Главная / Начальные классы / Внеклассное занятие по чтению на тему " 180 летие путешествия А.С. Пушкина по Самарскому краю".

Внеклассное занятие по чтению на тему " 180 летие путешествия А.С. Пушкина по Самарскому краю".

Внеклассное чтение в третьем классе .Форма проведения- литературный салон. Прочтение литературного журнала, посвященного 180- летию , проезда А.С. Пушкина по Самарской губернии .

Цели:1 ) Соприкоснуться с солнечным творчеством А. С. Пушкина - символом нашей культуры.2) Познакомить учащихся с малоизвестными сторонами его творчества, как писателя – исследователя исторического прошлого нашей родины.3)Вызвать чувство национальной гордости за великого русского поэта 19 века .

Оформление : портрет Пушкина , на стене нарисованный камин и окна с проплывающей луной , стол с подсвечниками .Экран , проектор для показа презентации.



Музыка : Е. Дога « Вальс». П.И. Чайковский « Осенняя песнь».



Учитель: Дорогие ребята! У нас сегодня необычный урок . Я приглашаю вас посетить литературный салон 19 века. А кто из вас может объяснить ,что такое «литературный салон» ?

В нашем литературном салоне мы перелистаем страницы журнала посвященного 180 -летию прибывания А. С. Пушкина в Самарской губернии.

« Здравствуй , племя

Младое, незнакомое!» Из глубины веков дошло до нас приветственное слово поэта.



(Звучит «Вальс» Е. Доги        

Ведущий (1):  Жизнь Пушкина была такой же интересной, как и его поэзия. Необыкновенным было само происхождение поэта. У этого русского человека и русского писателя – Александра Сергеевича Пушкина – прадед был абиссинец, уроженец Африки, по имени Ибрагим, человек с почти черным лицом и черными курчавыми волосами. Ибрагим маленьким мальчиком был украден у отца (а отец его был предводителем одного абиссинского племени) попал в Турцию, а оттуда был привезен в подарок царю Петру I. Он получил фамилию Ганнибал. Когда мальчик вырос, стал военным инженером, а умер  в чине генерала. Мать Пушкина, Надежда Осиповна Ганнибал, была внучкой этого «арапа Петра Великого».

Ведущий (2): Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 г. Он был сыном небогатого помещика Сергея Львовича Пушкина. Саша рано научился читать и по-русски и по-французски. С бабушкой своей Марией Алексеевной Ганнибал, будущий поэт провел детство в Москве в ее поместье Захарове. Ей он обязан первыми впечатлениями от русских сказок, у нее и у няни учился красоте и образности русской речи, от нее он узнал русскую грамоту. Вероятнее всего, именно образ бабушки Марии Алексеевны воплощен в стихотворении «Сон».

Чтец .1

…Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы

Рассказ учителя о детских годах поэта.

Ведущий (1): Подобным образом в стихах, Александр Сергеевич вспоминает и о своей няне Арине Родионовне. Слух Пушкина – мальчика пленен был напевами няни. Какими? В стихотворении «Зимний вечер» поэт вспоминает эти напевы, обращаясь к ней же, к няне Арине Родионовне.

Чтец (2):

Наша ветхая лачужка
И – печальна и темна.
Что же ты, моя старушка
Приумолкла у окна
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка
Сердцу будет веселей
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Ведущий (2): В 1811 г.  Пушкину исполнилось 12 лет. Его отвезли в Петербург и отдали в Лицей – школа для детей знатных фамилий. Она находилась в городе Царское село (около Петербурга) и помещалась в пристройке царского дворца. Учение продолжалось 6 лет. За это время мальчики Лицея очень сдружились между собой и крепко полюбили сам Лицей. Пушкин говорил:

Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина
Отечество нам Царское Село

Ведущий (1): Пушкин окончил Лицей в 1817 г. В это время он уже был настоящим поэтом. Он умел писать прекрасные, звучные и живые стихи, умел настойчиво работать над своими произведениями, добиваться все лучшего и лучшего выражения своих мыслей и чувств.

Ведущий (2): Выйдя из Лицея, Пушкин жил в Петербурге, числился на службе и предавался развлечениям столичной жизни. В 1817 г. ему исполнилось 18 лет. Он был небольшого роста, стройный, очень ловкий и сильный, необыкновенно живой и подвижный. Он прекрасно плавал, фехтовал на шпагах, ездил верхом. Лицом он был некрасив, но имел необыкновенные глаза, блестящие и выразительные.

Ведущий (1): В эти годы Пушкин немало работал над своими стихами. Он написал первое свое крупное произведение – сказочную поэму «Руслан и Людмила». Но молодой Пушкин в то же время писал и стихи, в которых сильно и поэтично отразились впечатления его от настоящей жизни. Он писал революционные стихи, он писал резкие, насмешливые стихи про самого царя, про его приближенных, министров. Благородная и пылкая молодежь не могла без возмущения видеть, как русский народ, недавно победивший Наполеона и освободивший Европу, сам на своей родине находится в позорном порабощении, в крепостной зависимости от бар-помещиков.

Ведущий (2): Каким способом добиться свободы и счастливой жизни для русского народа, юный поэт не знал.

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный.
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец  прекрасная заря?

Ведущий (1): За революционные стихи в 1820 г. Пушкина отправляют в ссылку в Кишинев .Из Кишинева Пушкин переезжает в Одессу, большой, прекрасный город, где жило много образованных людей, где был хороший театр, опера. Но вскоре у Пушкина произошел конфликт с наместником края графом Воронцовым. Граф очень пренебрежительно относился к Пушкину, но с поэтом нельзя было так обращаться – он был человек крайне самолюбивый и вспыльчивый, и обидеть себя никому бы не позволил. Поэт написал насмешливые эпиграммы на Воронцова:

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным, наконец.

Воронцов был в ярости, и над Пушкиным разразилась новая гроза.

Ведущий (2):  Из южной ссылки, из Одессы, власти вновь в 1824 г. отправляют Пушкина в ссылку в село Михайловское, которое принадлежало его отцу. Сосредоточенность и строгое уединение «вдали охлаждающего света», по слову самого Александра Сергеевича, стали условиями, в которых завершилось становление национального гения. Поэт вступает в пору расцвета, в пору зрелости. Любимое время года поэта – осень.

Именно она ему мила «красою тихою, блистающей смиренно». «Из годовых времен» он был «рад лишь ей одной».

Звучат стихи поэта об осени в исполнении учеников.

У нас в журнале есть ожившие страницы. (Входит старик.)

Старик: Вот уже 30 лет и 3 года живу я со своей старухой на берегу синего моря .Люблю я синее море за его красоту, за то ,что кормит меня со старухой. Узнали вы меня? (ответы детей). Правильно. Пришел я из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Вот пошел я один раз к морю

И закинул в него невод,-

Пришел невод с одной тиной.

Я в другой раз закинул невод ,-

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул я невод,-

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой,- золотою.

Ах, какая красавица была эта золотая рыбка. (Входит девочка в костюме золотой рыбки)

Рыбка: Ты звал меня , старче?

Старик: Есть у меня заветное желание.

Рыбка:

Если ты опять за старуху просить будешь, то я и разговаривать-то с тобой не буду !

Старик: Смилуйся , государыня рыбка! Не за старуху прошу, а за малых детушек!

Поиграй с ними, побалуй их!

Рыбка: Не печалься ! Ступай себе с Богом! Поиграю, побалую их! (Старик уходит .

Рыбка играет с детьми в п\и «Невод».

Ведущий (1): 8 сентября 1826 года по распоряжению Николая 1 Пушкин из Михайловской ссылки был доставлен в Москву.

Чтец (6):

Ах, братцы! Как я был доволен
Когда церквей и колоколен
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось.



Ведущий (2): На одном из балов зимой 1828-1829 года в доме Кологривовых на Тверском бульваре Пушкин впервые встретил 16-летнию Наталью Гончарову.

«Он очарован своей Наташей, говорит о ней, как о божестве» - писала мать поэта его сестре Павлищевой. Позднее Пушкин напишет жене: «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив.

Ведущий (1): В апреле 1830 г. Пушкин вновь сделал предложение Н.Н. Гончаровой, которое на этот раз было принято. Начались хлопоты по подготовке свадьбы. Для устройства дел Пушкин 1 сентября выехал в принадлежавшее его отцу имение Болдино в Нижегородской губернии. «Ах, мой милый, что за прелесть здешняя деревня, - писал поэт своему другу и издателю П.А. Плетневу из Болдина. – Вообрази: степь да степь; соседей ни души, езди верхом, сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается – никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов». Пребывание в Болдине вызвало могучий творческий подъем поэта. Здесь он пишет «Повести Белкина», «Каменный гость», «Пир во время чумы», две последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде», ряд замечательных стихов.

Ведущий (1): Пушкин прорвется в Москву 5 декабря, а пока лошади несут его прочь от Болдина, и он не знает, вернется ли еще когда-нибудь в бедную свою вотчину. Но воспоминания о вдохновенном труде никогда не оставят его, будут манить, тревожить…

Ведущий (2): Он вернется 3 года спустя, изъездив тысячи верст дорогами Пугачева, он напишет жене: «И сплю и вижу приехать в Болдино и там запереться». Он приедет – и почувствует радостно:

И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем.

Ведущий (1):  Три года спустя он будет здесь трудиться над «Историей Пугачева». Чтобы его произведение было исторически достоверно, Пушкин не только работает в государственных архивах, но и проезжает по местам , связанных с пугачевским бунтом.Он беседует с жителями , которые помнят людей ,события тех лет. Так он посетил Самарскую и Оренбургскую губернии. Проехав по дорогам пугачевской войны ,он останавливается и в крепости» Алексеевск»,где меняет лошадей ,беседует со стариками , помнивших казаков Пугачева. Так наш поселок вошел в жизнь Пушкина .Ребята прочитают свои сочинения на эту тему.


 (Звучит  музыка  Г.В. Свиридова к киноповести «Метель».

Мы перевернули последнюю страницу нашего журнала , посвященного поэту. Читайте Пушкина! Читайте о Пушкине ! И пусть никогда не зарастет «тропа» к этому великому поэту- Александру Сергеевичу Пушкину !

(Продолжает звучать музыка Г. В. Свиридова к киноповести «Метель»)

Награждение участников викторины «Наш Пушкин».








Внеклассное занятие по чтению на тему " 180 летие путешествия А.С. Пушкина по Самарскому краю".
  • Начальные классы
Описание:

В 2013 году у нас в Самарской области широко отмечался 180 летний юбилей прибывания А.С. Пушкина в Самарской губернии.

С самого раннего детства дети знакомятся с творчеством нашего великого поэта.Знают сказки, стихи, поэмы.Но мало кто знаком с другой  стороной творчества поэта-писателя историка.

Наши места знамениты тем,что на територии Самарской губернии проходило Пугачевское восстание и чтобы глубже ,достоверние изучить ход Пугачевского бунта Пушкин изучает не только архивные документы ,но и совершает путешествие по тем местам ,где проходило Пугачевское войско.Беседует с людьми ,которые знали участников тех событий,записывает их воспоминания.Так поэт посетил нашу Алексеевскую крепость.

Занятие затрагивает знания по краевединию ,литературе.Проводила его в виде литературного салона 19 века.В классе сделали уголок с нарисованным камином, большим окном с колоннами,стол накрытый старинной скатертью,чернильница с гусиным пером, подсвечники со свечами.На рисованное окно прикрепила портрет поэта-это придало эффек присутствия А.С.Пушкина у нас в литературном салоне.

Фото с этого урока можно найти в галереи. К занятию дети писали сочинение на эту тему, отвечали на вопросы викторины по биографии поэта,его творчеству.Занятие проводилось на паралель.Были задействованы ученики двух классов.

Автор Швецова Ирина Георгиевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 460
Номер материала 52426
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓