МБОУ «Федоровская ООШ»
ВЫУЧИ РУССКИЙ ЯЗЫК!
(внеклассное занятие в форме игры «Брейн-ринг»)
Ломакина Н.С.,
учитель русского языка и литературы
Выучи русский язык!
Чтецы.
1. Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре, -
Выучи русский язык!
2. Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
3. Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Ведущий. Пусть уже закончился год Русского языка, но как обойтись, как прожить
без него, ведь «Русский язык – это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и
Тургенева, Чехова и Горького, это тот «могучий и прекрасный», на котором
создана великая литература…»
И сегодня в нашем зале в игре «Брейн-ринг» встречаются
сильнейшие представители 6 – 9 классов – знатоки русского языка.
Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка!
Девиз нашей игры – «Выучи русский язык!»
Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в
какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка.
Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!
Правила игры.
Вопросы командам будут задаваться одновременно, время
размышления над вопросом – одна минута. Кто будет отвечать – решает капитан.
Победительницей будет признана команда, набравшая больше очков.
Жюри.
1 тур.
1). О
каких знаках препинания и буквах идет речь?
1. Когда слова
гремели и блистали,
Я в моде был, я
был на пьедестале!
Однако время
новое настало –
Оно меня и
свергло с пьедестала.
( ! )
2. Что о себе сказать
могу?
Согнула жизнь
меня в дугу.
За свой характер
я плачу –
За то, что много
знать хочу. ( ? )
1. Известно миру с
давних пор,
Что знак и я
немаловажный,
И не окончен
разговор…
И начинает думать
каждый. ( … )
2. Он очень вежлив…
Не любит споров
он и драк.
Он всем старается
помочь.
Он в слове «мать»
и в слове «дочь»,
И в тихом лунном
слове «ночь»,
Чтоб никого не
огорчить,
Он все старается
смягчить…
2). Эти знаки появились значительно позже,
чем была изобретена письменность. Без них люди прекрасно обходились если не
тысячи, то сотни лет. Зато современный человек вынужден тратить годы на
освоение этой премудрости. Что это за знаки?
а) дорожные знаки;
б) денежные знаки;
в) знаки внимания;
г) знаки препинания.
( + )
3). Что
за часть речи описана в следующем предложении?
Определяю я
предметы
Они со мной
весьма приметны
Я украшаю
вашу речь
Меня вам
надо знать, беречь!
а) прилагательное;
( + ) в) местоимение;
б)
существительное; г) глагол.
4). Кто
был создателем первого славянского алфавита?
а) Кирилл и Мефодий;
( + )
б) Борис и Глеб;
в) Афанасий Никитин;
г) Минин и Пожарский.
( греческие
миссионеры, просветители славян Кирилл и Мефодий создали первый славянский
алфавит в 9 веке н.э., а пользоваться им стали лишь в x – xi в.).
5). Какая
буква самая молодая в русском алфавите? Известен её создатель, у неё есть «день
рождения», в 1997 ей исполнилось 200 лет.
а)
ъ; в) ф;
б) я; г)
ё. ( + )
( В 1797 году Н.
Карамзин впервые использовал букву «ё». До этого такого звука не было,
произносили – мед, слезы.)
Итоги 1 тура.
2 тур.
1).
Найдите четвертое лишнее.
а)
подлежащее; в) дополнение;
б) глагол; ( +
) г) определение.
а)
существительное; в) сказуемое; ( + )
б)
наречие; г) глагол.
а) обстоятельство;
( + ) в) числительное;
б)
прилагательное; г) местоимение.
2).
Расположите слова в порядке уменьшения в них звуков.
а)
соль; в) вечер;
б)
каша; г) собака. ( г – в – б
– а )
3). С
числительными оба, обе, составьте несколько предложений, к которым рядом
напишите в любом падеже одно из данных существительных: ясли, клещи, ножницы,
щипцы.
( составить такие
предложения нельзя, т. к. оба, обе не связываются с существительными,
употребляющимися во множественном числе )
4). Как
называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле?
(псковичи, уфимцы,
Томичи, куряне, туляки)
5).
Расставьте знаки препинания, объясните.
Отколе, умная,
бредешь ты, голова?
( умная голова –
разорванное обращение )
3 тур.
Фразеология – очень интересная наука.
1). Что
означают выражения? Когда мы их употребляем?
а) шиворот –
навыворот;
б) спустя рукава;
в) точить лясы.
( а –
«совсем наоборот», «наизнанку»
б –
«трудиться неохотно, небрежно»
в –
«весело без пользы проводить время»
стр. 67 «Русский язык
и литература» - предметные недели
2).
Продолжите, вставив названия животных (по очереди)
Голоден как …
волк
Хитер как …
лиса
Труслив как
… заяц
Здоров как …
бык
Изворотлив как
… уж
Надут как …
индюк
Нем как …
рыба
Грязен как …
свинья
Упрям как …
осел
Болтлив как
… сорока
3). Прочтите,
что написано на плакат
к й г а и
ы и о н б
з ч м е ю
я у ш т л
(
любите наш могучий язык )
4).
Конкурс скороговорок.
1. У пенька опять
пять опят.
2. Бобр добр до
бобрят.
Команды получают
карточки с напечатанными скороговорками. Каждый член команды несколько раз
произносит скороговорку.
5). В
русском языке много заимствованных слов. Среди них – аэроплан, геликоптер,
думкар, голкипер, шофер
Какими русскими
словами можно их заменить?
( Аэроплан – самолет
Геликоптер – вертолет
Думкар – самосвал
Голкипер – вратарь
Шофер – водитель )
Итоги 3 тура и всей игры.
Язык не выбирают, и нет никаких наших заслуг в том, что русский язык
действительно, великий, могучий, свободный. Однако это не отнимает у нас права
гордиться своим родным языком и не снимает ответственности за него. Всего вам
доброго, учите русский язык.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.