Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «УМА ПАЛАТА, ИЛИ О ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТАХ» (5 класс)

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «УМА ПАЛАТА, ИЛИ О ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТАХ» (5 класс)

Скачать материал

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«УМА ПАЛАТА, ИЛИ О ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТАХ»

 

1.                  Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Я приветствую вас на очередном внеклассном занятии по русскому языку.

- Ребята, у вас дома есть копилки? А что вы в них копите?

- Перед вами тоже  копилки...листочки.  На этом занятии вы должны будете

наполнить эти копилки. Как вы думаете, чем?

 

2.                  Формулирование темы и цели

- Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы определить тему, послушайте стихотворение.

 

            Чтение наизусть стихотворения «Осень на носу» (Половнева М.)

 

                    Итак, какова тема нашего занятия? (Фразеологизмы)

                    Так чем же мы будем наполнять копилки? (фразеологизмами)

                    Как вы думаете, что будет конечным продуктом нашей работы в творческой мастерской?

                    Действительно, на этом занятии мы будем отбирать материал для будущего сборника фразеологизмов.

                    Как вы считаете, кто сможет пользоваться этим сборником? (ученики начальной школы)

 

3.                  Актуализация знаний

                    Ребята, вы готовы работать? Тогда начнем. В ходе нашей работы вы должны успевать наполнять копилку как можно большим количеством фразеологизмов

                    Какой первый фразеологизм оказался в вашей копилке? ( на носу)

                    Почему вы решили, что это фразеологизм? (особые выражения, устойчивые сочетания слов, употребленные в переносном значении)

                    Что значит «на носу»? (очень скоро)

 

4.                  Игра «Будь внимателен»

Молодцы! Вы хорошо разбираетесь во фразеологизмах? Сейчас проверим.

                    Хлопните в ладоши, если услышите фразеологизм.

 

Рубить дрова, рубить сплеча, варить кашу, расхлебывать кашу, наклонить голову, ломать голову

 

                    Не забудьте наполнить копилку. Какие из услышанных фразеологизмов вы запомнили и можете объяснить?

 (рубить сплеча — говорить, поступать резко, прямо, не стесняясь и не считаясь ни с кем;

расхлебывать кашу — справляться со сложным и непростым делом;

ломать голову — напряженно, усиленно думать)

 

5.                  Групповой проект «Особенности фразеологических сочетаний» (Шумаков М., Сулейманов Т.)

                    Ребята, над темой «Фразеологизмы» мы работает уже несколько занятий. И к сегодняшнему занятию Максим и Тимофей подготовили групповой проект-обобщение всего того, о чем мы говорили, -  «Особенности фразеологических сочетаний». В этом проекте тоже будут встречаться фразеологизмы, которые украсят ваш сборник.

 

        Выступление ребят

 

                    Какие фразеологизмы вы опустили в копилку?

 

6.                  Динамическая пауза

- А теперь давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды, только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

 

-- Встанем, как язык проглотили.

-- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели.

-- Дадим задний ход.

-- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

-- Разведем руками.

-- А теперь -- руки в брюки.

-- Подержим нос по ветру.

МОЛОДЦЫ!

Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжим нашу работу.

 

7.                  Инсценирование и сообщение о происхождении фразеологизмов

 

                    А теперь, ребята, сценка!

                    Как бы вы ответили на эти вопросы?

(это фразеологизмы:

из кожи вон — стараться изо всех сил;

где раки зимуют — проучить, жестоко наказать)

 

     - Ребята, где можно узнать о значении фразеологизмов? (в словаре фразеологизмов)

                    Вы знаете о происхождении этих фразеологизмов? Лиза подготовила сообщение об этом.

 

8.                  Задание

            -   Отгадайте загадки, ответом для которых будут служить фразеологизмы.

 

                    Как говорят о человеке, который совершенно лишен музыкального слуха? (медведь на ухо наступил)

                    Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения. (семь пятниц на неделе)

                    Очень темно, совершенно ничего не видно (хоть глаз выколи)

                    Изобретать то или сообщать о том, что уже давно изобретено или известно (открывать Америку)

                    Как говорят о человеке очень тихом, скромном, кротком? (мухи не обидит)

    

 

9.                  Самостоятельная групповая работа с последующей проверкой

- А теперь задание по группам. Каждая группа должна отгадать, какие фразеологизмы изобразил художник и дать толкование этим фразеологизмам.

(1 группа — писать как курица лапой — писать или рисовать неразборчиво, непонятно, некрасиво;

  2 группа — считать ворон — быть невнимательным, рассеянным;

  3 группа — съесть пуд соли - прожив долгое время вместе и тесно общаясь, хорошо узнать кого-либо)

- Ребята, а что значит пуд? (это 16 килограммов)

 

                    И еще один вид работы. Каждая группа должна отгадать свой ребус, в котором зашифровано слово.

             ( дело в шляпе - о том, что благополучно разрешится, результат чего-то предопределен;

               ветер в голове -  о человеке безотвественном, беспечном, легкомысленном;

               дым коромыслом — шум, гам, беспорядок , суматоха;

               белая ворона — о человеке, резко отличающемся от других своими поступками)

 

 

9.                  Рефлексия.

             -   Ребята, что у вас оказалось в копилке? (дети зачитывают)

                    Ребята, какие фразеологизмы вызвали у вас затруднения?

                    Все эти фразеологизмы каждый из вас должен оформить в виде книги, журнала или альбома. Вы можете проиллюстрировать свою книгу! На следующем занятии мы вручим ваши сборники учениками 1-го класса.

 

                    Подберите фразеологизм, который бы характеризовал вашу работу на уроке.

 (засучив рукава, не покладая рук)

 

 

10.              Итог занятия.

- Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников                   сквозь пальцы.

Спасибо, ребята, за урок, за ваши светлые головы.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «УМА ПАЛАТА, ИЛИ О ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТАХ» (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-психолог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данное мероприятие составлено с учетом собственных наблюдений за речью учащихся, в ходе которых я пришла к выводу о том, что её можно охарактеризовать как не соответствующую нормам литературного языка.

 

Актуальность и значимость этого мероприятия заключается в том, что оно прежде всего направлено на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.

 Учащиеся с большим трудом находят фразеологизмы, и я ещё раз убедилась в том, что просто необходимо, чтобы мероприятие на тему: «Фразеологизмы» был ярким, интересным, необычным и запоминающимся, что вероятнее всего улучшит знания учащихся на эту тему.

   В ходе мероприятия используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Материал подобран таким образом, что может быть использован как при коллективной, так и при индивидуальной форме обучения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 198 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2461
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3165
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 430
    • DOCX 21 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Нагорнова Наталья Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Нагорнова Наталья Ивановна
    Нагорнова Наталья Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 3790
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Сенсорная интеграция: типовые и инновационные методы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе