Спортивно – оздоровительное направление
Программа
« Игры народов мира»
Пояснительная записка
Реализация внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному
отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях
проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением
процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся
ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня
жизни, и нервно-психические нагрузки и весьма существенным фактором «школьного
нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими
элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья.
Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному
распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в
том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Повышенная двигательная активность –
биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и
развития.
Подвижная игра – естественный
источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные
игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко
отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о
чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью,
быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По
содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают
активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению
представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов,
стимулируют переход детского организма на более высокую ступень развития. В
играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной
сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Игры на развитие психических
процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой
сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться,
переключить внимание, усидчивость).
Цель программы:
содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным
занятиям физическими упражнениями.
Задачи направлены
на:
·
укрепление здоровья учащихся, приобщение
их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие
гармоническому, физическому развитию;
·
обучение жизненно важным двигательным
умениям и навыкам;
·
воспитание дисциплинированности,
доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных
компетенций.
Программа представлена четырьмя
блоками:
ü народные
игры,
ü игры
на развитие психических процессов,
ü подвижные
игры,
ü спортивные
игры.
Планируемые результаты:
1 уровень:
Дети получат знания:
·
о способах и особенностях движение и
передвижений человека;
·
о системе дыхания, работе мышц при выполнении
физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих
систем;
·
об общих и индивидуальных основах личной
гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения
осанки;
·
о причинах травматизма и правилах его
предупреждения;
2 уровень:
Дети смогут играть активно,
самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать
степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся
условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро
принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать
товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
3 уровень:
Дети получат опыт:
·
составлять и правильно выполнять комплексы
физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной
осанки;
·
организовывать и проводить самостоятельно
подвижные игры;
·
уметь взаимодействовать с одноклассниками
в процессе занятий.
Система оценки результатов:
соревнования, экран успеха и др.
При организации занятий будут
учитываться возрастные особенности учащихся и обеспечиваться баланс между
двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения
будет отличаться от урочной системы обучения.
Спортивно-оздоровительное направление
внеучебной деятельности занимает 30% отведённого времени – 2часа в неделю.
Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в
последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений:
утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во
время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.
Предметом обучения физической
культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей
направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников
не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются
сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Внеучебная деятельность по
спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором
школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность,
реализовывать свои лучшие личностные качества.
Планируемые
результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В
процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья
у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные,
коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная
образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих
результатов образования:
Ø личностные
результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;
Ø метапредметные
результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Ø предметные
результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт
специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих
элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными
результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Подвижные игры»
является формирование следующих умений:
Ø Определять
и высказывать под
руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы);
Ø В
предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами
программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» - является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные
УУД:
Ø Определять
и формулировать
цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Ø Проговаривать
последовательность действий на уроке.
Ø Учить
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
правилами игры, учить работать по предложенному учителем плану.
Ø Средством
формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала.
Ø Учиться
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Ø Средством
формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
2.
Познавательные УУД:
Ø Делать
предварительный отбор подвижных игр.
Ø Добывать
новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ø Перерабатывать
полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Ø Преобразовывать
информацию из одной формы в другую: составлять план игры на основе (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем);
Ø Средством
формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника,
ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Ø Умение
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и (на уровне
одного предложения или небольшого текста).
Ø Слушать
и понимать речь других.
Ø Средством
формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и
подводящий диалог).
Ø Совместно
договариваться о правилах общения и поведения во время игры, в школе и
следовать им.
Ø Учиться
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ø Средством
формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в
приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные
результаты программы внеурочной деятельности:
Ø осознание
обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения,
которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет
уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности
обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные
мероприятия;
Ø социальная
адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с
окружающим миром.
Первостепенным
результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное
отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Требования
к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся
в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В
ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Подвижные игры» ожидается:
- повышение качества и количества мероприятий с
учащимися, направленных на формирование здорового образа жизни;
- улучшение здоровья учащихся;
- формирование у учащихся осознанной потребности в
здоровом образе жизни; повышение интереса школьников к занятиям физической
культурой и спортом;
- пополнение материальной базы для проведения
уроков физической культуры и внеклассных мероприятий;
- создание необходимой базы материалов и
методологической основы для формирования здорового образа жизни, внедрение
новых форм и методов воспитательной работы;
- развитие умений работать в коллективе;
- формирование у детей уверенности в своих силах;
- умение
применять игры самостоятельно.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы
качеств: отношение к самому себе, отношение к
другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому,
что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся
будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к
старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность,
соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть
сильным и ловким.
Формы учета знаний и умений,
система контролирующих
материалов
для оценки планируемых результатов освоения
программы
внеурочной деятельности
Программа
внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные
игр», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный,
который заключается в изучении правил игры; второй — поведенческий, позволяющий
закрепить полученные знания на практике, укрепить своё здоровье.
Форма подведения итогов реализации
программы – соревнования, викторины.
Подобная организация учета знаний и
умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной
деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха
для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в
командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым
участником деятельности.
календарно-тематическое
планирование
№
|
Тема
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Дата проведения
|
1
|
Подвижные
и народные игры. Игра «Построение в шеренгу», «Кошки-мышки».
|
·
Соблюдают правила безопасности.
·
Применяют правила подбора одежды для
занятий на открытом воздухе.
·
Выбирают индивидуальный темп ходьбы.
·
Демонстрируют вариативное выполнение
беговых упражнений.
·
Применяют беговые упражнения для
развития координационных, скоростных способностей.
·
Закрепляют в играх навыки бега и
развивают скоростные и координационные способности.
·
Руководствуются правилами игр, соблюдают
правила безопасности.
·
Организовывают и проводят совместно со
сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство.
·
Описывают технику игровых действий и
приемов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки.
·
Взаимодействуют со сверстниками в
процессе совместной игровой деятельности.
|
|
2.
|
Подвижные
и народные игры. Игра «Уребят порядок строгий», «Хитрая лиса».
|
|
3.
|
Подвижные
и народные игры. Игра «Быстро встань в колонну», «Ястреб и утка».
|
|
4.
|
Подвижные
и народные игры. Игра «Быстро встань в колонну», «У медведя во бору».
|
|
5.
|
Подвижные
и народные игры. Игра «Класс, смирно», «Совушка».
|
|
6.
|
Подвижные
и народные игры. Игра «К своим флажкам», «Гуси – лебеди».
|
|
7.
|
Подвижные
и народные игры. Игра «Построение в шеренгу», «С кочки на кочку».
|
|
|
8.
|
Подвижные
и народные игры. «Построение в шеренгу», «Салки в присяде».
|
·
Руководствуются правилами игр, соблюдают
правила безопасности.
·
Применяют правила подбора одежды для
занятий на открытом воздухе.
·
Закрепляют в играх навыки прыжков и
развивают скоростно-силовые и координационные способности.
·
Организовывают и проводят совместно со
сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство.
·
Описывают технику игровых действий и
приемов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки.
·
Взаимодействуют со сверстниками в
процессе совместной игровой деятельности
|
|
9.
|
Подвижные
и народные игры. «У ребят порядок строгий», «Попрыгунчики воробушки».
|
|
10.
|
Подвижные
и народные игры. «У ребят порядок строгий», «Удочка».
|
|
11.
|
Подвижные
и народные игры. «К своим флажкам», «Зайцы, сторож, Жучка».
|
|
12.
|
Подвижные
и народные игры. «Быстро встань в колонну», «Мяч соседу».
|
|
13.
|
Подвижные
и народные игры. «Класс, смирно», «Мяч сбоку».
|
·
Руководствуются правилами игр, соблюдают
правила безопасности.
·
Используют действия данных подвижных игр
для развития координационных и кондиционных способностей.
·
Используют подвижные игры для активного
отдыха.
·
Организовывают и проводят совместно со
сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство.
·
Описывают технику игровых действий и
приемов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки.
·
Взаимодействуют со сверстниками в
процессе совместной игровой деятельности.
|
|
14.
|
Подвижные
и народные игры. «У ребят порядок строгий», «Мяч над головой».
|
|
15.
|
Подвижные
и народные игры. «К своим флажкам», «Охотники и утки».
|
|
16.
|
Подвижные
и народные игры. «Быстро встань в колонну», «Салки – ноги от земли».
|
|
17.
|
Подвижные
и народные игры. «Построение в шеренгу», «Бег сороконожки».
|
|
18.
|
Подвижные
и народные игры. «Класс, смирно», «Медведи и пчёлы».
|
|
19.
|
Подвижные
и народные игры. «У ребят порядок строгий», «Белые медведи».
|
|
20.
|
У
ребят порядок строгий. «Быстро встань в колонну», эстафета.
|
|
21.
|
Формирование
навыка правильной осанки. Акробатические упражнения. Игра «Самолёт»
|
|
22.
|
Формирование
навыка правильной осанки. Акробатические упражнения. Игра «Замри»
|
·
Различают строевые команды.
·
Точно выполняют строевые приёмы.
·
Уметь выполнять общеразвивающие
упражнения.
·
Руководствуются правилами игр,
соблюдают правила безопасности.
·
Организовывают и проводят совместно со
сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство.
·
Описывают технику игровых действий и
приемов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки.
·
Взаимодействуют со сверстниками в
процессе совместной игровой деятельности.
·
Оказывают помощь сверстникам в освоении
упражнений в лазанье и перелезании, анализируют их технику, выявляют ошибки и
помогают в их исправлении.
|
|
23.
|
Укрепление
мышечного корсета. Акробатические упражнения. Игра «Карлики, великаны»»
|
|
24.
|
Формирование
навыка правильной осанки. Акробатические упражнения. Игра «Летает, не летает»
|
|
25.
|
Упражнения
на равновесие . Акробатические упражнения.Игра «Шишки, жёлуди, орехи»
|
·
Руководствуются правилами игр, соблюдают
правила безопасности.
·
Используют действия данных подвижных
игр для развития координации, ловкости, силовых качеств.
·
Организовывают и проводят совместно со
сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство.
·
Взаимодействуют со сверстниками в
процессе совместной игровой деятельности.
|
|
26.
|
Формирование
навыка правильной осанки. Акробатические упражнения.Игра «Выше ноги от земли»
|
|
27.
|
Игра
«Два мороза»
|
|
28.
|
Игра
«Лиса и куры»
|
·
Руководствуются правилами игр, соблюдают
правила безопасности.
·
Уметь выполнять технику разученных
беговых, прыжковых упражнений в стандартных условиях.
·
Выполнять разученные беговые, прыжковые
упражнения в
игровой
и соревновательной деятельности.
·
Проявлять качества силы, быстроты,
выносливости при выполнении легкоатлетических упражнений.
·
Организовывают и проводят
совместно со сверстниками подвижные
игры, осуществляют судейство.
|
|
29.
|
Игра
«Волк во рву»
|
|
30.
|
Игра
«Прыжки по кочкам»
|
|
31.
|
Игра
«Лягушата и цапля»
|
|
32.
|
Игра
«Космонавты»
|
|
33.
|
Игра
«Отгадай, чей голосок»
|
|
34.
|
Игра
«Земля, воздух, вода»
|
|
35.
|
Весёлые
старты.
|
|
Использованная литература
1.
Азаров Ю. П. Семейная педагогика. -
М.,1993.
2.
Алферов А. Д. Проблемы воспитания у
учащихся ответственного отношения к учению. Ростов-на-Дону, 1998.
3.
Богданов Г. П. Игры и развлечения в
группах продленного дня: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985.
4.
Дереклеева Н. И. Двигательные игры,
тренинги и уроки здоровья. 1 - 5 классы. - М.: ВАКО, 2004.
5.
Кенеман А. В. Детские подвижные игры
народов СССР. - М.: Просвещение, 1989.
6.
Обухова Л. А. Тридцать уроков здоровья для
первоклассников. Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.