Главная / Начальные классы / Внеклассное занятие «Наши пернатые друзья»

Внеклассное занятие «Наши пернатые друзья»

Внеклассное занятие «Наши пернатые друзья»


Цель: формировать у детей заботливое отношение к пернатым друзьям.

Задачи:

1) способствовать воспитанию нравственно- эстетического отношения к природе, закладывать основы экологического сознания и культуры.

2)Развивать умения детей распознавать птиц по внешнему виду и повадкам. Закрепить знания детей о последовательности в росте птиц (яйцо – птенец – птица). Упражнять детей в классификации птиц на городских, лесных, водоплавающих.

3)Познакомить детей с пословицами и поговорками о птицах. Продолжать учить отгадывать загадки. Поддерживать интерес детей к познанию природы.

4)познакомить с народными традициями встречи весны , способствовать сохранению фольклора;

5)показать отрицательное воздействие людей на жизнь птиц; формирование бережного, заботливого отношения к птицам;

Оборудование: Картинки и фотографии птиц схема, природоохранные знаки; аудиозапись; видеоряд: «Брянский заповедник», «Окский заповедник », маски птиц, скворечник, «жаворонки » печеные.


Стихотворение в исполнении учителя.


Весна всему свой голос дарит –


Воде, листве, земле – всему:


Кострам в лесу и птичьей паре,


Глазам и сердцу моему.



Все началось с простой капели,


И вот уже текут снега,


И зажурчали, зазвенели


Деревья, воздух и луга.



Несется плеск с лесных излучин,


В овраге ветер струны рвет,


Весь мир разбужен и озвучен


И дирижеру смотрит в рот.


-Какое замечательное стихотворение! И ведь не случайно. Потому что весна – самое прекрасное время года.. А какие признаки весны в неживой природе вы наблюдали?


( Ярче светит солнце, небо стало выше, день становится длиннее, t становится выше, начал таять снег, лед).


-А какие изменения произошли в живой природе?


( Началось сокодвижение, набухли почки, появляются первые насекомые на оттаявшей земле, прилетают первые весенние птицы.)


-Что же стало причиной всех этих изменений?


( На доске выстраивается схема)


-Весна « прилетела » к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю : делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы.



-Есть у весны и народные праздники, которые предвещают приход весны .


Один из них 22 Марта - Сороки . День равен ночи. На Русь сорок пичуг пробиваются. Вот какие новости предсказывают их прилет.


( ученики называют приметы)


Жаворонок является первым – к теплу, зяблик - к стуже.


Журавель прилетел и тепло принес.


Журавли тянут на север – к теплу, летят обратно – к холоду.


Трясогузку ледоломку журавль на хвосте принес.


Грач – на проталину, скворец – на проталину.


Увидел скворца – знай – весна у крыльца.


-На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы – жаворонка . Загодя домашние стряпухи выпекали из теста птиц – жаворонков , вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Давали этих птиц детям и ласково приговаривали : « Жаворонки прилетели, на голову детям сели».деревенская детвора взбегала на сугробы , привязывала «жаворонков » к шесту и. раскачивая самодельных птиц, распевала :


( разыгрывается закличка весны )


Русская народная песня» Жаворонки» в исполнении Аношиной Насти


-И с этого дня начинается месяц птиц. Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идет в строгом порядке , отрядами. Каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад .



-Кто же прилетает первым из наших пернатых друзей?


( Выходит ученик – « грач » )


Грач .Меня вы не забыли?


Переносье с белым кругом,


Важно я хожу за плугом,


Огородом, полю – врач.


Глянцевитый , черный … ( грач ).


Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили , не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные . Теперь они важно расхаживают по дорогами и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например : « Грач зиму расклевал », « Увидел грача – весну встречай ».


-Кто же первым из птиц « открывает » весну ? ( Грачи).


-Кто следует за грачами ?


( выходит ученик – « скворец » )


Скворец . На шесте дворец,


Во дворце певец. ( скворец ).


Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе. не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков- листоедов. выкармливая птенцов прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов появляются скворцы. Ведь не испокон же веков они здесь жили: скворцы существовали тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, но и домов – то не существовало . скворцы прилетели к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах. но дупел часто всем не хватает . Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делаете очень полезное дело !


-Кто же прилетает вслед за грачами?


-Чем мы можем порадовать пернатого друга ?


-Видели ли вы скворечники ?

(Показ фотографии скворечника.)

А вот этот домик вам знаком? Как он называется? Кто его сделал? А кто в нем живет? Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец.

Домики для птиц сооружают давно. Раньше их делали из прутьев, соломы, бересты. А теперь чаще всего из досок и фанеры. И первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему называют все домики для птиц скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы.


Если скворечник висит в большом саду, то в нем может поселиться удод, нарядная птица с высоким пестрым хохолком. «Удод – Удод!» - кричит он, за что его и назвали так.


Если сделать скворечник побольше и повесить его повыше на дерево, то в таком домике поселятся галки. И выведут здесь своих галчат.


В парке или в лесу разыщет скворечник большой пестрый дятел. Если вход в птичий домик покажется ему слишком узким, то дятел быстро расширит его острым клювом.


В скворечнике, у которого леток (вход) побольше, может поселиться и небольшая сова-сплюшка. Сплюшка охотится по ночам за ночными насекомыми. «Сплю-сплю!» - покрикивает сплюшка вечером. За это и назвали ее сплюшкой.


Любят жить в скворечниках и воробьи. Здесь они и птенцов выведут и зимой от морозов спрячутся. Но вот беда – вернутся домой скворцы и тут же выставят из своего домика воробьев.

Прогонят скворцы из своего скворечника и других птиц, что поменьше, послабей.


-Почему надо делать скворечники?


-Что объединяет скворца и грача? ( Насекомоядные птицы )


-А где живет грач ?


( рассказывает ученик о строительстве гнезд грачами )


. Отгадайте загадку:


Спереди шильце,

Сзади вильце,

Сам мал,

А за морем бывал (Ласточка).



Ну конечно, это ласточка! Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки – прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же , особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает » к земле, ласточки летают низко . В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или касатка, и береговая ласточка.


Ласточка – одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:


Ласточка под кровлю – к счастью.


Ранняя ласточка – к счастливому году.


Одна ласточка весны не делает.


Ласточка весну начинает, а соловей кончает.


-Чем отличается деревенская ласточка от городской?


( У деревенской хвост вильчатый длинный, а у городской – короткий )


Не знаю, когда прилетел соловей,


Не знаю, где был он зимой,


Но полночь наполнил он песней своей,


Когда воротился домой.


Весь мир соловьиною песней прошит:


То слышится где-то свирель,


То что-то рокочет, журчит и стучит


И вновь рассыпается в трель.


( С. Маршак )


Соловей . Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце – соловье, хотя само его пение слышали далеко не все.


Поет соловей , сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старых, подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поет хуже. Долгое время своим искусством славились курские соловьи, у которых в песне было до 40 колен.Зимует соловей в тропической части Восточной Африки, прилетает к нам поздно – в средине мая и начинает петь, по народной примете, «когда напьется из березового листка», т.е. когда у березы будут листочки , что в них уместятся капли росы.


Поет соловей полтора месяца. когда в гнезде появятся голенькие птенчики, певцу уже не до пения – только успевай находить и приносить еду детишкам. Значительная часть добычи – вредители леса, однако, неизмеримо большое эстетическое значение лучшего из наших птиц певца.


-Какие еще птицы к нам возвращаются весной из теплых стран?


( Жаворонок, кукушка, иволга, трясогузка, аисты, журавли, гуси, утки и др.)



-С прилетом наших пернатых друзей ожили леса, рощи, парки, сады.( Звучит запись «Голоса птиц »)

Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела

наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут птицы?

(Дети отвечают.)

Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень

быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придёт гибель.

Будем надеяться, что такой экологической катастрофы на планете Земля не случится. Давайте

вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как

птицы. (Дети отвечают.)


Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток; устанавливать весной скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять кормом…



На фоне этого звучит стихотворение :


Мы безмерно богаты.


В наших чащах и рощах


Столько всяких пернатых –


Просто диву даешься.


Но спросите иного,


Что он знает о птицах,


Пусть ответит толково –


И, гляди, удивится:


Как же, фауна , дескать,


Как же, наше богатство –


На полях, в перелесках,


Так сказать, птичье царство…


Птичье царство, и только?


Ну, дрозды, ну, синички …


Где запомнишь названья


Просто птички и птички.


( А. Яшин)


-А что вы знаете о птицах?


Викторина «Знатоки птиц » Вопросы:

1. Птица семейства вороновых отряда воробьиных. Оперение рыхлое, красновато-серое; хвост чёрный, на крыле голубое пятно с чёрными пёстринами, на голове хохол с чёрными пятнами. Полезна уничтожением насекомых; делает на зиму запасы желудей, чем способствует расселению дуба; вместе с тем вредит, разоряя гнёзда мелких птиц. (Сойка.)


2. Эта птичка обитает преимущественно в лесах. Зимой часто встречается у жилья. Полезна уничтожением насекомых в садах и лесах. Оперение густое, пушистое, жёлтая грудка. (Синица.)


3. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим блеском. Осенью, после линьки, оно покрыто белыми крапинами – это светлые концы контурных перьев, которые к весне стираются, и крапины исчезают. Молодые чёрно-бурой окраски с более светлым горлом. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает, особенно для жителей городов, наступление весны. (Скворец.)


4. Птица подотряда стрижей отряда длиннокрылых. Крылья длинные, узкие. Оперение тёмно-бурое или черноватое. Гнёзда этой птицы состоят из растительных материалов, склеенных слюной, или из одной затвердевшей слюны (так называемые ласточкины гнёзда); в Китае эти гнёзда люди употребляют в пищу.(Саланган.)


5.Птица из отряда воробьиных. Голова большая, клюв на вершине с крючком и зубцом перед вершиной, хвост длинный. Оперение рыхлое, чаще серых тонов в сочетании с белым и чёрным, реже с рыжим. Избегая сплошных лесов, селится в лесотундре, на опушках леса, на полянах, в степи или пустыне с зарослями кустарника или отдельными деревьями. Некоторые из них запасают пищу, накалывая добычу на сучки или колючки. (Сорокопут).


6. Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста поперечная жёлтая полоса. Распространена на севере лесной зоны от Кольского полуострова до Камчатки. Песня – нежное "свирири-свирири". (Свиристель).


-Молодцы, вы настоящие знатоки птиц.


-Действительно, труден и долог путь птиц в родные края, но все ли спокойно и благополучно складывается у них на родине?


Звучит отрывок из песни Е. Мартынова «Журавли» до слов «… И вырвался крик…»


Танец в исполнении Ягудина И и Шестаковой С (Лебедь и лебедушка)



Н. Заболоцкий « Просьба »


Раненая птица в руки не давалась,


Раненая птица птицей оставалась.


Этот сон давнишний до сих пор мне снится-


На траве кровавой вздрагивала птица.


Люди – исполины, люди – великаны,


Есть у вас винтовки, есть у вас капканы.


Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,


И должно быть сердце. Сердце человечье!


Люди-человеки, страны и народы.


Мы теперь навечно должники природы.


Надо с этим долгом как-то расплатиться,


Пусть расправит крылья раненая птица!


Е. Мартынов « Я хочу, чтоб были лебеди …»



-С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц . В нашей стране создана Красная книга, где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам.


Красный цвет – цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Но Красная книга еще не гарант того, что редким зверям и птицам не грозит опасность, главным является наша человеческая совесть. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес мы смогли услышать чудесное пение птиц.


Каким скучным был бы мир без Птиц !


В нашей стране создаются также заповедники по охране зверей и птиц.


Один из них заповедник « Брянский лес».


Видеоряд : 1) Заповедник « Брянский лес ».


Символ заповедника – черный аист.


2) Заповедник Окский . ( разведение стерхов – белых журавлей).


-А чем мы можем помочь птицам ?


: Ученик:

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма –

Горсть зерна нужна,

Горсть одна-

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.


-Сколько есть дел, посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнездовий, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для дуплогнездных птиц. И запомните главное правило : даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать , а это уже не так мало ! Очень важно , чтобы птицы , такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете , плохо и нам самим.


Не разоряйте птичьего гнезда,-


Так счастлива в своем жилище птица!


Она в гнезде спокойна и тогда ,


Когда над рощей буря злится .


Храните дерево от топора;


Оно, высокое и вековое,


Дает нам тень , когда стоит жара,


Оно чарует все живое.


Не разрушайте птичьего гнезда !


Мне больше, чем другому, боль знакома


Того, чья песня глохнет в холода,


Кто на земле живет без долга.


( К. Кулнев )



-Почему птиц называют друзьями человека ?


-Какие правил вы должны помнить ?


( Работа с природоохранными знаками )


- Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным , легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика , прекрасна, но и хрупка наша планета. Помните об этом и вы.


Исполняется песня« Расскажите, птицы


Стихотворение:

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы тут как тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!


/Все/


- Мы хотим, чтоб птицы пели,

- Чтоб леса вокруг шумели,

- Чтобы были голубыми небеса,

- Чтобы речка серебрилась!

- Чтобы бабочка развилась!

- И была на ягодах роса!


Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!


.

Внеклассное занятие «Наши пернатые друзья»
  • Начальные классы
Описание:

Данный конспект внеклассного занятия под названием "Наши пернатые друзья" создан, чтобы способствовать воспитанию у учащихся нравственно - эстетического отношения к природе, в частности, к птицам.                      Для этого была поставлена цель занятия: сформировать у детей заботливое отношение к пернатым друзьям.

В соответствии с целью были выделены следующие задачи:

1. Развивать умения детей распознавать птиц по внешнему виду и повадкам. Закрепить знания детей о последовательности в росте птиц (яйцо – птенец – птица). Упражнять детей в классификации птиц на городских, лесных, водоплавающих.

2. Познакомить детей с пословицами и поговорками о птицах. Продолжать учить отгадывать загадки. Поддерживать интерес детей к познанию природы.

3. Познакомить с народными традициями встречи весны, способствовать сохранению фольклора;

4. Показать отрицательное воздействие людей на жизнь птиц; формирование бережного, заботливого отношения к птицам.

Для проведения занятия было задействовано оборудование: картинки и фотографии птиц, природоохранные знаки; аудиозапись; видеоряд: «Брянский заповедник», «Окский заповедник », маски птиц, скворечник. 

 

Автор Девликамова Галина Геннадьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 430
Номер материала 48776
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓