Главная / История / Внеклассное занятие "Интеллектуально-познавательная игра "Умники и умницы" (6-7 класс)

Внеклассное занятие "Интеллектуально-познавательная игра "Умники и умницы" (6-7 класс)

Интеллектуально-познавательная игра

«Умники и умницы»

для учащихся 6-7 классов


Учитель Синявская Лидия Ивановна



Историческая игра «Умники и умницы» посвящена истории России с древнейших времен до конца XVII века.

Предварительная подготовка: консультации для учащихся в ходе подготовки к игре, помощь в подготовке.

Цели и задачи игры:

  • систематизация имеющиеся у учащихся знания по истории России с древнейших времен до XVIII века, развивать интерес к изучению истории.

• развитие творческих способностей, логического мышления учащихся;

• повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;

• повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, стимула;

• воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

• формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

• формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

• формирование у ребёнка умений организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.


Оборудование игры: тексты с историческими ошибками, дорожки (красная, зеленая и желтая), ордена умников.




Ведущий. Дорогие друзья! Сегодня мы с вами проводим игру, которая поможет нам вспомнить историю России с древнейших времен до XVIII века. Она называется «Умники и умницы».

Послушайте, пожалуйста, правила игры.

Перед собой вы видите три дорожки. Красная дорожка самая короткая. Однако идущий по ней не имеет права на ошибку. Желтая дорожка длиннее, но участник имеет право сделать на ней одну ошибку. Самая длинная дорожка – зеленая, на ней вы имеете право сделать две ошибки.

Игра у нас пойдет не совсем обычно. Выходить на дорожку будет не один человек, а целая команда. Та команда, которая наберет больше жетонов, имеет право выбрать дорожку первой.

Ведущий. Первый наш конкурс называется «Найди ошибку». Прочитав текст, вы должны найти несоответствия исторической действительности и прокомментировать их.

(смотрите приложение №1)

Ведущий. Наш первый конкурс завершен. Просим жюри подвести итоги и выявить победителей, которые займут первую, вторую и третью дорожки.

Жюри подводит итоги, команды выстраиваются на дорожках.

Ведущий. Первый вопрос команде, которая стоит на красной дорожке.

В «Русской правде» имеются разночтения статьи о штрафе за убийство. По одной редакции виновный в убийстве платит «за смерда и холопа 5 гривен». В других редакциях «за смердий холопа – 5 гривен». Какая из редакций соответствует исторической действительности?

(Первая редакция)

Ведущий. Вопрос команде, стоящей на желтой дорожке.

Князь Владимир при жизни своей усыновил Святополка, а тот, после смерти великого князя, в борьбе за власть, убил двух сыновей Владимира. Впоследствии они были объявлены первыми русскими святыми. Их именами назван один из российских городов. Назовите его.

(Борис и Глеб. Город Борисоглебск)

Ведущий. Вопрос команде, стоящей на зеленой дорожке.

Вещему Олегу гадалка нагадала, что он погибнет от своего коня. Он приказал тогда отдалить коня от себя. Как-то, вернувшись из похода, он узнал, что конь умер. Олег очень удивился. Он сам решил удостовериться в смерти своего боевого друга. Взяв в руки череп коня, Олег произносит одно слово и умирает. Что это было за слово? (Змея)

Ведущий. Вопрос команде, стоящей на красной дорожке.

После смерти Святополка киевляне послали сказать князю: «Ступай на стол отцовский и дедовский». Но он не сразу пошел в Киев. Тогда киевляне разграбили двор тысятского, потом пошли на жидов и их пограбили. Послали опять к князю: «Ступай, князь, если же не пойдешь, то знай, что еще больше зла натворим».

Как звали князя, которого так настойчиво приглашали княжить в Киев?

(Владимир Мономах)

Ведущий. Вопрос команде, стоящей на желтой дорожке.

За смерть Бориса и Глеба Святополку отомстил этот князь, изгнав братоубийцу в Богемские пустыни, где тот и умер. А князь же этот правил всей Русью, от берегов Балтийского моря до Азии. Ему приписывают древнейшее собрание наших законов под именем Русской Правды.

Назовите имя князя.

(Ярослав Мудрый)

Ведущий. Вопрос команде, стоящей на зеленой дорожке.

Назовите русских князей, носящих географические прозвища. После каких событий они их получили?

(Александр Невский – после битвы на Неве в 1240 г., Дмитрий Донской – после

Куликовской битвы в 1380 г.)

Ведущий. Вопрос команде, стоящей на желтой дорожке.

Назовите «драгоценное» государство XIII в. и его основателя.

(Золотая Орда, хан Батый)

Ведущий. Вопрос команде, стоящей на зеленой дорожке.

Княгиня Ольга жаждала мести за смерть своего мужа Игоря. Древляне предложили ей в дань мед и кожу. Но она попросила у них с каждого двора по три воробья и голубя. Для чего они нужны были княгине?

( К лапкам птиц она приказала привязать зажженный трут. Они возвратились с

огнем в свои гнезда и сожгли город)

Ведущий. Вопрос команде, стоящей на желтой дорожке.

Он вступил на великокняжеский престол в возрасте 10 лет. На протяжении всего его правления шла ожесточенная борьба за московский престол между ним, его дядей и двоюродными братьями. Он не был удачливым полководцем и дважды попадал в плен. В одно из пленений был ослеплен и вошел в историю как… Назовите его имя.

(Василий II Темный)


Ведущий. Вопрос команде, стоящей на зеленой дорожке.

От названия какого племени, жившего на территории Киевской Руси, происходит слово «чудак»?

(чудь)

Ведущий. Закончился первый этап нашей игры. Победителем в нем стала команда __________________. Она награждается орденами умников.

А мы переходим ко второму этапу. Для того, чтобы выбрать участников этого этапа каждая команда покажет нам домашнее задание, которое они подготовили.

(Команды показывают сценки-вопросы, а жюри выбирает три лучших)

Ведущий. Команды прошу занять свои места на дорожках.

Ведущий. Первый вопрос команде, которая стоит на красной дорожке.

В этой поговорке упоминается старорусское название кола или шеста, заостренного с одной стороны. А смысл ее в следующем: предпринимать действия, заведомо обреченные на провал, «нарываться» на крупные неприятности.

(Лезть на рожон)

Ведущий. Вопрос команде, стоящей на желтой дорожке.

При Иване Грозном разрастался бюрократический аппарат. Для того, чтобы добиться решения того или иного вопроса, чиновников приходилось задабривать подарками. Если приказчик не мог помочь, то приношения возвращались.

Какое выражение возникло в связи с этим?

(Остаться с носом)

Ведущий. Вопрос команде, стоящей на зеленой дорожке.

Индейцы, уладив спор, придя к согласию, выкуривали трубку мира, передавая ее по кругу. Наши предки в подобной ситуации вместе съедали котел каши. Какая поговорка появилась на свет, означающая, что враждующие стороны не договорились?

(С ним каши не сваришь)

Вопрос команде, стоящей на красной дорожке.

Если от даты этого события отнять два года, то получится дата другого события. Связаны они с именем одного полководца, но воевал он с разными врагами.

О каких событиях и о каком полководце идет речь?

(1242 г. – Ледовое побоище, 1240 г. – Невская битва. Александр Невский)

Ведущий. Вопрос команде, стоящей на желтой дорожке.

Две самые распространенные единицы измерения на Руси – пядь и сажень. Покажите, как выглядела пядь и как выглядела сажень?

(Пядь – расстояние между кончиками вытянутых большого и указательного

пальцев, а сажень равна расстоянию между большими пальцами вытянутых рук

человека)

Ведущий. Вопрос команде, стоящей на зеленой дорожке.

«Ни одного защитника этого злого города не осталось. Закончилась самая продолжительная для нас осада».

Кто и в связи с чем мог послать эту депешу?

(Хан Батый после разорения города Козельска)

Ведущий. Вопрос команде, стоящей на желтой дорожке.

Находки берестяных грамот в Новгороде изменили представление о русской женщине XII-XIVвеков. Как именно?

(Многие грамоты адресованы женщинам или написаны ими. Следовательно, даже

простые, незнатные горожанки владели грамотой)

Ведущий. Вопрос команде, стоящей на зеленой дорожке.

В древности у славян существовал обычай вторичного захоронения. Через несколько лет после похорон кости умершего выкапывались, мылись и снова предавались земле. Этот обряд сопровождался воспоминаниями об усопшем, о его делах и характере. С тех давних пор дошло до нас выражение, которое сейчас означает: сплетничать, судачить, злословить о ком-либо.

Назовите эту поговорку.

(Перемывать все косточки)

Ведущий. На этом этапе выиграла команда _________________. Она награждается орденами умников.

Наступает самый важный момент. Чтобы выявить, кто же у нас является победителем, командам, вышедшим в финал, будет задан вопрос. Та команда, которая первой ответит на него, будет победительницей.

Внимание, вопрос!

Это произведение считается одним из шедевров древнерусской литературы. В конце XVIII века список с этого произведения был преподнесен императрице Екатерине II. Подлинник сгорел в пожаре во время войны 1812 года, и в настоящее время все публикации этого произведения основываются на издании начала XIX века.

Назовите это произведение.

(Слово о полку Игореве)


Приложение №1


Из летописи монаха Киево-Печерского монастыря

(начало XIII века)



Многострадальна земля русская! Нет согласия между князьями: каждый думает о своей выгоде, забывая о прошлом величии Руси, о славных подвигах наследника Рюрика.

Укреплялась земля наша из века в век. Святослав, будучи воином славным, завоевал земли великие. Желал он Преслав городом славным сделать, чтобы приблизить людей русских к путям торговым. Многое задумывал Святослав, но оборвалась жизнь его. Отправляясь на полюдье (пополнить рать), Святослав погибает от рук древлян непокорных.

Еще славнее и могущественней стала Русь при Владимире Святом. По совету Иллариона принял он сам христианство и крестил людей русских. Много славного сей князь сделал: границы крепостями укрепил, с земли холопской не стал брать дань, церкви на Руси стал строить.

Но после съезда в Любече начались раздоры князей. «Каждый будет править своим уделом!» - сказали они друг другу. Видно не помнили они, что говорилось в «Поучении Владимира Мономаха»: «Страх Божий имейте выше всего!» И не Галицко-Волынское, и не соседнее с ним Владимиро-Суздальское, не хотят ладить меж собой. Как ни призывали люди Божии к порядку и согласию, не услышан голос разума.




О князе Святославе



Когда князь Святослав вырос и возмужал, начал он собирать много храбрых воинов, для того, чтобы вести многочисленные войны. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мясо, а запекал на углях всякие коренья. Отправляясь в поход, посылал сначала гонцов сказать: «Хочу на вы идти».

В 964 г. войско Святослава , «пройдя сквозь вятичи», обрушилось на половцев, разорило их столицу Итиль, овладело крепостью Саркелом.

В 967 г. пошел Святослав на Дунай, чтобы покорить болгар, одолел их и сел княжить в Преславе.

Уходя на Дунай он оставил практически без защиты Киев, где жила его престарелая мать Анна с внуками. Воспользовавшись отсутствием Святослава, греки осадили город. Святослав вернулся в Киев и прогнал греков.

И стал Святослав княжить в Киеве. Решил он укрепить языческую веру. По его приказанию на холме у княжеского дворца поставили идолов Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Даждьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши.

Заложил Святослав Золотые ворота в Киеве, а затем и церковь святой Софии. Он сказал: «Нехорошо, что мало городов около Киева». И начал ставить города по Десне и другим рекам, а затем заложил крепость Белгород.

Расширив границы Русского государства дожил Святослав до глубокой старости.






Из письма английского посла,

Повествующего о событиях Смутного времени



«Пишу я Вам, Ваше Величество, под большим впечатлением событий, которые потрясли Московию. В 1589 году был провозглашен первый патриарх Иова, вслед за чем произошел раскол церкви: Аввакум поддержал Федора Ивановича, а Никон – Бориса Годунова. Беспорядки по настоящему начались с приходом "тушинского вора». Его верная жена, Марина Мнишек, была лютеранкой, и потому неприятна как православным, так и нам, католикам. Лжедмитрий I, отравив Бориса Годунова, не смог все же удержаться у власти.

Василий Шуйский, заняв престол, добился исполнения давней мечты российского государства: получил выход России к Балтийскому морю в результате Ливонской войны. Об этом они узнали из первой газеты «Куранты», изданной Иваном Федоровым. К несчастью для вас, Ваше Величество, Генрих VIII, к несчастью английской короны, эти события завершились победой восстания под руководством казачьего атамана Минина и князя Пожарского. Закончилось беспокойство в русской земле избранием нового царя 21 февраля 1613 года Федора Михайловича Романова.




Список использованной литературы



1. Интеллектуально-познавательные игры в школе: сценарии, технологии/ авт.-сост.

О.Г.Кондрашова и др.- Волгоград: Учитель, 2007.

2. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1975.

3. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5=9 класс.- М.: Айрис-пресс, 2004.

4. Шаульская, Н.А. Эрудит-ассорти. Викторины, конкурсы, интеллектуальные игры для

старшеклассников./Шаульская Н.А.- Ярославль, Академия развития, 2006.


Внеклассное занятие "Интеллектуально-познавательная игра "Умники и умницы" (6-7 класс)
  • История
Описание:

 

Историческая игра «Умники и умницы» посвящена истории России с древнейших времен до конца XVII века. Предназначена для учащихся 5-6 класса.

Цели и задачи игры:

· систематизация имеющиеся у учащихся знания по истории России с древнейших времен до XVIII века, развивать интерес к изучению истории.

 

• развитие творческих способностей, логического мышления учащихся;

 

• повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;

• повышение интереса к учебно-познавательной деятельности.

Автор Синявская Лидия Ивановна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 1884
Номер материала 3201
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓