Главная / Русский язык и литература / ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «УМА ПАЛАТА, ИЛИ О ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТАХ» (5 класс)

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «УМА ПАЛАТА, ИЛИ О ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТАХ» (5 класс)

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«УМА ПАЛАТА, ИЛИ О ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТАХ»


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Я приветствую вас на очередном внеклассном занятии по русскому языку.

- Ребята, у вас дома есть копилки? А что вы в них копите?

- Перед вами тоже копилки...листочки. На этом занятии вы должны будете

наполнить эти копилки. Как вы думаете, чем?


    1. Формулирование темы и цели

- Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы определить тему, послушайте стихотворение.

Чтение наизусть стихотворения «Осень на носу» (Половнева М.)


  • Итак, какова тема нашего занятия? (Фразеологизмы)

  • Так чем же мы будем наполнять копилки? (фразеологизмами)

  • Как вы думаете, что будет конечным продуктом нашей работы в творческой мастерской?

  • Действительно, на этом занятии мы будем отбирать материал для будущего сборника фразеологизмов.

  • Как вы считаете, кто сможет пользоваться этим сборником? (ученики начальной школы)


  1. Актуализация знаний

    • Ребята, вы готовы работать? Тогда начнем. В ходе нашей работы вы должны успевать наполнять копилку как можно большим количеством фразеологизмов

    • Какой первый фразеологизм оказался в вашей копилке? ( на носу)

    • Почему вы решили, что это фразеологизм? (особые выражения, устойчивые сочетания слов, употребленные в переносном значении)

    • Что значит «на носу»? (очень скоро)


  1. Игра «Будь внимателен»

- Молодцы! Вы хорошо разбираетесь во фразеологизмах? Сейчас проверим.

    • Хлопните в ладоши, если услышите фразеологизм.


Рубить дрова, рубить сплеча, варить кашу, расхлебывать кашу, наклонить голову, ломать голову


  • Не забудьте наполнить копилку. Какие из услышанных фразеологизмов вы запомнили и можете объяснить?

(рубить сплеча — говорить, поступать резко, прямо, не стесняясь и не считаясь ни с кем;

расхлебывать кашу — справляться со сложным и непростым делом;

ломать голову — напряженно, усиленно думать)


  1. Групповой проект «Особенности фразеологических сочетаний» (Шумаков М., Сулейманов Т.)

  • Ребята, над темой «Фразеологизмы» мы работает уже несколько занятий. И к сегодняшнему занятию Максим и Тимофей подготовили групповой проект-обобщение всего того, о чем мы говорили, - «Особенности фразеологических сочетаний». В этом проекте тоже будут встречаться фразеологизмы, которые украсят ваш сборник.


Выступление ребят

    • Какие фразеологизмы вы опустили в копилку?


  1. Динамическая пауза

- А теперь давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды, только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).



-- Встанем, как язык проглотили.

-- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели.

-- Дадим задний ход.

-- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

-- Разведем руками.

-- А теперь -- руки в брюки.

-- Подержим нос по ветру.

МОЛОДЦЫ!

Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжим нашу работу.


  1. Инсценирование и сообщение о происхождении фразеологизмов


  • А теперь, ребята, сценка!

  • Как бы вы ответили на эти вопросы?

(это фразеологизмы:

из кожи вон — стараться изо всех сил;

где раки зимуют — проучить, жестоко наказать)

- Ребята, где можно узнать о значении фразеологизмов? (в словаре фразеологизмов)

      • Вы знаете о происхождении этих фразеологизмов? Лиза подготовила сообщение об этом.


    1. Задание

- Отгадайте загадки, ответом для которых будут служить фразеологизмы.


    • Как говорят о человеке, который совершенно лишен музыкального слуха? (медведь на ухо наступил)

    • Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения. (семь пятниц на неделе)

    • Очень темно, совершенно ничего не видно (хоть глаз выколи)

    • Изобретать то или сообщать о том, что уже давно изобретено или известно (открывать Америку)

    • Как говорят о человеке очень тихом, скромном, кротком? (мухи не обидит)


  1. Самостоятельная групповая работа с последующей проверкой

- А теперь задание по группам. Каждая группа должна отгадать, какие фразеологизмы изобразил художник и дать толкование этим фразеологизмам.

(1 группа — писать как курица лапой — писать или рисовать неразборчиво, непонятно, некрасиво;

2 группа — считать ворон — быть невнимательным, рассеянным;

3 группа — съесть пуд соли - прожив долгое время вместе и тесно общаясь, хорошо узнать кого-либо)

- Ребята, а что значит пуд? (это 16 килограммов)

        • И еще один вид работы. Каждая группа должна отгадать свой ребус, в котором зашифровано слово.

( дело в шляпе - о том, что благополучно разрешится, результат чего-то предопределен;

ветер в голове - о человеке безотвественном, беспечном, легкомысленном;

дым коромыслом — шум, гам, беспорядок , суматоха;

белая ворона — о человеке, резко отличающемся от других своими поступками)



  1. Рефлексия.

- Ребята, что у вас оказалось в копилке? (дети зачитывают)

        • Ребята, какие фразеологизмы вызвали у вас затруднения?

        • Все эти фразеологизмы каждый из вас должен оформить в виде книги, журнала или альбома. Вы можете проиллюстрировать свою книгу! На следующем занятии мы вручим ваши сборники учениками 1-го класса.


        • Подберите фразеологизм, который бы характеризовал вашу работу на уроке.

(засучив рукава, не покладая рук)



  1. Итог занятия.

- Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников                   сквозь пальцы.

Спасибо, ребята, за урок, за ваши светлые головы.




ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «УМА ПАЛАТА, ИЛИ О ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТАХ» (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Данное мероприятие составлено с учетом собственных наблюдений за речью учащихся, в ходе которых я пришла к выводу о том, что её можно охарактеризовать как не соответствующую нормам литературного языка.

 

Актуальность и значимость этого мероприятия заключается в том, что оно прежде всего направлено на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.

 Учащиеся с большим трудом находят фразеологизмы, и я ещё раз убедилась в том, что просто необходимо, чтобы мероприятие на тему: «Фразеологизмы» был ярким, интересным, необычным и запоминающимся, что вероятнее всего улучшит знания учащихся на эту тему.

   В ходе мероприятия используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Материал подобран таким образом, что может быть использован как при коллективной, так и при индивидуальной форме обучения.

Автор Нагорнова Наталья Ивановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 669
Номер материала 38501
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓