Внеклассное
мероприятие по физике для учащихся 7-8 классов
«Путешествие по
стране Физика»
Цели:
-
формирование познавательного интереса к предмету;
- знакомство учащихся с важнейшими методами применения
физических знаний на практике, повышение информационной культуры, опыта
самостоятельной деятельности;;
- обучение детей работать во взаимодействии с другими
учащимися, родителями, учителями;
1 раунд «О физике и
астрономии»
1. Назовите
страну, которая первой запустила искусственный спутник Земли.
1) США;
2) Советский Союз;
3) Великобритания;
4) Япония.
2. Кто побывал в
космосе первым?
1) Человек;
2) обезьяна;
3) крыса;
4) собака.
3. Назовите имя и
отчество первого космонавта
1) Юрий
Николаевич;
2) Алексей
Юрьевич;
3) Николай
Юрьевич;
4) Юрий
Алексеевич.
4. Сколько планет
насчитывает Солнечная система?
1)10;
2) 6;
3) 9;
4) 8.
5. Какая планета
самая яркая из видимых с Земли? Её называют «Утренняя звезда».
1) Юпитер;
2) Плутон;
3) Марс;
4) Венера.
6.Назовите то
место Солнечной системы, куда ступала нога человека.
1) Венера;
2) Луна;
3) Марс;
4) Юпитер.
7. Какой учёный
доказал, что Земля вращается вокруг Солнца?
1) Николай
Коперник;
2) Галилео
Галилей;
3) Исаак Ньютон;
4) К.Э.Циолковский.
8. Как звали
первую собаку, побывавшую в космосе?
1) Звёздочка;
2) Стрелка;
3) Лайка;
4) Белка.
9. Назовите фамилию первой в мире
женщины-космонавта, нашей соотечественницы.
1)
Рюмина;
2)
Кондакова;
3) Савицкая;
4) Терешкова.
10. Чему равна
первая космическая скорость?
1) 7,9 км/с;
2) 12,4 км/с;
3) 17,8 км/с;
4) 29,1км/с.
2
раунд «Пословица - мудрость человеческая»
Каждому члену
команды даётся по одной пословице, им необходимо объяснить её физический
смысл. На подготовку ответа отводиться 3-4 минуты, но если команда готова раньше,
она поднимает сигнальную карточку и за досрочный ответ команде начисляется один
балл.
Тепловые
явления
- "Гвоздём
моря не нагреешь" - русская
- "Много
снега - много хлеба" русская
- "Солнце греет сильнее,
когда нет облаков" - монгольская
Механические
явления
- "Земля
вертится, и мы с ней вместе" - сербская
- "В гнилой доске гвоздь не
держится" - турецкая
- "Пошло дело как по
маслу" - русская
Молекулярная
физика
- "Нарезанный
лук пахнет и жжёт глаза сильнее" -монгольская
- "На мешке с солью и
верёвка солёная" - корейская
- "Подо льдом тёплой воды
не бывает" - осетинская
Электричество.
Магнетизм. Оптика.
- "Чтобы уберечься от
молнии, ковш на голову не надевают" - корейская
- "Солнце сияет, а месяц
только светит" - русская
- "Что на зеркало кивать,
коли рожа кривая" - русская
3
раунд «Увидел, понял – объясни!»
Учитель
демонстрирует опыты, а участники команд делают выводы, объясняют увиденное.
1) К короткой
свече я прикрепил небольшой груз так, чтобы свеча плавала в воде (опускаем в
воду). Свечу зажигаем. Долго ли она будет гореть‚ если над водой виден лишь
небольшой участок свечи. Оставляем свечу горящей. Наблюдайте!
(Ответ: сгорая, свеча уменьшается в объеме и всплывает)
2) А сейчас я
продемонстрирую Вам необыкновенную выносливость своих рук. Пробирки с водой
нагреваю в пламени, вода закипает, но я продолжаю держать их в руках.
(Нескольким желающим можно попробовать ). (Ответ: конвекция)
3) Следующий опыт
довольно таинственный‚ потому что в прошлом веке
считали ‚ что тело
человека обладает сверхъестественными свойствами.
Прямоугольник из тонкой
бумаги помещаю на острие иглы. Приближаю руку – прямоугольник вращается,
отодвигаю – вращение прекращается. (Ответ: вертушка вращается в
определенном направлении – от запястья, вдоль ладони, к пальцам).
4)Карандаш‚
опущенный в стакан с водой, кажется надломленным на границе между водой и
воздухом. На самом деле он прямой. (Ответ: преломление)
5)Наливаем в
стакан воду, закрываем листом бумаги и, поддерживая лист рукой, переворачиваем
стакан вверх дном. Если теперь отнять руку от листа бумаги, вода из стакана не
выльется. Бумага становится как бы приклеенной к стакану. (Ответ:
давление)
6)С помощью этого
удивительного прибора я могу показать молнию. А так же движение „султанов”: их
притяжение и отталкивание. (Ответ: притяжение и отталкивание разноименно и
одноимённо заряженных тел)
4 раунд «Физические задачи по литературным произведениям»
Н.В. Гоголь
1.«Из закоптевшей трубы столбом валил дым и, поднявшись высоко,
так, что посмотреть – шапка валилась, рассыпался горячими угольями
по всей степи…»
? Почему в безветрие дым из трубы поднимается вертикально?
Ответ: так как теплый воздух легче холодного, то он поднимается вверх и
расширяется до тех пор, пока не охладится. Такой вид теплопередачи
называется конвекцией.
2. «… разговорились о том, как
нужно солить яблоки. Старуха моя начала было говорить, что
нужно наперед хорошенько вымыть яблоки, потом намочить в квасу, а потом уже…». На
каком явлении основано соление яблок? Что нужно сделать, чтобы
яблоки просолились быстрее?
Ответ: Это явление называется диффузией. Ионы натрия и хлора беспорядочно
движутся в воде, сквозь поры проникая в яблоки. Чем выше
температура раствора, тем больше скорость движения ионов и,
следовательно, тем, быстрее они попадут в яблоки.
3. И.С.
Тургенев «Записки охотника»
«Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и
черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное». Для чего необходимо
потогонное средство? Ответ. Пот испаряется с поверхности кожи, при этом
температура тела понижается.
4. А.С.
Пушкин «Руслан и Людмила»
«Напрасно зеркало рисует
Ее красы, ее наряд:
Потупя неподвижный взгляд,
Она молчит, она тоскует…»
Как образуется
изображение в плоском зеркале? Какими свойствами оно обладает?
Ответ. Изображение
в зеркале получается отражением от предмета.
Изображение мнимое, прямое, симметричное, равное по размеру предмету.
5
раунд «Отгадай загадку»
Ведущий загадывает
загадки, чья команда первой подняла сигнальную карточку та и отвечает.
1)
Все, что происходит в
природе. (Явление)
2)
Вещество, которое плавится при 00С.
(Лед)
3)
Прибор для измерения массы
тела. (Весы)
4)
Прибор для измерения скорости
движения. (Спидометр)
5)
Два брата родные: одного все видят, но не
слышат, второго всякий слышит, но не видит. (Гром и молния)
6)
Глазами видишь, а руками не
возьмешь. (Тень)
7)
Без глаз, а слезы
льет. (Роса)
8)
Прибор для измерения
температуры. (Термометр)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.