Главная / История / Внеклассное мероприятие Знатоки истории

Внеклассное мероприятие Знатоки истории

КГУ «Средняя школа-комплекс национального возрождения №17»

Знатоки истории

Внеклассное мероприятие по истории Казахстана






г. Петропавловск, 2014г










Подготовила и провела: Тухватулина И.Н., учитель истории


Тема: «Знатоки истории»

Цель: выявить учащихся, проявляющих интерес к изучению истории, выявить слабо изученные темы
Задачи

-развитие интеллектуальных способностей учеников, обобщить, систематизировать знания учеников по пройденному материалу развивать мышление, смекалку умений на материале, дополняющем школьную программу;
- формирование у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их, умения работать в группе, в команде, сотрудничать, умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
- воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу;
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, таблички, бланк итогового листа ответов для жюри, программное обеспечение Word, PowerPoint.

Форма проведения: урок-игра 
Участники и условия проведения: в игре участвуют две команды, учащиеся 10 и 11 классов, во главе с капитаном; у каждой команды – свой игровой стол, название, специальная сигнальная карточка. 
План:

I. Вступительное слово. Организационный момент. Слово учителя: Добрый день, уважаемые гости, коллеги, ученики! Сегодня мы встретились, чтобы определить сильнейшего в знании истории. Дабы поддержать командный дух, хочу сказать такие слова: «Играйте, учитесь, уважайте, не обижайте и не обижайтесь» это ведь только игра!

II. Ход игры.

III. Подведение итогов игры. Награждение участников игры. Рефлексия


Ход игры 
1. Представление команд. Ведущий называет команды, вызывает участников (по одному), приглашая за игровой стол. Последним вызывается капитан.

2. Наша игра состоит из нескольких раундов. Оценивать игру команды в каждом раунде будет жюри (представление).

3. 1-й раунд. «Древний Казахстан» 
10 баллов. При каком из казахских ханов был составлен свод норм обычного права «ЖетiЖаргы» (Хан Тауке) 
20 баллов. Где было основано Казахское ханство? (Жетысу) 
30 баллов. Как назывался верховный правитель усуней? (Гуньмо) 
40 баллов. Как называлось первое раннефеодальное государство тюрских племен? (Тюркский каганат) 
50 баллов. Сектор «Вопрос-аукцион». В начале 40-х годов XIII века образовалось новое Монгольское государство Золотая Орда, включающее территории Восточного Дешт-и-Кипчака, часть территории Хорезма и Западной Сибири. Кто был основателем этого государства? (Батый – сын Джучи)

2-й раунд. «Средние века»

Викторина «Кто это?»

1.Кто является основателем Тюркского каганата (Бумын)

2. Кто является основателем Западно-Тюрсккого каганата (Дато)

3. Кто из известных ученых востоковедов указал причины переселения согдийцев в Жетысу (Бартольд)

4. При каком хане карлукского каганат произошло массовое принятие исламской религии (СатукБогра хане)

5. Кто  является основателем государства Караханидов (СатукБограхане)

6. Кого у Огузов называли Сюбаши (военачальник)

7.Кто из персидский историков утверждал, что в кимакское объединение входило семь племен? (Гардези)

8.Кто из историков дал определению термина жатаки (Махмуд Кашгари)

9. Кого у Огузов называли хатун (жена правителя)

10.Кому из правителей был присвоен титул «Ельхан» (Бумын кагану)

11.В структуре средневековых городов «Рабад» означает?  (окраина города где живут торговцы и ремесленники)

12.Что такое сардоба? (купольное сооружение над колодцами)



3-й раунд. В данном туре, команды выбирают карточки, по очереди нужно ответить на вопрос карточки, на обсуждение каждой команде дается полминуты. «Поэтические звёзды Казахстана»

Назови писателя по визитной карточке. Вопросы: 
10 баллов. Родился в I половине XIX века в крепости Кушмурун близ Кокшетау. Потомок ханского рода. Учился в Омском кадетском корпусе. Состоял на государственной службе. Совершил многочисленные экспедиции по Казахстану, Киргизии, в Китай. Крупный ученый, географ, этнограф, фольклорист. (Ш. Уалиханов) 
20 баллов. Педагог-просветитель XIX века. Создал в Казахстане сеть народных школ, научно разработал, написал учебные и методические пособия. В «киргизской хрестоматии» использовал новый алфавит. Сочиненные им стихи и рассказы положили начало развитию детской казахской литературы. (ЫбырайАлтынсарин) 
30 баллов. При рождении получил имя Ибрагим, но мать Улжан дала ему другое имя, означающее «проницательный». Самовластный отец хотел видеть в сыне будущего влиятельного наследника, знаменитого бая. Но юноша встает на сторону обездоленного народа. Это приводит к разрыву будущего поэта с отцом. Пристрастие к книгам помогает ему проникнуть в мир Пушкина и Лермонтова. Поэт создаёт стихи и делает поэтические переводы. Его творчество явилось воплощением духовных, творческих сил казахского народа. О жизни и творчестве этого великого человека написан роман. (Абай Кунанбаев) 
40 баллов. Родился в конце XIX века в семье бедного кочевника. Мальчику было дано имя горы, возле которой кочевал аул. Картины нужды и унижения запечатлелись в душе ребёнка. С огромным творческим напряжением работает почти столетний аксакал акынов в годы Великой Отечественной войны. Его поэзия вдохновляет людей на подвиг. (Жамбыл Жабаев) 
50 баллов. «Счастливый случай». (Сектор «Счастливый случай».Команда получает указанную на табло сумму баллов).

4-й раунд. «Закончи предложение»

1. Анахарсис был первым выдающимся философом саков. Платон ставил его рядом с Гомером и Фалесом, а в другом труде называет его одним из семи мудрецов мира. До нас дошли его афоризмы. Закончите предложение: «Все беды человека от …». (Языка).

2. Как вы знаете, что в 1822 году был принят «Устав о сибирских киргизах». Параграф 15 этого устава гласил: «Аулом руководит аульный старшина, волостью – султан, а округом - …». (Старший султан).

 3. Казахский фольклор – это народное творчество, имеет большую ценность, отличается глубоким содержанием, имеет огромное воспитательное значение для молодежи. Закончите лаконичное и меткое утверждение: «Если отдашь врагу жизнь, не отдавай …». (Секретов). 

4.  Устное творчество казахского народа передается с древнейших времен из поколения в поколение. В пословицах, поговорках и загадках заключены глубокая мысль, поучения, тонкий подтекст. Отгадайте загадку: «Открылся белый сундук и оттуда вывалились шелка». (Восход Солнца).

5. О чем говорится в этом стихотворение Бо Цзю-и:

Шерсть собрали с тысячи овец,

Сотни две сковали мне колец,

Круглый остов из прибрежных ив

Прочен, свеж, удобен и красив.

В северной прозрачной синеве

Воин её (юрту) ставил на траве,

А теперь, как голубая мгла,

Вместе с ним она на юг пришла.

Её (юрту) вихрь не может покачнуть,

От дождя её твердеет грудь.

Нет в ней  ни застенков, ни углов,

Но внутри уютно и тепло …

(О юрте).



5-й раунд. Конкурс капитанов. Капитаны выбирают категорию вопросов. Ведущий зачитывает вопросы, капитан, первым ответивший на вопрос верно, зарабатывает команде очко.

Категории и вопросы:

Правители:

1. Этот правитель Могулистана в 1365 году 22 июня в Батпактинской битве («Грязевая битва») победил эмира Тимура.  Ильяс-Ходжа.

2. Он знаменит не только своими разрушительными и завоевательными походами, но и тем, что по его приказу был построен мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи. Эмир Тимур.

3. В 1643 году этот хан с 600 сарбазами противостоял 50-тысячной армии джунгар и одержал победу в сражении. Хан Жангир.

4. Прозвищем этого правителя было «Сабалак», он был знаменит тем, что принял участие в Анракайском сражение в качестве воина, где противостоял джунгарскому  воину Шарышу и победил его. Абылай хан.

5. Этого кагана арабы называли «бодающимся» или «рогатым». Каган Сулу.

Города:

1. Наместник этого города уничтожил монгольский караван, что в последствие стало формальным предлогом для завоевания данной территории войском Чингисхана.  Отрар.

2.В 1854 году отрядом Перемышльского было основано Верненское укрепление, которое впоследствии было названо. Алматы.

3.В этом городе был «раскрыт заговор» строителей «красной столицы» и проведен процесс над группой архитекторов и инженеров (П.Т. Буддаси, С.Б. Голдгор, М. Тынышпаев и др.).   Кзыл-Орда.

4.Воины, оборонявшие этот город, сопротивлялись несколько месяцев, не давая врагу возможности преодолеть крепостные стены, и один месяц оборонялись в цитадели против войска Чингисхана. Последним был захвачен Кайыр-хан, правитель этого города.

Отрар.

5.     Название этого города в прошлом столетие менялось несколько раз,  одним из его названий было Целиноград. Астана

Битвы:

1.     Победа арабов в этой битве послужило концом в экспансии китайцев на запад, огромную роль в этом противостоянии арабов и китайцев сыграли тюргеши и карлуки. Атлахская битва.

2.     Ливший несколько дней дождь и образовавшаяся впоследствии грязь дали название этой битве. В этом сражение победу одержал правитель Могулистана. Батпактинская битва.

3.     Огромную роль в победе под этим городом сыграла Панфиловская дивизия, наиболее известен подвиг у разъезда Дубосеково. Битва под Москвой.

4.     В битве за этот город, противнику приходилось с боем брать каждый дом, наиболее известен «Дом Павлова» в обороне которого принял участие ТолыбайМурзаев. Сталинградская битва.

5.     За героизм, проявленный в этом сражении, казахский воин Майлыбайулы был награжден серебряной медалью, а старшина тептярского полка КарынбайЗындагулулы – медалью на голубой ленте.  Сражение у Бородино.

Герои ВОВ:

1.     Этот летчик выходец из Караганды 19 декабря 1942 года в воздушном бою в районе Боковская-Пономаревка направил свой самолет в гущу танков. НуркенАбдиров.

2.     Он обратился к ленинградцам со стихотворением «Ленинградцы, дети мои!», в котором выразил мысли, чувства и переживания всех людей многонациональной страны. Жамбыл Жабаев.

3.     Она  сражалась в рядах 54-й стрелковой бригады. Её подвига была посвящена песня, которую спела Роза Рымбаева. АлияМолдагулова.

4.     Ему принадлежат слова, облетевшие весь фронт: «Велика Россия, а отступать некуда, позади - Москва» В.Г. Клочков.

5.     Его подвиг остался в памяти бойцов, он ворвался в штаб немецкой части  вс. Бородино и уничтожил 5 немецких офицеров. Т.Тохтаров.

Племена и рода:

1.     В переводе название этого племени означает цифру «8». Найманы

2.     В 1870 году казахи этого рода поднялись на борьбу. Поводом этому послужило требование о выплате налога по новой норме сразу за 2 года

- 1869 и 1870 года. Адай.

3. 965 и 985 годах их военный с союз с киевскими князьями выступал поочередно против Хазарского каганата и ВолжскойБулгарии. Огузы.

4. Название этих племен связывают с названием реки в Монголии Керулен. Кереи.

5. Русское название тюркоязычных (в основном кыпчакских) племен, населявших с ΧI в. территории от Поволжья до побережий Черного моря. Половцы.

Звания, титулы  и др.:

1.     Почетное звание, присваиваемое особо отлившимся в военном деле, личным героизмом, смелостью и доблестью военачальникам и воинам. Батыр.

2.     Судья в казахском обществе, знаток народной жизни, обычаев и норм, обычного права казахов. Бий.

3.     Титул верховного правителя каракитаев, жалаиров. Гурхан.

4.     Воспитатель, наставник детей ханов и султанов. Атабек.

5.     Титул верховного правителя огузов. Джабгу (Ябгу).


III. Подведение итогов игры. Награждение участников игры. Рефлексия

Жюри подводят итоги.

Вопросы для учащихся:

- Удачно ли прошла игра?

- Кто из участников дал больше правильных ответов?

- Где  можно использовать знания, полученные на уроке?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Бланк для жюри

Команды

1 раунд

2 раунд

3 раунд

4 раунд

5 раунд

итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Внеклассное мероприятие Знатоки истории
  • История
Описание:

Тема: «Знатоки истории»

Цель: выявить учащихся, проявляющих интерес к изучению истории, выявить слабо изученные темы. 
Задачи

-развитие интеллектуальных способностей учеников, обобщить, систематизировать знания учеников по пройденному материалу развивать мышление, смекалку умений на материале, дополняющем школьную программу;
- формирование у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их, умения работать в группе, в команде, сотрудничать, умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
- воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу;
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, таблички, бланк итогового листа ответов для жюри, программное обеспечение Word, PowerPoint.

Форма проведения: урок-игра 
Участники и условия проведения: в игре участвуют две команды, учащиеся 10 и 11 классов, во главе с капитаном; у каждой команды – свой игровой стол, название, специальная сигнальная карточка. 
План:

I. Вступительное слово. Организационный момент. Слово учителя: Добрый день, уважаемые гости, коллеги, ученики! Сегодня мы встретились, чтобы определить сильнейшего в знании истории. Дабы поддержать командный дух, хочу сказать такие слова: «Играйте, учитесь, уважайте, не обижайте и не обижайтесь» это ведь только игра!

II. Ход игры.

III. Подведение итогов игры. Награждение участников игры. Рефлексия


Ход игры 
1. Представление команд. Ведущий называет команды, вызывает участников (по одному), приглашая за игровой стол. Последним вызывается капитан.

2. Наша игра состоит из нескольких раундов. Оценивать игру команды в каждом раунде будет жюри (представление).

3. 1-й раунд. «Древний Казахстан» 
10 баллов. При каком из казахских ханов был составлен свод норм обычного права «ЖетiЖаргы» (Хан Тауке) 
20 баллов. Где было основано Казахское ханство? (Жетысу) 
30 баллов. Как назывался верховный правитель усуней? (Гуньмо) 
40 баллов. Как называлось первое раннефеодальное государство тюрских племен? (Тюркский каганат) 
50 баллов. Сектор «Вопрос-аукцион». В начале 40-х годов XIII века образовалось новое Монгольское государство Золотая Орда, включающее территории Восточного Дешт-и-Кипчака, часть территории Хорезма и Западной Сибири. Кто был основателем этого государства? (Батый – сын Джучи)

2-й раунд. «Средние века»

Викторина «Кто это?»

1.Кто является основателем Тюркского каганата (Бумын)

2. Кто является основателем Западно-Тюрсккого каганата (Дато)

3. Кто из известных ученых востоковедов указал причины переселения согдийцев в Жетысу (Бартольд)

4. При каком хане карлукского каганат произошло массовое принятие исламской религии (СатукБогра хане)

5. Кто  является основателем государства Караханидов (СатукБограхане)

6. Кого у Огузов называли Сюбаши (военачальник)

7.Кто из персидский историков утверждал, что в кимакское объединение входило семь племен? (Гардези)

8.Кто из историков дал определению термина жатаки (Махмуд Кашгари)

9. Кого у Огузов называли хатун (жена правителя)

10.Кому из правителей был присвоен титул «Ельхан» (Бумын кагану)

11.В структуре средневековых городов «Рабад» означает?  (окраина города где живут торговцы и ремесленники)

12.Что такое сардоба? (купольное сооружение над колодцами)

 

3-й раунд. В данном туре, команды выбирают карточки, по очереди нужно ответить на вопрос карточки, на обсуждение каждой команде дается полминуты. «Поэтические звёзды Казахстана»

Назови писателя по визитной карточке. Вопросы: 
10 баллов. Родился в I половине XIX века в крепости Кушмурун близ Кокшетау. Потомок ханского рода. Учился в Омском кадетском корпусе. Состоял на государственной службе. Совершил многочисленные экспедиции по Казахстану, Киргизии, в Китай. Крупный ученый, географ, этнограф, фольклорист. (Ш. Уалиханов) 
20 баллов. Педагог-просветитель XIX века. Создал в Казахстане сеть народных школ, научно разработал, написал учебные и методические пособия. В «киргизской хрестоматии» использовал новый алфавит. Сочиненные им стихи и рассказы положили начало развитию детской казахской литературы. (ЫбырайАлтынсарин) 
30 баллов. При рождении получил имя Ибрагим, но мать Улжан дала ему другое имя, означающее «проницательный». Самовластный отец хотел видеть в сыне будущего влиятельного наследника, знаменитого бая. Но юноша встает на сторону обездоленного народа. Это приводит к разрыву будущего поэта с отцом. Пристрастие к книгам помогает ему проникнуть в мир Пушкина и Лермонтова. Поэт создаёт стихи и делает поэтические переводы. Его творчество явилось воплощением духовных, творческих сил казахского народа. О жизни и творчестве этого великого человека написан роман. (Абай Кунанбаев) 
40 баллов. Родился в конце XIX века в семье бедного кочевника. Мальчику было дано имя горы, возле которой кочевал аул. Картины нужды и унижения запечатлелись в душе ребёнка. С огромным творческим напряжением работает почти столетний аксакал акынов в годы Великой Отечественной войны. Его поэзия вдохновляет людей на подвиг. (Жамбыл Жабаев) 
50 баллов. «Счастливый случай». (Сектор «Счастливый случай».Команда получает указанную на табло сумму баллов).

4-й раунд. «Закончи предложение»

1. Анахарсис был первым выдающимся философом саков. Платон ставил его рядом с Гомером и Фалесом, а в другом труде называет его одним из семи мудрецов мира. До нас дошли его афоризмы. Закончите предложение: «Все беды человека от …». (Языка).

2. Как вы знаете, что в 1822 году был принят «Устав о сибирских киргизах». Параграф 15 этого устава гласил: «Аулом руководит аульный старшина, волостью – султан, а округом - …». (Старший султан).

 3. Казахский фольклор – это народное творчество, имеет большую ценность, отличается глубоким содержанием, имеет огромное воспитательное значение для молодежи. Закончите лаконичное и меткое утверждение: «Если отдашь врагу жизнь, не отдавай …». (Секретов). 

4.  Устное творчество казахского народа передается с древнейших времен из поколения в поколение. В пословицах, поговорках и загадках заключены глубокая мысль, поучения, тонкий подтекст. Отгадайте загадку: «Открылся белый сундук и оттуда вывалились шелка». (Восход Солнца).

5. О чем говорится в этом стихотворение Бо Цзю-и:

Шерсть собрали с тысячи овец,

Сотни две сковали мне колец,

Круглый остов из прибрежных ив

Прочен, свеж, удобен и красив.

В северной прозрачной синеве

Воин её (юрту) ставил на траве,

А теперь, как голубая мгла,

Вместе с ним она на юг пришла.

Её (юрту) вихрь не может покачнуть,

От дождя её твердеет грудь.

Нет в ней  ни застенков, ни углов,

Но внутри уютно и тепло …

(О юрте).

 

5-й раунд. Конкурс капитанов. Капитаны выбирают категорию вопросов. Ведущий зачитывает вопросы, капитан, первым ответивший на вопрос верно, зарабатывает команде очко.

Категории и вопросы:

Правители:

1. Этот правитель Могулистана в 1365 году 22 июня в Батпактинской битве («Грязевая битва») победил эмира Тимура.  Ильяс-Ходжа.

2. Он знаменит не только своими разрушительными и завоевательными походами, но и тем, что по его приказу был построен мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи. Эмир Тимур.

3. В 1643 году этот хан с 600 сарбазами противостоял 50-тысячной армии джунгар и одержал победу в сражении. Хан Жангир.

4. Прозвищем этого правителя было «Сабалак», он был знаменит тем, что принял участие в Анракайском сражение в качестве воина, где противостоял джунгарскому  воину Шарышу и победил его. Абылай хан.

5. Этого кагана арабы называли «бодающимся» или «рогатым». Каган Сулу.

Города:

1. Наместник этого города уничтожил монгольский караван, что в последствие стало формальным предлогом для завоевания данной территории войском Чингисхана.  Отрар.

2.В 1854 году отрядом Перемышльского было основано Верненское укрепление, которое впоследствии было названо. Алматы.

3.В этом городе был «раскрыт заговор» строителей «красной столицы» и проведен процесс над группой архитекторов и инженеров (П.Т. Буддаси, С.Б. Голдгор, М. Тынышпаев и др.).   Кзыл-Орда.

4.Воины, оборонявшие этот город, сопротивлялись несколько месяцев, не давая врагу возможности преодолеть крепостные стены, и один месяц оборонялись в цитадели против войска Чингисхана. Последним был захвачен Кайыр-хан, правитель этого города.

Отрар.

5.     Название этого города в прошлом столетие менялось несколько раз,  одним из его названий было Целиноград. Астана

Битвы:

1.     Победа арабов в этой битве послужило концом в экспансии китайцев на запад, огромную роль в этом противостоянии арабов и китайцев сыграли тюргеши и карлуки. Атлахская битва.

2.     Ливший несколько дней дождь и образовавшаяся впоследствии грязь дали название этой битве. В этом сражение победу одержал правитель Могулистана. Батпактинская битва.

3.     Огромную роль в победе под этим городом сыграла Панфиловская дивизия, наиболее известен подвиг у разъезда Дубосеково. Битва под Москвой.

4.     В битве за этот город, противнику приходилось с боем брать каждый дом, наиболее известен «Дом Павлова» в обороне которого принял участие ТолыбайМурзаев. Сталинградская битва.

5.     За героизм, проявленный в этом сражении, казахский воин Майлыбайулы был награжден серебряной медалью, а старшина тептярского полка КарынбайЗындагулулы – медалью на голубой ленте.  Сражение у Бородино.

Герои ВОВ:

1.     Этот летчик выходец из Караганды 19 декабря 1942 года в воздушном бою в районе Боковская-Пономаревка направил свой самолет в гущу танков. НуркенАбдиров.

2.     Он обратился к ленинградцам со стихотворением «Ленинградцы, дети мои!», в котором выразил мысли, чувства и переживания всех людей многонациональной страны. Жамбыл Жабаев.

3.     Она  сражалась в рядах 54-й стрелковой бригады. Её подвига была посвящена песня, которую спела Роза Рымбаева. АлияМолдагулова.

4.     Ему принадлежат слова, облетевшие весь фронт: «Велика Россия, а отступать некуда, позади - Москва» В.Г. Клочков.

5.     Его подвиг остался в памяти бойцов, он ворвался в штаб немецкой части  вс. Бородино и уничтожил 5 немецких офицеров. Т.Тохтаров.

Племена и рода:

1.     В переводе название этого племени означает цифру «8». Найманы

2.     В 1870 году казахи этого рода поднялись на борьбу. Поводом этому послужило требование о выплате налога по новой норме сразу за 2 года

- 1869 и 1870 года. Адай.

3. 965 и 985 годах их военный с союз с киевскими князьями выступал поочередно против Хазарского каганата и ВолжскойБулгарии. Огузы.

4. Название этих племен связывают с названием реки в Монголии Керулен. Кереи.

5. Русское название тюркоязычных (в основном кыпчакских) племен, населявших с ΧI в. территории от Поволжья до побережий Черного моря. Половцы.

Звания, титулы  и др.:

1.     Почетное звание, присваиваемое особо отлившимся в военном деле, личным героизмом, смелостью и доблестью военачальникам и воинам. Батыр.

2.     Судья в казахском обществе, знаток народной жизни, обычаев и норм, обычного права казахов. Бий.

3.     Титул верховного правителя каракитаев, жалаиров. Гурхан.

4.     Воспитатель, наставник детей ханов и султанов. Атабек.

5.     Титул верховного правителя огузов. Джабгу (Ябгу).

 

III. Подведение итогов игры. Награждение участников игры. Рефлексия

 Жюри подводят итоги.

Вопросы для учащихся:

- Удачно ли прошла игра?

- Кто из участников дал больше правильных ответов?

- Где  можно использовать знания, полученные на уроке?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Бланк для жюри

Команды

1 раунд

2 раунд

3 раунд

4 раунд

5 раунд

итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Тухватулина Ирина Наилевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 452
Номер материала 31473
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓