Главная / Начальные классы / ВНЕУРОЧКА 4 КЛАСС "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

ВНЕУРОЧКА 4 КЛАСС "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Пояснительная записка.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы , должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.



Цели и задачи данного направления воспитательной деятельности:



Цель: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить в них математические знания.



Задачи:

    • Привитие интереса к математике;

    • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

    • расширять математические знания в области трехзначных чисел;

    • учить правильно применять математическую терминологию;

    • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.


Содержание воспитательной деятельности в выбранном направлении:


Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. Включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.

      Формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

С ранних лет воспитывать у ребят любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину в решении этих задач окажет помощь и данный курс. Характер материала определяет назначение курса: Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно , основным. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

    Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Такие группы представлены в схеме. Характер и назначение материала того или иного вида: Занимательный материал
Развлечения: математические (логические) и дидактические игры, задачи.
Принципы реализации программы:

  • Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;

  • Коллективизм;

  • Креативность (творчество);

  • Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка; · Научность;

  • Сознательность и активность учащихся;

  • Наглядность.

Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: «Пифагор», «Колумбово яйцо», дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.

Методы:

  • Взаимодействие;

  • Поощрение;

  • Наблюдение;

  • Коллективная работа;

  • Игра.

Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.




Требования к результатам освоения:



  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.

  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.

  • Решать логические задачи.

  • Работать в коллективе и самостоятельно.

  • Расширить свой математический кругозор.

  • Пополнить свои математические знания.

  • Научиться работать с дополнительной литературой.



Рекомендации по оснащению учебно-воспитательного планирования:

А) Книгопечатная литература:

1. В. Волина «Праздник числа» Издательство Москва 1993г.

2. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике »

Москва «Просвещение»1985г.

3. Г.А. Лавриненко Задания развивающего характера по математике» Саратов

Издательство «Лицей» 2012г.

4.Александров М.Ф.,Волошина О.И. Математика.Начальная школа. –

М.:Дрофа, 2011.

5.Волкова С.И.,ПчелкинаО.Л. Математика и конструирование в 3 классе. –

М.:Просвещение, 2013.

6.Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики . – М.:Новая школа, 1997.

7. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи. – С.:Лицей, 2010.

8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. –

М.:Просвещение, 1975.

Б) Дидактические игры

В) Счетный материал.

Г) ПРЕЗЕНТАЦИИ (ДИСКИ)





































Тематическое планирование.


№ п/п

Дата

Тема занятия

Основное содержание каждой темы

Виды учебной деятельности

Факт

прим

1.

5.09


Математика – царица наук.

Значение математики в жизни людей и общества. Применение математики в разных сферах деятельности человека.

Выступление учителя. Обсуждение в группе «Математика в жизни людей».

2.

12.09


Как люди научились считать.

Правила счета у древних людей. Отношение «много» и «один».

Счет – требование жизни.

Беседа. Рассказ учителя. Практическая работа в парах. Знакомство с научно-популярной литературой связанной с математикой.

3.

19.09


Как люди научились записывать цифры.

Способы записывать числа.

Запись чисел у разных народов.

Рассказ учителя. Игры «Сколько», « Тренажеры».

4.

26.09


Все началось с пятерни.

Первобытный «компьютер», который всегда с нами.

Первые пять цифр – самые главные. Ручной счет разных народов.

Творческая работа. Игры: «Тренажеры», «Рисунок и число»

5.

3.10


Геометрия вокруг нас.

Геометрические фигуры. Из истории круга. Квадрата, треугольника.

Инсценировка «Круг и треугольник». Игра «Танграмм»

6.

10.10


Игра – занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА»

Пространственные представления. Геометрические фигуры.

Математические лабиринты. Инсценировки. Магические квадраты.

7.

17.10


Развивающие игры. Путешествие по стране «Красная Шапочка»

Решение математических закономерностей.

Лабиринты. Закономерности. Графические диктанты. Игры: «Что изменилось», «Найди то что спрятано»

8.

24.10


Цифра ноль. История открытия ноля.

Загадочная и необычная цифра, которой обозначают отсутствие чего – либо.

Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Игры «Число и цифру я знаю»

9.

7.11


Экскурс в историю чисел.

История чисел от 1 до 10.

Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Математические цепочки.

10.

14.11


История возникновения знаков «+»,

«-», «=». «х», «:»

Откуда в тетрадках и учебниках появились простые знаки «+», «-», «=».«х», «:»

Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой.

11.

21.11


История линейки.

Линейке исполнилось 220 лет.

Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой.

12.

28.11


Умножение на пальцах числа 9.

Обобщение знаний .

Представление – презентация «Веселый счет»

13.

5.12


Внеклассное занятие «Кто нам в школе помогает: чертит, пишет и стирает?»

Знакомство со школьными принадлежностями: циркуль, ручка, линейка, карандаш. Ластик.

Инсценировки, сообщения детей, разгадывание загадок, чтение стихотворений.

Тренажер.

14.

12.12


Математические игры.

Обобщение знаний о числах.

Игры: «Бегущие минутки», «Угадай фигуру», «Угадайка».

15.

19.12


Математические ребусы.

Задания на развитие математического представления.

Ребусы. Работа в парах и группах.

16.

26.12


Заседание Клуба знатоков математики.

Отношения «больше», «меньше», «равно». Знаки операций сложения и вычитания.

Математический диктант, игра «Рыбалка»,

Эстафета.

17.

9.01


Математический КВН.

Участие в конкурсах с математической направленностью.

Конкурсы «Сосчитай треугольники», «Бой скороговорок», «Театрализованный»

18.

16.01


История игры «Танграмм».

История игры «Танграмм»

Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Складывание фигурок.

19.

23.01


Задачи в стихах.

Решение занимательных задач в стихах.

Самостоятельное решение. Работа в группах. Индивидуальная работа.

20.

30.01


Математические сказки.

Как родилась линия? Приключения точки.

Упражнения в черчении разных отрезков, сравнение по длине.

21.

6.02


Час веселой математики.

Участие в математических конкурсах.

Конкурсы «Кто решит раньше», «Таблица сложения», «Не собьюсь», «Таблица умноженияя»

22.

13.02


Математический бой.

Участие в дидактических играх соревновательного характера.

Игры: « Рыбалка», «Найди себе пару», « Поймай мяч», «Воздушные шары».

23.

20.02


Проект «Создание задачника по математике»

Подбор задач о животных и растениях нашего края.

Работа в группах и парах. Работа с энциклопедической и справочной литературой.

24.

27.02


Решение олимпиадных задач.

Задачи повышенной сложности.

Коллективная работа. Работа в группах и парах.

25.

6.03


Математика и профессии людей.

Знакомство с профессиями людей .

Презентация – проект «Профессии и математика»

26.

13.03


Знакомьтесь: ПИФАГОР!

Вклад Пифагора в развитие математики.

Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой.

27.

20.03


Математические цепочки.

Решение математических цепочек.

Работа в парах и группах.

28.

3.04


Знакомьтесь: АРХИМЕД!

Вклад Архимед в развитие математики.

Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой.

29.

10.04


Практикум «Подумай и реши»

Сложение и вычитание чисел , решение задач.

Самостоятельная работа, решение задач и выражений на заданные темы. Игра «Лучший счетчик»

30.

17.04


Игра «Самый внимательный»

Закрепление навыков сложения и вычитания через игру.

Коллективная работа

31.

24.04


Общественный смотр знаний

Решение математических заданий.

Веселый задачи, решение примеров, математические квадраты.

32.

8.05



Просмотр видеофильмов, кинофильмов по математике.


Работа в группе: инсценирование загадок, решение задач.

33

15.05


Просмотр видеофильмов, кинофильмов по математике


Работа в группе: инсценирование загадок, решение задач.

34

22.05


Итоговое занятие.






ВНЕУРОЧКА 4 КЛАСС "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
  • Начальные классы
Описание:

                                                     

 

Настоящая программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Автор Коноплева Наталья Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 6197
Номер материала 35619
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓