова Татьяна Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1863
Номер материала 50044
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓