ВНЕКЛАССНЫЙ
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Л.Н.ТОЛСТОЙ «ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ»
Тема
урока: Л.Н.Толстой
«Отец и сыновья» (Басня)
Цели урока:
- Организовать
знакомство с произведением Л.Н. Толстого, учить находить главную
мысль в тексте. Формировать умение и навыки работы с текстом.
- Развивать логическое мышление, технику чтения и
монологическо-диалогическую речь, развивать воображение.
- Воспитывать уважение и сострадание к пожилым
людям, родителям; любовь к культуре и традициям родного края.
Оборудование:
-
Портрет Л. Н. Толстого;
-
Выставка книг Л.Н. Толстого;
-
Таблицы
с пословицами;
ИКТ:
Мультимедийная презентация к уроку.
Оформление
доски: Запись темы, эпиграфа.
Эпиграф:
«Доброта
побеждает всё, а сама непобедима»
(Л.Н.Толстой)
Словарик терминов:
Басня.
Ход
урока
I. Организационный
момент.
Эмоциональный
настрой.
II.
Подготовка учащихся к изучению нового
материала.
Ребус, загадки.
Кто загадки
отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестрёнку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живёте,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна…
(Семья!)
Без чего на
белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...
(Семья.)
Вот
ведь дело-то какое…
Нас не семеро, а трое:
Папа, Мамочка и я,
Но все вместе мы — …
(Семья.)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится?
(Семья.) –
Звучит песня о семье «Радость моя»
Беседа:
- О чём эта песня? Кого вспоминали, когда
слушали песню? (родителей, семью).
-
Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Работа
в парах.
Правильно, сегодня мы поговорим о семье.
Семья играет большую роль в жизни каждого из нас. Русский народ сложил много
пословиц о семье, о семейной жизни. Выберите из предложенных пословиц только
те, которые относятся к теме «Семья». (Последняя пословица «На что и клад коли
в семье лад»)
Словарная работа:
- Все ли слова вам понятны в этой
пословице?
(Лад – согласие)
Объяснить значение данных слов.
Какие пословицы подходят к теме «Семья»
?
1.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги
2.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо
говорить.
3.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
4.
На что и клад, коли в семье лад .
5.
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
6.
Красив тот, кто красиво поступает.
III.
Изучение нового материала.
Сегодня у нас необычный
урок. Наверное, каждый урок литературы – событие. Мы, сидя в классе, совершаем
путешествие в разные эпохи, знакомимся с разными людьми. Удивительно, но
во все времена человечество интересовали вопросы: что такое добро, а что – зло,
где истина, а где ложь? Почему люди не все живут в мире и согласии? И как
сделать так, чтобы все жили дружно?
И
сегодня мы вместе с Л.Н. Толстым попытаемся ответить на эти вопросы при изучении
произведения «Отец и сыновья».
Сегодня
на уроке мы познакомимся с творчеством Л.Н. Толстого.
-
Учащиеся нашего класса расскажут вам о жизни Л.Н. Толстого
(выступление
подготовленных учащихся, видеоролик).
Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная
Поляна, недалеко от Тулы. Это уголок русской земли, которой известен всему
миру. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей.
Человек, чьё имя хорошо известно не только в нашей стране, но и
во всём мире, произведения которого переведены на разные языки.
Семья Толстых была дружной, и детям казалось, что все на свете
живут так же, что все люди, их
окружающие, очень хорошие. Самой любимой у них была игра в муравьиных братьев.
Её придумал старший – Николенька.
Как- то он объявил, что у него есть тайна, когда она откроется,
все люди станут
счастливыми, будут любить друг друга и сделаются муравьиными братьями.
Николенька говорил, что тайну муравьиных братьев он написал на зелёной палочке,
которую зарыл в лесу, на краю оврага.
Родители Льва Николаевича принадлежали к старинному знатному роду.
Но когда мальчику было три года - умерла его мать, а в девять он потерял отца.
Воспитанием будущего писателя занялась тётушка.
Учился юноша в Тульской гимназии, потом в университете в городе
Казани. Не окончив университета, поступил на военную службу. Три года он служил
на Кавказе, потом в Севастополе, в Крыму: в то время там шла война.
Лев Николаевич Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Многое
он испытал в своей жизни,
участвовал в Кавказской и в Крымской войнах с турками, где подвергался
смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и
писателем.
Писать он начал в двадцать два года и после успеха первой повести
почувствовал, что настоящее
его призвание – литература.
В Ясную Поляну Лев Николаевич вернулся уже известным писателем. Всю
жизнь Толстой, 82 года, посвятил литературе. Здесь он создал почти все свои произведения.
Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину,
занимался музыкой и рисованием. Толстой открыл школу для крестьянских детей в
Ясной Поляне и сам учил их. Здесь он начал работать
над «Азбукой». Граф Лев Николаевич Толстой
любил крестьянский труд и сам
много трудился. В летние месяцы целыми днями
пропадал он на риге и гумне, на покосе с крестьянами, на пасеке, и каждый день в самых разных местах Ясной Поляны он
делал многочисленные зарисовки лиц и пейзажей в записных книжках и черновиках.
Было написано
более 100 новых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «Косточка»,
«Котёнок», «Ноша», «Филиппок», «Ёж и заяц».
Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского
писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.
Первичное слушание
произведения «Отец и сыновья» - (запись).
Словарная работа
(объяснить лексическое значение непонятных слов) – по пруту, в согласии,
одолеет.
Работа над
текстом.
- О чём это
произведение? (о том, что надо всегда жить в мире и согласии).
- Над чем надо
задуматься?
- Какому
жизненному правилу вас учит произведение?
Вторичное чтение произведения. Жужжащее
чтение.
- К какому жанру относится это
произведение? (Басня)
-
Что такое басня?
(БАСНЯ-
небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или птицы.
Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет.)
Физкультминутка.
IV.
Первичное закрепление.
Беседа по вопросам:
- Какова мораль (поучение) басни? В каких предложениях она заключена?
Прочитайте (если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете
ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит»).
- Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой,
произошла в вашей семье. Как бы вы повели себя в этой ситуации?
«Что
нужно для счастья? – спрашивал Л.Толстой и сам же отвечал. – Семья, близкие
люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого
привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь.
Каждый
из вас написал сочинения о своей семье. (На доске большое солнце с
сочинениями ) Солнце – это символ вечности, тепла и доброты. Пусть ваши
семьи всегда согревают только теплые лучи солнца, пусть в них будет всегда
согласие и любовь. (Учитель зачитывает сочинения обучающихся).
V. Подведение итогов урока.
- С каким
произведением познакомились?
- Чему
научились на уроке?
Надо
стараться, чтобы огонёк в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьёй,
берегли её честь, заботились о ней и любили. И тогда вас постоянно будет
тянуть в родной дом, где вас ждут и любят.
Семья – это
счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды, и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
VI. Инструктаж по домашнему заданию.
Попробуй сочинить:
1.
Напиши свою басню, название которой можешь заимствовать у Толстого.
2.
Составь рассказ, который начинается или заканчивается одной из пословиц.
VII.Рефлексия.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.