Главная / Начальные классы / Внеурочная деятельность " Народная культура" 1 класс

Внеурочная деятельность " Народная культура" 1 класс


1.Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с учебным планом, образовательной программой гимназии и календарно-учебным графиком гимназии.

Наиболее острая проблема современного школьника – потеря интереса к познанию реального окружающего мира. За последние годы наблюдается совершенно поверхностное знание детьми истории своей страны, народа, к которому он принадлежит.

Для того чтобы наши дети не были «Иванами не помнящими» обязательно надо знакомить их, как можно раньше, с историей своего народа, страны, семьи, города и т.д. Процесс формирования в душах детей любви к своему отечеству проходит через знакомство их с произведениями искусства: литературой, историей, архитектурой, живописью, народными промыслами. Такая возможность есть благодаря близости столицы – Москве, а также прекрасным памятникам Подмосковья.

Цель данной программы – дать возможность детям расширить свои познания мира прекрасного.

Задачи:

обучающие:

  • помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость»;

  • выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра;

  • заставить трудиться душу ребёнка, научить её откликаться и сопереживать ,отличать прекрасное и уродливое;

  • использовать методы театральной педагогики для развития психических процессов ребёнка и формированию у него учебной мотивации;

развивающие:

  • развить фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.

  • развить умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;

  • раскрыть творческие возможности детей;

  • развить чувство ритма и координацию движения;

  • развить речевое дыхание и артикуляцию;

  • развить дикцию на материале скороговорок, стихов;

воспитательные:

  • способствовать созданию и сплочению классного коллектива

  • помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность независимо от успехов в учебной деятельности;

  • воспитать культуру поведения в театре, музее, общественных местах.

Формы работы:

  • посещение театров, музеев,

  • проведение экскурсий,

  • подготовка спектаклей,

  • выступления перед школьниками гимназии и в подшефных детских садах,

  • проведение круглых столов по параллелям,

  • дискуссии,

  • написание отзывов,

  • конкурсы,

  • выполнение художественных работ для школьной галереи.



Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка предлагаемыми средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора, автора спектакля.

В основу программы положены:

  • принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

  • принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность – программы заключается в использовании потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений, что соответствует возрастной психологии ребёнка младшего школьного возраста.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Направленность данной программы театрального кружка по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 4 года:

Занятия проводятся во внеурочное время. По субботам. 2 часа в неделю, 8 часов в месяц, которые могут быть использованы частично ( при подготовке к спектаклю, выступлении в гимназии или детском саду, обсуждении, выполнении рисунков и др.) или единовременно ( на выезды в театр, экскурсию, посещение музеев). В соответствии с нормами СанПина 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, декораций, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интернет-ресурсы, посещение спектаклей, выставок, музеев, организация и проведение экскурсий. Работа по данной программе проводится как в группе театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, праздники посещение театров, музеев, так и индивидуально: отработка дикции, мизансцен.

Основной акцент в программе поставлен на знакомство с музеями и их работой как Московских, так и местных краеведческих, школьного музея и работа в них. Посещение театров Москвы для просмотра спектаклей, знакомства с работой театра, последующим обсуждением спектаклей. А так же постановка одного спектакля, подготовка общешкольного праздника или праздника для подшефного детского сада. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, оформление афиш и пригласительных билетов, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, просмотр спектакля. Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.



Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.


Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

промежуточный – праздники, соревнования, конкурсы ;

итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценированные сказки, постановка пьес .

Средства:

программное обеспечение;

посредством современных технологий;

посредством индивидуального обучения.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель знакомит ребят с программой курса, правилами поведения на уроке, с инструкциями по охране труда, противопожарного инструктажа учащихся, инструктаж по ПДД.

содержание

Количество часов

Разновидности театров, музеев: беседы с использованием видеофильмов, детских презентаций, рассказов детей, обмен мнениями и фотографиями, запечатлевшими посещение интересных мест России во время каникул.

4 часа

Из истории возникновения театров, музеев

2 часа

Посещение театров: обсуждение спектаклей, знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.

30 часа

Работа в школьном музее 12 гвардейской дивизии и работа в нём.

2 часа

Посещение краеведческого музея г. Одинцово и работа в нём

4 часа

Посещение музея г. Москвы и работа в нём

8 часов

Народная культура, народный календарь,

16 часов

ИТОГО

66 часов



3. Методические приёмы, использованные при разработке данной программы

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

- создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

- моральное поощрение инициативы и творчества;

- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

- регулирование активности и отдыха (расслабления).

- На занятиях широко применяются:

- словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);

- метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;

- наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);

- работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

- Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.

4. В результате реализации программы:

Учащиеся должны знать

правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

наизусть стихотворения русских авторов.



Учащиеся должны уметь

владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

строить диалог с партнером на заданную тему;

подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.



5. Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты: школьники получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

целостность взгляда на мир средствами искусства;

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:



Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

выразительному чтению;

различать произведения по жанру;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)





6. Примерный репертуарный перечень для детей.

1. Маршак С. «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев» и др. стихи.

2. Михалков С. «А что у вас?»

3. Остер Г. «Вредные советы» и др. стихи.

4. Хармс Д. «Врун», «Очень-очень вкусный пирог»

5. Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Телефон»; др. стихи и загадки.

6. «Волк и семеро козлят» – по мотивам народной сказки и сказки Ю. Энтина.

7. «Красная Шапочка» – по мотивам сказки Ш. Перро.

8. Русские народные сказки « Колобок», «Репка», «Теремок», «Каша из топора» и др.

При разработке программы были использованы учебно-методические пособия: Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, Н.Ф. Б.А. Левин, Г.М. Карташова, А. В. Роготнева, в которых рассматриваются вопросы организации театра. Чурилова Э.Т., Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2008 Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.



















Тематическое планирование.

п/п

содержание

Деятельность учащихся

Кол-во часов

Даты проведения

Фактические даты

1

Введение в народную культуру. Народный календарь. Знакомство с красками. Оформление листа календаря.

Показать, как поэт через стихи, композитор с помощь. Музыки, художник через картину позволяют нам увидеть, представить осень.

Познакомить с месяцесловом.

Рисование и оформление листка календаря.

2



2

Детский фольклор. Пестушки, потешки. Изготовление книжки-малышки.

Знакомство с жанрами устного народного творчества: пестушками, потешками. Работа с месяцесловом.

Изготовление книжки-малышки.

2



3

Поездка в театр …

Смотрят спектакль, слушают рассказ о профессиях людей, работающих в театре

6



4

Волшебная радуга младенчества.

Музейное занятие.

2



5

Работа с природным материалом

Готовят поделки на школьную выставку «Осенний бал»

2



6

Музыкальный фольклор. Колыбельные песенки. Изготовление куклы из ткани.

Работа с месяцесловом. Знакомство с новым жанром устного народного творчества: колыбельной песней.

Изготовление куклы-скрутки. Исполнение колыбельных песен.

2



7

Поездка в театр

Смотрят спектакль, обсуждают увиденное, знакомятся с профессией рабочий сцены

8



8

Изобразительное прикладное искусство – часть народной культуры. Роспись прялки.

Работа с месяцесловом.

Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (Хохлома, Городец, Гжель).

Роспись прялки в стиле Городецкой росписи.

2



9

Вводное занятие: как вести себя в музее, техника безопасности при поездке на автобусе, при переходе через улицу

Слушают, вступают в диалог с учителем, товарищами

1



10

Разновидность музеев

Слушают об истории возникновения музеев, их разновидностях, рассказывают свои впечатления о музеях, в которых были, смотрят презентации

1



11

Поездка в музей ДПИ

Слушаю музыку, вступают в диалог с ведущими концерт и активно участвуют в обсуждении услышанного

8



12

Круглый стол: театр, музей.


Обсуждают назначение, влияние, смотрят рисунки, которые были нарисованы под впечатлением просмотра спектакля и прослушивание музыкальных произведений

2



13

Живём по народному календарю зимы. Русская народная игрушка. Изготовление из глины дымковской игрушки (конь).

Прослушивание аудиозаписи -П.И.Чайковский, «Времена года. Декабрь». Работа с месяцесловом.

Знакомство с народным праздником Прокоп день.

Разучивание закличек. Лепка из глины с последующей росписью.

4



14

Круглый стол: театр, музей

Обсуждают назначение, влияние, смотрят рисунки, которые были нарисованы под впечатлением просмотра спектакля и прослушивание музыкальных произведений


2



15

Весна – начало посевов. Изготовление из бумаги стаканчика под рассаду.

Работа с месяцесловом. Картина И.И.Левитана «Цветущие яблони». Беседа о работе крестьян на земле. Игра «Сад-огород». Изготовление стаканчика. Посадка семян.

2



16

Экскурсия в весенний лес

Наблюдают за природой весной, сравнивают окраску деревьев, примечают изменения в поведении птиц, находят строчки из стихов, описывающих весеннее настроение

4



17

Посещение краеведческого музея г. Одинцово и работа в нём


4



18

Скатерть-самобранка.

Музейное занятие.

2



19

Живём по народному календарю лета. Зелёные святки – праздник лета. Аппликация праздничного хоровода.

Поэты, художники и композиторы о лете. П.И.Чайковский «Времена года». И.И.Левитан «Берёзовая роща». Знакомство с праздником – Зелёные святки. Изготовление аппликации праздничного хоровода.

2



20

Поездка в театр Назарова

Смотрят спектакль, обсуждают увиденное, знакомятся с профессией рабочий сцены

8



21

Работа в школьном музее 12 гвардейской дивизии и работа в нём.


2 часа




ИТОГО


66 часов























«Рассмотрено»


На заседании ШМО учителей математики


29.09.2014.


_-------------------------- Бальченко М.В.

«Согласовано»


Заместитель директора по УВР



-------------------------------- Владимирова Л.М.




20


Внеурочная деятельность " Народная культура" 1 класс
  • Начальные классы
Описание:

В  соответствии  с  федеральным  государственным  образовательнымстандартом  начального  общего  образования  (ФГОС  НОО)  основная образовательная  программа  начального  общего  образования  реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. 

Под  внеурочной  деятельностью  в  рамках  реализации  ФГОС  НОО следует понимать  образовательную  деятельность,  осуществляемую  в  формах, отличных  от  классно-урочной,  и  направленную  на  достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- пояснительная записка;

- структура курса;

- календарно-тематическое планирование;

- информационно-методическое обеспечение;

- предполагаемая результативность освоения.

Автор Бальченко Марина Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 516
Номер материала 30737
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓