Главная / Начальные классы / ВНЕКЛАССНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Л.Н.ТОЛСТОЙ «ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ»

ВНЕКЛАССНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Л.Н.ТОЛСТОЙ «ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ»

ВНЕКЛАССНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Л.Н.ТОЛСТОЙ «ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ»

Тема урока: Л.Н.Толстой «Отец и сыновья» (Басня)

Цели урока:

  • Организовать знакомство с произведением Л.Н. Толстого, учить находить главную мысль в тексте. Формировать умение и навыки работы с текстом.

  • Развивать логическое мышление, технику чтения и монологическо-диалогическую речь, развивать воображение.

  • Воспитывать уважение и сострадание к пожилым людям, родителям; любовь к культуре и традициям родного края.

Оборудование:

- Портрет Л. Н. Толстого;

- Выставка книг Л.Н. Толстого;

- Таблицы с пословицами;

ИКТ: Мультимедийная презентация к уроку.

Оформление доски: Запись темы, эпиграфа.

Эпиграф:

«Доброта побеждает всё, а сама непобедима»
(Л.Н.Толстой)

Словарик терминов: Басня.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

  1. Подготовка учащихся к изучению нового материала.

Ребус, загадки.

Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестрёнку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живёте,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна…

(Семья!)


Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...
(Семья.)

 

 Вот ведь дело-то какое…
Нас не семеро, а трое:
Папа, Мамочка и я,
Но все вместе мы — …
(Семья.)

Э

7 Я

то слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится?
(Семья.) –


Звучит песня о семье «Радость моя»

Беседа:

- О чём эта песня? Кого вспоминали, когда слушали песню? (родителей, семью).

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Работа в парах.

Правильно, сегодня мы поговорим о семье. Семья играет большую роль в жизни каждого из нас. Русский народ сложил много пословиц о семье, о семейной жизни. Выберите из предложенных пословиц только те, которые относятся к теме «Семья». (Последняя пословица «На что и клад коли в семье лад»)

Словарная работа:

- Все ли слова вам понятны в этой пословице?

(Лад – согласие)

Объяснить значение данных слов.

Какие пословицы подходят к теме «Семья» ?


  1. Нет друга – ищи, а нашёл – береги

  2. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

  3. Вся семья вместе, так и душа на месте.

  4. На что и клад, коли в семье лад .

  5. Крепкую дружбу и водой не разольешь.

  6. Красив тот, кто красиво поступает.

  1. Изучение нового материала.

Сегодня у нас необычный урок. Наверное, каждый урок литературы – событие. Мы, сидя в классе, совершаем путешествие в разные эпохи, знакомимся  с разными людьми. Удивительно, но во все времена человечество интересовали вопросы: что такое добро, а что – зло, где истина, а где ложь? Почему люди не все живут в мире и согласии? И как сделать так, чтобы все жили дружно?

И сегодня мы вместе с Л.Н. Толстым попытаемся ответить на эти вопросы при изучении произведения «Отец и сыновья».

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Л.Н. Толстого.

- Учащиеся нашего класса расскажут вам о жизни Л.Н. Толстого

(выступление подготовленных учащихся, видеоролик).

Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Это уголок русской земли, которой известен всему миру. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей.

Человек, чьё имя хорошо известно не только в нашей стране, но и во всём мире, произведения которого переведены на разные языки.

Семья Толстых была дружной, и детям казалось, что все на свете живут так же, что все люди, их окружающие, очень хорошие. Самой любимой у них была игра в муравьиных братьев. Её придумал старший – Николенька.

Как- то он объявил, что у него есть тайна, когда она откроется, все люди станут счастливыми, будут любить друг друга и сделаются муравьиными братьями. Николенька говорил, что тайну муравьиных братьев он написал на зелёной палочке, которую зарыл в лесу, на краю оврага.

Родители Льва Николаевича принадлежали к старинному знатному роду. Но когда мальчику было три года - умерла его мать, а в девять он потерял отца. Воспитанием будущего писателя занялась тётушка.

Учился юноша в Тульской гимназии, потом в университете в городе Казани. Не окончив университета, поступил на военную службу. Три года он служил на Кавказе, потом в Севастополе, в Крыму: в то время там шла война.

Лев Николаевич Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Многое он испытал в своей жизни, участвовал в Кавказской и в Крымской войнах с турками, где подвергался смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и писателем.

Писать он начал в двадцать два года и после успеха первой повести почувствовал, что настоящее его призвание – литература.

В Ясную Поляну Лев Николаевич вернулся уже известным писателем. Всю жизнь Толстой, 82 года, посвятил литературе. Здесь он создал почти все свои произведения.

Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Здесь он начал работать над «Азбукой». Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился. В летние месяцы целыми днями пропадал он на риге и гумне, на покосе с крестьянами, на пасеке, и каждый день в самых разных местах Ясной Поляны он делал многочисленные зарисовки лиц и пейзажей в записных книжках и черновиках.

Было написано более 100 новых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «Косточка», «Котёнок», «Ноша», «Филиппок», «Ёж и заяц». Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.


Первичное слушание произведения «Отец и сыновья» - (запись).



Словарная работа (объяснить лексическое значение непонятных слов) – по пруту, в согласии, одолеет.



Работа над текстом.

- О чём это произведение? (о том, что надо всегда жить в мире и согласии).

- Над чем надо задуматься?

- Какому жизненному правилу вас учит произведение?

Вторичное чтение произведения. Жужжащее чтение.

- К какому жанру относится это произведение? (Басня)

- Что такое басня?

(БАСНЯ- небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет.)

Физкультминутка.

IV. Первичное закрепление.

Беседа по вопросам:
- Какова мораль (поучение) басни? В каких предложениях она заключена? Прочитайте (если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит»).


- Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы вы повели себя в этой ситуации?

 «Что нужно для счастья? – спрашивал Л.Толстой и сам же отвечал. – Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь.

Каждый из вас написал сочинения о своей семье. (На доске большое солнце с сочинениями ) Солнце – это символ вечности, тепла и доброты. Пусть ваши семьи всегда согревают только теплые лучи солнца, пусть в них будет всегда согласие и любовь. (Учитель зачитывает сочинения обучающихся).

V. Подведение итогов урока.

- С каким произведением познакомились?

- Чему научились на уроке?

Надо стараться, чтобы огонёк в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли её честь, заботились о ней и любили. И тогда вас постоянно будет тянуть в родной дом, где вас ждут и любят.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды, и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

    1. Инструктаж по домашнему заданию.

Попробуй сочинить:

1. Напиши свою басню, название которой можешь заимствовать у Толстого.

2. Составь рассказ, который начинается или заканчивается одной из пословиц.

VII.Рефлексия.

ВНЕКЛАССНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Л.Н.ТОЛСТОЙ «ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ»
  • Начальные классы
Описание:

Тема урока: Л.Н.Толстой «Отец и сыновья» (Басня).

Познакомить  с произведением  Л.Н. Толстого, учить находить главную мысль в тексте. Формировать умение и навыки работы с текстом.

  • Развивать логическое мышление, технику чтения и монологическо-диалогическую речь, развивать воображение.
  • Воспитывать уважение и сострадание к пожилым людям, родителям;  любовь к культуре и традициям родного края.

Оборудование:

- Портрет Л. Н. Толстого;

- Выставка книг Л.Н. Толстого;

- Таблицы с пословицами;

ИКТ: Мультимедийная презентация к уроку.

Оформление доски: Запись темы, эпиграфа.

Эпиграф:

«Доброта побеждает всё, а сама непобедима»
(Л.Н.Толстой)

Словарик терминов: Басня.

 

Автор Муранская Марина Владимировна
Дата добавления 17.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2851
Номер материала 56498
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓