Главная / Биология / Внешнее строение и жизнедеятельность дождевого червя. / 7 КЛАСС/

Внешнее строение и жизнедеятельность дождевого червя. / 7 КЛАСС/

Тема урока: «Внешнее строение и жизнедеятельность дождевых червей».

/ Урок для ученицы 8 вида обучения /

Цель урока:

1. Дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации;

2. Дать характеристику среды обитания, познакомить с внешним строением, на примере дождевого червя;

3. Обсудить значение дождевых червей в природе

Оборудование:

-компьютер, презентации, скайп.

Задачи:

Образовательные: познакомить с внешним строением на примере дождевого червя.

Воспитательные: прививать интерес к природе, видеть прекрасное.

Развивающие: развивать умения анализировать ответы, развивать познавательный интерес к предмету, развивать умения и навыки.

Формы работы на уроке:

а) объяснение нового материала;/ беседа/
б) изучение видеофильма , или сказки « Слезы дождевого червя»
в) самостоятельная работа ученика.


Планируемые результаты:

- знать внешнее строение кольчатых червей;

- выделять особенности приспособления к среде обитания кольчатых червей;

- узнавать кольчатых червей на рисунках...

Тип урока – комбинированный.

Методы:

Методы формирования интереса к учению (рассказ, методы эмоционального стимулирования);

Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, демонстрации, упражнения для рук, видеопоказ, выполнение заданий и упражнений, );

Методы контроля и самоконтроля (опрос по ходу урока ).



Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуй, Назгуль давай по приветствуем друг друга:

- улыбнулись друг другу ...

- передаем свою радость помахав руками :

- правой рукой...

- левой рукой...

- двумя руками помашем друг другу ...

А теперь / показываю руками /, вспомним на каких языках мы умеем приветствовать друг друга / показываю, как приветствуют «мизинец и большой палец», Здравствуй Назгуль, приветствие на башкирском , на татарском ,,, и когда встретились большой палец и указательный мы получили любимый жесть американцев, когда они говорят все «ОК» те все хорошо,,,

Все ли у тебя все в порядке ,,, покажи, /как можем показать жестом «все хорошо» и тогда можем начинать урок ,,,

II. Изучение нового материала

Тема: «Тип Кольчатые черви. Внешнее строение и поведение дождевого червя, его роль в почвообразовании».

Назгуль ты когда нибудь видела дождевого червя -------- /показываю рисунки дождевого червя

https://www.google.ru/search?q=рис+дождевого+червя&newwindow=1&es_sm=91&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=-ZhoVLyTJavGygO19Y






hello_html_m6a2304cf.png


изучаем рисунок и если есть вопросы отвечаем на них ,,,и теперь изучим где же дождевые черви живут ...

Места обитания и распространение дождевого червя:

/ ответ найдем рассмотрев рисунок/

а) места обитания (почва, некоторые виды населяют водоемы)

б) распространение ( если умеет слушать и интеллект сохранен то чтение сказки « Слезы дождевого червя»)

https://www.google.ru/search?q=%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D1%8B+%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8F&oq=%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D1%8B+%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8F&aqs=chrome..69i57.20203j0j4&sourceid=chrome&es_sm=91&ie=UTF-8– приложениу 2

вывод делаем вместе.

(Дождевые черви распространены по всей территории планеты, кроме Антарктиды)



2. Внешнее строение: (изучение внешнего строения, поведения, значения червей в почвообразовании )

Взрослые дождевые черви бывают 15 – 30 см в длину. Тело червя гладкое, скользкое, имеет цилиндрическую форму и состоит из сегментов - колец. Имеется головной отдел, более вздутый, где находится рот. На заднем уплощенном конце тела - анальная лопасть.

А теперь для закрепления посмотрим видиофильм и попробуем запомнить....

Приключения дождевого червяка

http://www.youtube.com/watch?v=DlkVYQhSTTE / 5 мин /

4. Мускулатура и движение:

Кожный эпителий богат железистыми клетками.

Под кожей расположена развитая мускулатура, сокращаясь поочередно, обусловливают движение червя.

5. Питание дождевого червя:

Могут есть опавшие листья, отмершие травянистые растения, навоз и саму почву. 

6. Раздражение дождевого червя:

Специальных органов чувств дождевой червь не имеет. Внешние раздражения он воспринимает с помощью нервной системы. Чувствительные клетки расположены по всей поверхности его тела.

Самые лёгкие колебания почвы заставляют его быстро прятаться, заползая в норку или в более глубокие слои почвы.

Дождевые черви, не имея специальных органов зрения, все же воспринимают световые раздражения. Если ночью внезапно осветить червя фонарем, он быстро прячется.

Опыты показывают также, что дождевые черви ощущают запахи.

Роль дождевых червей в почвообразовании:



































hello_html_m7ca6ba7e.gif

1) Переваривая мертвую растительную органику, они преобразуют ее в маленькие почвенные комочки. Эти кусочки называют копролитами. Они создают наилучшую для растении почвенную структуру, основу плодородия.

2) Дождевые черви - подземные архитекторы, умелые и быстрые строители ходов и камер в почве.

Червям для жизни необходима влажная почва, чтобы она не высасывала влагу из них самих. По ходам червей происходит перемешивание слоев почвы. По ним же текут вниз воды, неся растворенные органические и минеральные питательные элементы для корней растений, и поступает воздух.

Почему после дождя мы встречаем червей на поверхности земли?

(Дышат поверхностью тела, растворенным в воде кислородом. Так как норки заполняются водой, кислорода мало, дождевые черви вынуждены выбираться наружу.

Если не смогли ответить так еще раз кусочками показываю видеомульфильм и попробуем ответить на вопросы

Тест «Кольчатые черви. Дождевой червь»


1. Дождевой червь питается:

1 – корнями растений,

2 – опавшими листьями,


2. Дождевой червь передвигается в почве:


1– раздвигая почву и пропуская ее через пищеварительную систему.

2 – пользуясь только готовыми ходами.


  1. Напиши значение дождевого червяка.

Молодец , на этом у нас урок окончен, для закрепления сегодняшнего урока, нужно будет показать видеофильм братику или рассказать про хороших червей сказку которые живут в почве ...

Неприятные, но полезные.

Жили-были брат и сестра – Миша и Маша. Миша хоть и младше сестры, но смелей. А Маша – трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков, пауков. Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, и хлынул проливной дождь. Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дороге побежали ручьи. Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и появились сотни маленьких радуг. Миша и Маша надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй. В огороде на влажный мягкий чернозём выползали дождевые черви. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно. Миша поднял червяка и стал рассматривать, а потом захотел показать его сестрёнке. Но та испугалась и закричала: «Миша! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они ведь такие противные – холодные, мокрые, скользкие». Девочка расплакалась. Миша вовсе не хотел напугать сестру. Он швырнул червяка на землю и побежал за Машей. Дождевому червяку по имени Щур стало больно и обидно. «Какие глупенькие дети! – подумал Щур. – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду». Недовольно ворча, Щур пополз на грядку с укропом, где собирались поболтать дождевые черви со всего огорода.

-Чем ты так взволнован? – спросили его друзья.

- Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, рыхлишь землю, и никакой благодарности! Щур рассказал о том, как Маша назвала его гадким.

- Какая неблагодарность!- возмутились черви. Ведь мы не только рыхлим землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух.

Червяки не только поглощают перегной, но и бактерии, водоросли, грибы, простейших и микроскопических круглых червей. Дождевые черви выступают санитарами почвы, регулируя равновесие между её органическими и неорганическими веществами. За лето 100 червей прокладывают в почве 1 км. ходов, делая её рыхлой, водо- и воздухопроницаемой. Выделяемая червями слизь склеивает мельчайшие частицы почвы, препятствуя тем самым её распылению и размыванию.

Червяки решили уползти в соседний сад. «Там живёт настоящий садовод, дядя Вася, он знает нам цену и в обиду не даст!»- подумали они. Прорыв подземные туннели, червяки через них попали в соседний сад.

Сначала люди заметили отсутствие червяков, а вот овощи и цветы на грядках почувствовали беду сразу. Их корни стали задыхаться без воздуха, а стебли вянуть без воды.

-Не пойму, что случилось с моим огородом?- вздыхала бабушка Надя. - Земля стала ещё твёрже, все растения сохнут.

В конце лета папа стал перекапывать огород и обнаружил, что в чернозёме нет ни одного дождевого червяка.

-Куда же делись наши подземные помощники? – размышлял он. – Может быть, черви уползли к соседям?

-Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезны? – спросила Маша.

-Конечно, полезны! Через прорытые червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву рыхлой и плодородной!

Папа пошёл посоветоваться к соседу Васе и принёс от него небольшой ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Щур и его друзья вернулись в огород бабушки Нади и принялись помогать ей выращивать растения.

Миша и Маша стали относиться к червям бережно и уважительно, а Щур и его товарищи забыли прошлые обиды.

За урок ставим оценку «4» и опять, как мы умеем , покажем жестом «все хорошо » и до свидания ,,,







Внешнее строение и жизнедеятельность дождевого червя. / 7 КЛАСС/
  • Биология
Описание:

 

Тема урока: "Внешнее строение и жизнедеятельность дождевого червя." / 7 КЛАСС/ Урок разработан для коррекционной школы  / ОВЗ /. Старалась придерживатся всех этапов урока , естественно не забывая возможности ученицы , все время создавая эмоциальный настрой. Для детей, с ограниченными возможностями здоровья, очень важны физминутки которые направлены не только на снятие  усталости , но и на улушение  состояния здоровья ребенка... Видеофильмы ,как мне кажется, самые доступные и выигрышные материалы для детей , так как их можно просмотреть  несколько раз / изучая новую тему , повторяя пройденный материал, выполняя дифференцированные задания...

Автор Идрисова Разида Юнировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1908
Номер материала 48741
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓