Главная / Классному руководителю / Внеклассное мнроприятие "В долине слова"

Внеклассное мнроприятие "В долине слова"

Внеклассное мероприятие

4 класс

«В долине слова»


Цель: воспитание любви к Родине, родному языку.


«Истинной любви к Родине

не может быть без любви

к родному языку»

Д.С. Лихачев


Подготовительная работа:

Подобраны и подготовлены для выразительного чтения стихи о Родине, были проведены классные часы (по Программе воспитания школы) патриотической направленности, написаны сочинения, сделаны рисунки.


Оборудование:

Фрагмент художественного фильма «Несколько дней из жизни Обломова», кроссворд, наглядный материал, хлеб – соль.


Ход :


Организационный момент, настраивающий учащихся на творческую работу в течение внеклассного мероприятия.


Фрагмент финала художественного фильма «Несколько дней из жизни Обломова» ( мальчик, бегущий по бескрайнему полю, кричит «Мамочка приехала» и все это на фоне музыки Рахманинова «Ныне отпущаеши раба твоего»).


Учитель (после некоторой тишины, паузы):

- Как вы думаете , ребята, о чем пойдёт речь?

- В какую страну мы попали?

- Как догадались, что это Россия ? (костюм, язык, музыка)


Сообщение темы мероприятия:

Сегодня мы будем говорить о родине, о родном русском языке.

Нас ждет долина слова.


Слово учителя:

- Мы легко понимаем друг друга с помощью слов.

Я предлагаю отгадать слова, о которых я буду говорить.

Обращаются к кроссворду. (см. Приложение 1)


- Какое слово – ключ в кроссворде? (Родина)

- Почему именно эти слова (Сибирь, березка, Ангара, красота, родник, добро), сложили главное слово Родина.

- Да, эти слова для нас родные.


Когда-то давным-давно славяне верили в то, что есть бог, и звали его Род, обращались к нему только добрыми, ласковыми словами. Даже древний город племени россов назывался Родень, в честь бога Рода. Славяне считали, что бог им помогает, защищает и оберегает их.

Каждый из нас тоже потомок какого- то старинного древнего рода, и у нас есть своя Родина. Попробуйте подобрать к слову родина родные, родственные слова. ( дети называют слова: Родня, родственник, родители )

Как же образовались эти слова, как появились в нашем языке? Вы хотите узнать?


Народ (слово появляется на доске, рядом со словом Родина) – каждый человек своего рода работал не только для себя, но и для других своих родных. Работал на свой род. Тех кто приносил роду, добывал для рода, нес на алтарь, стали называть народ


Слово «Природа» - это все, что было при своем роде. Земля, на которой работали люди, место, где жили, все, что их окружало, стало называться природа.

Теперь попробуйте сами догадаться, как появились следующие слова? На доске появляется слово «родник»

- А вы слышали такие слова: поник, приник? Что они обозначают? Склониться, опустить голову.

Значит, слово Родник появилось потому, что к этой воде надо было наклонить голову, опуститься, встать на колени, чтобы воды напиться у Рода.

Учитель показывает слово Урод (но на доске не размещает). А как появилось это слово? Ведь оно тоже имеет корень Род.

Учитель поясняет после ответов детей.

Те, кто приносили в свой род, - был народ,

А тех, кто забирал у своего рода, уносил, стали звать – у род.

Дети поясняют слово смородина.

- Эта ягода – САМА РОДИНА.

- Просто люди заметили в лесу ягоду, за которой никто не

ухаживал, а она сама плодоносила. Самородина.

-Здорово?

Дети объясняют слова «родник», «урод», «смородина».

Учитель:

- Какая же мудрость заложена в словах наших предков. А что же такое народная мудрость?

Ответы детей. Это пословицы, поговорки, сказки, частушки,…

- Какие пословицы о Родине, о народе, о родном языке вы знаете?

«Никто России столько вреда не принес как Папа римский, да хан Крымский»

Учитель:

- Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч. Как на крыльях перелетают они из века в век, от одного рода к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость. «Пословица - недаром молвится», ведь в ней есть скрытый смысл, мягкий и теплый, как хлеб и немного соли.

- Хлеб и соль …. Что вам напоминают эти слова?

Ответы детей (традиции русского гостеприимства)

Учитель:

- Хлеб пекли обязательно круглый, в форме земли – матушки,

Он напоминал тепло солнца, добра. А соль зачем?

Ответы детей потрясающие:

  1. Наверное, соль съедали, чтобы больше горестей не было.

  2. Хозяин хотел пуд соли съесть со своими гостями, чтобы узнать их.

  3. Соль – это здоровье, без соли хлеб не вкусный, пресный.

  4. Соль в середине хлеба как самое главное! Еще мама моя говорит о главном: это соль земли!


Учитель: Чтобы понять и почувствовать сладкое, доброе надо знать, что есть «соленое». Не познав худа, не узнаешь и блага. Не зря говорили: «Без хлеба не сытно, без соли – не сладко». Кроме того, соль всегда была самым дорогим продуктом, за нее даже меха выменивали. Получается, что хозяин встречал гостей самым дорогим.

Ученица выходит с хлебом - солью на рушнике, читает стихи:

Какая беседа без хлеба и соли,

Без хлеба и соли на свете нет доли,

Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,

Без хлеба и соли не будет и песни.

Учитель: как метко и образно русское слово. Как ярка и красочна русская речь. Сколько слов замечательных о нашем родном крае.

Возьмите у себя на столах круг.

Что он может символизировать? (земной шар, солнце, хлеб )

Круг – это символ вечности, вечной жизни.

Давайте возьмем волшебные краски и покажем, как мы чувствуем свою родину, какая она? (Задача - передать свое отношение к родному краю. Учащимся выдаются раскраски с изображением русской природы).

Звучит песня: «Березы» в исполнении Н. Расторгуева. Учащиеся работают на фоне музыки.

После выполнения работы рисунки прикрепляются на доске.

Учитель:

- Какие теплые слова, хочется произнести?

Ответы учащихся.


1.Какая наша родина нежная.

2. Какая красивая родина наша.

3. У нас такой замечательный край, мы его в обиду никому не дадим.

- Вы произнесли добрые, ласковые, красивые слова, понятные и родные. Мы в классе тоже родные друг другу. Вместе учимся, играем, дружим, радуемся и грустим.

Дети становятся в круг, читают стихотворение. Мальчики задают вопрос, девочки отвечают. В это время передают клубок ниток, к концу стихотворения весь класс держится за ниточку, нитка образовала круг.

- Где же ты, Россия, начиналась?

- На лугу и в поле за страдой

- Чем же ты, Россия, умывалась?

- Ладожскою чистою водой.

- Чем же ты, Россия, красовалась?

- Что цвело, брала себе в полон.

- От какого горя отбивалась?

- От того, что шло со всех сторон

- Где же ты, Россия, расселилась?

- На холмах зеленых, у воды

- Как же ты, Россия, веселилась?

- От веселья плакали лады.

- Как же ты, Россия, говорила?

- Так, что б слово придавало сил!

- Кто прославит и продлит твой род?

Все: Мудрый и великий наш народ!


после паузы, звучат слова (читают ученики):


Берегите Россию, нет России другой,

Берегите ее тишину и покой.

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе


Берегите Россию, без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть,

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой

Берегите Россию, нет России другой.

Учитель: Берегите Россию, добрыми красивыми поступками и словами, которые достались нам от великих наших предков, старайтесь задумываться над тем, что вы произносите.

Долина слов нашего языка бесконечна и безгранична. Мы только начали свой путь по бескрайним просторам нашего языка.

Звучит музыка, продолжается кинофрагмент.

На фоне этого учитель читает:

Я лечу над Россией, словно в сказочном сне,
И дубы вековые машут крыльями мне.

Как весны позывные слышу крик журавлей,
Я лечу над Россией, над Россией моей.
Купола золотые, тополей седина,
О, Россия, Россия, Ты такая одна.

Наше мероприятие подошло к концу. Но не закончились наши беседы о слове, родном крае.









Список использованных источников



  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Уч-к-2-е изд.—М.: ИНФРА-М, 2003.—295 с.

  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.3 – М.: Мир книги. 2000.

  3. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для

  4. бизнесменов.—М., Ось-89, 1997.—240 с.

  5. Лабунская ВА. Невербальное поведение. — Ростов н/д., 1986;

  6. Ниренбергд., Калеродж. Читать человека— как книгу. — М., 1990;

  7. Петрова Ю.А. Культура и стиль делового общения. Учебно-практ. пособие/Ю.А. Петрова—М: Гросс Медиа, РОСБУХ, 2007.—256 с.

  8. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли людей по их жестам. — Новгород, 1992

  9. Популярная энциклопедия для детей. Всё обо всём. / Сост. Г.П. Шалаева – М.1995. Т.5,8.




Приложение 1

Кроссворд выполнен в виде солнца



  1. Белая красавица, очень людям нравится,

Растет под небом синим, как символ всей России (береза)


  1. Благо для окружающих (добро)


  1. Наклонись в тишине, прикоснись – ка ко мне.

Посиди надо мной и умойся водой.

Я - источник в лесу, счастье радость несу. (Родник)

  1. Посмотри, как хорош

Край, в котором ты живешь.

Ты его береги, край любимый- ….. (Сибирь )


  1. Полноводна, непокорна да с хрустальною водой,

Дочка гордая Байкала, с величавой красотой. (Ангара)

  1. Все прекрасное в окружающем мире (красота)


1.б

е

Р

е

з

к

а


2. д

О

б

р

О


3. р

о

Д

н

и

к


4. с

И

б

и

р

ь

5. а

Н

г

а

р

а

6 к

р

А

с

о

т

А

По вертикали РОДИНА
Внеклассное мнроприятие "В долине слова"
  • Классному руководителю
Описание:

Цель:  воспитание любви к Родине, родному языку.

«Истинной  любви к  Родине

не может быть без любви

к родному языку»  Д.С. Лихачев

Подобраны и подготовлены для выразительного чтения  стихи о Родине,  были проведены классные часы (по  Программе воспитания школы)  патриотической направленности, написаны сочинения, сделаны рисунки.

 

Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч. Как на крыльях перелетают они из века в век, от одного рода к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость. «Пословица  - недаром молвится», ведь в ней есть скрытый смысл, мягкий и теплый, как хлеб и немного соли.

Автор Ягодина Людмила Георгиевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 309
Номер материала 43376
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓