Инфоурок Всеобщая история Рабочие программыВнеклассное мероприятие: "Здравствуй, земля целинная!"

Внеклассное мероприятие: "Здравствуй, земля целинная!"

Скачать материал

             «Здравствуй,  земля целинная!»

(Историко - литературно - музыкальная композиция)

С.М. Халаим

учитель истории

Большеизюмовской средней школы

Тайыншинского района

Северо-Казахстанской области

 



 

 

 

 

 

Эпиграф:

Многое тогда случалось на целине –

И хорошего, порою  и плохого – но в

целом это был  один из величайших

подвигов Человека и Человечества

 за все время его существования.

                         Ильяс Есенберлин



Цель: способствовать пониманию  исторических сведений о целинном прошлом нашего края.

Задачи:

1.           Образовательная: расширение знаний учащихся о влиянии освоения целины на развитие нашего  края, культуру и быт народов;  отражении этого события в судьбах людей, принимавших участие в целинной эпопее.

2.           Развивающая: развитие умения преподносить информацию, кругозора, речевой культуры учащихся, осуществление их творческой самореализации.

3.           Воспитательная: воспитание патриотизма, интернационализма, чувства гордости за свою страну и народ, уважение к труду и хлебу, отдать дань уважения тем людям, которые самоотверженно трудились на благо нашей республики.

Форма проведения:  историко - литературно - музыкальная композиция.

Методы: словесный, наглядный, интерактивный, видеометод, инсценировка

Оборудование: мультимедийная  доска, презентации,  фильм, «Сделано в СССР. Освоение целины»,  минусовки песен,  каравай хлеба, национальные костюмы, предметы народного быта.

Ход мероприятия:

Слайд №1(Название мероприятия и эпиграф)

Вступительное слово учителя: Наше мероприятие посвящено освоению целинных земель в Казахстане.  Целине 60, тогда, в далеком 1954 году  над великой степью Казахстана начала по-настоящему бурлить жизнь. О целине на сегодняшний день суждения неоднозначны. Одни считают, что зря распахали земли, нанесли вред экологии, другие видят в ней причину нарушения социального уклада жизни казахов, дисбаланса этнического состава населения. Но все признают, что освоение целинных земель - крупное событие всколыхнувшее страну, оставившее след в истории и заслуживающее нашего внимания. В памяти народа навсегда останется подвиг и мужество тех, кто вдохнул новую жизнь в степные просторы республики.

Ведущий 1:  Как сказал наш Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев: Освоение целины - это грандиозный социально-экономический проект двадцатого века, аналогов которому в мировой истории не было. За короткий исторический период во многих районах Казахстана преобразились экономика, образование, здравоохранение, культура, создан мощный кадровый и научный потенциал. Целина воспитала целую плеяду героев, ставших руководителями предприятий, крупными учеными, государственными и политическими деятелями. Более 250 тысяч целинников были удостоены правительственных наград. Целинная земля дала 350 миллионов тонн товарного зерна. Поэтому, по мнению Президента, в нынешних экономических успехах Казахстана есть вклад первоцелинников.

Ведущий 2: Казахская степь, какой ты была раньше до освоения целинных земель, какой тебя увидели первые целинники…

Ведущий 1:  О впечатлениях целинников  рассказал  североказахстанский  поэт Георгий  Шамов.

Включается  музыка и презентация «Казахские степи до освоения целинных земель»,  играет домбра. На фоне музыки ученица читает стихотворение североказахстанского поэта Георгия Шамова.

Учащийся 1:

Степь да степь. На сотни километров,

Древняя, седая целина,

Край сайгаков, лебедей и ветров,

Кобылиц молочных, самана.

Редкие завьюженные колки…

Мчит поземка по степи, шурша,

Заунывно воют в стужу волки,

От пурги спасаясь в камышах,

Словно тешась,  перелески в стужу

В легкий иней разодел мороз,

И бродяга-ветер кружит, кружит,

Покрывало белоснежных кружев

Отряхая с трепетных берез.

И пока буран с обвальным гулом

Не творит свой дикий произвол,

Всадника до самого аула

Провожает отощавший волк.

Джут весной. За ливнем вслед морозы,

Кони заморенные хранят…

В мертвой неподвижности стоят,

Как сосульки, звонкие березы,

Словно под бутылочным стеклом

Травяная низенькая щетка.

Бей в стекло тяжелым сапогом

В иступленной кованой чечетке, -

Овцы гибнут мигом за седлом –

И скачи, пусть свет в глазах померкнет.

Лед и смерть. И на кургане беркут.

Леденец со сломанным крылом.

Эту быль к нам древние поэты

Старики-акыны донесли.

Почему ж я написал об этом?

Просто вспомнил, как минувшим летом

Насмерть перепуганного светом,

К нам в поселок волка привезли.

 

Ведущий 2: А знаете  ли вы, что стало причиной  освоения целины и как все начиналось?

Включается видео «Сделано в СССР. Освоение целины». (3 минуты)

Ведущий 1: Что нам говорит история  об освоении целинных и залежных земель.

Слайд №2 (П.К. Пономаренко и Л. И. Брежнев).

Учащийся 2: В конце 1953 г. в стране широко обсуждались вопросы,  касающиеся освоения целины. Среди регионов, с пригодными для посевов землями,  назывались в первую очередь Урал, Сибирь и Казахстан. Руководители республики, считавшие, что распахивание больших площадей нанесет ущерб традиционному животноводству,  были сняты со своих постов.  На должность  Первого секретаря Центрального комитета Казахстана был избран  П.К. Пономаренко, которого позже сменил Л. И. Брежнев. Решение об освоении целинных земель было принято весной 1954 года. Предполагалось за счет освоения новых земель увеличить посевные площади зерновых до 13 млн. га.

Казахстанцы   поддержали решение об освоении целинных земель. В те годы было привычным явлением проведение различного рода мероприятий по инициативе партии или комсомола. В печати часто публиковались материалы, призывающие тружеников присоединиться к рядам доблестных целинников.  Со всех концов СССР в Казахстан начали прибывать люди. В первое время люди жили в степи в палаточных городках, вагончиках, землянках. Подобные неудобства никого не пугали.

Ведущий 2: Давайте представим себе как это было.

Включается ролик со слайдами (Целина. Яндекс. Видео.)

Учащийся 3: Уже к началу августа 1954 года  было распахано 13, 4 га новых земель, в том числе в Казахстане более 6,5 млн. га целинных земель. В августе 1954 г.  ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли еще одно постановление  «О дальнейшем освоении целинных земель для увеличения производства зерна». Робкие  голоса ученых, что подобное освоение новых земель может оказаться совершенно неоправданным, в расчет не брались. Наоборот все делалось в спешке. Государственный план подъема целинных и залежных земель рассчитанный на два года выполнен со значительным превышением.

Освоение целины поддерживалось и значительными льготами для прибывающих целинников, выплачивались премии, надбавки за выслугу лет. Целинники обеспечивались бесплатным проездом с имуществом из мест выхода к месту вселения, денежным пособием, кредитами, освобождение от сельскохозяйственного налога. В грандиозной борьбе за освоение целинных земель  советские люди проявили массовый героизм и самоотверженность. Новоселам приходилось начинать жизнь в палатках, в вагончиках, землянках.

Ведущий 1: Послушайте стихотворение поэта Северного Казахстана, бывшего главного редактора журнала  «Провинция»   Владимира Шестерикова  «Целинная палатка».

Включается слайды № 3, №4, №5(Изображения целинной палатки, пшеничного поля, хлебного каравая).

Учащийся 4:

Нет, не для праздных ротозеев

Она сменила ширь полей

На тихий уголок музея

И снова радует людей.

 

Пусть молодым она расскажет,

Когда придет заветный миг,

О нашей юности отважной,

О современниках моих.

 

О длинных шумных  эшелонах,

В которых  жарко, как огонь,

Что звезды таяли студеные,

Рванула удалью гармонь.

 

О том, как в стыни невеселой,

С упорством твердым как гранит,

На месте будущих поселков

Был первый колышек забит.

 

Как  в первый раз в степи разбуженной

Колосья стали бронзоветь,

Как согревал и в дождь и в стужу

Тугой палаточный брезент.

 

Как хлопцы с жаждой неуемной,

С улыбкой доброй, озорной,

В ладонях,  от мазута темных,

В страду баюкали зерно.

 

Как парни тульские и вятские

Пришли на зов степных дорог…

И в речь казахскую вплетался

Соленый волжский говорок.

 

Теперь, где степь была глухая,

Штормит пшеничная волна.

И жаль, что те, кто ныне хают,

Все ж хлеб едят твой, целина!

 

Ведущий 2: Споры о целесообразности, последствиях, значении целины не затихают до сих пор. Целина вызывает у людей противоречивую оценку, противоположные мнения.

Ведущий 1: Прошло 60 лет, но такой грандиозный проект как освоение нескольких миллионов гектар дикой земли не мог  бесследно исчезнуть в истории. Для Казахстана оно имело огромнейшее значение: насколько положительное, настолько же и отрицательное. Были допущены серьезные ошибки и просчеты.

Ведущие по очереди:

1.Массовая распашка степей привела к экологическим последствиям. Большой бедой стала ветровая эрозия. В результате отвальной вспашки из двадцати шести миллионов гектаров целинных земель Казахстана восемь миллионов утратили плодородие и были выведены из оборота.
2. Высокой ценой давалось производство зерна. Уборка была затратной, шла авральным методом с привлечением огромного количества техники и людей из совершенно других сфер экономики.                               3.
Сказочные урожаи были только в  первые годы целины. Многие зерновые хозяйства создавались на малопродуктивных землях, были убыточными и существовали за счет дотаций государства.                                 4. Утверждение о том, что Казахстан  являлся житницей всего СССР - это миф. А по валовому сбору урожая во всем СНГ Россия все равно на первом месте, на втором Украина, потом - мы.
5.Целина  привлекала не только специалистов, но и большое количество случайных людей, приехавших в эти края за длинным рублем. Например, из 650 000 человек, приехавших в Северный Казахстан за первые 2 года, людей, действительно нужных целине, было всего 130 000. Вследствие этого частыми явлениями были нарушения порядка, разбазаривание государственных средств, хищения.
6.Сократились  сенокосные и пастбищные угодья. В результате животноводству был нанесен непоправимый ущерб.
                                                                                                                                                      7.Высока была текучесть кадров. Серьёзно отставало жилищное и культурно-бытовое строительство от темпов развития сельскохозяйственного производства и роста населения.                                                                          8. Приток населения из других республик  привел  к снижению роли национальных обычаев и традиций, к резкому сокращению количества казахских школ, уменьшилось издание национальной литературы и периодической печати. В северных областях обострились языковые и демографические проблемы.


Ведущий 2: О негативных последствиях и попытках их преодоления посмотрите видео.


Включается видео «Сделано в СССР. Освоение целины» (11.40-15.48 мин) 

Ведущий 1: Положительных моментов тоже было немало.

Ведущие по очереди:

1.    Благодаря трудовым достижениям первоцелинников, Казахстан стал крупнейшим производителем зерна. За 50 лет валовой сбор пшеницы в Казахстане составил более шестисот сорока миллионов тонн, или в среднем почти по 13 миллионов тонн в год.

2.     Решена проблема продовольственной безопасности страны, это самое главное. Мы не продаем наши природные ресурсы в обмен на зерно. Собственного урожая хватает,  чтобы прокормить всю страну.

3.    Хлебное поле Казахстана вывело республику в десятку мировых экспортеров зерна. Сегодня география экспорта казахстанского зерна охватывает страны Евросоюза, Азии, Ближнего Востока и Африки.

4.    У нас твердые сорта пшеницы, которые очень ценятся в кондитерской промышленности.

5.     Целина предусматривала комплексное освоение огромной территории. Помимо сотен новых хозяйств на карте республики появились и совершенно новые города.

6.    Целина дала стране не только большой хлеб, но и способствовала значительному росту в республике промышленного производства, машиностроения, строительства, развитию экономики, а также социальной сферы: образования, здравоохранения, культуры, спорта.

7.    Только за первых  два целинных десятилетия протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием выросла более чем в 14 раз, а железнодорожных путей - на две с половиной тысячи километров.

Наши села стали на тот период самыми современными в сравнении с соседними республиками.

8.    Освоение новых земель дало мощный толчок развитию аграрной науки. Именно в эти годы началось зарождение казахстанской системы земледелия. В Казахстане была создана эффективная система агрохимической службы, защиты растений и ветеринарии, уникальный Институт зернового хозяйства.

 

Ведущий 2: Об освоении целинных и залежных земель написано немало статей, репортажей книг. Десять  лет назад была издана «Золотая книга целины», которая посвящена целинникам североказахстанской области.

 

Ведущий 1: В советские годы была широко известна книга «Целина» Л. И. Брежнева. В 70-е годы ее заставляли читать и изучать, что часто приводило к противоположному результату, хотя книга на самом деле была интересной. Ее реальный автор Александр Павлович Мурзин. Она начинается словами: «Будет хлеб – будет и песня». И действительно живя в суровых условиях люди пели прекрасные, душевные песни.

Учащиеся исполняют песню  «Едем мы,  друзья в дальние края».

Ведущий 2: Наш край внес свой вклад в освоение целины.

Слайд № 6  (Н. С. Хрущев в Северо-Казахстанской области).

Учашийся 5: Северный Казахстан стал родным домом для многих тысяч первоцелинников. Целинный край куда вошла наша область был образован в 1960 году. В край вошли пять областей Северного Казахстана: Кокшетауская,  Костанайская, Павлодарская, Североказахстанская, Акмолинская, Территория нашего района оказалась в центре событий целинной эпопеи. В 50-е годы его не раз посещал Н. С. Хрущев, который был в те годы главой советского государства.   С начала освоения целинных и залежных земель в нашем районе  были построены новые совхозы :

Зерносовхоз «Котовский» основан  -11 ноября 1954 г.

Совхоз «Кантемировец» - 25 октября 1954 года

Зерновое совхозное хозяйство – «Молотовский» -1954 г., с 1957 г. переименовано в совхоз «Тихоокеанский»

Зерносовхоз им. Ильича – основан 2 сентября 1954 года

Зерносовхоз «Агроном» организован в 1954 году, а с 1957 года присоединен к совхозу им. Ильича.

 

Слайд №7(ТОО «Ак-Жар»)

С освоения целинных земель закипела жизнь и в нашем селе. Появилась МТС, вырос поселок для рабочих, затем хлебоприемный пункт. В 1954 году начинается история предприятия  ТОО «Ак Жар». Здесь на месте нашего ХПП проходила железная дорога. 20 мая был организован пункт заготзерно №11. Сюда со всего бывшего СССР ехали юноши и девушки, студенты из Ленинграда. Были разбиты палатки. Начали строить ХПП, склады для зерна. Первый обоз с хлебом поступил осенью 1955 г. Это был настоящий праздник, машины украшенные красными  транспарантами  двигались к ХПП. Быстрыми темпами проходили машины через лабораторию, автовесы, автоподъемники. Далеко за пределами Изюма были видны огни ХПП и доносился гул работы механизмов. Многие, кто приехали в наши степи, остались здесь навсегда.                                                                                                                                        

Советское правительство выдвинуло задачу обеспечить в ближайшие 2-3 года крутой подъем всех отраслей сельского хозяйства, в решении этой задачи  ведущее место отводилось  МТС  (Машинно-тракторным станциям). В  те годы Тайынчинская и Октябрьская МТС,  находящаяся в нашем селе,  играли главную роль в районе.  Известно, что в нашем районе было мало залежных земель, поэтому руководство Кокчетавской области определило им место освоения земель в Кзылтуском районе.

Слайд № 8 (Статья из газеты «Красная звезда» со стихотворением)

Ведущий 1: Е. Чумейко и И. Олиферовский - жители села Октябрьское, которое в относится к Большеизюмовскому сельскому округу, в целинные годы написали  стихотворение «Край родимый расцветает», которое было опубликовано в районной газете ровно  60 лет назад.

Учащийся 6:

Край родимый расцветает –

Сколько света и простора!

И в степи, где дымка тает,

Тракторов поют моторы.

Целина, где вековая,

Где над степью коршун вьется,

Борозда встает прямая,

На просторе песня льется.

Где ковылью серебрилась,

Степь от края и до края,

Золотистая пшеница

 Встает новым урожаем!

 

Ведущий 2: В далекие годы, когда целина отмечала свой серебряный юбилей, поэт Тайыншинского района,  Любовь Петровна Галицкая, сочинила такое стихотворение:

Учащийся 7:

Для меня целина –

Это поле пшеницы

И портреты героев

На газетных страницах.

Целина – мой совхоз,

Что в степи появился.

Как цветок полевой,

Он легко здесь прижился.

 

Ведущий 1:  Для кого-то целина это история страны, для кого-то история жизни. Тогда еще комсомольцами, они приехали делать то, что потребовала от них страна и то, что сами они сочли необходимым.

Включается видеофильм  «Сделано в СССР. Освоение целины» . (6.38-10.36)

Ведущий 2: Мы расскажем вам о людях нашего края приехавших работать в годы освоения целины, которая нашла отражение в их судьбах. Недавно на странице районной газеты появилась статья «Целинный путь его судьба»  о жителе нашего села.

Слайд №9  (И.Ф. Титков)

Учащийся 8: Иван Фёдорович Титков родился в 1935 году в Белоруссии , в  г.Кричев Могилёвской области. Когда ему исполнилось 19 лет  в 1955году освоение целины в Казахстане  шло уже полным ходом. Молодой парень откликнулся  незамедлительно, подал заявку и 5 апреля ему выдали  небольшую красную книжечку – путёвку, которую он открыл с волнением и прочёл: « Кричевский райком, горком Могилёвской области вручает  настоящую комсомольскую путёвку товарищу Титкову, изъявившему желание добровольно поехать на освоение залежных и целинных земель» И вот уже весной 1955года поезд мчится в далёкий неведомый Казахстан. Село   предстало перед Иваном большим пустырём, где всего лишь местами располагались постройки, в основном землянки.  Каких - то улиц ещё не существовало, а те, что находились со стороны Тайынши,  были не настолько длинными как сейчас.   Приреченский ХПП  выглядел как два продолговатых строения – склада в чистом  поле, без заборов и вообще без признаков будущего элеватора,  которые построили в 1954 году  приехавшие по путёвке первые целинники. Здесь следует упомянуть, что в процессе освоения целины  сложилась такая ситуация, когда созрел первый урожай  1954 года,  стало ясно, что его негде хранить, нужны элеваторы, нужно жильё для целинников, которые растили хлеб для страны. Вот здесь и пригодились рабочие руки И. Титкова и других добровольцев

В это же время организовали в Большом Изюме МТС,  РТС, строили УМСХ (СПТУ 130), животноводческие фермы, ещё один клуб, жилые дома  и  другие объекты. В строительстве оказывали помощь Таинчинские строительные бригады. На целинных просторах Кзылту , которые обрабатывали большеизюмовские механизаторы Октябрьской МТС, кипела работа и уже осенью 1955года на току элеватора лежали  целые горы  зерна. Его сушили, отвозили на мельницы, отправляли эшелоны в Москву, Ленинград и даже за границу. 

В Большом Изюме работали и  студенты из  Ленинграда. Их  4 палатки, в которых  до наступления холодов проживало около 80 человек, располагались  на месте нынешнего элеватора .

Мы все тогда старательно работали! – вспоминает Иван Фёдорович, - Каждый к порученному делу относился добросовестно, поэтому не было у нас негативных явлений.

  В 1957 году Иван Фёдорович был награждён  медалью «За трудовую доблесть». Продолжал трудиться на  Приреченском ХПП (сейчас АО «Ак –Жар»), которому он отдал 42 года.

Слайд №10 (Похвальные грамоты И.Ф. Титкова)

 Об этом свидетельствуют слова из похвальных грамот, которые ему вручали неоднократно  – «За высокие производственные показатели и активное участие в общественной жизни Приреченского ХПП»,  «За успехи в труде и добросовестное отношение к служебному долгу, личную дисциплинированность», «За активное участие в охране социалистической собственности»,  «За многолетнюю честную и добросовестную работу», « Образец самоотверженного труда на приёме и подборке зерна», неоднократно получал премии и путёвки в санаторий.

Слайд №11 (Медали И.Ф. Титкова)

 В 2004 году  получил  медаль «50 лет Целине», а не так давно получил медаль «Дети войны» за труд в детские годы на своей Родине в Белоруссии в период Великой Отечественной войны. Сейчас он находится заслуженном отдыхе.

 

Учащийся 9:

 Слайд № 12 (Н. Т. Бовсуновская)

 Среди приехавших во время освоения целины была учитель много лет проработавшая в нашей школе – это Бовсуновская Нина Тимофеевна. Родилась Нина Тимофеевна  в 1935 году в селе Петровка  Воронежской области. Закончив Усманское педагогическое училище и получив квалификацию «учитель начальной школы», она приехала в Казахстан по распределению,  в августе  1954 г. ОБЛОНО     г. Кокчетава направило ее работать в Келлеровский район, в  Глубоковскую среднюю школу. Первое впечатление о Казахстане – кругом голая степь, нигде ни одного деревца.

Глубоковская средняя школа представляла собой маленькое здание, где было 4 классных комнаты и земляной пол. Приходилось вести  два класса одновременно – четвертый и второй. Работать было трудно, зарплата была маленькая. Во время уборки урожая привлекали учителей к работе на току, который находился в поле, зерно приходилось сушить вручную, переворачивая лопатами или обрабатывая ручными веялками.

Так же приходилось работать агитатором, посещать сельскохозяйственные объекты, участвовать в художественной самодеятельности. Здесь же в Глубоком встретила она свою судьбу – Бовсуновского Франца Иосифовича, вышла замуж, он тоже был учителем. Затем в 1956 г. его перевели в Горьковскую 9-летнюю школу, здесь семья прожила 10 лет.   В 1965 г. Нина Тимофеевна стала  «отличником народного просвещения». В 1967 г. Франца Иосифовича перевели директором школы в с. Большой Изюм, здесь Нина Тимофеевна работала учителем начальных классов, вела  трудовое обучение.  В 1971 году была награждена медалью «За трудовое отличие». В 1989 году – медалью «ветеран труда». В 1990 году ушла на пенсию. Имеет памятный значок «К  25-летию целины»

Ведущий 1: Не все,  что происходило в те годы на целине, освещалось тогда в средствах массовой информации, но до сих пор не утихают споры о том, чем же является целина: грандиозной авантюрой или массовым подвигом народа.

Включается видеофильм: «Сделано в СССР. Освоение целины». (с  21.47мин до конца фильма)

Ведущий 2: Цитирую слова Нурсултана  Назарбаева:
«Тогда была основана настоящая дружба между нациями и народами страны, которой мы сегодня гордимся. Долг современного поколения - передать детям и внукам святое чувство братства и доверия.                             


Ведущий 1: Казахс
кий народ  в годы освоения целины не только принял представителей разных народов со своими обычаями культурой, образом жизни, но и помог им обустроиться и адаптироваться.

Ученица исполняет казахский народный танец.

Ведущий 2: Стихотворение Булата Кожахметова «Хлеб – глава дастархана».

Учащийся 10:

Мы снова неустанно

Повторяем слова:

Хлеб – глава дастархана,

Хлеб – всему голова.

И души тронув струны,

Белый,  пышный на вид,

Каравай полнолунный

С дастархана глядит.

 

Ведущий 1: Представителей разных национальностей объединила единая цель – дать Родине хлеб, сделать ее богаче. У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу насущному. «Хлеб - всему голова», так издавна считал русский народ, для многих представителей русского народа приехавших на целину Казахстан стал родным домом.

Исполняется песня «Хлеб всему голова»

В освоении казахских целинных земель принимали участие более 300 тысяч представителей Украины. Многие из них с присущим чувством долга, трудолюбием и упорством в непростых условиях утвердили хлеборобные традиции украинского народа. У украинцев немало обрядов связанных с хлебом, многие из которых идут из глубины веков.

     Инсценировка украинского обряда, связанного с хлебом.

Учитель : Вот и урожай созрел, пора убирать. На Украине перед жатвой всегда проводили праздник первого снопа, с выполнением соответствующих обрядов. Жатву называли – зажины.

Действие на сцене:

Выйдя в поле на зажины, девушка стелет скатерть или рушник с хлебом-солью и свечой. Трижды кланяется ниве, говоря: «Дай, Боже, легко начать, а еще более легко дожать».

(уходит, выходит парень с серпом, и делает вид что косит, потом берёт в руки сноп)

Учитель( комментирует действия парня): Жатвы начинают в «легкие» дни: вторник или пятницу. Первым косить должен самый уважаемый  в селе мужчина, который прослыл как наилучший хозяин. Чтобы не болела спина во время работы, за пояс втыкают ветвь ясеня или дуба. (девушки втыкают парням ветки за пояс)

Учитель: первый зажинок (две горсти) хозяйка кладет крест-накрест на обочине, и они должны так пролежать до конца жатвы.

Действие: (девушка выполняет действие: подходит к парню, делает вид что со снопа обирает пшеницу(она спрятана в руках) и сыплет крест)

Учитель:  Этот Первый сноп торжественно заносят в дом, ставят на почетном месте под иконами, т.е. в красном углу) В этом снопе собрана вся животворная сила поля, он имеет называется  Дидух. Его украшают калиной, цветами, перевязывают лентами. Дидух обмолачивается отдельно, зерна из него святят в церкви, а перед севом их смешивают с семенами. Соломой из первого снопа кормят скот, чтобы не болел, а коровы, чтобы давали много молока. В советское время такой сноп обязательно ставили в клубе или столовой.  (Девушки украшают сноп).

Учитель: Осень – пора свадебных торжеств. Интересно то, что многие из старинных свадебных обрядов украинцы используют и  по сей день. И по обычаю в обрядах присутствуют хлеб и зерно. По славянскому обычаю гостей всегда встречают  хлебом-солью.  Молодых также встречают  караваем на рушнике.

Действие: 2 человека подымают его в верх, делают арку  и жених и невеста проходят под ним, держась за руки.

Учитель:  Следует заметить, что свадебный каравай пекли только те  женщины, у которых дружная, благополучная семья. А для теста брали на заре  первую, непочатую воду.

Следующий этап свадебного обряда, самый главный, имел юридическую силу, после его свершения жених и невеста становились мужем и женой. Обряд проводит старший староста свадьбы.

Действие: Свадебный каравай держит девушка, его накрывают рушником. По обеим сторонам становятся молодые. На него молодые кладут свои руки, и староста связывает их символическим узлом, произносятся слова

Все участники хором: Не вяжется узел, а вяжется слово.

Действие: Молодых  обсыпают зерном и хмелем, выкрикивают пожелания

Все по очереди: Совет да любовь.   счастья вам. Чтоб дом ваш был полная чаша!

Учитель:  Молодых  обсыпают зерном и хмелем, для того, чтобы был в доме достаток и зерна - полные амбары! Ну и конечно чтоб деньги водились!

Действие: обсыпают монетами молодых. Развязывают руки и все уходят.

Исполняется финальная песня «Туған Жерім»




Ведущий 2: Закончить наше мероприятие хочется словами нашего президента: «…Самое главное политическое достояние нашей страны – межнациональный мир и общественное согласие, то один из истоков этого мира и согласия – Целина, славная страница в истории государства».

Учитель: я думаю, что со словами нашего Президента  все согласятся. Мы должны сохранить память о целине, которая стала частью истории нашей страны.   Спасибо за внимание.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Внеклассное мероприятие: "Здравствуй, земля целинная!""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Политолог

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Внеклассное мероприятие "Здравствуй, земля целинная!", посвященно 60 летию освоения целинных земель в Казахстане. Способствует расширению знаний учащихся о влиянии освоения целины на развитие нашего края, культуру и быт народов; отражении этого события в судьбах людей, принимавших участие в целинной эпопее. Показывает вклад в освоении целины земляков. Сейчас об этом событии мнения неоднозначны, но учащиеся должны знать о самоотверженном труде покорителей целины. Дается информация и о недостатках и просчетах в освоении целиных земель. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма, интернационализма, чувства гордости за свою страну и народ, уважение к труду и хлебу, отдать дань уважения тем людям, которые самоотверженно трудились на благо нашей республики.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 049 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект учебного занятия по истории Приднестровского региона
  • Учебник: «История. Профессиональное образования. Часть 2», Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.
  • Тема: § 57. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
  • 30.12.2020
  • 573
  • 3
«История. Профессиональное образования. Часть 2», Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.05.2020 1259
    • DOCX 408.5 кбайт
    • 33 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Купташкина Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Купташкина Ирина Владимировна
    Купташкина Ирина Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83527
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Курс повышения квалификации

Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 416 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "История" в условиях реализации ФГОС СОО

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 170 человек

Мини-курс

Проектное управление

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 16 регионов