Главная / Классному руководителю / Внеклассное тренинговое занятие "Добро и зло в противоречии" (4-5 класс)

Внеклассное тренинговое занятие "Добро и зло в противоречии" (4-5 класс)

Внеклассное тренинговое занятие для учащихся 5-х классов.

Тема: «Добро и зло в противоречии».

Цель: формирование чётких представлений о добре и зле; показать необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…».

Задачи:

  • Развитие способности делать добро, которое может противостоять злу;

  • Воспитание доброжелательного отношения друг к другу;

  • Развитие умения сопереживать окружающим людям, лучше понимать их чувства, мотивы их поведения;

  • Развитие мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Теоретические положения:

Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Давайте же и мы сегодня попробуем сделать для себя этот вывод.

Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро. 
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
 
И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.


«Ни один злой человек не бывает счастлив» Ювенал

«Жизнь злых людей полна тревог» Дени Дидро

«Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье». Платон


4 ступени добра:

-не вреди другому

-помоги другому

-поступай во благо другого

-живи по совести


Словарь;

Доброта-сочувствие, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать доброе, хорошее, полезное другим людям. С.И.Ожегов

Добро – всё положительное, полезное, хорошее

Доброжелатель – доброжелательно относящийся к кому-либо

Добродетель - высокая нравственность

Добронравие – хороший нрав

Добросердечность – доброе, ласковое сердце

Добряк – добрый человек

Любовь - чувство глубокой симпатии.

Милосердие -сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.

Отзывчивость - чуткость, участливость, сердечность, душевность см. также доброта, сострадательность...

Сопереживание – сочувсвие другому человеку

Зло – всё то, что губит душу человека, способствует собственной деградации


1. Упражнение-приветствие. (3-5 мин.)

Дети входя в класс берут у учителя кристаллы какого-либо цвета и садятся в круг. А сейчас давайте на минутку закроем глаза и подумаем о чём-нибудь очень хорошем. А теперь откройте глаза и улыбнитесь друг другу (обязательно от души). Когда вы улыбаетесь ваши лица светятся счастьем, добротой. А значит здесь собрались добрые люди. Давайте попробуем сейчас поделиться с другими хорошим настроением. Упражнение «Комплимент».

-Что для вас было приятнее говорить комплимент или слышать комплимент в свой адрес.

При входе вы все выбрали кристалл определённого цвета и сейчас мы разделимся на группы по цвету кристалла.

2.Ход занятия. (45-50 мин.)

1)Наше занятие мне хотелось бы начать словами стихотворения Ю.Друниной.

Стираются лица и даты, 
Но всё ж до последнего дня
 
Мне помнить о тех, что когда-то
 
Хоть чем-то согрели меня.
 
Согрели своей плащ-палаткой,
 
Иль тихим шутливым словцом,
 
Иль чаем на столике шатком,
 
Иль попросту добрым лицом.
 
Как праздник, как счастье, как чудо
 
Идёт Доброта по земле.
 
И я про неё не забуду,
 
Как я забываю о зле…
 


2)- О чём это стихотворение?
 
- Какова его основная мысль?
 

- Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить?

Как вы понимаете, что такое добро?

(Во внутреннем мире человека доброта – это солнце. В.Гюго)

(Далее словарная работа. Синонимический ряд и родственные слова.)


3)Добру всегда противостоит зло.

-А что такое зло?

Вывод: добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.

Постарайтесь вспомнить ситуации из жизни или из литературных произведений связанных с этим понятием.

У вас есть рабочий лист, подумайте и распределите в 2 столбика, что для вас – добро, а что – зло.

hello_html_m5278996e.jpg

Дети зачитывают своё мнение.



4)Вспомните пословицы и поговорки о добре. (Ребята называют пословицы)

-От добра, добра не ищут.

-Нет худа без добра.

- Красота до вечера, а доброта на века.

- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

- Делай другим добро, будешь сам без беды.

- Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

- Без добрых дел нет доброго имени.

- Доброе слово и железные ворота открывает.

-Доброе слово и кошке приятно.


5)У вас на столах лежат листочки с ситуациями. Как бы вы поступили в них?

1 группа.

- Твой друг постоянно грубит старшим, обижает младших. Тебе это не нравится, но ты не показываешь этого, не делаешь другу замечаний, потому, что не хочешь с ним ссориться. В конце концов, ты ведь ничего плохого сам не делаешь, а просто стоишь рядом.



2 группа.

- В классе есть новенький мальчик, которого не понимают и отвергают. Что бы вы посоветовали ребятам этого класса?


3 группа.

- Через 2 дня контрольная работа. Лучший друг Кости по болезни пропустил эту тему и не готов к контрольной. Как поступить Косте?

6)- Что значит быть добрым человеком? 
- Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
 

Сейчас каждая группа получит задание.

1 группа-объяснит, что такое пассивная доброта, 2 группа- активная доброта, 3 группа – созидательная доброта.

7) Послушайте притчу. (Помни добро и забывай зло.)

Как-то, два друга много дней шли в пустыне. 

Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: 
- Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину. 

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне:- «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». 

Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: 
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? 

Друг ответил: 
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

-Почему зло нужно забывать, а добро помнить?

-Какой человек способен это сделать? (добрый)



8) Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. (Записываем на доске).
1) Помогать людям.
 
2) Защищать слабого.
 
3) Делиться последним с другом.
 
4) Не завидовать.
 
5) Прощать ошибки другим.


9) А сейчас возьмите свои кристаллы. Подумайте какие добрые дела в жизни вы уже совершили и запишите их на кристаллах.(Кто хочет зачитывает вслух).

А теперь давайте положим наши «добрые дела» в наш ларец «Добрых дел».Посмотрите как он наполнился. Давайте и дальше совершать добрые дела, чтобы на Земле было как можно меньше зла, несчастных людей.



10)Вывод:

Быть добрым – это не значит всё прощать. Быть добрым значит бороться со злом. Спешите делать добро, а не ждите когда его за вас сделают другие.

ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить. 
Не захватить, а отдать.
 
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
 
Не спрятать, а поделиться.
 
Не кричать, а выслушать.
 
Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ. 


Добро и зло творить всегда - во власти всех людей.

Но зло твориться без труда – добро творить трудней.

Рождает зверя зверь, рождает птица птицу,

От доброго-добро, от злого –зло родится …


11) Заключение.

А сейчас давайте вернёмся в круг и подведём итог нашего занятия.

-Что вы получили от этого занятия?

-Что запомнилось?

-На что посмотрели другими глазами?

Спасибо за занятие!


Внеклассное тренинговое занятие "Добро и зло в противоречии" (4-5 класс)
  • Классному руководителю
Описание:

Внеклассное мероприятие с элементами тренинга. Можно использовать для учащихся 4-5-х классов.

Цель: формирование чётких представлений о добре и зле; показать необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…».

Задачи:

·      Развитие способности делать добро, которое может противостоять злу;

·      Воспитание доброжелательного отношения друг к другу;

·      Развитие умения сопереживать окружающим людям, лучше понимать их чувства, мотивы их поведения;

·      Развитие мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Теоретические положения:

Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Давайте же и мы сегодня попробуем сделать для себя этот вывод.

Автор Берестова Татьяна Николаевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1096
Номер материала 13496
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓